Безвозвратные потери органов военно-морской разведки ВМФ в Отечественной войне с 22.06.1941 года
Продолжение.
Начальник 2-го отделения (агентурного) РО штаба СФ капитан 3 ранга Лобанов Николай Васильевич 1915 года рождения, уроженец Московской области, Пушкинский район, д. Нагорное, русский, член ВКП(б) с 1941 года, в РКВМФ с 05.06.1934 г. Участник Отечественной войны с 1941 года в составе РО штаба Северного флота. Послужной список:05.06.1934-09.1936 гг. ВМУ им. М.В. Фрунзе; 09.1936-11.1937 гг. курсант ВМ авиационное училище им. И.В. Сталина; 12.1937-03.1939 гг. младший летнаб, 45-я авиационная эскадрилья (АЭ) СФ; 03.-10.1939 г. начальник разведывательного отделения, 45-я АЭ СФ; 10.1939-07.1941 гг. начальник разведывательного отделения, 118-й авиаполк СФ; 07.1941-09.1942 гг. старший помощник командира по оперативной части МПС СФ; 09.1942-04.1943 гг. командир МПС РО штаба СФ; 04.-09.1943 г. командир по оперативной части старший, 1-ое отделение РО штаба СФ; 09.1943-04.1944 гг. командир по оперативной части 2-го отделения РО штаба СФ; 04.-08.1944 г. старший офицер штабной службы 2-го отделения РО штаба СФ; с 08.1944 начальник 2-го отделения РО штаба СФ.
Опытный практический работник военно-морской разведки. С началом войны тов. Лобанов Н.В. участвует в выброске разведывательных групп в тыл противника. В августе 1941 года дважды летал в качестве штурмана на самолете в тыл противника по высадке разведчиков, с посадкой самолета, на территории врага. Операции прошли успешно. В сентябре 1941 года трижды в качестве штурмана самолета вылетал в тыл противника для производства выброски парашютистов-разведчиков. Операции прошли успешно. Сотрудники выполнив задания возвратились на базу.
С 05 февраля по 30 мая 1942 года тов. Лобанов Н.В. старший помощник командира по оперативной части Морского пункта связи РО штаба СФ (прим. авт. – воинская часть специального назначения в системе агентурной разведки ВМФ) выполняет специальное задание в заграничном походе на транспорте «Старый Большевик»*, за успешное выполнение задания особой важности командованием представлен к государственной награде.
В июле-августе 1942 года дважды вылетает на самолетах по высадке людей и грузов в тыл противника. Операции прошли успешно, сотрудники вышли с задания. С 09 по 27 февраля 1943 года провел много операций по высадке с подводной лодки на побережье Разведгрупп. Операции прошли очень быстро и весьма удачно.
Капитан 3 ранга Лобанов Н.В. во главе специальной разведывательной группы 2410.1944 года был выброшен с парашютом во вражеский тыл на территории Северной Норвегии. Выброска группы прошла не удачно, в результате начальник агентурного отделения РО штаба Северного флота капитан 3 ранга Лобанов Николай Васильевич, погиб при приземлении. Также здесь пропал без вести старший краснофлотец радист РГ Леонтьев Владимир Леонтьевич.
Награды: орден Красного Знамени (13.05.1944), орден Красная Звезда (1942), медалями: «За боевые заслуги» (03.11.1944, посмертно).
Примечание: * В мае 1942 г. из США в Советский Союз вышел союзный конвой PQ-16, в состав которого входил грузовой теплоход «Старый большевик», имея на борту свыше 4000 т снарядов и взрывчатки… 27 мая. На Старый большевик обрушили бомбы сразу девять самолетов. Они пикировали со всех сторон: с носа, с бортов, с кормы. Уклониться от такой атаки уже было невозможно. В судно попало несколько бомб, одна — в полубак, под которым хранились снаряды. К счастью, детонации не произошло, но начался сильный пожар, который в любую минуту мог охватить погреб со снарядами, и тогда... взрыв всего судна. На судне уже было много жертв. Погибли командир орудия Никифоренко, наводчик Карашманов, подносчик снарядов Кухаревский и другие. Капитан был сильно контужен и на какое-то время потерял сознание. Нужно было прежде всего устранить опасность взрыва. Первым бросился на полубак матрос Б. И. Аказенок. «Подбежав, я быстро огляделся, — вспоминает моряк, — горели зажигательные бомбы. Переборка разбита. Дверь взорвана. Борт разворочен до воды. Начал тушить ящики с бомбами» («На страже Заполярья», 11 августа 1972 г.). На помощь Аказенку поспешил помполит Петровский и другие моряки. Началась изнурительная и многочасовая борьба с огнем. И тут моряки вспомнили добрым словом строителей теплохода. Несмотря на прямые попадания бомб, корпус судна выдержал, противопожарная техника и средства связи работали безотказно. К охваченному пламенем судну подошел английский эскадренный миноносец, сопровождавший конвой. Командир английского корабля предложил команде Старого большевика покинуть судно и перейти на миноносец. Но капитан И. И. Афанасьев спокойно ответил: «Мы не собираемся хоронить судно». … На следующий день судно присоединилось к конвою, обгорелое, изрешеченное осколками, без трубы. В таком состоянии Старый большевик пришел в порт назначения.
По этому поводу старший командир английского эскорта заявил советскому морскому командованию: «Разрешите передать вам мое личное восхищение, восхищение всего нашего офицерского состава и всех английских моряков героическими действиями вашего теплохода «Старый большевик». Английское адмиралтейство направило нашему военно-морскому командованию следующую телеграмму: «От имени королевского военно-морского флота хочется поздравить ваши суда по поводу прекрасной дисциплины, храбрости и решимости, проявленных во время боя в течение шести дней. Поведение команды Старого большевика было великолепным». Советское правительство высоко оценило героизм экипажа теплохода. Капитану И. И. Афанасьеву, помполиту К. М. Петровскому и матросу Б. И. Аказенку было присвоено звание Героя Советского Союза. Все члены экипажа были награждены орденами и медалями, а на знамени судна Старый большевик появился орден Ленина.
Прошли годы, но память о героическом судне и его замечательном капитане продолжает жить. В Мурманском пароходстве успешно работает буксир-спасатель Капитан Афанасьев, а на Дальнем Востоке совершает свои мирный рейсы новый теплоход, носящий имя Старый большевик…
http://www.randewy.ru/pam/mirn.html Александр Слободянюк.
(Продолжение следует.)