Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Окружная морская база ОГПУ Северо-Кавказского края, 1922-33 гг.  (Прочитано 4914 раз)

Nick-69

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 0
« Последнее редактирование: 29 Ноября 2014, 16:12:34 от Nick-69 »
Записан

Nick-69

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 0
Судя по немногочисленным сведениям в разделе "Караульно-сторожевая служба", эпохе НЭПа пограничники были "обязаны" турецкой контрабандой, борьбу с которой вел в 1923 г. 3-й отряд Черноморпогранфлотилии ОГПУ. Более всего отличилось погрансудно (истребитель) "Летучий". Со слов бывшего командира отряда Ткаченко фиксируются два эпизода в августе и сентябре 1923 г. Одно судно с контрабандой было задержано командиром "Летучего" Павловским между Лазаревским и Туапсе, другое, носившее имя "Илдыз" и имевшее контрабандный груз галантерейных товаров - в районе Туапсинской комендатуры. Это "м.с." (очевидно, маломерное судно) впоследствии вошло в списки судового состава погранфлотилии.       
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 641
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемый коллега!
Благодарю за уже размещённые в теме материалы и жду новых :)
небольшой комментарий: "м.с." - это всё-таки не "маломерное судно" (таковых на открытом, морском театре просто быть не может), и даже не "морское судно", а "моторное судно". То есть в данном случае это была турецкая парусно-моторная шхуна со стационарным (не подвесным) двигателем внутреннего сгорания (мотором). Потому-то пограничники и забрали её себе - нормальная практика, да и ещё при ограниченном собственном корабельно-судовом составе.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Nick-69

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 0
К 92-й годовщине фактического начала несения погранслужбы в составе Береговой Обороны МСЧМ погрансудна "Летучий"

Судя по немногочисленным сведениям в разделе "Караульно-сторожевая служба", эпохе НЭПа пограничники были "обязаны" турецкой контрабандой, борьбу с которой вел в 1923 г. 3-й отряд Черноморпогранфлотилии ОГПУ. Более всего отличилось погрансудно (истребитель) "Летучий"...

До начала использования в охране побережья катер "Летучий" постройки Ленинградской верфи принадлежал Службе Связи ШМСЧМ (очевидно, штаб морских сил Черного моря) с дислокацией в Новороссийске.
На первое сентября 1922 года в характеристике "Элементы катера "Летучий"" приводятся следующие данные (дословно):
Корпус деревянный - килевой.
Длина - 62 фута.
Ширина - 9 фут.
Осадка - 4.5 фут.
Скорость хода - 15 узлов.
Район плавания - 200 миль.
Вооружение - 1 пулемет "Максима".
Два мотора "Вамблерк" по 150 сил.
Команда - 8 человек.
Записан

Nick-69

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 0
Уважаемый коллега!
Благодарю за уже размещённые в теме материалы и жду новых :)
небольшой комментарий: "м.с." - это всё-таки не "маломерное судно" (таковых на открытом, морском театре просто быть не может), и даже не "морское судно", а "моторное судно". То есть в данном случае это была турецкая парусно-моторная шхуна со стационарным (не подвесным) двигателем внутреннего сгорания (мотором). Потому-то пограничники и забрали её себе - нормальная практика, да и ещё при ограниченном собственном корабельно-судовом составе.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий

Уважаемый коллега, в "погранварианте" сложносокращенность буквенных обозначений контрабандных моторных судов еще более усложнилась  :). Оригинальная аббревиатура стала выглядеть вот так: "п/м.с.". Можно ли это расшифровать как "пограничное моторное судно"? Наверное, да.
Таковых судов к середине 20-х обнаруживается два, причем упомянутый "Илдыз" так и не был переименован, в отличие от своего собрата по контрабандному несчастью (и погрансчастью  :)) п/м.с. "Пограничник". Единожды (в контексте продажи судна за непригодностью к дальнейшей службе 24.04.1925 г.) применительно к "Илдызу" употребляется аббревиатура п/м.ф. Если это не опечатка, то я решительно не могу понять, что это может означать, если не "пограничная моторная... фелюга"?   
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 641
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемый коллега!
ПМС ("В хорошем смысле" :) ) - это парусно-моторное судно - официальная аббревиатура от официального класса судов.
ПМФ - это, конечно, парусно-моторная фелюга (фелука), но это - уже "местное изобретение" аббревиатуры.
Пишу их так, как принято писать аббревиатуры по правилам русского языка - все буквы - заглавные, без каких-либо знаков препинания между ними. В документах "прежних лет" может быть ЛЮБОЕ написание - с точками, тире, "слэшами" :) и др.
Кстати, сокращённое название Советского государства поначалу довольно долго писалось, как "С.С.С.Р." (как в то время и "С.А.С.Ш." :) ).
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Nick-69

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 0
До начала использования в охране побережья катер "Летучий" постройки Ленинградской верфи принадлежал Службе Связи ШМСЧМ (очевидно, штаб морских сил Черного моря) с дислокацией в Новороссийске.
На первое сентября 1922 года в характеристике "Элементы катера "Летучий"" приводятся следующие данные (дословно):
Корпус деревянный - килевой.
Длина - 62 фута.
Ширина - 9 фут.
Осадка - 4.5 фут.
Скорость хода - 15 узлов.
Район плавания - 200 миль.
Вооружение - 1 пулемет "Максима".
Два мотора "Вамблерк" по 150 сил.
Команда - 8 человек.

Поможем составителю сего: Гражданская война в России: Черноморский флот / Составитель В. Доценко. — М.: ООО «Издательство ACT», 2002. — 544 с.: 16 л. ил. — (Военно-историческая библиотека). ISBN 5–17–012874–6. Тираж 5100 экз. / Справочник. В. Гончаров.


Красный флот

1. Азовская флотилия

Создана 8 мая 1920 года из кораблей Доно-Азовской флотилии. Расформирована в начале 1921 года, часть кораблей передана Морским силам Черного моря, остальные возвращены в гражданский флот...

...Других типов — 6 единиц

«Легкий» (№ 303)

«Ловкий» (№ 304)

«Летучий» (№ 305)

«Лихой» (№ 306)

Прибыли в Мариуполь 1 сентября 1920 г. из состава Морских сил Каспийского моря. Технические характеристики неизвестны (возможно — 25 т, 12 узлов, две 75-мм горные пушки, два пулемета)..."

Итак, никаких горных пушек и двух пулеметов!
« Последнее редактирование: 16 Сентября 2014, 23:48:35 от Nick-69 »
Записан

Nick-69

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 0
Ну, а вышеуказанный сборник поможет нам в установлении сенсационного, наверное, факта, который заключается в том, что черноморская морпогранохрана на заре своего существования имела в своем судовом составе... бывшие колчаковские речные бронекатера.

"2. Морские силы Черного моря...


б) Морские силы восточной части Черного моря

Созданы в апреле 1920 г. после освобождения Таманского полуострова и Кавказского побережья, первоначально находились в подчинении Кавказского фронта...


Бронекатера — 4 единицы

«Кугуар»

«Пантера»

«Рысь»

«Ягуар»

Водоизмещение 15 т, длина 14,6 м, ширина 2,4 м, осадка 0,6 м. Мощность мотора 72 л.с., скорость 15 узлов. Вооружение — одно 47-мм орудие и пулемет. Экипаж 12 человек.

Построены в 1918 г. на Каме (Мотовилихинский завод) для Сибирской армии Колчака. В июне 1919 г. брошены при отступлении из Перми. В октябре 1919 г. переведены в Астрахань и зачислены в состав Волжско-Каспийской военной флотилии. 13 мая 1920 г. отправлены железной дорогой в Витебск  :) и 28 мая включены в состав формирующейся Западно-Двинской флотилии, но затем перенаправлены на Черное море и 4 октября 1920 г. прибыли в Новороссийск. 25 мая 1921 г. переданы в распоряжение сухопутных войск".
 
« Последнее редактирование: 17 Сентября 2014, 11:20:04 от Nick-69 »
Записан

Nick-69

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 0
События 1921-22 гг. Записано со слов бывшего командира 3-го отряда ЧПФ ОГПУ т. Ткаченко.

"До организации морской пограничной охраны побережья с моря охрана побережья была возложена на  Береговую Оборону МСЧМ, суда которой были дислоцированы в Туапсе в составе: "Рысь", "Пантера", "Ягуар" и "Кугуар". Все эти катера имели плоскодонные металлические корпуса, и вследствие недостаточных мореходных качеств высылались в море только в благоприятную погоду с обслуживанием района Анапа-Сочи. Систематическая охрана границы этими катерами не велась, а были использованы для пограничной службы лишь в особо важных случаях или же при оказии".       
Записан

Nick-69

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 0
Далее, конечно, нам без А.Б. Широкорада - никуда, но забегая вперед, скажу, что ряд его данных, в частности, по мощности двигателей и по скорости хода катеров расходятся с нашими данными (хотя, нельзя исключать последствий разного рода ремонтов, вплоть до полной переборки). Более того, ни справочник, ни Широкорад не приводят марку моторов бронекатеров - "IKAGAI" (со слов товарища Ткаченко - "ИКИГАТ"). Что для нашего исследования принципиально для понимания того, что замены двигателя не было. Вернее, двигателей, так как их было два, а не один, как ошибочно утверждает справочник (Широкорад здесь, однако, более точен - и мотора два, и японское их происхождение, все же, подчеркнуто).
...А по крупному счету, все широкорады не заменят в данном вопросе вот этого:
http://russrivership.ru/public/files/doc1159.pdf
...И там еще ссылочка есть интересная в разделе "Основные показатели": "по материалам К.Б. Стрельбицкого". 
« Последнее редактирование: 17 Сентября 2014, 11:21:38 от Nick-69 »
Записан

Nick-69

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 0
Перечитываю Широкорада в поисках сведений об участии бронекатеров в боевых действиях на Каме.  :o Просветите дурака, может, не знаю чего? Что это за адмирал такой К.А. Смирнов? И разве не контр-адмирал Михаил Иванович Смирнов был морским министром и другом Александра Васильевича Колчака?
Записан

Nick-69

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 0
...А по крупному счету, все широкорады не заменят в данном вопросе вот этого:
http://russrivership.ru/public/files/doc1159.pdf
...И там еще ссылочка есть интересная в разделе "Основные показатели": "по материалам К.Б. Стрельбицкого".

Скоро 15 лет исполнится вот этой публикации нашего многоуважаемого коллеги: Стрельбицкий К. Речные бронекатера типа «Барс» // Моряки в Гражданской войне. М., 2000. С. 28.
Когда сборник вышел в свет, молодому историку флота Н.А. Кузнецову, ссылающемуся на эту работу в своей "Технические аспекты Гражданской войны на реках России (1918–1920 годы)", шел 22-й год.
http://siberia-miniatures.ru/forum/showthread.php?tid=38&fid=12&block=10

Публикация молодого (условно) историка (1978 г.р.) вызывает вопросы. Только у него катер, в других источниках (включая К.Б. Стрельбицкого и справочник) называющийся "Кугуар", носит название "Гепард". Заслуживает ли эта информация доверия, не знаю. Но вот этот фрагмент выглядит спорно:
"При отступлении флотилии в район Тюмени катера были эвакуированы и в дальнейшем служили на реках Сибири.
Известно, что в августе – сентябре 1919 г. на Оби был сформирован дивизион катеров, в который входили «Тигр» и «Барс», а также 4 легких катера. В дальнейшем катера были захвачены Красной армией и продолжили службу в составе Советского флота". 
 
« Последнее редактирование: 21 Сентября 2014, 21:13:14 от Nick-69 »
Записан

Nick-69

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 0
События 1921-22 гг. Записано со слов бывшего командира 3-го отряда ЧПФ ОГПУ т. Ткаченко.

"До организации морской пограничной охраны побережья с моря охрана побережья была возложена на  Береговую Оборону МСЧМ, суда которой были дислоцированы в Туапсе в составе: "Рысь", "Пантера", "Ягуар" и "Кугуар"..."     

В оригинале название четвертого бронекатера выглядит как "КИГУАР". Что не удивительно, если вспомнить мотор ИКИГАТ. Но суть не в этом. А в том, что перед нами доселе неизвестный конечный источник информации по этим бронекатерам и, конкретно, по "Кугуару". И если у К.Б. Стрельбицкого, А.Б. Широкорада, тов. Ткаченко, а также в справочнике приводится это название - откуда прокрался "Гепард" в работу Н.А. Кузнецова, отнюдь не страдающую от отсутствия библиографических и архивных ссылок? Ведь гепард и кугуар (пума), хоть и одного семейства, но кошки-то разные.
Записан

Nick-69

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 0
Приведенные уважаемым К.Б. Стрельбицким данные по бронированию катеров свидетельствуют о его "эксклюзивности" по отношению ко всем прочим судам (в терминологии тех лет - речным боевым кораблям) КРБФ белых:
Борт 12,7 мм
Рубка 19,0 мм

Для сравнения приведу данные уважаемого Н.А. Кузнецова по "типическому" бронированию вооруженных пароходов - судов не специальной постройки:
"Для бронирования применялись тонкие броневые листы толщиной 6 – 8 мм. Листы эти выделывались на Чусовском заводе. Из брони делались: а – барбеты и орудийные щиты для защиты прислуги орудий, б – пулеметные башни, в – рубка, где сосредоточено управление судном, г – дымоходы...
Подготовкой судов для вооружения и их бронированием ведал энергичный и талантливый корабельный инженер штабс-капитан Е.М. Токмаков. Он задался целью приготовить лекальную броню так, чтобы ее можно было ставить на буксирный пароход любого типа, и чтобы деревянные подкрепления палуб можно было переносить с одного судна на другое. Задачи эти были достигнуты и опыт показал, что при выводе из строя парохода можно было переносить с него вооружение и броню на другой пароход в четырехдневный срок.
Испытания брони показали, что 6 мм лист не пробивается ружейной пулей с расстояния 100 шагов".

Как видим, бронекатера обладали наилучшей противопульной защитой из всех судов белой флотилии!
Записан

Nick-69

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 0
Утром 23 сентября, находясь в составе группы коллег-исследователей в Центральном Пограничном музее Федеральной Службы Безопасности РФ, по случаю своего 45-летнего юбилея  ;D сделал сообщение о "колчаковском" происхождении первенцев советской морпогранохраны на Черном море. Сообщение вызвало интерес. Автор получил предложения от ряда ведомственных изданий о публикации статьи.
Записан

Nick-69

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 0
На фото 1920 г., сделанном, предположительно, в Витебске (судя по очертаниям берега и постройкам на нем) - предположительно, бронекатер "Пантера", вооруженный 47-мм орудием Гочкиса и пулеметом "Максим":

Записан

Nick-69

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 0
...Кстати, сокращённое название Советского государства поначалу довольно долго писалось, как "С.С.С.Р." (как в то время и "С.А.С.Ш." :) ).
С уважением - К.Б.Стрельбицкий

Да, спасибо, я знаю, что в следующей партии судов - уже, собственно, погрансудов ЧПФ - были катера родом из САСШ (без точек).
С уважением - Р.М. Никитин
Записан

Nick-69

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 0
С великим трепетом начинаю публикацию своего первого опыта статьи на пограничную тематику, да еще, вдобавок, морскую. Плюс - Гражданская война, что для меня также впервые.

© Роман Никитин, 2014

Первенцы советской морпогранохраны

МОТОР ЯПОНСКИЙ, ПОГОН РОССИЙСКИЙ, ФЛОТ – ПОГРАНИЧНЫЙ!

Одними из первых, если не самыми первыми, судами молодой республики Советов, которые начали нести пограничную службу на Черном море, были бывшие колчаковские бронированные катера – таков сенсационный факт, установленный историком и журналистом Романом Никитиным в ходе работы с документальным фондом Центрального Пограничного музея ФСБ Российской Федерации.

Тем, кому «за сорок», наверняка знакома эта ироничная песенка-частушка советских лет о Верховном Правителе России адмирале А.В. Колчаке, обыгрыш которой стал заголовком статьи:
«Мундир английский,
Погон российский,
Табак японский,
Правитель – омский».
Довольно ядовитое содержание частушки, с известными оговорками, не противоречит историческим фактам. Есть сомнения по поводу табака, но вот японское происхождение моторов для бронекатеров колчаковской Камской речной боевой флотилии – соответствует истине.
Ее формирование неразрывно связано с военными победами Белого движения на востоке в конце 1918 г., после избрания адмирала Верховным Правителем России и создания Морского министерства, которым стал руководить ближайший сподвижник Александра Васильевича контр-адмирал Михаил Иванович Смирнов, с апреля 1919 г. также – командующий КРБФ. 25 декабря 1918 года 1-й Средне-Сибирский армейский корпус генерал-майора А.Н. Пепеляева (брата предсовмина колчаковского правительства), нанеся тяжелое поражение 3-й армии РККА под командованием М.М. Лашевича, вступает в Пермь. Уже в середине января на еще скованной льдом Каме начинается подготовка к созданию речной боевой флотилии. Ее структура была окончательно определена приказом начальника Штаба Верховного Главнокомандующего № 192 от 1 марта 1919 г.: штаб командующего флотилией, главная база в Перми и две опорные, а также промежуточные пункты, служба связи и три дивизиона кораблей с приданными им боевыми и вспомогательными судами и плавучими батареями. В состав каждого дивизиона должны были входить 6 вооруженных пароходов, 3 легких катера и 3 бронированных.
Командующий флотилией находился сперва в непосредственном временном, а затем в оперативном подчинении командующему Сибирской армией. Флотилию возглавил, в ранге морского министра, старый соратник А.В. Колчака контр-адмирал М.И. Смирнов.
В числе камских трофеев белых оказались более 50-ти пароходов. Как указывает историк флота Н.А. Кузнецов, еще с Речного боевого флота Народной армии Комитета членов Учредительного собрания (Комуча), действовавшего на Волге летом–осенью 1918 г. «основным типом кораблей… были вооруженные гражданские (главным образом – буксирные) пароходы. Пополнение флота корабельным составом шло двумя путями – благодаря реквизиции и вооружению гражданских пароходов и захвата вооруженных пароходов противника». При этом историк подчеркивает, что согласно терминологии того времени, «речными боевыми кораблями» назывались любые вооруженные суда.
Переоборудование мирных судов для речной войны открыло широчайшее поле для технических экспериментов флотских энтузиастов из офицерского состава, в числе которых, был, например, лейтенант В.С. Макаров – сын прославленного адмирала С.О. Макарова. Но даже на фоне таких инноваций, как съемные броневые листы и деревянные подкрепления палуб для установки орудий, особняком смотрятся 6 бронекатеров специальной постройки типа «Барс», «пограничная» судьба 4-х из которых в начале 20-х до недавнего времени оставалась тайной для всех исследователей, в том числе историков флота, которые, что греха таить, не балуют морских пограничников своим вниманием.

(продолжение следует)
Записан

Nick-69

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 0
...Для всех, за исключением историка-ветерана погранвойск, капитана 1 ранга в отставке Ф.А. Мошкова, перед которым, впрочем, не стояла, как таковая, конкретная задача выявить колчаковское происхождение родоначальников советской морпогранохраны. Заслуживает самой высокой оценки уже одно то, что в своем кратком историческом очерке «Морская пограничная охрана России: От Петра I до наших дней» он приводит названия четырех бронекатеров типа «Барс», наряду со сторожевыми судами «Ястребом» и «Светланой» (участок Одесса – Перекоп), начавших нести службу по охране границы на Черном море в 1920-21 годах: «Охрана восточного побережья Черного моря от Анапы до Сочи возлагалась на береговую оборону Морских сил Черного моря, суда которой «Рысь», «Ягуар», «Пантера», «Кугуар» дислоцировались на Туапсе. Это были маломореходные катера, выходившие в море только в хорошую погоду». Действительно, сложно было ожидать хороших мореходных качеств от судов, предназначенных для речного плавания, но, видимо, ничего другого для организации охраны водных границ молодой республики в тот момент просто не нашлось – сам флот переживал нелегкие времена. И отнюдь не горел желанием предоставлять для охраны морских рубежей лучшее. Вот в каких, отнюдь не радующих глаз, красках живописал даже более поздний период становления погранохраны на Черном море бывший военный комиссар 19-го Очаковского, а затем 26-го Одесского погранотряда, впоследствии генерал-лейтенант К.Ф. Телегин: «…Были у нас только старые посудины, на которых мы ходили в море, хотя плавать на них было рискованно, не говоря уж о преследовании нарушителей… Турецкие контрабандисты смеялись над нами. Подойдут близко к берегу и маячат перед глазами. А когда наши «черепахи» выйдут к ним, они помашут флагами или выстрелят вверх из ружья, дадут полный ход и поминай как звали…» И хоть колчаковские трофеи к старым посудинам никак не отнести, при мало-мальском волнении на море они вполне могли угодить в те же «черепахи», только с пушками.

Если с названиями катеров и общей оценкой их мореходности все достаточно ясно, то относительно их подробных характеристик исследовательские данные до сих пор разнятся. Историк К.Б. Стрельбицкий приводит следующие тактико-технические элементы:
Водоизмещение – 15 т.
Главные размерения: длина – 18,3 м, ширина – 3 м, осадка – 0,70–0,91 м.
Механизмы: 2 бензиновых мотора «Ikagai» мощностью по 50 л.с., 2 гребных винта.
Запас топлива (бензин или керосин) максимальный – 800 кг.
Скорость хода: максимальная – 15 узлов (27,8 км/ч), экономическая – 10 узлов (18,5 км/ч).
Дальность плавания экономическим ходом – 340 км.
Бронирование: борт – 0,5 дюйма (12,7 мм), рубка – 0,75 дюйма (19 мм).
Вооружение: одна 37-мм автоматическая пушка Маклина (McLean) (боезапас 600 выстрелов) или одна 47-мм пушка Гочкиса (боезапас 812 выстрелов) и два 7,62-мм пулемета Максима образца 1910 г.
Плавсредства – шлюпка-«тузик».
Численность экипажа – до 14 человек.

Эти же данные, практически, слово в слово и цифра в цифру, указывает в своей объемной работе «Великая речная война. 1918-1920 годы» известный историк А.Б. Широкорад. Но только в той части книги, которая посвящается боевым действиям на Каме. Далее, в главе, отведенной красной Западно-Двинской речной флотилии, в составе которой позже действовали захваченные у колчаковцев «Пантера», «Рысь», «Ягуар» и «Кугуар», их основные элементы меняются. В части осадки, мощности и вооружения они теперь совпадают с приведенными в справочнике «Гражданская война в России: Черноморский флот».

(продолжение следует)
Записан

Nick-69

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 0
« Последнее редактирование: 29 Ноября 2014, 16:11:33 от Nick-69 »
Записан
Страниц: [1] 2   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »