Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: «Анализ боевых потерь» ВВС 40-й армии в Афганистане в 1986 – 1987 годах  (Прочитано 463 раз)

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 40 225
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемые коллеги!
Вашему вниманию предлагается текст главы «Анализ боевых потерь» из бывшего секретного «номерного» издания «Боевые действия ВВС армии на территории Республики Афганистан» Министерства Обороны СССР (Москва, 1988).
При наборе нами данного текста столь любимые всеми военными :) таблицы даются в изложении, а не менее любимые ими же :) военные аббревиатуры полностью «раскрываются».
С уважением – К.Б.Стрельбицкий


«Анализ боевых потерь
Основные показатели боевой деятельности Военно-Воздушных Сил 40-й армии в 1987 году по сравнению с тем же периодом 1986 года сократились на 35%. Обуславливается это, прежде всего, принятой правительством Афганистана политикой национального примирения. Однако, несмотря на снижение активности применения авиации, боевые потери не сокращаются.

По родам авиации боевые потери распределяются, %:
(Здесь и далее указываются «через дробь» потери в 1986 («в числителе») и в 1987 («в знаменателе») годах. – Прим.публикатора)
Истребительная авиация – 3 / 5
Истребительно-бомбардировочная авиация – 3 / 5
Штурмовая авиация – 5 / 14
Разведывательная авиация – 5 / 2
Армейская авиация – 84 / 74
Всего – 100 / 100 .

По типам летательных аппаратов потери составляют, %:
МиГ-23 – 3 / 5
Су-25 – 5 / 12
Су-17 – 8 / 8
Ми-24 – 33 / 39
Ми-8 – 43 / 34
Ми-6 – 8 / 2 .

По средствам поражения потери распределились, %:
Ракеты типа «воздух – воздух» –   – / 3
Переносные зенитно-ракетные комплексы – 33 / 66
Пулемёты систем ДШК и ЗГУ – 37 / 22
Стрелковое оружие – 13 / 6
Ручные противотанковые гранатомёты – 17 / –
Мины мятежников –   – / 3
Всего – 100 / 100 .

По характеру решаемых задач потери составили, %:
Высадка и эвакуация театра военных действий – 11 / 15
Обеспечение боевых действий специальных групп – 15 / 15
Авиаудары – 8 / 17
Воздушная разведка – 22 / 5
Перевозка личного состава и грузов – 29 / 26
Другие задачи – 15 / 22
Всего – 100 / 100 .

По этапам потери произошли, %:
Взлёт – 14 / 7
Маршрут – 39 / 41
Район боевых действий – 16 / 39
Полигон –   – / 3
Посадка – 17 / 3
Огнём на земле – 14 / –
Всего – 100 / 100 .

Потери по высотам, %:
Предельно малая высота – 36 / 39
Малая высота – 16 / 16
Средняя высота – 48 / 45
Всего – 100 / 100 .

Наибольшее количество потерь от средств противовоздушной обороны противника 1987 года произошло в районах: Кандагар – 22%, Джелалабад – 13%, Кабул – 11%, Хост – 9%, в других районах Афганистана – 45%.

Главными причинами боевых потерь в 1987 году явились:
1. Нарушения и недостатки в организации подготовки, проведения и управления боевыми действиями. Неумение отдельных авиационных командиров своевременно и правильно оценить обстановку и принять грамотное решение на боевые действия. При подготовке лётных экипажей и лиц группы управления полётами упускался контроль за их подготовкой, недостаточно оценивался уровень подготовки лётного состава и возможности выполнения боевых задач с учётом индивидуальной подготовки каждого члена экипажа.
2. Недостаточная тактическая подготовка лётчиков. Низкие знания огневых возможностей противовоздушной обороны противника, длительное нахождение экипажей в зоне поражения, слабые практические навыки в выполнении противозенитного и противоракетного маневров, в комплексном использовании групповых и индивидуальных средств защиты, а также шаблонность в тактике действий.
3. Ошибки лётчиков в технике пилотирования и эксплуатации авиационной техники. По этой группе причин в 1986 – 1987 годах произошло 25% боевых потерь без огневого воздействия. Многие из них произошли вследствие плохого подбора, обучения и воспитания лётного состава в центрах боевой подготовки и на местах постоянного базирования.   
Уровень подготовки лётного состава, прибывавшего по замене, продолжал оставаться невысоким, ввод в строй проводился зачастую формально, без всестороннего изучения способностей каждого лётчика. В армейской авиации до 30% лётного состава из-за низкого уровня лётной подготовки использовалось для выполнения второстепенных задач (перевозки почты, грузов).
Незнание аэродинамических особенностей летательных аппаратов в горной местности, низкие навыки в исправлении допущенных ошибок при потере скорости в наборе высоты, невыдерживание безопасных высот над рельефом местности и недисциплинированность лётчиков явились непосредственными причинами потерь без огневого воздействия. Источник возросших боевых потерь имеет и ряд объективных причин. В первую очередь это относится к возросшей эффективности бандформирований, оснащённости их современными и эффективными средствами противовоздушной обороны (переносные зенитно-ракетные комплексы «Стингер», «Блоупайп», «Джевелин»), увеличению количества, а так же улучшению уровня подготовки стрелков по воздушным целям. 
Слабым звеном в обеспечении боевых действий авиации остаётся недостаточная достоверность и полнота разведданных по расположению средств противовоздушной обороны противника, что приводит к неожиданному противодействию авиации на подходах к районам нанесения ударов и значительно снижает безопасность воздушных перевозок. Немаловажным фактором в безопасном применении авиации является и недостаточно развитое радиолокационное поле на территории Афганистана, особенно вблизи государственной границы Афганистан – Пакистан, что значительно снижает возможности управления авиацией.

Рекомендации по снижению боевых потерь.
С целью сокращения боевых потерь и повреждений, поломок и грубых предпосылок к лётным происшествиям необходимо:
1. Постоянно совершенствовать тактику действия авиации и применение средств радиоэлектронной борьбы. Разработка новых тактических приёмов, особенно для армейской авиации, является одним из основных направлений, способствующих снижению боевых потерь от переносных зенитно-ракетных комплексов противника.
2. Ежемесячно проводить занятия по безопасности полётов с анализом боевых потерь, боевых повреждений и предпосылок к лётным происшествиям. Особое внимание уделять профилактике происшествий и предпосылок к ним, исключить их повторяемость.
3. Систематически проводить методические советы по анализу уровня натренированности лётного состава по наиболее сложным видам лётной подготовки (полёты ночью, полёты на предельно малых высотах, посадки на высокогорье, запылённые площадки, полёты на сложный пилотаж).
4. Научить лётный состав методике расчёта предельных взлётных и посадочных весов в условиях высоких температур и превышений аэродромов, посадочных площадок. Изучать аэродинамические характеристики самолётов при выполнении ввода в пикирование на больших высотах с максимальной боевой нагрузкой.
5. Во всех звеньях, отрядах еженедельно, а в эскадрильях ежемесячно проводить тактические летучки по организации и выполнению основных боевых задач в условиях сильного противодействия противника.   
6. Производить разборы боевых вылетов: в эскадрильях – после каждого вылета, в полку – ежедневно.
7. Отработать планы ввода в строй лётного состава, прибывшего по замене. Особое внимание уделять постепенному увеличению лётной нагрузки, не допуская форсирования и перерывов в полётах.
8. С лицами группы руководства полётами проводить инструктивно-методические занятия по руководству экипажами в своих зонах ответственности в условиях сложной воздушной обстановки, оказанию помощи экипажам в аварийных ситуациях.
9. Перед каждым боевым вылетом под руководством командиров звеньев, отрядов, эскадрилий проводить тренажи «пеший по-лётному» с отработкой вводных по действиям в особых случаях в полёте.
10. Особое внимание уделять работе по выявлению и учёту лётчиков и лиц группы руководства полётами, склонных к зазнайству, переоценке своих сил и возможностей, проявлению недисциплинированности при выполнении полётных заданий.
11. Постоянно уделять внимание подготовке лётных экипажей (групп), выполняющих задачи в отрыве от части. Выделять наиболее подготовленные экипажи, способные самостоятельно выполнять подготовку к полётам и выполнить полётные задания без нарушения требований документов по организации лётной работы.
12. Постоянно проводить работу по всестороннему выявлению и учёту предпосылок, улучшению их анализа, для этого в полном объёме использовать средства объективного контроля».
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »