Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: В "Долине" смерти побывали дети и внуки бойцов  (Прочитано 373 раз)

unifex

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 42 120
  • Алюсов Алексей Михайлович
Над могилой отцов
На местах боев 18-й стрелковой дивизии в Долине смерти побывали дети и внуки бойцов и командиров советско-финляндской войны, героев художественно-документального романа Анатолия Гордиенко "Гибель дивизии".

Эту идею - привезти родственников павших на место боевых действий - Анатолий Алексеевич вынашивал еще в ходе работы, сбора материалов, многих встреч и бесед с ветеранами финской войны и их родными. Да, вышедшая весной книга имеет беспрецедентный по нынешним временам читательский и общественный успех, единогласный хор похвал. Тысячный тираж разошелся быстро, и стоит вопрос о его продолжении. Но без воплощения данной идеи в жизнь сама книга, вся многолетняя над ней работа казались автору незаконченными, а долг его писательский - как бы не до конца выполненным.
    Художественно-документальное повествование о трагедии 18-й стрелковой имеет, помимо всех прочих, еще один очень важный аспект. Книга не просто поведала современникам о подвиге и трагедии поколения "роковых сороковых". Она рассказала конкретным людям - детям и внукам красноармейцев этой злосчастной дивизии - о страдании, подвиге и гибели их отцов и дедов. Дело в том, что 18-я Ярославская Краснознаменная стрелковая дивизия до начала финской кампании дислоцировалась на территории республики, в ней служили или были призваны с началом войны тысячи местных жителей, немало похоронок пришло в их семьи. Почти никто из ныне здравствующих родственников павших не знает, где могилы отцов или хотя бы примерные места гибели. Поэтому уже на презентации книги в Национальной библиотеке, куда были приглашены дети, внуки, правнуки героев "Гибели дивизии", Анатолий Гордиенко заявил им: мы обязательно должны поехать в Долину смерти.
Проект этот его инициатору поначалу казался трудноосуществимым, но необходимую помощь оказали Военно-историческое общество Карелии и бюро путешествий "Петроинтур", снарядили автобус для экспедиции в Питкярантский район. На предложение поклониться праху отцов и дедов откликнулось около трех десятков родственников бойцов и командиров 18-й дивизии. Среди них Альбина Алексеевна Разумова, дочь начальника политотдела дивизии полкового комиссара Разумова, погибшего со всеми своими подчиненными при попытке прорыва из окружения. Ветеран 71-й Торуньской стрелковой дивизии с первого до последнего дня Великой Отечественной войны Надежда Егоровна Иконникова потеряла здесь дядю и родного брата. В котле у Южного Леметти погиб санинструктор 49-го отдельного медсанбата Николай Дворжицкий, отец Риммы Николаевны Дворжицкой. Пережил окружение у речки Урма, в самом восточном из девяти "котлов" разрезанной на куски дивизии, старшина 97-го стрелкового полка Николай Волков, отец Виктора Николаевича Волкова. Сыновья бойцов дивизии Леонид Михайлович Тетерин, директор музея ОТЗ, Альберт Николаевич Кипрушкин, Александр Васильевич Креккиев. Как-то и не подходит к ним слово "дети" - все деды и бабушки давно, и то сказать, ведь 65 лет с той войны минуло...
    В поездке приняли участие также руководители Военно-исторического общества - председатель Герман Чумаков и секретарь Алексей Ремизов, представители Общества украинской культуры, известный в республике исследователь мест захоронений жертв политических репрессий Юрий Дмитриев, представители СМИ. По прекрасному, недавно законченному дорожниками шоссе доехали до места быстро. Не то, что раньше! А уж в те военные времена на той самой гибельной лесной сельской дороге двум саням было трудно разминуться! Проезжаем Крест скорби на развилке дорог, как ворота в прошлое.
Первым пунктом нашей программы был Питкярантский краеведческий музей, где в особом зале размещены экспозиции о той самой Зимней войне, что три месяца бушевала на этой многострадальной земле, в заснеженных питкярантских лесах и ледяных шхерах Ладоги. Затем мы отправились к мемориалам на местах боев и гибели 18-й стрелковой дивизии и 34-й легкотанковой бригады. Несколько часов участники поездки провели в мемориальной зоне у Южного Леметти, сопровождаемые нашими добровольными проводниками, - работником музея Геннадием Стахно и поисковиком Александром Аксентьевым, что давно читают "лесную книгу" этих мест.
    Именно здесь, на бывшем КП дивизии, происходят основные события романа Анатолия Гордиенко. К братским могилам и обелискам родственники возложили цветы и поминальные свечи. На плите всего с десяток имен. Имена остальных пятнадцати тысяч еще долго будут ждать увековечения. Вдоль дороги в обе стороны от мемориала - зримые свидетельства событий: заросшие ямы блиндажей с россыпями патронов, ржавыми деталями техники, касками, танковыми траками, дырявыми железными бочками самодельных солдатских печей. На одном таком участке, где стоял в обороне 12-й гаубичный артполк дивизии, дорожники при строительстве шоссе заботливо проложили деревянные мостки для экскурсий. А тогда... Вот что написано в акте, составленном 17 марта 1940 года:
    "Южное Леметти" носило следы ожесточенных и упорных боев, представляя из себя сплошное кладбище трупов, разбитых боевых и транспортных машин. Вся площадь обороны КП 18 СД изрыта воронками от снарядов, деревья на 90% в районе обороны скошены артснарядами. Обнаружено до 10 землянок, разрушенных снарядами 152-мм артиллерии, с находившимися там людьми. Оставшиеся землянки в большинстве своем взорваны финнами... Найдено 18 трупов красноармейцев, сожженных финнами в землянках...Машины, деревья, железные трубы печей землянок и все местные предметы изрешечены пулями и осколками снарядов...На месте и в районе обороны КП обнаружено 513 наших трупов..."
    Погожий теплый июнь вдруг повеял на нас морозным, смертельным февралем 40-го. Страницы книги магическим образом накладывались на увиденное. А Анатолий Гордиенко и Геннадий Стахно вели и вели нас по сосновому лесу от воронки к воронке. Сколько трагедий эти ямы сохранят навечно? Вот землянка медсанбата... Вот все, что осталось от танка БТ-5...По свидетельству Геннадия, еще не так давно этих останков лежало здесь гораздо больше. Кто их тащит? Коллекционеры? Любители обменять металлолом на спиртное? Да не все ли равно - одно слово: мародеры.
    Так и хочется процитировать здесь заключительные слова главного героя романа: "Люди! Внуки и правнуки! Я, журналист Климов, завещаю, я призываю, я приказываю вам от имени павших: по этой земле нельзя ходить, по ней можно только бережно ступать!.." По глубокому убеждению Анатолия Гордиенко, нужна заповедная охраняемая территория, где следует с помощью турфирм всячески развивать мемориальный туризм, хотя термин "туризм" здесь, в святом месте, может быть, и звучит неуместно.
    Здесь прах многих тысяч советских воинов в известных и пока еще неизвестных и безымянных могилах. По всей стране и за пределами России здравствуют дети бойцов 18-й стрелковой, у которых порой не осталось от отцов ничего, кроме казенного клочка бумаги - похоронного извещения. До сих пор они не знают, куда поехать поклониться родному праху. Они должны возложить цветы к этим обелискам, послушать эту лесную тишину, увидеть эти лесные ямы, вдохнуть сосновый воздух, в котором будто растворены неупокоенные духи войны и смерти. Память о погибшей дивизии должна жить...

Карелия N 63 [16 июня 2005): Военный вестник: Над могилой отцов
http://www.gov.karelia.ru/Karelia/1341/26.html


http://www.gov.karelia.ru/Karelia/1341/img/82.jpg
http://www.gov.karelia.ru/Karelia/1341/img/83.jpg
http://www.gov.karelia.ru/Karelia/1341/img/81.jpg

Записан
“По крупицам собирая данные
  О боях минувших и бойцах,
  С честью пронесем заветы славные
  В благодарных памятных сердцах”
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »