Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Бирмская военная авиационная школа пилотов  (Прочитано 805 раз)

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 338
Что-то я был уверен, что тема по этой школе уже открыта, но поиском по сайту найти не удалось...
Если плохо искал, то прошу помочь...

1 мая 1940 г. на ст. Бирма Дальневосточной железной дороги, в военном городке Бирма Амурской области, была сформирована Бирмская военная авиационная школа пилотов. Однако,12 августа 1941 г. школа прекратила полеты и приступила к перебазированию в Ленинск-Кузнецк (СибВО), но зима показала, что местные метеорологические условия были неблагоприятными для полётов из-за низкой облачности. Было принято решение перебазировать школу в Хакасию, где погодные условия были более благоприятными, было много ясных и солнечных дней.

Вследствие неприспособленности местных аэродромов в период с 7 по 14 июня 1942 г. школа перебазировалась в г. Черногорск. Данный город был выбран не случайно, так как здесь до войны действовал хороший аэроклуб - были отличные кадры и подготовленные аэродромы.

https://r-19.ru/authorities/protection-of-cultural-heritage/common/6981/91144.html
Записан

BORUS

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 556
  • Борис Петрович
https://cdn.obd-memorial.ru/html/images3?id=1154599899&id1=161055b48bd1751aa1ffd4190b1cd542&path=TV/003/Красноярский%20ВПП-0174658-0015_1/00000089.jpg

27 июня 1944 года г.Черногорск
Начальник штаба Бирмской ВАШП майор Алелеков.

Алелеков Олег Борисович
https://pamyat-naroda.ru/heroes/?static_hash=4c4577aa6638277bf46052e35cc63361
Записан
Трухачёв Борис Петрович
Воля к победе решающий фактор!

444 иптап

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4 616
  • Владимир Владимирович Байбаков
https://cdn.obd-memorial.ru/html/images3?id=1154599899&id1=161055b48bd1751aa1ffd4190b1cd542&path=TV/003/Красноярский%20ВПП-0174658-0015_1/00000089.jpg

27 июня 1944 года г.Черногорск
Начальник штаба Бирмской ВАШП майор Алелеков.

Алелеков Олег Борисович
https://pamyat-naroda.ru/heroes/?static_hash=4c4577aa6638277bf46052e35cc63361

https://foto.pamyat-naroda.ru/detail/-3376516?backurl=%2F%3Fmode%3Dsobor%26find%3DАлелеков%20Борис%20Петрович
АЛЕЛЕКОВ Борис Петрович (12.09.1904), подполковник, бывший начальник штаба Бирманской ВАШП.

Учётно-послужная картотека офицерского состава
ID 70000000162
Фамилия Алелеков
Имя Борис
Отчество Петрович
Дата рождения/Возраст 12.09.1904
Место рождения Горьковская обл., с. Большое Болдино
Дата и место призыва __.10.1923
Место службы Полтавские авиац. курсы усовершенствования штурманов; Бирмская ВАШЛ
Воинское звание подполковник
Дата выбытия 02.10.1946
Название источника донесения Центральный Архив Министерства обороны
Номер шкафа 652
Номер ящика 696
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=70000000162


https://d.radikal.ru/d32/2101/f9/5d93b34473fc.jpg
« Последнее редактирование: 18 Января 2021, 21:40:21 от 444 иптап »
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 31 598
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемые коллеги!
С наиболее серьёзной публикацией по истории Бирмской ВАШП можно ознакомиться по ссылке здесь - https://www.gramota.net/materials/3/2014/6-2/3.html
О потерях личного состава Бирмской ВАШП - курсантов и их инструкторов - см. здесь - http://safe-rgs.ru/5772-iz-istorii-birmskoy-voennoy-aviacionnoy-shkoly-pilotov-vashp.html .
С уважением - К.Б.Стрельбицкий

Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 338
Бирмская военная авиационная школа пилотов (ВАШП) была сформирована 1 мая 1940 года в гарнизоне Бирма 2-й Отдельной Краснознаменной Армии Дальневосточного фронта (ОКАДВФ). Размещалась она в 10 километрах восточнее станции Свободный Амурской железной дороги и в 10 километрах севернее поселка Орловка. Организатором авиашколы был опытный летчик, майор Николай Федорович Пушкарев – воспитанник Одесской военной авиационной школы.
Комплектование авиашколы постоянным составом осуществлялось в основном за счет истребительных авиационных частей 2-й ОКАДВФ. Переменным составом за счет тренировочного отряда 31-й авиационной дивизии, местного Куйбышевского аэроклуба, 212-й воздушно-десантной бригады, 3-й горно-стрелковой дивизии и 70-й авиационной базы. Формирование школы проводилось в период с 14 апреля по 1 мая 1940 года. Приказом Народного Комитета Обороны (НКО) № 049 от 5 февраля 1941 года ей было присвоено наименование – «Бирмская военная авиационная школа пилотов». Этим же приказом был определен штат школы за № 20/13 «Б».
Первая группа будущих курсантов в количестве 57 человек прибыла 4 апреля 1940 года. К 14 апреля в школу прибыло 190 человек. В апреле 1940 года приступила к работе приемная комиссия. По результатам ее работы были зачислены в списки школы 162 человека. Учебные занятия в авиашколе начались 3 мая 1940 года.
Как и другим военно-учебным заведениям ВВС, Бирмской ВАШП в период своего становления пришлось столкнуться с проблемами в решении жилищно-бытовых вопросов: «Курсанты спали на кроватях с железными сетками, подстилая шинели вместо матрасов». В вопросах организации учебной работы также возникли трудности: «Занятия проходили примитивно, чувствовался недостаток учебных пособий».
14 мая 1940 года Бирмская ВАШП получила первые самолеты марки По-2, а 3 июля того же года еще 14 самолетов УТИ. В Бирме школа эксплуатировала два аэродрома – в селах Орловке и Лиманое. Центральный аэродром «Бирма» не эксплуатировался из-за непригодности к полетам на УТИ-4 и И-16. В феврале 1940 года авиашкола уже располагала следующим парком авиационной техники: И-15 бис – 3 шт., И-16 – 24 шт., УТИ - 4 – 8 шт., У-2 – 8 шт., Ут-1 – 3 шт., Ут-2 – 11 шт., Р-6 – 2 шт. 1 января 1941 года для обеспечения учебного процесса поступили еще самолеты: Ут-2 – 24 штуки; УТИ-4 – 4 штуки.
До начала Великой Отечественной войны в 1940-1941 гг. Бирмская школа пилотов произвела два выпуска летчиков-истребителей, подготовленных на самолетах И-16. Первый выпуск – 138 человек и второй –35 человек. Причем, второй выпуск прошел сокращенную программу переучивания на УТИ-4 и И-16. Объясняется это тем, что курсанты второго выпуска, уже до поступления в школу прошли инструкторскую подготовку в аэроклубах и имели налет часов в качестве инструкторов на самолетах У-2 и Ут-2.
Из 138 человек первого выпуска окончили авиашколу: с оценками «отлично» – 10,9% от общего числа выпускников; «хорошо» – 87,6%; «удовлетворительно» – 1,5%. Часть выпускников (45 человек) были оставлены в школе инструкторами. Весь налет школы за 1940 год составил 5697 часов 54 минуты, при этом было выполнено 46419 самолетных посадок. За указанный период в военно-учебном заведении произошло 18 летных происшествий, в том числе две аварии самолетов.
Выпускники получили назначение в истребительные авиационные полки ВВС. Среди них: 29-й истребительный авиационный полк (с. Тамбовка) – 8 человек; 3-й истребительный авиационный полк (д. Молчановка) – 20 человек; 5-й истребительный авиационный полк (д. Молчановка) – 38 человек и др.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. 25 июня 1941 г. под грифом «совершенно секретно» все авиационные школы пилотов ВВС РККА получили из Главного управления ВВС Красной Армии директиву № 187566 сс., в которой указывалось:
«…3. С получением сего перейти на подготовку пилотов следующим образом: В целях лучшего использования отпускаемого горючего, материальной части, уменьшения времени на летную подготовку, комплектовать летные группы по 5-6 человек. Таким образом, 50% штатного числа курсантов должны проходить летную подготовку, а 50% теоретическую…
4. В случаях недостатка бензина в первую очередь готовить курсантов находящихся на 3 и 4 задачах…
6. В школах СБ в задаче 2-й исключить 2 и 3 упражнение. Зачетное упражнение по 2-й задаче выполнять 3 полета по кругу (18 минут). По КУЛПу часть III самолет И-16 прохождение задач № 1, 2, 3, 5 и 8 оставить без изменений. Задачу № 4 проходить 4 часа самостоятельного полета на УТИ-4. В задаче № 6 “воздушная стрельба” – со стрельбой боевыми патронами проходить только по щитам; вместо стрельб по конусу проходить все стрельбы с фотопулеметом по самолету. Задачу № 7 “перелеты на незнакомый аэродром” не проходить».
Таким образом, в связи с началом войны, значительно сокращались сроки подготовки кадров. В результате исключения из учебного плана отдельных упражнений и задач, снижалось качество летной подготовки. Сокращение сроков обучения являлось вынужденной мерой, так как фронту срочно нужны были летчики.
В Бирме школа находилась до 12 августа 1941 года, в дальнейшем она была эвакуирована в Сибирский военный округ. Перебазирование было закончено 22 августа 1941 года, Бирмская ВАШП прибыла на станцию Кольчугино (ныне г. Ленинск-Кузнецкий). Школа разместилась на территории военного городка, который до этого занимал 570-й стрелковый полк. В целом место для летной школы было совершенно неподготовленным. Отсутствовали аэродромы, емкости для авиационного топлива и многое другое. Тем не менее, уже 22 августа авиашкола начала выполнять учебно-тренировочные полеты с площадок, пригодных для этих целей.
Осенью 1941 года авиационные школы и училища получили новую директиву командующего ВВС Красной Армии генерал-полковника авиации П.Ф. Жигарева за № 175171 сс от 11.11.1941 года о подготовке летчиков на новых типах самолетов в кратчайшие сроки. Бирмской школе пилотов предписывалось: «подготовить за зимний период 180 летчиков на самолете ЛаГГ-3 из числа курсантов, окончивших обучение на самолете И-16».
Сроки подготовки устанавливались буквально по дням. Так, необходимо было подготовить: к 30 ноября 1941 года – 10 человек, к 10 декабря – еще 10 человек, к 20 декабря – 10 человек, к 30 декабря – 20 человек, к 10 января 1942 года – 20 человек, к 20 января – 20 человек, к 30 января – 30 человек, к 10 февраля – 30 человек, к 20 февраля – 30 человек.
Для выполнения задания предписывалось соблюдать условия, указанные в директиве. «Выделить лучший постоянный состав для обучения. Не допускать ни одного часа простоя самолетов, использовать каждый день и час. На каждый нелетный день составлять акт с точным изложением причин, почему невозможно было летать, указывая высоту облачности, визуальность, силу ветра, осадки… Поверхность аэродрома содержать все время в состоянии позволяющим производить полеты, привлекая для аэродромных работ весь личный состав школы». О ходе освоения новой материальной части и подготовке курсантов необходимо было ежедневно доносить телеграфом лично заместителю начальника Управления ВУЗ ГУ ВВС КА.
Для выполнения поставленной задачи Бирмской школе направлялись 15 самолетов ЛаГГ-3. При этом план поставки новой материальной части выглядел следующим образом: 5 самолетов школа должна была получить – 25 ноября 1941 года, еще 5 самолетов – 5 декабря 1941 г., и 5 самолетов – 15 декабря 1941 года. Самолеты должен был поставить авиационный завод № 153.
Учитывая все обстоятельства военного времени, задача, указанная в директиве командующего, была просто не выполнима. В связи с началом войны значительная часть личного состава школы была отправлена на фронт. Численность преподавательского и инструкторского составов заметно сократилась, часть авиационной техники была передана в действующие части ВВС. На базе Бирмской ВАШП, Канского и Сталинградского аэроклубов, в ноябре 1941 года был сформирован и отправлен на фронт 682-й полк ночных бомбардировщиков.
Часть переменного состава авиашколы была направлена в действующие пехотные части и другие военно-учебные заведения, даже несмотря на то, что некоторые курсанты уже прошли начальную летную подготовку.
Например, в сведениях о количестве переменного состава школы, переданного в части или вузы наземных войск, за период военных действий с 22 июня 1941 по 1 ноября 1942 г. указано следующее: «Откомандировать: 150 человек в г. Бийск – Мичуринское инженерное училище (из числа убывших летали на Ут-2 – 22 человека, на УТИ-4 – 1 человек); 10 человек на курсы работников НКВД в г. Новосибирск (из них летали на Ут-2 – 10 человек); 130 человек в г. Ачинск в Пехотное училище (из них летали на Ут-2 – 130 человек)».
В связи со снижением качества подготовки летного состава, увеличилось количество летных происшествий в авиашколе. Так, за 1941 год произошло 33 летных происшествия, из них: 2 катастрофы, 6 аварий. За 1942 год – 74 летных происшествия, из них: 1 катастрофа и 6 аварий. Причины аварий были различны – низкая воинская дисциплина, техническое состояние самолетов и т.д.
Одной из серьезных причин являлась непригодность аэродрома для выполнения полетов. В связи с этим в период с 7 по 14 июня 1942 года школа перебазировалась в г. Черногорск Хакасской автономной области Красноярского края. По прибытии в Черногорск школа получила прекрасные аэродромы — Ташеба в 7 км от жд станции Ташеба и Калинино на территории колхоза им. Калинина. Песчано-каменистая почва с травяным покровом не размокала во время дождей, давая возможность взлета и посадки любого типа самолета в плохих погодных условиях, а количество летных дней в году составляло примерно 230—250, что позволяло практически круглогодично проводить учебные полеты. Кроме того, вокруг Черногорска оказалось много ровных площадок, пригодных для строительства новых аэродромов. Школа собственными силами во время войны построила 6 аэродромов, из которых 5 находились в эксплуатации.
С 1942 г. школа укомплектовывалась в основном за счет расформированных школ и аэроклубов Сибирского военного округа. При ней был создан запасной батальон курсантов в составе двух рот, в которых проходили курс внеполетной теоретической подготовки, а также несли караульную службу и выполняли необходимые хозяйственные работы.
Под учебно-летный отдел было отведено здание неполной средней школы, однако классов было недостаточно, и часто заниматься приходилось под открытым небом, под самолетами или в землянках.
Запасной батальон курсантов разместили в Доме пионеров, 1-ю эскадрилью — в Доме культуры, учебно-летный отдел — в школе, а склад — на территории лесозавода, в 10 км от города. Сразу по прибытии перед командованием школы была поставлена задача — к зиме 1942 г. построить землянки для запасного батальона, санчасти и лазарета, овощехранилище, гараж, столовую, а также жилые, хозяйственные и технические землянки.
Для семей офицерского состава было выделено 10 квартир горкоммунхозом, 15 квартир — Хакасуглем, однако большинство семей проживали в Доме Красной Армии и только к осени 1943 г. были расселены в Черногорске, Абакане и колхозе им. Калинина.
В годы войны ухудшилось материально-техническое обеспечение военно-учебных заведений ВВС, особенно авиационной техникой. Об этом неоднократно указывалось в актах проверки авиашкол и училищ. «Из имеющихся в Бирмской школе самолетов И-16 – 14 шт. требуют восстановительного ремонта – 1, текущего ремонта – 2. Из 34 штук самолетов Ут-2 требуется восстановительный ремонт – 3 шт; ЛаГГ-3 – 10 самолетов, из семи самолетов У-2 шести требуется замена моторов. Всего в школе 94 самолета, большей части из них требуется ремонт…, школа абсолютно не имеет оборотных фондов моторов М-11Д, и М-105, большой некомплект лыж для самолетов: И-16 и УТИ-4 – 33 пары, ЛаГГ-3 – 10 пар, Ут-2 – 15 пар, что является большим тормозом для полетов зимой в условиях СибВО». При этом план подготовки летчиков не снижался.
Помимо учебной и хозяйственной работы, в 1942 г. личный состав школы оказал большую помощь народному хозяйству, работая на уборке урожая и постройке сахарного завода. Личный состав школы активно участвовал в различных социалистических соревнованиях, поддержал Государственный займ на укрепление боевой мощи советского государства, также отчислил от своих личных сбережений в фонд обороны облигациями 1180678 рублей и наличными 163546 рублей. Курсантами училища было собрано в фонд помощи детям фронтовиков 30719 рублей.
В 1942-1943 гг. в связи с ожесточенными боями на фронте и увеличивающейся потребностью в авиационных кадрах, в вузах по-прежнему не хватало времени для качественной подготовки обучающихся. Летный состав авиационных военно-учебных заведений в большинстве своем состоял из молодых окончивших авиашколы офицеров, которые имели весьма низкий уровень подготовки. Так, в Бирмской школе пилотов в списке летного состава на 1 января 1943 года числилось 68 человек. Из них находились на должностях летного состава: с 1937 года – 1 человек, с 1940 года – 3 человека, с 1941 года – 41 человек, с 1942 года – 23 человека. Из общего числа летного состава 40 человек являлись выпускниками этой же школы: 37 человек 1941 года выпуска, 3 человека 1942 года выпуска. Средний возраст летного состава составлял – 24 года.
План летной подготовки не выполнялся. В 1942 году, например, Бирмская военная школа пилотов по плану должна была подготовить на самолете ЛаГГ-3 – 395 человек. Фактически же было подготовлено всего 110 человек. Основными причинами невыполнения плана являлись:
а) слабая организация летной работы в авиационных эскадрильях и большое количество летных происшествий. Главным образом по недисциплинированности, плохой подготовки материальной части и недоученности личного состава;
б) неправильное использование новой материальной части, стремление охватить полетами большое количество курсантов при недостатке самолетов и моторов и недоучет сокращения поступления авиационного бензина;
в) перебои с поступлением горючего. Из-за его отсутствия школа не смогла использовать 45 летных дней.
Ситуация с качеством подготовки начала меняться в лучшую сторону с середины 1943 года. Об этом свидетельствуют отзывы из боевых частей на выпускников школы. «Качество подготовки летчиков (Бирмской ВАШП) в 1943 году значительно улучшилось по сравнению с 1942 годом».
В марте 1943 года штаб и УЛО были переведены в здание средней школы, где также удалось разместить лазарет, телефонную и радио станции, столовую для офицерского состава. Также были оборудованы классы по специальностям, стрелковые тренажеры летчика с подвижной кабиной и движущейся мишенью. Подобное оборудование было далеко не в каждой авиационной школе.
В апреле 1943 года Бирмская школа пилотов перешла с двухэскадрильного штата на четырехэскадрильный, и в июне 1943 г. приняла в свой состав две эскадрильи из Сталинградской ВАШП. Три эскадрильи располагались на полевых аэродромах на удалении 4, 18 и 24 км от Черногорска. В школе эксплуатировали самолеты следующих типов: У-2, УТ-2, УТИ-4, И-16, Як-7, УТ-1, Р-5, Як-9, Як-6.
16 сентября 1943 г. стало исторической датой для Бирмской ВАШП — в этот день школе было вручено Красное Знамя.
Понемногу начал увеличиваться и самостоятельный налет курсантов летных школ. В декабре 1943 года в отчете Бирмской школе пилотов указан средний налет курсантов – 15 часов. Несмотря на некоторые успехи в деле подготовки кадров, и опыт, накопленный за первый период войны, работа в авиашколах и училищах ВВС была еще не вполне удовлетворительной. Достаточно много было проблем с организацией учебного процесса, воинской дисциплиной, материально-техническим обеспечением и т.п. Об этом свидетельствуют архивные документы, в частности, акты проверок школ и доклады об их состоянии.
Так, в докладе о работе Бирмской ВАШП отмечалось: «Учебный процесс в школе организован неправильно. Курсанты эскадрилий два раза перераспределялись по классным отделениям и переводились из одной авиационной эскадрильи в другую. В запасном батальоне с июня до ноября занятия с курсантами не велись, так как они использовались на строительных работах».
Со временем указанные недостатки устранялись, а успехи Красной Армии на фронте позволили больше уделять внимание качеству выпускников военно-учебных заведений. Были увеличены сроки подготовки, в авиашколы стала поступать более новая авиационная техника, педагогический состав приобрел опыт работы и т.п. Все это в свою очередь положительно отражалось на профессиональной подготовке летчиков.
В Бирмскую школу стали поступать такие отзывы: «Пилоты выпуска 1944 года резко отличаются от выпускников 1943 года. Они лучше по качеству пилотирования. Особенно меня удовлетворяет апрельский выпуск. Подпись – заместитель командира 20-го ЗАП майор Мартыненко». Далее в документе указана информация о некоторых выпускниках школы: «Лейтенант М. В. Головко, вырос до командира звена, совершил 108 боевых вылетов на сопровождение бомбардировщиков. В воздушных боях сбил 19 самолетов противника. Награжден орденом “Боевого Красного знамени” и орденом “Красной звезды”. Лейтенант М. Н. Шифрин, совершил 95 боевых вылетов, награжден орденом “Красной звезды”. Лейтенант И. А. Гальченко, совершил 10 боевых вылетов, сбил один самолет противника. Лейтенант Н. А. Галецкий совершил 5 боевых вылетов, сбил один самолет противника. Лейтенант Ирушкин совершил 87 боевых вылетов, награжден двумя орденами “Отечественной войны” и орденом “Боевого Красного знамени”».
В апреле 1944 г. личный состав Бирмской школы пилотов постановил отчислить свои личные сбережения на укрепление боевой мощи Красной Армии и просить Верховного Главнокомандующего маршала Советского Союза товарища Сталина о разрешении построить на средства личного состава БВАШП звено самолетов, укомплектовать его экипажи летчиками Бирмской школы и направить на фронт. Для этой цели было собрано облигациями 770015 рублей и наличными 150185 рублей.
11 июня 1944 г. Сталин прислал командованию и личному составу школы свой боевой привет и благодарность Красной Армии и удовлетворил просьбу личного состава о посылке звена самолетов на фронт.
Для приобретения и передачи курсантам опыта реальных боевых действий летчики-инструкторы школы неоднократно направлялись на боевые стажировки на фронт, где проявили себя умелыми воздушными бойцами, в частности при ликвидации Восточно-Прусской группировки немцев в октябре-декабре 1944 г. С боями стажеры прошли всю Восточную Пруссию от Литовской границы до берегов Балтийского моря. За отличное выполнение боевых заданий они были представлены к правительственным наградам: ордену Красного Знамени — лейтенант Евсиков Г.Н., ордену Отечественной войны II степени — лейтенанты Рыльников В.Н. и Федорович И.А., ордену Красной Звезды — старший лейтенант Маташев, лейтенанты Лобанов и Меленченко.
Преподаватель Бирмской ВАШП лейтенант А.П. Тришевский стажировку проходил в качестве помощника начальника оперативного отделения штаба 240-й ИАД по разведке. За грамотное наведение штурмовиков на цели в боевых порядках наземных войск он был представлен к ордену Красной Звезды.
74 офицера и сержанта постоянного состава БВАШП принимали активное участие в боях на фронтах Великой Отечественной войны, из них 15 человек были награждены правительственными наградами.
Всего за период с 1 мая 1940 г. по 1 мая 1945 г. авиашкола подготовила на различных типах самолетов 1215 летчиков. Из них в годы Великой Отечественной войны – 1077 человек.
До начала Великой Отечественной войны школа произвела два выпуска курсантов. В годы войны Бирмская ВАШП подготовила более одной тысячи летчиков-истребителей. В боях за Родину летчики из Черногорска показали образцы высокого воинского мастерства и героизма. Дважды Героем Советского Союза стал майор Кирилл Алексеевич Евстигнеев, Героями Советского Союза – Борис Миронович Ривкин, Владимир Петрович Некрасов, Виктор Иванович Богданов, Савелий Васильевич Носов. Летчики-инструкторы направлялись на боевые стажировки на фронт, где проявили себя умелыми воздушными бойцами.
В 1946 году школа пилотов была расформирована, многие офицеры, уволившись в запас, остались жить в Хакасии. Самолеты, делая прощальные круги, улетали «своим ходом». Остальное увозили по железной дороге в Красноярск.
К 40-летию Победы над фашистской Германией по инициативе ветеранов и городского общества охраны памятников было принято решение в сквере на улице Бограда установить памятник выпускникам школы пилотов.
В 1987 году был установлен на постамент реактивный учебный самолет Л-29, переданный Барнаульским ВВАУЛ, и мраморная плита с 24 фамилиями и надписью: «Памятник установлен в честь летчиков-выпускников Бирмской авиационной школы пилотов, которая находилась в г. Черногорске с 1942 по 1946 гг. За годы войны в школе подготовлено 1168 военных летчиков. 7 летчиков получили звание «Герой Советского Союза». За годы Великой Отечественной войны при учебных полетах в Черногорске погибло 24 человека летчиков-инструкторов и курсантов школы. ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ПАВШИМ».
На памятнике есть ошибки в написании фамилий погибших и не хватает еще четырех фамилий: Малий Николай Михайлович, Владимиренко Николай Григорьевич, Жигунов Василий Матвеевич, Махов Борис Емельянович.

http://safe-rgs.ru/5772-iz-istorii-birmskoy-voennoy-aviacionnoy-shkoly-pilotov-vashp.html
Записан

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 338
Погибшим далеко от фронта...

Далеко от фронта, в глубоком тылу, в Хакасии, погибли 28 летчиков. Процесс обучения летному делу не был легким, за короткий срок надо было научить курсанта летать на боевом самолете-истребителе и быть готовым к воздушным боям с врагом. Эти жертвы были не напрасными. Больше тысячи выпускников Бирмской школы пилотов с достоинством и честью сражались с немецко-фашистскими захватчиками и внесли свой вклад в общее дело Победы.

1. Дата: 29 июля 1942 г. Место: в 12 км северо-восточнее г. Черногорска упал в р. Енисей. Самолет: УТИ-4. Экипаж: курсант Щекин Иван Егорович, 1921 г. р. Обстоятельства: на высоте 3000 м с правого разворота сорвался в штопор и без попытки к выводу упал в реку Енисей.

2. Дата: 2 ноября 1942 г. Место: 7 км южнее села Арбузное Абаканского района Хакасской области, 20 км юго-восточнее Абакана. Самолет: У-2. Экипаж полка ночных бомбардировщиков капитана Кузьминова при БВАШП: летчик, старший сержант Малий Николай Михайлович, 1917 г. р., стрелок-бомбардир сержант Владимиренко Николай Григорьевич, 1921 г. р. Обстоятельства: ночной маршрутный полет с бомбометанием по программе. При выполнении полета по маршруту Черногорск – Абакан – Оросительное – Полигон – Черногорск при сплошной облачности потерял ориентировку, отклонился от маршрута на 30 км и с углом врезался в землю. Самолет разбит, экипаж погиб.

3. Дата: 16 января 1943 г. Место: аэродром № 2 в 4 км юго-западнее Черногорска. Самолет: УТИ-4. Экипаж: командир звена младший лейтенант Соколов Иосиф Андреевич, 1917 г. р., курсант сержант Надольский Степан Николаевич 1920 г. р. Обстоятельства: в учебном полете при стрельбе по наземным целям курсант потерял ориентировку, командир звена поздно вмешался в управление, в результате самолет с отрицательным углом пикирования врезался в землю. Низкая высота не позволила вывести самолет из пикирования. Самолет разбит, экипаж погиб.

4. Дата: 18 июня 1943 г. Место: 16 км юго-западнее аэродрома Черногорск. Самолет: Як-7б. Экипаж: курсант Солодовников Григорий Васильевич, 1921 г. р. Обстоятельства: при выполнении первого самостоятельного полета после переворотов вошел в пикирование и, не выходя из пикирования, врезался в землю, взорвался и сгорел. Останки пилота захоронены на месте катастрофы.

5. Дата: 30 июня 1943 г. Место: 9 км севернее г. Черногорска. Самолет: И-16. Экипаж: курсант сержант Грушин Алексей Федорович, 1921 г. р. Обстоятельства: в первом самостоятельном полете на И-16 при выполнении пилотажа сорвался в штопор, на выводе из штопора вторично сорвался. Не смог выброситься на парашюте. Самолет ударился о землю на выходе из правого штопора. Пилот погиб.

6. Дата: 14 августа 1943 г. Место: 300 м южнее границы аэродрома № 4 г. Черногорска. Самолет: УТИ-4. Экипаж: курсант Горбачев Виктор Александрович, 1920 г. р. Обстоятельства: столкновение двух самолетов в воздухе. Курсант Беляков при выполнении боевого разворота оказался на одной высоте с самолетом Горбачева на пересекающемся курсе и консолью левой плоскости ударил по хвостовому оперению самолета Горбачева. Самолет перешел в пикирование и врезался в землю. Самолет разбит, летчик погиб и похоронен на месте катастрофы.

7. Дата: 21 сентября 1943 г. Место: 16 км северо-западнее аэродрома № 2 г. Черногорска. Самолет: Як-7б. Экипаж: курсант Жигунов Василий Матвеевич, 1920 г. р. Обстоятельства: выполняя учебный полет при перестроении, оказался под самолетом ведущего командира звена младшего лейтенанта Епифанова А.Р., резко пошел в набор высоты и ударил снизу своим мотором в мотор самолета ведущего. При столкновении Жигунов был выброшен из самолета и погиб. Епифанов спасся на парашюте.

8. Дата: 5 октября 1943 г. Место: 4 км северо-западнее разъезда Ташеба, 10 км южнее г. Черногорска, район Уйбатского канала. Самолет: Р-39 «Аэрокобра». Экипаж: слушатель группы переучивания при Бирмской ВАШП старшина Черных Николай Никифорович, 1910 г. р. Обстоятельства: выполняя учебный полет, пилот ввел самолет в плоский штопор, самолет, выйдя из спирали в положении парашютирования, ударился о землю. Самолет разбит, летчик погиб.

9. Дата: 13 декабря 1943 г. Место: 24 км северо-западнее г. Черногорска, между озером Улуг-Холь и Мохово. Самолет: УТ-2. Экипаж: летчик-инструктор младший лейтенант Попов Николай Васильевич, 1920 г. р., курсант Романов Василий Булганович (Булгатанович), 1924 г. р. Обстоятельства: при выполнении маршрутного полета в районе хутора совхоза «Овцевод» вошли в полосу снегопада, потеряли пространственное положение и с работающим мотором врезались в землю, взорвались и сгорели.

10. Дата: 16 декабря 1943 г. Место: 250 м западнее колхоза «Долой засуха», 24 км южнее г. Черногорска. Самолет: Як-7б. Экипаж: курсант Кучеренко Петр Федорович, 1921 г. р. Обстоятельства: при выполнении фигур высшего пилотажа в зоне потерял скорость и перешел в штопор. С отвесного пикирования врезался в землю. Летчик покинул самолет на высоте 300–500 м, но зацепился ранцем парашюта и непроизвольно открыл его. От сильного динамического удара получил переломы рук и грудной клетки. После приземления сломал ноги и через час умер от кровоизлияния в мозг.

11. Дата: 6 июля 1944 г. Место: 3 км севернее аэродрома № 1 г. Черногорска. Самолет: УТИ-4. Экипаж: курсант Кочев Леонид Семенович, 1922 г. р. Обстоятельства: в учебном полете после пикирования ввел самолет в левую спираль, перетянув ручку, сорвал самолет в штопор. На выводе из штопора, не имея достаточной высоты, ударился в скат горы Кусинского хребта.

12. Дата: 14 августа 1944 г. (два самолета) Место: 12 км севернее аэродрома № 1 г. Черногорска. Самолет: два самолета УТИ-4. Экипажи: летчик-инструктор лейтенант Горылев Виктор Тимофеевич, курсант Крюков Николай Николаевич, 1921 г. р.; командир отряда старший лейтенант Валуев Георгий Михайлович, курсант Саушкин Семен Федорович, 1921 г. р. Обстоятельства: при выполнении пилотажа звеном провели учебный воздушный бой и, увлекшись, не следили за высотой. Сделав одновременно переворот, из-за недостатка высоты ударились в землю в 50 м друг от друга. Экипажи погибли.

13. Дата: 16 августа 1944 г. Место: 6,5 км северо-восточнее аэродрома № 4 г. Черногорска. Самолет: УТИ-4. Экипаж: курсант Махов Борис Емельянович, 1923 г. р. Обстоятельства: при выполнении фигур высшего пилотажа завис в верхней точке, перешел в штопор до земли, врезался в землю. Захоронен на месте катастрофы.

14. Дата: 23 августа 1944 г. Место: аэродром № 1 г. Черногорска. Самолет: УТИ-4. Экипаж: курсант Копосов Аркадий Яковлевич, 1923 г. р., летчик-инструктор старший лейтенант Кадушкин Н.Н. Обстоятельства: на посадке в 380 м от посадочного «Т» зацепил колесом корову, находившуюся на посадочной полосе. Самолет перевернулся. Копосов умер от тяжелого ранения в голову при ударе об землю. Кадушкин – жив.

15. Дата: 14 сентября 1944 г. Место: 7 км западнее г. Черногорска, в 130 м юго-восточнее поселка № 9. Самолет: Як-9д. Экипаж: курсант Метлашевский Алексей Егорович, 1921 г. р. Обстоятельства: после выполнения пилотажа в зоне развернулся и пошел со снижением в сторону Черногорска. На высоте 300 м вспыхнул и объятый пламенем упал на землю. Самолет и курсант сгорели. Причина: пожар в воздухе из-за трещины в трубке бензоманометра.

16. Дата: 6 октября 1944 г. Место: аэродром № 1 г. Черногорска. Самолет: УТИ-4. Экипаж: летчик-инструктор лейтенант Шавырин Владимир Николаевич, 1918 г.р., курсант Файзулин Закирьян Файзулович, 1923 г. р. Обстоятельства: на самолете при взлете два раза обрезал мотор. При продолжении взлета на высоте 100–200 м мотор в режиме набора высоты обрезал полностью. Чтобы не упасть на город, летчик решил произвести посадку с разворотом на аэродром, но, потеряв скорость, срывается в штопор и на выходе из штопора врезается в землю.

17. Дата: 9 марта 1945 г. Место: 10 км юго-западнее аэродрома № 4 г. Черногорска. Самолет: Як-7в. Экипаж: летчик-инструктор лейтенант Юсин Николай Сергеевич, 1920 г. р., курсант Рудик Виктор Иванович, 1922 г. р. Обстоятельства: при выполнении тренировочных полетов при незаконченном выводе из пикирования самолет ударился о землю на большой скорости. Причина – неправильное использование триммеров. Экипаж погиб.

18. Дата: 20 марта 1945 г. Место: 2,5 км юго-восточнее аэродрома № 2 г. Черногорска. Самолет: Як-9м. Экипаж: курсант старшина Киселев Дмитрий Людвигович, 1919 г. р. Обстоятельства: в учебном полете после возникновения пожара в воздухе потерял управление самолетом и ударился о землю правым крылом и мотором при небольшой скорости. Самолет сгорел, летчик погиб.

19. Дата: 23 декабря 1945 г. Место: г. Черногорск. Самолет: неизвестен. Экипаж: курсант Лузин Василий Елизарович. Обстоятельства: неизвестны

20. Дата: 16 сентября 1943 г. Преподаватель тактики ВВС БВАШП старший лейтенант Власов Борис Дмитриевич, 1918 г. р. Умер от ранений, полученных на фронте. С августа по ноябрь 1941г. – пилот 180 ИАП (5 ГИАП) 16 САД на Западном фронте, 13 ноября 1941 г. тяжело ранен в голову, глаза и ноги под Волоколамском. Награжден двумя орденами Красного Знамени (№ 27412 6.11.1941, № 13292 30.11.1941).




http://safe-rgs.ru/5772-iz-istorii-birmskoy-voennoy-aviacionnoy-shkoly-pilotov-vashp.html
« Последнее редактирование: 30 Ноября 2021, 18:39:50 от Егор72 »
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »