РГВА, фонд 34912 «Коллекция исторических формуляров», опись 3 «Коллекция исторических формуляров», дело 390 «136 ближнебомбардировочный авиационный полк»
I. История строительства части
136-й бомбардировочный полк на самолетах Як-2/ББ-22/ в составе управления полка штат № 15/928, литер «Б» пяти эскадрилий, штат № 15/907, литер «Б» с обслуживающей 300 авиабазой сформирован на основании директивы Начальника Главного Управления Красной Армии. С дислокацией ХВО г.Лебедин. 20.02.1940, директива Начальника Главного Управления Красной Армией № 1/5/176354.
Формирование полка было возложено на майора Полушко Ф.И. (ныне полковник), прибывшего на должность командира 136 Авиаполка 13 марта 1940 года. Приказ НКО № 01739 от 25.4.1940.
К этому же времени прибыли в полк: батальонный комиссар Мартынов С.Г., назначенный комиссаром полка (ныне зам. комиссара полка по политчасти), начальник штаба полка - майор Талантов В.А., помощник командира АП – майор Выжленцов Н.Г. и командир АЭ Арсеньев Л.С. Приказы НКО № 01714 от 25.4.1940 и № 01739 от 25.4.1940.
Прибыли и приступили к исполнению должности командиров АЭ – капитан Цапиков П.Н. и капитан Пшеничный С.Т. Приказ НКО № 01739 от 25.4.1940.
Основой формирования пока явился личный состав двух эскадрилий под командованием капитана Глошкина (эскадрилья ранее входила в состав 57 СБП) и капитана Романова (ранее входившего в состав 55 СБП). Эскадрильи прибыли в полк без материальной части после войны с финской белогвардейщиной. Остальной состав пополнялся из ресурсов ВВС ХВО и часть лётного состава из 160 резервного авиаполка, и небольшая часть, в основном технического состава, за счет выпускников из школ. Приказ НКО № 01753 от 28.4.1940 г.
136 ббап до окончания формирования влился в состав 62 Авиабригады, гор. Лебедин. Приказа нет.
Во исполнение директивы Наркома Обороны СССР ,136 авиаполк и 300 авиабаза вошли в распоряжение военного Совета КОВО и влились в состав 19 авиадивизии с дислокацией в г.Бердичев. Директива Наркома обороны СССР № У/4/104726 от 25.7.1940г.
136 ббап и 300 авиабаза на период 28-31.8.40г. закончили перебазирование в город Бердичев на аэродром Романовка. Тоже. (Директива Наркома обороны СССР № У/4/104726 от 25.7.1940г.).
II. Участие в походах и боях
Участие в походах и боях 136 ббап за 1940 год не принимал
III. Боевая подготовка части
Основной задачей на 1940 год являлось изучение материальной части состоящей на вооружении полка – самолетов ЯК-2/ББ-22/ и переучивание летного состава на последний.
В результате переучивания летного состава на самолете ЯК-2, было выпущено 31 экипаж, кроме того, было подготовлено еще 9 экипажей для выпуска на самолете ЯК-2, но приказом ВВС ХВО личный состав этих экипажей был переведен в 60 СБП в составе которой принял участие в освободительном походе в Бессарабию и Прибалтийские республики.
Личный состав экипажей, выпущенных на самолетах ЯК-2, в течение 1940 года принял участие в первомайском и октябрьском парадах в Москве и октябрьском /одно звено/ в Харькове, а также в целом ряде перегонов материальной части к месту дислокации по маршруту:
а) Москва – Лебедин
б) Москва-Лебедин-Бердичев
в) Москва-Брянск-Бердичев
г) Москва-Брянск-Б.Церковь
Основной упор по наземной подготовке за 1940 год (с момента формирования) был взят на изучение летным и техническим составом материальной части.
IV. Партийная и политическая работы
Партийная и комсомольская организации в 136 ббап организовались в мае 1940 года.
Главнейшей задачей политаппарата, партийной и комсомольской организаций являлось обеспечение выполнения задач, стоящих перед полком.
Главнейшие вопросы, вокруг которых организовывалась партийно-политическая работа:
1. Борьба за укрепление воинской дисциплины.
2. Борьба за авангардную роль коммунистов и комсомольцев в боевой и политической подготовке.
3. Организация и проведение политического воспитания личного состава в духе преданности партии Ленина-Сталина и Социалистической Родине.
Партийная и комсомольская организации полка крепкие и устойчивые, тесно сплочены вокруг Центрального Комитета партии и вождя всех трудящихся великого Сталина. Партийная и комсомольская организации могут выполнить любую задачу партии, правительства и любимого Сталина.
Партийная и комсомольская организация состоят:
а/ Членов ВКП/б/ - 98 чел.
б/ К-тов ВКП/б/ - 54 чел.
в/ Членов ВЛКСМ – 183 -//-
С момента организации в полку развернуто социалистическое соревнование среди личного состава, а также заключен договор социалистического соревнования между 136 ББАП и 60 СБП.
VIII. Знамена, годовые праздники, шефы и почетные красноармейцы
1. Знамена: Революционного Красного Знамени полк не получал.
2. Шефство: Полк шефов не имеет.
3. Годовые праздники: Днем годового праздника установлен 13 марта, в ознаменование годовщины формирования полка. Приказа НКО, об утверждении установленного праздника, в полку не имеется.
РГВА, фонд 34912 «Коллекция исторических формуляров», опись 1 «Исторические формуляры войсковых частей и соединений», дело 1779 «54 Краснозанменный скоростной бомбардировочный авиаполк I САД»
I. История строительства 54 Краснознаменного СБП
54 СБП сформирован 13 июня 1938 г. БВО ст. Шайковка. Основой формирования были 13 и 14 Скоростные Бомбардировочный авиаэскадрильи 1030Авиационной бригады. Штат № 15/828 Литер «В» 15/807 литер «В». Полк сформировали Командир полка майор Леонов В.С., Комиссар пока Баткомиссар Хоробрых и Нач. штаба майор Писаков С.Т. директива Ген. Штаба РККА № 4/1/49861 от 21.12.37. Приказ Воинской Части 4041 № 001 от 13.6.38г.
Конец формирования 1 июня 1938 г., части было присвоено название 54 Легко-Бомбардировочный Авиационный полк. Приказ БОВО № 0079 от 2.6.38 г.
Полк вошел в состав 16 Скоростной Авиационной бригады (в/с 5256). Приказ в/с 5256 № 01 от 2.6.38 г.
20 июня 1938 г. полку присвоен условный номер 4014. Отношение ВВС БОВО от 20.6.38 г. № 0044812.
12 июня 1939 г. из полка были выделены 9 экипажей с мат. Частью для укомплектования В/части 4005 и отправлены в МНР. Распоряжение 4 отд. ВВС БОВО.
В Октябре 1939 г. на укомплектование 39 СБ для отправки в Латвию выделено 5 лучших экипажей. Личное распоряжение Командующего ВВС БОВО.
20.11.39 г. на пополнение самолетами и летным составом полка, из Брянска 67 АБ поступило 13 самолетов СБ и 18 человек летного состава (2 звена). Приказ ВВС БОВО № 0034-40 г.
Май 1940 г. полк перешел на новые штаты 15/228-«Б», 15/907-«В». Директива Командующего ВВС БОВО № 0065751 от 19.5.40 г. и приказание 41 СББ от 25.6.40 г. № 0040 (дело № 4-40 г. стр. 152.).
II. Участие в походах и боях
В период Чехо-Словацких событий – Сентябрь 1939 г., полк в составе 3-х эскадрилий из Шайковки перебазировался в Могилев и 1-й эскадрильей – Сеща. Решением Военного Совета БОВО полк был сформирован для отправки в Чехо-Словакию, на основе договора о взаимопомощи, в составе 5-и эскадрилий, одна эскадрилья вливалась из 39 СБП гор. Быхов. Приказание ВВС БОВО № 001 от 24.9.38 г. Приказ Войсковой части 4014 № 01 от 25.9.38 г. (дело 32-38), и приказ № 07 от 8.10.38 (о возвращении в Шайковку).
13 Сентября 1939 г. полк в составе 63 экипажей перебазировался в г. Могилев для участия в боевых действиях против бело-поляков в деле освобождения народов Зап. Украины и зап. Белоруссии и 17.9.38 г. имел 1 боевой вылет 32 самолетами, потери 1 самолет СБ. Боевой налет 98 ч. 01 м. Выписка из приказа Штаба ВВС Бел. Фронта от 16.9.39 г. Боевой приказ Штаба 16 СББ № 001 от 16.9.39 г. Боевой приказ № 001 Штаба 54 СБАП от 17.9.39. опер. Сводка № 03 и развед. Сводка № 02 Штаба 16 СББ от 17.9.39 г. Опер. Сводка 54 СБАП № 01 от 17.9.39.
29 Ноября 1939 г. полк в составе 51 боевого экипажа перебазировался на аэродром Витебск, а 30.11.39 г. в Смуравьево ЛВО в составе 16 СББ для участия на фронте борьбы с финской белогвардейщиной. Личное приказание К-ра 16 СББ К-ру полка на совещании в Бобруйске 15.11.39. Телефонное распоряжение Командующего ВВС БОВО 29.11.39 и 30.11.39.
19 Декабря 1939 г. начало боевых действий пока. Произведено 46 самолетовылетов бомбометания скопления и продвижения противника на Карельском перешейке. Боевой приказ № 05 Штаба 54 СБП от 15.12.39. Оперсводка № 049 Штаба 16 СББ от 19.12.39 и опер. Сводка № 021 штаба 54 СБАП от 19.12.39.
5 Января 1640 г. Полк в составе 44 экипажей бомбардировал военно-промышленные, экономические и политические объекты г. Миккели и резервы противника, резервы противника на 95% уничтожены, город разрушен и сожжен. В воздушном бою сбито 4 истребителя ФД-21, потеряно 2 самолета СБ. Боевой приказ № 07 Штаба 54 СБАП от 2.1.41 г. Опер. Сводка № 38 штаба 54 СБП от 5.1.40.
17 Января 6 самолетов СБ 3 СБЭ бомбардировали военный завод на Северной окраине г. Лаппенранта в воздушном бою с 22 истребителями ФД-21. Сбито истребителей противника 11, с потерями 3 экипажа самолетов СБ. Остальные 3 были повреждены. Боевой приказ № 010 Штаба 54 СБП от 17.1.40 г. Опер. Сводка № 050 от 17.1.40 г. и опер. Сводка № 051 от 18.1.40 г.
Полк 18, 19 и 20 Февраля 1940 г. бомбардировал ж/д Узел Коувола. Совершено 110 самолето-вылетов, ж/д узел прекратил работу на 3 дня.
В воздушных боях 18, 19 и 20.2.40 г. сбито истребителей противника Бристоль-Бульды 6, Гластер-Гладиатор 3, с потерями 1 экипажа СБ. Боевой приказ № 018 Штаба 54 СБП от 16.2.40 г. Опер. сводка № 083 Штаба 54 СБП от 18.2.40 г., Опер. сводка № 084 Штаба 54 СБП от 19.2.40 г., Опер. сводка № 085 Штаба 54 СБП от 20.2.40 г.,
21.2.40 г. полк в составе 27 экипажей самолетов СБ бомбардировал военные объекты г. Лаппенранта.
4 СБЭ в составе 9 самолетов СБ была атакована истребителями ФД-21 – больше 20. В воздушном бою сбито 11 истребителей противника Фд-21, с потерями 1 экипажа СБ, 2 экипажа СБ были подбиты и произвели посадку на своей территории. Боевой приказ № 020 Штаба 54 СБП от 21.2.40 г. Опер. сводка № 086 Штаба 54 СБП от 21.2.40 г.
10 и 11 Марта 1940 г. полк бомбардировал войска противника и его огневые точки в районе Сяккиярви, Карвала, Сурпяля. Совершено 96 самолето-вылетов. Потери – 2 экипажа СБ. Боевой приказ № 035 Штаба 54 СБП от 9.3.40 г. Опер. сводка № 0103 Штаба 54 СБП от 10.3.40 г., Боевой приказ № 036 Штаба 54 СБП от 11.3.40 г. Опер. сводка № 0104 Штаба 54 СБП от 11.3.40 г.
13 Марта 1940 г. боевые действия были прекращены по случаю заключения мирного договора с Финляндией и полк до 21.3.40 находился в готовности № 1 (т. Е. до момента перебазирования в Могилев). Мирный договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской республикой от 13 Марта 1940 г. г.Москва
21 Марта 1940 г. за успешное выполнение задания на фронте борьбы с белофинами перед строем полка Командование 16 СББ Полковник Белов и Полковой Комиссар Москвалев объявили всему личному составу «Благодарность».
На период боевых действий к полку были прикомандированы 2 эскадрильи без мат. Части, прибывшие из 57 СБП. Эскадрильи 12 экипажного состава – всего 72 человека. Телегр. Распоряжение Штаба ВВС ФЗФ от 16.2.40 г.
21 Марта 1940 г. полк в составе 43 экипажей под командованием Комиссара пока Баткомиссара Хоробрых перелетел с аэродрома Смуравьево на аэродром Могилев и вошел в состав 41 СББ. Приказание Нач. Штаба ВВС ФЗФ от 16.2.40 г.
За период боевых действий с 19.12.1939 г. по 11.3.40 г. полк произвел 33 полка вылета, из них: 31 боевых, 2 возвращения по метеоусловиям, 1131 самолетвылет, из них: 85 самолето-возвращения по метеоусловиям, 2957 часов 5 минут боевого налета, 392 ч. 17 м. не боевого налета, а всего с начала боевых действий налетал 3351 ч. 22 мин. На военно-промышленные объекты сбросили 26195 бомб разного калибра, что составляет 558284 кг. В воздушных боях огнем экипажей самолетов СБ сбито 38 истребителей противника, потреяв сам 7 самолетов с экипажами. Кроме этого, 3 самолета СБ потерял от ЗА. За период боевой работы налетал на средней скорости 220 км/час. 743953 км, из них по территории противника 297393 км.
10 Июля 1940 г. полк с аэродрома Могилев перебазировался на аэродром Мачулище (в р-не Минск). Телеграф. Распоряжение штаба ВВС БОВО от 7.6.1940 г.
16 Июля 1940 г. полк с аэродрома Мочулище перебазировался на аэродром Вильно (Литва). Телеграф. Распоряжение Генерал-Лейтенанта Гусева.
20 Июня 1940 г. полк с аэродрома Вильно перебазировался на аэродром Каунас. Шифр. Телеграмма Штаба ВВС БОВО.
15 Августа 1940 г. полк с аэродрома Каунас перебазировался к месту постоянного дислоцирования Вильно. Шифр. Личное приказание К-ра 8 САД полковника Гущина 14.8.40.
Командир 54 Краснознам. СБП майор Скибо
Нач. штаба 54 Краснознам. СБП майор Писаков
Экземпляры 1-2 Штаб 8 Сад, 3 в дело.
олнитель Писаков
.П. 16.1.41 г. № 45
РГВА, фонд 34912 «Коллекция исторических формуляров», опись 1 «Исторические формуляры войсковых частей и соединений», дело 1764 «57 скоростной бомбардировочный авиаполк»
I. История строительства части
В период 20-21 июня 1938 года расформирована 78 АБ (55 и 57 АЭ) и сформирован 47 авиаполк, вошедший в состав 13 АБ. Приказ ОКДВА № 00115 от 12.5.1938 года. Дислокация 47 АП Ново-Сысоевка.
47 АП переименован в 57 СБ авиаполк. Шифр телеграмма ВВС КДФ № 09/545 от 15.7.38 года.
С 26.7.38 года 57 АП вошел в состав 12 АБ. Приказ 1ОКА № 0062 от 14.2.39 года.
В период с 16.3 по 20.3.39 года 57 АП перебазировался на аэродром Чернышевка. Приказ 1ОКА № 0062 от 14.2.39 года.
Командир 57 СБАП майор Лебедев, Военком бат. комиссар Куфта, Начальник штаба майор Косарев.
II. Участие в походах и боях
31.7.1938 года в 7.58 объявлена боевая тревога. 57 АП приведен в боевую готовность. Готовых к вылету: самолетов 51, экипажей – 41. Телеграфное распоряжение Командующего ВВС 1ОКА.
6.8.1938 года 57 АП двумя группами в составе 44 самолетов произвел боевой вылет на уничтожение артпозиций в районе озера Иенци, Торихао, Чюунсайдон. Боевой приказ от 6.8.1938 года переданный по телеграфу с КП 25 АБ заместителем Командующего 1ОКА Полковником Сенаторовым.
Боевой вылет организован: Вр. К-р полка – Капитан Косарев, Военком – Ст. Лейтенант Куфта, Вр. Нач. штаба – Капитан Антоньев.
Взлет 1 группы в составе 20 СБ – 14.18. Ведущий группы пом. К-ра полка Ст. Лейтентант Тюрин, Флагштурман 57 АП Капитан Машкарин.
Взлет 2 группы в составе 24 СБ – 15.18. Ведущий группы – К-р 5 АЭ ст. Лейтенант бурдин, Флагштурман – Ст. Лейтенант Вылеваждин.
Задача выполнена. Бомбы сброшены на артпозиции в районе озера Иенци и южнее от Цуринон. В районе цели полк был обстрелян ЗА. Потерь нет. Все самолеты благополучно произвели посадку на своих аэродромах. Один экипаж бомбы не сбросил (штурман – Ананьев). Посадка произведена с бомбами.
III. Боевая подготовка части
1938 учебный год 57 АП закончил с большой аварийностью – 4 аварии с-та СБ. На инспекторской поверке боевой и политической подготовке полк получил неудовлетворительную оценку. Акт инспекторской проверки 57 АП, проводимой инспекцией 1ОКА от 8.12.38 года.
В период с 16.10 по 27.10.39г. 57 АП произвел два вылета на сдачу 2 и 3 задач ПЕКБ-39. Вылеты произведены на тактическом фоне.
Приказ ВВС 1ОКА № 0171 от 15.11.39.
В полете участвовали 3,4 и 5 АЭ, 1 и 2 АЭ – подготовка матчасти к зиме.
1) 16.10.39. Северный маршрут (сухопутный). Длина маршрута 1110 км. В полете участвовало 28 самолетов. Маршрут выдержан точно, в воздухе находились 4 часа 52 минуты, на высоте – 1 час 25 мин. Бомбометание произведено на полигоне Благодатное с Н – 7000 м. Оценка: бомбометание 4,5, самолетовождение – 4, связь – 3.
Полк вел – командир полка Майор Лебедев, флагштурман капитан Вылегжанин.
Ведущий первой девятки – командир 5 АЭ капитан Барулин, флагштурман Ст. лейтенант Качалин.
Ведущий 2-й девятки – командир 4 АЭ капитан Кибирин, флагштурман капитан Уваров, он же и комиссар АЭ.
Ведущий 3-й девятки – командир 3 АЭ капитан Денисенко, флагштурман Ст. лейтенант Трошин.
2) 27.10.39г. Южный маршрут (морской). Длина маршрута 1120 км. В полете участвовало 42 самолета. Маршрут выдержан точно, в воздухе находились 4 часа 50 мин., над морем – 2 часа 34 минуты, на высоте – 1 час 30 мин. Бомбометание на полигоне Ханка с Н – 7000 м. Оценка: бомбометание 4,2, самолетовождение – 4, связь – 4.
Полк вел – командир полка Майор Лебедев, флагштурман капитан Вылегжанин.
Ведущий 1-й девятки – командир 5 АЭ капитан Барулин, флагштурман Ст. лейтенант Качалин.
Ведущий 2-й девятки – командир 4 АЭ капитан Кибирин, флагштурман капитан Уваров, он же и комиссар АЭ.
Ведущий 3-й девятки – командир 3 АЭ капитан Денисенко, флагштурман Ст. лейтенант Трошин.
Ведущий 4-й девятки – командир 1 АЭ капитан Кожевников, флагштурман Ст. лейтенант Ткаченко.
Ведущий 5-й девятки – командир 2 АЭ капитан Глошкин, флагштурман лейтенант Цапалин.
После посадки с-тов Командующий ВВС 1ОКА прислал телеграмму, в которой весь личный состав 57 АП и 52 АБЭ поздравлялся с успешным выполнением задания.
3) 28.10.39г. полк в составе 43 самолетов произвел высотный полет с бомбометанием на полигоне Чернышевка. Бомбометание произведено: 3, 4 и 5 АЭ с Н – 8500 м., 1 и 2 АЭ с Н – 7000 м. Оценка бомбометания 4,6. Согласно плана УБК полка.
Полк вел – командир полка Майор Лебедев, флагштурман капитан Вылегжанин.
4) 7.11.39 года 57 АП в составе 18 самолетов участвовал в воздушном параде частей ВВС 1ОКА. Полк, как занявший 1 место в предоктябрьском соревновании, шел в голове воздушного парада. Телеграмма командующего ВВС 1ОКА.
Вел группу Командир полка Майор Лебедев, флагштурман капитан Вылегжанин.
1939 учебный год 57 АП закончил с отличными показателями в боевой и политической подготовке, без катастроф и аварий боевых самолетов (1 авария У-2). Военным Советом 1ОКА командир полка т.Лебедев и военком Батальонный комиссар т.Куфта – награждены мотоциклами.
На основании приказа НКО № 070 для премирования состава выделено 0,5% зарплаты полка.
Приказ 1ОКА № 0365 от 12.12.39 года.
57 АП, показавший лучшие образцы работы при выполнении зачетных полетов и в результате хрошей работы за весь 1939 год без летных проишествий (1 аврия У-2) представлен Начальнику ВВС РККА для награждения согласно приказа НКО № 0214 от 1936 г.
7й ряд снизу, 5й слева: Безруков Дмитрий Павлович/