Попытка перевода содержания этого интервью .....
Интервью крестьянина и живого свидетеля Августа Хаусмана (Х) из Хюкесвагена-Дюрхагена для Ильзы Фаэкорн (Ф) в 1980 году.Х; Я сказал уже, они прибыли в 41/42 году сюда в Штаплаг (подрасумевает Шталаг). Их было около 800 человек. И тогда я ...мы их поездом сюда доставили и тогда им от Вупперталя сюда понадобилось 2 дня.Они не могли даже двери вагонов открыть. Вид у них был совершено дикий. Руководили всем младший офицер и старший фельтфебель, они не спускались на платформу, они оставались на охраных вышках. Так что в Вуппертале пленных разделили. Большая часть ..... были здесь внизу, я так думаю, примерно несколько сотен, но я не помню точно.
Ф; И все русские?
Х; Все русские военнопленные. Одна часть была отправлена в Бохольт, они все должны были попасть в Бохольт.Только не все выдержали это, один или два вагона разгрузили здесь. Ночью их здесь разгрузили, тех ..... те что могли ещё идти, должны были бежать, а других их товарищи перевезли на тележках. Кого уже не было смысла транспортировать остались здесь, потому что больные уже были. Те кого ещё можно было перевозить были увезены в Бохольт и там похоронены. Тех что оставили здесь были здесь наверху (имеет в виду Фоссаген) похоронены. Можно посчитать, в то время, что они каждые два, три дня, иногда каждый день нового привозили. Наверняка это был тиф. Это были молодые ребята 18-20 лет. Пару раз я тоже был там внизу (в лагере). Сам я не хотел туда идти. Тогда мне врач сказал "Пойдём, ты идёшь со мной". "Нет" - сказал я "я не пойду с вами (называет имя). но всё равно я пошёл тогда с ним и мы взяли с собой ведро воды и одну чашку и стали раздавать воду. "Воду можете вы сегодня пить" говорил он (врач) "утром вы всё равно умрёте". Так, и мы должны были ездить вниз в лагерь, я был за ездового. Да, нам навстречу выходили двое русских и офицер, запрягали коня в повозку и мы заезжали внутрь лагеря. И они говорили мне, когда я приезжал: "Завтра конец" (??). Это были цветущие молодые люди, двое были одно время со мной, это было примерно 14 дней, мы должны были телегу разгружать (??) я говорил:"Я не буду это делать (называет имя), но я не буду это делать" и всё равно эти 14 дней эти парни были с нами. Неплохие ребята. Они получали еду. Одного я хотел оставить здесь дольше, но руководство железной дороги не дало разрешение. Тогда так и осталось всё. Первых хоронили в палаточной ткани- брезенте, позже хоронили в промасленой бумаге, а потом и просто без ничего.
Ф; Это были производства? Палатки? Ах, нет, это их заворачивали в палаточную ткань.
Х; Да трупы
Ф; Трупы
Х; Они работали на железную дорогу
Ф; На железную дорогу?
Х; Работники
Ф; В Кревинкельбрюке?
Х; Нет, нет, железная дорога Вупперталь
Ф; Удивительно, Вупперталь значит.
Х; Прокладчики путей, они должны были пути строить
Ф; И не было других фирм там в лагере? Где они ещё работали в Кревинкельбрюке?
Х; Русские нет, ...Да нет, точно ... на фабрике они были.
Ф; Знаете Вы как фабрика называлась?
Х; Один был у Гримма(?) он ходил туда по вечерам и делал колья с наконечниками для заборов, но тогда я был уже солдатом. Я думаю, что был там один, это был большой мужчина. После возвращения с фронта я там его видел. Меня демобилизовали в декабре 44-го. И тогда он ещё там работал. Если работа заканчивалась без пятнадцати 5, они уже были в пять в лагере. Они были вдвоём. Один делал заострённые досточки, другой был плотником.... он собирал звенья забора ..... так они отдавали на поля. За это они получали еду. Это считалось ещё хорошей работой.
Ф; Вы сказали, что не все умерли от эпидемии?
Х; Нет, от голода
Ф; Они голодали?
Х; Ну конечно, когда я был солдатом, я тоже голодал. И если в то время, если попадали в плен - американцы говорили о миллионах, но только тысячи попали в плен,- то вы должны понимать, что вы 8 или 14 дней вообще никакой еды не получите. Они попали в бою в плен и тогда 14 дней, 4 недели не получали еду и воду. От этого голод. И вдруг тут им дают ещё.
Ф; И что они получали?
Х; Им варили суп, который в то время был.
Ф; Но Вы говорили, я думаю, один раз сказали, только красную свеклу, не правда?
Х; Это они получали в главном лагере, когда они попали в плен в России, то попадали сначала в лагеря в Остпойсен, это находилось в Остпойсене, там они были взаперти, там их кормили свеклой, потому что не могли уже ходить(?) их невозможно было приучить к порядку, это были тысячи людей, молодых парней.
Ф; И тогда им давали красную свеклу?
Х; И у нас она была. Мы тоже красную свеклу ели. И всё что можно было, любые корнеплоды. Как солдат, как немецкий солдат. Кто попал на поле должен это понимать. Если он тоже солдатом был. Или он не попадал в поле. Если он тоже солдатом стал. Или если он в тылу оказался. У нас тоже животы пучило. Это надо понимать.
Ф; Да, но я не очень теперь понимаю, г-н Хаусманн, здесь наверху возможно находятся 40 могил.
Х; 41, 40 солдат и русская девушка
Ф; Но их должно было больше умереть, где они похоронены?
Х; Они в Бохольте. От этого прибывшего эшелона остальные похоронены в Бохольте. Здесь лишь те кто остались, их не могли больше перевозить, их здесь похоронили. Их не могли дальше везти, но и отсюда увозили в Бохольт.
Ф; Все 40, что после той транспортировки умерли и здесь и наверху похоронены?
Х; Так точно не могу сказать, приблизительно в один год. Да точно в течении одного года
Ф; Но основным возможно было, то что в лагере они не получали еду?
Х; Да, это понятно. Как русский военнопленный, как русский солдат фронта, одни из первых на фронте, когда ещё не организовано питание на поле боя, так было и у нас, так было у русских, мы все не получали. Там они голодали и попав в плен перемещались в Остпойсен 8-14 дней и конечно практически ничего не получали. А если ещё и не доставалось ничего из общего котла, как это было пережить.
Ф; И Вы ещё рассказывали о трубе, откуда можно было весь лагерь видеть, старая труба (речь скорее всего идёт о старой фабрике с трубой)?
Х; Это просто труба
Ф; Но я говорю о предшественике этой трубы, которая здесь внизу теперь.
Х; Это и была та труба
Ф; И я от многих слышала, что оттуда весь лагерь можно было наблюдать.
Х; Первыми на работу на железную дорогу прибыли поляки, это были 150 поляков, они были первыми здесь, возможно больше, около 200. Тогда руководство железной дорогой хотело само управлять ими, содержать их, но тогда началась не всё так организовано. Тогда и построили „трубу“. Тогда и прибыли первые поляки и русские ... и ещё французы и они когда прибыли .... русские прибыли несколько позже, они прибыли в 42-ом. Началось в 40-ом, копгда прибыли поляки, а русские в 42-ом. Да, „труба“, её должны были 6500 человек обслуживать.
Ф; 6500?
Х; 6500. Это на всю сталелитейную промышленость, на всю область Ремшайд, на все большие фирмы. Они все использовали иностранцев, у них были две большие кухни в Ремшайде.
Ф; И конечно они на этом зарабатывали?
Х; Ах, этого я не знаю, так нельзя точно говорить. Я считаю, я не знаю точно, как это протекало, но питание было и они получали питание. Была это целая колбаса или только ломтик колбасы.....
Ф; Хорошо, фрау Розенбаум мне рассказала, что их труд использовали охотно и там всегда было 10 человек на работе.
Х; Да, они подбирали себе русских, это было. Конец 42/43. Были и 4 француза у „трубы“ с 41 года. И они оставались у трубы (наверное подразумевается всё время фабрика с трубой). Их там тоже кормили и они оставались там на ночь. Это были 2 повозчих и 2 мясника.И они оставались до конца, до 45-го года. Единственое, что он получал от этого, это рабочую силу, которая всё здесь отстроила, это были строители, эти французы, они строили и перестраивали, но они и получали хорошо .... и русские тоже, тут были 4-6 русских. Они всегда получали хорошую еду, на этой мельнице(?)
Ф; Ну да, но фабрика и получала от этого наверняка много?
Х; Это было.... (пауза)
Ф; Так, я ещё слышала, что все и везде получали от этого и обогащались.
Х; Во время войны, во время войны, в годы войны единственое, что можно было получить, что фабрика компенсировать могла, чтобы продукцию покупали. Она должна была и эти 6500 человек содержать, продукцию производить и продавать. Мы один раз поехали, я солому должен был забрать, тогда сказал я "мне нужна телега". На фабрике мне сказали „тогда мол и тогда". Тогда я приехал и мне сказал "я дам тебе двух работников, смотри за ними". Мы вместе поехали куда-то за Аахен, я не вспомню теперь как называлось место. У меня были контакты в зоопарке (ж/д депо??). Я сказал " выбирайте свеклу и подобное, но не перегрузите телегу". Так они и обеспечивались там едой.
Ф; (попыталась вставить) Это точно...
Х; Что касалось мясных продуктов, так они получали частично. Нужно было заботится о 6500 человек.
Ф; (перебивая) Но если он получает 50 грамм мяса для каждого а отдаёт только 10, тогда 40 грамм можно компенсировать.
Х; Подобное делали все... многие делали ещё хуже.
Ф; Я не знаю
Х; Да (смеётся)
Ф; Я конечно понимаю сейчас, что Вы осторожнее стали.
Х; (недаумёно) Нет, боже упоси. Но единствено, но не хотелось, чтобы то что на этой (показывает на диктофон) услышали, что я тут рассказал (смеётся). Нет, это нужно для всех..... это всего лишь 4 человека в поездке снабженцами и это всё, ….. это должно было происходить. Потому что все хотели к обеду, все люди хотели в обед кушать. И это не так мало, 6500 человек. Я ездил так 14 дней на телеге.. Тогда снег был очень глубокий и мы не могли проехать и я видел, что тогда было, кто получал целую колбасу а кто лишь кусочек, так было в годы войны.
......
Х; Мы на многое надеялись, но не всё получилось. (голос срывается). Сколько, сколько были против, в 32/33 годах, сколько тогда погибло.
Ф; Многих вы знали? Многих?
Х; Ещё как много, ещё как.
Ф; Из Леннеп?
Х; Да из Ленепп, и из Рамшайда. И почти всегда говорили "этот пропал, тот пропал". И тогда все подумывали... Кто хочет ещё против быть? Общество не объединилось. Если бы хоть половина могла тогда объединиться., этого не произошло бы. Общее мнение не возникнет никогда, я в это не верю. Я сейчас не верю и тогда не верил.
Ф; Что я ещё хотела спросить. Фрау Розенбаум, которая в молодости всё это пережила, она была в моём возрасте и она говорит: да, херр Хаусманн, он позаботился об этих людях. Если бы он их не похоронил, наверняка их вышвырнули бы в реку (Вуппер). Что Вы по этому думаете?
Х; Да, ну не так уж. Это несколько преувеличено. Это не могло быть, это не по-человечески. Только в местах боевых действий такое могло произойти.
Ф; Возможно это было ваше предназначение?
Х; Да, по команде властей уж точно.
Ф; Похоронили Вы всех там наверху сами?
Х; На телеге. Я двоих туда отвёз, первая поездка. После у меня не было для этого времени. Да я и не хотел.
Ф; Но делали, Вы продолжили это?
Х; Команда от начальства. Они предоставили мне телегу. Я не хотел больше моей телегой возить. Они могли что-то другое придумать, они могли специальный транспорт для трупов найти.. Да, один раз я бургомистром поругался из-за этого и это был шум. Что тогда было? Но это было гораздо раньше, это был 31 год (наверняка говорит о 41-ом), в лагере. Но после того больше я не рисковал протестовать.