VIII-Спецслужбы - досье > 07-Наградной отдел

Награда... за расстрел

<< < (4/4)

Одинокий воин:
 Уважаемые коллеги!

Открывая тему, я не ставил перед собой цель давать оценку:  "скрытое" = тот, кто расстреливал - однозначно "плохой, не хороший и злой", те, кого расстреляли, безусловно "порядочные люди и жертвы обстоятельств", есть "плохой" человек = оперуполномоченный и "хорошие" ребята, которых расстреляли "ни за что"... и т.д.
Цель была лишь в том, а стоило ли тем, кто писал эти наградные листы, указывать о том, что награждаемый расстреливал перед строем. Ведь эти наградные листы, за исключением нескольких лиц, никто не видел. Ведь можно было найти другие слова и факты, что бы убедить вышестоящее начальство о необходимости награждения данного лица. Неужели никто не думал о том, что война когда то окончится

начкар@:
Если бы Вы назвали тему по-другому и сразу указали ее цели... "Оперуполномоченный НКВД младший лейтенант госбезопасности КРАВЧЕНКО Дмитрий Яковлевич награжден медалью "За отвагу" за расстрел перед строем."  - звучит как приговор...

Для меня непонятно, почему Вы считаете поводом для награждения расстрел. Это только способ достижения конечного результата - выполнения боевой задачи. Если в результате бегство или паника были предотвращены, полк сохранил свои позиции и сохранил жизни многих других - то это было оправдано. И это был не подвиг, а заслуги, за которые также награждали.

Виктор Антонович, вышестоящее руководство и требовало, чтобы представлениях были приведены цифры как показатели. Просто у каждого, увы, они были свои, специфические... Кстати, чем больше показатель - выше награда.


В 1942 году очень верили, что война закончится когда-нибудь... Но уж точно даже в мыслях не могли представить, что появятся компьютеры, ОБД, базы с наградными, свободный доступ к информации и гласность... Время было другое, и мораль в духе того времени.

P.S Если Вы примете решение закрыть эту тему, буду полностью с Вами согласен.

Одинокий воин:
  РАССТРЕЛЯТЬ ПЕРЕД СТРОЕМ...
Олег Смыслов
http://www.e-reading.club/book.php?book=1030951

"О том, кто приводил в исполнение расстрельные приговоры, З.Я. Иоффе говорит, что расстрельные приговоры приводил в исполнение СМЕРШ, для этого привлекались красноармейцы из «особистских комендантских взводов охраны» юга непосредственно оперуполномоченные ОО или СМЕРШа. Ответственность за исполнение приговора лежала на них".

http://www.e-reading.club/chapter.php/1030951/72/Smyslov_-_Rasstrelyat_pered_stroem%85.html

ИСКРЫ ПАМЯТИ

Сергей Соловьев

РАССТРЕЛ ПЕРЕД СТРОЕМ

Этот способ казни является "педагогическим". Он придуман для устрашения непокорных, сокрушения воли сомневающихся. Он всегда оставляет самое тяжелое впечатление и запоминается на всю жизнь. К нему привыкают, наверное, только профессионалы.

Технически расстрел перед строем производится следующим образом. На достаточно большой площади выстраивается воинское подразделение каре, то есть буквой "П". В свободное пространство выводится человек, подлежащий казни, зачитывается приговор, который на глазах у личного состава приводится в исполнение. Мне довелось присутствовать при этом три раза, причем каждый раз ощущения были совсем разными.

Первый раз это случилось, когда мы были еще в училище, необстрелянными мальчиками. Наше артиллерийское техническое училище было эвакуировано из Ленинграда в Ижевск. Шел второй год войны. И в деревню Новый Игерман в 25 километрах от Ижевска пробрался дезертир с фронта, вооруженный пистолетом. Там он устроился у какой-то бабенки и, воспользовавшись тем, что все сильные люди были на фронте, а здесь, в глубоком тылу, не было ни милиции, ни крепкой власти, стал устанавливать свои порядки. Думаю, что если бы он жил мирно, ему бы так и удалось отсидеться в тылу. Но он обнаглел. Здоровый и вооруженный, он стал грабить людей, и без того истощенных условиями военного времени. Когда к нему пришел вернувшийся с войны инвалид, бандит застрелил его. На председателя колхоза, пожилую женщину, бросился с ножом и ранил. Тогда из деревни прибежали мальчики и сообщили о террористе. Областные власти попросили помощи у нашего училища. На другой же день в Новый Игерман был отправлен взвод вооруженных курсантов из второй батареи под командованием старшего лейтенанта Жирова, который уже побывал на фронте, воевал в разведке, так что имел необходимый опыт. Идти пришлось пешком, так как автотранспорт находился на пределе своих возможностей - "все для фронта, все для победы". Бандита взяли легко, без сопротивления и привели на гауптвахту. Я в этом деле не участвовал. Через два дня трибунал приговорил преступника к расстрелу перед строем.

Наше училище выстроили на аэродроме по-батарейно. Привели обросшего мрачного негодяя, и комиссар училища подполковник Голубев, вернувшийся с фронта искалеченным, произнес речь, которую я запомнил на всю жизнь. "Ты хотел жить, и это понятно. Наши курсанты тоже хотят жить. Но ради спасения своей Родины и своих близких, они пойдут в бой. Некоторые из них погибнут, но на их могиле Родина поставит памятник. А на твоей могиле, ненасытная тварь, мы будем с..ть". Мы слушали это с воодушевлением и ненавистью к бандиту. Зачитывается приговор. Вдруг преступник падает на колени и ревет диким голосом. Раздается команда: "По изменнику огонь!" Трое незнакомых в штатском исполняют команду из автоматов. Потом один из них стреляет в голову поверженного негодяя из пистолета. Мы сообразили, что это были городские НКВДешники, которых власти держали в тылу для таких случаев. "Направо, шагом марш". Курсантам страшновато, но ощущается удовлетворение справедливым решением.

Мне пришлось еще раз стоять в таком же строю по другому случаю. Мы были на фронте уже больше года, испытали и страх, и ощущение победы. Казалось бы закалились. В наступлении, как всегда, у нас были большие потери личного состава. Пополнение шло из тыла, но отчасти и за счет мобилизации молодежи из освобожденных районов. И вот однажды где-то на Западной Украине мы начали мобилизовывать освобожденную молодежь. Но не тут-то было. В селе оказались мормоны, которым религия запрещает брать в руки оружие. Уговоры и угрозы не помогали. Тогда командование решило поступать по законам военного времени. Арестовали и судили одного юношу. Полк выстраивается в каре. Выводится бледный, худой, стриженый мальчик. Белые губы его что-то шепчут. Капитан из КРО "СМЕРШ" читает приговор. Команда: "По изменнику Родины огонь". Трое автоматчиков дают залп, и пули прошивают тело насквозь, из спины вылетают клочья ваты от ватника. Тошнит, ощущение тягостное, хотя мы уже обстреляны и видели смерть рядом, но то была какая-то "законная смерть". После этого мобилизация в селе пошла успешно.

В третий раз дело было уже после воины, зимой 1946 года. Мы "обеспечивали свободу выборов в Верховный Совет СССР" и для этого стояли по деревням, где советская власть была непрочна. НКВДешники ловили украинских самостийников. Схватили какого-то хлопца, который пробирался зачем-то по селу задами, целиком по снегу. Наспех судили, т.к. приближался день выборов, и приговорили к расстрелу. Опять каре, приговор, команда. И вдруг хлопец поднимает руку: "Хай живе Укр…" -рев автоматов. Молодой хлопец, но крепкий, провалил труды НКВД.

Наверно, на войне были и изменники, и шпионы, но мне как-то ни разу не пришлось видеть, что с ними делают. Бериевское ведомство КРО "СМЕРШ" находилось в армейском тылу и там, как говорят, непрерывно шли расстрелы, но втихую. Показывали пожилого усатого старшину, который, якобы, приводил приговоры в исполнение. Эта фабрика смерти перерабатывала вернувшихся их плена, фальшивых партизан, репатриированных и много другого народа. В КРО были сексоты (секретные сотрудники) и следователи, и прокуроры, и судьи и усатый старшина. Мы их никак не касались: засекречено, далеко, да и мы к ним относились настороженно, хотя на войне ведомство Берии делало свою необходимую, но грязную работу.
http://army.lv/ru/Solovev-Sergey-Andreevich-(starshiy-leytenant).-Rasskazi-o-voyne-iz-knigi-Iskri-pamyati.-Chast-I./998/2225


По совету уважаемого мною Сергея Сергеевича, принимаю решение о закрытии этой темы, о чем прошу модераторов.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[*] Предыдущая страница