Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Как погибло судно (турбоэлектроход) «Иосиф Сталин» 1941  (Прочитано 56195 раз)

unifex

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 42 123
  • Алюсов Алексей Михайлович
«Иосиф Сталин» (ВТ-521) — советский товаро-пассажирский турбоэлектроход (пасс. тб/х, 7645 брт, БГМП. Капитан — Н. С. Степанов). Дата и место гибели — 03-05.12.41, центр. часть Финского зал., 59°54' с.ш. 25°09' в.д.

В декабре 1941 г. турбоэлектроход участвовал в эвакуации гарнизона ВМБ Ханко, имея на борту 5589 чел. Следуя в Кронштадт в составе конвоя, подорвался на трех минах последовательно, получил значительные повреждения (повредило корму, разрушило трюм № 3). Затем в него попал 12-дюймовый снаряд финской береговой батареи, обстреливавшей конвой. Судно начало погружаться в воду. Базовым тральщикам 205, 211, 215, 217 и пяти катерам морской охраны, несмотря на минную опасность, удалось снять с гибнущего турбоэлектрохода и поднять из воды 1740 чел. После ухода кораблей охранения судно, осев в воду по палубу, прекратило погружаться и к 5 дек. сдрейфовало к м. Лохусалу на побережье Эстонии, где село на мель. Оставшиеся в живых были взяты в плен.
11 июля 1945 г. судно было поднято и приведено в Таллин, где впоследствии разрезано на металл

Историческая справка

Товаро-пассажирский турбоэлектроход «Иосиф Сталин» строился в Амстердаме (Нидерланды) для Балтийского государственного морского пароходства (линия Ленинград—Лондон). Он был заложен в 1938 г. и через год спущен на воду. В феврале 1940г. судно передали заказчику. Водоизмещение турбоэлектрохода составляло 7500 т (дедвейт 3219 т), грузоподъемность 1272 т. Пассажировместимость 512 чел. Экипаж насчитывал 108 чел. Наибольшая длина судна составляла 135,7 м (по грузовой ватерлинии — 130,9, между перпендикулярами 127,2 м), наибольшая ширина — 18,6 м и осадка — 6,35 м. Иосиф Сталин имел семь палуб. Общая площадь трех грузовых трюмов равнялась 2380 м2. Главная энергетическая установка состояла из двух турбин общей мощностью 12 800 л. с., двух гребных электродвигателей (11 800 л. с.) и четырех паровых котлов системы «Бабкок—Уилкокс». Запас топлива доходил до 1600 т (уголь).

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%84_%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD_(%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B1%D0%BE%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4)

Военный транспорт ВТ-521(бывший "И.Сталин") на мели у мыса Лохусалу .1941г


http://forum.exler.ru/uploads/127/post-1222076680.jpg

http://static.panoramio.com/photos/original/9365332.jpg

Спасательный круг с подорвавшегося на минах в декабре 1941 г. при эвакуации гарнизона Ханко турбоэлектрохода «Иосиф Сталин»

http://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/History/sotamuseo_129.jpg

 
 
« Последнее редактирование: 23 Мая 2009, 12:20:36 от unifex »
Записан
“По крупицам собирая данные
  О боях минувших и бойцах,
  С честью пронесем заветы славные
  В благодарных памятных сердцах”

unifex

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 42 123
  • Алюсов Алексей Михайлович
Как погиб «Иосиф Сталин» (Сценарий для настоящего фильма о настоящей войне)

О трагедии «Титаника» наслышаны все. ДиКаприо хорош, и фильм. Если, конечно, не думать о тех, кто был закрыт в трюмах «Титаника», чтобы не мешать пассажирам первого класса садиться в полупустые шлюпки.

Вспомним трагедию декабря 1941 г., которая произошла при эвакуации военно-морской базы Балтийского флота Ханко (численность гарнизона около 25000 человек). Эвакуация базы прошла успешно, особенно если сравнивать с эвакуацией Таллинской базы. Хорошо подготовленные войска базы Ханко очень пригодились в трудные дни обороны Ленинграда. Войска были действительно хорошо подготовлены – в июле и августе гарнизон базы не только успешно оборонялся, но успешно атаковал и занял 19 финских островов. Однако после эвакуации Таллина база оказалась в глубоком тылу, и ее судьба была предрешена.

Последний отряд кораблей вышел с базы Ханко 2 декабря 1941г. в 21.00. Транспорт «Иосиф Сталин» принял на борт около 5500 человек. Впереди – проход по минным полям, артобстрелы финских батарей, налеты фашистских самолетов. Погода благоприятствовала переходу – штормило.

В 01.18 3 декабря при прохождении минного поля «Иосиф Сталин» подорвался на первой мине. Вследствие сильного взрыва выбило автоматы, заклинило руль, остановились основные механизмы. Теряя ход, транспорт подорвался кормой на второй мине (01.22), получив при этом тяжелые повреждения. В 01.26 происходит подрыв носовой частью, где были расположены большие каюты. Во время этого взрыва погибло много людей. Один из якорей, отдавшийся в результате взрыва, лег на дно (поднять якорь в данной ситуации – это сложнейшая проблема).

Все это время шла энергичная борьба за непотопляемость. (Представьте себе ситуацию: качка, света нет, трюмы заливает ледяной водой, много раненых и убитых, периодически корабль сотрясается от взрывов мин, и большая часть людей впервые на корабле!). Комиссар отряда смог успокоить пассажиров, прекратить панику. Запустили один турбогенератор, главную турбину, начали для подготовки к буксировке перепиливать цепь якоря. В 3.25 с эсминца «Славный» удалось передать буксиры на транспорт. Но в 3.31 произошел очередной подрыв на мине, «Иосиф Сталин» сильно погрузился носовой частью, это сделало невозможной его буксировку. «Славный», два тральщика, катера, сами сильно перегруженные эвакуируемыми, начали снимать людей с транспорта, грузить их на шлюпки, плоты. Сильное волнение мешало спасению людей. На транспорте началась паника, люди пытались перепрыгнуть на палубы спасателей, но попадали в воду и тонули. В 4.40 к спасению людей присоединись еще два тральщика. Последний тральщик отошел от «Иосифа Сталина» в 7.17. Последний катер отошел в 8.50. После этого связь с транспортом прекратилась. К рассвету с транспорта было снято 1740 человек - эвакуируемые и часть экипажа. Движение кораблей конвоя по минному полю сопровождалось обстрелом финскими береговыми батареями и налетом авиации. Вышедшие днем на помощь транспорту «Иосиф Сталин» эсминец «Свирепый» с тральщиками вернулись после потери минного трала.

Продолжение спасательной операции запланировали на следующую ночь 4 декабря. Однако к полдню 4 декабря «Иосиф Сталин» сел на мель у мыса Лохусалу между Таллином и Палдиски. Немцы начали пленение пассажиров и оставшихся членов экипажа. Командующий Краснознаменным Балтийским флотом В.Ф. Трибуц отдает приказ торпедным катерам и авиации флота добить транспорт (с нашими людьми!). Однако приказ не был выполнен: из-за нелетной погоды самолеты не взлетели, а торпедные катера вернулись на базу из-за обледенения.

На «Иосифе Сталин» из 5589 человек спасено 1740, 3849 погибло и попали в плен.

Газета "Советский физик" http://www.phys.msu.ru/rus/about/sovphys/ISSUES-2007/7(60)-2007/60-9/
 

«Трагедии Финского залива», А.В. Платонов. М.: - Эксмо. 2005. листал Показеев.
Проводка 3 декабря транспорта «Иосиф Сталин» за тралами через минное заграждение И-57 (стр. 343)

http://militera.lib.ru/h/platonov_av/s54.gif
 





« Последнее редактирование: 23 Мая 2009, 17:57:46 от unifex »
Записан
“По крупицам собирая данные
  О боях минувших и бойцах,
  С честью пронесем заветы славные
  В благодарных памятных сердцах”

unifex

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 42 123
  • Алюсов Алексей Михайлович
Трагедия "Иосифа Сталина"

Назовем поименно. Калининградская область. Том 19 Дополнительный Страница 59-61


KPVS/01/KPNazovemPoimennoKaliningrOblTom19Dop/00000059.png
KPVS/01/KPNazovemPoimennoKaliningrOblTom19Dop/00000060.png
KPVS/01/KPNazovemPoimennoKaliningrOblTom19Dop/00000061.png


« Последнее редактирование: 22 Мая 2009, 07:50:59 от unifex »
Записан
“По крупицам собирая данные
  О боях минувших и бойцах,
  С честью пронесем заветы славные
  В благодарных памятных сердцах”

unifex

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 42 123
  • Алюсов Алексей Михайлович
ОБОРОНА ХАНКО

Книга памяти. Ленинградская область. Дополнительный том 37 .СТР 176-178


KPVS/01/KPLeningrOblDopTom37/00000176.png
KPVS/01/KPLeningrOblDopTom37/00000177.png
KPVS/01/KPLeningrOblDopTom37/00000178.png



« Последнее редактирование: 22 Мая 2009, 11:16:25 от unifex »
Записан
“По крупицам собирая данные
  О боях минувших и бойцах,
  С честью пронесем заветы славные
  В благодарных памятных сердцах”

unifex

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 42 123
  • Алюсов Алексей Михайлович
Войташевский Михаил Иванович
« Reply #4 : 22 Мая 2009, 09:45:05 »
Войташевский Михаил Иванович
Последнее место службы   КБФ, 93 ОСБ ВМБ Ханко Воинское звание   воентехник 2 ранга
Причина выбытия   пропал без вести Дата выбытия   Не позднее 20.07.1942
Название источника информации   ЦВМА Номер фонда источника информации   864
Номер описи источника информации   1 Номер дела источника информации   1340

Ссылки на документы воина в ОБД

http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-1340/00000122.jpg

Мартиян Иван Маркович Последнее место службы   КБФ, 93 ОСБ ВМБ Ханко Воинское звание воентехник 2 ранга
Причина выбытия   пропал без вести Дата выбытия   Не позднее 20.07.1942
Название источника информации   ЦВМА Номер фонда источника информации   864
Номер описи источника информации   1 Номер дела источника информации   1340

Ссылки на документы воина в ОБД

http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-1340/00000123.jpg


Марченко Евгений Кузьмич воентехник 2 ранга КБФ, 93 ОСБ ВМБ Ханко
Причина выбытия   пропал без вести Дата выбытия   Не позднее 20.07.1942
Название источника информации   ЦВМА Номер фонда источника информации   864
Номер описи источника информации   1 Номер дела источника информации   1340

Ссылки на документы воина в ОБД

http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-1340/00000123.jpg

Молчанов Сергей Александрович воентехник 2 ранга КБФ, 93 ОСБ ВМБ Ханко   
Причина выбытия   пропал без вести Дата выбытия   Не позднее 20.07.1942
Название источника информации   ЦВМА Номер фонда источника информации   864
Номер описи источника информации   1 Номер дела источника информации   1340

Ссылки на документы воина в ОБД

http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-1340/00000123.jpg


Воентехник второго ранга Михаил Иванович Войташевский:

На Ханко я прибыл вместе со своими товарищами, ранее окончившими гражданские институты, бывшими курсантами: Михайловым, Мартияном, Марченко, Молчановым. Мы возводили аэродром, подземные укрытия для людей и самолетов.

О том, что мы должны были оставить Ханко, не знали до дня последней эвакуации. Наш батальон в составе сводного полка уходил в числе замыкающих. Без шума уничтожили или привели в негодность все оборудование базы. Паровозы и вагоны сбросили в воду. Брали только оружие, боеприпасы и продовольствие. 1 декабря 1941 года на рассвете начали грузиться на пассажирский турбоэлектроход «И.< Сталин >»;, стоявший у стенки. Остальные корабли были на рейде. Противник, видимо, обнаружил посадку и начал обстрел порта. Мы получили приказ — спрятаться на берегу. Догружались на следующий день, когда «И.< Сталин >»; с номером военного транспорта «ВТ-501»стоял на рейде. Нас, офицеров, предупредили: «В случае обстрелов или взрывов оставаться на месте. < Судно > перегружено, и перемещаться опасно».

Караван тронулся в ночь со 2 на 3 декабря. На лайнере, не считая команды, по утверждению командира базы Ханко С.И.Кабанова, находилось 5589 ханковцев. Командиром лайнера был < капитан > 1-го ранга Евдокимов, комиссаром — < капитан > 2-го ранга Каганович, < капитаном > — < Николай > < Сергеевич > < Степанов >. Мой взвод занял каюту, рассчитанную на трех человек.

Среди ночи раздался сильный взрыв. Потух электрический свет. Бойцы вскочили и бросились к выходу, но я уже перекрыл двери и приказал всем оставаться на месте.

Через некоторое время свет включился, но вскоре раздался второй взрыв сильнее первого. Снова потух свет. В темноте, под натиском бойцов я очутился на палубе. Здесь была полная неразбериха. Люди метались по < судну >, не понимая, что произошло. < Судно > содрогнулось от третьего взрыва. Стонали и кричали раненые. Обезумевшие люди заполняли спасательные шлюпки, прыгали за борт. Тали одной шлюпки заело. Шлюпка встала вертикально, и люди из нее вывалились в воду. Началась перестрелка. Некоторые стреляли в себя. Трудно было понять, что происходит и что нужно делать. Один товарищ в кожанке держал в руках два спасательных круга. Я одновременно с кем-то схватился за круг, но не смог овладеть им.

К «И.< Сталину >»; начали подходить военные корабли, на которые переносили раненых. К носу теплохода подошел эсминец «Славный», пытался взять нас на буксир, но теплоход снова наткнулся на мину. Взрывом большой силы разорвало нос корабля, и он начал погружаться быстрее. Я был контужен и упал на палубу.

Корма была оторвана раньше. Уцелела только середина < судна >, забитая мертвыми, живыми и ранеными. На военные корабли в течение трех часов, в темноте морозной штормовой погоды, сняли 1740 человек, большинство раненых. Тральщики, эсминец и катера уходили переполненными, люди стояли вплотную. В трюмы < судна > страшно было смотреть. Среди разбитых от снарядов ящиков, вперемежку с мешками муки, плавали изуродованные трупы бойцов и командиров.....
 
Вскоре дрейфующий лайнер пригнало на мелкое место. < Судно > еще больше потеряло остойчивость. Под ударами волн оно ползло по мели, заваливаясь то на один, то на другой борт. Чтобы не опрокинуться, мы непрерывно переходили с борта на борт и перетаскивали с собой тяжелые ящики со снарядами.

К утру все выбились из сил. Пронизывал колючий морозный ветер. Шторм усилился. Неожиданно сползавший с мели лайнер опасно накренился. Оставшиеся ящики полетели за борт. Выравнивая крен, все, кто мог двигаться, перебрались на противоположный борт, но крен не уменьшился. Тогда решили сбросить за борт тяжелый резервный якорь

....После совещания командиров на «И.< Сталине >»; люди пытались покинуть < судно > любыми путями. Из лежащих на палубе бревен бойцы изготовили плот. «Плот нужен для переправы на корабли, которые придут за нами», — объясняли бойцы. Готовый плот они спустили на воду, а потом, отдав канаты, ушли от < судна >. Судьба этого плота и людей на нем осталась неизвестной. Вторая группа сколотила штыками и связала своими поясами небольшой плотик. На него, вместе с моим другом А.С.Михайловым, начали прыгать бойцы....
 5 декабря около 10 часов утра с «И.< Сталина >»; заметили корабли. Чьи?! Оказались немецкие тральщики и две шхуны. Многие рвали документы и даже деньги. Вода вокруг < судна > побелела от бумаг.

Ближайший немецкий тральщик запросил: может ли < судно > самостоятельно двигаться? Никто не ответил. Двигаться мы не могли. Немцы начали швартоваться к «И.< Сталину >»;. С автоматами наготове они перебрались на лайнер. Через переводчика передали команду: сдать личное оружие. Кто не сдаст, будет расстрелян. На первый тральщик взяли < капитана > 1-го ранга Евдокимова, < капитана > < судна > < Степанова >, командиров и политработников, электромеханика Онучина и его жену буфетчицу Анну Кальван.

Я и мои друзья, воентехники Мартиян и Молчанов, были одеты в форму краснофлотцев и попали на второй тральщик как рядовые. Доставили нас в Таллинн, отобрали ножи, бритвы, ремни и загнали в подвал здания в порту, где оказались другие мои товарищи и младший политрук Онискевич. На исходе того же дня нашу группу — около 300 человек — под сильной охраной отправили по железной дороге в эстонский город Вильянди.

В Вильянди было еще темно, когда нас пригнали в лагерь военнопленных, расположенный в центре города. Открылись первые ворота из колючей проволоки и, впустив нас и охрану, закрылись. Впереди были еще одни закрытые ворота, и мы вошли в лагерь. По кругу быстро двигались непонятные тени, падали в снег и снова вставали. Тени оказались истощенными военнопленными.

С этого дня начались непрерывный ужас и многолетние нечеловеческие страдания в фашистских застенках...

В лагере началась эпидемия сыпного тифа. Больных с высокой температурой «лечили санобработкой». Загоняли под ледяной душ, после чего из сотен выживали редкие «счастливчики». Мой друг Мартиян умер сразу после душа, положив голову на мои ослабевшие руки.

Следующий лагерь, куда нас перевели, был настоящим адом. Жизнь потеряла всякую ценность. Начальник полиции Чалый и его помощник Зайцев по любому поводу и без повода вместе со своей командой избивали обессиленных людей, натравливали овчарок. Заключенные жили в землянках, которые строили сами. Кормили баландой из гнилой немытой картошки без соли.

Ежедневно сотни заключенных умирали. Скончался и мой друг Сергей Молчанов. За год из 12 000 военнопленных осталось менее 2000. (Бесчеловечное обращение с советскими военнопленными по сравнению с пленными из других стран немцы мотивировали неприсоединением СССР к Женевской конвенции 1929 года об обращении с военнопленными (Германия подписала конвенцию в 1934 году). СССР не подписал конвенцию из-за негативного отношения Советского правительства (< Сталин >, Молотов, Калинин) к самой возможности пленения советских солдат и офицеров. Кроме того, правительство считало: если возникнет война, то она будет вестись на территории противника и условий пленения советских солдат не будет. Однако только к концу 1941 года немцы захватили в плен 3,8 миллиона наших солдат и офицеров.)

В апреле 1944 года к последнему нашему лагерю на западе Германии приблизились американские войска. Группа из 13 пленных решила бежать. Мы подползли к ограде лагеря, проделали кусачками дыру в колючей проволоке и направились к ближайшим военным баракам, которые оставили отступавшие немцы. В них нашли продовольственную кладовую и устроили пир. Едва выбрались из бараков, нагруженные галетами и мармеладом, как вокруг засвистели пули. Мы спрятались в кустах. Я почувствовал удар и боль в левой руке. От потери крови через некоторое время потерял сознание. Как выяснилось позже, нас обстреляли эсэсовцы, возвращавшиеся из города. Офицер приказал всех беглецов расстрелять.

Наш доктор, говоривший по-немецки, стал доказывать офицеру, что в Германии отсутствует закон о расстреле раненых. К его доводам присоединился и немецкий солдат — студент медицинского факультета Берлинского университета. Офицер согласился и приказал двух раненых перенести в барак, а одиннадцать беглецов расстрелять...

25 августа 1945 года меня выписали в лагерь репатриированных военнопленных, где признали непригодным к военной службе, рука моя срослась неправильно и висела как плеть.

Следующую проверку я проходил в Псковской области, у станции Опухлики. В этом лагере наиболее жестко проверяли бывших военнопленных.

В октябре 1945 года меня, как инвалида, отправили в Киев, откуда я был призван в ВМФ. Военкомат не брал меня на учет, так как я нигде не работал, а на работу не принимали из-за отметки: «Был в плену»...

Из живых товарищей, которых я знал с «И.< Сталина >»;, оставался один Михайлов. Он скончался в 1989 году.


http://art.thelib.ru/science/inventions/chto_proizoshlo_s_laynerom_iosif_stalin.html/
« Последнее редактирование: 22 Мая 2009, 10:18:19 от unifex »
Записан
“По крупицам собирая данные
  О боях минувших и бойцах,
  С честью пронесем заветы славные
  В благодарных памятных сердцах”

Шулинин Сергей Владимирович

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 870
Спасибо unifex. Проделана большая и полезная работа. Меня интересуют вопросы: как увековечена память память погибших в этой трагедии и возлагались ли венки или проводились другие траурные мероприятия на месте гибели "Иосифа Сталина"?
 
Записан
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 33 724
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемый Сергей Владимирович!
Так как уважаемый Алексей Михайлович Алюсов в данный момент offline, то на Ваш вопрос позволю себе ответить Вам я (а он на меня за это не будет в обиде :) ).
Про трагедию турбоэлектрохода "Иосиф Сталин" на Балтике знали, пожалуй, все уже с декабря 41-го. Знали, но... Вы понимаете, что значила потеря судна с ТАКИМ именем! Соответственно и вражеская - немецкая и финская - пропаганда - именно поэтому раздувала эту историю. Судно, несмотря на полученные повреждения не затонуло (сказалась новая и добротная голландская постройка!) и было захвачено дрейфующим без хода в открытом море у побережья Эстонии двумя немецкими сторожевыми кораблями, которые отбуксировали его к берегу (есть прекрасный немецкий рисунок этого), где посадили его на грунт (есть не менее известная его фотография в таком положении). Потом немцы с него сняли живых, а мёртвых оставили в полузатонувшем корпусе. После войны остатки корпуса "Иосифа Сталина", как непригодного к восстановлению, полностью вытащили на берег и стали разбирать на металл. Вспоминают, что место его разборки на эстонском берегу было буквально усеяно костями погибших...
Никаких списков погибших на нём нет (так как не было списка посаженых на него на Ханко!), поэтому и увековечивать память "некого". Насчёт "возложения венков или других траурных мероприятий": судно сначало плыло своим ходом от Ханко примерно до меридиана Хельсинки, а затем дрейфовало "по воле волн" до района Таллина, где его и "подхватили", наконец, немцы. Где же тут именно проводить какие-либо мероприятия?
Я понимаю, что Вы отнюдь не праздно интересуетесь данным вопросом, пытаясь провести определённые исторческие параллели с конвоем БД-5, но тут их, кроме, увы, одного - человеческих жертв - нет.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

unifex

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 42 123
  • Алюсов Алексей Михайлович
Спасибо unifex. Проделана большая и полезная работа. Меня интересуют вопросы: как увековечена память память погибших в этой трагедии и возлагались ли венки или проводились другие траурные мероприятия на месте гибели "Иосифа Сталина"?
 
Уважаемый Сергей Владимирович !
По поводу траурных мероприятий  на месте гибели "Иосифа Сталина" я пока ничего не знаю...

В дополнение к ответу  Константина Борисовича, хотел бы в кратце добавить что  немного
известно об этом факте истории..
Лично сам об этом я узнал из ПК военнопленных у которых в графе место пленения было записано
"Балтийское море" "Корабль Сталин"..
Используя ключевые слова из данных карт военнопленных нашел в интернете следущее:

1)…Турбоэлектроход «Иосиф Сталин» взял на борт 5589 человек на Ханко.
   Следовал в Кронштадт. Ночь со 2 на 3 декабря 1941 года.
   Примерно в два часа ночи последовали один за другим три взрыва.
   Судно стало погружаться в воду.  Базовым тральщикам и катерам удалось снять
   с борта «Иосифа Сталина» и поднять из воды 1740 человек.
   

2) Одним из 1740 пассажиров, был Дудин Михаил Александрович поэт (1916-1993)
   Русский советский поэт. В Великую Отечественную войну защищал полуостров Ханко в 1941 году,
   участник последнего рейса военного траспорта (ВТ-521)  «Иосиф Сталин»,
   затем был военным корреспондентом на Ленинградском фронте.
   Герой Социалистического Труда (1976), лауреат Государственной премии СССР (1981).
   Жил и работал в Ленинграде-Петербурге.  Похоронен рядом с матерью на кладбище села Вязовское Фурмановского    района  Ивановской области

3)  В числе оставшихся на Турбоэлектроходе «Иосиф Сталин» и прошедших через немецкий
    и финский плен были
    Тиркельтауб Самуил Вульфович__.__.1920 года рождения
    Место рождения   г. Ленинград, Кировский пр., 9/2-51
    красноармеец телефонист 181 осб 8 ОСБ
    http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/002/058-0818883-1016/00000015.jpg
    Его воспоминания можно прочесть здесь
    Необычайные приключения Самуила Тиркельтауба
    http://www.sovsekretno.ru/magazines/article/1634


4) На сегодня в ОБД найдено 821 ФИО участника рейса военного траспорта  (ВТ-521)«Иосиф Сталин»
    которые я планирую опубликовать на форуме .

5)  Моя цель своей информацией привлечь внимание к этому факту истории через более
    полный список 5589 человек,который возможно собран будет общими усилиями...



Буду очень рад если тема «Иосифа Сталина» заитересует участников форума и собранная
    информация поможет кому то в описании этого события в более фундаментальных исследованиях
   
С уважением Алексей Алюсов
Записан
“По крупицам собирая данные
  О боях минувших и бойцах,
  С честью пронесем заветы славные
  В благодарных памятных сердцах”

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 33 724
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемый Алексей Михайлович!
С Самуилом Тиркельтаубом, проживающим в Санкт-Петербурге, знаком лично, причём познакомился с ним через "финскую сторону"! В этом месяце уточнял, как он себя чувствует - вроде бы всё нормально! Если Вас заинтересует личный контакт с ним, то могу сообщить его "координаты".
Кстати, не стал в своё время говорить ему (чтобы лишний раз не нервировать), о том, что его имя числится в списки погибших в одном из томов Книги Памяти воинов-евреев, изданной СЕИВВ (её скан есть в ОБД).
В своё время он собирался написать книжку о "Иосифе Сталине", собирал материалы, но до сих пор о её выходе в свет ничего не слышно.
Из "известных людей", спасшихся с турбоэлектрохода, "с ходу" назову известного советского художника Пророкова - кстати, земляка Михаила Дудина по Ивановщине.
Ещё раз подчеркну, что никаких списов бывших на судне в тот, последний его рейс, в архивах нет, равно, как и снятых с него. Снимаю перед Вами шляпу за Вашу работу по поиску имён этих людей! Кое-что, очевидно, можно "накопать" и в "открытых" публикациях на эту тему. Чем Вы здесь располагаете, чем я могу Вам помочь?
Если желаете разместить в этой, без сомнения "Вашей" теме те немецкие рисунок и фото, то сообщите мне, и я их Вам "по мылу" перешлю.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

unifex

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 42 123
  • Алюсов Алексей Михайлович
Уважаемый Алексей Михайлович!
С Самуилом Тиркельтаубом, проживающим в Санкт-Петербурге, знаком лично, причём познакомился с ним через "финскую сторону"! В этом месяце уточнял, как он себя чувствует - вроде бы всё нормально! Если Вас заинтересует личный контакт с ним, то могу сообщить его "координаты".
Кстати, не стал в своё время говорить ему (чтобы лишний раз не нервировать), о том, что его имя числится в списки погибших в одном из томов Книги Памяти воинов-евреев, изданной СЕИВВ (её скан есть в ОБД).
В своё время он собирался написать книжку о "Иосифе Сталине", собирал материалы, но до сих пор о её выходе в свет ничего не слышно.
Из "известных людей", спасшихся с турбоэлектрохода, "с ходу" назову известного советского художника Пророкова - кстати, земляка Михаила Дудина по Ивановщине.
Ещё раз подчеркну, что никаких списов бывших на судне в тот, последний его рейс, в архивах нет, равно, как и снятых с него. Снимаю перед Вами шляпу за Вашу работу по поиску имён этих людей! Кое-что, очевидно, можно "накопать" и в "открытых" публикациях на эту тему. Чем Вы здесь располагаете, чем я могу Вам помочь?
Если желаете разместить в этой, без сомнения "Вашей" теме те немецкие рисунок и фото, то сообщите мне, и я их Вам "по мылу" перешлю.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий

Уважаемый Константин Борисович !
Огромное спасибо за ваш ответ. Я думаю что список в рамках нашего форума можно будет собрать .
это я  смогу сделать ( просто я хочу довести до конца мою помощь по спмскам  Эзель,Бресту и Нойбраденбургу)
Но обработать этот список критически и профессиально я не смогу .Тут нужна будет ваша помощь..
Ключевые слова и документы где искать у меня уже есть вот ссылки в ОБД на некоторые

Донесение о безвозвратных потерях 10 от 12.01.1942 упр. 8 ОСБ
от http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/002/058-0818883-1015/00000002.jpg
до http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/002/058-0818883-1015/00000006.jpg

Донесение о безвозвратных потерях 44 08.10.1942 ОРСУ КБФ

титул
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-0120/00000486.jpg
от
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-0120/00000487.jpg
до
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-0120/00000493.jpg

Донесение о безвозвратных потерях 080/03103 13.02.1942

от http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/VS/001/033-0011458-0029/00000313.JPG
до
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/VS/001/033-0011458-0029/00000318.JPG

Донесение о безвозвратных потерях 789 22.01.1942  УПР 8 ОС
ТИТУЛ
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/002/058-0818883-1016/00000002.jpg
ОТ
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/002/058-0818883-1016/00000003.jpg
ДО
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/002/058-0818883-1016/00000017.jpg

Донесение о безвозвратных потерях 856 24.01.1942 упр. 8 ОСБ

титул
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/002/058-0818883-1015/00000007.jpg

о потере документов на Иосиф Сталин
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/002/058-0818883-1015/00000008.jpg
от
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/002/058-0818883-1015/00000009.jpg
до
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/002/058-0818883-1015/00000092.jpg

Донесение о безвозвратных потерях 1170 От 07.02.1942 упр. по формир. КБФ
титул
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-1305/00000127.jpg
от
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-1305/00000129.jpg
до
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-1305/00000167.jpg

Донесение о безвозвратных потерях 1301 10.02.1942 ПУ КБФ

титул
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/011-0000003-0016/00000093.jpg
от
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/011-0000003-0016/00000097.jpg
до
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/011-0000003-0016/00000114.jpg

Донесение о безвозвратных потерях 1367 15.07.1943 ОРСО КБФ
титул
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-0272/00000838.jpg
от
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-0272/00000839.jpg
до
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-0272/00000889.jpg

Донесение о безвозвратных потерях 1410 05.03.1942 упр. по форм. КБФ
титул
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-0118/00000124.jpg
от
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-0118/00000126.jpg
до
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-0118/00000157.jpg

Донесение о безвозвратных потерях 1564 от 10.02.1942 упр. 8 ОСБ
титул
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/002/058-0818883-1015/00000102.jpg
от
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/002/058-0818883-1015/00000103.jpg
до
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/002/058-0818883-1015/00000647.jpg

Донесение о безвозвратных потерях 3012 13.08.1944 ОПК КБФ
титул
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-1366/00000557.jpg

от
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-1366/00000558.jpg
до
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-1366/00000569.jpg

Донесение о безвозвратных потерях № 11401 упр. 21 ОВЖДБ 11 ж.-д. бр.

http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/001/058-0818883-0550/00000068.jpg
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/001/058-0818883-0550/00000070.jpg
.....
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/001/058-0818883-0550/00000089.jpg

Т.е. информацию для списка можно набрать ...
Буду рад любой помощи обработке этой информации что вы уже сделали по списку  о.Даго и  о.Эзель

С уважением Алексей Алюсов

Думаю у вас есть это фото , но всякий случай даю ссылку на фото из Bundesarchiv "Иосифа Сталина" перед
взятием в плен
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/13/Bundesarchiv_Bild_101II-MN-2787-30%2C_Baltikum%2C_gesunkenes_russisches_Schiff.jpg

Из послед

И

Записан
“По крупицам собирая данные
  О боях минувших и бойцах,
  С честью пронесем заветы славные
  В благодарных памятных сердцах”

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 33 724
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемый Алексей Михайлович!
Разумеется, что поучаствую в данной теме насколько смогу. Будем работать вместе!
Фото это у меня есть, рисунок для Вас буду искать у себя в недрах компьютера.
Пока Вы будете продолжать работать с ОБД, я посмотрю, что можно "выудить" из публикаций.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
З.Ы. Кстати, жду, пока Вы закончите размещать в соответствующей теме данные по Эзелю, тогда всё и обобщу сразу по этому острову, как сделал это по Даго.
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 33 724
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемый Алексей Михайлович!
Как и обещал, посмотрел в архиве данные по "Иосифу Сталину".
Итак, общие итоговые цифры (кстати, приведённые и Вами выше): находилось на борту - 5.589 человек, эвакуированных с Ханко, из них 1.740 спасено и, соответственно, 3.849 осталось на судне. Это - итоговые цифры из итогового отчёта по обороне Ханко, которым я не очень-то верю. Сейчас объясню почему.
Во-первых, очень сильно надо проверять число 1.740 спасённых. Причём проверять по журналам именно тех кораблей, которые спасали, а это довольно объёмная работа, которая ещё впереди.
Во-вторых, число находившихся на борту "Иосифа Сталина" в его последнем рейсе было больше. В числе "5.589 человек" в принципе не учтена команда судна (по штату - 108 гражданских моряков + неизвестное мне количество членов военной команды). Численность погруженных на борт судна военнослужащих по отдельным частям и подразделениям (привожу их названия так, как они приведены в итоговом отчёте, оставляя за собой право впоследствии откорректировать) так же превышает указанное число. Давайте посчитаем сами:
30.11.1941 погружено: эвакуированные на Ханко члены гарнизона острова Осмуссаар - 206 человек, пулемётная рота 18-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона - 15, 46-й отдельный стрелковый батальон - 100, 21-й полевой автохлебозавод - 53, 219-й стрелковый полк - 350, 101-й отдельный стрелковый батальон - 202, 9-я железнодорожная артиллерийская батарея - 30, 10-я железнодорожная артиллерийская батарея - 31, 17-я железнодорожная артиллерийская батарея - 30, 124-й отдельный инженерный батальон - 117; всего за день - 1.134 человека.
01.12.1941 погружено: 21-й отдельный железнодорожный батальон - 288 человек, "спецподразделения" 335-го стрелкового полка - 263, Отдельный дивизион торпедных катеров - 60, "сводный полк" - 364, Управление военной железной дороги Ханко - 24, Управление Коменданта города Ханко - 13, эвакуированные на Ханко члены гарнизона острова Осмуссаар - 200, 51-й отдельный стрелковый батальон - 115, Служба наблюдения и связи - 40 + 20, часть 29-го артиллерийского дивизиона - 108, 3-й батальон 335-го стрелкового полка - 230, часть 30-го артиллерийского дивизиона - 200, Участок ПВО - 461, часть 124-го инженерного батальона - 212, Тыл - 270, военно-морской госпиталь - 40, Отдельный гидрографический район - 20, Политический отдел и редакция краснофлотской газеты "Красный Гангут" - 32, эвакуированные на Ханко члены гарнизона острова Хэсте - 30, часть гарнизона 5-го района - 278, 158-я отдельная мотострелковая рота - 288; всего за день - 3.556 человек (без учёта ещё 22 человек 21-го полевого автохлебозавода, кем-то и почему-то вычеркнутых от руки из итогового отчёта).
02.12.1941 погружено: тылы 219-го и 335-го полков - 212 человек, 181-й отдельный батальон связхи - 65, 2-й батальон 219-го стрелкового полка - 490, 2-й батальон 335-го стрелкового полка - 662; всего за день - 1.429 человек.
Складываем 1.134 + 3.356 + 1.429 и получаем 5.919 человек, то есть уже на 330 больше общей итоговой цифры, не забывая про команду судна (см. выше).
Это то, что я смог найти по данной теме на сегодня, планирцую продолжать её и в дальнейшем.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 148
  • Ржевцев Юрий Петрович
Записан

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 148
  • Ржевцев Юрий Петрович
дедушка был на судне "Иосиф Сталин"
« Reply #13 : 22 Сентября 2010, 20:15:03 »
Уважаемый Юрий Петрович!
Прошу Вас продублировать карточку военрача 3-го ранга Губанова из "Моряков-балитийцев..." в теме про судно "Сталин" - он был снят с него и отправлен для регистрации в Таллин.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий

http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/013/111/1110615.jpg
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/013/111/1110615_1.jpg
Записан

Дубинец Елена Михайловна

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1
дедушка был на судне "Иосиф Сталин"
« Reply #14 : 11 Декабря 2010, 20:06:26 »
У меня дедушка был на судне "Иосиф Сталин"...
Записан

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 148
  • Ржевцев Юрий Петрович
дедушка был на судне "Иосиф Сталин"
« Reply #15 : 11 Декабря 2010, 20:12:24 »
У меня дедушка был на судне "Иосиф Сталин"...

И какова его судьба?
Записан

Владимир-Архивариус

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 9 800
  • Спасибо отцу за Победу!
дедушка был на судне "Иосиф Сталин"
« Reply #16 : 23 Января 2011, 11:16:12 »
Добрый день.
Аверьянов   Дмитрий   Михайлович   1919   Ярославская область, Петровский район, д. Ново-Лесная

При гибели теплохода не погиб, а попал в плен, был освобожден, дальнейшая судьба мне неизвестна.

КПЯО, т. 4, с. 459   
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=KPVS/01/KPYaroslOblTom4/00000460.png&id=402891259&id=402891259&id1=236ad30f6c25625c4c853b91bc561b7e   

РГВА, картотека, ящик № 61, запись 78808759   

донесение   
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/002/058-0818883-1015/00000026.jpg&id=51490768&id=51490768&id1=4f2d50424205887761653fbfb4507352

Книга памяти. Москва. Том 15   
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=KPVS/01/KPMoskvaTom15/00000017.png&id=407376901&id=407376901&id1=536653036654ffa185b67699d4fb0c6b
Записан
С уважением.
Владимир-Архивариус.

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 148
  • Ржевцев Юрий Петрович
1941-12-05
« Reply #17 : 15 Июня 2013, 17:15:23 »
1941-12-05.Момент взятия в плен транспортно-пассажирского судна "Иосиф Сталин" в ФинскомЗаливе Балтийского моря подорвавшего на мине и севшего мель вместе экипажем  и воинами  гарнизона Ханко Автор фотографии: Peter рота пропаганды PK Marine-Nord
Bild 101 II - Propagandakompanien der Wehrmacht - Marine Signature:   Bild 101II-MN-2787-32:   Bild 101II-MN-2787-27
Archive title:   Sowjetunion, Baltikum.- Halb gesunkenes russisches Schiff / Wrack des sowjetischen Truppentransporters "Josef Stalin", an Bord sowjetische Soldaten; PK Marine-Nord Dating:   1941 Photographer:   Peter Origin:   Bundesarchiv
Поиск в базе Цифровых Изображений федерального Архива Bundesarchiv http://www.bild.bundesarchiv.de/
http://www.bild.bundesarchiv.de/cross-search/search/_1371292923/?search[view]=detail&search[focus]=133
http://www.bild.bundesarchiv.de/dev01/barchpic/2012/10-25/18/43/85/athene-673q9vlafl09tgo9x8_layout.jpg
http://www.bild.bundesarchiv.de/dev01/barchpic/2012/10-25/20/66/0d/athene-673q9unydfkt7rix8_layout.jpg
http://forum.exler.ru/uploads/127/post-1222076680.jpg
http://static.panoramio.com/photos/original/9365332.jpg
Форум Поисковых Движений > VII-Несокрушимая и легендарная > 77-«Стоит часовой – Красный флот боевой»:
советский ВМФ в боях за Родину >77б-Балтийский флот > 77х-Хроника героической обороны на Балтике > Как погибло судно (турбоэлектроход) «Иосиф Сталин» 1941

http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=2571.0




Записан

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 22 793
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
Алфавитный указатель

...
"Иосиф Сталин" (пассажирское судно)   КБФ   24
...

24. "Иосиф Сталин".
Пассажирское судно. Построено в 1939 г., водоизмещение 8946 тонн, скорость 13 узлов.
Погибло 06.12.1941 г. Во время эвакорейса п-ов Ханко – о. Гогланд. Раненые и личный состав частично переданы на боевые корабли МО-140 (50 чел.) и МО-210 (20 чел.).

Записан
С уважением,  Александр
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »