12 августа 1912 года на борту царской яхты «Штандарт» в бухте Новый Свет Николай II на распоряжении казначейству начать финансирование авиационных отрядов начертал: «Быть посему! Николай». Указом Президента Российской Федерации от 29 августа 1997 года установлен День Военно-воздушных сил, который отмечается 12 августа. Инициатором введения нового праздника стал генерал армии Петр Дейнекин (главнокомандующий ВВС с сентября 1991 года по февраль 1998 года).
Собственно авиационная история Липецка началась раньше 1912 года, о чем и свидетельствуют архивные материалы.
* 1908 год, июнь. В Липецке был организован сбор пожертвований Императорскому Всероссийскому Аэроклубу на приобретение и постройку воздушных шаров, управляемых воздушных кораблей, аэропланов и других летательных аппаратов.
* 1912 год, май. Первый демонстрационный полет первого липецкого дипломированного летчика Николая Сакова.
* 1916 — 1918 годы. Действуют липецкие аэропланные мастерские по сборке самолетов типа «Моран» французской конструкции. Их испытание проводилось на поле в районе нынешнего Дворца спорта «Звездный».
* 4 ноября 1918 года. Посадка на городском ипподроме первого самолета «Илья Муромец». Самолет пилотировал командующий эскадрой Иосиф Башко, участник Первой мировой войны, награжденный девятью боевыми орденами и Георгиевским оружием.
* 1919 год, февраль. Михаил Водопьянов добровольно вступил в Красную Армию и направлен в дивизион воздушных кораблей «Илья Муромец», базировавшийся в Липецке.
* 1923 год, март. Из Москвы в Липецк переведена 2-я Высшая школа красных военлетов.
* 1924 год, июль. В Липецк со станции Ухтомской (поселок Михельсон под Москвой) перебазировалась 1-я разведывательная эскадрилья имени Ленина.
* 1925 — 1933 годы. В Липецке располагается немецкая авиационная школа (с 1930 — испытательная станция «Вифупаль»).
* 1933 — 1960 годы. В Липецке базируется Высшая летно-тактическая школа ВВС Красной Армии, которая в авиационных кругах получила неофициальное наименование «малая воздушная академия». В ней прошли обучение многие тысячи авиационных командиров, в том числе более трехсот Героев Советского Союза.
* 1941 — 1944 годы. Во время Великой Отечественной войны с основных и полевых аэродромов у населенных пунктов Волово, Воронец, Грязи, Данков, Добринка, Елец, Лебедянь, Липецк, Ратчино, Талицкий Чамлык, Усмань, Чернава боевые действия вели 2-я воздушная армия, 3-й бомбардировочный авиационный корпус, 9-й и 10-й гвардейские бомбардировочные полки авиации дальнего действия. На Липецком аэродроме шло переформирование выводимых с фронта авиационных частей.
* 20 мая 1942 года. Старший лейтенант Виктор Барковский таранным ударом сбил немецкий самолет-разведчик. Сам погиб. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Именем Барковского названа улица в Правобережном округе.
* 20 августа 1943 года. В авиационной катастрофе погиб экипаж бомбардировщика Ил-4: летчик Герой Советского Союза Д.И. Барашев, штурман В.Н. Травин, стрелок-радист Н.Е. Подчуфаров. На месте захоронения в сквере на пересечении улиц Первомайской и Скороходова установлен памятник. Именем Барашева названа улица в Советском округе.
* 1952 год. В строй введена бетонная взлетно-посадочная полоса на аэродроме «Липецк-2».
* 1960 год. Переформирование в 4-й Центр боевого применения и переучивания летного состава ВВС с перебазированием управления в Липецк.
* 17 декабря 1968 года. Летчик майор С.М. Шерстобитов и штурман подполковник Л.А. Кривенков предотвратили падение бомбардировщика Як-28 на жилой массив Липецка. Награждены орденом Красной Звезды (посмертно). Именем Шерстобитова и Кривенкова названы улицы в Октябрьском округе.
* 21 апреля 1987 года. Летчики майоры В.И. Новоселов и Е.И. Захаров предотвратили падение истребителя МиГ-23 на село Колыбельское Чаплыгинского района. Награждены орденом Красной Звезды (посмертно).
* 27 октября 1991 года. Митрополиты Питирим и Мефодий освятили аэродром «Липецк-2». Проведен первый авиационный праздник с наземным и воздушным показом боевой авиационной техники.
* 7 февраля 1992 года. Летчик генерал-майор авиации С.С. Осканов ценой своей жизни предотвратил падение истребителя МиГ-29 на поселок Хворостянка Липецкой области. Ему первому в стране присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).
* 1992 год, июль. Дружественный визит летчиков Липецкого авиацентра в США на авиабазу Лэнгли.
* 1994 год, июнь. Дружественный визит в Липецк ветеранов и летчиков французской эскадрильи «Нормандия-Неман».
* 20 марта 2000 года. Перелет исполняющего обязанности Президента РФ Владимира Путина из Краснодара в Грозный и обратно на истребителе Су-27УБ, пилотируемом генерал-майором Александром Харчевским.
* 14 июля 2003 года. Открытие памятника С.М. Шерстобитову и Л.А. Кривенкову на площади Авиаторов.
* 21 апреля 2004 года. Воздушный и наземный показ боевой авиационной техники Президенту РФ Владимиру Путину и премьер-министру Италии Сильвио Берлускони на аэродроме «Липецк-2».
* 2007 год, август. Первое участие в Московском авиационно-космическом салоне «МАКС-2007» (проводится раз в два года).
* 28 марта 2009 года. Участие в выставке образцов авиационной техники, техники ПВО и авиационных средств поражения на аэродроме Кубинка. Полет Президента РФ Дмитрия Медведева на бомбардировщике Су-34, пилотируемом начальником отдела боевой подготовки Центра полковником Юрием Грицаенко.
* 2009 год, ноябрь. На улице Водопьянова установлен памятник в связи со 100-летием со дня рождения Героя Советского Союза М.В. Водопьянова.
* 9 мая 2010 года. Участие в воздушном параде над Красной площадью в Москве в честь Дня Победы.
* 15 марта 2011 года. Переформирование в 4-й Государственный центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны Российской Федерации.
* 28 июля 2012 года. Митрополит Липецкий и Елецкий Никон освятил домовой храм в военном городке Липецк-2.
11.08.2012 "Липецкая газета". Владимир Масликов, Михаил Покровский