Уважаемые коллеги! Ну вот наконец-то смог набрать некоторые документы:
"... Акт расследования причин летных боевых потерь
14 гв.ИАП 275 ИАД 13 ВА, самолет Як-9, мотор ВК-105пф, вооружение: ОКБ и УБС.
Гвардии лейтенант Непорада Александр Емельянович, командир звена с июня 1944 года, окончил Батайскую ВАШ пилотов в 1940 году, и Липецкую высшую офицерскую школу в 1944 году, в части с июня 1944 года.
На самолете Як-9 совершил 150 самолето-вылетов, налет 51 ч 57 м., из них в части 41 вылет, налет 36 ч 09 м.
Общий налет: днем 1154 самолето-вылетов, налет 455 ч 08 м., ночью 9 самолето-вылетов, налет 6 ч 45 м.
Летчик гвардии лейтенант Непорада имеет достаточный опыт для выполнения боевых заданий. Произвел 12 воздушных боев, сбил лично 1 самолет противника, сам сбит ранее не был.
Задачу на вылет ставил ВРИД начальника штаба полка гвардии капитан Богданов. Задача состояла в следующем: 6 Як-9, ведущий группы гвардии старший лейтенант Дьяков, произвести вылет на прикрытие поля боя в районе болото Сур-Суо – Вентеля.
Летчик гвардии лейтенант Непорада имеет достаточный боевой опыт для выполнения боевых задач. Аналогичную задачу выполнял несколько раз. Сколоченность группы была хорошая. Уровень летной и специальной подготовки для выполнения поставленной задачи вполне соответствовал. От момента получения задачи на взлет и вылетом прошло не более 3-5 минут, т.к., вылет производился по тревоге.
15 июля 1944 года в 20.07 – 21.21 шесть Як-9, ведущий гвардии старший лейтенант Дьяков прикрывала наземные войска в районе болота Сур-Суо на высоте _000 (четко не читается – Прокофьев) метров, встретили две группы бомбардировщиков противника общим количеством до 18 Ю-87, под прикрытием 4 ФВ-190 и 2 Ме-109, которых атаковали на высоте 4500 метров сверху сзади под ракурсом 2\4. Во время атаки бомбардировщиков противника, ввиду сильного противодействия зенитной артиллерии, гвардии лейтенант Непорада был сбит прямым попаданием снаряда своей ЗА, летчик погиб…
Заключения:
- группа истребителей не атаковала бомбардировщики противника до подхода их к цели;
- плохое взаимодействие между ЗА и ИА...".
От себя добавлю: 14 июля 1944 года гвардии лейтенант Непорада сбил лично 1 ФВ-190 отражая атаку на самолет ведущего группы Лимаренко…
В документах инженера 275 ИАД упоминается, что 15 июня 1944 года из состава 14 гв.ИАП не вернулся с боевого задания только один самолет Як-9…
Поэтому с полной уверенностью можно сказать, что Александр Емельянович погиб на самолете Як-9т (заводской номер 1015382) с мотором ВК-105пф (заводской номер 345-380)…
С уважением, Илья.