IV-Судьбы солдатские > Павшие из Раменского и Бронницкого районов

Павшие из Раменского и Бронницкого районов Московской области

<< < (2/51) > >>

Sobkor:
http://s49.radikal.ru/i125/1105/fc/330f2ff0d441.jpg

ГРИШИН Николай Сергеевич, ветеран спецчастей оперативной разведки Генерального штаба Красной Армии, участник боёв за Восточную Пруссию, по состоянию на осень 1944-начало 1945 гг. - старшина.
Родился в 1911 году в деревне Воловое Раменского района Московской области. Русский.
19 мая 1943-2 июля 1944 гг. – в тылу врага как радист спецотряда «Москва» (командир - майор И.Н. Шарый), активно действовавшего под белорусским городом Бобруйском.
К осени 1944 года являлся кавалером ордена Отечественной войны 1-й степени.
С начала сентября 1944 года прибывший в распоряжение 3-го (диверсионных действий) отделения Разведывательного отдела штаба 2-го Белорусского фронта (2-го формирования) из месячного отпуска старшина Н.С. Гришин – разведчик в составе специальной диверсионно-разведывательной группы «Матросов». Присвоенный здесь оперативный псевдоним – «Ногин». В данный период был произведён в младшие сержанты.
24 декабря 1944-23 января 1945 гг. – в зафронтовой командировке в тылу Восточно-Прусской группировки немецко-фашистских войск в составе ДРГ «Матросов».
За героизм и мужество, проявленные в тылу врага в составе ДРГ «Матросов», весной 1945 года был удостоен ордена Красного Знамени.
Предположительно, в мае 1945 года в связи с расформированием ДРГ «Матросов» был откомандирован для дальнейшего прохождения службы в один из запасных стрелковых полков Северной группы войск.
Как следует из мемуаров офицера в отставке Ф.С. Фазлиахметова, «Николай Сергеевич Гришин, самый старший из нас по возрасту, демобилизовался в октябре 1945 года, вернулся в родные края и долгое время трудился на Глуховском хлопчатобумажном комбинате. Сейчас [по состоянию на начало 1980-х] он на пенсии».
Как бывший боец ДРГ «Матросов» увековечен в Книге Памяти Калининградской области «Назовём поимённо» – т. 22, сс. 15 и 143.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Sobkor:
ДОДОНОВА Капитолина Алексеевна, ветеран спецчастей оперативной разведки Генерального штаба Красной Армии, участница боёв за Восточную Пруссию, по состоянию на январь 1945 года – красноармеец.
Родилась в 1925 году в городе Раменское Московской области.
Оперативный псевдоним как диверсанта-разведчика – «Акация».
Ко второй половине декабря 1944 года – радистка специальной диверсионно-разведывательной группы «Светлов» Разведывательного отдела штаба 2-го Белорусского фронта (2-го формирования).
21 декабря 1944 года в составе ДРГ «Светлов» десантирована с борта самолёта в лесной массив, находившийся в 16 км юго-западнее восточнопрусского города Дёйч-Эйлау (ныне – польский Илава).
24 января 1945 года в составе ДРГ «Светлов» благополучно соединилась с передовыми частями победоносно наступающей на запад Красной Армии.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Как бывший боец ДРГ «Светлов» увековечена в Книге Памяти Калининградской области «Назовём поимённо» - т. 22, сс. 16, 160 и 161.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Sobkor:
МАЛЫШЕВ Владимир Алексеевич, ветеран органов прокуратуры и юстиции.
Родился 25 ноября 1924 года в деревне Клишево Раменского района Московской области.
Образование: в 1952 – Всесоюзный юридический заочный институт в Москве.
Участник Великой Отечественной войны.
В сентябре 1946-ноябре 1973 гг. – сотрудник органов прокуратуры Калининградской области. В частности, состоял здесь в должностях помощника прокурора Центрального района Калининграда, прокурора Черняховского района, прокурора Следственного отдела аппарата областной Прокуратуры и старшего помощника прокурора Калининградской области по общему надзору.
13 декабря 1973-10 февраля 1977 гг. - начальник Отдела юстиции Исполкома Калининградского областного Совета депутатов трудящихся.
С 10 февраля 1977 года – пенсионер.
Кавалер большого количества государственных наград, в том числе ордена Отечественной войны 1-й степени (1985), медалей «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «За трудовую доблесть».
По состоянию на начало 2000-х годов проживал в городе Калининграде.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Sobkor:
УСТИНОВ Алексей Иванович (1924-1944), радист пока ещё не установленной по своему кодовому названию специальной диверсионно-разведывательной группы в/ч «Полевая почта 66932» 3-го (диверсионных действий) отделения Разведывательного отдела штаба 2-го Белорусского фронта (2-го формирования), старший сержант.
Родился в 1924 году в селе Большая Дорога Староюрьевского района Тамбовской области. Беспартийный. Родственники по состоянию на конец 1944 года: мать – Устинова Елена Акакиевна; проживала по адресу: Московская область, станция Отдых Ленинской железной дороги, Центральная улица, дача № 8.
В армию призван Раменским РВК Московской области: по одним данным - в 1942 году, а по другим – в августе 1943 года.
Согласно донесению о безвозвратных потерях (ЦАМО: ф. 58, оп. 18003, д. 1250, л. 3), погиб 28 декабря 1944 года вместе с двумя другими бойцами той же ДРГ - старшим сержантом В.М. Кирилловым и красноармейцем С.К. Шараметой - в бою с карателями в районе польской деревни Желязна округа Цихенау Восточно-Прусской провинции 3-го рейха (ныне – окрестности польского города Цеханув).
Однако в другом донесении (ЦАМО: ф. 58, оп. А-66182, д. 2) почему-то значится как сержант, а не старший сержант по воинскому званию и как якобы погибший 28 ноября, а не 28 декабря 1944 года.
Похоронен был по месту гибели.
Увековечен в:
- Книге Памяти Московской области – т. 22, кн. 2, стр. 230, но почему-то как 1925, а не 1924 года рождения;
- Книге Памяти Калининградской области «Назовём поимённо» - т. 22, сс. 41 и 174.
В Книге Памяти Тамбовской области не значится.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

рамспас:
РамСпас поиск. Возвращение.
ГВАРДИИ КАЗАКИ РАМЕНСКОГО РАЙОНА
Гвардии казак Морозов Марк Дмитриевич, 192(5?) г.р., д. Трошково. Сабельник 42-го гвардейского Кубанского Барановичского Краснознаменного казачьего кавалерийского орденов Суворова и Богдана Хмельницкого полка.
Гвардии казак Березкин Виктор Васильевич, 1924 г.р., пос. Ильинка. Разведчик 183 гвардейского артиллерийско-минометного Барановичского краснознаменного ордена Кутузова полка. Дома, в пос. Ильинка на улице Краснознаменная просека, 35 его ждала мать, Березкина Акулина Осиповна.
Оба полка входили в состав 10-й гвардейской казацкой кавалерийской Кубанской Слуцкой краснознаменной орденов Суворова, Кутузова и Богдана Хмельницкого дивизии.
Много ли мы знаем о казачьих частях? Немного. В Гражданскую войну казачество раскололось на два во многом непримиримых лагеря. Впоследствии оно подвергалось раскулачиванию, расказачиванию и репрессиям. На казачество даже были наложены ограничения по прохождению воинской службы. Только 20 апреля 1936 года они были отменены. Как сказано в Постановлении ЦИК СССР «О снятии с казачества ограничений по службе в РККА» «Учитывая преданность казачества советской власти, а также стремление широких масс советского казачества, наравне со всеми трудящимися Советского Союза, активным образом включиться в дело обороны страны…». И подавляющее число казаков подтвердили свое историческое предназначение – защиту Отечества.
Этим постановлением были сформированы 13-я Донская казачья дивизия и отдельная кавалерийская бригада горских национальностей, а четыре кавалерийские дивизии РККА переименованы в казачьи.
Приказом Наркома обороны СССР № 67 от 23.04.1936 г. для казачьих частей была введена особая форма одежды, во многом совпадавшая с исторической, но без погон. Правда в феврале 1941 казачья форма была отменена. Хотя в годы войны это не помешало многим казакам носить и кубанки, и башлыки, и бешметы, и даже бурки. Это как бескозырка для морской пехоты, которую при любой форме надевали перед атакой.
Война всколыхнула казачьи области. Большинство, забыв былые обиды на власть, по исторической традиции рвались на защиту Отечества. Уже в июле – начале августа 1941 г., на территории Северо-Кавказского военного округа, преимущественно из казаков, было сформировано 16 кавалерийских дивизий, из которых шесть сразу же были отправлены на фронт. Всего же за годы войны свыше 70 боевых частей были казачьими.
Казачьи соединения оказались в числе первых, которые приняли на себя удары вермахта. Они упорно сражались и как пехота, и как кавалерия. Казаки воевали бесстрашно, при отсутствии паники, при хорошей разведке, внезапных контратаках, смелых рейдах по тылам противника. Видно сказывался боевой опыт предков.
Но часть казаков оставалась рьяными противниками советской власти. Уже с началом войны казачьи эмигранты сами изъявили готовность вступить в вермахт для борьбы против СССР. Впоследствии к ним присоединились казаки и объявлявшие себя казаками (чтобы сохранить жизнь) часть военнопленных, а также казаки, оставшиеся на оккупированных территориях. Из них формировались казачьи части вермахта. В апреле 1942 Гитлер даже объявил их «равноправными союзниками» немцев и разрешил использование как в борьбе с партизанами, так и на фронте. Была разработана и специальная расовая теория о древнейшем происхождении казачества как потомков остготов. Вот так! Причем казацкие части не входили в армию Власова. Немцы считали казаков более надежными союзниками.
В октябре 1944 – феврале 1945 г. советские казачьи соединения в составе 2-го и 3-го Украинских фронтов освобождали Венгрию. В районе оз. Балатон казаки-патриоты и казаки-предатели столкнулись в открытых боях. Как в гражданскую войну. Вот только часть из них теперь воевала не за свою правду внутри Отечества, а на стороне захватчиков. Победила правда патриотов. Многие из служивших немцам впоследствии понесли заслуженную кару, а многие просто рассеялись по миру. Впрочем, не стану подробно останавливаться на этом вопросе, это отдельная тема, а я не историк.
1 января 1942 на казачьи средства из кубанских казаков-добровольцев в Краснодарском крае был образован 17-й казачий кавалерийский корпус. За боевые заслуги 27 августа 1942 корпус был переименован в 4-й гвардейский. Волею военной судьбы частью истории казачества в той войне стали наши земляки Марк Морозов и Виктор Березкин, воевавшие в этом корпусе и носившие гордое звание «гвардии казак».
Но это была уже была не та кавалерия, которая в гражданскую отличилась в лихих сабельных атаках. Трудно представить казацкую лаву против танков и авиации. В 1941 году кавдивизии имели танки, артиллерию, включая зенитную, эскадрон связи, саперный эскадрон и тыловые части. Общая штатная численность составляла 8 968 человек и 7 625 лошадей. Кавалеристы были хорошо физически подготовлены и сплочены.
Кавалерийские и казацкие корпуса оказались одними из самых устойчивых соединений Красной армии. В отличие от корпусов механизированных, они смогли выжить в многочисленных отступлениях и окружениях. Коннице не нужны топливо, запчасти и хорошие дороги. Она прекрасно действует на пересеченной и лесистой местности.
«Лошадей использовали как средство передвижения. Были, конечно, и бои в конном строю — сабельные атаки, но это редко. Если противник сильный, сидя на коне, с ним не справиться. Поэтому дается команда спешиться, коноводы забирают коней и уходят, а конники работают, как пехота. Каждый коновод забирал лошадей пять с собой и отводил их в безопасное место. Так что на эскадрон приходилось несколько человек коноводов». Так вспоминали конники о боях. «Тачанки тоже использовались только как средство передвижения. При конных атаках они действительно разворачивались и, как в гражданскую войну, шпарили, но это было нечасто. А как завязался бой, так пулемет с тачанки снимают, коноводы коней уводят, тачанка тоже уходит, а пулемет остается».
Кавалерия по боевому применению была ближе к мотопехотным частям и соединениям. И те и другие воевали как пехота, только на марше двигалась одни на автомобилях, другие на лошадях.
В 1941—1942 гг. именно конники заменили собой отсутствующую в Красной армии мотопехоту. По мнению многих военачальников и историков конники сыграли важнейшую роль в оборонительных и наступательных операциях до появления крупных самостоятельных механизированных соединений и объединений. К концу войны число кавалерийских корпусов было примерно равно числу танковых армий. Большая часть из них носила звание гвардейских.
С полным правом казаки прошли в парадном строю по Красной площади 24 июня 1945 года. Это было признанием их заслуг перед Отечеством. Но мало кто знает, что у казаков был и свой Парад Победы в Ростове-на-Дону 14 октября 1945 года.
4-й гвардейский казачий корпус участвовал в битве за Кавказ, обороне дальних подступов к Туапсе. Под станицей Кущёвской корпус, нанося контрудары в пешем и конном строю, на несколько дней задержал продвижение немцев, но и сам понес значительные потери. Станица несколько раз переходила из рук в руки. Казаки предприняли невиданную атаку в конном строю протяженностью до 2,5 километров по фронту на 101-ю пехотную дивизию "Зеленая роза" и два полка СС и нанесли им значительный урон.
Далее корпус вел бои по сдерживанию противника, рвущегося к Черному морю, участвовал в Таганрогской и Мелитопольской операциях 1943г., Ново-Бугской (Березнеговато-Снигиревской), Одесской операциях 1944г. В составе конно-механизированной группы 1-го Белорусского фронта громил барановичскую и брестскую группировки врага. Причем действовала группа в тылу немцев, опередив главные силы наступающих войск почти на 100 километров.
В сентябре 1944г. корпус поступил в подчинение 2 Украинского фронта и участвовал в боях по освобождению Венгрии. В ноябре 1944г. под командованием командира корпуса гвардии генерал-лейтенанта И.А. Плиев была сформирована 1-я конно-механизированная группа, которая приняла участие в Дьендьешской и Балашшадьярматской операциях, пройдя с боями 270 км и овладев более чем 60 населенными пунктами. Этот славный боевой путь корпуса прошли и наши земляки.
После пополнения в марте-апреле 1945г. корпус принял участие в Трнава-Брновской операции, Чехословакия. В этих боях у д. Смоленице 3.04.45 был убит гвардии казак Виктор Березкин,
Березкин был похоронен «Чехословакия на кладбище у церкви, которая находится между Смоленице и Нештих», так сказано в донесении и обозначено на прилагаемой схеме захоронения. Сейчас Нештих – это часть Смолениц. Во время службы в Венгрии я участвовал в учениях на территории Чехословакии и штаб 19 гв. танковой дивизии, где я служил, стоял в лесу у подножия замка рядом с д. Смоленице. Возможно именно там, где и погиб Березкин.
На мой запрос на форуме поисковых движений я получил ответ: «В Смоленицах воинского захоронения в настоящее время нет. Все воины были эксгумированы и перезахоронены на Воинский Мемориал Славин в Братиславу. К сожалению, в словацких списках захороненных имени Березкин Виктор Васильевич нет. Значит, похоронен как неизвестный».
А 5.04.45 пропал без вести гвардии казак Марк Морозов. Всего за месяц до победы. Больше никаких сведений о нем не найдено.
Всего месяц нашим казакам не хватило, чтобы спеть: «Казаки, казаки, едут, едут по Берлину…».




Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница