Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Статьи А.Ф.Балашовой о поисковиках  (Прочитано 1090 раз)

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 632
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемые коллеги!
Мне переслали текст статьи А.Ф.Балашовой "Следопыты-"копари" и их лексика", опубликованной в издании "Русская речь" (№ 3 за 2014 год, страницы 68 - 71), который я полностью привожу ниже:

"Следопыты-«копари» и их лексика
© А. Ф. БАЛАШОВА
Война не окончена, пока не похоронен последний солдат.
А.В. Суворов
Поисковики-следопыты используют особую лексику, отраженную в созданных ими словарях. Эта лексика рассматривается в статье.
Ключевые слова: поисковики, следопыты, красные и черные копатели, копари, копарьские словари.
Поисковики (следопыты, копатели, копари) - энтузиасты, занимающиеся поиском, погребением не похороненных в годы Великой Отечественной войны солдат, установлением их имен и оповещением родственников о месте захоронения бойцов. Мотивация самоназвания связана с корнями слов поиск, копать, указывая на цель деятельности и основной вид работы. В советские годы было распространено название следопыты. Речь шла, как правило, о школьных отрядах, занимавшихся поиском артефактов времен войны для местных музеев. Сейчас чаще используются самоназвания копатель и поисковик.
Многочисленные копарьские словари выложены в Интернете, некоторые поисковики сами составляют лексикон своего отряда, давая толкование слов и их происхождение. Нередко в объяснении употребляют жаргонизмы и стилистически окрашенные слова, отражающие отношение человека к данному объекту или явлению. Ударение в словариках не расставлено, за счет чего происходит разночтение (например, со словом хабар). Вот несколько примеров:
Копари - люди, занимающиеся поиском (иногда употребляется как синоним слова работяги) [ 1 ] . Копарь, копатель - промышляющий на местах боев [ 2 ] .
Коп, раскопки, выезды - поисковая работа на местах боев [ 1 ]. Коп - выезд на раскопки [ 2 ] ; процесс поиска. Поехать на коп [ 3 ] . Прикоп - место раскопок [ 2 ] .
Интересна колористика поисковиков. Черные, красные, белые, зеленые следопыты - люди, которые копают на местах боев: черные работают исключительно ради наживы; красные или белые (почти уже не встречаются) занимаются официальным перезахоронением останков и поиском экспонатов для музеев на добровольных началах; зеленые копают для собственного удовольствия и пополнения личных коллекций [ Там же ] . Кроме того красные копатели не только разыскивают погибших, но и занимаются установлением их личности. Как правило, они работают под эгидой общественных движений [ 4 ] . Черные поисковики (вольные копатели - официальная формулировка в документах отряда) - поисковики, занимающиеся неофициальной поисковой работой, они же зеленые копари [ 1 ] .
Белый (копатель) - любитель истории, кладоискатель. Как правило, неофициальный. Действует, движимый любопытством. Обнаруженное фиксирует на фото, а потом либо оставляет в коллекции, либо передает официальной науке, либо продает. Как правило, со временем становится или красным, или черным копателем [ 4 ] .
Как замкнутая группа, имеющая свои традиции, правила, нормы поведения, ритуалы, поисковики используют свой сленг, поют советские военные песни и песни своих отрядов, в которых в центре внимания оказывается погибший солдат и/или поисковик. Часть лексики осталась у них с советских лет, в том числе термины, называющие состав отряда (командир, комсостав). Боец - слово, которым обозначают и найденные останки советского воина, и участника поискового движения. Аналогично в молодежно-студенческих отрядах, считающих себя преемниками студенческих стройотрядов, продолжают использовать лексику советских лет, связанную с самоидентификацией движения: отряд, боец, бойцовка (куртка защитного цвета с эмблемой отряда), командир, комиссар. Кстати, гимном московских отрядов является советская песня «Яростный стройотряд» на слова Н. Добронравова.
Лексика поисковиков оказалась связанной и с лексикой современных кладоискателей: клад - ценные вещи (реликвии, артефакты), которые по разным причинам и с разной целью прятали (закапывали, вмуровывали, затапливали); закладуха - монеты или иные незначительные ценности, которые закладывали (вмуровывали) в элементы стройки, следуя сложившимся традициям; докладуха - вид клада, который хозяин периодически пополнял (докладывал) [ 4 ] .
Копарьский сленг подчас представляет собой языковую игру, связанную со сближением понятий русского и английского языка, в результате чего слова могут приобретать двойные смыслы: террарист - владелец металлоискателя «X-Terra»; тесоровод - владелец металлоискателя «Tesoro»; айсмен - владелец металлоискателя «Garrett Ace»; камок - камуфляж, камуфлированный костюм, чаще военный [ 4 ] .
Копари создают в лесах свой мир - зону, в центре нее находится сам копатель, но ему приходится взаимодействовать с инфернальными существами, обладающими большей или меньшей силой: это дед Хабар, Жбонница, Шпрингуха, Наградухо, гмохи, неприкаянные и др.
Дедушко Хабар - самый почитаемый из всех лесных созданий, по праву занимает верхнюю строчку в мистическом пантеоне копателя.
Перед выездом на место раскопок он обязательно читает молитву, дабы дедушко ниспослал ему побольше ценных находок. Хабар часто встречается у Стругацких в «Пикнике на обочине». Исходное значение, очевидное из контекста - «артефакты, найденные на месте посещения Земли инопланетянами (Зоны) и представляющие интерес как добыча». На данный момент в кругу кладоискателей, поисковиков и т. п. приобрело значение «артефактов, представляющих интерес». Хабар - добытые тяжелым копательским трудом находки [ 3 ] . Речь идет лишь о ценных для копателей вещах.
Жбонница - нечистый дух. Встретить ее в лесу считается дурным знаком. По поверьям, если увидел Жбонницу - ничего, кроме жбони, тебе в этот день не светит. Жбонь, шняга - найденные предметы, которые или невозможно идентифицировать, или идентифицируются как абсолютно бесполезные [ 4 ] ; непонятные предметы, не поддающиеся атрибуции, явно не имеющие никакой ценности и не представляющие интереса [ 3 ] . Шмурдяк - то же, что и жбонь, но используется чаще копателями по войне [ Там же ] . Не принято брать с собой найденную на раскопе вещь: она теряется или ломается; не везет с находками. Аналогичный запрет есть, например, у рыбаков - не брать с собой рыбу.
