Воспоминания Сытникова
В январе 1942 года в Азов прибыл бронепоезд «За Родину» № 10, им командовал старший лейтенант Михаил Чечельницкий.
Бронепоезд должен был защищать небо Приазовья и поддерживать своим огнем небольшие войсковые части. На вооружении у него было четыре 76-миллиметровых орудия, он был простроен на средства рабочих Новороссийского вагоноремонтного завода.
Тревога все больше охватывала жителей и руководство города. Вокруг города население рыло противотанковые рвы, начались перебои с продуктами. По сигналу «воздушная тревога» все прятались в щели и бомбоубежища. В городе постоянно что-то горело, в небе роились почти круглые сутки фашистские самолеты.
В середине июля 1942 года начался отход измотанных боями частей Красной Армии. 24 июля наши войска оставили Ростов. В числе тех, кто принял на себя удар, прикрывая отход советских войск, был и личный состав бронепоезда «За Родину».
В те дни погибли члены экипажа: матрос Семен Каплун, старший матрос А. Чернявский, главстаршина Моисеенко и Петлин. Все они похоронены на городском военном кладбище.
Маневрируя между Азовом и Батайском, моряки сбили множество самолетов врага, они подавляли огневые точки противника и прикрывали своим огнем отступающие войска. Бронепоезду приказа отступать не было, экипаж продолжал вести огонь по противнику, пока не стало ясно, что путь к отступлению отрезан, фашисты оказались в тылу. Высадив десант, они захватили г. Батайск.
28 июля Азов казался вымершим. Чечельницкий направил в разведку четырех человек во главе с командиром бронеплощадки № 2 Евгением Блажевичем. В нескольких сотнях метров от бронепоезда разведчики наткнулись на засаду немцев. Завязался бой. Первым погиб Блажевич, засевших фашистов, моряки уничтожили огнем из всех орудий. Вскоре поступил приказ бронепоезд взорвать, вооружение снять и отходить вдоль берега Азовского моря.
Подогнав бронепоезд на крутой и высокий поворот железной дороги, в 23 часа 40 минут моряки взорвали его. Ушедшие раньше члены экипажа слышали в тишине ночи серию взрывов в районе Азова: это перестал существовать бронепоезд «За Родину». Свою задачу он с честью выполнил.
Источник:
Сытников, И. Репортаж из прошлого [Азов в годы войны, бронепоезд «За Родину!»] /И. Сытников //Азовская неделя. – 2010. – 6 мая. – С. 4.
Учеба весной шла через пень-колоду. Чему мы научились за это время, так это отличать стрельбу катерников Цезаря Куникова от стрельбы появившегося зимой 1942 года бронепоезда «За Родину», построенного в Новороссийске. В Азове стало много моряков. Нас это радует. В часы затишья мы с братом ходим к морякам на улицу Лермонтовскую, там, напротив Порохового погреба, в одном из домов расположен пункт питания военных моряков. Здесь мы получаем по аттестату моего дяди, офицера-балтийца, продукты. Его семья приехала в гости к нам из Ленинграда и, застигнутая войной, осталась в Азове. Нас здесь хорошо знают, мы часто угощаем моряков яблоками и сливами, а они нас - макаронами по-флотски и сахаром-рафинадом. Вот так живем и дружим.
В тот год зима стояла суровая, а печи топить было нечем. Азовчане стали рубить вековые тополя у Холодильника. Мы тоже взяли тополь со стволом в три обхвата и цукаем его одним тупым топором да старой, ржавой пилой, взятой напрокат у соседа.
В тот день утро выдалось солнечное, тихое. Рубим тополь уже второй день. Рядом - железная дорога, и по ней курсирует бронепоезд «За Родину». Знаем, что его стоянка у складов «Заготзерно», но он курсирует почти вокруг Азова, ведя стрельбу по фашистским самолетам. А тут вдруг подкатил, остановился, вышли матросы, курят, смеются, что-то осматривают. Двое подходят к нам... И вот уже от бронепоезда через канаву пробираются человек пятнадцать моряков с пилой и топорами и со смехом, за несколько минут валят огромное дерево. Затем пошли помогать нашим соседкам. Вокруг разносился стук топоров и смех. Все моряки работали здорово, работа кипела вовсю. Уже около десятка деревьев лежало на земле. Вдруг завыла сирена, и моряки бросились к бронепоезду. И через минуту серо-зеленый, с белой крупной надписью на борту «За Родину» он тронулся навстречу фашистской армаде, ведя огонь почти одновременно из четырех орудий. А мы залегли под только что срубленные деревья, спасаясь от осколков рвущихся в безоблачном небе над нами.
Июльские дни 1942 года для моряков бронепоезда были самыми горячими. Они своим огнем прикрывали переправы у ст. Обуховки и х. Колузаево, на их счету уже были сбитые самолеты, один из них рухнул на окраине города рядом с бараками будущего АОМЗ. Бронепоезд поддерживал огнем из своих пушек бойцов, громивших немецкий воздушный десант у х. Рогожкино 25 или 26 июля. Немцы, начиная с 18 июля, регулярно и усиленно бомбили Азов, сбрасывая на головы азовчан, кроме бомб, колеса от тракторов, дырявые железные бочки и прочий хлам, от которого в воздухе стоит жуткий вой. Наш домик разрушен полностью, пропали вещи и мебель, пострадали и рядом стоящие дома, во двор упало три бомбы. Но самое грустное - погиб наш друг Жора Муравицкий, а соседнюю семью придавило в окопе-убежище землей, там все погибли.
А с фронта вести совсем плохие, 24-го сдан Ростов, бои идут под Батайском, а бронепоезд все еще курсирует, отбивая атаки немецких стервятников, которые охотятся за ним. Несут потери и моряки, среди них много раненых, есть убитые, их похоронили на братском кладбище Азова. Фашисты рвутся к городу, выброшено несколько десантов, наши войска медленно отходят. Ушел из города отряд Цезаря Куникова по приказу командования. Уже выведено из строя железнодорожное полотно, саперы через каждые 30-50 метров взорвали толовыми шашками рельсы. Таким образом, наш защитник бронепоезд «За Родину» оказался блокированным. Глубокой ночью 28 июля на западной окраине Азова прогремели мощные взрывы, а утром мы узнали, что моряки взорвали бронепоезд, оставив изуродованным и сваленным под откос грозу обороны Азова, а сами ушли, чтобы через полгода принести день освобождения нашему Приазовью.
Источник:
Сытников И. Бронепоезд «За Родину»/И. Сытников //Азовская неделя. – 2010. – 28 января. – С.7.