ДИЛИГЕЙ Николай Куприянович (1911-1945), Герой Советского Союза (1944) из числа воспитанников системы отечественного МВД и пограничных войск, участник боёв за Восточную Пруссию, лётчик-инспектор по технике пилотирования 11-го истребительного авиационного Кёнигсбергского корпуса Особого военного округа, гвардии подполковник.
Родился 24 октября 1911 года на Украине - в селе Комыны Изяславского района Хмельницкой области. Украинец. Из крестьян. Член ВКП(б) с 1941 года.
Образование: в конце 1920-х - семь классов сельской школы на родине; в 1933 – начальный курс 4-й (Саратовской) школы пограничной и внутренней охраны войск ОГПУ; в 1937 – авиационное отделение Харьковского военного училища пограничной и внутренней охраны НКВД СССР имени Ф.Э. Дзержинского.
До призыва в армию трудился на родине сначала лесорубом, а затем в качестве сотрудника милиции города Изяслава.
На военной службе с 1932 года, при этом, предположительно, по 22 июня 1941 года - в войсках ОГПУ-НКВД СССР.
Офицерскую службу начинал в 1937 году в рядах личного состава 3-й отдельной авиационной эскадрильи Управления пограничных войск НКВД Казахской ССР.
К лету 1941 года – старший лейтенант по воинскому званию.
Согласно утверждениям, содержащимся в ведомственной литературе пограничных войск КГБ СССР, Великой Отечественную войну встретил на западной границе, в Белоруссии, находясь здесь в командировке.
22 июня-1 сентября 1941 года в силу сложившейся боевой обстановки – «в наземных войсках в должности командира стрелковой роты, где показал себя мужественным командиром, героически сражаясь против фашистской армии». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 162.
С 1 сентября 1941 года – в рядах ВВС РККА и, в том числе, к началу октября 1941 года - штурман только что сформированного в городе Рязани и вооружённого самолётами Миг-3 10-го истребительного авиационного полка.
Вновь в действующей армии с 25 октября 1941 года: по 16 февраля 1942 года включительно - в рядах однополчан по 10-му иап в составе сил ВВС Калининского фронта. И к началу ноября 1941 года уже имел на лицевом счету 18 боевых вылетов общей продолжительностью в 18 часов 30 минут: «Успешно выполнял боевые задания по штурмовке войск противника, прикрытию железнодорожных объектов и сопровождению бомбардировщиков. Отличный лётчик, любит своё дело». За это 4 ноября 1941 года старший лейтенант Н.К. Дилигей был представлен командованием части к награждению орденом Красной Звезды. Само же награждение состоялось на основании приказа по войскам Калининского фронта № 073 от 29 декабря 1941 года. Врученный офицеру тогда орден Красной Звезды стал первой в его, боевого лётчика Н.К. Дилигея, судьбе государственной наградой. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 162.
По состоянию на 24 декабря 1941 года произвёл уже 72 боевых вылета, «из них: на прикрытие железной дороги Рязань – Кашира – 17, на прикрытие боевых порядков наземных войск в районе Лихославль – Калинин – 20, сопровождение бомбардировщиков – 4, разведка войск и техники противника в районах Калинин – Старица – Пушкино – 4 и на штурмовку войск и техники противника на дороге Калинин – Старица - Пушкино – Клин – 27 боевых вылетов». В ходе же всех этих перечисленных выше штурмовых ударов офицер Н.К. Дилигей «лично уничтожил: немецких солдат и офицеров – 125; автомашин с боеприпасами и продовольствием – 34, подвод с разными военными грузами – 7. Провёл один воздушный бой – сбил лично один самолёт противника типа Ме-110».
16 февраля-17 марта 1942 года – в составе всего 10-го истребительного авиационного полка на отдыхе и переобучении на машины марки «ЛаГГ-3» на аэродроме «Сейма» Московского военного округа.
С 19 марта по 7 июля 1942 года - в рядах личного состава 10-го истребительного авиационного полка в составе сил ВВС 52-й армии (2-го формирования) последовательно Волховского фронта (1-го формирования), Волховской группы войск Ленинградского фронта и Волховского фронта (2-го формирования), при этом непосредственно в боях – с 8 апреля по 22 июня 1942 года. В данный период «произвёл 65 боевых вылетов, из них: на прикрытие наземных войск непосредственно на поле боя – 43, сопровождение бомбардировщиков – 8 и на разведку движения войск противника по дорогам Чудово – Любань – 9 боевых вылетов, провёл 12 воздушных боёв, лично сбил 3 самолёта противника типа Ю-88 (=2), Хе-113 (=1), которые упали: Ю-88 - в районе северо-западнее 5 км Спасская Полисть, второй Ю-88 - в районе 3 км северо-западнее д. Пятница и Хе-113 – в районе 2 км севернее Финнов Лу, что подтверждают наземные войска ми лётчики, действовавшие в группе [с офицером Н.К. Дилигеем]». Плюс один Ме-109 был им сбит в группе.
С 9 июля 1942 года - в составе всего 10-го истребительного авиационного полка на отдыхе на аэродроме «Кинешма» в Ивановской области. Здесь, начиная с 1 августа 1942 года, на базе 2-го отдельного авиационного полка 6-й отдельной запасной авиационной бригады ВВС Московский военного округа происходил процесс переучивания личного состава 10-го иап на американские машины «Харрикейн».
В период со 2 по 20 ноября 1942 года офицер-лётчик Н.К. Дилигей – в боях и сражениях на Северо-Западном фронте в составе истребительной авиации 6-й воздушной армии, но занимаемая должность и точное место службы – пока неизвестны. В данный период «произвёл 11 боевых вылетов, из них: на сопровождение бомбардировщиков – 7, разведка войск противника – 1, прикрытие станции Пола-2 и на штурмовку войск противника - 1 боевой вылет: в результате неожиданного налёта… уничтожил до 20 немецких солдат и офицеров и 5 машин».
Предположительно, к осени 1943 года – уже в звании «Гвардия».
С 4 октября 1943 года – вновь в составе действующей армии: до 16 апреля 1944 года - штурман 9-го истребительного авиационного Ярославского полка 304-й истребительной авиационной Черкасской Краснознамённой дивизии 7-го истребительного авиационного (впоследствии – Львовский) корпуса 5-й воздушной армии последовательно Степного и (с 20 октября 1943 года) 2-го Украинского фронтов; по состоянию на январь 1944 года – уже гвардии майор по воинскому званию.
В данный период воевал в качестве ведущего групп, виртуозно пилотируя американский самолёт Р-39 «Аэрокобра», и как гласят архивные документы, в период с 7 октября 1943 года и по 17 января 1944 года включительно «произвёл 24 успешных боевых вылета, из них: на прикрытие наземных войск на поле боя и переправ через реку ДНЕПР – 17, сопровождение бомбардировщиков – 3, разведка войск противника – 3 и вылет на перехват разведчиков – 1 (в результате этого вылета гвардии майор ДИЛИГЕЙ сбил его [то есть вражеский самолёт-разведчик]. Провёл 15 воздушных боёв, лично сбил 11 самолётов типа: 4 – Ме-109, 4 - Ю-88, 2 – ФВ-189, 1 – ФВ-190…».
Приказом по войскам 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта № 057/н от 15 декабря 1943 года был удостоен второго боевого ордена – на сей раз Красного Знамени. Эта награда - «за 4 лично сбитых самолёта противника типа: 1 Ме-109, 2 Ю-88 и 1 ФВ-189».
Особенно ярко отличился в бою 7 января 1944 года: «8 самолётов «Аэрокобра» под командованием гвардии майора ДИЛИГЕЯ прикрывала наземные войска на поле боя в районе города Кировограда. При подходе к цели было встречено 8 самолётов противника типа Ме-109. Гвардии майор ДИЛИГЕЙ, умело командуя группой, смело и решительно вступил в бой, в результате… сбито 7 самолётов Ме-109; в этом бою гвардии майор ДИЛИГЕЙ лично сбил 1 самолёт противника. Восьмой самолёт гвардии майор ДИЛИГЕЙ загнал на свой аэродром, но получив по радио приказ «Уничтожить», этот самолёт сбил. Наша группа без потерь возвратилась на свой аэродром».
1 февраля 1944 года командованием 304-й истребительной авиационной Черкасской Краснознамённой дивизии за все подвиги, совершённые в совокупности за период, начиная с 10 октября 1941 года, был представлен к присвоению высокого Звания «Герой Советского Союза». Эти подвиги по состоянию на 1 февраля 1944 года в обобщённом виде выглядят так: произвёл 172 боевых вылета и, в том числе, 23 из них – на штурмовку войск и техники противника. Впечатляют и итоги этих штурмовок: уничтожено до 145 вражеских военнослужащих, 46 единиц транспортных средств (в раскладе - 39 автомашин и 7 подвод) с военными грузами, один склад боеприпасов и два полевых артиллерийских орудия. Кроме того, гвардии майор Н.К. Дилигей провёл 23 воздушных боя, в ходе которых лично сбил 15 фашистских самолётов: по четыре каждой из марок – Ме-109 и Ю-87; по два каждой из марок – Ю-88 и ФВ-189; по одному из каждой марок – Ме-110, Хе-113 и ФВ-190. Плюс ещё три самолёта (два Ю-88 и один Ме-109) уничтожены им были в составе группы.
Звания Героя Советского Союза был удостоен на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года. С этого момента – и кавалер ордена Ленина.
Строки из служебной характеристики на гвардии майора Н.К. Дилигея фронтовой поры: «Беззаветная преданность Родине воспитала у гвардии майора Дилигея лучшие качества воздушного бойца. Смелость и умение принесли ему успех в боях против гитлеровских захватчиков. За образцовое выполнение боевых заданий он награждён орденами Красного Знамени, Красной Звезды, за мужество и умение в боях под Кировоградом ему присвоено Звание Героя Советского Союза».
16 апреля 1944-30 января 1945 гг. – командир 508-го (с 27 октября 1944 года – 213-го гвардейский) истребительного авиационного полка 205-й (с 27 октября 1944 года – 22-й гвардейская) истребительной авиационной Кировоградской дивизии 7-го (с 27 октября 1944 года – 6-й гвардейский) истребительного авиационного Львовского корпуса, которые последовательно входили в состав сначала 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта, а затем 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта. В качестве справки: на день Победы данная в/ч - 213-й гвардейский истребительный Одерский орденов Богдана Хмельницкого и Александра Невского авиационный полк 22-й гвардейской истребительной авиационной Кировоградской ордена Ленина Краснознамённой ордена Кутузова дивизии 6-го гвардейского истребительного авиационного Львовского Краснознамённого ордена Суворова корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта.
С должности командира полка был снят 30 января 1945 года приказом комкора-6 за упущения в службе, при этом основная мотивация – обвинения в злоупотреблении при сборе трофеев.
С апреля 1945 года - лётчик-инспектор по технике пилотирования 11-го истребительного авиационного Кёнигсбергского корпуса 3-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта.
В послевоенный период проходил службу в Кёнигсбергском авиагарнизоне, оставаясь по-прежнему в должности лётчика-инспектора по технике пилотирования 11-го истребительного авиационного Кёнигсбергского корпуса.
Трагически погиб 3 октября 1945 года при исполнении служебных обязанностей в результате авиакатастрофы. Однако, согласно явно что ошибочным сведениям, оглашённым в открытой печати в 1970-х гг. Политуправлением пограничных войск КГБ СССР, датой смерти офицера-Героя якобы является 22 августа 1946 года.
Однополчанами был похоронен в Кёнигсберге (ныне – Калининград), на братском воинском кладбище, находившемся по улице Гамер-вег (ныне – Проспект Мира). На могиле была установлена массивная мраморная стела, а по периметру – узорчатая ограда из кованного железа.
В настоящий момент официально значится похороненным на воинском мемориале, расположенном в современно городе Калининграде на углу проспекта Мира и улицы Энгельса. Однако на скрижалях почему-то обозначен как майор, а не гвардии подполковник. Дата же гибели вообще отсутствует.
При жизни, помимо медали «Золотая Звезда», являлся также кавалер четырёх орденов и, возможно, нескольких медалей. Вот список известных наград:
- орден Ленина (1 июня 1944 года)
- два ордена Красного Знамени: первый – на основании приказа по войскам 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта № 057/н от 15 декабря 1943 года;
- орден Красной Звезды: приказ по войскам Калининского фронта № 073 от 29 декабря 1941 года.
Медали, на награждение которых гвардии подполковник Н.К. Дилигей де-юре имел право при жизни, но неизвестно был ли их удостоен: «За боевые заслуги» (не ранее 1944 года – за выслугу лет), «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1942 гг.» и «За взятие Кёнигсберга».
Дважды увековечен в Книге Памяти Калининградской области «Назовём поимённо», но оба раза с ошибочным указанием, что на момент якобы гибели являлся военнослужащим некоего мифического 508-го истребительного авиационного полка: 1) т. 3 стр. 34, но почему-то как Делигей Николай Константинович, а не Дилигей Николай Куприянович; и 2) т. 20 стр. 94.
Юрий РЖЕВЦЕВ.