Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: 8-й отдельный батальон войск НКВД по охране железных дорог  (Прочитано 1314 раз)

Nick-69

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 0
От многоуважаемого исследователя войсковых структур НКВД СССР А.А. Слободянюка:

8-й отдельный батальон войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений
1 ноября 1932 года приказом Уполномоченного ОГПУ в Казахской ССР была организована стрелковая военизированная охрана Туркестано-Сибирской железной дороги, которая стала основой для формирования 62-го Туркестано-Сибирского железнодорожного полка войск ОГПУ СССР. Подразделения полка несли службу по охране железнодорожных сооружений площадок груженных вагонов в зоне ответственности от станции Арысь до станции Семипалатинск. 04 мая 1938 года полк на основании приказа НКВД СССР от 26.04.1938 № 00254 «О переформировании железнодорожных частей внутренних войск НКВД» был переформирован в 8-й отдельный батальон в составе 10-й, а с 1940 года – 30-й стрелковой бригады войск НКВД* по охране железнодорожных сооружений.
Сооружения железнодорожных магистралей на территории Казахской ССР имели огромное экономическое и оборонное значение для страны, стали объектами пристального наблюдения иностранных разведок и возможного проведения диверсионных актов. Так, например, в г. Семипалатинске была разоблачена диверсионная банда в составе 5 офицеров бывшей Семиреченской армии царского генерала Б. Анненкова, которая готовила диверсию на железнодорожном мосте через р. Иртыш. В поселке Или в 1938 году предотвращена диверсия по разрушению железнодорожного моста через р. Или, подготовку взрыва которого вел бывший кулак. В запретной зоне ответственности гарнизона Маймак служебным нарядом был задержан неизвестный, оказавшийся польским шпионом.
В связи с обострением международной обстановки накануне войны на западных границах СССР, на участке советско-иранской границы руководством НКВД СССР проводились необходимые практические мероприятия по мобилизационной готовности войск и совершенствованию системы охраны важнейших железнодорожных коммуникаций.
Совместным приказом НКВД СССР от 25.12.1941 года № 0017/с и НКПС СССР № 713/4 «О мерах улучшению охраны железных дорог» в целях обеспечения исполнения постановления ГКО от 14.12.41 г. № 1024/сс*** по передаче войскам НКВД по охране железных дорог важнейших объектов, находившихся в ведение отделов военизированной стрелковой охраны НКПС, поручил Главному управлению войск провести эту работу в 15-дневный срок. Заместитель начальника ГУВВ НКВД полковник Ракинцев 26.12.41 г. направил командиру 30-й бригады полковнику Барко директиву № 24/25433 с требованием организовать прием подразделений стрелковой охраны управлений железных дорог системы НКПС в состав подчиненных частей.
Командир 8-го отдельного батальона майор Саввин, военком старший политрук Вишняков и начальник штаба майор Каюков совместно с заместителем начальника Туркестано-Сибирской железной дороги Куликовым, начальником транспортного отдела НКВД старшим лейтенантом Лапшиным в присутствии представителя 30-й бригады войск НКВД по охране железных дорог полковника Ионкова приняли вооружение и имущество отрядов стрелковой охраны под командованием Шеховцева Михаила Романовича 1907 года рождения, члена ВКП(б) с 1932 года, общее образование 5 классов, военное – полковая школа в период прохождения срочной службы в рядах Красной Армии в 1933 году, без звания, с объявлением мобилизации приписан по должности – командир отделения. Второй отряд должность вакантная, заместитель командира по строевой части Мусин Юмагун Батырович 1910 года рождения, член ВКП(б) с 1939 года, образование 5 классов, военное – школа младшего комначсостава в период прохождения срочной службы в Красной Армии в 1925 году, с объявлением мобилизации приписан по должности – помощник командира взвода.
Из приемо-сдаточной ведомости.
Штаб Отряда и взвод на станции Алма-Ата-1:
1. 7.62 мм винтовки образца 1891/30 боевых – 2;
2. 7.62 мм винтовок бельгийского производства – 103;
3. Револьверов наган – 58.
Взвод г. Джамбул:
1. 7.62 мм винтовок бельгийского производства – 23;
2. Револьверов наган – 10.
Станция Пишпек:
3. 7.62 мм винтовок бельгийского производства – 7;
4. Револьверов наган – 13.
Взвод Чимкент:
1. 7.62 мм винтовок бельгийского производства – 59;
2. Револьверов наган – 20.
Взвод Семипалатинск:
1. 7.62 мм винтовок бельгийского производства – 31;
2. Револьверов наган – 17;
Учебное оружие:
7.62 мм винтовки образца 1891/30 г. – 29;
7.62 мм пулеметы ДП – 4;
7.62 мм станковые пулеметы «максим» – в 1;
7.62 мм револьвер наган – 3;.
5.6 мм малокалиберные винтовки ТОЗ-3 – 5.
Боеприпасы к боевому оружию….
Гарнизоны подразделений части в 1942-1944 гг.:
1-я линейная стрелковая рота:
- резервный гарнизон 1 типа на ст. Аягуз
- гарнизон 1 типа ст. Семипалатинск смешанного типа
- гарнизон 1 типа ст. Жана-Семей, площадка груженных вагонов
- гарнизон 3 типа ст. Семипалатинск, площадка груженных вагонов
- гарнизон 3 типа ст. Аягуз, площадка груженных вагонов
- гарнизон 3 типа ст. Аягуз, смешанного пункта
- гарнизон 6 типа по охране ж.д. моста через р. Иртыш
- гарнизон 3 типа ст. Аягуз.
2-я линейная стрелковая рота:
- резервный гарнизон 1 типа ст.Уш-Тобе
- гарнизон 1 типа по охране моста через р. Лепсы
- гарнизон 1 типа по охране моста через р. Бичье
- гарнизон 1 типа по охране моста через р. Бичье ст. Талды-Курган
- гарнизон 1 типа по охране моста чрез р. Бичье ст. Ак-Булак
- гарнизон 1 типа по охране моста через р.Дов ст. Сары-Озек
- гарнизон 2 типа по охране моста через р. Муналы
- гарнизон 2 типа по охране моста через р. Каратал ст. Уш-Тобе
- гарнизон 4 типа по охране моста через р. Или
- гарнизон 4 типа по охране ж.д. тоннеля 1711 клм
3-я линейная стрелковая рота:
- резервный гарнизон 1 типа по охране моста через р. Малая Алматинка:
- гарнизон 4 типа Алма-Ата 1 парк груженных вагонов
- гарнизон 5 типа по охране склада ОУВС НКВД №39
- гарнизон 1 типа ст. Алма-Ата-1, смешанный пункт
- гарнизон 1 типа по охране моста через р. Поганка
- резервный гарнизон 1 типа ст. Алма-Ата-1.
4-я линейная стрелковая рота:
- резервный гарнизон 1 типа ст. Джамбул
- гарнизон 1 типа ст. Пишпек (прим. – Станция Пишпек, Пишпек, ж.-д. станция Фрунзенского отделения Алмаатинской железной дороги), парк груженных вагонов
- гарнизон 2 типа ст. Пишпек, парк груженных вагонов
- гарнизон 2 типа ст. Джамбул, смешанная площадка
- гарнизон 3 типа ст. Джамбул, парк груженных вагонов
- гарнизон 2 типа ст. Чимкент, парк груженных вагонов
- гарнизон 5 типа по охране ж.д. тоннеля 1597 клм ст. Маймак
- гарнизон 4 типа по охране моста через р. Манат
- резервная рота.
Командир батальона – майор Михаил Никитович Клепперов 1895 года рождения, член ВКП(б).
Заместитель командира – старший лейтенант Александр Васильевич Соболев.
Заместитель командира батальона по МТО – капитан Константин Иванович Стихин.
Начальник штаба – майор Семен Михайлович Алаев.
Старший помощник начальника штаба – лейтенант Александр Иванович Казаринов 1912 года рождения, член ВКП(б)…
Старший помощник начальника штаба – младший лейтенант Александр Иванович Князькин.
Начальник службы собак – старшина Михаил Иванович Колеганов 1918 года рождения, уроженец г. Ташкент, п. Салорский, ул. 1-я Первушинская, 53, старший сержант, участник Великой Отечественной войны в качестве инструктора службы собак 94 ПО НКВД по охране тыла Южного фронта (I ф) пропал без вести 02.08.1941 года.
Начальник связи – младший лейтенант Василий Иванович Новоселов 1915 года рождения, член ВКП(б).
Младший лейтенант Нур Норович Норов – начальник связи.
Младший лейтенант Жуков – начальник гарнизона ст. Аягуз.
Политрук Яков Иванович Игнатьев – начальник библиотеки.
Младший лейтенант Петр Иванович Кучинский – командир автовзвода.
Младший воентехник Петр Васильевич Исаков – начальник боепитания.
Интендант 3 ранга Дмитрий Григорьевич Кривицкий – зубной врач.
Расформирован 8-й отдельный батальон на основании приказа МВД СССР от 25 мая 1946 года, при этом личный состав передан во 2-й батальон 89-го стрелкового полка войск МВД в г. Алма-Ата.
Примечание: *По состоянию на 01.06.1941 года дислокация соединений и частей ГУ войск НКВД по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности (утверждена дислокация генералом Гульевым А.И.21.06.1941 года) – 30-я бригада – штаб Ташкент, численностью 51 чел. 8 обн штаб и службы в Алма-Ате 102 чел, 1 рота ст. Аягуз 226 чел, 2 рота ст. Джамбул 191 чел. Резервный взвод 50 чел. и учебный взвод 40 чел. в Алма-Ате. 9 обн в штаб и службы в Ташкенте 102 чел., 1 рота в Ташкенте 207 чел. и 2 рота на ст. Коканд 184 чел. Резервная рота 109 чел. и учебный взвод 40 чел. в Ташкенте. 10-й обн штаб и службы в Чарджоу 98 чел., 1 рота на ст. Каган, 2 рота ст. Карши, резервный взвод 50 чел. и учебный взвод 40 чел. в Чарджоу. С началом мобилизации согласно Схеме: 8 обн в Алма-Ате переформировывается в 123-й полк штат 061 численностью 1167 чел. на дату М 3, ответственный командир 8-го отдельного батальона, 9 обн в г. Ташкенте в 124-й полк штата 058 численностью 1348 чел. на дату М 3, ответственный командир 9-го отдельного батальона, 10-й отдельный батальон в Чарджоу переформировывается по штатам 063 численностью 823 (+179 приписано карандашом генералом Гульевым) на дату М 3, вновь формируется 37-й резервный батальон по штату 063 численностью 517 чел. в г. Ташкенте на дату М 4, ответственный штаб 30-й бригады. (ф. 38621 оп. 1 д. 255 л. 344). Сведений о формировании 123-го и 124-го полков не обнаружил.
**30-я бригада по состоянию на 10.12.1941 года имела в своем составе следующие подразделения по охране особо важных предприятий промышленности – промвзвод Алма-Ата 75 чел., промрота Ташкент – 360 чел., промрота Чарджоу 179 чел., комендатуру по охране вагонов с ценностями Ташкент – 18 чел.
***»Совершенно секретно.
Постановление № ГКО-1024сс от 14 декабря 1941 г.
Москва Кремль. О мероприятиях по улучшению охраны железных дорог
В целях улучшения, в соответствии с условиями военного времени, охраны железных дорог Государственный Комитет Обороны постановляет:
1. Охрану станционных и линейных железнодорожных сооружений, грузов, денежных касс и сопровождение вагонов с важнейшими грузами возложить на войска НКВД по охране железнодорожных сооружений, именуя их впредь «Войска НКВД по охране железных дорог».
2. Существующую стрелковую охрану Народного Комиссариата Путей сообщения в количестве 33.320 человек упразднить, а личный состав охраны призывных возрастов, вооружение, автотранспорт и войсковое имущество передать войскам НКВД СССР.
3. Организовать в НКПС вооруженную вахтерскую охрану численностью 12.000 единиц с возложением на нее функций охраны грузовых дворов, пакгаузов, складов, топлива, материально-технических складов, служебных помещений, кассиров плательщиков.
4. Увеличить численность войск НКВД по охране железных дорог на 40.000 человек.
5. Обеспечить дополнительную численность войск НКВД СССР кредитами, вещевым имуществом и продфуражем, а также недостающим вооружением, снаряжением и автотранспортом.
6. Народному Комиссариату Юстиции (т. Рычков) реорганизовать линейные суды железных дорог СССР в соответствующие военные трибуналы.
Рассмотрение дел в военных трибуналах железных дорог производить в порядке, установленном "Положением о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении и в районах военных действий".
7. Органам железнодорожной милиции НКВД СССР повести решительную борьбу с разбоем, грабежами и хищением грузов, а также нарушителями общественного порядка на железных дорогах, предавая виновных суду военного трибунала.
Увеличить численность железнодорожной милиции на 5000 человек за счет штатов органов железнодорожной милиции территории, временно занятой противником.
8. В целях упорядочения передвижения по железным дорогам, а также организации питания, ночлега и санитарно-медицинского обслуживания внештатных команд и отдельных военнослужащих, Управлению Тыла НКО организовать на крупных железнодорожных станциях этапные комендатуры.
9. Обязать НКО (т. Хрулев) в пятидневный срок разработать положение об этапных комендатурах и совместно с НКПС определить дислокацию железнодорожных станций, на которых необходимо организовать этапные комендатуры.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ И. СТАЛИН.
Выписки посланы: т.т. Берия, Кагановичу, Хрулеву, Рычкову, Шапошникову». (Источник – РГАСПИ: ф. 644, оп. 1, д. 16, лл. 92-93).[/
Записан

Nick-69

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 0
Осведомился у Александра Ануфриевича:
Уважаемый коллега!
В своем сообщении вы приводите нумерацию типов гарнизонов. Хотел поинтересоваться, что известно о типах, как таковых? Есть ли на Форуме соответствующая тема с информацией общего характера?

На что получил следующий, весьма информативный и развернутый, ответ:

"Уважаемый Роман Михайлович вот, что могу предложить в качестве ответа на вопрос:

По существовавшей, перед началом Великой Отечественной войны и в годы войны, классификацией гарнизоны войск были представлены  шести типов.
1 типа штата №7 численностью 16 чел.
2 типа штата №8 - 21 чел.
3 типа штата №9 - 28 чел.
4 типа штата №10-36 чел.
5 типа штата №11-50 чел.
6 типа штата №12-97 чел.
В период проведения в 1942 года организационно-штатных мероприятий в войсках НКВД по охране железных дорог по предложению начальника организационно-строевого отдела Главного Управления полковника Дроздовского их количество должно значительно возрости (справка от 12.3.42 г.):
Гарнизонов 1 типа было 875, предлагалось иметь до 1924 или +1049;
Гарнизонов 2 типа было 555 увеличивалось до 814 или +259;
Гарнизонов 3 типа имелось 344, увеличивалось до 578 или +234;
Гарнизонов 4 типа имелось 307, увеличивалось до 351 или +44;
Гарнизонов 5 типа было 88, увеличивалось до 177 или +89;
Гарнизонов 6 типа имелось 14, увеличвалось до 26 или +12.
Гарнизоны войск НКВД по охране железных дорог являлись основными подразделениями непосредственно выполняющими оперативно-боевые задачи по охране и прикрытию объектов на стратегических коммуникациях Действующей Красной Армии. Действия личного состава и начальника гарнизона определялись специальными наставлениями, утвержденными специальными Приказами НКВД СССР.
(РГВА ф.38621 оп.1 д.277 лл.121-122).
Так выглядит документ, подготовленный в Оперативном отделе:
                                РАСЧЕТ
          гарнизонов по линейным стрелковым рота
        Упр-ие  1 типа    2 типа  3 типа   4 типа   5 типа   6 типа резервные Итого
1 сб
1 ср    20         4/48        2/42      2/56                                                    1/12     9/178
2 ср    20         6/72       4/84                                                                 1/12     11/168 
3 ср    20         4/48       3/63                                    1/50                       1/12     9/163
2 сб
4 ср   20         2/24        3/63        1/28      1/36                                      1/12     8/183
5 ср   20         4/48        2/42                     1/36       1/50                        1/12     9/208
3 сб
6 ср  20         4/48         2/42       1/28       1/36                     1/75          1/12    10/261
7 ср  20         9/109                                   1/36      1/50                         1/12    12/226
Итого:140      33/396   16/326    4/112    4/144     3/150     1/75        7/84    68/1437

В войсках НКВД по охране железных дорог должность начальника гарнизона была очень почетной и
ответственной, назначались туда исключительно проверенные люди. Решение о назначение на должность производилось приказом НКВД СССР по личному составу, что это означает думаю не надо объяснять.

С уважением Александр Слободянюк"
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »