Это всё вольный пересказ далеко не всегда достоверной информации, почёрпнутой в свою очередь из открытых источников...
Как понял, Ваш земляк взял документальный материал в основном отсюда:
спецстроительство, 1939-41, западная беларусь
Командно административные методы на спецстроительстве (1939-41г.)
Сергей Пивоварчик
http://kgb-by.livejournal.com/16916.htmlНо материал весьма информативный.
Самое главное оттуда:
"Новые укрепленные районы возводились в соответствии с планами ВКП (б) и советского правительства по укреплению новой границы, которая оформилась в соответствии с секретным протоколом пакта Риббентроп-Молотов. "Белостоцкий выступ" в Западном особом военном округе (ЗапОВО) должны были прикрывать четыре укрепленных района (далее УР) – Брестский №62, Замбровский №64, Осовецкий №66 и Гродненский №68.
Для непосредственного строительства на местах были сформированы четыре управления начальника строительства (УНС). УНС 71 находился в Гродно и занимался строительством 68 Гродненского укрепрайона, УНС 74 (Брест) – 62 Брестского, УНС 72 (Ломжа) – 66 Осовецкого и УНС 73 (Замбров) возводил сооружения 64 Замбровского укрепленного района. К Управлениям были прикреплены районы Белостоцкой и Брестской областей. К УНС 71 – Августовский, Гродненский, Домбровский, Кнышинский, Скидельский, Соколковский и Сопоцкинский районы, к УНС 72 – Ломжинский, Снядовский, Чижевский, Цехоновецкий, Бранский, к УНС 73 – Граевский, Кольновский, Едвабновский, Замбровский, часть Кнышинского и Ломжинского. Партийные и советские власти этих районов должны были мобилизовать все ресурсы для оборонительного строительства (Государственный архив общественных организаций Гродненской области (далее ГАООГО), фонд 6195, опись 1, дело 191, л.124).
Проблема обеспечения спец строительства на западной границе СССР рабочей силой была одной из главных для республиканских и местных органов власти. Спец строительство осуществлялось по двум ведомствам – Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) и Народного Комиссариата Обороны (НКО). НКВД занималось строительством аэродромов и широко использовало на работах труд заключенных. УРы возводились по линии НКО и, как свидетельствуют документы, гражданское население (с гужевым транспортом и без него) привлекалось в качестве вольнонаемных и по разнарядке партийных и советских органов, когда районом было необходимо каждый день направлять на строй участки определенное количество рабочих и транспорта. Однако военное руководство и гражданские власти плохо координировали свои действия: имели место несвоевременное обеспечение работой гражданских лиц, использование не по назначению рабочих, плохой учет, а также невыполнение заданий по обеспечению рабочей силой.
Весной 1941 г. активизировались работы на строительстве УРов, что привело к усилению командных форм привлечения рабочей силы к оборонительным работам. 22 февраля 1941 г. СНК БССР и ЦК КП (б) Б приняли совместное постановление "Об обеспечении оборонительного строительства Западного Особого военного округа". Оно обязывало исполкомы и обкомы Брестской, Белостоцкой, Барановичской, Пинской и Вилейской областей обеспечить организованный набор рабочей силы и гужевого транспорта и направить в распоряжение начальников строительства № 71, 72, 73, 74. По Брестской области количество рабочих должно было составить 9000 человек, Белостоцкой и Барановичской – по 4000, Пинской и Вилейской -- 2000. Вместе с этим, Белостоцкая область должна была для УНС 71, 72, 73 на период с 1 мая по 1 декабря 1941 г. направлять 900 подвод ежедневно. Руководителям Белкоопсоюза и Наркомздрава Беларуси поручалось организовать сеть торгового и медицинского обслуживания рабочих в местах, указанных инженерным управлением ЗапОВО, а за организацию политмассового и культурного обслуживания ответственность возлагалась на облисполкомы и обкомы (Платонов Р. Накануне. // Белорусская нива. 15 июня 1994).
Аэродромное строительство было не менее важным элементом подготовки к боевым действиям. В начале 1941 г. советское правительство приняло решение о постройке в Западной Белоруссии аэродромов с бетонными полосами 1200 м х 80 м. На территории Белостокской области планировалось построить 11 аэродромов: объект № 101 – Гонендз, № 117 – Заблудов, № 169 – Бельск, № 202 – Лапы, № 227 – Гродно, № 253 – Белосток, № 270 – Свислочь, № 294 – Кватеры, № 337 – Скидель, № 360 – Рось, № 400 – Соколка (Красняны). На строительство каждого из аэродромов планировалось затратить по 16 млн. руб. и закончить к 1 сентября 1941 г. Комплектование рабочей силой этих объектов осуществлялось за счет военнослужащих строительных батальонов, призванных из запаса, осужденных, одбывающих наказание в исправительно-трудовых колониях, заключенных белорусских тюрем, специально направленных на спец строительство, а так же местного населения, одбывающего трудовую и гужевую повинность по разнарядке райисполкомов. Объекты в Гонендзе, Бельске, Лапах, Кватерах и Скиделе строились красноармейцами стройбатов, остальные – заключенными колоний и тюрем. В Роси был организован лагерь из заключенных, прибывших из тюрем Полоцка, Гродно, Баранович, Бронной горы в количестве 513 человек. Всего по спискам на 20 мая 1941 г. на строительстве аэродромов в Белостоцкой области находилось 9560 красноармейцев стройбатов, 5020 заключенных, 491 вольнонаемных и 3010 человек в порядке труд повинности. Однако это было меньше необходимого количества рабочих, чтобы закончить работы в определенный срок. По расчетам специалистов, на аэродромное строительство должно было выходить ежедневно до 42 тыс. человек (ГАООГО, ф.6195, оп.1, д.191, лл. 17-21, 68-70)".
Считаем. 11 однотипных объектов. Из них 5 строится стройбатовцами из запасников (всего которых якобы 9560) и 6 - силами 5 тыс. зэков, 500 вольнонаемных и 3000 привлеченных в порядке трудповинности. В сумме 8,5 тыс. Так не бывает. Одно логичное объяснение: в число 9560 включена охрана объекта и состав строительной части НКВД. На глазок выходит по полтора батальона на каждую из трех областей. Тогда все сходится.
Но ведь не везде же обязательно так должно было быть? В Брестской области было больше порядка, в Белостокстой меньше - только и всего.
Полный текст книги Пивоварчика:
Пивоварчик Сергей Аркадьевич
БЕЛОРУССКИЕ ЗЕМЛИ В СИСТЕМЕ ФОРТИФИКАЦИОННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И СССР (1772-1941)
Монография
Гродно, 2006
ссылка на книгу
http://narod.ru/disk/14326280000/pivovarchik.doc.htmlТам более вразумительный текст:
"Одной из главных проблем для республиканских и местных органов было обеспечение спецстроительства на западной границе СССР рабочей силой. Спецстроительство осуществлялось по двум ведомствам - Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) и Народного комиссариата обороны (НКО). НКВД занималось строительством аэродромов, УРы возводились по линии НКО. Анализ архивных материалов и воспоминаний очевидцев показывает, что обеспечение массовой рабочей силой объектов оборонного строительства проходило за счет: 1) комсомольских батальонов, специ¬ально сформированных из молодежи преимущественно восточных областей БССР; 2) строительных батальонов - полувоенных подразделений, сформированных из призванных из запаса военнообязанных; 3) местного населения, отбывающего трудовую и гужевую повинности; 4) заключенных тюрем и исправительно-трудовых лагерей; 5) регулярных воинских частей. Для выполнения гигантских планов спецстроительства на западной границе СССР партийные, советские и военные органы широко применяли командно-административные меры формирования, управления и использования больших людских ресурсов.
Комсомольские батальоны приступили к военному строительству одними из первых. Уже в конце весны 1940 г. первые комсомольские батальоны прибыли для работ по возведению новых укрепленных районов в «Белостокском выступе»."
"Несмотря на название, состав комсомольских батальонов был разнообразным. В батальоне, который прибыл на строительство 62-го Брестского укрепленного района из Гомельской области, числились 805 человек, из которых 344 комсомольца, остальные беспартийные. Среди рабочих 150 человек были несовершеннолетними (16-17-летние) и несколько стариков 60 - 63 лет. Кроме этого, имелся ряд людей «совершенно неблагонадежных, судимых и имеющих репрессированных родителей и родственников», а также двое немых и один глухой [78, л. 25-26]."
"Весной 1941 г. активизировались работы на строительстве УРов и аэродромов... По Брестской области количество рабочих должно было составить 9000 человек, Белостокекой и Барановичской - по 4000, Пинской и Вилейской — 2000".
"Не менее тяжелым было положение и в строительных батальонах, которые были специально сформированы для работ по оборонному строительству на западной границе СССР. Эти батальоны в основном использовались на аэродромном строительстве и военно-инженерной подготовке приграничной полосы (предполья). Фактически это были полувоенные подразделения, которые комп¬лектовались призванными из запаса военнообязанными старших возрастов, непригодными по различным причинам к строевой службе. Наиболее типичной является ситуация, которая сложилась в 446 стройбате [45, л. 19-22].
Рядовой состав в количестве 940 человек был призван из военнообязанных Вилейской области, командно-политический мобилизован из запаса, находящегося на учете в Витебской области. Национальный состав рядовых батальона был такой: 630 белорусов, 181 поляк, 81 еврей, 27 русских, 29 литовцев. По профессии главным образом преобладали крестьяне и единоличники - 580 человек, плотников было 60 человек и остальные солдаты различных специальностей, при полном отсутствии тех профессий и специальностей, которые были нужны на строительстве, - каменщиков, бетонщиков и т.п.
Батальон после произвольной разбивки по ротам был размещен в трех деревнях по крестьянским дворам. Обмундирование и питание солдат было организовано только на второй месяц, причем более половины полученного обмундирования оказалось негодным для носки. Батальон, призванный для работы на спецстройке, полтора месяца ничего не делал, за исключением выполнения мелких работ и постройки не больших временных сооружений на строительстве. Нормы, предусмотренные для работ различных категорий, регулярно не выполнялись из-за отсутствия опыта и навыков у стройармейцев. Руководство строительства не обеспечивало батальон нарядами на работу и часто производило переброску людей в разгар работы из одного места в другое. «Политмассовой работы» практически не проводилось. Все это послужило причиной недовольства среди солдат, и в батальоне произошли два случая группового дезертирства".
"В связи с тем, что в военкоматах при призыве обещали двухмесячные сборы, военнослужащие плохо работали и ждали скорейшей отправки домой".
"К лету 1941 г. стало очевидно, что планы по военному спец-строительству на западной границе срываются. Чтобы ускорить работу по подготовке пограничной полосы к боевым действиям, командование Западного особого военного округа весной 1941 г. приказало направлять на оборонные работы регулярные воинские части - по одному батальону от стрелкового полка и по дивизиону от артиллерийского. В основном они занимались полевым усилением предполья - копали противотанковые рвы, стрелковые траншеи, строили полевые инженерные укрепления [ 182, л. 34-35]. Эти подразделения были выдвинуты к границе и размещены в полевых условиях - в палатках. Как вспоминали участники тех событий, боеприпасов было взято лишь для несения караульной службы [29, л. 90, 100]. Поэтому не удивительно, что эти части с началом нападения немецких войск 22 июня 1941 г. не могли организовать должного отпора противнику, понесли огромные потери и фактически были уничтожены в первые часы войны".
Однако не пишет, собака, к какому ведомству были приписаны стройбаты - НКО или НКВД!
Впрочем, логику понять можно. Поскольку УРы строились непосредственно в погранзоне, НКВД с его контингентом там делать было нечего. А аэродромы, расположенные в некотором отдалении от границы - пожалуйста.