Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Советские моряки и озеро Лох-Несс  (Прочитано 8659 раз)

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 39 485
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Советские моряки и озеро Лох-Несс
« : 16 Апреля 2012, 21:15:36 »
Уважаемые коллеги!
Вот здесь вот на нашем Форуме - http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=19361.0 - в списке моих публикаций можно найти следующую запись:
"...135. Советские моряки и озеро Лох-Несс. – «Морской сборник», 2009, № 2, С. 73 – 82 (Интернет-версии - http://blockhaus.ru/forum/index.php?showtopic=22924&st=240
http://dlib.eastview.com/browse/doc/19633759 ; в Интернете имеется ряд ссылок для скачивания скана этого материала)".
К сожалению, как мне указал на днях в "Личных сообщениях" один из новых участников нашего Форума, ни по той, ни по другой приведённой мной Интернет-ссылке нельзя найти полный текст этого моего материала, а только отдельные его фрагменты.
По его просьбе я со следующего сообщения публикую здесь полный, авторский вариант текста этой статьи - в том виде, в котором она была подана в редакцию "Морского сборника".
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 39 485
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: Советские моряки и озеро Лох-Несс
« Reply #1 : 16 Апреля 2012, 21:17:05 »
Уважаемые коллеги!
Начинаю публиковать анонсированный мной выше текст:

"2008 – 2012 © К.Б.Стрельбицкий,
Председатель Московского Клуба истории флота
(МКИФ, Москва)

СОВЕТСКИЕ   МОРЯКИ   В   ОЗЕРЕ   ЛОХ-НЕСС ,
ИЛИ   « МАРШРУТ  ДВИЖЕНИЯ   -   КАЛЕДОНСКИЙ   КАНАЛ… »

…Дежурный по кораблю старшина 2-й статьи Покровский перевернул 89-ю страницу «Вахтенного журнала № 27 Большого охотника за подводными лодками № 233» и в самом верху нового чистого листа написал чётким почерком: «Среда, 6 декабря 1944 года. Англия, озеро Лох-Несс»…
…В наши дни название этого шотландского озера известно буквально каждому благодаря якобы обитающему здесь некому «чудищу морскому» (то есть озёрному), ласково именуемому Несси. В нашей стране о Лох-Нессе и его «подводной хозяйке» по-настоящему стали узнавать лишь в начале 1970-х годов, когда на волне «разрядки» в тогдашний Советский Союз стала проникать зарубежная информация о различных необъяснимых наукой случаях, ныне собирательно именуемых аббревиатурой «АЯ» - аномальные явления. С тех пор в сознании наших соотечественников шотландская «неведомая зверушка» по имени Несси стала одной из главных составляющих своеобразного «джентельменского набора» АЯ – наряду с летающими тарелками, Бермудским треугольником и снежным человеком. Но, если последнего вроде бы неоднократно встречали на территории СССР, инопланетные летающие тарелки регулярно, якобы, посещали бывший Советский Союз, а через Бермудский треугольник вполне реально плавали наши суда и летали самолёты, то подобным «личным знакомством» с Несси и её озером советские граждане похвастаться по понятным причинам в те годы не могли.
История Несси, как утверждают специалисты по «лох-несскому вопросу» насчитывает не менее полутора тысяч лет – с тех пор, когда об этом впервые узнали и оставили письменные свидетельства прибывшие в горные края Шотландии римляне. Новейший же период истории «лох-несского чудовища» начинается с 1933 года, когда вдоль берега озера была построена автомобильная дорога, благодаря которой в последующие годы количество обнаружений Несси стало множиться в геометрической прогрессии. Как философски отмечается в одном из местных туристских путеводителей, «значительное количество наблюдений монстра произошло до начала Второй Мировой войны, которая отвлекла мысли людей на другие чудовища, в других местах…».
Однако именно к периоду минувшей войны относится история первого появления на озере Лох-Несс наших соотечественников, причём не нескольких человек, а сразу четырёх с половиной сотен. Эти люди были моряками Советского Военно-Морского Флота, которые прошли по озеру Лох-Несс на своих боевых кораблях под Советским Военно-Морским Флагом. Об этой истории, терпеливо ждавшей более шести десятилетий своего рассказчика полках одного их хранилищ Центрального военно-морского архива, и пойдёт ниже речь…".

Продолжение следует!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 39 485
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: Советские моряки и озеро Лох-Несс
« Reply #2 : 16 Апреля 2012, 21:18:22 »
Уважаемые коллеги!
Продолжаю публиковать анонсированный мной выше текст:

"…Великая Отечественная война шла уже не первый год на земле, в воздухе и на море. На всех её морских театрах одну из главных опасностей для советской стороны наряду с авиацией противника представляли вражеские подводные лодки. Успехи в борьбе с ними были, увы, не столь многочисленными, как того хотелось командованию и как того требовала безопасность мореплавания в зонах ответственности нашего флота. Для результативных действий против субмарин противника необходимо было оружие, гораздо более современное и эффективное, чем, хотя и многочисленные, но уже морально устаревшие знаменитые «морские охотники» различных предвоенных серий. Конечно, в это время продолжали разрабатываться новые советские проекты малых противолодочных кораблей и уже начинали претворяться в жизнь, но подорванная войной отечественная судостроительная промышленность объективно не могла удовлетворить всех запросов наших воюющих флотов. Однако выход, пусть и временный и частичный, в решении этого - в общем-то частного - военного вопроса был найден в обращении за помощью к союзникам по антигитлеровской коалиции.
Благодаря деятельности советской военно-морской миссии в США, в Народном комиссариате ВМФ в Москве было хорошо известно, что уже в ходе войны американцы разработали весьма удачный проект 110-футового морского охотника за подводными лодками – так называемый “Submarine Chaser in 110 foot”, или сокращённо “SC 110”. При стандартном водоизмещении в 86,8 тонн, он имел длину 34,2 м, ширину - 5,47 м и осадку - 1,87 м. Двухвальная главная энергетическая установка, состоящая из двух разработанных первоначально для дирижаблей дизелей «Дженерал-Моторс Пенкейк 16-184-А» общей мощностью 1960 л.с., сообщала катерам наибольшую скорость хода в 17 узлов с дальностью плавания 1100 миль. При плавании экономическим ходом – 12 узлов – и запасе соляра в 15,7 тонн катера этого типа могли пройти 1450 морских миль. Но главным достоинством типа “SC 110” как боевого корабля было довольно мощное для данного класса вооружение. Так универсальная артиллерия такого катера включала в себя один 40-мм автомат «Бофорс» и три 20-мм автомата «Эрликон» с общим боезапасом 7310 снарядов обоих калибров. Для борьбы со своим главным противником – подводными лодками – каждый катер этого типа имел по две реактивные установки Мк-20 (или «Mousetrap», что по-английски значит «мышеловка») с 4 направляющими и запасом в 40 ракет, столько же обычных штоковых бомбомётов Мк-6 с ещё 18 зарядами, а так же 10 бортовых бомбосбрасывателей по паре «глубинок» на каждый, то есть всего по подводному противнику такой «сабчейсер» мог применить за один раз до 78 глубинных бомб различного типа. В состав катерного оборудования активного действия входила радиолокационная станция обнаружения целей «SF-1», именовавшаяся советскими военными моряками «рейдаром», радиопеленгатор «QBE-3A» и ультразвуковой прибор гидроакустического наблюдения-«скорпион». Штатная численность экипажа катера равнялась 32 человекам, включая 3 офицеров – командира корабля, его помощника и артиллериста. Прочность деревянного корпуса катера типа “SC 110” была такова, что в советском заключении по его мореходности было записано: «Может находиться в море при состоянии моря до 8 баллов». Такие настоящие «морские охотники» являлись находкой для советского командования и, в первую очередь, для двух его океанских флотов – Тихоокеанского и Северного. В составе последнего, ведущего активные боевые действия по обеспечению международных и собственных, внутренних океанских и морских коммуникаций, они были просто необходимы. Советской стороне удалось добиться согласия американцев на поставку нескольких десятков катеров типа “SC 110” в рамках знаменитой программы ленд-лиза.
Всего, начиная с 1941 года, на различных верфях США по проекту “SC 110” было построено 435 единиц, из которых шестая часть – 78 штук – была передана СССР. В Советском ВМФ эти катера получили официальное обозначение «Тип БО-1» (Большой охотник за подводным лодками I серии). Сами же советские моряки сначала назвали их «бошками» – по аналогии с хорошо известными на всех флотах отечественными малыми охотниками (сокращённо – катера «МО», или «мошки»). Однако вскоре у катеров типа «БО-1» появилось и окончательно прижилось другое, более привычное русскому уху название – «бобики».
Первоначально каждый такой катер носил обозначение, соответствующее его строительному номеру той или иной верфи, на которой он был создан. Затем американская сторона присваивала ему (вне зависимости от того, предназначался он для ВМС США или для передачи по ленд-лизу другой стране) стандартное обозначение, состоящее из латинских литер “SC” (“Submarine Chaser” – «охотник за подводными лодками») и четырёхзначного порядкового номера. Советское же официальное обозначение состояло из русских букв «БО» и уже трёхзначного номера, которое, однако, до прибытия на Северный флот – в целях секретности – даже не сообщалось экипажу, и все эти катера продолжали носить прежние, американские бортовые обозначения. Поэтому в архивных ныне документах шедших в Заполярье из США «бобиков» мы встречаем удивительные для советских кораблей того времени номера и обозначения типа «SC 1482» или «БО-1512». По прибытии же в СССР их приходилось исправлять не только на бортах катеров, но и на обложках корабельных документов, ведущихся, как и положено, с момента подъёма на корабле Советского Военно-Морского Флага, то есть ещё с Америки.
В задачу автора этого материала не входит описание перевода всех предназначенных для пополнения Северного флота 46 больших охотников за подводными лодками американской постройки из различных портов и баз атлантического побережья США в Заполярье. Желающих более подробно ознакомиться с этим вопросом мы отсылаем к книге мемуаров контр-адмирала Бориса Викторовича Никитина «Катера пересекают океан». Вышедшая в свет в «Лениздате» ещё в 1980 году, она и по сегодняшний день не потеряла своей исторической ценности и представляет собой прекрасно изложенные воспоминания непосредственного участника тех событий. Нашей задачей является описание лишь одного их эпизода (точнее – даже двух, аналогичных друг другу), так и остававшихся до сих пор неизвестными".

Продолжение следует!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 39 485
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: Советские моряки и озеро Лох-Несс
« Reply #3 : 16 Апреля 2012, 21:19:31 »
Уважаемые коллеги!
Продолжаю публиковать анонсированный мной выше текст:

"…Последняя, наиболее опасная в военном отношении часть маршрута перевода больших охотников из США в Заполярье пролегала из британских баз через акватории Северного и Баренцевого морей, в которых до самого конца боевых действий активно действовали немецкие флот и авиация. Поэтому предназначенные для советского Северного флота боевые корабли и катера в обязательном порядке включались британским Адмиралтейством в состав очередного «полярного» конвоя. Их отправка в Россию диктовалась целым рядом как военных, так и чисто политических обстоятельств и нередко не только задерживалась, но и просто отменялась. Подобная ситуация сложилась и поздней осенью 1944 года, когда регулярное движение конвоев в Россию было вновь временно приостановлено. К этому времени в главной базе британского Флота Метрополии в Скапа-Флоу на Шетландских островах отправки в Советский Союз дожидалась очередная группа катеров американской постройки, а именно - 2-й отряд 19-го дивизиона Бригады больших охотников ВМФ СССР. Командир отряда капитан-лейтенант Агафонов подчинялся руководству Советской военно-морской миссии в Лондоне, откуда в первых числах декабря получил весьма неожиданное распоряжение. Из столицы Великобритании ему сообщали, что местное Адмиралтейство откладывает отправку его подразделения в Советский Союз на неопределённое время, в связи с чем оно переводится из передовой военно-морской базы в одну из тыловых во внутренних британских водах. Учитывая зимнюю штормовую обстановку, Агафонову предписывалось провести свои катера из вод Северного моря в атлантические не вокруг Северной Шотландии, а … через неё, используя внутренние водные пути. Таковым безопасным маршрутом являлся Каледонский канал.
Что же было известно советской стороне в то время об этом искусственном водном пути? В предвоенной Большой Советской Энциклопедии можно было найти следующую статью: «Каледонский канал (Caledonian canal), в Северной Шотландии; соединяет залив Лорн (Firth of Lorne) с заливом Морей (Moray Firth). Прорыт в 1804 – 1822 гг.; доступен для судов с осадкой до 4,5 м. Длина от Форт-Уильям до Инвернесс – 90 км. Значительно сокращая путь между портами северо-запада и северо-востока Шотландии, Каледонский канал всё же не превратился в большой торговый путь, так как проложен в наименее развитой экономически и притом слабо заселённой части Шотландии». Из изданного значительно ранее знаменитого русского «Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона» можно было узнать следующее: «Каледонский канал - в Шотландии, соединяет Инвернесс с Лох-Лайном и дает возможность попасть из Немецкого моря в Атлантический океан, не огибая севера Шотландии, Оркадских и Шетландских островов. При нем расположены форты Георга, Августа и Вильяма. С технической точки зрения Каледонский канал представлял мало затруднений для постройки, как расположенный в естественной ложбине, и составлен из соединения ряда озер; достаточно 12 шлюзов для регулирования уровня воды. В экономическом отношении Каледонский канал далеко не оправдал возлагавшихся на него английским правительством надежд. Им могут пользоваться суда, сидящие до 6 м в воде, но навигация избегает его. Задуманный в 1773 г., начатый в 1805 г., оконченный в 1825 г. и предоставленный для транзита в 1847 г., Каледонский канал более служит для туристов, чем для товаров». Пожалуй, это всё, что к тому моменту было известно в СССР о том водном пути, по которому следовало пройти советским кораблям".

Продолжение следует!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 39 485
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: Советские моряки и озеро Лох-Несс
« Reply #4 : 16 Апреля 2012, 21:20:40 »
Уважаемые коллеги!
Продолжаю публиковать анонсированный мной выше текст:

"Первыми военными моряками Отечества, вышедшими на водные глади Каледонского водного пути, стали 160 офицеров, старшин и матросов, составлявших экипажи 5 катеров 2-го отряда 19-го дивизиона Бригады больших охотников ВМФ СССР. Командиру отряда капитан-лейтенанту Агафонову предстояло провести Каледонским каналом следующие катера, которыми командовали офицеры в звании старших лейтенантов: БО-231 (он же SC 1493; командир – П.А.Жикол), БО-232 (SC 1482; А.П.Мещанкин), БО-233 (SC 1511; В.Л.Шевченко), БО-234 (SC 1505; Н.В.Исаев) и БО-235 (SC 1486; И.И.Вербицкий). Шестой катер отряда – БО-236 (SC 1497; С.И.Бельчиков), находящийся в ремонте, в этом переходе не участвовал.
Флагманский катер капитан-лейтенанта Агафонова – БО-232 – вошёл в Каледонский канал в 14.30 5 декабря, в то время, как концевой БО-233 покинул эти внутренние воды в 14.25, но лишь трое суток спустя – 8-го числа. Он же затратил на полное прохождение канала наибольшее время – без 35 минут 3 суток, в то время, как самым быстрым оказался БО-231, совершивший внутренний переход из Северного моря в Атлантику 2 суток, 18 часов и 33 минуты.
Необходимо отметить, что, хотя советские катерники совершали весь переход по Каледонской водной системе самостоятельно, без какого-либо конвоя, но британская сторона периодически всё же осуществляла контроль за русскими. Так, при входе в канал катера были встречены местными лоцманами, которые некоторое время осуществляли их проводку, а вечером первого дня перехода на соединение капитан-лейтенанта Агафонова прибыла некая группа «английских офицеров». Советские моряки ещё с Америки имели богатый опыт общения с иностранцами и их достойного приёма у себя на борту, так что и на этот раз британские гости в полном соответствии с русскими традициями были, что называется, «накормлены, напоены и спать уложены». Об этом неопровержимо, хотя и косвенно свидетельствует, например, вахтенный журнал БО-233, записи в котором который беспристрастно фиксируют факт, что прибывшие в 23.20 5 декабря британские военные смогли покинуть борт гостеприимного русского военного корабля лишь в 08.32 следующего утра. На БО-235 другая группа англичан пробыла ещё дольше: с 20.30 до 08.30, то есть ровно 12 часов! Вряд ли после этого они помнили, какой именно праздник отмечали в день их прибытия на борт русские, но мы можем с уверенностью сказать, что «международный приём» на кораблях 19-го дивизиона состоялся по случаю 8-й годовщины принятия Сталинской Конституции.
Впрочем, постоянное общение с местным населением, а точнее – со служащими канала, у советских моряков продолжалось в течение всего плавания по Каледонской водной системе. Дело в том, что собственно канализированная часть этого водного пути, соединяющая горные озёра, постоянно перемежается шлюзами, общее число которых равняется 30, которые поровну работают сначала на подъём идущих по каналу судов, а затем – на их спуск. Каждый шлюз имел собственное название, но в вахтенных журналах советских катеров они упоминались в основном просто под порядковыми номерами. «Сами шлюзы представляют собой бетонированный водоём, а батопорты состоят из двух ворот, открывающихся в разные стороны при помощи ручного шпиля и изготовленных из дерева. Шлюзы имеют одинаковые размеры: длина – 130 футов, ширина – 38 футов, глубина водоёма – 16 футов в мелкую воду, – описывали их позднее советские катерники. –    Батопорты  шлюзов открываются и закрываются вручную. У каждой группы и у отдельных шлюзов имеются специальные рабочие – от 2-х до 4-х человек. … Скорость прохождения шлюза при выполнении работ силами обслуживающего персонала – 40 – 50 минут, но так как наш личный состав принимал хорошее участие во всех работах, связанных с открытием и закрытием ворот, время было снижено до 30 минут». Поэтому в вахтенных журналах катеров можно встретить записи типа: «Личный состав в количестве 10 краснофлотцев сошёл с корабля для открытия ворот канала». Трудно сказать, практиковалась ли в то время подобная помощь служащим шлюзов у самих англичан, ходящих Каледонским каналом: дело в том, что за весь переход советские катерники не отметили ни одного попутного или встречного судна, в результате чего на деле могли убедиться в правильности справки из БСЭ о том, что Каледонский канал «не превратился в большой торговый путь»".

Продолжение следует!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 39 485
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: Советские моряки и озеро Лох-Несс
« Reply #5 : 16 Апреля 2012, 21:22:06 »
Уважаемые коллеги!
Продолжаю публиковать анонсированный мной выше текст:

"Однако перейдём, наконец, к ключевому моменту нашего повествования, а именно к плаванию советских катерников через озеро Лох-Несс, или Loch Ness, каково современное английское написание исторического гэльского названия второго по величине озера Шотландии Loch Nis. Лох-Несс является частью геологического разлома Грейт-Глен и, как и многие другие озёра этой части Шотландии, носящей название Хайленд, имеет ледниковое происхождение, занимая котловину, когда-то пропаханную древними ледниками. Площадь его водной глади составляет более 65 квадратных километров, и, так как при этом оно очень протяжённое – вытянуто с юго-запада на северо-восток на 37 километров, то его максимальная ширина не превышает полутора. Благодаря своей глубоководности (до 230 метров), Лох-Несс занимает первое место в Шотландии по объёму содержащейся в нём пресной воды, которой в нём одном больше, чем во всех пресноводных водоёмах Англии и Уэльса вместе взятых. При этом вода в Лох-Нессе очень мутная, что вызвано высоким содержанием в озёрном грунте торфа и естественным образом благоприятствует незаметности подводных плаваний Несси. В юго-западной оконечности озера расположен единственный естественный остров Лох-Несса, но на нём есть и искусственные островки – так называемые кранноги. Кроме пресловутой Несси, реальное существование которой здесь до сих пор остаётся под вопросом, население водоёма составляет большое количество промысловой пресноводной рыбы – форели и угря, проживанию которых способствует незамерзающий характер озера. Так как Лох-Несс вместе с вытекающей из него рекой Несс является частью судоходного Каледонского водного пути, то на нём в годы войны имелся рекомендованный судоходный фарватер, ограждённый красными и чёрными буями.
Подробное изучение вахтенных и навигационных журналов всех пяти «бобиков», прошедших в декабре 1944 года Каледонским каналом, позволяет точно обозначить зафиксированное в этих документах время первого в истории форсирования советскими моряками озера Лох-Несс. Пять советских катеров поочерёдно – БО-231, БО-232, БО-234, БО-235 и БО-233 – вошли во «владения Лох-Несского чудовища» в среду 12 декабря 1944 года в промежуток времени между 11.15 и 12.50 и покинули его между 13.15 и 14.04 того же дня. Открытый участок пути позволял развивать большую скорость, чем ограниченное 6 узлами движение в канализированной части Каледонского водного пути, и поэтому в вахтенном журнале «двести тридцать первого» появилась следующая запись: «11.35. Вошли в озеро Loch Ness. Дали ход 15 узлов». Правда, затем экипажу старшего лейтенанта Жикола пришлось всё же заметно сбавить скорость хода, чтобы, соблюдая флотский порядок, сначала подождать, а затем пропустить вперёд изрядно подзадержавшийся флагманский «двести тридцать второй», так что первым Лох-Несс покинул именно этот катер под брейд-вымпелом капитан-лейтенанта Агафонова.
Шедший предпоследним БО-235 старшего лейтенанта Вербицкого развил на открытом участке Лох-Несса столь высокую скорость, что произошло небольшое «ЧП», и дежурный по катеру старшина 1-й статьи Карпов был вынужден отметить в вахтенном журнале № 2, что в 12.30 «снесло за борт ветром карту с ходового мостика». Действительно, на катерах этого типа ходовые мостики были «открыты всем ветрам», а он в тот момент над озером был немаленьким (о чём мы ещё скажем ниже), но вот видеть в происшедшем некие «козни подводной хозяйки Лох-Несса» не стоит. Ветер – ветром, но по нашему мнению, ценную карту снесло с мостика не в воду, а … в каюту командира, откуда она была передана им командиру отряда, а тем, в свою очередь – «по назначению», и следы её «теряются» отнюдь не в пучинах Лох-Несса, а в архивах советской военно-морской разведки. Дело в том, что на данный переход бережливые и осторожные союзники-англичане выдали советским морякам ограниченное количество (даже не на каждый катер!) комплектов путевых карт и правил прохождения Каледонским каналом, разумеется, подлежащих сдаче после его прохождения. Понятно, что подобный материал был весьма ценен и для советской стороны в силу его исключительной «эксклюзивности», и процитированная выше запись в вахтенном журнале рядового (не флагманского!) катера отряда должна была документально подтвердить англичанам факт «непреодолимого влияния местной стихии» на их имущество, в их же внутренних водах «безвозвратно утраченного»…
…В том же, что озеро Лох-Несс – это действительно нечто особенно, мог лично убедиться каждый из прошедших им в тот день советских катерников. Для этого нужна лишь была возможность подняться на палубу и пробыть на открытом декабрьском воздухе некоторое время. Дело в том, что за те неполные три часа, за которые все пять советских катеров форсировали весь Лох-Несс, погода здесь, в середине дня существенно изменилась. Об этом неопровержимо свидетельствуют соответствующие записи в вахтенных и навигационных журналах всех единиц отряда капитан-лейтенанта Агафонова. Уже упоминавшийся зюйд-вестовый ветер из слабого превратился в свежий, и его сила теперь определялась в 5 баллов, погода изменилась с ясной на пасмурную, видимость понизилась до 1,5 миль, пошёл мокрый снег, а атмосферное давление упало с 766 до 729 миллиметров ртутного столба. Но больше всего изменилась температура воздуха: она понизилась с первоначальных 6,6 градусов выше нуля аж до 1,7! Лишь записи о «состоянии моря» (то есть озера) оставались к моменту выхода из Лох-Несса прежними – «слабое волнение», что, впрочем, не оставляет сомнения в том, что «хозяйка здешних вод» Несси из-за чего то «изволила гневаться» на советских моряков.
Они же, и не подозревая о ней, продолжали свой переход, и жизнь на катерах шла в полном соответствии с утверждённым командованием «типовым расписанием» на данный день недели. Ровно в 12.00 по незыблемому флотскому распорядку на всех катерах, в какой бы точке Каледонской системы они не находились (так флагманский БО-232 именно в полдень только вошёл в Лох-Несс, а концевой БО-233 был ещё лишь на подходах к озеру), начался обед. Далее, по его окончании, всё так же продолжалось, как свидетельствую документы, «по распорядку дня».
Впрочем, на  указанные выше трудности в то военное время особого внимания обращать было просто не принято. Так что в итоговом отчёте о переходе Каледонским каналом капитан-лейтенант Агафонов в этой связи писал: «Поскольку переход совершался по каналу, обстановка создалась сравнительно лёгкая, к тому же переходы между базами выражались промежутками времени от 4 до 9 часов. … На переходе использовалось вооружение штурманской части, наблюдения и связи и электротехнической части. Все виды этого вооружения работали безотказно». В заключении ими были сделаны следующие выводы об этом своеобразном «внутреннем плавании»: «1. Отряд на этом переходе показал себя вполне сплаванным и подготовленным. 2. Рядовой, старшинский и офицерский состав вверенную технику освоил хорошо и эксплуатирует правильно. 3. Корабли могут выполнять задачи в составе отряда». В общем – обыкновенная служба на военном корабле в военное время…".

Продолжение следует!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 39 485
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: Советские моряки и озеро Лох-Несс
« Reply #6 : 16 Апреля 2012, 21:23:37 »
Уважаемые коллеги!
Продолжаю публиковать анонсированный мной выше текст:

"…Остаётся лишь сожалеть, что совершившие переход через Лох-Несс в декабре 1944 года советские военные моряки так и не встретились с его «хозяйкой». Тем более, что буквально в минувшем году с ней «познакомился» один из местных жителей – некий мистер Фэррел. Он утверждал, что с дистанции в 230 метров в 6-кратный бинокль видел некое создание длиной примерно 25 – 30 футов, 4 – 5 из которых составляла шея, увенчанная головой с большими глазами. Такова была Несси «военного образца 1943 года»…
…Однако описанное выше декабрьское плавание 5 больших охотников не осталось единственным знакомством советских военных моряков с Каледонским каналом в целом и с озером Лох-Несс в частности. Не прошло и двух месяцев, как британское Адмиралтейство решило вновь воспользоваться этим внутренним водным путём для ещё одной межтеатровой переброски предназначенной для передачи СССР по ленд-лизу новой группы кораблей американской постройки.
На этот раз потенциальными «гостями Несси» стали сразу почти три сотни моряков 20-го дивизиона Бригады больших охотников ВМФ СССР под командованием капитана 3-го ранга Егорова. Из состава этого соединения переход Каледонским каналом совершили 9 катеров: БО-237 (бывший американский SC 1491) старшего лейтенанта Постнова, БО-238 (SC 1478) старшего лейтенанта Марова, БО-239 (SC 1483) старшего лейтенанта Еремеева, БО-241 (SC 1506) старшего лейтенанта Палицына, БО-242 (SC 1499) старшего лейтенанта Романова, БО-243 (SC 1503) старшего лейтенанта Яровенко, БО-244 (SC 1479) старшего лейтенанта Барышникова, БО-245 (SC 1487) капитан-лейтенанта Баланова и БО-246 (SC 1512) капитан-лейтенанта Дубро. И вновь один из штатных катеров дивизиона – БО-240 (SC 1508) – в переходе не участвовал, так как находился в ремонте.
Следует отметить, что, так как это был второй проход советских военных моряков Каледонским каналом, то на 20-м дивизионе уже имели его подробное описание, сделанное командиром 2-го отряда 19-го дивизиона капитан-лейтенантом Агафоновым. Не перегружая наше повествование длинным цитированием всего этого документа, мы приведём здесь лишь те строки, которые относятся в нём непосредственно к описанию «владений Несси»: «Канал проходит через 3 горных пресноводных озера, самое большое – Лох-Несс, около 20 миль длиною и одна миля шириною, наибольшая глубина до 130 саженей, причём центральная часть на всём протяжении имеет глубины более 100 саженей, озеро находится на высоте 50 футов над уровнем моря, берега гористые с наибольшей высотой в 2284 футов и покрытые лесами, левый и правый берег почти строго правильны».
Если катера капитан-лейтенанта Агафонова шли Каледонским каналом из Северного моря в Атлантический океан, то капитану 3-го ранга Егорову следовало перевести своё соединение в обратном направлении – из Атлантики в «Немецкое море», как его традиционно называли русские мореходы. При этом из-за большего на этот раз числа катеров проход Каледонским каналом производился последовательно тремя отдельными, равными группами: в первую входили БО-239, БО-244, БО-246, во вторую - БО-245, БО-242, БО-243, и, наконец, в третью – БО-237, БО-238, БО-241. Поэтому «внутреннее плавание» из Атлантики в Северное море растянулось почти на 6 суток: если первый катер 20-го дивизиона вошёл в канал 12 февраля, то последний вышел из него только 17-го. Правда, следует помнить о том, что движение по Каледонском каналу было разрешено англичанами только в светлое время, какового в середине февраля в Северной Шотландии весьма немного, так что из всего отрезка времени от входа в канал до выхода из него, например, БО-246 был на ходу в целом меньше суток – всего 14 часов 43 минуты, а БО-243 – 17 часов 4 минуты.
Соответственно и проход озера Лох-Несс на этот раз советские моряки совершали более продолжительное время в целом, однако для всех катеров 20-го дивизиона он пришёлся на один день - 14 февраля. При этом озеро, как и другие открытые участки Каледонского канала, катерники старались пройти на максимальной скорости: так шедший головным в последней, третьей группе БО-237 вошёл в озеро в 10.08, а вышел из него в 11.42, а БО-243 прошёл весь Лох-Несс между 09.21 и 12.03. Кстати, как и в декабре, переход озером пришёлся на тот же самый день недели – на среду. Согласно утверждённому распорядку дня на катерах 20-го дивизиона в момент перехода Лох-Нессом шла «боевая подготовка и работы по типовому расписанию», по которому на среду приходилась «учёба младшего начсостава и сборы по специальностям», за этим следовала получасовая приборка, после чего наступало время обеда. На этот раз при проходе Лох-Нессом никем не было отмечено каких-либо событий, заслуживающих занесения в вахтенные журналы катеров.
Правда, некоторые происшествия имелись на других участках Каледонского канала. Так, в отчёте командира 20-го дивизиона капитана 3-го ранга Егорова мы читаем: «В 15.30 12 февраля первая пара катеров вошла в шлюз № 1. При стоянке в шлюзе было настолько тесно, что отсутствовало пространство между бортами для кранцев. Выход из шлюзов второго катера осуществлялся своим ходом, и по вине руководителя работ, который дал преждевременную команду на шпиль, катер БО- 1499 задел винтом за цепь, соединяющую ворота, она была перерублена. БО-1499 благополучно дошёл до места назначения, но при подъёме его на слип лопасти левого винта имели зазубрины. … Перед 16-ым шлюзом БО-1512, который был третьим в строю, вследствии задержки в пропуске через шлюз имел касание винтом о грунт. При подъёме его на слип обнаружены зазубрины на лопастях правого винта. … У входа в 29-й шлюз БО-1506 вследствие неправильного маневрирования имел касание винтом грунта. Подъём его на слип обнаружил зазубрины лопастей правого винта». О том же, но с указанием уже советских номеров катеров, кратко говорилось в итоговом отчёте о переходе 20-го дивизиона из Америки в Заполярье: «При проходе Каледонским каналом катера БО-241 и БО-239 коснулись винтами (оба правыми) грунта, а БО-242 задел за цепь ворот шлюза».
На этот раз советские военные моряки оказались не единственными, кто решил воспользоваться Каледонским каналом. Так в самом начале пути им встретился «идущий в обратном направлении военный катер (спасательное судно при аварии самолётов)», а 13 февраля советские катерники «разошлись в канале с голландским рыболовным судном», так же шедшим из Северного моря в Атлантику. «Практическая ценность канала заключается в возможности переброски небольших, особенно маломореходных судов внутренней магистралью, – читаем мы в донесении капитана 3-го ранга Егорова. – Этим мы сокращаем расстояние от западной части Шотландии в восточную на 300 миль, но большого выигрыша во времени мы иметь не будем, так как прохождение каналом, учитывая работу его только в светлое время суток, занимает примерно 2 суток». После наступления темноты моряки 20-го дивизиона (так же, как и их предшественники из 19-го двумя месяцами раньше) проводили церемонию спуска Советского Военно-Морского Флага и становились на швартовы на ночёвку к берегу. «На всём протяжении канал между шлюзами и на подходах к ним имеет места для стоянки в виде пирсов, так что проходящие суда в ночное время имеют спокойную стоянку», - писал в своём отчёте начальству тот же Егоров. После спуска флага на борту кораблей всё шло, как писалось в отчётах, «по распорядку» - большая приборка, ужин, «самообслуживание личного состава», раздача коек и отбой. Вечерними стоянками советские моряки пользовались так же для того, чтобы пополнить корабельные запасы воды прямо из-за борта. «В озёрах хорошая пресная вода, годная для питья», - отмечал всё тот же Егоров, и нельзя с ним не согласиться: в те годы о загрязнении воды в Каледонском канале и прочих экологических проблемах современности жители шотландского Хайленда даже и не подозревали.
Следует отметить, что командование 20-го дивизиона в целом более серьёзно отнеслось к переходу своих катеров Каледонским каналом, при следовании которым у личного состава была «проверена и вновь принята курсовая задача № 2». К тому же, исходя из анализа всех выявленных нами в архивных фондах отчётных документов за переход, нельзя не признать, что капитан 3-го ранга Егоров составил гораздо более подробное описание Каледонской водной системы, чем его предшественник капитан-лейтенант Агафонов. Но, как известно, первому всегда бывает труднее. Благодаря обоим их отчётам, уже весной 1945 года в распоряжении Разведывательного управления Советского Военно-Морского Флота имелось подробное и новейшее описание столь экзотической внутренней водной системы, как Каледонский канал – как его самого, так и условий плавания в нём. А, как говорят сами разведчики, «никакой полученной информацией не стоит пренебрегать»…".

Окончание следует!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 39 485
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: Советские моряки и озеро Лох-Несс
« Reply #7 : 16 Апреля 2012, 21:24:49 »
Уважаемые коллеги!
Оканчиваю публиковать анонсированный мной выше текст:

"…Подведём итог вышеописанному. В годы Второй Мировой войны советские военные моряки дважды побывали на ставшем ныне знаменитым озере Лох-Несс в Северной Шотландии, пройдя в обоих направлениях по Каледонскому каналу, составной частью которого оно вот уже два столетия является. При этом «в гостях у Несси» побывало почти четыре с половиной сотни советских военных моряков из состава 19-го и 20-го дивизионов Бригады больших охотников за подводными лодками ВМФ СССР. В декабре 1944 года и в феврале победного 45-го сразу 14 малых боевых кораблей пронесли Советский Военно-Морской Флаг над водами Лох-Несса, чтобы в скором времени стать активными участниками боевых действий на заключительном этапе морской войны в Заполярье. А о том, что она не прекращалась практически до самого конца боевых действий в европейских водах, говорит хотя бы тот факт, что из 46 вошедших в состав советского Северного флота больших охотников за подводными лодками типа «БО-1» американской постройки, в последние месяцы войны погибли сразу 3 катера - БО-224, БО-229 и БО-230…
…И в заключении данной статьи – ещё одно авторское соображение. Работники Архивного отдела ЦВМА, что в московском Тушине, выдавая по нашему заказу архивные документы для данного исследования, не могли с удивлением не отметить, что практически все они лишь впервые ныне попадают в руки исследователя. Конечно, всегда приятно быть первым, но, исходя из собственного многолетнего опыта архивно-исследовательской работы, нельзя не сделать следующий вывод: примерно каждое четвёртое архивное дело, относящееся к истории Советского ВМФ периода Великой Отечественной войны, до сих пор просто «пылится в архиве», так как к нему ещё так и не прикасался ни один историк-исследователь. Трудно представить, сколько в этих до сих никем не востребованных документах скрыто и поныне, по прошествии более 60 лет после окончания войны имён моряков-героев и их подвигов, неизвестных боевых эпизодов и просто интересных морских историй! Таких, например, как приоткрытая нами сегодня ещё одна страничка военно-морской истории Отечества…".

С уважением - К.Б.Стрельбицкий

Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

group9may

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 928
  • Фирсов Роман Александрович
    • WWW
Re: Советские моряки и озеро Лох-Несс
« Reply #8 : 21 Апреля 2012, 23:26:02 »
Уважаемый Константин Борисович, спасибо вам за интересный материал. Ничего подобного ранее не встричал, да и слыхом не слыхивал. На скорую руку попытался найти в английских источниках хоть какую-нибудь информацию, но пока тщетно.

Удалось найти, правда, кое что интересное связанное с ВМФ СССР и Англии. Выкладываю ссылки:

История линкора "Архангельск" (его возврат английской стороне в 1949 году)
http://www.britishpathe.com/video/red-navy-sees-scotland-beat-wales/query/russian+officer
http://www.britishpathe.com/video/royal-sovereign-h-m-s-again/query/russian+officer
http://www.britishpathe.com/video/royal-sovereign/query/russian+officer
http://www.britishpathe.com/video/royal-sovereign-back-from-russia/query/russian+officer
http://www.britishpathe.com/video/royal-sovereign-returned/query/russian+officer

Ресурс содержит огромное колличество видеороликов. В поисковой строке нужно набрать например "russian". Охвачен период 20 века.
Записан
С уважением Роман Александрович Фирсов.
Буду благодарен за любую информацию о советских захоронениях в Великобритании и английских в странах СНГ

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 39 485
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: Советские моряки и озеро Лох-Несс
« Reply #9 : 21 Апреля 2012, 23:54:12 »
Уважаемый коллега!
Спасибо за лестную оценку моего скромного труда и Ваши ценные ссылки!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

group9may

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 928
  • Фирсов Роман Александрович
    • WWW
Re: Советские моряки и озеро Лох-Несс
« Reply #10 : 07 Мая 2012, 02:53:46 »
Сам я в 2007 в этих местах побывал. Все видел своими глазами, кроме , конечно, информации о русских моряках. Это впринципе не странно.
Выкладываю несколько фото шлюзов Форта Августа (Fort August). Добрался я тогда и до Форта Вильямс, но к сожалению, по данной теме ничего не нашел. Словом, вот такими (в 2007), были шлюзы:









Константин Борисович, извините, у меня еще вопрос (я видно не внимательно прочел или упустил) - где именно базировались наши моряки?
Хочу отметить их на карте по Англии:
http://maps.google.com/maps/ms?hl=ru&ptab=2&ie=UTF8&oe=UTF8&msa=0&msid=213446146880556895625.0004969a0f8623fe1d317&t=m&ll=51.211948,-1.852371&spn=5.190103,2.212082&source=embed
Записан
С уважением Роман Александрович Фирсов.
Буду благодарен за любую информацию о советских захоронениях в Великобритании и английских в странах СНГ

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 39 485
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: Советские моряки и озеро Лох-Несс
« Reply #11 : 07 Мая 2012, 13:17:21 »
Уважаемый коллега!
Благодарю за эти фотографии! Сам я там, конечно, не бывал :( , но, когда гтовил компьютерную презентацию (кстати - интересует? выслать?) для иллюстрирования моего выступления на научной конференции в РГАВМФ, то много фотографий канала и шлюзов нашёл в Интернете.
Вы спрашиваете у меня "...где именно базироввались наши моряки?", чтобы "отметить их на карте Англии", но ссылку даёте на "Карту воинских захоронений в Великобритании", а эипажи "бобиков" потерь там (и, соответственно, захороненных) не имели, насколько мне известно.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

group9may

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 928
  • Фирсов Роман Александрович
    • WWW
Re: Советские моряки и озеро Лох-Несс
« Reply #12 : 07 Мая 2012, 13:50:04 »
Уважаемый Константин Борисович - за презентацию спасибо, с удовольствием изучу (давайте в личку). Мне стати передали презентацию по событиям в Оусебурне, но к сожалению она только онлайн. Даю ссылку:
http://www.theflamingocrash.co.uk/?p=421

Карта была сделана уже несколько лет назад. Недавно пришлось ее форсированно дополнять. Ее название надо конечно менять, и назвать ее например "Памятные места времен войны", но на ней я хочу отмечать не только воинские захоронения, но и важные исторические объекты, как например лагеря на Нормандских, тренировочный лагерь в Эррол, памятники и т.д.
Записан
С уважением Роман Александрович Фирсов.
Буду благодарен за любую информацию о советских захоронениях в Великобритании и английских в странах СНГ

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 39 485
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: Советские моряки и озеро Лох-Несс
« Reply #13 : 07 Мая 2012, 15:24:17 »
Уважаемый Роман Александрович!
Заархивированную презентацию по нашим на Лох-Нессе только что Вам отправил!
К сожалению, лично я так и не смог разобраться с мудрёной английской презентацией...
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

group9may

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 928
  • Фирсов Роман Александрович
    • WWW
Re: Советские моряки и озеро Лох-Несс
« Reply #14 : 07 Мая 2012, 15:45:45 »
Файл получил - буду изучать. Спасибо большое. Английский файл в самом деле мудреный, береборщили явно с дизайном. :)
Записан
С уважением Роман Александрович Фирсов.
Буду благодарен за любую информацию о советских захоронениях в Великобритании и английских в странах СНГ

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 39 485
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: Советские моряки и озеро Лох-Несс
« Reply #15 : 01 Июня 2012, 11:41:55 »
Уважаемые коллеги!
Вчера мне передали сборник материалов 4-х Елагинских чтений, состоявшихся в РГАВМФ в Санкт-Петербурге ещё 3 годжа назад - в январе 2009-го. На них я выступал с компьютерной презентацией на тему своего материала "Советские моряки и озеро Лох-Несс", текст которого опубликован теперь и в данном сборнике - «Елагинские чтения. Выпуск IV: материалы конф.". (СПб., 2009, С. 189 – 204).
"С выражением удовлетворения" внёс соответствующее дополнение в список моих публикаций вот здесь вот на нашем Форуме - http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=19361.0   
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

group9may

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 928
  • Фирсов Роман Александрович
    • WWW
Re: Советские моряки и озеро Лох-Несс
« Reply #16 : 01 Июня 2012, 14:11:49 »
Мои поздравления, Константин Борисович! Вам  - успехов!!!
Записан
С уважением Роман Александрович Фирсов.
Буду благодарен за любую информацию о советских захоронениях в Великобритании и английских в странах СНГ

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 39 485
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: Советские моряки и озеро Лох-Несс
« Reply #17 : 01 Июня 2012, 19:31:27 »
Уважаемый Роман Александрович!
Спасибо и за то, и за другое! "Рады стараться!", так что следите за изменениями в той теме - http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=19361.0
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 476
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
Re: Советские моряки и озеро Лох-Несс
« Reply #18 : 07 Октября 2012, 22:03:10 »
Уважаемый Константин Борисович ,думаю, наградной на капитан-лейтенанта Агафонова Данииал Ивановича будут неплохим дополнением к этой теме..

http://podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/014/3-1-1483/00000401.jpg&id=51092444&id=51092444&id1=628c5ee53c38f8aba30a1762706b8563
http://podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/014/3-1-1483/00000402.jpg&id=51092446&id=51092446&id1=8f26614fe314d98f836f8aaa399d4163
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 39 485
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: Советские моряки и озеро Лох-Несс
« Reply #19 : 07 Октября 2012, 22:15:50 »
Уважаемый Сергей Сергеевич!
Благодарю Вас за такое, явно "неплохое дополнение к этой теме"!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!
Страниц: [1] 2   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »