Уважаемый Геннадий Владимирович,
большое спасибо за участие в теме. Конечно же, было бы замечательно выяснить, вернулся ли домой Шахов - вдруг это каким-то образом поможет в выяснении деталей акции "Кугель".
Ersatzkarten лично я называю "эрзацкартами", потому что эквивалента в русском языке не вижу из-за того, что данная бюрократия - немецкое изобретение. Один из обработчиков документов называет их "карточки-заменители".
http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=272013260Тоже, наверное, правильно, но тех, кто не знает немецкого языка, может запутать. По этой причине я предпочитаю "кальку", то есть максимально приближенное к оригинальному название. Эрзацкарты заводились и оставались в данном случае в офлаге на тех, кого переводили в другой лагерь, а перскарта отправлялась туда же, куда и сам военнопленный. А вот куда отправлялись перскарты тех, кто "не был пойман", я и сама не знаю. Возможно, в ВАСТ. На эрзацкартах, как правило, указывались адреса близких людей и, к сожалению, узнать, кого именно указывали пленные можно лишь путем сравнения этих документов с советскими документами. Сокращение H.w. 5 может означать Haus 5, то есть дом.
На момент побега Шахов был в одной из рабочих команд офлага XIII D, она находилась в Баварии в Берграйнфельд