66-й отдельный дивизион бронепоездов (66 ОДБП) сформирован на основании директивы ГАБТУ КА № 733491сс от 26.03.42 г. на Южном фронте. На формирование 66 одбп обращен 11-й отдельный бронепоезд, бывший 2-й отдельный бронепоезд 6-й и 12-й армий.
Из двух боевых составов бепо № 11 было изготовлено два бронепоезда бепо № 1 и бепо № 2, проведен капитальный ремонт матчасти, старые орудия заменены на новые.
11 мая 1942 г. по распоряжению штаба 12-й армии 66-й ОДБП занял позиции на участках Марьевка-Кагановичи и Шепилово-Комышеваха-Кагановичи с задачей поддерживать действия частей 261-й стрелковой дивизии.
13 июля 1942 г. по приказу штаба 12-й армии бронепоезда № 1 и № 2 прошли через Лутугино и Семейкино в район Николаева и Большой Вергунки, где встали на позиции для прикрытия переправы через Северский Донец, откуда 18 июля дивизион прибыл на станцию Зверево. В тот же день на перегоне Сулин-Горная бронепоезда были атакованы немецкими самолетами, в результате чего у бепо № 1 вышел из строя бронепаровоз, была повреждена 152-мм гаубица, а у бепо № 2 — 2 орудия и площадка со 107-мм пушкой.
По приказу начальника штаба Южного фронта 66-й ОДБП получил задачу выйти на участок Лихая-Морозовская и прикрыть отход 2-й гвардейской стрелковой дивизии 3-го гвардейского стрелкового корпуса. Для этого из исправной матчасти двух бронепоездов сформировали один состав — бепо № 1 с бронепаровозом от бепо № 2, а остальные бронеединицы и базу отправили в тыл.
На следующий день бепо № 1 выдвинулся на станцию Черваково, где установил связь с действующим на этом участке 7-м ОДБП. К вечеру в результате отхода 3-го гвардейского корпуса бронепоезда оттянули к Красному Силину, а затем на станцию Горная.
20 июля 1942 года около 6.00 немецкие самолеты атаковали бепо № 1, в результате чего он был вынужден отойти на перегон Горная-Шахтинск. При этом на Горной оказался разрушенным путь и загорелся состав с боеприпасами. О дальнейших действиях в журнале боевых действий дивизиона сказано следующее:
«В 12.20 в результате налета на БП № 1 26 бомбардировщиков противника на перегоне Горная-Шахтинск площадка ПВО и бронеплощадка № 2 были завалены, путь вокруг разбит. Личный состав мужественно отбивал атаки авиации с воздуха, в результате старшина Чумак из орудия сбил вражеский бомбардировщик Ю-88.
Начались восстановительные работы по подъему бронеплощадок, во время которых БП № 1 все время подвергался налетам авиации противника. Бронепоезд 7-го ОДБП с базой также выехал на этот перегон, тем самым закрыл выход для БП № 1.При очередном налете авиации противника бронепоезд 7-го ОДБП и база были разбиты и горели, восстановительный паровоз также был разбит по дороге.
В 18.30 из-за станции Горная стала слышна ружейно-пулеметная стрельба, на близком расстоянии рвались мины — противник приближался, 2-я гв. СД отходила. У БП № 1 выхода не было, и силами личного состава он был подорван — бронеплощадки облиты керосином и мазутом и подожжены, бронепаровоз на полном ходу пущен на бронеплощадки. За этот день на БП № 1 было совершено 18 налетов вражеской авиации».
Поврежденные бронеединицы бепо № 2 20-22 августа отремонтировали в Грозном, после чего 66-й дивизион (в составе одного бронепоезда) до 1 ноября 1942 года охранял железнодорожную ветку Кизляр-Астрахань.
2 ноября 66-й ОДБП прибыл в Беслан, где поступил в распоряжение 9-й армии. С 3 по 6 ноября дивизион непрерывно участвовал в боях, ведя огонь по наступающим немецким частям в районе Ардон и Ардонский. По неполным данным, бепо № 2 уничтожил и подбил 6 танков и до 30 автомашин противника.
6 ноября в результате бомбардировки немецкой авиации бепо №1 был поврежден и отправлен на ремонт в Махачкалу.
С 15 по 26 ноября 66-й ОДБП прикрывал огнем части 5-й гвардейской стрелковой бригады, ведущей оборонительные бои на направлениях Ардон, Кадегорн, Кирово, а 27-30 ноября поддерживал наступление частей 3-го стрелкового корпуса на Ардон и Дигору.
С 3 по 9 декабря 1942 года, переподчиненный 11-му стрелковому корпусу, 66-й дивизион поддерживал наступление на участке Беслан - Дар-Кох, за что получил благодарность командования.
С 10 декабря 1942 года по распоряжению штаба 44-й армии 66-й ОДБП поступил в распоряжение 223-й, а с 20 декабря — 347-й стрелковых дивизий, выполняя задачи по указанию их начальников артиллерии. Дивизион действовал в районе станции Стодеревская.
22 декабря, возвращаясь из очередного артналета, бепо № 2 попал под обстрел противника. В результате путь впереди и сзади оказался разбит, состав лишился маневра, сошла с рельс платформа ПВО, была пробита крыша бронеплощадки № 1, которая загорелась, пробита дымогарная труба и погнута броня на паровозе. Ночью путь был восстановлен, бепо отошел на станцию Ищерская, а 28 декабря его отправили в Махачкалу на ремонт.
Приказом заместителя командующего по автобронетанковым войскам Северной группы войск Закавказского фронта 23 сентября 1942 года в состав 66-го ОДБП в качестве бепо № 1 был включен бронепоезд, строительство которого велось в депо станции Махачкала (типа НКПС-42). Однако работы затянулись, и новый состав был готов только к началу 1943 года.
На основании распоряжения начальника ГБТУ КА № 1109420 от 5 декабря 1942 года бронепоезда получили новые номера: № 1 — № 689, № 2 — № 709.
В сентябре 1944 года 66-й ОДБП убыл на 2-й Белорусский фронт под Ломжу, откуда в марте 1945 г. отправился в Москву. Здесь, 1 апреля 1945 г., вместо бепо № 689 был получен бронепоезд № 742 «Имени Кагановича», и 7 апреля 1945 г. дивизион убыл на Дальний Восток.
11 мая 1945 г. дивизион прибыл на станцию Завитая, где вошел в состав 2-й Краснознаменной армии. В июле 66-й ОДБП находился на станции Архара, в декабре бепо № 742 отправился на станцию Старый Харбин.
Дивизион был расформирован в мае — июне 1946 г., матчасть передана 1-му ОДБП.
Источник:http://bronetehnika.com/66j-otdelnyj-divizion-bronepoezov/
Дивизионом командовали:
С 6.5.1942 по 25.06.1943 г. - капитан (затем майор, подполковник) Прусенко М.Ф.;
1944-1946 гг. - майор (затем подполковник) Дерюгин С.А.