Форум Поисковых Движений

VII-Несокрушимая и легендарная => 77ч-Черноморский флот => 77-«Стоит часовой – Красный флот боевой»: советский ВМФ в боях за Родину => 77п-Подводная лодка ЧФ «М-51» => Тема начата: PSKR от 24 Июня 2010, 17:42:59



Название: ПЛ ЧФ «М-51». Гибель 22 сентября 1943 года
Отправлено: PSKR от 24 Июня 2010, 17:42:59
В Очамчире (Абхазия) рядом с нашей пограничной бригадой было воинское захронение моряков погибших на подводной лодке М-51 в сентябре 1943 г (не боевая потеря, а техническая). Погибло 8 матросов, лодку вскоре подняли оставшиеся матросы в кормовом отсеке были спасены, из носового вышли через торпедный аппарат. Моряков похронили рядом с частью...
Моряков похронили отдельно от командира таким образом получилось две могилы - братская и отдельно командира. На плитах написанно:
у командира - командир подводной лодки "МАЛЮТКА" капитан-лейтенант Ерёменко.
на братской - экипажу подводной лодки "МАЛЮТКА" погибшему в марте 1942 г.
В связи с чем сразу нексколько вопросов.
1 - командир подлодки был Голубев Михаил Михайлович.
2 - по всем архивным данным лодка затонула 22 сентября 1943 г., а написанно на плите март 1942 г.
Явные ошибки. Давно виду самостоятельный поиск и вот что удалось прояснить, но большая часть мои догадки и нет точных подверждений.
И так. Возможно ошибка с датой это потому что плиту делали в 70-ых годах и могли и ошибиться. Во время войны в Очамчире стоял не только дивизион подлодок "Малютка" но и дивизион ОВРа. Во время десанта в Новороссийск он участвовал в нём, а командиром одного их охотников был капитан-лейтенант Ерёменко. Так может это тот самый Ерёменко, командир "МОшки"? Десант был в сентябре 1943 г., если он погиб на катере который вернулся к месту дислокации то его и похронили тут же рядом с частью. А спустя несколько дней затонула ПЛ, погибших моряков так же похронили рядом с Ерёменко, вот так и получилось ДВА захранения. А в 70-ых годах когда ставили таблички то всё напутали.
Вот мои догадки, но хотелось бы иметь 100% сведения. Может кто нибудь сможет в их поиске. А так же хотелось бы установить и имена всех погибших моряков на подлодке М-51, что бы увековечить их на месте захронения (есть задумка сделать доску с именами всех погибших и установить на братской могиле). А может кто то и из родственников откликнется и приедет на могилу своих близких.
Если нужны фотографии то могу предоставить.


Название: Re: ПЛ ЧФ «М-51». Гибель 22 сентября 1943 года
Отправлено: svansev от 24 Июня 2010, 18:42:50
Здравствуйте !

Номер записи    75483315
Фамилия   Барабанов
Имя   Дмитрий
Отчество   Минейлович
Дата рождения   __.__.1924
Место рождения   Татарская АССР, Буинский р-н
Место призыва   Буинский РВК, Татарская АССР, Буинский р-н
Последнее место службы   ЧФ, п/л "М-51" БПЛ
Воинское звание   краснофлотец
Воинская должность   
Причина выбытия   погиб
Дата выбытия   22.09.1943
Место выбытия   
Первичное место захоронения   
Госпиталь   
Родственники   
Доп. информация   
Название источника информации   Картотека безвозвратных потерь
Источник   ЦВМА
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=75483313

Номер записи    75515322
Фамилия   Бобылев
Имя   Владимир
Отчество   Николаевич
Дата рождения   __.__.1908
Место рождения   Удмуртская АССР, г. Сарапул
Место призыва   
Последнее место службы   ЧФ, п/л "М-51"
Воинское звание   ст. техник-лейтенант
Воинская должность   
Причина выбытия   погиб
Дата выбытия   22.09.1943
Место выбытия   
Первичное место захоронения   
Госпиталь   
Родственники   
Доп. информация   
Название источника информации   Картотека безвозвратных потерь
Источник   ЦВМА
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=75515320

Номер записи    75620620
Фамилия   Голубев
Имя   Михаил
Отчество   Михайлович
Дата рождения   __.__.1911
Место рождения   г. Омск
Место призыва   
Последнее место службы   ЧФ, п/л "М-51"
Воинское звание   капитан-лейтенант
Воинская должность   
Причина выбытия   погиб
Дата выбытия   22.09.1943
Место выбытия   
Первичное место захоронения   
Госпиталь   
Родственники   
Доп. информация   
Название источника информации   Картотека безвозвратных потерь
Источник   ЦВМА
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=75620618

Номер записи    75669903
Фамилия   Серобаба
Имя   Владимир
Отчество   Григорьевич
Дата рождения   __.__.1921
Место рождения   Сталинская обл., Славянский р-н, с. Черкассы
Место призыва   Черкасский РВК, Украинская ССР, Сталинская обл.
Последнее место службы   ЧФ, п/л "М-51"
Воинское звание   ст. краснофлотец
Воинская должность   
Причина выбытия   погиб
Дата выбытия   22.09.1943
Место выбытия   
Первичное место захоронения   
Госпиталь   
Родственники   
Доп. информация   
Название источника информации   Картотека безвозвратных потерь
Источник   ЦВМА
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=75669901

Номер записи    75752332
Фамилия   Гринкевич
Имя   Анатолий
Отчество   Иванович
Дата рождения   __.__.1922
Место рождения   г. Горький
Место призыва   
Последнее место службы   ЧФ, п/л "М-51" БПЛ
Воинское звание   краснофлотец
Воинская должность   
Причина выбытия   погиб
Дата выбытия   22.09.1943
Место выбытия   
Первичное место захоронения   
Госпиталь   
Родственники   
Доп. информация   
Название источника информации   Картотека безвозвратных потерь
Источник   ЦВМА
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=75752330

Номер записи    76227985
Фамилия   Соколиков
Имя   Николай
Отчество   Алексеевич
Дата рождения   __.__.1921
Место рождения   Ленинградская обл., Чудовский р-н
Место призыва   Чудовский РВК
Последнее место службы   ЧФ, п/л "М-51" БПЛ
Воинское звание   старшина 2 ст.
Воинская должность   
Причина выбытия   погиб
Дата выбытия   22.09.1943
Место выбытия   
Первичное место захоронения   
Госпиталь   
Родственники   
Доп. информация   
Название источника информации   Картотека безвозвратных потерь
Источник   ЦВМА
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=76227983

Номер записи    76285207
Фамилия   Липаткин
Имя   Юрий
Отчество   Петрович
Дата рождения   __.__.1921
Место рождения   Рязанская обл., ст. Шилово, с. Новоселки
Место призыва   
Последнее место службы   ЧФ, п/л "М-51" БПЛ
Воинское звание   старшина 2 ст.
Воинская должность   
Причина выбытия   погиб
Дата выбытия   22.09.1943
Место выбытия   
Первичное место захоронения   
Госпиталь   
Родственники   
Доп. информация   
Название источника информации   Картотека безвозвратных потерь
Источник   ЦВМА
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=76285205

Донесение по подводной лодке М-51

http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77567124

С уважением,


Название: Re: ПЛ ЧФ «М-51». Гибель 22 сентября 1943 года
Отправлено: PSKR от 24 Июня 2010, 21:30:01
Здравствуйте !
ОГРОМАДНЕЙШЕЕ спасибо.
Теперь буду знать кто навеке там покоится.


Название: Re: ПЛ ЧФ «М-51». Гибель 22 сентября 1943 года
Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 24 Июня 2010, 22:04:27
Уважаемый ПСКР!
Подробное описание этой катастрофы с перечислением имён всех погибших впервые я опубликовал ещё 7 лет назад в своей книге "Навечно остались в глубинах Чёрного моря... Мартиролог черноморских подводников Отечества (1909 - 1945)" (М., 2003, С.112 - 116). В том же году она была переиздана как Специальный выпуск Информационно-исторического альманаха Союза подводников России "Подводник России" под названием "Во имя России", где глава о М-51 заняла страницы со 146-й по 150-ю. Там есть фото погибшего командира ПЛ, а так же самой ПЛ М-51 в Поти 30.06.1943. Могу предоставить эти фото Вам (если нужно, то сообщите, на какой адрес выслать) и буду "ответно" благодарен за Ваши фото могилы подводников, которые прошу выслать на мой домашний электронный адрес, указанный в моём "Профиле".
Если у Вас лично и у коллег по Форуму появится желание, то я могу опубликовать здесь сам текст главы о гибели М-51.
Чем ещё могу помочь коллеге?
С уважением - К.Б.Стрельбицкий


Название: Re: ПЛ ЧФ «М-51». Гибель 22 сентября 1943 года
Отправлено: Sobkor от 24 Июня 2010, 22:53:21
Многоуважаемый Константин Борисович, обязательно разместите здесь текст той самой главы. Спасибо!


Название: Re: ПЛ ЧФ «М-51». Гибель 22 сентября 1943 года
Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 24 Июня 2010, 23:08:12
Уважаемые коллеги!
Начинаю "пофрагментарно" публиковать полный текст главы о гибели ПЛ ЧФ М-51:
"М-51
Краткая историческая справка: М-51 - малая торпедная подводная лодка типа «Малютка» VI серии. Заложена 17.11.1932 на заводе № 198 НКСП (Черноморский судостроительный завод имени Андрэ Марти) в Николаеве. Спущена на воду реки Буг 22.05(по другим данным - 08.09).1933. Приёмный акт подписан 09.09.1934, официально вошла в состав МСЧМ 12.09.1934, Военно-морской флаг поднят 13.09.1934, официально вступила в строй 12.11.1934. С 11.01.1935 - в составе ЧФ. 22.09.1943 затонула в районе Очемчири, в точке с координатами 42°43’с.ш., 41°25’в.д. в результате аварии (поступление воды внутрь прочного корпуса).

Подводная лодка 4-го дивизиона Бригады подводных лодок ЧФ М-51 в 19.23 22 сентября 1943 года вышла на внешний рейд Очемчири в район боевой подготовки № 1. О том, что произошло дальше, наиболее подробно повествует нам сегодня датированный 7 октября 1943 года доклад заместителя командира 4-го дивизиона БПЛ ЧФ по политической части капитана 3-го ранга Н.Морозова заместителю начальника Политического отдела ЧФ капитану 1-го ранга Маслову «О причинах аварии на подлодке М-51». Мы предлагаем его вниманию наших читателей без каких-либо купюр, в полном соответствие с хранящимся в архиве текстом оригинала".
Продложение следует.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий


Название: Re: ПЛ ЧФ «М-51». Гибель 22 сентября 1943 года
Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 24 Июня 2010, 23:09:20
Уважаемые коллеги!
Продолжаю "пофрагментарно" публиковать полный текст главы о гибели ПЛ ЧФ М-51:
" «Ход событий
22 сентября 1943 г[ода] в 19 часов 25 минут на внешний рейд порт[а] Очемчири п/л М-51 вышла на определение девиации, скоростей надводного хода и [для] уничтожение девиации. После окончания [определения] девиации в крейсерском положении командир п/л капитан-лейтенант Голубев решил определить скорость в позиционном положении. В 20 ч[асов] 30 м[инут,] после циркуляции [он] приступил к заполнению главного балласта, лодка имела ход 7,5 узлов, отдифферентована с отрицательной плавучестью 500 - 600 л[итров,] т[о] е[сть] имела дифферент на нос 1,5°, готовность [личного состава -] № 2. Во время принятия главного балласта, при ходе 7,5 узлов лодка стала быстро погружаться[,] и как только был принят главный балласт[,] п/л с большой быстротой с дифферентом первоначальным 4° [на нос] пошла под воду.
Находясь на мостике[,] командир п/л капитан[-]лейтенант Голубев успел только застопорить ход. Дальнейшие действия командира установить пока невозможно. Предполагаю, что после того, как он застопорил ход дизеля[,] сильным напором воды его затянуло [в] рубку, или [он] сам пытался броситься к нижнему люку, чтобы задраить [его,] но сильное поступление воды в рубочный люк задраить [его] недало [так в оригинале; следует читать «не дало»] возможности[,] вследствии чего лодка с открытым люком затонула на глубине 12 метров.
Кроме командира п/л на мостике находилась 5 человек: Помощник командира-старший лейтенант Костюченко, дивизионный штурман капитан[-]лейтенант Полушкин, штурман п/л лейтенант Вороненко, старшина 2[-й] статьи рулевой Шатров, краснофлотец (наблюдатель) Плетнёв, которых, кроме дивизионного штурмана капитан-лейтенант Полушкина, оказавшегося в центральном посту, смыло водой[,] и [они] были подобраны катерами[,] прибывшими на их крики".
Продолжение следует.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий


Название: Re: ПЛ ЧФ «М-51». Гибель 22 сентября 1943 года
Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 24 Июня 2010, 23:10:26
Уважаемые коллеги!
Продолжаю "пофрагментарно" публиковать полный текст главы о гибели ПЛ ЧФ М-51
"Действия Л[ичного] С[остава]:
Находившимся [в подводной лодке] л[ичный] с[остав] принимая [так в оригинале; следует читать «принимал»] все меры для спасения её, но возможности не было, т[ак] к[ак] Ц[ентральный] П[ост] быстро наполнился водой, от [аккумуляторной] батареи произошло два взрыва, света не было.
При первом моменте поступления воды через люк в Ц[ентральном] П[осту] находился старший техник[-]лейтенант Бобылёв, командир отделения трюмных [краснофлотец В.]Примак, который[,] с его слов, пытался задраить нижний [рубочный] люк, но сильное поступление воды недало [так в оригинале; следует читать «не дало»] возможности, после чего, якобы, по разрешению командира БЧ-V, [старшего] техника[-]лейтенанта Бобылёва [Примак] бросился в 3-й отсек, чтобы пустить помпу на осушение, задраив за собой переборку. «Отсек быстро наполнялся водой, помпа не успевала откачивать»[, - показал он]. Наблюдая [так в оригинале; следует читать «наблюдатели»] из 3-го отсека видели, что командир БЧ[-]У включился в ЭПРОН [имеется в виду дыхательная маска Э-4 легководолазного комбинезона (гидрокостюма) ЭПРОН, состоявшего на вооружении советских подводников] и принимал все меры к спасению корабля, а потом скрылся в направлении люка, что даёт полное основание предполагать, [что] Бобылёв пытался задраить нижний [рубочный] люк, но попавшая нога под крышку люка [так в оригинале; следует читать «попавшая под крышку люка нога»] командира подлодки, который оказался в рубке, не дало [так в оригинале; следует читать «не дала»] быстрой возможности его полностью задраить, в результате [чего] отсек быстро заполнился [водой] и находящийся [в нём] л[ичный] с[остав,] в числе которых: командир БЧ-V старший техник[-]лейтенант Бобылёв, дивизионный штурман капитан[-]лейтенант Полушкин, командир отделения радистов ст[арший] краснофлотец Серобаба, штурманский электрик-краснофлотец Гринкевич, ученик рулевых краснофлотец Барабанов и командир п/л капитан[-]лейтенант Голубев - застрявший в рубке - все погибли.
Остальной личный состав в момент затопления Ц[ентрального] П[оста] находился в 1[-м,] 3[-м и] 4[-м] отсеках. Их действия: Находившийся л[ичный] с[остав] в 3[-м и] 4[-м] отсеке стал принимать все меры к спасению корабля, в частности [-] по осушению Ц[ентрального] П[оста], были открыты перепускные клапаны - работала помпа, вода из Ц[ентрального] П[оста] не убывала, а после взрыва батареи, помпа прекратила свою работу, в это время после коротокого совещания было принято решение послать тов[арища] Примак как трюмного на поверхность с задачей: задраить рубочный люк и дать сигнал о[б] исполнении, но этого Примак не выполнил, а именно: на поверхность он вышел через люк 4[-го] отсека[,] якобы, с его слов, прошёл по палубе до верхнего люка Ц[ентрального] П[оста], пытался задраить его, но вырывающий[ся] воздух из отсека не дал возможность закрыть [люк], к дополнению этого уже не хватало кислорода в балоне, [Примак] был вынужден всплыть на поверхность и поплыл от корабля в направлении берега, где был подобран катером. К этому моменту 3[-й] отсек стал заполняться [водой]. Личный состав в 3[-м] отсеке принимал все меры и ждал сигнала, который должен был дать Примак, но этого они не услышали, т[ак] к[ак] Примак поставленную перед ним задачу не выполнил, а за это время стала сильно поступать вода в 3-й отсек, в результате чего [подводники] были вынуждены покинуть 3[-й] отсек и перейти в 4[-й] отсек. Свет совершенно погас. К[омандир] О[тделения] мотористов старшина 2[-й] статьи [Н.И.]Скрипченко как один старшина [исправлено от руки на «один из старших»] среди оставшихся, после принятия всех мер по спасению корабля принял решение покинуть отсек и выйти через люк на поверхность, это решение было всеми одобрено, кроме командира отделения электриков, старшины 2[-й] статьи [Ю.П.]Липаткина, который струсил и чувствовал себя растеряно, отказался выходить на поверхность, не смотря [так в оригинале; следует читать «несмотря»] на то, что дали ему хороший Эпрон [имеется в виду дыхательная маска Э-4 легководолазного комбинезона (гидрокостюма) ЭПРОН]. Выполняя решение Скрипченко, [моторист] старший краснофлотец [Н.]Колоколов, [электрик] старший краснофлотец [В.]Виноградов, [моторист] краснофлотец [В.]Степанян - вышли благополучно на поверхность и были подобраны катерами, а Липаткин благодаря трусости задержался в выходе, не мог всплыть и пошёл на дно моря, [его труп] всплыл на поверхность на 4-е сутки, был подобран мёртвым у берега. В результате из находившихся в 3[-м] - 4[-м] отсеках 6 человек спаслись, кроме старшины 2[-й] статьи Липаткина, который проявил трусость-растерянность [и] погиб.
Находившийся л[ичный] с[остав] в 1-м отсеке - 6 человек, который также принимал все меры к спасению корабля, но возможностей не было, после чего под руководством главного старшины Кулаевского, провёл которкое совещание и решил выпустить одну торпеду и через [освободившийся торпедный] аппарат послать боцмана главного старшину Рябушко и акустика ст[аршего] краснофлотца Соколикова, а остальным ждать сигнала, что и было сделано. Во время совещания все были бодры и уверены в спасении своей жизни, кроме т[оварища] Соколикова, который истерически выражал свои соображения и чувствовал себя растерянным, на что краснофлотец Жуков сделал ему замечание: «Что надо вести себя более спокойнее и быть уверенным, трусость и паника не уместны». Выполняя принятое решение, главный старшина тов[арищ] Кулаевский выпустил торпеду, ещё раз убедился о её выпуске, стал открывать заднюю крышку, приготовлять аппарат к выходу. Первым пошёл боцман Рябушко, а за ним Соколиков. Как только был затоплен аппарат и отдраена передняя крышка, боцман Рябушко благополучно вышел на поверхность и был подобран катером и доложил обстановку о состоянии первого отсека, аккустик Соколиков[,] находясь в возбуждённом состоянии[,] вероятно при выходе стукнулся головой об волнорез, потерял сознание и повернулся обратно в аппарат[,] где и затонул. Оставшийся л[ичный] с[остав] в отсеке по сигналу уже утром[,] в 9 часов 15 минут 23/IX [19]43 г[ода] благополучно вышел через [торпедный] аппарат. Состояние здоровья [у всех -] удовлетворительное, 2-е суток [они] находились в базовом лазарете.
Особо проявили себя, старшина 1[-й] статьи Скрипченко, главный старшина Кулаевский, и главный старшина Рябушко. Действия командира отделения трюмных Примак [мне] непонятны, считаю для себя необходимо более подробно разобраться [в них].
В результате данной аварии погибло 8 человек[:], командир п/л капитан[-]лейтенант Голубев, дивизионный штурман капитан[-]лейтенант Полушкин, командир БЧ-V старший техник[-]лейтенант Бобылёв, командир отделения электриков старшина 2[-й] статьи Липаткин, радист краснофлотец Серобаба[,] штурманский электрик краснофлотец Гринкевич, аккустик ст[арший] краснофлотец Сколиков и ученик рулевого к[расно]ф[лотец] Барабанов".
Продолжение следует.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий


Название: Re: ПЛ ЧФ «М-51». Гибель 22 сентября 1943 года
Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 24 Июня 2010, 23:11:19
Уважаемые коллеги!
Продолжаю "пофрагментарно" публиковать полный текст главы о гибели ПЛ ЧФ М-51:
"Причины:
Считаю причиной данной аварии способствовали ряд фактов [так в оригинале; следует читать «считаю, что в качестве причин аварии способствовал ряд фактов»]:
1) Перед выходом на боевую подготовку п/л не была тщательно проверена, как в технических средствах[,] так и в вопросах управления.
2) Командир п/л чувствуя боевую подготовку менее ответственной чем боевая позиция - принебрёг организацию в управлении, о чём ему ранее предупреждалось со стороны командира ДПЛ [Так в оригинале; фразу следует читать «Командир подводной лодки, считая боевую подготовку менее ответственной, чем действия на боевой позиции, пренебрёг организацией управления, о чём его ранее предупреждал командир 4-го дивизиона БПЛ капитан 2-го ранга Н.Ф.Клынин»].
3. Лично действия командира п/л какпитана лейтенанта [так в оригинале; следует читать «капитан-лейтенанта»] Голубев в данном случае были совершенно безграмотные. Считаю[, что] действия командира п/л. исходили: 1) - Из имеемого опыта п/л типа Л, на которой свободно можно проводить погружения в позиционном положении при ходе и имея отрицательную плавучесть, что нельзя [производить] на подлодке типа М. 2) - [Командир] Чувствовал полную безответственность и успокоенность, что делая [так в оригинале; следует читать «производит»] данный маневр вблизи берега. 3) - Из показаний личного состава [стало известно, что], якобы командир п/л вышел в данном случае в море внетрезвом [так в оригинале; следует читать «в нетрезвом»] виде, что даёт повод к совершенно безответственному действию (при вскрытии [трупа командира] алкоголь [в его организме] не обнаружен).
Вывод:
1. Виновен в данной аварии командир п/л капитан[-]лейтенант Голубев, т[ак] к[ак] проводимые его действия в управлении кораблём безграмотны и безответственные.
2. Личный состав вёл себя мужественно и принимал здоровое решение по спасению своего корабля и своей жизни.
3. Лично [я] сам на п/л[,] уходящую на боевую подготовку[,] необращал [так в оригинале; следует читать «не обратил»] должного внимания, что послужит для меня хорошим уроком.
Зам[еститель по политической части] Командира 4-го ДПЛ БПЛ ЧФ
Капитан 3 ранга (Морозов)».
Продолжение следует.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий


Название: Re: ПЛ ЧФ «М-51». Гибель 22 сентября 1943 года
Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 24 Июня 2010, 23:12:35
Уважаемые коллеги!
Продолжаю "пофрагментарно" публиковать полный текст главы о гибели ПЛ ЧФ М-51:
"Соответствующим образом «героизированный» вариант описания катастрофы М-51 можно найти в книге воспоминаний инженер-капитана 1-го ранга запаса М.Г.Алексеенко «Глубинами черноморскими испытанные: Записки инженера-подводника», вышедшей в свет в симферопольском издательстве «Таврия» в 1968 году. Действиям экипажа «малютки» после её затопления и последующему вводу М-51 в строй в 5-й главе этой книги - «Будни боевые» - посвящены сразу два её раздела: «Думай, Скрипченко, думай...» и «Кузнецы морских побед».
Хронику катастрофы М-51 можно проследить и по следующим записям в «Журнале оперативного дежурного Управления старшего морского начальника порта Очемчири Потийской военно-морской базы Черноморского флота» (за период с 9 августа по 31 декабря 1942 года): «22 сентября 1943 года. ... 19.24. - ПЛ М-51 вышла в район № 1; 21.07. - Человеческий крик в море со стороны Вестового мола; 21.10. - 2 шлюпки вышли в море для оказания помощи ...; 22.05. - Человеческий крик [на курсовом углу] 180[° на] расст[оянии] 3 к[а]б[ельтова]; 22.06. - Человеческий крик и свист [на курсовом углу] 190°; 22.12. - [Военно-лоцманский бот] ГО-31 и [рабочий моторный] барказ [№] 2218 вышли в море; 22.14. - В море катер ГО-31 взял на борт 3 человека. ...; 23 сентября 1943 года. ... 00.43. - Человеческий крик; 00.46. -  Катер ГО-31 вышел на спасение людей. ...; 09.15. - Барказ [№] 2219 вошёл в порт, подобрано 4 человека с затонувшей ПЛ М-51».
Вместе с подводной лодкой М-51 22 сентября 1943 года погибли 8 черноморских подводников:
1.    Голубев Михаил Михайлович (1911 - 1943) - капитан-лейтенант, командир корабля
2.    Полушкин Роман Иосифович (1913 - 1943) - капитан-лейтенант, штурман 4-го дивизиона Бригады подводных лодок, прикомандированный на выход к экипажу М-51 в качестве обеспечивающего
3.    Бобылёв Владимир Николаевич (1908 - 1943) - старший техник-лейтенант, командир БЧ-5
4.    Липаткин Юрий Петрович (1922 - 1943) - старшина 2-й статьи, командир отделения электриков
5.    Гринкевич Анатолий Иванович (1922 - 1943) - старший краснофлотец, штурманский электрик
6.    Серобаба Владимир Григорьевич (1921 - 1943) - старший краснофлотец, командир отделения радистов
7.    Соколиков Николай Алексеевич (1921 - 1943) - старший краснофлотец, акустик
8.    Барабанов Дмитрий Михайлович (1924 - 1943) - краснофлотец, ученик рулевого".
Окончание  следует.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий


Название: Re: ПЛ ЧФ «М-51». Гибель 22 сентября 1943 года
Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 24 Июня 2010, 23:13:50
Уважаемые коллеги!
Оканчиваю "пофрагментарно" публиковать полный текст главы о гибели ПЛ ЧФ М-51:
"Так как глубина на месте затопления М-51, в точке с координатами 42°43’с.ш., 41°25’в.д. была небольшой - 12 - 13 метров, то в том, что надо проводить аварийно-спасательные работы, сомнений не было. Они начались после обнаружения точного места гибели лодки на дне во время контрольного траления 3 катерами-тральщиками места катастрофы, и в них принимали непосредственное участие 11 судов и плавсредств - плавучая база подводных лодок «Эльбрус», морской буксир ЧФ-4 (бывший СП-10), водолазные боты МК-1 (бывшее плавсредство ЭПРОНа № 1) и № 2202, военно-лоцманские боты ГО-31 («Дунай») и ВЛБ № 5880, буксирный (бонно-заградительный) катер «Память Орджоникидзе» и катера (рабочие баркасы) №№ 2201, 2206, 2218, 2219; их действия обеспечивали сторожевые катера №№ 036, № 057, 096, 0178, а с воздуха район работ прикрывали 2 гидросамолёта МБР-2.
Работы начались в 21.50 22 сентября и завершились подъёмом лодки через двое суток. В 23.20 24 сентября поднявшая лодку плавучая база «Эльбрус» и буксир ЧФ-4 вместе с М-51 вошли в порт Очемчире и в 00.30 25-го, ровно через 50 часов после затопления лодки ошвартовались в нём. К 20.30 этого дня буксир ЧФ-4, используя свои мощные водоотливные средства, завершил все работы по осушению отсеков поднятой М-51, которая после этого встала на аварийный ремонт. Выйдя из него 15 мая 1944 года, лодка уже самостоятельно перешла в Поти, где прошла докование, после чего в июне месяце была вновь введена в строй, но ненадолго: уже 30 декабря она была официально выведена из боевого состав ЧФ и передана Гидрографической службе флота, а с 12 октября 1946 года использовалась в учебных целях. 28 ноября 1950 года М-51 была официально исключена из состава флота, а уже 14 декабря её разоружённый корпус передали Аварийно-спасательной службе ЧФ для дальнейшего использования в качестве учебной болванки".
С уважением - К.Б.Стрельбицкий


Название: Re: ПЛ ЧФ «М-51». Гибель 22 сентября 1943 года
Отправлено: PSKR от 25 Июня 2010, 12:15:55
уважаемый Константин Борисович, огромное спасибо Вам за представленный материал. Я его не читал и книгу так же не читал, о чём жалею. Дело в том что в Абхазии невозможно достать спецфической литературы и с интернетом не так просто. При переезде в Россию не сразу приступил к поискам погибшего экипажа. Впрочем и о указанном Вами альманахе то же впервые слышу, я новичёк в этой облости.
Если Вам не трудно то вышлите всё что можете про ПЛ "М-51" на мой адрес - V14661@yandex.ru
Я так же пришлю Вам всё что есть у меня.


Название: Re: ПЛ ЧФ «М-51». Гибель 22 сентября 1943 года
Отправлено: PSKR от 25 Июня 2010, 12:35:39
Так как глубина на месте затопления М-51, в точке с координатами 42°43’с.ш., 41°25’в.д. была небольшой - 12 - 13 метров
Я знаю где это место, эх а я не поверил одному человеку который рассазывал мне о подъёме лодки. Он тогда пацаном был, а лодка выходит затонула прямо перед его домом в нескольких кабельтовых. Тогда с его слов выходит что когда лодку подняли её притянули к берегу (в этом месте берег пологий), наверно тут её и осушили, а потом завели в порт уже без пантонов. В порту её поставили не в основной ковш порта, а в небольшой заливчик. Что было потом он не знает.


Название: Re: ПЛ ЧФ «М-51». Гибель 22 сентября 1943 года
Отправлено: Sobkor от 23 Декабря 2010, 21:59:17
Получил в распоряжение Форума снимки с некрополя в абхазском городе-порте Очамчири погибшим морякам ПЛ ЧФ М-51. Их автор – военный журналист Пограничной службы ФСБ России Александр Аулов. Дата съёмки – осень 2010 года.
Фото любезно предоставлены нашему уважаемому Форуму редакцией военно-пограничной газеты «На рубежах Родины» (г. Ростов-на-Дону; главный редактор – подполковник Григорий Алексеевич Зуевич). По утру выставлю, ибо сегодня у меня проблемы с доступом в Интернет…


Название: Re: ПЛ ЧФ «М-51». Гибель 22 сентября 1943 года
Отправлено: Sobkor от 24 Декабря 2010, 07:54:54
Начинаю выставлять обещанные фото: http://s46.radikal.ru/i114/1012/bc/9ca13c60074b.jpg
(http://s46.radikal.ru/i114/1012/bc/9ca13c60074b.jpg)


Название: Re: ПЛ ЧФ «М-51». Гибель 22 сентября 1943 года
Отправлено: Sobkor от 24 Декабря 2010, 08:01:21
http://s009.radikal.ru/i309/1012/a3/bbf01e0716c1.jpg
(http://s009.radikal.ru/i309/1012/a3/bbf01e0716c1.jpg)


Название: Re: ПЛ ЧФ «М-51». Гибель 22 сентября 1943 года
Отправлено: Sobkor от 24 Декабря 2010, 08:09:06
Цветы - от российских морских пограничников: http://i007.radikal.ru/1012/cd/5ff609f18f87.jpg
(http://i007.radikal.ru/1012/cd/5ff609f18f87.jpg)


Название: Re: ПЛ ЧФ «М-51». Гибель 22 сентября 1943 года
Отправлено: Sobkor от 24 Декабря 2010, 08:50:15
http://s014.radikal.ru/i327/1012/7b/cb876898b560.jpg
(http://s014.radikal.ru/i327/1012/7b/cb876898b560.jpg)


Название: Re: ПЛ ЧФ «М-51». Гибель 22 сентября 1943 года
Отправлено: Sobkor от 24 Декабря 2010, 08:55:11
Цветы - от российских морских пограничников: http://s015.radikal.ru/i333/1012/5d/bf3e6d4ca1c0.jpg
(http://s015.radikal.ru/i333/1012/5d/bf3e6d4ca1c0.jpg)


Название: Re: ПЛ ЧФ «М-51». Гибель 22 сентября 1943 года
Отправлено: Sobkor от 24 Декабря 2010, 09:07:08
Общий вид на некрополь морякам ПЛ М-51: http://s011.radikal.ru/i315/1012/8e/cbab32117718.jpg
(http://s011.radikal.ru/i315/1012/8e/cbab32117718.jpg)


Название: Re: ПЛ ЧФ «М-51». Гибель 22 сентября 1943 года
Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 28 Апреля 2011, 07:56:09
Уваажаемые коллеги!
Только что, с утренней почтой получил экземпляр региональной еженедельной газеты ФСБ России "Граница России: Северный Кавказ" - № 14 (5526) за 15-21.04.2011. В нём, на странице 7-й - материал Григория Зуевича "Имена погибших черноморских подводников установлены", подготовленный им на основе моих данных из книги, о которой я писал в этой теме выше.
Надеюсь, что со временем имена всех 8 погибших 22.09.1943 черноморских подводников буду увековечены на этом, пока безымянном памятнике  в Очамчири (Абхазия) базирующимися там нынешними российскими морскими пограничниками.
Так что и в архивах сижу и пишу, оказывается, не зря :)  , и Форум наш существует тоже не зря!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий