История и вопросы строительства Вооружённых Сил > 06-Сражения за Крым

Воспоминания защитника г. Севастополя техника-интенданта 2 ранга Руденко Ф.Ф.

(1/3) > >>

murylev:
В начале темы хочу выразить ОГРОМНУЮ благодарность ПУСТОВИТ Татьяне Николаевне (жительнице села Николина Балка Петровского района Ставропольского края) - участнику нашего Форума за представленный здесь материал:

Воспоминания (??), дневниковые записи (??), а может это черновики письма (??) в адрес кого-то, одного из участников обороны г. Севастополя (1942 г.). Найти автора и кому адресованы были эти строки, уже, по всей вероятности, не представляется возможным, но будем пробовать искать... Сканы этих записей были сделаны в г. Пятигорске (Ставропольский край). Тетрадь была обнаружена случайно при разборе вещей в одной из квартир... Возможно, кому-то из читателей стиль изложения автора записей покажется несколько наивным и в некоторых случаях пафосным и бравадным, но, видимо, именно так ветеран войны пытался рассказать (донести правду) о своих боевых буднях...

Записи, представленные здесь, как мне кажется состоят из двух разных частей (возможно, я ошибаюсь ??) и, по ходу, у данных воспоминаний нет окончания... Видимо (???), некоторые листы из тетради, к сожалению, уже бесследно исчезли... Жаль, что образцы такого наследия истории находят свой "последний приют" на пыльных полках антресолей... И большое спасибо тем, кто их нашел и не выбросил, а дал им "вторую жизнь", так сказать...

Хотелось бы, конечно же, определить и отождествить автора этих строк... Буду благодарен всем за оказание посильной помощи!
__________________________

Расшифровка записей сделана мной (Мурылевым А.А.). Здесь представлен текст, несколько исправленный и адаптированный для чтения. Примечания и дополнения, приведенные мной здесь - выделены синим и коричневым цветом.
__________________________

"Оборона Севастополя 1942 года.

8 февраля 1942 г., наш 674-й артиллерийский полк (674-й легкий артиллерийский полк РГК Приморской армии) на обороне Севастополя. С этого времени мы обороняли родную землю - Черноморскую крепость. По данным и сведениям нашей разведки - фашисты готовят "тотальное наступление". Наши войска готовились встретить фашистов и дать должный отпор. Но, наступил грозный час схватки с фашистским зверем, ни на жизнь, а на смерть.

2 июня 1942 г. фашисты бросили на Черноморскую крепость отборные "СС"-овские войска, вооруженные первоклассной европейской техникой. Большое количество танков ("тигров") броненепробиваемых, много самолетов - бомбардировщиков ("штукасов") и истребителей ("мессершмиттов"); превосходящих в 12-13 раз наших (имеется ввиду, вероятней всего (??), соотношение сил - превосходство в количественном составе). Начали фашисты массированный обстрел артиллерией и минометами. Вначале летели бомбардировщики ("штукасы") с двух сторон: северной бухты, центра [...] Балаклавы нескончаемыми вереницами, как журавли по 20-25 шт, сбрасывали бомбы везде и всюду разрушая всё подряд, и так бомбили и обстреливали день за днем.

7 июня 1942 г. фашисты начали наступление. Наша артиллерия заработала, минометы, пулеметы, зенитные установки, всё слилось в один гул. От разрывов снарядов зенитных установок горело небо сплошным огнем, от дыма закрылось солнце и потемнело, как затмение солнца. Падали фашистские бомбардировщики: на сушу и в море. От разрывов бомб и снарядов Макензиевы горы в огне пылали, стонали горы Инкермана, рушились здания и военные сооружения, горели камни под ногами, а из-под развалин, из пламени выбегали наши бойцы и вели ураганный ответный огонь. И так Севастополь горел месяц в огне, как в аду кипел.

8 июня (1942 г.) начали вступать (вероятней всего имеется ввиду, что немцы начали наземную операцию). Ползли, как змеи, кобры готовились к броску. Наши бойцы встретили "тигров" противотанковыми гранатами и бутылками с горючей смесью, (они) взрывались один за другим. У нас почти не было танков и фашисты имели превосходство, но и нашим частям много неприятностей причинили.

19-20 июня (1942 г.) на северной стороне обороняла героическая береговая батарея. Фашисты подбрасывали новые "СС"-овские войска, танки, самолеты и боеприпасы. А нашим пароходам путь был отрезан, много наших пароходов затонуло, но некоторые пробирались и привозили боеприпасы и забирали тяжело раненых, а этих боеприпасов хватало на 6-7 часов Севастопольского боя. Наши силы иссякали, на исходе боеприпасы, а без боеприпасов техника не нужна, как кусок металла. И под таким ежедневным шквальным огнем - развалинам, взрыхленной бомбами и снарядами земле надо было получить продовольствие, изготовить пищу и отправить (её) на передовую, а передовая была везде и всюду - всё пылало в огне.

27 июня (1942 г.) - танки (противника) пошли на северную сторону - было уже нечем обороняться против танков. И бомбардировкой с воздуха, фашисты летали совсем над головами, выбивали из траншей бойцов. Но где хоть один боец остался, он вёл бой до последнего патрона. Часто в траншеях происходила рукопашная схватка, немцы боялись рукопашного боя, бежали, но и наши силы уменьшались и в этом бою.

При получении продовольствия я находился в кабине автомашины, а два бойца - в кузове и, когда мы попали под обстрел, артиллерийский снаряд разбил задний борт автомашины: одного бойца ранило, а другого убило, я также был ранен в ногу, а водитель оказался невредим. Но продовольствие я получил и, хотя поздно, под прикрытием темноты, доставил вовремя.

Поста я не покидал, продолжал службу, но рана начала воспаляться: я не мог ходить. Будучи раненым - меня направили сопровождать раненых в батальон выздоравливающих. При вскрытии документов, меня тоже на 10 дней отправили в батальон выздоравливающих. На вторую ночь меня с двумя бойцами направили в район Херсонес: между морским прожектором и торпедными катерами, которые топили фашистские пароходы. Предполагалось, что фашисты могут высадить десант и зайти (нам) в тыл в районе Херсонес.

Василий Лукич (??), я немного напишу о себе. Меня послали отправлять тяжело раненых на эвакуацию. Когда шли тяжелые уличные бои в г. Севастополе, но мы на Камышовой бухте не застали парохода ночью, прошли на бухту Стрелецкую и там никого не было. Мы вернулись назад и нам пришлось тяжелораненых разместить в батальоне выздоравливающих, в казармах, где был запасной стрелковый полк (район Херсонес). Потому, что 35-я батарея была занята фашистами. Меня направили с группой бойцов из 12-ти человек в район Херсонеса, около Собора, там должны фашисты высадить десант. Мы расположились в глубинной воронке: между морским прожектором и тоннелем с торпедными катерами. Нас забыли подменить и мы были 12 человек, ночь и день. У нас был пулемет, гранаты и автоматы.

(Когда Северная бухта была занята фашистами) мы находились в стороне от глубинной бомбы, которую фашисты сбросили на Херсонес (прикрытые плащ-накидкой). Нас должны менять через 6 часов, но за нас забыли и мы пробыли до утра (автоматы, гранаты и ракетница) чтобы дать сигнал в случае высадки фашистского десанта. Фашисты начали бомбить: прожектор и катера торпедные. Мы пробыли под бомбежкой целый день не покидая поста. Летят бомбардировщики справа - нас засыпает землей, летят слева - тоже засыпает землей (плащ-накидка спасла от пыли, а то нечем дышать). Сидим и не можем бороться с автоматом с самолетом, ждем, когда 25-й самолет сбросит бомбы, тогда только вздохнем и наберем воздуха. Наш пост не сняли и мы остались на следующую ночь. Ночью слышим плескание воды морской в правой стороне, где были торпедные катера. Я дал команды: "Быть наготове!", "К бою!". Плескание воды отдавалось не похоже на десант, тогда я послал бойца проверить и доложить. Боец подполз (к воде) и окликнул, и вдруг слышим еле дышащим голосом - "Свои". Оказывается боец из Северной бухты переплыл. Я отправил с ним бойца, чтобы отвел в батальон выздоравливающих, дал сведения о Северной бухте. Вот тогда только наш пост сняли.

На Северной бухте была батарея, она не давала фашистам шагу шагнуть, её фашисты бомбили две недели. Когда (у них) кончились боеприпасы, Северная бухта была занята фашистами, но команда не сдавалась. С Херсонеса было видно: подойдет танк, выбросит все снаряды и не может пробить. Тогда пришла адская машина, прожгла дверь и пустила газ, команда стала выходить под скалы, а ночью, кто мог плавать - переплыл, а к то не мог - утонул.

По возвращению в батальон выздоравливающих из Херсонеса - мы еле добрались на место: кругом всё разрушено, земля взрыхлена, развалины кругом, телеграфные столбы лежали друг на друге, нельзя было пробраться. Батальон выздоравливающих находился в помещении училища - 2-х этажное (здание). Там же находился запасной стрелковый полк, не помню 108-й или 109-й, где еще был батальон выздоравливающих, но нас оставили, там всё переполнено ранеными было.
Началась бомбардировка: я поднялся на 2-й этаж, чтобы сообщить о налете, но там уже никого не было, все ушли в траншеи. Я вернулся обратно к выходу, а передо мной находилась отопительная печь, бомба попала в печь, но не взорвалась - расколола на две части печь и висела там. Я опустился по разбитой лестнице, как начался второй заход бомбардировщика, я прыгнул в траншею и в это время раздался взрыв глубинной бомбы. Наши траншеи были засыпаны землей - люди оказались под землей - я тоже был засыпан землей, но далеко от центра взрыва и поэтому меня быстро освободили из-под земли. Когда я пришел в себя и стал помогать освобождать раненых, но нам самолеты не давали отрывать, всё время бомбили и много раненых задохнулись - не успели быстро отрыть.

Нашему батальону дана команда идти собираться группами - в бухту. Днем это место бомбили самолеты ("штукасы") с двух сторон и вот это мне запомнилось за всю войну. Заход слева 25 бомбардировщиков и заход справа 25 бомбардировщиков. И ждем, что сейчас промахнется или заметит нас и разнесет на куски. Когда выбрасывает 25-й самолет бомбы, тогда вздохнешь. И мы вечером пришли чёрные от того, что каждую секунду ждали смерти.
Мы были под скалами до 3 июля (1942 г.). 2 июля мы отбивали танковую атаку. Подошел пароход наш и привёз: противотанковые ружья, ручные гранаты противотанковые, бутылки с горючей жидкостью и мы 2 июля отбили танковую атаку, правда тяжелых танков ("Пантер") не было и 2 июля я был тяжело ранен в обе ноги, а 3 июля 1942 г. попал в плен.

В Севастополе, в лагере "Виноградники" (??) я видел командира нашего полка Регента (https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=65749857 - Регент Борис Сергеевич, Дата рождения - __.__.1905, Дата и место призыва - __.__.1925, доброволец, окончил Одесское артиллерийское училище, командир 674-го ап РГК, воинское звание - майор, попал в плен (освобожден) 04.07.1942 г.). Он мне сказал: "Мы идем на этап, у нас есть проводник через болото Сиваш". Там они должны снять конвой и уйти через Сиваш. Но я не мог идти, потому что ранен в обе ноги, ходил с доской.

В Севастопольском лагере "Виноградники" (??) мы находились (раненые) долго. Началась дизентерия. Как только заметят "санитары", что заболел воин - сейчас выбрасывают его в яму глубинной воронки, а ночью связывают руки и выбрасывают в море, чтобы не распространялась болезнь. Меня выбросили в яму, а там был севастополец, он жил на Коммунистической улице. Мы вместе с ним выбрались из ямы. У него была бритва "два близнеца". Мы ночью постучали на кухню, где выдавали "баланду" и нам дали два котелка вареной кукурузы и одну каску воды. До утра мы скипятили воду с ветками от вишни и пили, вот и остались живы.
Потом нас погрузили в вагоны и повезли в г. Джанкой, лагерь был в школе около дороги, там был (водопроводный) кран и воды хватало.

Когда мы стали выезжать из Севастополя, то на первой остановке наш эшелон задержали и (нас) выпустили: мы побежали к речке (горной) Кеча: пили воду, умывались, с деревьев яблоки дички рвали, зеленые яблоки (кислые), чтобы не было дизентерии. Подошел (немецкий) эшелон с боеприпасами. Фашисты везли в сторону Севастополя. Мы собрались - что можно сделать, как взорвать эшелон? Два мальчика пробирались через заросли, спрашивают:
- "Дяденьки, а куда вас везут?".
Когда их спросили - "Как вас зовут?", один - Коля, другой - Вася.
- "Вы сможете принести керосин или бензин?"
- "Бензин есть у нас, мы берем с фашистского подбитого танка, дрова разжигать".
Они притащили ведро бензина. Мы (бензин) разделили на три части: 2 котелка спереди, два - сзади и два в запасе. Я нес два котелка на палке, прикрытой мокрой гимнастеркой. Подошел к обрыву, опустил, а там уже ждали товарищи. Товарищи изготовили фитиль из исподней сорочки, вылили (бензин) на ящики с боеприпасами и подожгли эшелон с двух сторон. Кто-то из ребят бросил лимонку. Эшелон запылал, взрыв лимонки, фашисты разбежались, начались рваться снаряды, а наш эшелон с ранеными был на первом пути. Мы попросили машиниста (он русский), чтобы оттащил горящий эшелон, чтобы спасти раненых. После затишья нас всех ходячих избили и заперли в эшелон.

В Джанкое посылали на работу по 40-50 человек под конвоем. Мне нельзя было ходить, так как в ноге осколок не вышел, а торчал и не давал зажить ране. Не хотелось с голоду умирать, я напряг последние силы, бросил доску и вышел на работу, нас послали в оружейную мастерскую перетирать оружие. Там я достал напильнички и зубильце. Набил полную противогазную сумку гильзами от крупнокалиберного пулемета. Придя в лагерь, я делал перстни из гильз и на перстнях гравером выбивал "карту Крыма", а потом менял охранникам немцам на сухари и консервы и многих товарищей спас от голода.

Василий Лукич, что самое интересное, когда я попал к Великому полководцу - стратегу Жукову на 1-й Белорусский фронт, я был в 23-м отдельном штурмовом батальоне (у нас 70% был офицерский состав), у каждого карта полевая, компас, каждая группа могла самостоятельно действовать, всё было на колесах. За 7 суток мы прошли наступление больше 900 км. Остановились во Франкфурте-на-Одере. Берлин занимает 600 км кв площади, разделен на две части каналом Шпрее. На канале Шпрее много наших погибло при форсировании канала, но Рейхстаг нашему штурмовому батальону (брать) не пришлось. Были видны Бранденбургские ворота и за ними Рейхстаг. А уже поредели ряды, не с кем было штурмовать.

9 мая 1945 г. мы салютовали Победу в Берлине. Жаль товарищей: прошли всю войну, освобождали Европу и в последний день вот сложили свои буйные головы на канале Шпрее в Берлине.

В Берлине я находился в резерве 1-го Белорусского фронта и, что же ты мог представить, расквартировались мы на частных квартирах, прошло 16 дней, я хотел побриться, начал искать зеркало. Открыл ящик хозяйского комода и вдруг, смотрю, группа немцев сфотографирована в военной форме, я узнал одного фрица, он охранял в Джанкое наш лагерь, я ему менял кольца (сделанные) из патрон.
Позвал хозяйку - спрашиваю - "Это Вилли?"
Она отвечает - "Да, Вилли!"
Я говорю - "Он в Крыму был?"
Она отвечает - "Да, был!"
Тогда ей говорю - "Я делал кольца в лагере и менял на консервы и сухари".
Она приносит кольцо, которое я делал в лагере!

Василий Лукич, всего не опишешь, у меня есть тетрадь, записи о тяжелых боях в Севастополе и отдельные эпизоды, а также опишу о побеге из лагеря, когда зажили ноги мои...

Всё... Больше листов нет...
______________________________________________































murylev:
Возможно (??), упоминаемый в тексте воспоминаний Василий Лукич, это вот этот военнослужащий:

https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=66434062

Документ, уточняющий потери
Номер донесения   119266   
Тип донесения   Донесения об освобожденных из плена   
Дата донесения   03.08.1945   
Название части   упр. 20 спп

Информация из документов, уточняющих потери
Фамилия   Песенко   
Имя   Василий   
Отчество   Лукич   
Дата рождения/Возраст   __.__.1922   
Дата и место призыва   __.__.1940 Злынковский РВК, Брянская обл., Злынковский р-н   
Последнее место службы   674 ап   
Воинское звание   лейтенант   
Причина выбытия   попал в плен (освобожден)   
Дата выбытия   02.07.1942

https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=272168180

Информация о военнопленном
Фамилия   Песенко   
Имя   Василий   
Отчество   Лукич   
Дата рождения/Возраст   16.01.1922   
Место рождения   Орловская обл., Добродеевка   
Лагерный номер   18877   
Дата пленения   01.07.1942   
Место пленения   Севастополь   
Лагерь   шталаг 365   
Судьба   попал в плен   
Последнее место службы   674 ап   
Воинское звание   лейтенант   
Название источника информации   ЦАМО   
Номер фонда источника информации   Картотека военнопленных офицеров

http://podvignaroda.ru/?#id=1516885783&tab=navDetailManUbil

Песенко Василий Лукич
Год рождения: __.__.1922
место рождения: Брянская обл., Новозыбковский р-н, с. Добродеевка
№ наградного документа: 74
дата наградного документа: 06.04.1985
№ записи: 1516885783
Орден Отечественной войны II степени

BORUS:
Андрей Анатольевич, приветствую!

Я думаю, что записи вел офицер с  техническим образованием т.к. не всякий может придумать изготовление колец, пользоваться напильниками и граверным инструментом.

Как вариант.

Номер записи    66118860
Фамилия   Банзгер
Имя   Борис
Отчество   Хаукелевич
Дата рождения   __.__.1914
Дата и место призыва    Федоровский РВК, Саратовская обл., Федоровский р-н
Последнее место службы   674 ап
Воинское звание   техник-лейтенант
Причина выбытия   попал в плен (освобожден)
Название источника информации   ЦАМО
Номер фонда источника информации   58
Номер описи источника информации   18001
Номер дела источника информации   1585
https://obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/007/058-0018001-1585/00000272.jpg&id=66118849&id1=b77e6adb4566d9c87ad2c8d33d9f859d

В 1945 начальник военно-технического снабжения. Есть наградные.
В 1985 году был жив.
В записях упоминается о получении продовольствия, возможно, он и 674 артполку занимался обозно-вещевым снабжением.

murylev:
Борис Петрович, приветствую!
Спасибо за помощь и взаимодействие. Возможно, что и так, но грамота у писавшего несколько хромала.
Утверждать ничего пока не будем! За предположение еще раз благодарю!
С уважением!

Пустовит:
Борис Петрович, Андрей Анатольевич,здравствуйте!
Цитировать>>>>Как вариант.

Номер записи    66118860
Фамилия   Банзгер
Имя   Борис
Отчество   Хаукелевич
Дата рождения   __.__.1914
Дата и место призыва    Федоровский РВК, Саратовская обл., Федоровский р-н
Последнее место службы   674 ап
Воинское звание   техник-лейтенант
Причина выбытия   попал в плен (освобожден)
Название источника информации   ЦАМО
Номер фонда источника информации   58
Номер описи источника информации   18001
Номер дела источника информации   1585
https://obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/007/058-0018001-1585/00000272.jpg&id=66118849&id1=b77e6adb4566d9c87ad2c8d33d9f859d

В 1945 начальник военно-технического снабжения. Есть наградные.
В 1985 году был жив.
В записях упоминается о получении продовольствия, возможно, он и 674 артполку занимался обозно-вещевым снабжением.
<<<<По-моему, вариант с Банзгером Б.Х. не подходит.
 В наградном листе на Банзгера Б.Х. на орден Красной Звезды записано, что в 1944 - 1945 гг. он воевал на 1 Прибалтийском и 3 Белорусском фронтах.
А наш неизвестный автор  в конце войны состоял в 23-м отдельном штурмовом стрелковом батальоне на 1 Белорусском.
Хорошо бы посмотреть в базах подходящих офицеров этого ошсб на конец войны.Не сможете?
В Пятигорске мне обещали помощь. Для начала попытаются поработать по фамилиям нескольких офицеров 23 ошсб 69 армии, которые есть в материале Сергея Сергеевича:
http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=12142.msg450452#new

С уважением,Татьяна.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница