Уважаемые коллеги!
Размещаю свой очередной материал в данной теме нашего Форума, как наиболее близкой ему по содержанию, сразу по двум причинам.
Во-первых, к настоящему времени по данному вопросу мне удалось впервые выявить значительное количество неизвестных ранее архивных документов, что позволяет ввести их ныне в научный оборот и познакомить с ними интересующихся в доступной для всех форме.
Во-вторых, буквально на днях на «Цусимских форумах», в теме по советским речным бронекатерам (вот здесь –
http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=6175 ), хорошо известный мне её участник, скрывающийся под ником «vvy» (от латинской аббревиатуры своих инициалов) и явно испытывающий аллергию на одно упоминание моей фамилии, написал следующее: «Для прояснения ситуации не мешало бы глянуть на список Стрельбицкого (который не раз был замечен в неверной интерпретации документов). … Вот и сейчас наблюдается какая-то ерунда с классификацией кораблей, строившихся в Киеве. Хотя не исключаю, что в этом случае свою лепту внес уже господин В.А. Спичаков. Короче, надо разбираться в каждом случае, когда любезный К.Б. приводит ранее не известные данные. Может быть он окажется прав, а может и нет».
На мой взгляд, отнюдь не В.В.Я-му говорить о работе с архивными документами, однако это к данной теме не имеет никакого отношения, а я предлагаю вашему вниманию очередной свой материал:
2007 – 2011 © К.Б.Стрельбицкий
(Московский Клуб истории флота, (МКИФ), Москва, Россия)
ЭВАКУАЦИЯ НЕДОСТРОЕННЫХ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ ИЗ КИЕВА ЛЕТОМ 1941 ГОДА
И ИХ ПОСЛЕДУЮЩАЯ СУДЬБА В СОВЕТСКИХ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТАХ
К началу Великой Отечественной войны на заводе № 300 Народного Комиссариата судостроительной промышленности (Киевский судостроительный завод «Ленинская кузница») в постройке для Советского Военно-Морского Флота в различной степени готовности находилось 13 «корпусов». Это были:
- 3 речных монитора проекта СБ-57 («Видлица», «Каховка», «Волочаевка» - соответственно строительные (заводские) номера С-156, С-157, С-158),
- 1 малый речной нефтеналивной транспорт (С-223),
- 1 малый речной бензоналивной транспорт (С-241; все 5 предназначались для Дунайской военной флотилии Черноморского флота),
- 4 больших охотника за подводными лодками проекта 122 (заводские номера С-237 - С-240)
- 4 морских буксира мощностью по 200 л.с. (С-229 - С-232; все 8 - для Черноморского флота).
К началу июля 1941 года 12 из них (за исключением «Каховки») уже находились на плаву в Рыбальском затоне, и поэтому для достройки их было решено эвакуировать из столицы Советской Украины вниз по Днепру, а затем – в Чёрное море.
О том, как происходила и чем закончилась эта эвакуация, нам поведают документы, хранившиеся до 2009 года в Архивном отделе Центрального военно-морского архива Министерства обороны Российской Федерации в Москве (АО ЦВМА), а ныне находящиеся в самом ЦВМА в Гатчине. Так, в бывшем «московском» фонде № 418 («Управление подготовки и комплектования ВМС и переписка по кораблестроению») отложилось архивное дело за номером 38895 под названием «Дело по вопросу эвакуации заводов», в которое был подшит ряд интересующих нас документов.
Первым из них мы процитируем здесь текст совершенно секретного донесения от 11 сентября 1941 года заместителя Начальника Управления кораблестроения Военно-Морского Флота (УК ВМФ) инженера-контр-адмирала Александра Андреевича Фролова своему начальнику инженеру-контр-адмиралу Николаю Васильевичу Исаченкову:
«В связи с Вашим приказанием Начальнику Секретной Части [УК ВМФ] Народных Комиссаров Военно-Морского Флота и судостроительной промышленности Союза ССР от] 8-го сего Августа, вами было дано мне следующее задание в отношении недостроенных кораблей Днепровской Флотилии.
Вы поручили мне по приезде в Николаев связаться, при помощи [Уполномоченного УК ВМФ в Николаеве инженера-капитана 2-го ранга] на Севастопольский морской завод № 201 имени Серго Орджоникидзе], а арищем] Власовым нет, и, что он не заводская] баржа идут под командованием арищу Н.О.]Абрамову, у которого я был в тот-же день, [Командующему Черноморским флотом] Вице-Адмиралу арища] Абрамова и получив общую ситуацию от арищу Г.И.]Левченко, до 21 часа и в случае неполучения такового, - корабли затопить.
Как стало известно ерноморским] заместитель Уполномоченного УК ВМФ в Николаеве] арищем] Гудковым были и представители завода [№ 300].
... с представителями [Херсонского] порта мы с Редькиным пытались договориться о предоставлении буксира для дальнейшей буксировки охотников и бензотранспорта. Их надо было тащить в Севастополь, а потому требовался морской буксир, которого в Херсоне не было. арища] Левченко.
Относительно буксиров он заявил, что ничем помочь не может. Как высказался УК ВМФ в Киеве] и представители завода [№ 300] получат указание.
В то же время, на основании сообщений ВМФ в Киеве] одводными] ода] было приступлено к подготовке судов для перехода морем (клёпка палубы, заделка бортовых и палубных отверстий и оварищ] Гаврильченко и предупредил об опасности дальнейшего следования в Херсон, заявив, что немцы подходят к Херсону, что не исключена возможность, что Херсон уже взят немцами. Получив такую информацию, мы вынуждены были остановить дальнейшее движение и всемерно делали попытки установить связь с Херсоном и выявить обстановку как через военное командование, партийные организации Каховки и Борислава [здесь и далее - Берислава] и вечером в 21 час удалось через Чаплинку и Армянск связаться с Херсоном и выявить обстановку (связались с РП [Речным портом] Херсона, часть от Лейтенанта оварищ] Гудков и строитель еститель] Народного Комиссара Судостроительной Промышленности они] заявили, что провести суда морем не представляется здесь и далее - ДнепроГЭС]) суда были сняты с мели и спущены вниз от переката на полкилометра.
18/VIII при подходе немцев к Запорожью при открывшейся ружейно-пулемётной арищем] Кулешовым, документы были уничтожены сожжением (см. приложенный акт от 28/VIII - в данном архивном деле отсутствует].
29/VIII - доложили о возложенных на нас обязанностях Члену Военного Совета [Южного] подводными лодками] № 237 и 238, а также и бензотранспорт (место затопления см. на прилагаемой карте).
Оставшийся в Запорожье арищу] Корниец и получил от него ту же установку, что доложил мне с монитора] автогеном боевую рубку (достав предварительно материал, аппараты и специалистов)[,] выгрузили пушки и отправили [их] на железную дорогу для последующей отправки в Зеленодольск. Приступив к разборке дизелей, в течение 2-х суток (выгрузка в сборе из-за отсутствия подъёмных средств - не возможна), разобрали только 1/4 дизеля, так в документе] огнём. Поэтому работа по разборке и транспортировке не могла быть законченной не только в течение 2-х дней, но даже и 10 дней.
Доложив о ходе работ на судах члену Военного Совета XII Армии Дивизионному Комиссару ,] предварительно сбросив боевую рубку монитора № 156[,] с 23 0]3 е]ерал-]Майора арищу] Жирову - выставить пост, возглавляемый Лейтенантом и]его] В деле отсутствуют]» (листы 81 - 84).
Подведём итог вышесказанному: ни один из недостроенных кораблей, эвакуированных в июле - августе 1941 года из Киева вниз по Днепру, так и не попал в Чёрное море... Все они были потеряны в нижнем течении этой реки, а именно:
- речные мониторы:
«Видлица» (С-156; так же «баржа Р-5114») - 04.09.1941 затоплен в гавани Судоремонтного завода Днепровского речного пароходства в Запорожье,
«Волочаевка» (С-158; так же «баржа Р-5115») - в период 19 - 29.08.1941 оставлен на левом берегу Днепра в Запорожье, напротив южной части острова Хортица, 04.10.1941 подорван сапёрами;
большие охотники за подводными лодками:
С-237, С-238 - в период 18 - 29.08.1941 затоплены на Днепре в районе Ушкалки,
С-239 - 15.08.1941 затоплен на Днепре у гирла реки Лагерная Конка,
С-240 - в период 19 - 29.08.1941 оставлен на левом берегу Днепра в Запорожье, напротив южной части острова Хортица, 04.10.1941 подорван сапёрами;
морские буксиры:
С-229, С-230 - 18.08.1941 затоплены своими командами у правого берега Днепра в 0,5 км ниже Нижне-Разумовского переката,
С-231, С-232 - 04.09.1941 затоплены в гавани Судоремонтного завода Днепровского речного пароходства в Запорожье;
нефтетранспорт С-223 - 18.08.1941 оставлен на левом берегу Днепра ниже Запорожья, 04.10.1941 подорван сапёрами;
бензотранспорт С-241 - в период 18 - 29.08.1941 затоплен на Днепре в районе Ушкалки.
К этому стоит добавить, что остававшийся в Киеве корпус третьего речного монитора проекта СБ-57 - «Каховка» (С-157) - всё же был спущен на воду и при оставлении города 18 сентября 1941 года был затоплен в Рыбальском затоне Днепра. Подробности его судьбы в 1941 - 1945 годах автор нынешней публикации описал в своей статье «Мониторы типа «Шилка», опубликованной в 1991 году в 1-м сборнике «Наваль».
…На этом заканчивался наш материал, подготовленный ещё в 2007 году по документам тогдашнего АО ЦВМА для второго выпуска сборника «Украина: Страницы забытой истории», планировавшегося к изданию Киевской общественной организацией «Товарищество ветеранов разведки ВМФ», но так никогда ей и не изданного… Материал пошёл «в стол» (точнее – «в компьютер») и лежал там невостребованным, пока нами не были выявлены новые документы по этой теме. Так дополнительные данные по судьбе кораблей, находившихся к началу войны в постройке в Киеве, нам удалось выявить в только что, в 2010 году рассекреченных документах Российского государственного архива экономики (РГАЭ, Москва). Они отложились в фонде № 313 («Главное управление подводно-технических и специальных работ Министерства речного флота СССР (ГУПР»).
О «киевских» кораблях вспомнили ещё в ходе войны, о чём свидетельствует секретное письмо от 16 марта 1944 года за № 84196 Начальника УК ВМФ адмирала Исаченкова начальнику Речного аварийно-спасательного управления ВМФ (в дальнейшем в тексте – РАСУ) контр-адмиралу Фотию Ивановичу Крылову и командующему Днепровской военной флотилии капитану 1-го ранга Виссариону Виссарионовичу Григорьеву:
«В августе месяце 1941 одводными] здесь и далее – Днепровского речного аварийно-спасательного отряда] приступить к подъёму указанных кораблей и произвести их подъём в кратчайший срок.
В этом же районе Ушкалки затоплен нефтетранспорт с ценным судовым оборудованием, могущим быть использованным для строительства и восстановления кораблей авный] двигатель, вспомогательные механизмы, цветной металл и оенно-]ее]).
В связи с освобождением района Ушкалки от немецко-фашистских захватчиков и вероятной возможности быстрого введения в строй этих кораблей, а также учитывая большую потребность Черноморского флота в кораблях этого класса, приказываю доложить Командующему ДВФ [здесь и далее – Днепровской военной флотилии] и немедленно приступить к подъёму этих кораблей в счёт 10-ти военных единиц, включённых в план судоподъёма 2-го квартала 1944 года или в счёт добавочной производственной мощности вновь формируемых групп 13-го [речного аварийно-спасательного] отряда.
Примите решение и исполнение донесите» (Лист 68).
Тем временем, 5 апреля 1944 года адмирал Исаченков направил адмиралу Крылову следующее секретное письмо за № 84812с:
«Вторично сообщаю сведения о кораблях, строившихся в исте]. 2. калька – на 1 листе. Только адресату».
На документе имеются резолюции адмирала Крылова – «Срочно снять копию и направить ДРАСО для подъёма этих судов [подпись] 6.4[.1944]» и исполнившего это приказание делопроизводителя Секретной части Кириллова – «По приказанию Контр-адмирала Крылова копия с кальки снята и направлена в РАСО ДВФ 7/IV-44 о] оекта] СБ-57 «Видлица» № 156. 53,4%. Затоплен путём открытия кингстонов в Запорожье в затоне Судоремонтного завода НКРФ.
2. Монитор одками] оекта] 122 № 238. 52,1%. Затоплен в одками] оекта] 122 № 240. 34,5%. Затоплен на мощностью по] 200 л.с. №№ 231, 232. Затоплены в Запорожье в затоне еке] Днепр в затоне у Пристани Ушкалка.
2. Буксиры № 289, 230 затоплены на здесь и далее – Народный комиссаприат судостроительной промышленности Союза ССР] не имеет.
4. Шаланда «Байкал» была передана на ходу Черноморскому флоту, и данных о её затоплении НКСП не имеет [Данное судно не имеет никакого отношения к кораблям и судам, строившимся для Советского ВМФ в Киеве].
5. Нефтетранспорт -1944 года]» и помета, сделанная неустановленным лицом – «Отвечено 25.4.44».
Очевидно, что в последнем случае имелся в виду секретный ответ Крылова Галлеру, зарегистрированный на следующий день, 26 апреля 1944 года за № 287/25с:
«Доношу: 6-го апреля оварища] Исаченкова сведения о строившихся на заводе № 300 и затопленных после эвакуации кораблях с приложением ведомости и кальки мест затопления.
7-го апреля размерами] 1,5 х 1,5 м со стрелкой прогиба 250 мм). Надстройка имеет порванные листы, ходовая рубка полностью снесена ледоходом. Монтаж главной машины до затопления полностью не был закончен, главная машина повреждений не имеет. Вспомогательные механизмы и котёл [имеются] в наличии, видимых повреждений не имеют». По обоим судам было сделано заключение – «К восстановлению пригоден».
Определённый интерес, по нашему мнению, представляет судьба корпуса речного монитора «Видлица», о которой подробно повествует ещё один документ, отложившийся в том же фонде РГАЭ (дело 162, листы 14 – 14об.). Приведём ниже его текст полностью:
«Акт № 2 о сдаче-приёмке металла с монитора
24 мая 1948 ейной] группы Херсонского отряда ДБУ [здесь и далее – Днепровского бассейного управления] скому] флоту, водоизмещением 100 тонн, который до начала работ во взорванном состоянии был затоплен у берега в оде] Запорожье в районе затопления поднят по частям в количестве 100% металла и с сего числа в месте подъёма сдан в ведение Мостотряда № 6. лей] тонна. Стоимость металла мостоотряд оплачивает в сумме 100 х 100 = 10.000 ру