Уважаемые коллеги!
С помощью ИИ
перевёл в текст выступление некого "бывшего политрабочего" из того, первого ролика, Интернет-ссылку на который привёл в предыдущем сообщении этой темы, затем "вычитал" полученный текст, убрал из него "всё лишнее", оставив одну только "историческую часть", которую и предлагаю ниже вашему вниманию:
« … Войсковая часть № 13736 была сформирована на основании приказа Народного Комиссара Обороны Союза ССР Иосифа Виссарионовича Сталина от 22 февраля 1944 года как 89-й транспортный авиационный полк, с включением в состав существующей 35-й вспомогательной авиационной дивизии. Еще в августе 1943 года в дивизии была сформирована отдельная авиационная эскадрилия особого назначения Штаба Авиации Дальнего Действия, которая в январе – феврале 1944 года была реорганизована в 89-й транспортный авиационный полк. Командиром которого был назначен Герой Советского Союза (тогда еще не Герой) майор Капрэлян Рафаил Иванович. Задачами полка были переброска экипажей с баз на авиационные заводы, тренировка лётного состава, перегонка самолётов с Дальнего Востока, переброска запасных частей, моторов, оборудования в авиационные корпуса Авиации Дальнего Действия, перебазирование авиационных корпусов и другие специальные задания.
Хочу напомнить кратко о нашем первом командире полка. Капрэлян Рафаил Иванович родился 5 мая 1909 года в городе Баку. Окончил Ленинградский институт Гражданского Воздушного Флота в 1932 году, затем – Батайскую школу пилотов ГВФ в 1934 году. С июня 1938 года – лётчик советско-китайского общества «Хамиата». С марта 1940 года – пилот Московского управления Гражданского Воздушного Флота. С 22 июня 1941 года – командир корабля Московской авиационной группы особого назначения, которая базировалась во Внуково. Был сбит в январе 1942 года и почти 8 месяцев, по август 1942 года находился на оккупированной территории, в лагере военнопленных в городе Николаев. Затем бежал, воевал в партизанском отряде до октября 1942 года (то есть около двух месяцев) и оттуда был вывезен на самолёте в Москву. С мая 1943 года – инспектор по технике пилотирования 73-й вспомогательной авиационной дивизии Авиации Дальнего Действия. С февраля 1944 года и по август 1945 года – командир 89-го транспортного авиационного полка.
Вспомним всех наших командиров, разными руками руководивших полком, которые пользовались уважением и заслуженным авторитетом у личного состава авиаторов и жителей гарнизона. Это – Капрэлян Рафаил Иванович, полковник Бочкарёв, полковник Кощеев Евгений Матвеевич, полковник Мынто Фёдор Михайлович, полковник Кучерявый Александр Григорьевич, полковник Романов Василий Романович, полковник Черняк Юрий Матвеевич.
Поучительна и достойна уважения и почитания судьба нашего ветерана из ветеранов, как можно сказать, полковника Гореева Рената Тимирзяновича, участника Великой Отечественной войны, военного штурмана 1-го класса, которому всего неделю назад, 15 февраля, исполнилось 98 лет.
…
Краткая историческая справка. 73-я вспомогательная ордена Красной Звезды авиационная дивизия (Войсковая часть № 21967) была создана в мае 1943 года в составе Авиации Дальнего Действия для перегонки самолетов с заводов в боевые части. После войны дислоцировалась в Подмосковье, на аэродроме «Остафьево». В январе 1949 года переименована в 226-ю вспомогательную авиационную дивизию и в мае 1959-го была расформирована. В составе дивизии изначально было три авиационных полка – 89-й, 104-й и 105-й, из которых 105-й был расформирован в мае 1946 года, 104-й – в мае 1959 года, вместе с дивизией, а 89-й стал отдельным и 30 сентября 1966 года переформирован во 2-ю отдельную транспортную ордена Красной Звезды эскадрилью. В начале 90-х транспортная эскадрилья снова стала полком, с наименованием 273-го отдельного транспортного авиационного Ордена Красного Звезды полка, а уже в 1997 году снова стала официально эскадрилией в составе базы (Войсковая часть № 10275). Полк, созданный в суровые годы войны, оставался востребованным в послевоенный период для решения задач освоения новой авиационной техники и обучения этому лётных экипажей Дальней Авиации в последующие, 50-е годы и далее».
С уважением - К.Б.Стрельбицкий