VII-Несокрушимая и легендарная > 9-я гвардейская штурмовая авиадивизия

226 сбап/800 шап/144 гв. шап

(1/49) > >>

Alex_mr:
226-й скоростной бомбардировочный авиационный полк
800-й штурмовой авиационный полк
144-й гвардейский штурмовой Львовский орденов Богдана Хмельницкого и Александра Невского авиационный полк

Интересует более подробная, детальная информация. Возможно, кого-то также интересует данная тема, и имеются какая-либо информация, документы, факты, рукописи, фотографии или может быть появятся материалы в процессе исследовательской работы…

Из истории полка:

«…
В действующей армии:
•   22.06.41 - 31.08.41 (226 cбап)
•   20.05.42 - 15.07.42 (800 шап)
•   15.10.42 - 05.02.44 (800 шап)
•   05.02.44 - 11.05.45 (144 гшап)

Сформирован как 226 ббап в составе Киевского ОВО. Формирование было завершено 13.09.40 г.
Входил в состав 16 сад. К 22.06.41 г. имел на вооружении 43 самолета Су-2 (в том числе 11 неисправных). Перед войной полк базировался на аэродроме Соломенка и Бузовая под Киевом, а за несколько дней до войны три аэ перелетели в г. Чертков (Западная Украина).
С первого дня войны и до августа 1941 г. полк, находясь в составе 36 иад, а с 24.06.41 г. 62 ад, действовал против войск противника, наступавших в направлении Дубно, Ровно, Житомир, Киев. За это время экипажи полка совершили 364 боевых вылетов, провели 34 воздушных боя, в которых сбили 7 самолетов противника.
В начале августа полк передал оставшиеся Су-2 в 227 ббап и в конце месяца был выведен на переформирование, при этом часть летного и технического состава была переведена в 52 ббап.
26.03.42 г. полк был преобразован в 800 шап.
На вооружении имел самолеты Ил-2.
С 18.05.42 г. входил в состав 226 шад. В первой половине июня уничтожал технику и живую силу противника на подступах к Купянску.
К середине июня 1942 г. после тяжелых боев на Юго-Западном фронте полк практически потерял боеспособность. Уцелевшие штурмовики были переданы в 504 шап, а личный состав выведен в тыл на переформирование.
С октября 1942 г. входил в состав 292 шад -> 9 гшад. В середине октября начал производить боевые вылеты с аэродрома Андреаполь на Калининском фронте.
За боевые отличия, стойкость и массовый героизм личного состава, проявленные в Курской битве и в сражениях на Правобережной Украине, Приказом НКО СССР No. 016 от 05.02.44 г. преобразован в 144 гшап.
В июле 1944 г. за отличия во Львовской операции полку присвоено почетное наименование Львовский.»

Источник: сайт «Авиаторы Второй Мировой»
http://allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/struct/p/shap800.dat

Alex_mr:
О довоенном базировании 226 сбап в составе 62 бад:

«...
СОСТАВ, ДИСЛОКАЦИЯ И СОСТОЯНИЕ ВОЙСК 5-Й АРМИИ
5-я армия, входившая в эшелон прикрытия КОВО, дислоцировалась в административных границах Волынской, Ровенской и частично Львовской областей.
В командование армией в январе 1941 г. вступил генерал-майор танковых войск М. И. Потапов, …
...
Командующему 5-й армией оперативно подчинялись 14-я смешанная и 62-я бомбардировочная авиационные дивизии.

62-я бомбардировочная авиационная дивизия (командир полковник В. В. Смирнов) дислоцировалась: 52-й бомбардировочный авиационный полк — Красная Волока (35 км сев.-зап. Коростеня); 94-й авиационный полк — Б. Фосня (6 км юж. Овруча); 226-й и 227-й бомбардировочные полки, дислоцировавшиеся в Красной Волоке и Баскаках (35 км юго-вост. Коростеня), перевооружались на новую материальную часть и к боевым действиям были подготовлены слабо. Штаб дивизии — в Овруче.

17 июня 1941 г. была получена директива НКО о маскировке аэродромов, рассредоточении и маскировке самолетов, но практические мероприятия по выполнению этих требований не были проведены. Полки продолжали базироваться на своих аэродромах. Самолеты были рассредоточены в их границах, маскировка из-за недостатка маскировочных сетей отсутствовала. Вопросы вывода самолетов из-под ударов вражеской авиации не продуманы.
…»

Владимирский А. В. На киевском направлении. По опыту ведения боевых действий войсками 5-й армии Юго-Западного фронта в июне—сентябре 1941 г. — М.: Воениздат, 1989.
http://militera.lib.ru/h/vladimirsky/01.html

Alex_mr:
О боевой готовности 226 сбап и других частей ВВС ЮЗ фронта по состоянию на 22.06.1941 г.

"...
Сов. секретно
Особой важностиКомандующему Военно-воздушными силами Красной
Армии генерал-лейтенанту авиации тов. Жигареву

ДОКЛАД О БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ
ЮГО-ЗАПАДНОГО ФРОНТА ЗА ПЕРИОД С 22.6 ПО 10.8.41 г.
(ЗА ПЯТЬДЕСЯТ ДНЕЙ ВОИНЫ)

I. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ
ЧАСТЕЙ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ ЮГО-ЗАПАДНОГО ФРОНТА
ПО СОСТОЯНИЮ НА 22.6.41 г.

1. В состав Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта к началу войны входили:

 и) 62-я бомбардировочная авиационная дивизия – 52, 94, 226, 227-й ближне-бомбардировочные, 243-й и 245-й штурмовые авиационные полки;


2. Укомплектованность авиационных полков, входивших в состав Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта, самолетами, летным составом и их боевая готовность по состоянию на 22.6.41 г.
...
62-я авиационная дивизия   226-й ближне-бомбардировочный авиационный полк:   
Наличие самолетов СУ-2    55    
Наличие летного состава:
летчиков                         61
летчиков-наблюдателей    56   
Экипажей, подготовленных к боевым действиям:
днем в простых боевых условиях    31   
днем в сложных метеорологических условиях       –
ночью    –
на высотах более 6000 м   –
...

4. Летный состав частей, перевооруженных в 1941 г. на новую материальную часть (МИГ-3, ЯК-1, ЯК-2-4, ПЕ-2, СУ-2 и другие), к началу войны боевым применением на новой материальной части не овладел и к боевым действиям был подготовлен слабо.
5. В целом Военно-воздушные силы Юго-Западного фронта к боевым действиям были подготовлены недостаточно по причинам:

г) Командирами авиационных дивизий и авиационных полков Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта зимний период 1940-41 гг. очень слабо был использован для проведения боевой подготовки с полетами при снежном покрове аэродромов на колесах, в результате чего молодые летчики в своем подавляющим большинстве зимой летали очень мало и введены в строй не были, а период май-июнь (период напряженной летной работы) не обеспечил необходимой их подготовки к боевым действиям;
д) В частях Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта до начала войны вопросы маскировки аэродромов и находящихся на них самолетов решены не были, противовоздушная оборона аэродромов была организована неудовлетворительно, что объясняется не только отсутствием необходимых маскировочных средств, некомплектом средств противовоздушной обороны, но и тем, что этим вопросом со стороны командиров всех степеней должного внимания не уделялось;
е) Отсутствие необходимой организованности и четкости в действиях летных и наземных частей Военно-воздушных сил фронта при отражении налетов авиации противника на наши аэродромы в первые три дня войны подтверждают, что боевая готовность частей Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта была на низком уровне и в этот ответственный период действия летных и наземных частей Военно-воздушных сил по боевой тревоге не соответствовали требованиям приказа Народного комиссара обороны СССР № 075-38 г. […]
..."

Источник: Ф. 229, оп. 181, д. 25, лл. 1-12, 30-33.
http://bdsa.ru/documents/html/donesaugust41/410821.html

Alex_mr:
Цитата: Alex_mr от 07 Ноября 2011, 23:42:11>>>>Перед войной полк базировался на аэродроме Соломенка и Бузовая под Киевом, а за несколько дней до войны три аэ перелетели в г. Чертков (Западная Украина).
...
Источник: сайт «Авиаторы Второй Мировой»
http://allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/struct/p/shap800.dat
<<<<
Цитата: Alex_mr от 08 Ноября 2011, 22:34:20>>>>«...
62-я бомбардировочная авиационная дивизия ... дислоцировалась: ..., 226-й и 227-й бомбардировочные полки, дислоцировавшиеся в Красной Волоке и Баскаках (35 км юго-вост. Коростеня), …»

Владимирский А. В. На киевском направлении. По опыту ведения боевых действий войсками 5-й армии Юго-Западного фронта в июне—сентябре 1941 г. — М.: Воениздат, 1989.
http://militera.lib.ru/h/vladimirsky/01.html

<<<<
Где же все-таки базировался 226 сбап (или ббап?) в с. Красная Волока (35 км сев.-зап. Коростеня, Лугинский р-он, Житомирская обл.) или под Киевом?

Карта М-35-Б Житомир:
http://mapm35.narod.ru/map5/mapM-35-B.jpg

О количестве самолетов СУ-2 в 226 сбап из разных источников:
Цитата: Alex_mr от 07 Ноября 2011, 23:42:11>>>>К 22.06.41 г. имел на вооружении 43 самолета Су-2 (в том числе 11 неисправных).
<<<<
Цитата: Alex_mr от 09 Ноября 2011, 00:01:45>>>>2. Укомплектованность авиационных полков, входивших в состав Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта, самолетами, летным составом и их боевая готовность по состоянию на 22.6.41 г.
...
62-я авиационная дивизия   226-й ближне-бомбардировочный авиационный полк:   
Наличие самолетов СУ-2    55    
<<<<
Должно быть 55?

Alex_mr:
О предвоенном базировании, смене мест дислокации и боевых действиях в первые месяцы войны 226 сбап (ббап):

«...
История боевых действий 62-й БАД ВВС 5 армии ЮЗФ. Часть 2 - полки Су-2
Первоначально входившие в состав 36-й авиадивизии, 24 июня 1941 г. они были включены в 62-ю БАД (со слов Шаманского Г.Т, парторга 226-го ББАП).
...

226-й ББАП
Будник И.Н., техник: «Перед войной мы базировались в Киеве, аэр. Соломенка». Поляков И.В., летчик: «...сформированный полк получил новые самолеты Су-2 /.../. К началу войны мы еще не освоили полеты на этом самолете /.../ и война застала нас в период освоения этого самолета». Бондарев И.П., штурман: «сначала в Жулянах, а потом в лагерях осваивали новый самолет Су-2. Штурманов тоже обучали пилотированию самолетом и посадке из второй кабины».
Панкратов В.П., техник: «За несколько дней до войны три эскадрильи перелетели в г. Чертков (Западная Украина), две АЭ остались под Киевом». Фактически освоение матчасти пришлось вести уже в ходе боевых действий. Торчук И.Ф., техник: «Война застала нас на полевом аэродроме Бузовая в 30 км от Киева».
Поляков И.В.: «В ночь с 21 на 22 июня 1941 года нас подняли по тревоге и привезли на аэродром, где мы рассредоточили самолеты, которые до этого стояли в линейку, и возвратились снова в общежитие. Рано утром мы приехали на аэродром. О начале войны еще не знали, лежали на траве, отдыхали. День был очень теплый, солнечный. Мы лежали со своим командиром звена Иваном Васильевичем Матвеевым. Вдруг увидели вдали множество самолетов, которые шли курсом на аэродром. Матвеев по звуку и силуэтам сразу определил и закричал: «Ребята, а ведь это «Юнкерсы»!».
Бондарев: «С началом войны приступили к боевой работе с аэродрома Красные Волоки». Поляков И.В.: «25 июня мы перелетели на другой аэродром, а 26 июня полк начал боевые действия. Первый боевой вылет наш полк совершил на уничтожение вражеских танковых колонн в районе Ровно-Луцк». Будник И.Н.: «...все АЭ сделали вылеты по танковой колонне с бомбами Ф-100. Были потери в первых группах. А вот (командир [5-й АЭ], вылетавшей последней), майор Наконечников, приказал заменить взрыватели АПУВ на АВ-1 (т.е. взрыватели с замедлением). Это дало возможность бомбить с бреющего полета, самолеты пришли все целые».
Всеобщим уважением пользовался замполит полка Кухарев. Лукин П.Д.: «Скажу, чтобы верхушки деревьев задевали фюзеляж - так и ведет! Надо пройти через завесу заградительного огня к цели - и он смело ведет самолет, пока я не нажму кнопку бомбосбрасывателя». Другие летчики вели себя в бою не менее отважно.
Поляков И.В.: «У нас в полку был прекрасный летчик Борис Шубин, который отлично владел техникой пилотирования./.../ Однажды мы полетели бомбить переправу. Это было в августе месяце. Полепили 4 самолета Су-2. Ведущим был Борис Шубин. Переправу уничтожили. Шубин сделал еще заход на штурмовку войск, скопившихся у переправы, а мы полетели на аэродром./.../ На самолет Шубина напало 4 вражеских истребителя Мессершмитт 109. И как они ни старались сбить его, он сумел выйти из боя, уйти от истребителей/.../».
Спичка И.С., штурман: «Первый боевой вылет наш экипаж (командир младший лейтенант Туев) в составе группы самолетов совершил 15 июля 1941 года по скоплению войск и техники в районе гор. Коростеня. На полпути до цели нас обстреляла зенитка и второй раз при подходе к цели. Однако это не помешало нам точно выйти и эффективно поразить ее. На обратном пути сзади увязались два истребителя Ме-109. Один из них пошел в атаку на нас, но встретил с нашей стороны ураганный огонь со всех турельных «ШКАСов». Не знаю, или мы его повредили, или он испугался нашего огня, но он резко пошел вниз под наш строй. Здесь же мы вскочили в пятибалльную облачность. Истребители нас потеряли, на базу мы прилетели без потерь, кроме пробоин от «Эрликонов»».
Поляков И.В.: «Наш самолет Су-2 до войны был засекречен, и в войсках, даже в авиации, не знали его силуэтов. И нередко нас обстреливали и своя зенитная артиллерия, войска и даже истребители. И со мной был такой, случай. Возвращаясь с задания, штурман Решетько предупредил, что сзади в километре идет самолет И-16. Мы не обратили внимания. Но он подлетел немного ближе и открыл по нам огонь. Отвечать было нельзя. Воспользовавшись тем, что наш самолет Су-2 имел большую скорость, чем И-16, я дал газ и ушел от него».
Для отражения атак снизу, в 226-м полку остававшиеся Су-2 техсоставом полка были доработаны: установлены кинжальные пулеметные установки. Никитин В.П., техник: «В кабине штурмана в хвосте внизу вырезался люк и ставился пулемет ШКАС. Управление огнем делалось дистанционным. С помощью педали огонь вел штурман - ногой. Сфера обстрела, конечно, была минимальной и огонь был неприцельным. (Но) стрельба, да еще трассирующими пулями, была настолько неожиданной для немецких истребителей, что они мгновенно отваливали и не рисковали заходить для атаки снизу с хвоста/.../».
Ямщиков А.В., инженер 1 АЭ: «Шасси у самолёта были недостаточно прочными, и они при малейшем перекосе или высоком выравнивании ломались. А запасных частей у нас совершенно не было, /.../ из 18 самолётов, бывших у меня в эскадрилье, осталось 8». (при боевой работе с аэродрома Красные Волоки - прим.ред.) Перед отступлением «На первом аэродроме все повреждённые самолёты были сожжены, предварительно сняв двигатели, которые погрузили на автомашину и отправили в тыл».

* * *Спичка И.С: «В конце июня перебазировались на аэродром Юрьевка, что 25 км западнее Чернигова/.../».
Бондарев И.П.: «Хорошо помню /.../ последний для меня боевой вылет. Это было 3 июля 1941 года после выступления Сталина по радио, которое слушали все свободные от боевых вылетов. Боевое задание было на разведку войск противника: определить, куда продвинулись танковые колонны врага и направление их движения, их состав. Но как и в каждый разведывательный полет мы обязательно подвешивали бомбы. Вылетели звеном. Ведущий был командир звена старший лейтенант Матвиенко Андрей Михайлович, а я у него штурманом. /.../ Слева в звене летел младший лейтенант Виктор Туев со штурманом Иваном Сергеевичем Спичка, а кто справа - не помню. Обнаружили вражескую колонну танков и автомашин, двигавшуюся по шоссе и ее обочинам./.../ Решили атаковать ее, сбросить бомбы, чтобы хоть на некоторое время задержать ее. Зашли с запада, с тыла. Сбросили бомбы на колонну и очень удачно обстреляли ее. Я хорошо видел, как одна из бомб попала вероятно в бензозаправщик, произошел сильный взрыв и огромное пламя горящего бензина попало на вблизи идущие танки./.../ При отходе от цели подверглись нападению 4-х истребителей Ме-109, которые прикрывали колонну, но нас прозевали и своевременно не обнаружили. При отражении атаки Ме-109 я получил тяжелое ранение – мне перебило правую руку и одна пуля попала в бедро. Со второй атаки был выведен из строя мотор – он заглох, самолет загорелся, начал падать. Но Матвиенко сумел в этой обстановке выровнять самолет и посадить его на небольшой лесок, если это можно назвать посадкой. Сидевшие на броне немцы пытались захватить нас, но находившаяся вблизи наша пехота отразила их атаку. В этой обстановке пехотинцы нас быстро вытащили из горящего самолета».

* * *БудникИ.Н.: «Когда нависла угроза окружения полка, остатки полка /.../ перелетели под Чернигов (с. Марьяновка), откуда вели боевые действия до 31 августа 1941 года /.../. А остальной состав полка вместе с батальоном аэродромного обслуживания прорывались группами из окружения».
Еще до вылета из окружения в сентябре 1941 года остатки 226 и 227 полков свели в один полк под командованием полковника Турыкина Г.П. К тому моменту в 226-м БАП оставались 10 Су-2 (Мацегора Н.К., штурман). В октябре 1941 г. этот сборный полк получил наименование 52-го ближне-бомбардировочного авиаполка, его возглавил майор А.И. Пушкин.
Хворостьянов И.А., техник: «Последние боевые действия полк проводил недалеко от Чернигова, где у нас осталось всего несколько самолетов, после чего убыли сначала в Харьков. а потом в 10-й ЗАП, под Пензу. Техсостав и другие службы потопали пешком до Харькова, где нас погрузили в эшелон и отправили почему-то сначала в Тихорецк, а оттуда в Каменку-Белинскую под Пензой».

Материал подготовлен к публикации В. Раткиным при содействии Ионовой Г.Г.
...»

Раткин В. История боевых действий 62-й БАД ВВС 5 армии ЮЗФ. Часть 2 – полки Су-2. — Мир авиации, 2005, No. 1.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница