Здравствуйте!
Имеется ряд вопросов. В частности интересует штат штурмового авиационного полка. Удалось найти в сети немного информации о штате ШАП.
«
НАКАНУНЕ БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ…
7 августа 1941 г. было принято решение ГКО № 423сс, а за ним, 10 августа, вышел приказ Командующего ВВС КА П.Ф.Жигарева № 057, согласно которому все штурмовые авиаполки должны были перейти на трехэскадрильный состав с 33 самолетами в каждом полку. Однако в связи с огромными потерями в самолетном парке и трудностями его восполнения в этот период войны эта организационно-штатная структура была пересмотрена. Приказом Наркома Обороны И.В.Сталина № 305 от 20 августа 1941 г. все штурмовые авиаполки, на вооружение которых поступали Ил-2, стали формироваться как двухэскадрильные по 9 самолетов в каждой эскадрилье и 2 самолета в управлении полка (машины командира и штурмана полка) - всего 20 самолетов в полку (штат 015/156).
…»
http://www.23ag.ru/html/il2_page_2.html…
«
РЕЗЕРВ ВЕРХОВНОГОС целью обеспечения массирования действий авиации приказом Наркома Обороны от 26 августа 1942 г. началось формирование авиационных корпусов (истребительных, штурмовых и бомбардировочных) Резерва ВГК.
Одновременно с этим происходило переформирование в однородные смешанных авиадивизий и авиаполков.
Штурмовая авиадивизия (штат 015/ 145) теперь стала состоять из трех штурмовых авиаполков и одной отдельной штрафной штурмовой авиаэскадрильи.
Штурмовые авиаполки с 20-самолет-ного состава переводились на 32-само-летный состав (штат 015/282 - 3 эскадрильи, 32 пилота): по 10 самолетов в каждой эскадрилье и две машины в управлении полка (самолеты командира и штурмана полка).
Отметим, что принятые штаты штурмовых авиаполков оказались все же недостаточными и не в полной мере отвечали требованиям войны. Боевой опыт показал, что эскадрилья из 10 самолетов уже на 3-4 день боев "выдыхалась" (за счет "некоторого отхода летного состава и материальной части") и обычно могла работать только шестеркой, что не позволяло комсоставу полков должным образом организовывать борьбу с ПВО противника, а также с его истребительной авиацией.
По общему мнению, требовалось штат штурмовой авиаэскадрильи увеличить до 12 самолетов (3 звена по 4 машины, 1 самолет у командира эскадрильи и один - у штурмана эскадрильи), а штат полков - до 45 Ил-2, одного Ил-2У и одного самолета связи. В этом случае авиаэскадрильи из 14 самолетов в основном будут работать восьмерками. Кроме того, два командирских Ил-2 являлись как бы резервными, что позволяло командиру эскадрильи продолжительное время строить боевые порядки эскадрильи в зависимости от задачи и обстановки.
На 40-самолетный состав штурмовых авиаполков ВВС КА перешли только в 1944 г...»
http://www.23ag.ru/html/il2_page_12.htmlИсточник: Огромная, глобальная публикация в журнале АВИАЦИЯ И КОСМОНАВТИКА 5-6. 2001 «ШТУРМОВИК ИЛ-2». Авторы: Владимир Перов, Олег Растренин.
http://www.23ag.ru/html/il2_pub.htmlШтат штурмового авиаполка №015/282 1942г (Word-файл):
http://www.vif2ne.ru/nvk/forum/files/T28/(110409101503)_shtat015_282.docОт: Павел Войлов (Т-28А)
Взято здесь
http://www.vif2ne.ru/nvk/forum/0/0.htmНа всякий случай приведу здесь:
Штат №015/282Авиационного штурмового полка ВВС Красной Армии (военного времени)
1. Организация
Командование
Штаб
Начальники служб
Партполитаппарат
Техническо-эксплоатационная служба
Авиационное звено Управления полка
Авиационные эскадрильи
2. Личный состав
Начальствующего состава | 33 |
Младшего начсостава | 123 |
Рядового состава | 18 |
| 174 |
3. Материальная часть |
Самолетов боевых | 32 |
Самолетов связи типа У-2 или УТ-2 | 1 |
Наименование должностей, мат.части и транспорта | Число должн., в/с | Военное звание | ВУС | Дол.окл. | Инд.арт.воор. | Лет.тех.обм. |
Командир полка | 1 | Подполковник-полковник | 1 | 2000 | п,б,к | 33 |
Военный комиссар | 1 | Ст.батальон.комиссар-полковой комиссар | 5 | 1850/2000 | п,к | 33 |
| 2 |
1. Штаб |
Зам.нач.штаба по оперативно-разведывательной части | 1 | Капитан | 6 | 1600 | п,к |
Нач.связи – он же Пом.нач.штаба | 1 | Ст.лейтенант – капитан | 4 | 1400 | п,к |
Пом.нач.штаба по спецсвязи | 1 | Лейтенант, ст.лейтенант | 66 | 800 | п |
Писарь старший | 1 | Сержант адм.службы | 123 | - | - |
| 5 |
а) Отделение строевое и кадров |
Начальник отделения | 1 | Лейтенант, ст.лейтенант | 7 | 900 | п |
Писарь старший | 1 | Сержант адм.службы | 123 | - | - |
| 2 |
Итого в штабе | 7 |
2. Начальники служб |
Штурман полка (1) | 1 | Майор | 2а | 1700 | п,к | 33 |
Начальник воздушно-стрелковой службы | 1 | Капитан | 3 | 1400 | п,к | 33 |
Начальник химслужбы | 1 | Ст.лейтенант, капитан | 5 | 1300 | п,к | - |
Старший врач полка | 1 | В/врач 2 р. | 49 | 1000 | п | - |
| 4 |
3. Партийно-политический аппарат |
Секретарь первичной парторганизации | | По совместительству |
Секретарь первичной комсомольской организации | | По совместительству |
4. Техническо-эксплуатационная служба |
Старший инженер полка – он же пом.командира полка по эксплуатации | 1 | Инженер-майор | 13 | 1400 | п | 35 |
Инженер авиавооружения | 1 | Инженер-капитан | 15 | 1200 | п | 35 |
Инженер электроспецоборудования | 1 | Инженер-капитан | 20 | 1200 | п | 35 |
Техник по фотооборудованию старший | 1 | Ст.техник-лейтенант | 17 | 750 | п | 35 |
Укладчик парашютов – он же зав.складом | 3 | Сержант техсл. | 75 | - | - | 35 |
Писарь старший по учету самолетов и моторов | 1 | Сержант адм.сл. | 123 | - | - | - |
5. Авиационное звено управления полка |
Механик авиационный | 3 | Ст.сержант тех.сл. | 74 | - | 3кр№4 | 35 |
Моторист авиационный | 2 | Сержант тех.сл. | 73 | - | | 35 |
Мастер авиавооружения | 2 | Сержант тех.сл. | 79 | - | | 35 |
| 7 |
Самолет боевой (2) | 2 |
Самолет связи типа У-2 или УТ-2 | 1 |
6. Авиационные эскадрильи (в полку три) |
Командир эскадрильи | 3 | Ст.лейтенант, капитан | 1 | 1650 | п,к | 33 |
Военный комиссар | 3 | Политрук, ст.политрук | 5 | 1550/1650 | п,к | 33 |
Зам.командира эскадрильи он же штурман (3) | 3 | Лейтенант, ст.лейтенант | 1 | 1500 | п,к | 33 |
Адъютант | 3 | Лейтенант | 6 | 850/1200 | п | - |
А. Авиационные звенья (в эскадрилье – два, в полку – шесть) |
Командир звена | 3 | Старшина | 72 | - | п,к | 33 |
Пилот старший | 5 | Ст.сержант, старшина | 72 | - | п,к | 33 |
Пилот | 12 | Ст.сержант | 72 | - | п,к | 33 |
| 20 |
Б. Техническо-эксплуатационная часть |
Ст.техник эскадрильи – он же пом.ком.эскадрильи по эксплуатации | 3 | Ст.техник-лейтенант | 13 | 1100 | п | 35 |
Механик авиационный звена | 6 | Старшина тех.сл. | 74 | - | 3кр№4 | 35 |
Механик авиационный | 30 | Ст.сержант тех.сл. | 74 | - | 15кр№4 | 35 |
Моторист авиационный | 24 | Сержант тех.сл. | 74 | - | 12кр№4 | 35 |
Техник авиавооружения | 3 | Техник-лейтенант | 15 | 725 | | 35 |
Механик авиавооружения | 3 | Ст.сержант тех.сл. | 79 | - | | 35 |
Мастер авиавооружения | 12 | Сержант тех.сл. | 79 | - | | 35 |
Стрелок авиавооружения | 18 | Красноармеец | 79 | - | | 35 |
Механик по радио | 3 | Ст.сержант тех.сл. | 43 | - | 2кр№4 | 35 |
Механик электроспецоборудования | 3 | Ст.сержант тех.сл. | 80 | - | 1кр№4 | 35 |
Мастер электроспецоборудования | 3 | Сержант тех.сл. | 80 | - | 2кр№4 | 35 |
Механик авиаприборов | 3 | Ст.сержант тех.сл. | 79 | - | 1кр№4 | 35 |
Мастер авиаприборов | 3 | Сержант тех.сл. | 79 | - | 2кр№4 | 35 |
| 114 |
Итого в эскадрильях | 146 |
Самолет боевой | 30 |
|
Всего в полку | 174 |
Материальная часть |
Самолет боевой | 32 |
Самолет связи типа У-2 или УТ-2 | 1 |
(1) Входит в расчет летных экипажей
(2) Командира и военкома полка
(3) Он же командир звена
Согласно штату №015/282 в эскадрильях авиационного штурмового полка при 32-х самолетном составе по штату должно быть 146 человек, т.е. 48-49 человек в каждой эскадрилье?
Как расшифровываются наименования последних 2-х граф (Инд.арт.воор, Лет.тех.обм.)?
Предположу, что Лет.тех.обм. – летно-техническое обмундирование, Инд.арт.воор – индивидуальное арт. (?) вооружение.
Как расшифровываюся значения этих граф (п, б, к, 1кр№4, 2кр№4, 3кр№4, 12кр№4, 15кр№4 в гр. Инд.арт.воор. и 33, 35 в гр. Лет.тех.обм.)?
Была ли в штате ШАП должность старший механик?
Если да, то когда эта должность была введена в штат?