Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Наконечный Василий Яковлевич, погиб 30.10.1944 при штурмовке ВМБ Либава (Лиепая)  (Прочитано 6359 раз)

Сергей Леонтьевич

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3
Мл.л-т Наконечный Василий Яковлевич,1923 г.р., погиб 30.10.1944 при штурмовке ВМБ Либава(Лиепая).В карточке б/потерь есть запись "штурман звена-стажер 3 АЭ ВМАУ им.Леваневского".Какой это полк?
Записан

Лана

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4 455
Здравствуйте, Сергей Леонтьевич!

Вот немного для Вас информации, (может пригодится) :

Наконечный Василий Яковлевич - 1921 г.
Место рождения - Украинская ССР, Каменец-Подольская обл., Проскуровский р-н, с. Алешино
Последнее место службы - ВВС КБФ, 3 эскадрилья ВМАУ им. Леваневского
Воинское звание   мл. лейтенант
Причина выбытия   пропал без вести
Дата выбытия 30.10.1944 г.
Источники информации   ЦВМА

http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/TV/005/052/00002493.JPG
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-0713/00000488.jpg
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/012-0000005-0222/00000386.jpg

Может это Вам поможет определиться с полком :

http://www.allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/struct/p/shap35.dat

И еще интересный момент:

Дюнов Николай Павлович - 1917 г.
Место рождения - г. Орджоникидзе, ул. Серафимовича, 46
Последнее место службы   КБФ, 3 АЭ ВМАУ им. Леваневского
Воинское звание   ст. лейтенант
Причина выбытия   не вернулся с боевого задания
Дата выбытия 30.10.1944 г.
№361
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-0713/00000488.jpg

Причина выбытия   жив
Название источника информации   Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/027/00000745.JPG
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/027/00000746.JPG

№344
http://may1945-pobeda.narod.ru/poteri1.htm

Поврежденный в ВБ с-т взорвался на ВП. Шт и ст-к погибли. В плену .
А Наконечный Василий Яковлевич - штурман. Возможно они были в одном экипаже?

С уважением.
Лана
« Последнее редактирование: 16 Июня 2009, 05:38:56 от Лана »
Записан

Щербинин Сергей

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 333
  • Щербинин Сергей Владимирович
Здравствуйте, Сергей Леонтьевич!

В г. Лиепая (Латвия) на Центральном кладбище есть мемориальная плита № 3 со следующей надписью:

" гв. мл. л-т (гвардии младший лейтенант) Наконечный В.Я., 1921 г.р., 12-й гв. бап (гвардейский бомбардировочный авиационный полк)"

Дата 28.07.1978 - это не дата смерти, а дата увековечивания его имени в списке авиаторов ВВС КБФ на Мемориальном комплексе г. Лиепая. На первой странице - описание Мемориального комплекса.

Фамилия   Наконечный
Имя   В.
Отчество   Я.
Дата рождения/Возраст   __.__.1921
Воинское звание   гв. мл. лейтенант
Дата смерти   28.07.1978
Страна захоронения   Латвия
Место захоронения   г. Лиепая, Центральное кладбище
Могила   Плита №3
Захоронения2/Передача_004/0079/140_Латвия/00000093.JPG
Записан
С уважением - Сергей Владимирович

Александр Ржавин

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 764
    • WWW
Ну ясно, только увековечен, а не похоронен, а у меня по увековеченным не полные данные. Буду в Лиепае летом, пофотографирую мемориал.
Записан

Лана

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4 455
Доброго времени суток!

Кстати Дюнов Николай Павлович числится в полку №12 из этой таблицы:

№344
http://may1945-pobeda.narod.ru/poteri1.htm
 

А из этих доесений следует, что Дюнов - командир звена,
а Наконечный - штурман звена :

http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/012-0000005-0222/00000385.jpg
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/012-0000005-0222/00000386.jpg

Что скажут по этому поводу авиаторы?

И что значит : Поврежденный в воздушном бою самолет взорвался на ВП. (взлетная полоса ?).
Но командир звена попал в плен, на каком аэродроме взорвался тогда самолет?