Наградухо - весьма жадный и своенравный дух. Распределяет наградняк по лесу. По преданиям старых копарей, раньше был не прочь поделиться железными крестами, но в последнее время подозревается в излишней скупости [ 5 ] . Шпрингуха - мерзкое и презираемое всеми копарями мистическое существо. Ждать от нее можно только неприятностей. Любимая забава шпрингухи - подложить под ногу зазевавшемуся копателю какую-нибудь мину. Предпочитает так называемые шпринги (мины-лягушки). Поэтому и получила такое прозвище [ Там же ] .
ВОПовик - маленький озорной лесной дух. Встречи с ним чрезвычайно опасны. Не прочь подшутить над теми, кто крутит боеприпасы и играет с детонаторами [ Там же ] . ВОП - взрывоопасный предмет (от взрывателя до мины, гранаты).
Мифические персонажи получают не только вербальное описание, но и цветное графическое изображение - например, в дневниках экспедиций в виде антропоморфных существ, а также на сайтах. Особое отношение у поисковиков к Зоне - месту копа. Поле чудес - место, которое продолжительное время посещают копатели, а находки не иссякают [ 4 ] .
Чаще всего среди артефактов попадаются монеты: Николашка - монета, отчеканенная во времена царствования Николая II [ Там же ] ; Катин пятак - монета достоинством 5 копеек периода царствования Екатерины Великой [ 3 ] ; Домонгол (домонгольщина) - монеты, предметы обихода, оружие и т. п., появившиеся до монгольского нашествия на Русь [ 4 ] .
Копатели подбирают много оружия, среди названий распространены такие, как Трёха, мосинка, моська - винтовка Мосина; лимонка, колотушка, яйцо - граната [ 1 ] .
Часто основой номинации предметов становится их метонимическое сопряжение с какими-нибудь другими предметами: Клюшка — металло-искатель [ 4 ] ; Крокодильчик - медная монетка, от окислов зеленая, как крокодил [ 3 ] ; Горшок, шлемак - каска [ 1 ] ; Потроха - подшлемник каски [ Там же ] ; Конина — элементы конской упряжи [ 4 ] .
Как правило, поисковики ищут и находят артефакты времен Великой Отечественной войны: Ганс, фриц, фашик - немецкий боец или предмет, принадлежащий ему [ 4 ] ; каракатица - свастика [ 1 ] ; лежак - групповое захоронение немецких солдат [ 1 ] . В то же время лежак - место, где часто отдыхали крестьяне, солдаты и работники, и потому богатое их «потеряшками» [ 4 ] .
Довольно часто копателям встречаются предметы, относящиеся к эпохе нашествия Наполеона: францы - вещи, принадлежавшие армии Наполеона; ходить по францам - вести их поиск; францевская пуговка - пуговица с французского мундира [ 3 ] .
Как видим, поисковикам свойственна ирония, в том числе черный юмор, а также некоторый цинизм, который, видимо, свойствен всем гробокопателям, как и врачам, - т. е. тем, кто имеет дело непосредственно со смертью.
Вместе с тем сегодня поисковики - это цвет нашей молодежи, журналисты называют их особой кастой, заканчивающей Великую Отечественную войну. Для следопытов остаются действенными такие понятия, как долг, мужество, честь, память. Эти энтузиасты, помимо собственно поисковой деятельности, выступают в разных аудиториях с рассказами о своей работе, считая важным патриотическое воспитание нового поколения, преемственность традиций.
Литература
1.   Словарь поискового отряда «Единорог», предоставленный М.В. Дзюбенко.
2.   Краткий словарь российского реконструктора // Жаргонные выра-жения копателей. http://prowler88.narod.ru/s.html
3.   Словарь копаря //Форум уральских кладоискателей http://uralkop.ru/viewtopic.php?f=39&t=675
4.   Словарь копателя //http://kladoiskatelei.narod.ru/klad2.html
5.   Записки копателя. http://www.kopatel-spb.narod.ru/HUMOR.html
МГУ им. М.В. Ломоносова".

С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 632
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: Статьи А.Ф.Балашовой о поисковиках
« Reply #1 : 29 Октября 2018, 18:42:40 »
Уважаемые коллеги!
Так же мне переслали текст статьи А.Ф.Балашовой "Взаимоотношение поисковиков с миром мёртвых: фольклорные мотивы и сюжеты", опубликованной в издании "Memento Mori: похоронные традиции в современной культуре" (Сост. А.Д. Соколова, А.Б. Юдкина; отв. ред. Д.В. Громов. М.: ИЭА РАН, 2015. - 294 с.), который я так же полностью привожу ниже:

"Взаимоотношение поисковиков с миром мёртвых: фольклорные мотивы и сюжеты
Александра Балашова
Данная статья посвящена анализу полевой работы и фоль-клорных представлений достаточно узкой субкультуры, дея-тельность представителей которой состоит в постоянном до-бровольном контакте со смертью. Речь идет о поисковиках или, как они сами называют себя, копателях (в советские годы - следопытах) - волонтерах, ищущих останки советских солдат, павших в боях Великой Отечественной войны и ввиду воен¬ного времени не опознанных и не захороненных надлежащим образом. Внутри данного движения традиционно выделяются два ответвления красные и черные копатели.
«Красные» (они же «белые») копатели официально зани¬маются поиском и идентификацией останков красноармейцев. Их цель - не только вернуть солдата из небытия и сообщить родственникам место его гибели, но и оправдать имя солдата, которого могли ошибочно счесть предателем (например, если он служил в армии под командованием генерала А.А. Власо¬ва). Для волонтеров-поисковиков (именуемых в советские годы следопытами) это не просто работа. Многие из них сравнивают своё влечение в лес с болезнью. Поисковики верят, что за каж¬дого найденного бойца прощается грех, а также в то, что души солдат, лишенных в силу военных обстоятельств традиционно¬го погребения , и поисковиков, осуществляющих перезахоро¬нения с воинскими почестями, встретятся в ином мире.
«Чёрные» копатели ведут работы, не имея на то соответ-ствующего разрешения, и ищут, прежде всего, немецкое ору¬жие и снаряжение. В рядах «чёрных копателей» отношение к останкам может быть разным: одни сообщают о нахождении бойцов «красным», даже на свои деньги хоронят останки, дру¬гие кощунственно относятся к памяти погибших солдат. В об¬щественном сознании типичный «чёрный копатель» - искатель наживы, не закапывающий за собой ямы и разбрасывающий кости красноармейцев при поиске немецких вещей (которые на рынке ценятся дороже, чем советские). Неуважительное отно¬шение «черных копателей» к останкам погибших солдат широ¬ко известно и даже обыгрывается в популярной культуре. Так, например, в фантастическом фильме режиссера Андрея Малю- кова «Мы из будущего» (рабочие варианты названия фильма - «Черные следопыты» и «До первой крови») «чёрные копатели» собирались использовать черепа бойцов в качестве мишеней для стрельбы.
В то же время в наши дни сами копатели всё чаще заявляют
0   том, что «нужно их делить не по “цветам”, а по тому, есть ли у них совесть» [Инф. 12], от которой зависит отношение к останкам бойцов. Многие копатели говорят, что в свете послед¬них законов, касающихся раскопок , все они серые. Поискови¬ки отмечают, что согласно инициативе,
получившей известность как «закон против «копателей», «вносят-ся изменения в 243-ю статью Уголовного кодекса РФ. Новые пун-кты закона ужесточают санкции против тех, кто без разрешения ведет те или иные раскопки. В случае принятия поправок, непред-усмотрительных любителей лопаты и скребка может ждать суро-вое наказание. <.> Так, новый закон практически вводит полный запрет на самовольное, без разрешения соответствующих офици-альных инстанций, использование поисковой техники. За несанк-ционированный металлопоиск может грозить штраф до 500 тыс.
рублей, а в некоторых случаях предусмотрены исправительные
работы и даже лишение свободы сроком до 6 лет [Слажинскайте].
И те, и другие копатели постоянно добровольно взаимодей¬ствуют с миром мёртвых. У них сложился комплекс поверий, примет, правил, запретов по отношению к погибшим в годы Великой Отечественной войны. По сути, копатели (они же сле¬допыты, поисковики, копари) работают на большом погосте. О своей работе поисковики говорят: «Нужно, чтобы в страну мёртвых кто-то тянул провода» . Как правило, под понятием «поисковик» подразумевается «красный копатель», продол¬жающий дело бойцов Красной Армии, поскольку, согласно утверждению А.В. Суворова, «война не окончена, пока не за¬хоронен последний солдат».
Источниками значимых образов и лексики для поисковиков стали книги и фильмы. Локус раскопок (или, как говорят, поис¬ковики, место копа) следопыты сравнивают с Зоной из романа «Пикник на обочине» братьев Стругацких, также вспоминают роман «Солярис» С. Лема: «Это место, которое тебе отвеча¬ет; увеличивает в десятки раз силу твоих мыслей - хороших и плохих» [Инф. 4]. В их лексикон вошли отдельные слова из этих произведений, например, слово «хабар», обозначающее у Стругацких ценный предмет, принесенный из Зоны, и его про¬изводные «хабарить», «хабарок» и проч. Философский аспект взаимодействия с «местом копа» ценится в фильмах А. Тарков¬ского «Сталкер» и «Солярис».
Поисковики говорят, что на одном и том же месте можно из года в год находить погибших бойцов, словно это они, пе¬ремещаясь под землёй, ищут поисковиков, каждый - своего, или мать сыра земля отдаёт своих сыновей не сразу. «Иногда кажется, что лес нелегко расстаётся с солдатами» [«Могила известного солдата»]. Существует поверье: если в каком-то месте отряд не может найти бойцов, нужно дать земле отдо¬хнуть: пару лет не искать, затем вернуться [Инф. 4]. Это сходно с земледельческими представлениями о том, что поле следует оставить на год под паром, если земля истощена.
Души погибших, не обретшие покой, постоянно напомина¬ют о себе. Популярен в среде поисковиков сюжет о подорвав¬шемся пастушке, дудочку которого местные жители и копатели слышат по сей день.
Среди сюжетов, которые связаны и со службой фронтови¬ка, и с работой поисковика, об оказавшемся посреди минного поля бойце (в одном случае - солдате Великой Отечествен¬ной, в другом - поисковике), заметившем мины лишь при необходимости вернуться в лес с поля (куда, согласно боль¬шинству версий, он ушёл подальше от комаров по нужде; или отправился за внезапно исчезающим после выполнения своей миссии - провести безопасной дорогой - незнакомцем).
Во время копа в Рыбинске поют советские военные песни, ав-торские песни (в т. ч. пришедшие из среды «чёрных» копателях).
Коп - не только выезд на поисковые работы. Это еще и выезд на поиск «по старине»: монетки, крестики и т.д. А также всё, что свя¬зано с этими мероприятиями: костёр, выпивка у костра вечером, разговоры про то, как кто-то что-то где-то нашел. Т.е. в широком смысле это не только сам процесс поиска и выкапывания, это еще и много других аспектов, которые вроде бы к самому процессу не имеют отношения [Инф. 12].
Впрочем, существует определённый комплекс традиций и запретов для поисковиков. Так, на раскопе никогда не пьют. Со¬гласно экспедиционным правилам, можно пить алкоголь толь¬ко после работы и не на месте копа. Поисковики стараются не трогать санитарные захоронения (с ампутированными конеч¬ностями), поскольку подобные находки ассоциируются с сери¬ей неудач в дальнейшей работе и кошмарами.
Плохой приметой считается у поисковиков случайно по¬пасть на обычное кладбище:
Летом наткнулся на гражданское кладбище - там дети, бабулька и поп. На следующий день отрубил себе часть указательного пальца - чем не мистика? [Инф. 10].
Найденные останки бойцов поисковики хоронят не сразу: нет такой возможности. Сначала делают временные захороне¬ния, а потом, в конце поискового сезона, производится торже¬ственное перезахоронение всех найденных останков в общей братской могиле, над которой в наши дни нередко ставят дере¬вянный крест.
После того как кости нашли, их кладут в мешки и делают времен-ное захоронение. В нашем отряде кости перед перезахоронением моют. Их также мыли и передавали по кругу в отряде О.В. Лиши- на «Дозор»  [Инф. 4].
Временное захоронение считается новым приютом бойца до официальной церемонии захоронения останков.
Говорили, что солдат ночью приходит или голоса слышатся: напо-минает, что надо похоронить, а не дальше возить. Всегда первым делом перезахоранивают, чтобы они дальше не мучились. Когда перезахораниваешь, сразу облегчение такое, что душа ушла, куда ей положено [Инф. 8].
Непосредственно церемония перезахоронения останков красноармейцев включает ряд выработанных русской традици¬ей действий (в могилу бросают горсти земли, зажигают свечи, поминают). Перезахоронение стараются произвести с воински¬ми почестями (опускаются на колено, производят оружейные залпы, объявляют минуту молчания). При отсутствии возмож¬ности перезахоронить останки с соблюдением общепринятого ритуала ставят над могильным холмом крест из двух палок, чтобы позже бойца нашли и погребли как положено. Некото¬рые группы поисковиков внесли в обряд новые элементы, на¬пример, зажигают китайские летающие фонарики, словно от¬пуская души на свободу или в небо, к Богу.
Из-за отсутствия смертного медальона, содержащего имя бойца, многие останки не удаётся идентифицировать, поэтому поисковики порой выполняют и те части похоронного обряда, которые традиционно закреплены за близкими родственни¬ками умершего, в частности, бросают горсть земли на гробы на церемонии перезахоронения, что обычно первыми делают родные умершего. Интересно, что эту часть ритуала поиско¬вики не интерпретируют в русле известных нам фольклорных трактовок; так, они не рассматривают горсть земли как сред¬ство от боязни покойников , поскольку не испытывают страха, когда держат в руках кости. Поисковики не знакомы также с представлением о том, что душа окончательно расстается с те¬лом, когда на гроб упадёт первая горсть земли. Возвращение останков в землю кажется естественным. Соприкосновение с костями не вызывает отвращения, потому что, как говорят не¬которые копатели, по прошествии стольких лет запах разложе¬ния трупов сменился сладковатым запахом.
Среди поисковиков нет прямого запрета брать вещи с места копа. Впрочем, многие копатели ощущают себя на месте копа как на погосте, а в традиционной культуре не принято уносить что-либо с кладбища. По представлениям копателей, присвое¬ние вещей погибших не идёт на пользу; более того, это иногда трактуется как присвоение чужих грехов и страданий. Поэтому поисковик теряет найденную в раскопе вещь (на штыке появля¬ется ржавчина, звёздочка красноармейца теряется):
Бродил-ходил он там, пока не углядел красивый перстенек с че-репом, который он захотел приобрести. Но продавец предупредил его, что вещь копаная, снята с убитого немца. Герой передачи не придал этому значения, купил кольцо и сразу же надел его себе на палец (прямо «Властелин колец» какой-то!). После этого ему на-чали сниться страшные сны про войну, во снах виделся образ сол-дата с черными петлицами на воротнике... Через неделю его чуть не пристрелили в авто. После этого случая он выбросил кольцо на помойку [WW2].
Впрочем, даже если поисковик берет что-либо с копа, он может использовать эти вещи лишь в городе или деревне, брать их с собой в лес на поиски останков бойцов запреща- ется .
В отличие от белых копателей, имеющих благородную и даже богоугодную миссию почетного перезахоронения по¬гибших героев, работа черных копателей оценивается иначе. Интересно, что как «не богоугодную» ее оценивают не только оппоненты, но и сами участники нелегальных раскопок. Сре¬ди них распространены нарративы о плохом самочувствии по дороге на раскоп. Впрочем, это не останавливает их, копатели уверены, что доведут начатое дело до конца, несмотря на со¬стояние здоровья или происходящие вокруг странные вещи. Существует также расхожее представление о том, что позже они непременно понесут наказание за неуважительное отно-шение к останкам погибших и стремление к наживе . При этом в записанных нами нарративах возникающие у чёрных копа¬телей проблемы оказываются более серьезными, нежели люди полагали изначально. Они связаны со здоровьем (бессонницей, кошмарами), семейной жизнью (разводами, гибелью члена семьи), потерей имущества. Нарративы о наказаниях черных копателей часто близки к группе быличек о лешем  и свер¬хъестественной силе, которая «водит» в лесу тех, кто в него не «просился» или пришёл с дурными помыслами: копатели попадают под ливень, размывший дорогу, блуждают по лесу, в это время резко темнеет, техника перестает работать, встре¬чают охранника захоронения, заводящего копателей в глушь и исчезнувшего. Аналогично отношения с лешим «профессио-налов» - охотников, пастухов, знахарей - строятся на основе договора [Левкиевская 1995].
Впрочем, несмотря на плохую репутацию, не все черные копатели ведут себя бесцеремонно по отношению в останкам погибших. Некоторые просят прощения за свои действия, про¬изводя простейшие ритуалы (ставят свечи за упокой до или по¬сле выезда). На место захоронения останков они кладут пред¬меты, которые понравились бы погибшим на том свете (при обнаружении останков на месте уничтоженной деревни остав¬ляют девушкам - ленты, бусы, детям - игрушки; также ставят крест над найденной игрушкой, веря, что в ней остаются части¬цы душ детей) . Перед посещением места, где погибло немало людей, наиболее суеверные чёрные копатели ставят свечи в церкви, берут свечи и просвирки с собой. Советуют на под-ходе к населённому пункту или поляне на земле зажечь свечи и помянуть невинно убиенных, объяснив, что если пламя будет трещать, а ощущение тревоги не исчезнет, лучше уехать: духи к месту не пустили. Некоторые новички из среды чёрных копа¬телей пытаются обезопаситься от духов погибших методами, почерпнутыми из фильмов ужасов и страшилок о вампирах (кресты, святая вода, круги на земле, чеснок). В целом же речь идёт о вполне традиционных оберегах, апотропеях - магиче¬ских предметах, которым в древности приписывали свойства оберегать людей, животных и жилища от злых сил.
«Красные копатели» не считают, что души солдат могут быть опасными для живых людей, потому что идут в лес с целью найти останки, перезахоронить их и, как следствие, дать душе возмож¬ность успокоиться. Так, некоторые поисковики подтверждают праведность своей работы рассказом о том, как на небе появля¬ется сакральный образ. «Под Вязьмой во время перезахоронения останков солдат на небе появился образ Богородицы» [Инф. 7].
Помимо поиска бойца, установления его личности, пере-захоронения поисковики занимаются поиском родственников опознанных красноармейцев. Некоторые родные красноармей¬цев хотят, чтобы останки солдат покоились в родной земле, просят доставить их на малую родину.
Родственники уже знают, что мы получили этот груз, и очень волну¬ются. Через несколько дней мы выполним миссию, которую поис¬ковики между собой называют «От раскопа до погоста»: это значит, что бойцы, наконец, упокоятся в родной земле [Шорохова: 8].
«Красные» поисковики воспринимают красноармейцев не как мёртвых. Как правило, это ощущение приходит не сразу. Иногда только на церемонии перезахоронения останков ко¬патели осознают, что в мешках лежат «не кости, не останки
-   люди» [Ивакин]. Это находит отражение и в авторских по-исковых песнях: «Смотрю на лица - вижу черепа. Смотрю на черепа - а вижу лица» (песня «Опасна поисковая тропа.»).
После полутора месяцев работы над останками начинаешь видеть не только лица этих людей, но и начинаешь видеть их фигуры, потому что строение костей - оно очень индивидуально. <.> Люди, которые приходят с Невской Дубровки на них посмотреть, относятся к ним как к мёртвым. А смерть всегда вызывает страх у людей. А поисковики, я думаю, что все, относятся к ним как к живым: вот они лежат, и я его вижу живого. Поэтому страха и нет [«Могила известного солдата»].
В то же время среди следопытов бытует мнение, что там, где есть мёртвое тело, совершенно по-другому ощущается про-странство.
Поисковик проходит своего рода инициацию, приобща¬ясь к миру мёртвых, попав в лес, отведав приготовленной на костре пищи, выпив местной воды. После того как копатели «выпили и скушали хлебца», они видят преображённую реаль¬ность: «А на пеньке сидит душа того немца и не знает, как ей в Дрезден вернуться» (песня «Старый следопыт»). «Инициация предполагает символическую временную смерть и возрожде¬ние в новом качестве. Обрядовая символика временной смерти в сказках часто выражается в мотиве проглатывания новичка и последующего его выплёвывания чудовищем, посещения иного мира и добывания там чудесных предметов» [Костюхин 2004: 97]. Изначально предполагалось, что «посвящаемый яко¬бы шёл на смерть и был вполне убеждён, что умер и воскрес» [Пропп 2000: 40], инициация является показателем «возму¬жалости» [Фрейд 2005: 26]. В школьных поисковых отрядах полоса препятствий является своего рода инициацией, под¬тверждающей право называть себя поисковиком (иногда по¬исковиком считают человека, нашедшего и поднявшего бойца; отработавшего сезон).
Кроме того, во многих школьных поисковых отрядах, чтобы подготовиться к посвящению в поисковики, новичок проходит «полосу препятствий». Меняется восприятие следопыта, появ-ляется дар видеть то, что не замечают другие, слышать голоса, видеть вещие сны, даже перемещаться в прошлое.
Это была моя фотография с первой нашей, неудачной стоянки. Я стою на фоне соснового леса, этакий рядовой пенсионер, лес тоже похож на лес. Но среди деревьев за моей спиной виднеются как будто слепленные из густого тумана человеческие фигуры, на фоне кустов - человеческие головы. Всё это было достаточ¬но отчетливым, так что можно было разглядеть, что одна голова принадлежит человеку с довольно характерным немецким типом лица, длинного, с высоким лбом [Богданов 2009: 73].
Иногда души погибших в данной местности бойцов (это мо¬гут быть огоньки, как в преданиях о кладах; силуэты) видны за спинами у поисковиков на фотографиях. Бойцы продолжают воевать (особенно с наступлением сумерек).
Один новгородский поисковик, проявляя фотографии, сделанные в Долине смерти, неизменно обнаруживал на них контуры тел в шинелях. Это явление начали было даже изучать ученые Новго-родского государственного университета (был там одно время отдел по изучению необычных явлений), но потом исследования прекратились из-за отсутствия финансирования [Искатель].
Любителям паранормальных явлений известна Новохопер¬ская зона:
Руководитель спектральной лаборатории геологического пред-приятия «Воронежгеология», он же глава научно-исследователь-ской экспедиции «Хопер», Генрих Михайлович Силанов утверж-дает, что изобрел аппаратуру, которая фиксирует в Новохоперской зоне следы давно прошедших событий. Журналистам он говорит, что открыл новый физический эффект, который он называет «фе¬номеном памяти поля». Суть его состоит в том, что изображения прошедших событий можно обнаружить в узкой полосе ультра¬фиолетового участка спектра, возле нижней границы видимого диапазона [Афонькин 2012: 63-64].
Явление фиксации на фотографии событий, имевших место на данной территории, получило название «хрономираж».
О   снимках Силанова и о Новохоперской зоне заговорили в прессе, когда была опубликована фотография, напоминающая размытое изображение человеческой головы в чешской каске. Силанов ут-верждает, что фотография была сделана в лесу, где в 1943 году на-ходилась чешская воинская часть, воевавшая в составе советской армии, и снимок - тому доказательство. Есть и другие примеры фотографии «хрономиражей», которые удалось зафиксировать в Новохоперской зоне [Там же: 64].
Священники о духовной сути этого феномена говорят при-мерно одно и то же: души погибших без исповеди бойцов не могут устремиться в мир иной. Кроме того, многие солдаты были атеистами, с ними проводили беседы политруки. «Душа некрещеного не имеет места, она мечется и просит утешения, покоя и не получает его, вопиет к самым дорогим оставшим¬ся на земле людям» [Богомолова 2008: 176]. На фотографии, сделанной на поминках на могиле утопленного мачехой ре¬бёнка, изображён сидящий на могиле малыш, обнимающий верную собаку, с которой утонул. При этом на ребёнке надета рубашка, в которой его хоронили. Этот феномен охарактери¬зован как явление неприкаянной некрещеной души [Там же: 173-177].
Души красноармейцев наблюдают за работой поисковиков до перезахоронения останков.
Ветеран поискового движения одного из смоленских районов рас-сказывал, что как-то они подняли останки нескольких бойцов, и он принёс их к себе в сарай. Положил так аккуратно, даже не ка-саясь. Когда заходил он туда (и жена его об этом рассказывала): заходишь туда - такое чувство, они на тебя смотрят. Пришлось переложить куда-то. Неприятное такое ощущение [Инф. 1].
В среде поисковиков считается опасным надолго погружать¬ся в мир мёртвых, иначе вскоре туда отправишься. С этим свя¬заны рассказы о неожиданной (не проснулся утром) смерти по¬исковика, чувствовавшего местонахождение бойцов, постоянно общавшегося с их душами. Оберегают поисковиков и благодар¬ные души найденных бойцов: словно выталкивают из ямы.
Опускаешься в эту огромную яму, устланную лапником. Ставишь гробы - один на другой. Потом идешь обратно. Они тебя ведут. Словно подталкивают в спину: «Мы - мертвые. Не место тебе тут, живому» [Ивакин].
Согласно широко распространённой поминальной практи¬ке, а также в связи с восприятием погибших красноармейцев как живых поисковики могут оставлять на временных захоро¬нениях и братских могилах сигареты, веря, что это пригодится погибшим.
Это когда 22 июня в четыре утра ты идешь с двумя сигаретами к Вечному огню [Ивакин].
Иногда поисковики не видят бойца, но ощущают его при-сутствие, замечают тлеющий огонёк окурка на месте, где сле¬дует копать. Они могут узнать, курил ли найденный боец (так обычно называют останки солдата).
-   Знаешь, как понять - курил боец или нет?
-   Не понял...
-   Когда могила сделана - прикуриваешь сигарету, втыкаешь ее в могилу и смотришь.
-   И что?
-   Смотри...
Петрович достает сигарету. Прикуривает. Делает затяжку. Втыка-ет сигарету в землю могильного холмика. Фильтром вниз, есте-ственно. Сигарета начинает пыхать. Как будто кто-то курит там изнутри... [Ивакин].
Также корни этой традиции - в языческой тризне, нашед¬шей продолжение в поминании усопших на кладбище едой и питьём, в представлении о необходимости оставлять птицам хлеб или печенье на могиле.
Души погибших бойцов желают быть найденными, чтобы обрести покой, получить «в братскую билетик», попасть «не в грязь болотную - а среди товарищей под крестом с иконкою вечно отдыхающий» (песня «Егорка»). Они окликают копа¬телей, являются во снах (в т.ч. если поисковик сразу не на¬шёл все кости красноармейца), говорят о местонахождении своих товарищей. Поисковики рассказывают, что иногда не¬знакомец в форме военных лет подсаживается к костру по¬исковиков, рассказывает о боях в данной местности, просит дать прикурить.
Я думаю, что души солдат ОЧЕНЬ хотят, чтобы их нашли, и ста-раются поисковикам в этом помочь. Конечно, все это на грани ми-стики, но все же что-то такое есть [Инф. 5].
Пришедшим с целью найти бойцов, а не нажиться за их счёт, души красноармейцев помогают.
Несешь гроб к могиле. И чувствуешь руки тех, кто там в гробу. Они помогают нести... [Ивакин].
Погибшие воины «просят» отдать принадлежащие им вещи, т.е. найти их останки вблизи обнаруженных копателями вещей.
Вещий сон приснился однажды А.Ш. Спит он и видит, что прихо-дит к нему солдат и настоятельно требует: «Если найдешь мои очки, обязательно отдай их мне. Слышишь, обязательно отдай! Я рядом буду». И что же вы думаете? На следующий день, «на-звонил» и выкопал А.Ш. очки в металлической оправе. Вспомнил сон. Тщательно переворошил землю на полянке и бойца обнару-жил невдалеке от найденных очков... [ВГД].
Иногда вести с того света (в т.ч. голоса солдат Второй ми¬ровой) получают не только поисковики. В следующем тексте повествуется о доме, построенном на месте братской могилы. Жильцов беспокоят духи военных, они успокаиваются лишь по¬сле перезахоронения останков. О присутствии сил из иного мира свидетельствуют также голоса, проступающая на мебели кровь. Всё это нарушает привычный уклад жизни новых хозяев дома.
Полицейские, вызванные ими для обследования дома, нашли его полностью залитым вязкой красной жидкостью, которая, как по-казала экспертиза, оказалась человеческой кровью. Но никаких трупов нигде не обнаружили. <.> Полицейские <.> осматри¬вая помещения первого этажа, услышали наверху шум передви¬гаемой мебели и тяжёлые шаги. Однако при тщательнейшем обы¬ске дома посторонних в нём обнаружено не было. <.> И тогда инспекторы, всё ещё не веря в призраков, согласились по совету местных парапсихологов провести в доме научный эксперимент. Они покрыли все полы толстым слоем муки, после чего опечатали здание и удалились. в засаду. <.> На полу не было обнаружено ни одного следа, но все стены и мебель оказались испачканными кровью! <.> Приглашенные землекопы приступили к своей ра¬боте и вскоре обнаружили под метровым слоем грунта целую гору скелетов в истлевших мундирах нацистских офицеров! <.> Ске-леты похоронили на кладбище, и с тех пор аномальные явления в доме прекратились [Месть нацистских офицеров: 12].
Аналогично духи солдат Второй мировой войны могут бес-покоить не только жителей дома на месте захоронения, но и строителей.
Когда мне было лет 10, умер один наш родственник. И ночью у гроба сидели старушки из Красного Бора. Так было принято. Забыла сказать: всем, кто жил в Сортировке1, дали квартиры в Красном Бору, нам и всем соседям. И они рассказывали, что уча-ствовали в строительстве санатория «Красный Бор». Первый этаж построили. Ночевать остались в этом же здании. Ночью слышат: гармошка, пляска. Думают, кто же это так веселится. И вдруг по-няли, что нет ещё второго этажа. Говорят, на этом месте были за-хоронены советские солдаты. Потревожили захоронения [Инф. 6].
Духи погибших являются туристам, рыбакам, жителям окрестных деревень в лесу, на месте массовых захоронений во-енного времени. Это популярная тема для рассказов.
У кладоискателей (традиции которых отчасти совпадают с традициями копателей) есть свои поверья, касающиеся пого¬стов. По возможности они стараются держаться подальше от таких мест.
Это нельзя, это нельзя - это тоже соблюдение каких-то поверий. А вот копаем - к могилам нельзя подходить, допустим, то нельзя, то нельзя. (Соб.: А что нельзя?) Там же старые кладбища есть, посмотри в Архангельске, сколько есть. Идёшь - бац и плита. О-пана, а тут вообще не должны быть. (Соб.: В лесу?) Ну как - в лесу, в лесу деревень же не должно быть - все шли по рекам, всё основное - река держала, тут, посмотри, в стороне деревень нету, как средняя полоса, черноземье. Всё только у реки ведь [Инф. 11].
Согласно поверьям поисковиков, души погибших солдат живут в выросших из их тел растениях. Именно в этом клю¬че осмысляется, например, тот факт, что из головы памятника Веры Волошиной, установленного на месте ее казни в Наро- Фоминском районе Московской области, растёт деревце .
Церемония перезахоронения с соблюдением всех традиций позволяет душам солдат обрести свободу и покой, символом чего становится вольная птица. В среде поисковиков это тра¬диционное представление о перевоплощении душ погибших в птиц ассоциируется, прежде всего, с переводом на русский язык стихотворения «Журавли» Р. Гамзатова, в основу которого легла аварская легенда, и с песней «Журавли» в исполнении Марка Бернеса, ежегодно исполняемой 22 июня и 9 Мая. По рассказам членов поисковых отрядов, нередко во время цере¬монии над могилами делают круг почёта журавли:
Под Сычёвкой с почестями хоронили найденных поисковиками солдат. Вдруг косяк журавлей полетел низко-низко, над головами собравшихся. Завораживающее действие! [Инф. 9].
В кинофильме о разведчиках «Звезда» (2002) по повести Э. Казакевича голос за кадром произносит:
Группы Травкина и Марченко долгое время считались без вести пропавшими. На запросы родных и близких неизменно приходил ответ: «О дальнейшей судьбе ничего не известно». Лишь в 1964 году все разведчики были награждены орденами Отечественной войны I степени посмертно. Но каждую весну, каждый май, души погибших с полей Польши, Чехии, Германии - отовсюду - устрем-ляются в родные края, чтобы увидеть свою цветущую Родину, за которую отдали свои жизни». Нередко можно встретить ограду с изображением журавлей на братском кладбище . Например, у вхо¬да в Ташировский комплекс близ деревни Акулово в Наро-Фомин¬ском районе Московской области. Изображение журавлей можно увидеть на эмблемах поисковиков .
Бывалые поисковики со скепсисом относятся к ряду зарожда-ющихся традиций некоторых молодых отрядов, по их мнению, имеющих корни в культуре сект. Например, к специфическому ритуалу, называемому «греть могилу» (ср. описанный Д.К. Зе-лениным обычай «греть покойников», в основе которого лежит «воззрение, что умершие нуждаются в тепле и что эта их по-требность может быть удовлетворена возжжением костров» [Зе-ленин 1909: 13]), когда после захоронения останков детям пред-лагают положить руки на могилу, передать часть тепла мёртвым. Данное действие не вызывает одобрения у копателей из других отрядов, объясняющих это тем, что школьники через руки от¬дают свою энергию мертвецам (ср. представление о том, что мумия Ленина в Мавзолее подпитывается энергетикой живых ). Вещие сны - не редкость в поисковом деле.
Поисковики, словно хранители памяти. Они передают эту память из поколения в поколение. Однажды мы встретили дочь солдата, приехавшую на перезахоронение. Ей было около 75. И ей при-снился сон накануне того, как нашли ее отца. Во сне ее отец стоял за окном в шинели, лил дождь, а с его глаз стекали слезы. Она подумала, что он пришел за ней. Спросила об этом, он отрица-тельно покачал головой. На его лице была улыбка, будто что-то произошло радостное, и легкость в глазах. И на следующий день ей сообщили, что нашли ее отца. И она поняла. что его душа те-перь спокойна, и он приходил попрощаться. После всего этого ты понимаешь, что ты не зря работаешь. [Инф. 13].
Мемораты о вещих снах, широко распространённые в тра-диционной культуре, также нередко записываются от участни¬ков войн, в т.ч. Великой Отечественной.
Кроме того, поисковики полагают, что их души встретятся с душами найденных ими бойцов на том свете.
18 фамилий... Один из вас, один из восемнадцати - лежит в гробу. Кто ты, боец? Не узнать никогда. Пока сам не лягу в землю - не узнаю. Я верю, что мы встретимся там. Я верю. Мы еще выпьем, мужики!» [Ивакин]. «Наш ушел. Парни, которых поднял Игорь Щукин, его встретят. Игорь, жди. Мы скоро [Ивакин. ВК].
Верят поисковики и в то, что за каждого поднятого бойца простится один грех.
Мне еще рассказывали такую штуку, мол, солдаты, которых наш-ли, защищают тех, кто в подъеме участвовал. Ангелами-храните- лями становятся. Правда или нет, не знаю, может быть, очередная байка, но как услышал, запала в душу [Инф. 3].
Применительно к некоторым объектам погибшие красно-армейцы воспринимаются как святые, дающие силы, помога¬
ющие живым. Например, колодец, названный в честь Георгия Победоносца, ассоциируется с силой погибших в годы Вели¬кой Отечественной войны.
А про Георгиевский колодец слышали? Под Старой Руссой есть. Попьёшь из него воды - к тебе перейдёт сила павших солдат. Раньше он вроде назывался Богородичным, и легенда была какой- то другой [Инф. 2].
В то же время иногда в фольклоре поисковиков появляются персонажи из мировой мифологии. Известный роман о поиско¬виках И.И. Борзова называется «Охота на валькирий» [Борзов 2011]. Шутя, копатели могут обратиться к дежурившей у костра с едой девушке «валькирия, спасительница» [Инф. 4]. В сканди¬навской мифологии валькирия - дочь славного воина, которая подбирает павших на поле битвы, переносит их на крылатом коне в небесный чертог Валгаллу. Таким образом, поисковики осознают себя связующим звеном между участниками Великой Отечественной войны и современным поколением. Для многих из них настоящая жизнь начинается только в лесу, где нет при¬творства, лицемерия, зависти, где они оказываются вдали от по¬литических конфликтов. Поисковики испытывают чувство вины перед незахороненными по-человечески дедами и прадедами. Они называют это болезнью, которой заразились, попав в леса и подняв своего первого бойца. Нередко они воспринимают мир через призму сознания своих ровесников военных лет.
На самом деле я не воевал и не служил. Так случилось. Однако война живет в сердце и крови с весны 1996 года, когда я впервые на ней побывал. На Волховском фронте, весной 1942 года. Я не оговорился, я попал на ту войну в качестве похоронной команды. Обычно нас называют поисковиками, однако мы именно похорон-ная команда [Ивакин. Размышлительное].
Литература
Айвазян С., Якимова О. Указатель сюжетов русских быличек и бы- вальщин о мифологических персонажах // Фольклор и постфоль-
клор: структура, типология, семиотика http://www.ruthenia.ru/ folklore/ayvazan1.htm.
Афонькин С.Ю. Загадки планеты Земля. СПб.: БКК, 2012.
Богданов Г. Эхо давней войны // Литературные страницы. Стихи и проза / Сост. В.Н. Прохоров. № 7. М.: МСЛ, 2009.
Богомолова Р.Т. Возвещайте чудеса Его! Явления Промысла Божиего нашим современникам. М.: Русский Хронографъ, 2006.
Борзов И.И. Охота на валькирий. М.: Радуница, 2011. Генеалогический форум ВГД. http://forum.vgd.ru/93/33126/.
Группа военной археологии «Искатель». http://www.1942.ru/bayki. html.
Зеленин Д.К. Народный обычай «греть покойников». Харьков, 1909. Ивакин А.Г. Я живу в ту войну. http://okopka.ru/i/iwakin_a_g/text_0040. shtml.
Ивакин А.Г. Меня нашли в воронке // Размышлительное http:// samlib.
Ru/i/iwakin_a_g/.
Ивакин А.Г. 1979 г. р. Одесса. https://vk.com/id4866342.
Костюхин Е.А. Лекции по русскому фольклору: Учеб. пособие для вузов. М.: Дрофа, 2004.
Левкиевская Е.Е. Леший // Славянские древности. Этнолингвистиче-ский словарь / Под ред. Н.И. Толстого: в 5 тт. Т. 3. М.: Междуна-родные отношения, 1995. С. 107.
Месть нацистских офицеров // Тайны мира призраков. 2012. № 12.
С.   12.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2000. Слажинскайте И. «Закон против копателей»: не там ищете! http:// www.baltinfo.ru/2013/07/15/Zakon-protiv-kopatelei-ne-tam- ischete-367125.
Стрижев А.Н. Народные приметы. М.: Современник, 1997.
Фрейд З. Тотем и табу. СПб: Азбука-классика, 2005.
Шорохова Ю. Шагнувшие в бессмертие // Смоленская газета. 2013. № 31. С. 8.
WW2 - http://forum.ww2.ru/index.php?showtopic=1346748. Источники
«Заберите своих мертвецов» - художественный фильм ре-жиссёра Ирины Зуй о гробокопателях (2010 г.).
«Могила известного солдата» («Burying the past»), докумен-тальный фильм корреспондента Русской службы BBC Ольги
Ившиной о российском поисковом движении (2014 г.).
Сведения об информантах. Личный архив А.Ф. Бала¬шовой
Инф. 1. - В.А., респ. Коми, руководитель отряда «Звезда». Записано в 2011 г. на Вахте памяти в г. Ярцево Смоленской области.
Инф. 2. - А.В., 1978 г. р. Поисковый отряд «Долина». Великий Нов-город. Записано в 2013 г.
Инф. 3. - И.В., Поисковый отряд «Катюша». Москва. Записано в 2013 г.
Инф. 4 - М.В.Д., 1992 г. р. Поисковый отряд «Единорог». Москва. Записано в 2013 г.
Инф. 5 - М.Н.Е., 1992 г. р., Суходол Сергиевского района Самарской области. Поисковый отряд «Волжане». Записано в 2012 г.
Инф. 6. - А.В.З., журналист. 1983 г. р. Смоленск. Записано в 2012 г.
Инф. 7 - Н.Н.К., поэт, журналист, краевед. 1950 г. р. Смоленск. За-писано в 2013 г.
Инф. 8 - А.А.К., 1993 г. р. Выпускница Донского лицея Москвы (в школьные годы выезжала в п. Гнёздово, п. Катынь Смоленской обл.). Записано в 2013 г.
Инф. 9 - В.П.К., Смоленская областная общественная организация десантников имени Маргелова. Записано в 2013 г.
Инф. 10 - П.Н.П., 1980 г. р. Военно-исторический клуб «Гарнизон». Белоруссия, г. Брест. Записано в 2013 г.
Инф. 11 - П.А.П., 1970 г. р. Живёт в Архангельске, занимается архео-логическими раскопками. Записано в 2013 г.
Инф. 12 - А.В.С., 1962 г. Поисковый отряд «Гвардия». Рыбинск Ярос-лавской обл. Запись 2013 г.
Инф. 13 - В.Ю.С., 1989 г.р., г. Дербент. «Туристско-поисковый отряд Ориент им. Сергея Яковлева». Запись 2012 г.".

С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »