VIII-Спецслужбы - досье > 13-Тематические материалы

На пьедестале – АЛ-17

(1/1)

Sobkor:
АЛ-17, первая по счёту в Калининградском областном гарнизоне пожарной охраны механическая автолестница, как раритет отечественной специальной пожарной техники сохраняемая, начиная с ноября 2002 года, в Калининграде в виде памятника.
На вооружении бывшего Управления Государственной противопожарной службы УВД Калининградской области данная АЛ-17 состояла в 1965-2000 годах, причём всё время практически в составе боевого расчёта: сначала ПЧ-1 по охране Ленинградского района города Калининграда, а затем последовательно - ПЧ-12 по охране города Советска и ПЧ-16 по охране города Немана и Неманского района.
С её помощью в ходе боевых действий по тушению пожаров были спасены от неминуемой гибели сотни людей. В частности, когда в 1974 году вышедшее из-под повиновение пламя внезапно охватило в Калининграде верхние этажи одного из густозаселённых общежитий, именно по ней были оперативно эвакуированы вниз двадцать восемь пострадавших, оказавшиеся было блокированными огнём и дымом в самом эпицентре бедствия.
Благодаря умелой и заботливой эксплуатации со стороны штатных экипажей за весь свой долгий трудовой путь ни разу не знала серьёзных поломок. И даже на пьедестал свой нынешней вечной стоянки, что называется, зашла собственным ходом - двигатель и ходовая часть её шасси (а это, к слову, автомобиль «ГАЗ-51») и сегодня в идеальном рабочем состоянии. По компетентному мнению специалистов, данная АЛ-17 могла бы ещё немало лет послужить на благо жителей янтарного края, если бы давно не устарела… морально. Как модель. Дело в том, что по своим скромным для сегодняшнего дня тактико-техническим характеристикам не в состоянии даже составить какую-либо серьёзную конкуренцию современным механизированным автолестницам и уж тем более также находящимся на вооружении местного пожарного гарнизона 25- и 50-метровым коленчатым подъёмникам. Её колена, например, выдвигаются экипажем вручную, а это потеря столь драгоценных секунд при организации боевых действий по тушению пожаров, возникших в высотных зданиях, и спасении из последних застигнутых там бедой людей. При этом максимальная высота подъёма не превышает семнадцати метров, а уже одно это делает невозможным ее применение в жилых кварталах, застроенных «девяти»- и «шестнадцатиэтажками».
В отставку «труженицу» АЛ-17 отправили только в 2000 года. Правда, в отставку почётную: полковник внутренней службы А.И. Майоров, в тот период времени начальник УГПС Калининградской области УВД Калининградской области, не один год перед этим вынашивал идею сохранить её как раритет отечественной пожарной охраны. Вопрос стоял лишь, в каком виде: или как экспонат создаваемой в Калининграде силами общественности пожарно-технической выставки, или же как прежде отсутствовавший в регионе памятник мужеству и профессионализму местных пожарных? Ряд обстоятельств объективного характера склонили весы в пользу второго варианта. Необходимые средства в распоряжение калининградских пожарных на безвозмездной основе предоставили Фонд пожарной безопасности Калининградской области (директор – Ю. Маслов) и Калининградское общество пожарных (председатель – В. Волков).
Местом под новый памятник определили свободную площадку, что располагалась сразу перед фасадом здания аппарата регионального УГПС и главным входом в ПЧ-5 по охране Октябрьского района Калининграда. Официальный адрес на карте Калининграда: улица Бассейная, 35.
Строительные работы начались в начале осени 2002 года - сразу, как только окончательное одобрение получил архитекторский проект. Последний, к слову, по заказу управления выполнили высококвалифицированные инженеры-строители специализированной дизайн-студии, возглавляемой Олегом Вячеславовичем Колесниковым. По их замыслу, доблестная АЛ-17 сегодня навечно застыла на гребне 1,3-метрового бетонного пьедестала, обложенного дорожным булыжником и облицованного снизу по всему периметру красно-розовой (под цвет остывающих под напором воды из брандспойта углей) цветной цементной крошкой: автолестница-раритет как бы несется на максимальной скорости. По булыжным улицам бывших восточно-прусских, а ныне российских городов. От одного потушенного пожара к месту борьбы с пожаром, только-только набирающим силу…
Строительство, необходимо уточнить, велось хозспособом. Общее руководство им осуществляли начальник отдела пожарной техники и технических ресурсов регионального УГПС полковник внутренней службы Петра Васильевича Марияш и старший инженер этого же отдела капитан внутренней службы Лилия Горская. Кстати, им двоим выпало решать при этом и задачи сугубо творческого характера. Например, по их предложению новый памятник в ознаменование грядущего 750-летия Кёнигсберга-Калининграда стал ещё и символом определённой боевой преемственности между калининградскими огнеборцами и теми поколениями немецких пожарных, которые на протяжении минувших веков доблестно охраняли покой и безопасность гражданского населения бывшей Восточной Пруссии. С этой целью, к слову, памятник обнесён металлической оградой, чей узор – это точная копия металлического декоративного ограждения, которое в начале ХХ-го века украсило собой фасад одного из пожарных депо центральной части Кёнигсберга – специализированного здания, сохранившегося и ныне: в его стенах теперь ПЧ-1 по охране Ленинградского района Калининграда.
Юрий РЖЕВЦЕВ.Фото Александра БУДАЕВА.

Навигация

[0] Главная страница сообщений