Немного инфы по 12 Гв. БАПу :
12-й гвардейский полк хорошо известен . За время войны им сделано 8903 боевых самолето-вылета, сброшено на врага 90 412 бомб, доставлено партизанам 330 тонн грузов, а войскам на поле боя - 2145 тонн боеприпасов. Именно этот полк совершил последнюю бомбежку Берлина в мае 1945 года. Он широко известен еще и тем, что сценарий пьесы и кинофильма "Жди меня" был написан Константином Симоновым по мотивам истории полка и биографии его командира Николая Богданова.

http://www.allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/struct/p/apdd103.dat

С уважением.
Лана
« Последнее редактирование: 16 Июня 2009, 15:07:36 от Лана »
Записан

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 476
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
еще один выживший из того вылета

Номер записи    76205642
Фамилия   Русинов
Имя   Василий
Отчество   Васильевич
Дата рождения   __.__.1924
Место рождения   Кировская обл., Еранский р-н, д. Русино
Последнее место службы   КБФ, ВМАУ им. Леваневского
Воинское звание   мл. лейтенант
Причина выбытия   жив
Название источника информации   Картотека безвозвратных потерь
Источник   ЦВМА
http://obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=TV/005/067/00001955.JPG&id=76205640&id=76205640&id1=8f8228ef48f10573ae32816b66e7bdee
http://obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=TV/005/067/00001956.JPG&id=76205641&id=76205641&id1=b989531b7e4b37198e587f72ec0c1804

Записан

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 476
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
также остался жив, был в плену

Номер записи    75745722
Фамилия   Лебедев
Имя   Константин
Отчество   Николаевич
Дата рождения   __.__.1923
Место рождения   Калининская обл., Калининский р-н, д. Леоново
Последнее место службы   КБФ, 3 эскадрилья ВМ ав. уч-ще им. Леваневского
Воинское звание   лейтенант
Причина выбытия   жив
Название источника информации   Картотека безвозвратных потерь
Источник   ЦВМА

http://obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/012/096/00002887.JPG&id=75745720&id=75745720&id1=4c6fe789a754676fcb23911b95d36737
http://obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/012/096/00002888.JPG&id=75745721&id=75745721&id1=8ffc870385e082db72326cbb0dc9d056

причем увековечен как погибший..

Номер записи    266933287
Фамилия   Лебедев
Имя   К.
Отчество   Н.
Дата рождения   __.__.1923
Воинское звание   лейтенант
Дата выбытия   30.10.1944
Источники информации   Захоронения
Страна захоронения   Латвия
Место захоронения   г. Лиепая, Центральное кладбище
Могила   Плита № 10, правая стена
« Последнее редактирование: 10 Сентября 2012, 19:00:12 от начкар@ »
Записан

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 479
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
На сайте есть фрагменты из книги Орленко. Крылатые торпедоносцы
http://www.bellabs.ru/51/Book2/Book2-06.html
Дневной удар по порту Либава 30 октября 1944 г.
Цитировать
Не имея возможности уничтожать транспорты на переходе морем в ночное время, командование ВВС Балтфлота приняло решение нанести комбинированный удар по порту Либава днем. К утру 30 октября там, по данным разведки, скопилось до 15 транспортов, 2 миноносца, 2 сторожевых корабля и 4 тральщика. Упускать такую возможность было нельзя.

Операция разрабатывалась и согласовывалась так же тщательно, как и три месяца назад, когда планировался удар по крейсеру ПВО «Ниобе». Первыми в небе Либавы должны были появиться истребители 21-го и 14-го авиаполков. Их задача – связать боем истребители противника и дать возможность штурмовикам 11-ой штурмовой авиадивизии подавить зенитные огневые средства в порту и на кораблях. После этого основной удар по кораблям наносят пикировщики 12-го бомбардировочного полка и восьмерка наших топмачтовиков. Применение торпед исключалось, так как глубина моря в порту, где стояли транспорты, не превышала 10 метров. Поэтому было отдано предпочтение фугасным бомбам крупного калибра.

Все мы – и командиры частей, и рядовые летчики понимали сложность выполнения поставленной задачи. По имеющимся у нас данным, порт охраняли тридцать зенитных батарей, а это – около 120 орудий! Не меньше зенитных стволов насчитывалось и на кораблях. Помимо того, в Либаву по приказу Гитлера были направлены лучшие воздушные асы Германии.

В то день, как обычно, после завтрака летчики и штурманы пришли на командный пункт, чтобы получить боевое задание.

– Командирам эскадрилий – остаться, остальным – выйти, – объявил начальник штаба. Люди двинулись к выходу, но тут послышался голос штурмана 2-ой эскадрильи Н. П. Федулова, догадавшегося, видимо, о чем пойдет речь дальше.

– Выходить никому не надо, – сказал он. – Мы с командиром эскадрильи майором Ковалевым просим нам выполнение этого задания.

– Личный состав находится у самолетов и ждет распоряжений, – добавил майор Ковалев. – Мы просим командование части считать этот полет подарком офицеров, сержантов и солдат 2-ой эскадрильи к двадцать седьмой годовщине Великого Октября.

Вот так в минуты суровых испытаний раскрывались душевные качества советских людей! Наверное, в каждом из нас живет горьковский Данко, готовый пожертвовать собой ради великой цели!

Я смотрел в спокойные, мужественные лица Ковалева и Федулова и понимал, что их решение созрело не сейчас, что оно продумано и выношено раньше, когда стало известно о готовящейся операции. Уважение к мужеству товарищей читал я на лицах других летчиков и штурманов, задержавшихся в комнате.

– Что ж, товарищи, – сказал я, – вы берете на себя ответственную и сложную задачу. Командование полка доверяет вам. Мы знаем, что вторая эскадрилья воюет стойко и мужественно, но здесь, вероятно, переступить порог возможного. Действуйте!

Немного погодя мы с Ивановым и Добрицким пошли на стоянку 2-ой эскадрильи. Здесь на видном месте висел красочный плакат, на котором были выведены слова замечательного педагога и писателя А. С. Макаренко: «Храбрый – это не тот, который не боится, а храбрый тот, который умеет трусость подавить. Другой храбрости и не может быть. Вы думаете, идти на смерть под пули, под снаряды – это значит ничего не испытывать, ничего не бояться? Нет, это именно значит и бояться, и испытывать, и подавить боязнь».

– Эскадрилья к вылету готова, лишнее горючее слито, запас составляет тридцать процентов, – доложил мне после проверки самолетов инженер полка Георгий Федорович Яковлев.

Через несколько минут могуче взревели моторы и восемь топмачтовиков один за другим поднялись в воздух. Понимая важность проводимой операции, мы в последний момент пополнили группу Ковалева опытными летчиками из 3-ей эскадрильи.

[ Рассказ Федулова о налете на Либаву ]

Для технического состава, да и для всех нас потекло время томительного ожидания. Мы знали, что легких боев для торпедоносцев не бывает, но, как стало известно позже, бой под Либавой был одним из самых тяжелых.

Мы поняли это уже тогда, когда наблюдали посадку наших соседей, отработавших первыми. Штурмовики, пикировщики, истребители, уходившие на задание четкими звеньями, возвращались нестройными группами, парами, а то и в одиночку. Наконец, показался знакомый силуэт торпедоносца. За ним приземлились еще два, а затем с пятиминутным интервалом пошли на посадку еще два. Напрасно, напрягая зрение, всматривались мы в далекую, размытую в дымке полосу горизонта: остальных двух мы так и не дождались. Не вернулся в том числе и самолет ведущего группы майора Ковалева.

Подробности того боевого вылета мы узнали от Николая Петровича Федулова. Вот, что он рассказал.

После Паланги торпедоносцы взяли курс в море и на удалении тридцати километров пошли на север параллельно берегу. Уже на траверзе Либавы увидели работу штурмовиков и пикирующих бомбардировщиков. В акваториях порта и у входа в него взбухали разрывы бомб, горели суда, темный дым громадным облаком поднимался вверх, где в смертельной карусели воздушных боев крутилось множество истребителей. Зенитная артиллерия неистовствовала. На внезапность рассчитывать уже не приходилось, и на удалении 12-15 километров от берега торпедоносцы двумя группами вышли в аванпорт.

– Приготовиться к атаке! – скомандовал по радио Ковалев. Самолеты перестроились и, маневрируя, вошли в зону действия зенитных установок. Огня было страшно много, а когда еще восемь наших топмачтовиков открыли стрельбу, небо превратилось в сущий ад. Капитан Федулов, побывавший до того во многих перипетиях, уверял, что такого огня он не видел никогда.

Сверху по обшивке раскатисто ударило, словно сыпанули по корпусу горстью гороха, в кабине тотчас заклубилась пыль от пулевых пробоин.

– Нас атакует истребитель! – крикнул стрелок-радист сержант Петр Бельчаев и приник к башенным пулеметам. Но, дав пару очередей, вдруг прекратил огонь.

– Ты не ранен? Почему не стреляешь? – крикнул ему Федулов.

– Нет, порядок! «Мессер» ушел с отворотом влево. Не понравилось! Видимо, пошел искать добычу полегче!

– Стреляй по кораблям.

Обе группы организованно произвели атаку, сбросили бомбы на суда, стоявшие в аванпорту, и вскоре вышли из зоны огня. Нервное напряжение понемногу спадало.

– Борис Евгеньевич, как дела? – спросил Федулов командира по переговорному устройству.

– Все нормально, только вот на приборной доске ни один прибор не работает.

Это, пожалуй, не самое страшное. Федулов, успокоившись, стал внимательно осматривать самолет. Сначала подумал, что показалось, но – нет: из левого мотора блеснул оранжевый язычок пламени и исчез. Снова появился и снова исчез, а потом вырвавшиеся на волю языки пламени стали лизать обшивку самолета. А за ними, прорываясь сквозь водяные столбы и расползающийся над морем серый дым, летел объятый пламенем самолет младшего лейтенанта Кузьмина. Вместе с другими ведомыми он шел за ведущим, не покидая своего места в боевом строю. Федулов начал докладывать об увиденном Ковалеву и замолк на полуслове: горящий «Бостон» взорвался в воздухе. Так пали смертью храбрых летчик младший лейтенант Александр Яковлевич Кузьмин, штурман младший лейтенант Федор Сабирович Аменкаев и стрелок-радист сержант Анатолий Яковлевич Кузьмин.
...
[ Результаты трех налетов на Либаву ]

В налете на Либаву наши топмачтовики потопили в аванпорту три транспорта общим водоизмещением 23000 тонн и один сторожевой корабль. Лучше всех поработали экипажи ведущего группы майора Ковалева, командиров звеньев младших лейтенантов Богачева и Репина, летчика младшего лейтенанта Соболева.

– Как настроение во второй эскадрилье? – спросил я вечером у майора Добрицкого.

– Странный народ наши летчики, – усмехнулся Григорий Васильевич. – Сегодня у них был тяжелый бой. На их глазах взорвался самолет Кузьмина, ранены все трое в экипаже командира эскадрильи, а они собрались в столовой, рассказывают смешные истории и хохочут... Послушал бы ты, как они высмеивают фашистских вояк!

– Молодость... В молодости люди более отходчивы, не то, что мы... На войне самые тонкие души черствеют, тут уж ничего не поделаешь.

– А подарок Октябрю они преподнесли хороший. Хороший! – с удовольствием повторил замполит. – Мы посвятили им целиком спецвыпуск радиогазеты.

Торпедоносцы и потом частенько навещали морскую базу в Либаве и, надо прямо сказать, каждый вылет туда можно приравнять к подвигу. Особенно хочется отметить дерзкий налет группы топмачтовиков под руководством заместителя командира 3-ей эскадрильи лейтенанта М. В. Борисова. Наши летчики потопили тогда три вражеских транспорта общим водоизмещением 16000 тонн. Большой успех сопутствовал нам и через неделю, 22 декабря. На этот раз группу самолетов возглавил командир 3-ей эскадрильи К. А. Мещерин (штурман капитан Г. И. Шарапов, стрелок-радист начальник связи эскадрильи старший сержант Шанчук). В аванпорту Либавы был потоплен крупный транспорт и три сторожевых корабля. Наши военные историки отметят позже: «В ударах по военно-морской базе Либава особенно хорошие результаты достигнуты топмачтовиками 51-го минно-торпедного авиаполка. В трех ударах (30.10, 14.12, 22.12) на долю топмачтовиков, составлявших всего 21% от всех ударных сил, пришлось 75% от суммарных потерь транспортов и кораблей противника».*
Записан
С уважением,  Александр

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 479
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
ещеесть материал в книге
В воздушных боях. Балтийское небо   (Анатолий Иванович Лашкевич)
http://lib.rus.ec/b/296579/read
Цитировать
Первый удар по кораблям противника в порту Либава состоялся 10 октября 1944 г. В этом вылете участвовал весь полк. Шестерка Як-9 под командованием начальника штаба полка гвардии майора Шарова вела разведку и после нее штурмовала зенитные точки. Две группы пикировщиков Пе-2 (первая — 11 самолетов, ведущий капитан К. Усенко, и вторая — 9 Пе-2, ведущий капитан А. Барский) прикрывались 30 истребителями Як-9. Над первой и второй группами было прикрытие: в непосредственном сопровождении по 6 Як-9 и по 4 Як-9 группы свободного воздушного боя. На 1000 метров выше всех шла так называемая группа сковывания, а замыкающими для фотографирования результатов бомбоудара шла четверка Як-9.

При подходе к Либаве погода заметно ухудшилась и перешла в сплошную облачность с высотою             2700–3000       метров. Ведущий бомбардировщиков принял решение — идти к цели под облачностью. На подходе к вражескому порту появились истребители противника. Первая пара ФВ-190 вынырнула из облачности и пошла в атаку на «петляковых». Навстречу им бросились Сизов и Голосов и, произведя две атаки по самолету противника, сбили его. Самолет врага упал тут же, в порту, около кораблей. Подошла еще одна вражеская пара, и Сизов с Голосовым встретились с ней на встречных курсах. «Фоккера» на большой скорости, проскочив наши истребители, с набором высоты ушли в облака.

Группу Шарова «фоккера» атаковали во время штурмовки зенитных средств. На помощь им пришел своей шестеркой Сизов и связал их боем. Отбивая атаки вражеских самолетов, пара Фетисова попала под прицельный огонь немецких истребителей. Самолет ведомого Семена Корзуна был подбит. На подбитой машине он повернул от Либавы в сторону Паланги, но сзади за ним пошли два вражеских истребителя. Это увидел Шаров. Ему удалось подойти к этой паре снизу и упредить фрицев. Тремя очередями он поджег один из немецких самолетов. Оставляя за собой дымный след, «фокке-вульф» круто пошел вниз.

Первая девятка Пе-2 после нанесения бомбоудара с пикирования на отходе подверглась атаке большой группы истребителей противника. С ними завязали бой пары Ивана Ковалева и Николая Репина. Они преградили путь вражеским истребителям к нашим пикировщикам. Репин и Ковалев только успевали отбивать вражеские атаки, но, когда из облачности вынырнула еще пара «фоккеров», Репин не успел увернуться от их атаки, был тяжело ранен, но продолжал прикрывать пикировщики, пока не потерял сознание… Так погиб командир звена гвардии старший лейтенант Николай Кузьмич Репин, сбивший к этому времени 12 вражеских самолет
Записан
С уважением,  Александр

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 476
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
"...Девятка капитана Барского шла к цели с некоторым отставанием и при подходе к транспортам была атакована истребителями противника. На отражение дружно бросились пары Присяжнюка, Илюхина и Медведева: в прикрытии девятки Пе-2 вместо 10 истребителей участвовало 7 Як-9. Два звена из группы Барского атаковали корабли с горизонтального полета, а одно с пикирования. В силу малочисленного прикрытия звено пикировщиков при выходе из атаки осталось без охраны и было сбито целиком…"
http://www.e-reading.org.ua/chapter.php/1003171/19/Lashkevich_Anatoliy_-_V_vozdushnyh_boyah._Baltiyskoe_nebo.html
Записан

Сергей Леонтьевич

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3
Спасибо всем (хоть и большим опозданием)! Большое спасибо! Нашёл по Вашим советам семью командира экипажа.
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 469
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемый Сергей Леонтьевич!
Спасибо, что вспомнили про эту тему нашего Форума!
Что известно потомкам об их предке-морском лётчике?
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »