Форум Поисковых Движений

VII-Несокрушимая и легендарная => Номера стрелковых дивизий с 150 по 199 => 71-"Царица полей" - пехота => 158-я сд (II ф)/бывшая 5-я Московская сд => Тема начата: Sobkor от 01 Декабря 2012, 15:40:32



Название: 158-я стрелковая Лиозненско-Витебская дв. Краснознамённая орд. Суворова дивизия
Отправлено: Sobkor от 01 Декабря 2012, 15:40:32
ЛИОЗНЕНСКО-ВИТЕБСКАЯ ДВАЖДЫ КРАСНОЗНАМЁННАЯ, ОРДЕНА СУВОРОВА СТРЕЛКОВАЯ ДИВИЗИЯ, соединение Красной Армии, сформированное осенью 1941 года на базе ряда истребительных батальонов УНКВД г. Москвы и Московской области и принимавшее в 1944-1945 гг. участие в боях на ближних подступах к Восточной Пруссии.
Полное наименование на момент расформирования – 158-я стрелковая Лиозненско-Витебская дважды Краснознамённая ордена Суворова дивизия (2-го формирования) 49-й армии Группы советских оккупационных войск в Германии.
Предыстория – строками послевоенных мемуаров воспитанника войск правопорядка и безопасности, бывшего командующего Московской зоной обороны генерал-полковника в отставке Павла Артемьевича Артемьева. Но вначале поясним, что речь в цитате идет о драматических событиях начала октября 1941 года: «К этому времени для обороны подмосковных рубежей в Московском гарнизоне оставалось очень мало войск. Реальной силой, которую можно было немедленно использовать, явились 25 истребительных батальонов, сформированных из добровольцев-москвичей. Было решено свести их в полки, а затем в три дивизии».
Напомним, что те самые двадцать пять истребительных батальонов были созданы УНКВД г. Москвы и Московской области к 12 июля 1941 года из лиц, не подлежащих по разным причинам призыву в армию, но при этом командно-начальствующий состав в них – кадровые военнослужащие и сотрудники-«силовики» системы НКВД СССР.
Не менее двенадцати районных истребительных батальонов – Дзержинский, Железнодорожный, Кировский, Краснопресненский, Ленинградский, Октябрьский, Пролетарский, Ростокинский, Свердловский, Сокольнический и Тимирязевский из столицы и Лотошинский и Ухтомский из Подмосковья, согласно озвученному выше решению генерала П. Артемьева, были незамедлительно сведены в три истребительных полка УНКВД г. Москвы и Московской области с оперативным переподчинением их с 17 октября 1941 года командованию 3-го боевого участка (начальник – полковник С.Е. Исаев) войск второго (он же – главный!) рубежа Московской зоны обороны. Полученная тогда «ястребками» боевая задача – выдвинувшись на юго-западную окраину столицы, закрепиться в Тропарёвском лесопарке (ныне – природный заказник «Теплостанский лес» города Москвы) по берегам реки Очаковка.
27 октября 1941 года все истребительные полки 3-го боевого участка подверглись очередной реорганизации, что, по сути, окончательно вывело их из подчинения регионального УНКВД «в пользу» командования Московской зоны обороны: их свели во 2-ю отдельную бригаду московских рабочих, которая в свою очередь 14 ноября 1941 года была переформирована в дивизию иррегулярных войск (то есть народного ополчения) – 5-ю Московскую стрелковую дивизию, получившую в свой состав три стрелковых полка (7-й, 8-й и 9-й), три артиллерийские в/ч – артполк, истребительно-противотанковый дивизион и зенитную батарею (нумерации не имели), а также полноценные части боевого обеспечения и тыла.
Новое соединение возглавило бывшее командование 3-го боевого участка войск второго рубежа Московской зоны обороны: должность комдива принял полковник С.Е. Исаев, а военкома – старший батальонный комиссар И.И. Жжёнов.
В течение всего своего существования в качестве иррегулярного соединения РККА (а это период с 14 ноября 1941 года по 20 января 1942 года) дивизия непрерывно находилась в составе действующей армии, хотя реально в боях не участвовала.
Первое место дислокации управления пятой Московской – здание, в котором теперь размещается Институт физических проблем Академии наук РФ. Именно в память об этом событии в соответствии с решением исполкома Моссовета от 13 мая 1962 года на его фасаде была установлена мемориальная доска. Кроме того, аналогичная памятная мемориальная доска в послевоенный период украсила собою и фасад дома по улице Ленинская слобода, 9. Это второе место дислокации штадива-5 в столице.
Что же касается непосредственно самих боевых частей, то в ноябре сорок первого они закрепились на рубеже Кунцево – Люберцы с центром обороны село Алексеевское – село Семёновское – совхоз «Воронцово». Одновременно их личному составу было предписано нести комендантскую службу на Малоярославецком, Киевском и Наро-Фоминском шоссе.
Чуть позже, когда враг на отдельных направлениях достиг-таки окраин Москвы, дивизия развернулась на оборонительным рубеже, заранее подготовленном для нее формированиями Оборонстроя НКВД и НКО СССР: Киевский железнодорожный вокзал – Очаково – Переделкино – Изверзино – Черёмушки – Деревлёво – Тёплый Стан – Городище. Здесь, напомним, стройбатовцами были возведены из бетона и стали доты, бронеколпаки и другие фортификационные сооружения, которые, к слову сказать, частично сохранились здесь и сегодня. Теперь это все также места боевой славы столицы! В частности, в начале 1975 года в целях увековечения вклада воинов иррегулярной 5-й Московской стрелковой дивизии в разгром немецко-фашистских войск под Москвой и в связи с грядущим 30-летием Великой Победы на территории природного заказника «Теплостанский лес» был торжественно открыт памятный знак, украшенный табличкой: «Отсюда начала свой путь на Берлин 5 Московская (в последующем 158-я) стрелковая дивизия».
20 января 1942 года, когда угроза захвата столицы противником окончательно миновала, 5-ю Московскую стрелковую дивизию вывели из состава иррегулярных войск с присвоением ей общевойсковой нумерации. С этого момента она полноправное соединение регулярной Красной Армии – 158-я стрелковая дивизия (2-го формирования): бывшие «ястребки» стали военнослужащими оборонного ведомства.
Боевой состав этого соединения: 875-й,879-й (до 14 марта 1945 года), 881-й и 559-й (с 19 марта 1945 года), 423-й артиллерийский полк, 323-й отдельный истребительно-противотанковый артиллерийский дивизион, 803-й миномётный дивизион (до 9 октября 1942 года), 471-й отдельный пулемётный батальон (с 10 октября 1942 года по 1 мая 1943 года), 110-я отдельная разведывательная рота, 274-й отдельный сапёрный батальон, 284-й отдельный батальон связи, 260-ю отдельную автотранспортную роту, 84-й отдельный медико-санитарный батальон, 179-я отдельная рота химической защиты, а также ряд других частей и подразделений боевого обеспечения и тыла.
В течение первых трёх с небольшим недель дивизия находилась в резерве Ставки Верховного Главнокомандования, но без исключения из состава действующей армии. А вот с 12 февраля 1942 года она уже в боях и сражениях по разгрому под Москвой войск немецко-фашистских оккупантов: выгрузилась из железнодорожных эшелонов в оперативном тылу Калининского фронта, после чего по заснеженным дорогам совершила тяжелый стокилометровый марш, следуя в распоряжение командования 22-й общевойсковой армии.
16 февраля 1942 года – дата боевое крещение свинцом в горниле Торопецко-Холмской наступательной операции. В частности, в ночь с 20 на 21 февраля два стрелковых полка дивизии штыком и огнем выбили противника из деревень Васильки, Сазоновка, Безобразово и Быстрылёво.
Первыми награжденными в сто пятьдесят второй за те бои стали капитан Никита Андреевич Пантелеев и лейтенант Пётр Дмитриевич Мильто: оба за своё мужество, проявленное на поле брани, удостоились ордена Красного Знамени.
Среди героев тех дней также бывший организатор Ростокинского истребительного батальона НКВД СССР Москвы, а на фронте военком 875-го стрелкового полка батальонный комиссар Анатолий Петрович Мостовой, боец 879-го стрелкового полка красноармеец Абрам Исаакович Левин и парторг стрелковой роты красноармеец Григорий Иванович Фомичёв.
Первый утром 23 марта 1942 года лично повёл подчинённых в штыковую атаку, в ходе которой погиб. Посмертно его наградили орденом Ленина.
Второй при атаке на село Холмец Нелидовского района бывшей Калининской, а ныне современной Тверской области своим телом закрыл извергающую пулеметный огонь амбразуру вражеского дзота. Подвиг этот, к сожалению, никакой наградой не отмечен.
Третьей же в бою, заменив выбывшего из строя военкома батальона, организовал стойкую оборону деревни Сазоновка. В результате все атаки превосходящих сил фашистов были успешно отбиты. За это не только был утверждён в должности военкома батальона, но и награждён орденом Красного Знамени.
А вот в мае 1942 года 158-я стрелковая дивизия (2-го формирования), находясь уже в составе 4-й ударной армии Калининского фронта, успешно форсировала в районе тверской деревни Большаково реку Волга и захватила на противоположном, правом, берегу стратегически важный для советских войск плацдарм.
Золотыми буквами вписан в летопись дивизии и подвиг, совершённый 9 июня 1942 года девяносто двумя воинами 881-го стрелкового полка, возглавляемыми старшим лейтенантом Яковенко и политруком Шалиным: в боях у деревни Первомайское они, будучи окружёнными пехотным полком немцев, не только отбили все вражеские атаки, но и удержали за собой господствующую высоту.
В ноябре 1942 года сто пятьдесят восьмая была переброшена в район западнее города Ржева, где, войдя в состав 39-й армии (2-го формирования), в ходе наступательных боёв вызволила из-под немецко-фашистской оккупации в общей сложности двенадцать тверских сел и деревень вместе с их населением.
В составе 39-й армии (2-го формирования) затем вплоть до осени 1944 года.
2-28 марта 1943 года – участвуя в наступательной операции на Ржевской дуге: с боями прошли 250 километров, освободив при этом 288 населённых пунктов.
С лета 1943 года - в составе 84-го стрелкового корпуса 39-й армии (2-го формирования) Калининского (с 20 октября 1943 года – 1-й Прибалтийский) фронта.
В августе-сентябре 1943 года – в наступательных боях в общем направлении на посёлок Лиозно, районный центр современной Витебской области Белоруссии. 8 октября 1943 года Лиозно пал, за что 158-я стрелковая дивизия (2-го формирования) впоследствии – приказом Верховного Главнокомандующего от 10 октября 1943 года – была удостоена воинского почётного наименования «Лиозненская».
9 июня 1944 года, совершив накануне 74-километровый суточный марш, 158-я стрелковая Лиозненская Краснознамённая дивизия, по-прежнему действуя в составе 84-го стрелкового корпуса 39-й армии только теперь уже 3-го Белорусского фронта, завязала наступательные бои по освобождению от немецко-фашистских захватчиков территории Литвы. Так, за первые четыре дня боёв ей удалось прорвать фронт обороны противника на глубину до 55 км. Всего же к 4 августа 1944 года соединение прошло с боями 273 км, освободив при этом свыше четырёхсот населенных пунктов Литовской ССР, включая три уездных центра – города Укмерге (24 июля), Кедайняй (2 августа) и Расейняй (9 августа). В результате к середине августа сто пятьдесят восьмая вплотную приблизилась к границе советской Литвы с Мемельской областью Восточной Пруссии.
Указом Президиума Верховного от 7 июля 1944 года за боевые отличия, проявленные при освобождении областного центра Белоруссии города Витебска, соединение было удостоено ордена Красного Знамени (Указ объявлен приказом наркома обороны СССР (№ 0187 от 7 июля 1944 года), а за боевую доблесть, проявленную в боях по освобождению Белоруссии и Литвы, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1944 года – орденом Суворова 2-й степени (объявлен приказом замнаркома обороны СССР № 0289 от 30 августа 1944 года). Теперь оно именовалась, как 158-я стрелковая Лиозненская Краснознамённая ордена Суворова дивизия.
Приблизительно в конце августа-начале сентября 1944 года в составе всего 84-го стрелкового корпуса была передана из 39-й армии (2-го формирования) 3-го Белорусского фронта в 4-ю ударную 1-го Прибалтийского с одновременной передислокацией из районов, вплотную примыкающих к Восточной Пруссии, в Латвию.
14 сентября 1944 года, будучи к этому времени сосредоточенной в Латвии, перешла в наступление в направлении Риги и в ходе четырёх дневных боёв освободила из-под немецко-фашистской оккупации более восьми десятков населённых пунктов, включая посёлок Иецава Бауского района.
22 сентября 1944 года, с ходу форсировав реку Текава, дивизия овладела посёлком Балдоне Рижского района, где соединилась с частями 3-го механизированного корпуса.
С 12 октября 1944 года – в оборонительных боях по южному берегу реки Вета на Либавском (Лиепайском) направлении против Курляндской группировки войск противника.
31 октября 1944 года массированными ударами с юго-востока и запада овладела городом Мажейкяй – уездным центром Литовской ССР, а 21 ноября, форсировав реку Вадаксте, захватила на северном берегу последней плацдарм глубиной до 13 км.
21 декабря 1944 года – дата очередной успешной наступательной операции: ударом с рубежа Даджи – Веки достигла реки Заня и, форсировав её, на северном берегу в районе населённого пункта Заниниеки захватила и удержала стратегически важный плацдарм.
23-25 января 1945 года – в наступательных боях против Курляндской группировки войск противника в общем направлении южнее и юго-западнее латвийского города Прекуле (впоследствии – Приекули Лиепайского района).
14 марта 1945 года впервые за всё время своего существования была ведена из состава действующей армии - переподчинена 14-му стрелковому корпусу Белорусско-Литовского военного округа: на отдыхе и переформировании в районе города Мажейкяй, уездного центра Литовской ССР (ныне – Литовская Республика).
Согласно Директиве начальника Генерального штаба РККА № орг/2/1160 от 12 марта 1945 года (ЦАМО: ф. 158 сд (2 ф.), оп. 1, д. 1, л. 8) и приказов командира 14-го стрелкового корпуса (3-го формирования) за №№ 017 и 018 от 13 марта 1945 года, приняла в себя личный состав, имущество и вооружение расформированной на основании той же самой директивы 145-й стрелковой Витебской Краснознамённой дивизии с одновременным унаследованием воинского почётного наименований и боевой награды последней. В историческом формуляре 158-й стрелковой дивизии (2-го формирования) на сей счёт имеется следующая запись, сделанная 2 июня 1945 года и скреплённая подписями комдива-158 полковника Д.И. Гончарова и начальника штаба дивизии полковника Коротких: «Во исполнение Директивы Начальника ГШ КА от 12.03.45 за № орг/2/1160 158 стрелковую Лиозненскую Краснознамённую ордена Суворова дивизию ИМЕНОВАТЬ: «158 стрелковая Лиозненско-Витебская дважды Краснознамённая ордена Суворова дивизия».
С 19 апреля 1945 года – вновь в боях Великой Отечественной: в составе 14-го стрелкового корпуса (3-го формирования), непосредственно подчинённого штабу 2-го Белорусского фронта (2-го формирования), приняла участие в заключительном этапе Берлинской стратегической наступательной операции.
В годы Великой Отечественной 158-я стрелковая Лиозненско-Витебская дважды Краснознамённая ордена Суворова дивизия (2-го формирования) воспитала в своих рядах четырёх Героев Советского Союза. Это (в скобках дата Указа Президиума Верховного Совета ССР):
- командир сапёрного взвода 875-го стрелкового полка старший сержант Фёдор Тимофеевич Блохин (24 марта 1945 года);
- заместитель командира стрелкового батальона 875-го стрелкового полка по политической части старший лейтенант Алексей Васильевич Зуйков (24 марта 1945 года);
- пулемётчик 875-го стрелкового полка красноармеец Григорий Сергеевич Кочетков (4 июня 1944 года, посмертно);
- командир взвода 110-й отдельной разведывательной роты старший сержант Михаил Васильевич Яглинский (24 марта 1945 года).
А также – одного полного кавалера ордена Славы: это – командир отделения 110-й отдельной разведывательной роты старший сержант Константин Кириллович Шевченко (1-й степени – 22 июля 1944 года; 2-й – 30 апреля 1944 года; 3-й – 28 февраля 1944 года).
И еще один примечательный факт: среди военачальников, стоявших во главе дивизии в годы Великой Отечественной, – доблестный воспитанник войск правопорядка и безопасности генерал-майор Михаил Михайлович Бусаров. Он командовал сто пятьдесят восьмой в период с 19 мая 1942 года по 13 марта 1943 года. В ней же вырос из полковников в генералы…
В связи с расформированием на основании Директивы Ставки Верховного Главнокомандования № 11097 от 29 мая 1945 года 14-го стрелкового корпуса (3-го формирования), сто пятьдесят восьмая стрелковая была переподчинена штабу 49-й армии 2-го Белорусского фронта (2-го формирования).
К сожалению, боевой путь соединения, так громко прославившего фронтовую доблесть московских «ястребков», оказался недолгим: в течение июня 1945 года в соответствии с приказом командующего 49-й армией № 00136 от 4 июня 1945 года и приказом комдива-158 от 6 июня 1945 года оно было расформировано на территории центральной Германии, при этом его личный состав направили на пополнение 12-го гвардейского стрелкового Краснознамённого корпуса 3-й ударной армии Группы советских оккупационных войск в Германии – в 23-ю Дновско-Берлинскую Краснознамённую и 52-ю Рижско-Берлинскую ордена Ленина, Суворова и Кутузова гвардейские стрелковые дивизии…
Соединением командовали:
как 5-й Московской стрелковой дивизией: 14 ноября 1941-20 января 1942 гг. – полковник Исаев Степан Ефимович.
Как 158-й стрелковой дивизией (2-го формирования):
- 20 января-27 февраля 1942 года – полковник Исаев Степан Ефимович;
- 7 марта -18 мая 1942 года – генерал-майор Зыгин Алексей Иванович;
- 19 мая 1942-13 марта 1943 гг. – полковник (с 27 января 1943 года – генерал-майор) Бусаров Михаил Михайлович (воспитанник войск правопорядка и безопасности);
- 14 марта 1943-2 января 1944 гг. – полковник (с 1 сентября 1943 года – генерал-майор) Безуглый Иван Семёнович;
- 7 января-10 февраля 1944 года – полковник Кондратенко Даниил Сергеевич;
- 11 февраля-15 сентября 1944 года – полковник Гончаров Демьян Ильич;
- 16-26 сентября 1944 года – полковник Скворцов Василий Власович;
- 27 сентября 1944-6 июня 1945 гг. – полковник Гончаров Демьян Ильич.
Юрий РЖЕВЦЕВ.


Название: Re: 158-я стрелковая Лиозненско-Витебская дв. Краснознамённая орд. Суворова дивизия
Отправлено: Tanjuka от 13 Сентября 2015, 13:16:34
C сайта

http://wwii.germandocsinrussia.org/ru/nodes/2-opis-12454-gruppa-armiy-b-tsentr

Ф.500 оп.12454 д.414

Допрос военнопленных (февраль 1942 г.) из 2-го взвода 7-й роты 3-го бат-на 879-го сп.

Рассказывают о формировании полка в сентябре 1941 - январе 1942 как 8-го стрелкового полка в составе 5-й Московской рабочей дивизии (так в документе - Т.) и о его перемещениях. Командир полка - майор Бондаренко. Начальник штаба полка - майор Останин. Командир взвода Балабанов - сотрудник НКВД и его все ненавидят.

(http://s017.radikal.ru/i441/1509/e0/ecccc5a731eb.jpg) (http://radikal.ru/big/13bad1a7039d4466a09248901e53d9a0)

(http://s012.radikal.ru/i320/1509/b9/a88ae032d968.jpg) (http://radikal.ru/big/b77e8e06005e4377848d620921f7d6dd)


Название: Re: 158-я стрелковая Лиозненско-Витебская дв. Краснознамённая орд. Суворова дивизия
Отправлено: Александр Новиченко от 13 Сентября 2015, 13:49:31

Всего же к 4 августа 1944 года соединение прошло с боями 273 км, освободив при этом свыше четырёхсот населенных пунктов Литовской ССР, включая три уездных центра – города Укмерге (24 июля), Кедайняй (2 августа) и Расейняй (9 августа). В результате к середине августа сто пятьдесят восьмая вплотную приблизилась к границе советской Литвы с Мемельской областью Восточной Пруссии.


31 октября 1944 года массированными ударами с юго-востока и запада овладела городом Мажейкяй – уездным центром Литовской ССР, а 21 ноября, форсировав реку Вадаксте, захватила на северном берегу последней плацдарм глубиной до 13 км.
 
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Уточнения.
15 августа 1944г. в ходе немецкого контрудара один полк дивизии был окружен в Расейняй. Позднее с потерями вырвался из окружения. До Мемельской области было еще далеко.
31 октября германские войска, боясь окружения, без боя оставили уездный центр Литвы Мажейкяй.