Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Подвиг зенитчицы: кто ты, героиня?  (Прочитано 12622 раз)

МВладимир

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 434
Re: Подвиг зенитчицы: кто ты, героиня?
« Reply #20 : 07 Ноября 2012, 13:26:43 »
 
Цитировать
"В тот же день поздно вечером командиру 791-й ОЗПлР (ст.лейтенант Буланов Иван Терентьевич - прим.) было приказано сдать два зенитных пулемета ШКАС командиру 802-й ОЗПлР, а взамен получить от него два ДШК. К 12.00  9.8.42г он должен  прибыть в Красноармейское в распоряжение полковника Морозова для прикрытия огневых позиций зе¬нитных батарей в 5 и 6 боевых секторах."
Полковник Морозов - командир 422 стрелковой дивизии, переброшенной в конце июля из Хабаровска в район Красноармейска.
Записан

Михаил Матвиенко

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 849
  • ХИЩНИК
    • WWW
Re: Подвиг зенитчицы: кто ты, героиня?
« Reply #21 : 08 Ноября 2012, 20:43:41 »
     Рассказывает бывший командир батареи 321-го озад 117 сд генерал-лейтенант артиллерии в отставке Годун Владимир Демидович:   

 13 ФЕВРАЛЯ 1979 года в газете «Красная Звезда» ... была опубликована статья «Слово о зенитных пулеметчиках», в которой я рассказал об участии воинов 791-й отдельной зенитной пулеметной роты в боях за Ростов н/Дону  и Сталинград. В числе первых откликов на публикацию поступило пись¬мо из Железноводска от Анны Федоровны Барсуковой. Она просила помочь найти следы ее сестры Марии, служившей в этой роте и пропавшей без вести в Сталинграде.
     Ничего утешительного тогда я сообщить ей не смог. Завязалась переписка, из которой я узнал, что Анна Федоровна разыскивает Машу все эти годы — с момента получения из военкомата извещения. Что меня поразило в письмах Анны Федоровны? Глубочайшая вера, что ее сестра не могла бесследно исчезнуть, что обязательно должны остаться ее следы в памяти тех, с кем ее сводила военная судьба.
     В одном из писем Барсукова сообщала, что с фронта Маша в своем единственном письме написала: «Отступать — ни-ни!»
     Возможно, на этом и закончилась бы эта история и на ду¬ше осталась бы горечь от бессилия чем-либо помочь, если бы не знакомство с Марией Ивановной Матвеевой, разведчицей из 748-го зенитного артиллерийского полка. В конце 1979 года она прислала свои воспоминания о боях в октябре 1942 года в Заводском районе Сталинграда истребительного батальона, сформированного из зенитчиков, не имевших мат/части. В одной из рот Мария Ивановна была тогда санинструктором. В рукописи был небольшой эпизод о неравном поединке расчета зенитного пулемета в составе девушки и шофера с 18 Ю-87. Один самолет девушка сбила. Тогда остальные стервятники, выстроившись в круг, подвергли расчет жестокой бомбардировке. Погиб водитель, загорелась машина, на девушке запылала одежда. Но она вела огонь, пока пламя не поглотило ее...
     В рукописи меня особенно поразила одна деталь. Накануне у Марии Ивановны побывал на перевязке раненый водитель машины. От него Матвеева узнала, что в расчете их осталось двое: он — шофер и девушка — командир расчета. Но они держатся. «Она упрямая, без приказа отступать — ни-ни— с гордостью говорил боец. Что-то знакомое послышалось в этом «ни-ни». Бросился к письмам Анны Федоровны. Так и есть...
     Скажу прямо: если бы не это «ни-ни» — никогда не занялся бы поисками неизвестной зенитной пулеметчицы.
     Поиск продолжался вплоть до весны 1983 года. Были проанализированы архивные документы о боях всех частей Сталинградского корпусного района ПВО, находившихся в Завод¬ском районе в октябре 1942 года, и потери женщин в этих частях. Увы, в архивных документах об этом бое не было ни единого слова. Но были обнаружены два очень важных косвенных доказательства. Во-первых, на оборону завода «Баррикады» 10 октября должна была стать переправившаяся из-за Волги 791-я рота. И во-вторых, из всех погибших в Заводском районе женщин-зенитчиц только о Марии Барсуковой нет сведений — при каких обстоятельствах, когда и где она погибла. В учетных данных значится: «...пропала без вести в Сталинграде 28 сентября 1942 года». Тогда я «свёл» Анну Федоровну с Марией Ивановной. И Матвеева дала очень точный словесный портрет погибшей девушки. А потом опознала ее по фотокарточке Маши. Сомнений у меня не было, что та зенитчица — Маша Барсукова, я успел убедиться, насколько точна память Марии Иванов¬ны на Сталинградские бои. Но эти факты не могли служить официальным документом. Ибо никто из ветеранов роты, приславших свои воспоминания о Маше, не видел ее с середины сентября 1942 года.
     В конце 1982 года мне удалось разыскать командира зенитной пулеметной установки старшего сержанта в отставке Никифора Никитовича Андриенко. Он, как и Барсукова, был в числе десяти человек (девять мужчин и Мария Барсукова) во главе с командиром взвода лейтенантом В. Бором, которые числились пропавшими без вести с 28 сентября 1942 года. Никифор Никитович и поведал об этом последнем месяце ее жизни.
     Из воспоминаний Анны Федоровны, ее товарищей по боям за Ростов н/Д и Сталинград все ярче и ярче вырисовывался образ этой бесстрашной девушки.


Из воспоминаний Марии Ивановны Матвеевой, разведчицы 748-го зенитно-артиллерийского полка:
…В этот день погиб штаб нашего истребительного батальона (командир капитан ИВАСЕНКО, политрук ГОЛЬШТЕЙН) и многие другие. В живых из нашей роты остались 5 человек. Мы 19 октября, согласно приказа, переправились за Волгу.
     Все 40 с лишним лет я пыталась хоть что-то узнать о своих боевых друзьях и особенно о неизвестной пулемётчице. И вот в 1982 году мне прислала письмо Барсукова Анна Фёдоровна, она разыскивает свою сестру Марию Фёдоровну, пропавшую «без вести» пулемётчицу, и её последнее письмо из Сталинграда, в котором она сестре в Железноводск описывает расположение и обстановку. Причём пишет, что, как бы трудно ни было, она будет сражаться до последнего и отступать «НИ-НИ» - видимо, это было её манерой говорить. Фраза эта записана в моей памяти разведчика, а затем в дневниковых записях, которые я восстановила по памяти в 1943 году.
     В результате длительного поиска и кропотливой работы генерал-лейтенанта в отставке Годун В.Д. теперь установлено, что это была БАРСУКОВА Мария Фёдоровна. Фотография её довоенная, присланная мне сестрой Барсуковой, вполне подтверждает, что это её лицо, волевые чуть с раскосинкой серые глаза, ямочки на обветренном лице, несколько тяжеловатый подбородок. Спортивного типа фигура, среднего роста, крепкого телосложения – это дополнила её сестра.

20.10.1986 М.И.Мат
веева.
« Последнее редактирование: 23 Декабря 2012, 13:58:10 от Михаил Матвиенко »
Записан
О чем историк умолчал стыдливо,
 Минувшее не вычерпав до дна,
 О том на полках старого архива,
 Помалкивая, помнят письмена.

http://117sd.wmsite.ru/

Михаил Матвиенко

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 849
  • ХИЩНИК
    • WWW
Re: Подвиг зенитчицы: кто ты, героиня?
« Reply #22 : 08 Ноября 2012, 20:48:16 »
     Она родилась в семье рабочего 21 августа 1919 года. Училась в железнодорожной школе. Окончив курсы бухгалтеров, работала в одном из санаториев Пятигорска. Мечтала стать юристом. Но началась война. С первых ее дней, девушка стала работать в военном госпитале. То, что тогда она увидела и услышала, потрясло ее. Как и другие девушки, Барсукова осаждала военкомат с просьбой направить ее на фронт. Но всякий раз она получала отказ. Только в апреле 1942 года Мария Барсукова была направлена в Ростов-на-Дону, и попала в 791-ю отдельную зенитную пулеметную роту, которая входила в состав 748 зенитного артиллерийского полка.

                                       

...«Ясной зоренькой» в детстве называл Машу ее отец. «Чайкой» называли ее боевые друзья по роте.

     По ростовским боям ее хорошо запомнил командир взвода роты Ян Викторович Якубовский. Он вспоминает, что среди своих подруг она выделялась особым упорством и самоотверженностью. Однажды под бомбежкой Маша по пояс в ледяной воде восстановила связь его взвода с ротой. «Должен Вам сказать, что таких, как Маша Барсукова, никто не имеет права забывать. Такие, как она, вечно живут в наших сердцах. Я хорошо помню Машу».
     19.6.1942 при воздушной бомбардировке Ростова ранен – слепое осколочное ранение грудной клетки с повреждением кости.16 июля Якубовского направили в госпиталь.
     Бои за Ростов-на-Дону были жестокими. Здесь, у ж.-д. моста, погибли ее подруги — Ольга Бондаренко и Мария Янковская. Им было по девятнадцать лет... Но Барсукову пули и осколки, казалось, миновали.

     «Зенитчики показали себя мужественными, стойкими воинами. Зенитчик не может не видеть врага, он смотрит в глаза летающей смерти, укрытий для него нет».   
(Из книги Маршала Советского Союза В. И. Чуйкова «Сражение века», стр. 342, изд. Советская Россия, 1975 год).


Записан
О чем историк умолчал стыдливо,
 Минувшее не вычерпав до дна,
 О том на полках старого архива,
 Помалкивая, помнят письмена.

http://117sd.wmsite.ru/

Михаил Матвиенко

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 849
  • ХИЩНИК
    • WWW
Re: Подвиг зенитчицы: кто ты, героиня?
« Reply #23 : 24 Января 2015, 22:23:42 »
     
Краеведческий музей Железноводска, родной городок Маши Барсуковой

     Она была жизнерадостной, обаятельной, требовательной к себе,  целеустремлённой и озорной. В ней удивительным образом уживались строгость, серьёзность и умение к месту пошутить и развеселить друзей. Старшеклассница Маша Барсукова  была артисткой и журналисткой – её заряда хватало и на школьную газету, и на яркие роли. В смуглой гадалке-цыганке на одном из школьных праздников белокурую Машу не узнал никто! В школе, где она училась, есть музей. И в нём – памятные страницы биографии её короткой жизни, прерванной войной.
     Артистичная, заводная, с чувством юмора – она всегда была в центре внимания, к ней тянулись – за советом, хорошим настроением, острой шуткой. От неё словно волны исходили какой-то живительной силы, энергетика невероятная.
     Её отец, коммунист образца 1918 года, воспитал в детях преданность Родине, учил не жалеть себя для людей и Отчизны. Свою Машеньку он называл «ясной зоренькой», гордился дочкой. Фёдор Федотович воевал в гражданскую в Царицыне (так назывался Сталинград до переименования), его дочь – в Великую Отечественную…
    Маша с отличием окончила курсы бухгалтеров и работала в железноводском курортторге бухгалтером-ревизором, мечтала учиться на юриста. Когда началась война,  пошла санитаркой в госпиталь.
     Она просилась на фронт, с её-то характером как оставаться  в тылу, когда Гитлер топчет родную землю, прёт на Кавказ? В апреле 1942-го добилась - призвали.

    У военкомата добровольцев построили, провели перекличку. Всю дорогу до вокзала Маша пыталась развеселить меня, маму, отца, шутила, пересказывала смешные истории из школьной жизни - это из воспоминаний Анны Фёдоровны.

   
Записан
О чем историк умолчал стыдливо,
 Минувшее не вычерпав до дна,
 О том на полках старого архива,
 Помалкивая, помнят письмена.

http://117sd.wmsite.ru/
Страниц: 1 [2]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »