Уважаемые коллеги!
Продолжаю публиковать анонсированный мной выше текст:
"…Остаётся лишь сожалеть, что совершившие переход через Лох-Несс в декабре 1944 года советские военные моряки так и не встретились с его «хозяйкой». Тем более, что буквально в минувшем году с ней «познакомился» один из местных жителей – некий мистер Фэррел. Он утверждал, что с дистанции в 230 метров в 6-кратный бинокль видел некое создание длиной примерно 25 – 30 футов, 4 – 5 из которых составляла шея, увенчанная головой с большими глазами. Такова была Несси «военного образца 1943 года»…
…Однако описанное выше декабрьское плавание 5 больших охотников не осталось единственным знакомством советских военных моряков с Каледонским каналом в целом и с озером Лох-Несс в частности. Не прошло и двух месяцев, как британское Адмиралтейство решило вновь воспользоваться этим внутренним водным путём для ещё одной межтеатровой переброски предназначенной для передачи СССР по ленд-лизу новой группы кораблей американской постройки.
На этот раз потенциальными «гостями Несси» стали сразу почти три сотни моряков 20-го дивизиона Бригады больших охотников ВМФ СССР под командованием капитана 3-го ранга Егорова. Из состава этого соединения переход Каледонским каналом совершили 9 катеров: БО-237 (бывший американский SC 1491) старшего лейтенанта Постнова, БО-238 (SC 1478) старшего лейтенанта Марова, БО-239 (SC 1483) старшего лейтенанта Еремеева, БО-241 (SC 1506) старшего лейтенанта Палицына, БО-242 (SC 1499) старшего лейтенанта Романова, БО-243 (SC 1503) старшего лейтенанта Яровенко, БО-244 (SC 1479) старшего лейтенанта Барышникова, БО-245 (SC 1487) капитан-лейтенанта Баланова и БО-246 (SC 1512) капитан-лейтенанта Дубро. И вновь один из штатных катеров дивизиона – БО-240 (SC 1508) – в переходе не участвовал, так как находился в ремонте.
Следует отметить, что, так как это был второй проход советских военных моряков Каледонским каналом, то на 20-м дивизионе уже имели его подробное описание, сделанное командиром 2-го отряда 19-го дивизиона капитан-лейтенантом Агафоновым. Не перегружая наше повествование длинным цитированием всего этого документа, мы приведём здесь лишь те строки, которые относятся в нём непосредственно к описанию «владений Несси»: «Канал проходит через 3 горных пресноводных озера, самое большое – Лох-Несс, около 20 миль длиною и одна миля шириною, наибольшая глубина до 130 саженей, причём центральная часть на всём протяжении имеет глубины более 100 саженей, озеро находится на высоте 50 футов над уровнем моря, берега гористые с наибольшей высотой в 2284 футов и покрытые лесами, левый и правый берег почти строго правильны».
Если катера капитан-лейтенанта Агафонова шли Каледонским каналом из Северного моря в Атлантический океан, то капитану 3-го ранга Егорову следовало перевести своё соединение в обратном направлении – из Атлантики в «Немецкое море», как его традиционно называли русские мореходы. При этом из-за большего на этот раз числа катеров проход Каледонским каналом производился последовательно тремя отдельными, равными группами: в первую входили БО-239, БО-244, БО-246, во вторую - БО-245, БО-242, БО-243, и, наконец, в третью – БО-237, БО-238, БО-241. Поэтому «внутреннее плавание» из Атлантики в Северное море растянулось почти на 6 суток: если первый катер 20-го дивизиона вошёл в канал 12 февраля, то последний вышел из него только 17-го. Правда, следует помнить о том, что движение по Каледонском каналу было разрешено англичанами только в светлое время, какового в середине февраля в Северной Шотландии весьма немного, так что из всего отрезка времени от входа в канал до выхода из него, например, БО-246 был на ходу в целом меньше суток – всего 14 часов 43 минуты, а БО-243 – 17 часов 4 минуты.
Соответственно и проход озера Лох-Несс на этот раз советские моряки совершали более продолжительное время в целом, однако для всех катеров 20-го дивизиона он пришёлся на один день - 14 февраля. При этом озеро, как и другие открытые участки Каледонского канала, катерники старались пройти на максимальной скорости: так шедший головным в последней, третьей группе БО-237 вошёл в озеро в 10.08, а вышел из него в 11.42, а БО-243 прошёл весь Лох-Несс между 09.21 и 12.03. Кстати, как и в декабре, переход озером пришёлся на тот же самый день недели – на среду. Согласно утверждённому распорядку дня на катерах 20-го дивизиона в момент перехода Лох-Нессом шла «боевая подготовка и работы по типовому расписанию», по которому на среду приходилась «учёба младшего начсостава и сборы по специальностям», за этим следовала получасовая приборка, после чего наступало время обеда. На этот раз при проходе Лох-Нессом никем не было отмечено каких-либо событий, заслуживающих занесения в вахтенные журналы катеров.
Правда, некоторые происшествия имелись на других участках Каледонского канала. Так, в отчёте командира 20-го дивизиона капитана 3-го ранга Егорова мы читаем: «В 15.30 12 февраля первая пара катеров вошла в шлюз № 1. При стоянке в шлюзе было настолько тесно, что отсутствовало пространство между бортами для кранцев. Выход из шлюзов второго катера осуществлялся своим ходом, и по вине руководителя работ, который дал преждевременную команду на шпиль, катер БО- 1499 задел винтом за цепь, соединяющую ворота, она была перерублена. БО-1499 благополучно дошёл до места назначения, но при подъёме его на слип лопасти левого винта имели зазубрины. … Перед 16-ым шлюзом БО-1512, который был третьим в строю, вследствии задержки в пропуске через шлюз имел касание винтом о грунт. При подъёме его на слип обнаружены зазубрины на лопастях правого винта. … У входа в 29-й шлюз БО-1506 вследствие неправильного маневрирования имел касание винтом грунта. Подъём его на слип обнаружил зазубрины лопастей правого винта». О том же, но с указанием уже советских номеров катеров, кратко говорилось в итоговом отчёте о переходе 20-го дивизиона из Америки в Заполярье: «При проходе Каледонским каналом катера БО-241 и БО-239 коснулись винтами (оба правыми) грунта, а БО-242 задел за цепь ворот шлюза».
На этот раз советские военные моряки оказались не единственными, кто решил воспользоваться Каледонским каналом. Так в самом начале пути им встретился «идущий в обратном направлении военный катер (спасательное судно при аварии самолётов)», а 13 февраля советские катерники «разошлись в канале с голландским рыболовным судном», так же шедшим из Северного моря в Атлантику. «Практическая ценность канала заключается в возможности переброски небольших, особенно маломореходных судов внутренней магистралью, – читаем мы в донесении капитана 3-го ранга Егорова. – Этим мы сокращаем расстояние от западной части Шотландии в восточную на 300 миль, но большого выигрыша во времени мы иметь не будем, так как прохождение каналом, учитывая работу его только в светлое время суток, занимает примерно 2 суток». После наступления темноты моряки 20-го дивизиона (так же, как и их предшественники из 19-го двумя месяцами раньше) проводили церемонию спуска Советского Военно-Морского Флага и становились на швартовы на ночёвку к берегу. «На всём протяжении канал между шлюзами и на подходах к ним имеет места для стоянки в виде пирсов, так что проходящие суда в ночное время имеют спокойную стоянку», - писал в своём отчёте начальству тот же Егоров. После спуска флага на борту кораблей всё шло, как писалось в отчётах, «по распорядку» - большая приборка, ужин, «самообслуживание личного состава», раздача коек и отбой. Вечерними стоянками советские моряки пользовались так же для того, чтобы пополнить корабельные запасы воды прямо из-за борта. «В озёрах хорошая пресная вода, годная для питья», - отмечал всё тот же Егоров, и нельзя с ним не согласиться: в те годы о загрязнении воды в Каледонском канале и прочих экологических проблемах современности жители шотландского Хайленда даже и не подозревали.
Следует отметить, что командование 20-го дивизиона в целом более серьёзно отнеслось к переходу своих катеров Каледонским каналом, при следовании которым у личного состава была «проверена и вновь принята курсовая задача № 2». К тому же, исходя из анализа всех выявленных нами в архивных фондах отчётных документов за переход, нельзя не признать, что капитан 3-го ранга Егоров составил гораздо более подробное описание Каледонской водной системы, чем его предшественник капитан-лейтенант Агафонов. Но, как известно, первому всегда бывает труднее. Благодаря обоим их отчётам, уже весной 1945 года в распоряжении Разведывательного управления Советского Военно-Морского Флота имелось подробное и новейшее описание столь экзотической внутренней водной системы, как Каледонский канал – как его самого, так и условий плавания в нём. А, как говорят сами разведчики, «никакой полученной информацией не стоит пренебрегать»…".
Окончание следует!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий