Вопрос к уважаемому Константину Борисовичу Стрельбицкому.
Касается темы Ханко но не по людям - если уважаемый администратор сочтет нужным перенести или вывести в отдельную ветку - на его рассмотрение.
Уважаемый К.Б. - Вы много и серьезно занимались раньше корабельной тематикой. Сейчас насколько знаю от нее немного отошли но совсем не бросили.
Мой приоритет поисков - "Железо". Не так давно прочитал книгу А.Чернышева. "1941 год на Балтике: подвиг и трагедия".
В целом понравилось но возник и ряд вопросов - может что подскажете ?
В его работе есть вот такая сводка по плав.средствам базы Ханко (как штатным так и приданным) накануне начала эвакуации.
ОВР ВМБ Ханко (капитан 2 ранга М.Д. Полегаев) - кан.лодка «Лайне», 6 «малых охотников», 1 буксир («Пярну») и 10 катеров, 1 мотобот.
Плав.средства военного порта Ханко: 5 буксиров («Туман», ПХ - 2, ПХ - 3 , ПХ - 4, И - 17 ) 4 баржи,2 мотобота, шхуны «Эрна» и «Мария», транспорт № 510 «Вахур».
Плав.средства береговой базы 1 -й бригады ТКА: быстроходный катер ЯМБ (яхта моторная быстроходная - скорость 24 уз.), 3 малых катера — скорость 7 - 9 уз.
Плав.средства также имели: штаб и части сектора береговой обороны (10 катеров), гидрорайон (3 промерных бота, 1 лоцманский бот), части ПВО (3 катера типа КМ и 4 барказа), 81 ОАЭ (3 катера).
По "Лайне" и "Вахур" вопросов нет - основное известно. По "Мария" и "Эрна" тоже какие - то данные у эстонцев можно найти."Туман" судя по имени из мобилизованных буксиров Ленинградского порта торг. флота. И - 17 похоже из "Ижорцев" СЗРП или БОП. Мелкие катера - водолазные боты и баржи полная экзотика и найти что - то на них даже не надеюсь.
Есть шанс что - то нарыть по другим буксирам - раннюю историю + что было дальше ? Судя по книге почти все они погибли в ходе последнего перехода но непонятно куда пропадает "Туман" - затопили в базе перед уходом ?
Неясно когда ушел из базы "Пярну" - если правильно понимаю это бывший "Днепр" 1914 г. п. и позднее эстонский "Яан Поска" а с 01.12.1941 г. он уже в Кронштадте как "Одесса" ?
Я до этой книги вообще не встречал абревиатуры ПХ.
ЛП - КП на Балтике + ИП и СП - ОП на Черном море. Расшифровка понятна. А по истории ПХ что - то есть ? Они новострой - или это кого из стариков переименовали ?
+ еще момент также по Ханко.
Давно лежит в "закромах" один интересный приказ июля 1941 г. по "мелочи" Балтфлота.
Там есть такой момент:
Из пр. Ком. КБФ 31-2 пох. 25.07.1941 г. п.с. Пиккер.
ОВР Ханко- 7-й ДТЩ -9 ед и ПБ-7 ТЫНУ.
3-й ДСКА - 308 и 309 ех. финск. А-31,32.
Что это за экс - финские катера и куда они потом делись ?
В Вашей старой работе еще примерно середины 90-х гг. или чуть раньше по потерям противников наших ВМС до нач. ВОВ финские катера с такими номерами упомянуты как погибшие на Ладоге в 40 -м. Затопили сами финны. Учитывая что наши в районе Сортавалы после Зимней войны многое подняли могли поднять и их.
Непонятно другое - куда и когда делись ? Если верить столь "любимому" Вами Широкораду - его справочнику по нашему флоту,то в конце августа 41 г. сдали и с начала сентября в строю на Балтике "мошки" с этими же №.
То есть экс - финнов или переименовали (о чем нет ни у него ни в старом справочнике Бережного) или погибли - если последнее то где и когда ?
Извините за столь пространный комплект - просто всерьез по теме спросить больше не у кого. Понятно что на все вопросы ответов не будет - ну может хоть что - то подскажете ?
Есть еще пару моментов также связанных с Ханко и Моонзундом но нужно немного и совесть иметь. Если будет интерес и смысл по ним чуть попозже.