Уважаемые Лариса и Александр Валерьевич!
Благодарю Вас за находку и публикацию ссылки на этот сайт!
Очевидно, что это - начало ещё одного направления по поискам погибших во вражеском плену и по уточнению их судеб. Вы наверняка согласитесь со мной, что понятие "плен" периода Великой Отечественной войны в массовом сознании у наших соотечественников прочно ассоциируется с определением "немецкий". Но ведь наши пленные в больших количествах становились узниками ещё и других стран фашистской Оси и содержались в неволе на их территории. Финляндия - тому пример. Хотя существует мнение, что финский, мол, плен был гораздо лучше немецкого, но и в Стране Суоми были фактически свои "лагеря смерти", были свои военные преступники среди лагерного персонала и, конечно, были многочисленные случаи гибели советских военнопленных...
Ещё раз подчеркну - спасибо вам обоим за эту находку!
А теперь я перейду "от общих слов к делу", а точнее - к необходимому комментарию одного из фрагментов текста, размещёного на этом сайте. Процитирую его:
"Краткая справка о могиле советских военнопленных в Турку ...
Историческая справка: В соответствии с данными финских архивов, в 1942 году вблизи Турку было атаковано советской подводной лодкой и затонуло немецкое транспортное судно «Гинденбург», перевозившее около 1000 советских военнопленных в Пиетарсаари. На судне возникла паника, для подавления которой немцы применили пулеметы. В результате погибла часть военнопленных, тела которых были перевезены немцами на кладбище православного прихода Турку и захоронены в общей могиле. В могиле захоронено 23 советских военнослужащих, 6 из них известны. Даты их смерти не совпадают друг с другом, что может свидетельствовать о том, что в могиле были захоронены не только военнопленные, погибшие на немецком судне".
Речь идёт о следующем трагическом эпизоде. 17 ноября 1942 года немецкий военный транспорт А-40 "Гинденбург" с военным грузом и примерно тысячей советских военнопленных на борту (перевозились из Данцига в Лапаландию для работ по постройке там немецкой - на территории Финляндии! - железной дороги) получил в районе острова Утэ (устье Финского залива) тяжёлые повреждения от подводного взрыва и, несмотря на все усилия по его спасению, через двое суток затонул уже в финских шхерах. Первоначальная немецкая информация о гибели всего 6 советских пленных (и ещё 13 раненых) принципиально расходится с показаниями бывшего в момент катастрофы на судне Игоря Тряпицына, который в 1994 утверждал, что он спасся в числе всего 120 человек! Число жертв этой катастрофы, очевидно, так никогда и не будет установлено: хотя бы потому, что сами немцы не зафиксировали ТОЧНОГО ЧИСЛА погруженных на судно пленных - "ОКОЛО 1000 человек"... В любом случае на "Гинденбурге" погибло МНОГО наших военнопленных...
Особый трагический оттенок этой морской катастрофе придаёт тот факт, что "Гинденбург" действительно стал жертвой атаки советской подводной лодки (именно о торпедной атаке, а не подрыв на лодочной мине говорит характер повреждений судна, от которых оно в конце концов погибло). При этом потопление "Гинденбурга" должно быть отнесено на боевой счёт балтийской подводной лодки Щ-304 "Комсомолец", отправленной командованием флота в "штрафной" поход (за "художества" на берегу командира и замполита, но это уже совсем другая тема) и из этого похода назад самой не вернувшейся! В общем - двойная морская трагедия Великой Отечественной (увы, не единственная подобного рода...).
Вот какие мысли "навеяла" эта ссылка...
С уважением - К.Б.Стрельбицкий