Форум Поисковых Движений

История и вопросы строительства Вооружённых Сил => Операции советских войск => 11-Битва за Москву => Тема начата: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 20 Январь 2017, 21:51:52



Название: "Цель - Московско-Окружная железная дорога"
Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 20 Январь 2017, 21:51:52
Уважаемая коллеги!
Предлагаю Вашему вниманию очередной свой документальный материал:

"2017 © К.Б.Стрельбицкий (Москва, Российская Федерация)

ЦЕЛЬ – МОСКОВСКО-ОКРУЖНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Нынешнее Московское центральное кольцо (МЦК) Российских железных дорог стало известно не только всей столице, но и, пожалуй, по всей стране после пуска по нему в сентябре 2016 года регулярного внутригородского пассажирского сообщения. Запущенное ещё в 1908 году как тогдашняя Московская окружная железная дорога, МЦК имеет свою богатую историю, в том числе – и периода Великой Отечественной войны, одной из страниц которой и посвящён этот наш документальный материал.

Вынесенная в его заголовок фраза имеет с военно-исторической точки зрения двойное значение. МОЖД - Московско-Окружная железная дорога Народного Комиссариата путей сообщения Союза ССР (как она полностью официально именовалась к началу Великой Отечественной) являлась для противника двойной целью: как условная граница продвижения немецких войск к советской столице и как одна из целей воздействиями по этому, важному в стратегическом отношении объекту транспортной инфраструктуры СССР. В документах НКПС того времени МОЖД официально относилась к «тыловым железном дорогам» - и это при том, что однажды поздней осенью передовое подразделение немецкой разведки оказалось на Ленинградском шоссе (в районе нынешней станции МЦК «Балтийская») всего в полутора километрах от линии МОЖД, а само «Малое кольцо» в течение 1941 – 1942 годов неоднократно подвергалось бомбовым ударам немецкой авиации. Вот как беспристрастно свидетельствуют об этом архивные документы.
В главном архивохранилище нашей страны – в Государственном архиве Российской Федерации – хранится машинописный оригинал документа под полным названием «Акт об ущербе и убытках, причинённых немецко-фашистскими захватчиками и их сообщниками М[ осковско- ]Окружной ж[ елезной ]дороге, в районе, пострадавших от войны в результате бомбардировок, артиллерийского обстрела и других военных операций, а также вследствие эвакуации и реэвакуации, за время с 1/VII-1941 г [ ода ]». Данный документ датирован 25 апреля 1944 года, но за все прошедшие с этого дня десятилетия он заинтересовал лишь одного-единственного архивного исследователя – автора этих строк.
Сам этот названный нами документ состоит из десятков строчек официальных формулировок и цифр на трёх страницах, а мы же приведём здесь из его текста лишь одно «итоговое» число: «общая стоимость уничтоженного, разрушенного, разграбленного и повреждённого имущества в денежном выражении» была оценена в 1.269.430 рублей, из которых 879.114 р. пришлись на собственно материальные потери МОЖД, а ещё 392.316 р. – на её «расходы по эвакуации и реэвакуации».
Гораздо больший интерес с фактической точки зрения представляют собой 7 приложений к вышеназванному, «сухому» «Акту…». Из них становится ясной картина реального воздействия по МОЖД вражеской авиации в 1941 – 1942 годах.  Немецкие воздушные бомбардировки столицы в этот, первый период Великой Отечественной войны затронули 12 станций МОЖД из 18 тогда существовавших. Вслед за составителями «Акта…» и приложений к нему, двинемся по кольцу МОЖД «по часовой стрелке», начиная с 0-го километра (для удобства современного восприятия – с «привязкой» к нынешним пассажирским станциям МЦК):
– станция Лихоборы (между одноимённой станцией и «Коптево МЦК) – частично разрушена столярная мастерская,
– станция Лефортово (между станциями «Соколиная Гора» и «Шоссе Энтузиастов» МЦК) – уничтожены провода связи общей протяжённостью 3 км,
