Астраханцев Олег Николаевич СТАНОВЛЕНИЕ ОМСКОЙ ВОЕННОЙ АВИАЦИОННОЙ ШКОЛЫ ПИЛОТОВ НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫСтатья посвящена теме создания и развития Омской военной авиационной школы пилотов - одного из первых учебных заведений ВВС, осуществлявшего подготовку летных кадров в Сибири. Рассмотрены вопросы комплектования постоянным и переменным составом, материально-технического обеспечения и организации учебного процесса. На основании анализа архивных источников автором выявлены особенности формирования авиашколы.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2014/1-2/2.htmАстраханцев Олег Николаевич, к.и.н., доцент
Московский государственный технический университет гражданской авиации (филиал) в г. Иркутске onastra@mail.ruИнтенсивный рост военной авиации и обновление самолетного парка накануне Великой Отечественной войны потребовали в короткие сроки увеличить число летного и инженерно-технического состава Военно-воздушных сил (ВВС), повысить уровень его подготовки. Кроме того, повышение качества обучения авиационных специалистов необходимо было производить с учетом опыта боевых действий, накопленного в Испании, Китае, на Халхин-Голе, у озера Хасан. В связи с этим в СССР стала активно расширяться сеть военно-учебных заведений по подготовке кадров.
1 мая 1940 года была сформирована авиашкола, получившая наименование «Омская школа пилотов» (основание: приказ войскам Сибирского военного округа (СибВО) № 061 от 17.05.40 г.). Она начала свое формирование 15 апреля 1940 года. Для ее дислокации было выбрано место на левом берегу реки Иртыш, на юго-западе от города Омска. Школа формировалась на базе 52-й авиационной бригады по штату за № 20/908 литер «А» от 29 марта 1940 г., в составе 2-х эскадрилий и дополнительным штатом за № 20/976 штата школы стрелков-радистов [4, д. 1, л. 2].
Общее количество лично состава было определено следующее: 1. начальствующего состава – 280 человек;
2. младшего начальствующего состава – 157 человек;
3. рядового состава – 166 человек;
4. курсантов – 830 человек.
Итого: 1433 человека.
Основой для формирования являлись: а) по переменному составу: аэроклубы Омской, Тюменской областей, Красноярска, Канска и Черногорска (основание: приказ войскам СибВО № 0175 от 26.03.40 г., № 0196 от 19.04.40 г.);
б) по укомплектованию школы стрелков-радистов: части 53-го стрелкового корпуса (приказ ВВС КА № 028 от 7.04.40 г., № 034 от 20.04.40 г.);
в) по постоянному составу: 1-я Чкаловская, Сталинградская, Новосибирская, Вольская, Иркутская и Ленинградская школы (приказ НКО № 1759 от 26.04.40 г., № 01905, 01252 от 31.03.40 г., № 01894 от 20.04.40 г.) [Там же, л. 2 − 2 об.].
Начальником авиашколы был назначен полковник Пристром Евгений Степанович, военным комиссаром – бригадный комиссар Кобякин Иван, начальником штаба – полковник Лонский Александр Павлович, помощником начальника школы по технической эксплуатации – военинженер 2-го ранга Добровольский Георгий Петрович [Там же, л. 2].
От 52-й авиационной бригады школе остались трехэтажное кирпичное здание, четыре жилых дома командного состава, казарма, две столовые, несколько ангаров и мастерские; кроме того, железнодорожная ветка, подведенная к аэродрому, и самолеты марки У-2 и Р-5 [2, с. 17].
В марте 1940 года распоряжением командующего ВВС СибВО генерал-майора Погребова командиру 52-й авиационной бригады полковнику Кондратюку было приказано принять переменный состав курсантов, прибывающих для формирования авиационной школы, в количестве 320-ти человек для подготовки военных пилотов и 250-ти человек для обучения на стрелков-радистов.
Из состава указанной бригады были назначены: начальник курсов по учебной подготовке – капитан Муратович, комиссар курсов – старший батальонный комиссар Святковский, командир учебных рот – старший лейтенант Золотаренок и лейтенант Федоров. 12 апреля 1940 года в расположение гарнизона прибыл первый начальник Омской ВАШП – полковник Е.С. Пристром.
Учебный курс школы состоял из двух эскадрилий летчиков, одной запасной роты, группы стрелков-радистов. Каждая эскадрилья включала по два отряда: первый – на бомбардировщиках СБ, второй − на разведчиках Р-5. После освоения Р-5 курсанты переводились в первый отряд для учебы на СБ; запасная рота обеспечивала учебные эскадрильи пополнением, прошедшим общевойсковую подготовку. Командирами эскадрилий были назначены капитан Власенко и капитан Норченко.
17 мая 1940 года авиашколе было присвоено наименование – Омская военная авиационная школа пилотов [Там же, с. 17-18]. День годового праздника был установлен 1 мая (основание: приказ НКО № 048 от 5.02.1941 г.) [4, л. 17 об.].
Из архивных документов мы можем узнать некоторые сведения об укомплектованности военно-учебного заведения переменным составом. Так, для комплектования авиационной эскадрильи за период с 6.12.1940 г. по 1.02.1941 г. прибыло 178 человек. Из них было отчислено медицинской комиссией – 16 человек, мандатной комиссией – 24 человека, зачислено в школу – 138 человек. Три человека являлись кандидатами в члены ВКП(б), 107 человек были членами ВЛКСМ, 28 – беспартийные. Зачисленные курсанты имели уровень образования в объеме: 10 классов – 16 человек, 9 классов – 44 человека, 8 классов – 39 человек, 7 классов – 39 человек. Прибывшие в школу молодые люди окончили следующие аэроклубы: Омский – 37 человек, Тюменский – 4 человека, Барнаульский – 7 человек, Красноярский – 21 человек, Черногорский – 32 человека, Канский – 3 человека, Анжеро-Судженский – 26 человек, Кемеровский – 1 человек. Семь человек были призваны через районные военные комиссариаты. Возраст поступающих был от 16-ти до 25-ти лет. По национальности большая часть – 127 человек – были русские, 3 человека – украинцы, 5 человек – белорусы, 2 человека – татары и 1 – хакас [Там же, д. 22, л. 7-11]. Аналогичная социально-демографическая картина была и в других наборах. В период с 1 февраля по 1 апреля 1941 г. в школу прибыло 199 человек, из них было зачислено – 138 человек. В период
с 1 мая по 20 мая 1941 г. прибыло 295 человек, было зачислено 276 человек. С 22 мая по 2 июня 1941 г. прибыло еще 110 человек, из которых зачислено было 103 человека [Там же, л. 37-41, 46-54, 58-62].
Период становления Омской ВАШП, как и для других авиационных школ и училищ, был достаточно трудным [1, с. 132-136]. Об этом свидетельствуют документы архивов. Так, из акта проверки, проведенной командующим ВВС СибВО с 19 по 23 декабря 1940 года, следует, что авиашкола находится в «совершенно неблагополучном состоянии как в отношении хода учебно-боевой подготовки, так и в отношении технико-эксплуатационной службы и ремонта» [3, д. 122, л. 9]. О состоянии ее материальной части говорят следующие данные, представленные в таблице [Там же, л. 15].
Марка самолета Количество (шт.) Исправных самолетов штук %
СБ 32 16 50
Р-5 47 42 89
У-2 47 37 78
УТ-1 8 1 12
Таким образом, исправных самолетов было всего 71% от общего числа всех самолетов школы. При этом, если учебных У-2 было 89% исправных, то самолетов боевых (СБ), более сложных в пилотировании, – всего 50%. К тому же у исправной техники на момент проверки был серьезно выработан технический ресурс. Так, остаток составлял: на самолетах СБ – 75%, моторесурс – 41%; на Р-5 – 37%, моторесурс – 53%; на У-2 – 68%, моторесурс – 55% [Там же, л. 16]. При этом серьезные замечания были и по ее техническому состоянию: «почти на всех самолетах разбиты фонари кабины, неточно отрегулированы троса триммеров и нет отметок центрального положения триммеров, на целом ряде самолетов в местах крепления капотов отсутствуют шурупы» [Там же, л. 16 об.] и т.п.
Большое количество неисправных самолетов объяснялось отсутствием запасных деталей к самолетам и моторам. Также на исправность техники влияла работа технического состава, который медленно осваивал полевой ремонт.
Обучение в Омской ВАШП изначально было рассчитано на 11 месяцев. Выпуск планировался к 1 янва-ря1941 года. Как и в других авиашколах, в Омске курсанты изучали конструкцию самолета, мотор, теорию полетов, осваивали штурманскую подготовку и другие учебные дисциплины, предусмотренные планом под-готовки. Уже в конце мая 1940 года первые курсанты, успешно сдавшие зачеты по теоретическому курсу, приступили к учебным полетам на самолете У-2. Освоив пилотирование простой авиационной техники (У-2), курсанты переходили к освоению более сложной техники – скоростного бомбардировщика марки СБ, но его освоение затягивалось по ряду причин. Во-первых, из 32-х имеющихся в учебном заведении самолетов СБ исправны были лишь 16 штук; во-вторых, остро ощущался некомплект преподавательского и инструкторского составов; в-третьих, по ряду изучаемых дисциплин не было учебных программ, учебников и пособий. В связи с этим первая группа курсантов приступила к полетам на СБ только в октябре 1940 года.
Выполнению графика летной подготовки мешала еще и сибирская погода. Например, за декабрь 1940 г. было всего 11 летных дней. Остальные дни было невозможно использовать из-за сильных ветров и морозов, а иногда по нескольку дней приходилось очищать летную площадку от снега. Все это затрудняло осуществление качественной подготовки курсантов.
Несмотря на все трудности, 28 февраля 1941 г. Военно-воздушные силы СССР получили молодых пило-тов – выпускников Омской ВАШП. Весной 1941 года из боевых частей стали поступать положительные отзывы о летчиках первого выпуска. К июню 1941 года школа выпустила несколько десятков авиационных специалистов для нужд ВВС. Таким образом, в Сибири было сформировано и начало активно развиваться еще одно авиационное военно-учебное заведение.
Список литературы
1. Астраханцев О. Н. Становление Иркутской военной школы авиационных техников (комплектование школы личным составом в 30-е годы XX века) // Научный Вестник МГТУ ГА. М., 2013. № 191 (5). С. 132-136.
2. Иванов С. А. Омск – точка взлета. Омск: Сибирикон, 2010. 272 с.
3. Центральный архив министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Ф. 35. Оп. 11284.
4. ЦАМО РФ. Ф. 60368. Оп. 35867.