Лидер «Москва» был заложен
29 октября 1932 года на заводе № 198 в Николаеве, спущен на воду 30 октября 1934 года,
вступил в строй 10 августа 1938 года.Лидер «Москва» уже в
ноябре 1938 года был использован для выполнения дипломатической миссии. С 17 по 25 ноября на нем находилась советская делегация, прибывшая в Турцию для участия в похоронах президента Мустафы Кемаля (Ататюрка). В следующем году 19-23 октября «Москва» нанесла еще один визит в Турцию.
Война застала «Москва» в Севастополе, куда она вернулась после состоявшихся в начале июня учений
. 25 июня 1941 года Черноморский флот приступил к выполнению операции по нанесению удара по Констанце – порту и главной базе румынского флота.
Первоначально лидер
«Москва» был включен в группу поддержки (крейсер
«Ворошилов» – головной). В ударную группу входили лидер
«Харьков» и эсминцы
«Смышленый» и
«Сообразительный». Однако при выходе из Севастополя ударная группа была задержана и переформирована: в ее состав включили «Москва», а эсминцы вошли в группу поддержки. Лишь в девятом часу вечера лидеры
«Харьков» и
«Москва» смогли выйти из главной базы, и эта задержка сыграла роковую роль. На траверзе Херсонесского маяка оба лидера убрали параваны и со скоростью 28 узлов легли курсом 315° на Одессу (для обмана воздушной разведки противника). С наступлением темноты лидеры изменили курс и направились к Констанце. По приказу
командира ударной группы Романова «Москва» заняла место головного.
Лидер
«Москва» открыл огонь главным калибром с третьим залпом «Харьков» – пятиорудийная стрельба со скорострельностью 10 с. Огонь велся без корректировки, но после первых же залпов на берегу взметнулось пламя большого пожара в районе нефтяных баков. Плохо различимые в утренней дымке на фоне берега румынские эсминцы
«Реджина Мария» и
«Мэрэшти», несшие дозорную службу открыли ответный огонь по лидерам.
«Москва», прекратив огонь и поставив дымзавесу, резко отвернула на курс отхода. Курс вел к южной кромке заграждения, и неожиданный отворот лидера сбил стрельбу противника. Считая опасность от артиллерийского огня большей, чем от мин,
командир лидера А.Б.Тухов приказал увеличить ход до 30 узлов и уходить противоартиллерийским зигзагом.
Вдруг с обоих кораблей заметили след двух торпед, идущих прямо на «Москва». С «Харьков» передали на «Москва» приказание: «Буки («Больше ход»). Идти прямым курсом». Но через минуту в момент уклонения торпед вправо над «Москва» поднялся столб воды, огня и дыма на тридцатиметровую высоту (выше мачт). Корабль остался без хода. Зенитное 76-мм орудие продолжало стрельбу по появившемуся самолету противника.
После взрыва обшивка и набор корпуса в районе 1-го и 2-го котельных отделений с левого борта были разрушены.
Корабль стал разламываться у среза полубака. Надломленную в районе 1-го котельного отделения носовую часть (в месте скользящего шва) потоком воды развернуло форштевнем к корме. Уцелевшей обшивкой правого борта носовая часть еще удерживалась на поверхности, но быстро погружалась с креном на левый борт так, что был виден боковой киль. Мостик, первая дымовая труба и фок-мачта оказались в воде.
Командир «Москва», оглушенный взрывом был сброшен в воду, замполит – батальонный комиссар Г.Т.Плющенко погиб.Тонущая носовая часть увлекала за собой и кормовую, которая имела дифферент на нос и крен до 10° на правый борт. Корабль остался без движения, но машины еще работали, и левый винт некоторое время вращался в воздухе
Сразу после взрыва на лидере погас свет. Командир носовой аварийной партии приказал тушить пожар. Однако времени не оставалось, и люди, выныривая из затопленных помещений, выбирались из отсеков быстро тонущей носовой части уже по борту, как по палубе.
Через две минуты после взрыва носовая оконечность корпуса оторвалась и быстро затонула. Кормовая еще плавала на поверхности, и люди находились на боевых постах. Из поврежденной взрывом кормовой дымаппаратуры валил белый дым. Первое машинное отделение уже находилось под водой; давление пара быстро падало и в кормовом эшелоне.
Командир БЧ-5 инженер-капитан-лейтенант В.М.Голубов приказал поставить подпоры на носовую переборку первого машинного отделения, одновременно продублировав приказание командиру кормовой аварийной партии
главстаршине М.А.Лукину. Из третьего котельного отделения Голубову доложили, что воды в котле нет и горение выключено.
Погружение кормовой части быстро продолжалось, и помощник командира корабля старший лейтенант Л.И.Приваленков подал команду: «Покинуть корабль». Голубов отдал распоряжение спустить шлюпки, сбросить за борт пробковые матрацы и койки и передал по боевым постам приказание: «Всем наверх». Времени на остановку машин и турбовентиляторов уже не оставалось. Личный состав «Москва» спешно покидал гибнущий корабль. Дифферент кормовой части достиг 40°, и она, встав вертикально, затонула через 8-10 минут после взрыва.
На воде остались спасательные круги, матрацы, аварийный лес, дымовые шашки и единственная шлюпка, в которой разместилось 17 человек. Подошедший лидер «Харьков» остановился в 200 м и приступил к спасению экипажа «Москва». Но из-за артобстрела и атаки авиации он был вынужден отказаться от этой попытки. К вечеру 14 румынских катеров и гидросамолеты подобрали из воды 69 человек (7 офицеров и 62 краснофлотца). Командир «Москва» А.Б.Тухов в бессознательном состоянии попал в плен, но впоследствии бежал из концлагеря и сражался в рядах партизанского отряда «Буревестник» под Одессой, командуя взводом разведки.
Так, первый бой лидера «Москва» в Великой Отечественной войне стал для него и последним.
Существует несколько версий причин гибели лидера «Москва». Согласно одной из них корабль, маневрировавший на румынском минном заграждении S-10, подорвался на мине. В соответствии с другой он получил торпеду с советской подводной лодки Щ-206. Ее командир – капитан-лейтенант И.А. Каракай – не знал о предстоящей операции против Констанцы и, приняв советские корабли за румынские, произвел двухторпедный залп. Через 1 час 44 мин. «Щ-206» была потоплена глубинными бомбами эсминца «Сообразительный», подошедшего на помощь «Харьков».Тактико-технические данные «Москва»
Водоизмещение нормальное, т 2675
Водоизмещение полное, т 3080
Длина наибольшая, м 127,5
Ширина наибольшая, м 11,7
Осадка максимальная, м 4,7
3 паротурбинные установки общей мощностью, л. с 66000
винтов, шт 3
Скорость хода максимальная, узлов 35
Скорость хода полная, узлов 33
Скорость хода экономическая, узлов 16
Дальность плавания экономическим ходом, миль 1540
Экипаж, чел. 337
Топливо, т мазута 610
Артиллерийское вооружение (первоначальное): 5 – 130/50-мм Б-13, 2 – 76/55-мм 34К, 2 – 45-мм 21К. К 1943 г. на «Харькове» 45-мм установки сняли, а взамен поставили 6 – 37-мм 70К и 6 х 2 – 12,7-мм пулеметов Браунинг.
Минно-торпедное вооружение: 2 четырехтрубных 53-см ТА типа «Конь», боекомплект: 16 торпед. В перегруз мог принять на палубу 76 мин обр. 1926 г. или 124 мины обр. 1912 г.
Ищу данные о бежавших из румынского плена моряках лидера эсминцев "Москва" ЧФ:
-Тухов Александр Борисович.....
Тухов Александр Борисович Дата рождения __.__.1909
Место рождения Пензенская обл. (Саратовская губ.), г. Кузнецк
Дата и место призыва __.__.1927
капитан-лейтенант ЧФ, лидер э/м "Москва" эск.Причина выбытия погиб|жив Дата выбытия 26.06.1941Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=TV/005/081/00002195.JPG&id=76251634&id=76251634&id1=466b2b70b18fb56ced710a4afc34c517http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=TV/005/081/00002196.JPG&id=76251635&id=76251635&id1=625bcad7b22ff38f7850a1a631da6ba8http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=TV/005/1250-0000002-0394/00000098.jpg&id=77550302&id=77550302&id1=25be54fba11d4960480b3030503bbb73http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=TV/005/1250-0000002-0393/00000012.jpg&id=76463644&id=76463644&id1=19b9407504a6bc391a9db4a0d580c4b4ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА --[ Мемуары ]-- Ворков С. С. Мили мужества:http://militera.lib.ru/memo/russian/vorkov_ss/02.htmlhttp://militera.lib.ru/memo/russian/vorkov_ss/index.htmlЕрошенко В.Н. Лидер “Ташкент”. — М.: Воениздат, 1966
Глава 2. В строй эскадрыШквал на Бугеhttp://www.navy.su/navybook/eroshenko/02.html
ТУ’ХОВ Александр Борисович
(15.8. 1909, Кузнецк – 5.3.1944, местечко Голованевск, Украина), капитан-лейт. В 1927 окончил в Кузнецке школу, в 1931 Высшее воен.-мор. уч-ще им. Фрунзе. Служил на Черном море, ком. лидера-эсминца «Москва». 25 июня 1941 участвовал в операции по нанесению боевого удара по румынскому воен. порту Констанца. В этом бою, уже после выполнения задания, корабль подорвался на мине. Т. попал в плен и находился в фашистском концлагере. После побега воевал в партизанском отряде «Буревестник». Погиб в бою.
Лит.: Пельц Н. Дорогой мужества. Севастополь, 1960; Кузнецов Н. Г. На флотах боевая тревога. М., 1971; Боевой путь Советского Военно-Морского флота. М., 1974; Краснознаменный Черноморский флот. М., 1979; Савин (12).
[О. М. Савин. ТУ’ХОВ Александр Борисович / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 629.]
ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ: города, веси, люди...:http://kuznetsk.inpenza.ru/tuhov.htm