– станция Андроновка (между одноимённой станцией и «Нижегородской» МЦК) – полностью разрушены земляное полотно и верхнее строение пути на общем протяжении 180 м, уничтожено 225 м рельсов разных типов,
– станция Ново-Пролетарская («Нижегородская» МЦК) – повреждено деревянное станционное здание, имелся ущерб «в инвентаре и мебелировке»,
– станция Угрешская (между станциями «Угрешская» и «Дубровка» МЦК) – полностью разрушено деревянное здание кладовой, земляное полотно и верхнее строение пути на протяжении 90 метров, уничтожено 90 м рельсов разных типов и 12,5 км проводов связи, частично разрушены 2 станционных одноэтажных жилых дома (кирпичный и деревянный) и столбовая линия связи, повреждены кирпичные здания станции и товарной конторы, имелся ущерб «в инвентаре и мебелировке»,
– станция Кожухово (между станциями «Автозаводская» и «ЗИЛ» МЦК) – полностью разрушены земляное полотно и верхнее строение пути на общем протяжении 115 м, уничтожено 180 м рельсов разных типов и 2 стрелочных перевода,
– станция Канатчиково (между станциями «Крымская» и «Площадь Гагарина» МЦК) – полностью разрушены земляное полотно и верхнее строение пути на общем протяжении 80 м, уничтожено 100 м рельсов разных типов и 1 стрелочный перевод,
– станция Воробьёвы Горы («Лужники» МЦК) – полностью разрушены земляное полотно и верхнее строение пути на общем протяжением 220 м, уничтожено 187 м рельсов «Типа 2-а»,
– станция Кутузово («Кутузовская» МЦК) – уничтожены провода связи общей протяжённостью 1,3 км,
– станция Пресня (между станциями «Шелепиха» и «Хорошёво» МЦК) – полностью разрушены пакгауз, открытая и крытая грузовые платформы, уничтожены 1 лебёдка и 2 грузовых подъёмника, частично разрушен жилой кирпичный 2-этажный дом,
– станция Серебряный Бор (между станциями «Панфиловская» и «Стрешнево» МЦК) – уничтожено 130 метров рельсов «Типа 2-а» и 1,1 км проводов связи, частично разрушен деревянный барак и полностью –  кирпичная уборная,
– станция Братцево («Балтийская» МЦК) – полностью разрушены кирпичное станционное здание и деревянный жилой барак, имелся ущерб «в инвентаре и мебелировке», уничтожено 9,1 км проводов связи.
Кроме того, на перегоне «Пресня – Октябрьские казармы»  (тупиковое ответвление от главного хода МОЖД) немецкими воздушными бомбардировками была частично разрушена столбовая линия связи общей протяжностью 13,5 километров, все провода связи на которой были уничтожены. На других перегонах МОЖД пострадали также 2 кирпичные путевые будки, одна из которых прямым попаданием немецкой авиабомбы была разрушена полностью, а другая – частично. На станциях и перегонах МОЖД было уничтожено 189 штук запасных шпал (пропитанные креозотом, они просто сгорели) и 49 централизованных железнодорожных стрелок.
Таким образом, никак не пострадала лишь треть, только 6 станций МОЖД – Владыкино-Московское, Ростокино, Белокаменная, Черкизово, Бойня и Москва-Южный порт. Из этого списка, а так же из перечисленного выше можно сделать выводы о том, что, хотя МОЖД и подвергалась многочисленным бомбовым ударам немецкой авиации, но они были во многом не точными, не прицельными, а на ряде объектов (как, например – станция Белокаменная с её близлежащим военным арсеналом на мызе Раево) они вообще не достигли цели. Кроме того, значительная часть потерь на деле проистекала от воздушного воздействия противника на иные, близлежащие объекты бомбардировок, а не на собственно МОЖД. Всё это объясняется как причинами объективного характера (все действия Люфтваффе по Москве проходили в тёмное время суток по полностью затемнённым наземным объектам), так и эффективным противодействием мощных сил и средств противовоздушной обороны советской столицы.
Такова одна из страниц истории нынешнего Московского центрального кольца в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов".

С уважением - К.Б.Стрельбицкий