Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: ТОФ. Гидрографическое судно "Чукча"  (Прочитано 4249 раз)

bevzenko

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4
Мы ищем своего деда Астафурова Константина Григорьевича, который погиб в1943 году. Он служил на судне "Чукча". Известно, что судно было уничтожено 1 июня 1943 года. Родственники искали хоть какую-то информацию в течении 60 лет. Но только сейчас нам стало известно, что есть списки, погибших моряков с этого судна в Гатчинском архиве. Помогите найти достоверные сведения о судьбе нашего дедушки. Спасибо!
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 22 349
  • Константин Борисович Стрельбицкий
ТОФ. Гидрографическое судно "Чукча"
« Reply #1 : 06 Апрель 2009, 00:20:33 »
Уважаемый bevzenko!
Пытался переслать Вам "нижеследующее" на Ваше украинское "мыло", но "оно" отказалось принять послание от "москаля". Так ему и надо - пусть теперь все читают!

СПРАВКА   О   СУДНЕ   « ЧУКЧА »
Построено в 1920 году в сухом доке судостроительной верфи «Detroit Shipbuilding Co.» в Уайандотте (штат Мичиган, США) как грузовой пароход «Lake Fandon».
25 сентября 1929 года приобретено в Нью-Йорке представителями Народного комиссариата внешней торговли для Дальневосточного Государственного треста крабоконсервных заводов «Кработрест» Народного комиссариата рыбной промышленности для использования в качестве плавучего крабоконсервного завода под названием «Чукча».
17 августа 1932 года принято от «Кработреста» Рабоче-Крестьянским Красным Флотом и 10 сентября в качестве гидрографического судна зачислено в состав отряда судов Управления безопасности кораблевождения (Убеко) Дальнего Востока. С 11 января 1935 года входило в состав Отряда судов Гидрографического отдела Тихоокеанского флота. В 1940 году прошло на судостроительном заводе № 202 («Дальзавод» имени К.Е.Ворошилова) во Владивостоке капитальный ремонт.
Как гидрографическое судно в 1932 - 1943 году участвовало в изучении Японского, Охотского и Берингова морей, в навигационно-гидрографическом обеспечении безопасности плавания кораблей и судов, снабжении береговых маяков, отдаленных постов и гарнизонов. В 1941 - 1943 годов использовалось так же в качестве плавучей базы подводных лодок Тихоокеанского флота.
25 мая 1943 года вышло в последний рейс из Тетюхе в Петропавловск-Камчатский, куда не прибыло и официально числится пропавшим без вести со всеми находившимися на борту (64 человека). 7 августа 1943 года официально исключено из списка судов Советского ВМФ.
Фактически погибло в Тихом океане в районе острова Парамусири (архипелаг Тисима-Рето, Япония; ныне - Парамушир, Курильские острова, Россия): было ошибочно принято за японский грузовой пароход и потоплено американской подводной лодкой - 31 мая SS-139 «S-34» в точке с координатами 50°29’с.ш., 156°28’в.д. или 1 июня SS-146 «S-41» в точке с координатами 50°04’с.ш., 156°32’в.д.
Имя «Чукча» в честь судна получил мыс (на территории Корякского автономного округа Камчатской области РФ), ограничивающий с запада бухту Иматра бухты Глубокая Берингового моря.
Основные тактико-технические характеристики (элементы) судна «Чукча»:
Водоизмещение нормальное - 6040 метрических тонн
Вместимость - 3330 брутто-регистровых тонн
Главные размерения: длина - 76,50 м, ширина - 13,26 м, осадка - 7,32 м
Мощность паровой машины - 1.500 лошадиных сил
Скорость хода: максимальная - 10 узлов, экономическая - 8 узлов
Дальность плавания экономическим ходом максимальная - 5.000 миль
Вооружение (как гидрографического судна в 1935 - 1943 годах) - два 7,62-мм пулемёта М-1
Штатная численность экипажа - 54 человека.
Справка составлена © 2004 К.Б.Стрельбицким (Московский Клуб истории флота (МКИФ), Москва) специально для А.В.Михайлова.

Это, как видите, моя давнишняя и лишь краткая справка, а подробности гибели "Чукчи" Вас интересуют?
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

bevzenko

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4
ТОФ. Гидрографическое судно "Чукча"
« Reply #2 : 10 Апрель 2009, 22:46:01 »
Здравствуйте Константин Борисович! Спасибо за такую удивительно интересную справку о судне! Вы проделали большую работу! Спасибо Вам за это. Но конечно же хотелось бы узнать, как погиб наш дед и находился ли он в момент гибели " Чукчи " на судне.
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 22 349
  • Константин Борисович Стрельбицкий
ТОФ. Гидрографическое судно "Чукча"
« Reply #3 : 10 Апрель 2009, 23:39:05 »
Уважаемый bevzenko!
"По существу" Вашего вопроса твечаю следующее:
1) Списков погибших на борту "Чукчи" у меня, к сожалению, нет! Знаю имена только командира и старшего механика, то есть всего двоих из 64 погибших. "Скромно" рассчитываю получить копию списка от Вас, когда Вы сможете получить его из ЦВМА. Повертьте, что Вам, как прямому потомку погибшего моряка, легче это сделать, чем мне!
2) Относительно гибели "Чукчи", или кто конкретно его потопил. Пять лет назад я писал в приведённой мной выше справке об этом судне: "...было ошибочно принято за японский грузовой пароход и потоплено американской подводной лодкой - 31 мая SS-139 «S-34» в точке с координатами 50°29’с.ш., 156°28’в.д. или 1 июня SS-146 «S-41» в точке с координатами 50°04’с.ш., 156°32’в.д.".
Теперь могу сказать точно, что это была SS-139 «S-34». И вот почему. Известно, что 31 мая в 19 часов командир SS-139 «S-34» Роберт А. Китинг-младший в точке с координатами 50°29’с.ш., 156°28’в.д. при нормальном освещении по грузовому судну в 3000 т выпустил 3 торпеды из надводного положения, прицеливаясь через перископ, 2 из которых поразили цель, которая была потоплена. В то же время, 1 июня командир SS-146 «S-41» Айрвин С. Хэртмэн в точке с координатами 50°04’с.ш., 156°32’в.д. в сумерках/при лунном свете по грузовому судну в 5000 т выпустил 3 торпеды из подводного положения по данным радара, 1 из них поразила цель, которую посчитали потопленной. Обе атаки были совершены в Тихом океане в районе острова Парамушир. Но, главное, что объединяет эти атаки - обе заявленные командирами американских «эсок» победы не были официально засчитаны им командованием как подтверждённые. Дело в том, что в течение первых лет после окончания войны оккупировавшие побеждённую Японию американцы провели подробнейший анализ трофейных документов вчерашнего врага и на основании этого к 1950 году объявили реальный список побед своих подводников. Успехов Китинга и Хэртмана японские документы не подтверждали, и на этом основании их донесения были отнесены в разряд «недостоверных».
Атака Хэртмэна действительно вызывает сильные сомнения: командир стрелял по большому вражескому пароходу при неполном освещении из подводного положения, доверяя лишь показаниям радара. Кроме того, сама победа не наблюдалась им визуально в перископ, а вывод о потоплении был сделан лишь на основании слышимого взрыва торпеды. Здесь же мы отметим, что у этого командира за 3 боевых похода было 5 победных атак с претензией на потопление вражеских судов общим тоннажем более 15 тысяч тонн, но реально он утопил лишь 28.05.1943 японскую четырёхмачтовую грузовую баркентину «Сейки-Мару» в 1036 брт. А вот описание атаки Китинга весьма реально: повторюсь, что он сообщил, что, находясь в надводном положении, около 19 часов при нормальном освещении выпустил по грузовому судну водоизмещением примерно 3000 тонн 3 торпеды, две из которых поразили цель, гибель которой наблюдалась в перископ. Как я уже писал выше, японские источники не подтвердили этой победы, и молодому командиру, для которого это был первый боевой патруль, победу не засчитали. А зря...
И последнее на сегодня - "Чукча" и все 64 советских моряка на нём погибли мгновенно: судно везло из Приморья на Камчатку груз морских мин и глубинных бомб... Вечная память погибшим!
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Лана

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 814
ТОФ. Гидрографическое судно "Чукча"
« Reply #4 : 11 Апрель 2009, 00:44:18 »
Здравствуйте, Константин Борисович!

Очень интересно!
Наверно у Вас есть снимок этого судна, но на всякий случай ссылка:

http://ntic.msun.ru/ntic/exhibition/fesco/second/f791.html

В ОБД есть один моряк с этого судна, но по всей вероятности, он был списан с него до гибели корабля. Что интересно, оно упоминается , как госпитальное судно.

ДЕРМАНОВ Александр Васильевич,
ст. инж., лейтенант. 1916 г.р., г. Астрахань.
Призван - Астраханским РВК. Госпитальное судно «Чукча».
Пропал без вести в мае 1945 г.
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/KPVS/01/KPAstrahOblTom2/00000182.png


Еще раз спасибо за интересную информацию. Думала, что судно переправили на Балтику, раз запрос делается в Гатчинский архив. А почему не в Тихоокеанский ? Извините за дилетантские вопросы?

С уважением.
Лана
Записан
С уважением, Лана.

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 22 349
  • Константин Борисович Стрельбицкий
ТОФ. Гидрографическое судно "Чукча"
« Reply #5 : 11 Апрель 2009, 21:10:11 »
Уважаемая Лана!
Указанный Вами снимок "Чукчи" у меня есть и в оригинале (в книге), и в электронном виде (на её CD, прилагаемом к этой книге, с которого и сделан сайт, на который Вы дали ссылку). Спасибо от меня за заботу и внимание, а от остальных пользователей - за ссылку на этот сайт, на который они теперь - благодаря Вам - смогут выйти и много всего интересного там найти!
Найденнный Вами "на просторах" ОБД старший инженер-лейтенант Александр Васильевич Дерманов - не член экипажа "Чукчи", а один из его пассажиров в последнем рейсе этого судна. Он был офицером Гидрографии Тихоокеанского флота и спровождал из Приморья на Камчатку груз гидрографического имущества (буи, различная аппаратура). У меня его имя было в списках потерь гидрографов ВМФ за войну, но я не знал, что он погиб именно на "Чукче". И за это тоже спасибо!
Из известных мне членов экипажа я имел в виду командира судна старшего лейтенанта Александжра Кузьмича Статовского (он тоже есть в ОБД, но про него ерунда какая-то написана) и гражданского старшего механика судна Николая Григорьевича Мазура. Bevzenko сообщил нам имя Константина Григорьевича Астафурова, Вы добавили Александра Васильевича Дерманова. Уже есть четверо из 64!

А теперь - ко всем форумчанам:
Уважаемые коллеги! Давайте будем по военному точны, в том числе - по мелочам. Дело в том, что в этой теме у нас размещено сразу два варианта почтового адреса Гатчинского архива: по данным Виктора Юрьевича, это "188350, Ленинградская область, г. Гатчина, Красноармейский проезд, дом 2", а по Александру Валерьевичу -"188300, Ленинградская область, г.Гатчина, Красноармейский пер., 2". Различие, как видите, в почтовом индексе и в "типе улицы". Гатчина, конечно, город крупный, районный центр Ленинградской области (я там сам был - "в райцентре был, паровоз видел!":) ), но почтовых отделений в нём всего 11 - от 188300 до 188310. А по 188350 "на автомате" могут послать в другое место (я имею в виду почтовый индекс :) ). Насчёт "типа улицы": в Санкт-Петербурге и окрестностях все "уважающие себя" улицы именуются проспектами и в адресах сокращаются как "пр.", "пр-кт", "пр-т", "п-т" и даже просто "п.". Поэтому ЦВМА в Гатчине стоит на Красноармейском ПРОСПЕКТЕ  (видал я этот проспект, в моей "большой деревне" он бы и за улицу не сошёл!). Но это я просто занудничаю по поводу точности, а на самом деле в Гатчине ЦВМА все и так знают и письмо туда всё равно попадёт! Кстати, в советское время почтовый адрес ЦВМА был, разумеется, секретным, и для "всяких гражданских" указывался просто: Ленинградская область, Гатчина, ЦВМА.
Теперь насчёт "цэвэмэашных" телефонов. Если кому-то надо туда позвонить, то после выхода на "межгород" набирать код Гатчины 81379, а затем телефоны самого архива: 48-81 (начальник ЦВМА капитан 1-го ранга Владимир Владимирович Павловский), 39-93 (дежурный по в/ч), 44-46, 44-76 (чьи конкретно - не знаю).
Официально считается, что в Гатчине хранятся все документы Советского (и современного Российского) ВМФ с 1941 года до настоящего времени. Но на самом деле оригиналы всех оперативных документов флота за Великую Отечественную войну хранятся не в Гатчине в ЦВМА, а в Архивном отделе ЦВМА в Москве, именуемом так же "Филиалом" или "Отделением".
На всякий случай сообщаю здесь почтовый адрес и телефон АО ЦВМА: 125362 Москва Большая Набережная улица, дом 11/25; (+495) [Achtung! В Москве теперь ДВА!!! междугородных телефонных кода - 495 и 499] 491-08-83.
Если кому-либо будут нужны персональные данные по какому-либо советскому военному моряку, то это - в Гатчину, а если описание события, в котором он участвовал - в Москву.
Если нужно что-то более подробно разъяснить по военно-морским архивам вообще, то обращайтесть: как их постоянный клиент/посетитель/исследователь посильно проконсультирую!
« Последнее редактирование: 03 Апрель 2010, 18:57:05 от исСЛЕДОВАТЕЛЬ »
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Москвин Александр Вячесла

  • Гость
ТОФ. Гидрографическое судно "Чукча"
« Reply #6 : 12 Апрель 2009, 07:10:01 »
Уважаемая Лана!
Указанный Вами снимок "Чукчи" у меня есть и в оригинале (в книге), и в электронном виде (на её CD, прилагаемом к этой книге, с которого и сделан сайт, на который Вы дали ссылку). Спасибо от меня за заботу и внимание, а от остальных пользователей - за ссылку на этот сайт, на который они теперь - благодаря Вам - смогут выйти и много всего интересного там найти!
Найденнный Вами "на просторах" ОБД старший инженер-лейтенант Александр Васильевич Дерманов - не член экипажа "Чукчи", а один из его пассажиров в последнем рейсе этого судна. Он был офицером Гидрографии Тихоокеанского флота и спровождал из Приморья на Камчатку груз гидрографического имущества (буи, различная аппаратура). У меня его имя было в списках потерь гидрографов ВМФ за войну, но я не знал, что он погиб именно на "Чукче". И за это тоже спасибо!
Из известных мне членов экипажа я имел в виду командира судна старшего лейтенанта Александжра Кузьмича Статовского (он тоже есть в ОБД, но про него ерунда какая-то написана) и гражданского старшего механика судна Николая Григорьевича Мазура. Bevzenko сообщил нам имя Константина Григорьевича Астафурова, Вы добавили Александра Васильевича Дерманова. Уже есть четверо из 64!

А теперь - ко всем форумчанам:
Уважаемые коллеги! Давайте будем по военному точны, в том числе - по мелочам. Дело в том, что в этой теме у нас размещено сразу два варианта почтового адреса Гатчинского архива: по данным Виктора Юрьевича, это "188350, Ленинградская область, г. Гатчина, Красноармейский проезд, дом 2", а по Александру Валерьевичу -"188300, Ленинградская область, г.Гатчина, Красноармейский пер., 2". Различие, как видите, в почтовом индексе и в "типе улицы". Гатчина, конечно, город крупный, районный центр Ленинградской области (я там сам был - "в райцентре был, паровоз видел!":) ), но почтовых отделений в нём всего 11 - от 188300 до 188310. А по 188350 "на автомате" могут послать в другое место (я имею в виду почтовый индекс :) ). Насчёт "типа улицы": в Санкт-Петербурге и окрестностях все "уважающие себя" улицы именуются проспектами и в адресах сокращаются как "пр.", "пр-кт", "пр-т", "п-т" и даже просто "п.". Поэтому ЦВМА в Гатчине стоит на Красноармейском ПРОСПЕКТЕ  (видал я этот проспект, в моей "большой деревне" он бы и за улицу не сошёл!). Но это я просто занудничаю по поводу точности, а на самом деле в Гатчине ЦВМА все и так знают и письмо туда всё равно попадёт! Кстати, в советское время почтовый адрес ЦВМА был, разумеется, секретным, и для "всяких гражданских" указывался просто: Ленинградская область, Гатчина, ЦВМА.
Теперь насчёт "цэвэмэашных" телефонов. Если кому-то надо туда позвонить, то после выхода на "межгород" набирать код Гатчины 81371, а затем телефоны самого архива: 48-81 (начальник ЦВМА капитан 1-го ранга Владимир Владимирович Павловский), 39-93 (дежурный по в/ч), 44-46, 44-76 (чьи конкретно - не знаю).
Официально считается, что в Гатчине хранятся все документы Советского (и современного Российского) ВМФ с 1941 года до настоящего времени. Но на самом деле оригиналы всех оперативных документов флота за Великую Отечественную войну хранятся не в Гатчине в ЦВМА, а в Архивном отделе ЦВМА в Москве, именуемом так же "Филиалом" или "Отделением".
На всякий случай сообщаю здесь почтовый адрес и телефон АО ЦВМА: 125362 Москва Большая Набережная улица, дом 11/25; (+495) [Achtung! В Москве теперь ДВА!!! междугородных телефонных кода - 495 и 499] 491-08-83.
Если кому-либо будут нужны персональные данные по какому-либо советскому военному моряку, то это - в Гатчину, а если описание события, в котором он участвовал - в Москву.
Если нужно что-то более подробно разъяснить по военно-морским архивам вообще, то обращайтесть: как их постоянный клиент/посетитель/исследователь посильно проконсультирую!
Уважаемая Лана!
Указанный Вами снимок "Чукчи" у меня есть и в оригинале (в книге), и в электронном виде (на её CD, прилагаемом к этой книге, с которого и сделан сайт, на который Вы дали ссылку). Спасибо от меня за заботу и внимание, а от остальных пользователей - за ссылку на этот сайт, на который они теперь - благодаря Вам - смогут выйти и много всего интересного там найти!
Найденнный Вами "на просторах" ОБД старший инженер-лейтенант Александр Васильевич Дерманов - не член экипажа "Чукчи", а один из его пассажиров в последнем рейсе этого судна. Он был офицером Гидрографии Тихоокеанского флота и спровождал из Приморья на Камчатку груз гидрографического имущества (буи, различная аппаратура). У меня его имя было в списках потерь гидрографов ВМФ за войну, но я не знал, что он погиб именно на "Чукче". И за это тоже спасибо!
Из известных мне членов экипажа я имел в виду командира судна старшего лейтенанта Александжра Кузьмича Статовского (он тоже есть в ОБД, но про него ерунда какая-то написана) и гражданского старшего механика судна Николая Григорьевича Мазура. Bevzenko сообщил нам имя Константина Григорьевича Астафурова, Вы добавили Александра Васильевича Дерманова. Уже есть четверо из 64!

А теперь - ко всем форумчанам:
Уважаемые коллеги! Давайте будем по военному точны, в том числе - по мелочам. Дело в том, что в этой теме у нас размещено сразу два варианта почтового адреса Гатчинского архива: по данным Виктора Юрьевича, это "188350, Ленинградская область, г. Гатчина, Красноармейский проезд, дом 2", а по Александру Валерьевичу -"188300, Ленинградская область, г.Гатчина, Красноармейский пер., 2". Различие, как видите, в почтовом индексе и в "типе улицы". Гатчина, конечно, город крупный, районный центр Ленинградской области (я там сам был - "в райцентре был, паровоз видел!":) ), но почтовых отделений в нём всего 11 - от 188300 до 188310. А по 188350 "на автомате" могут послать в другое место (я имею в виду почтовый индекс :) ). Насчёт "типа улицы": в Санкт-Петербурге и окрестностях все "уважающие себя" улицы именуются проспектами и в адресах сокращаются как "пр.", "пр-кт", "пр-т", "п-т" и даже просто "п.". Поэтому ЦВМА в Гатчине стоит на Красноармейском ПРОСПЕКТЕ  (видал я этот проспект, в моей "большой деревне" он бы и за улицу не сошёл!). Но это я просто занудничаю по поводу точности, а на самом деле в Гатчине ЦВМА все и так знают и письмо туда всё равно попадёт! Кстати, в советское время почтовый адрес ЦВМА был, разумеется, секретным, и для "всяких гражданских" указывался просто: Ленинградская область, Гатчина, ЦВМА.
Теперь насчёт "цэвэмэашных" телефонов. Если кому-то надо туда позвонить, то после выхода на "межгород" набирать код Гатчины 81371, а затем телефоны самого архива: 48-81 (начальник ЦВМА капитан 1-го ранга Владимир Владимирович Павловский), 39-93 (дежурный по в/ч), 44-46, 44-76 (чьи конкретно - не знаю).
Официально считается, что в Гатчине хранятся все документы Советского (и современного Российского) ВМФ с 1941 года до настоящего времени. Но на самом деле оригиналы всех оперативных документов флота за Великую Отечественную войну хранятся не в Гатчине в ЦВМА, а в Архивном отделе ЦВМА в Москве, именуемом так же "Филиалом" или "Отделением".
На всякий случай сообщаю здесь почтовый адрес и телефон АО ЦВМА: 125362 Москва Большая Набережная улица, дом 11/25; (+495) [Achtung! В Москве теперь ДВА!!! междугородных телефонных кода - 495 и 499] 491-08-83.
Если кому-либо будут нужны персональные данные по какому-либо советскому военному моряку, то это - в Гатчину, а если описание события, в котором он участвовал - в Москву.
Если нужно что-то более подробно разъяснить по военно-морским архивам вообще, то обращайтесть: как их постоянный клиент/посетитель/исследователь посильно проконсультирую!

Здравствуйте!
Спасибо за точное разьяснение по архиву!
У меня к Вам большая просьба на форуме посвященным правохранительным войскам и спецслужбам в разделе по войскам до 1957 года я  разместил сведения по двум катерам которые якобы до начала ВОВ были в составе ВВ НКВД. Вы бы могли посмотреть в архиве сведения по этим катерам.
С уважением.
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 22 349
  • Константин Борисович Стрельбицкий
ТОФ. Гидрографическое судно "Чукча"
« Reply #7 : 17 Апрель 2009, 01:36:00 »
Установлено имя уже пятого советского военного моряка из 64 погибших на судне "Чукча". Это специалист СКС (скрытой связи, то есть шифровальщик) краснофлотец Валентин Васильевич Долгих. Он родился в 1922 году в деревне Первое Ельцово или Еловая-1, ныне - Пермского района Пермского края РФ. Был призван на флот в 1941 году Оханским РВК Пермской области. Числится пропавшим без вести...
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 22 349
  • Константин Борисович Стрельбицкий
ТОФ. Гидрографическое судно "Чукча"
« Reply #8 : 02 Июнь 2009, 18:58:34 »
Уважаемые коллеги!
По материалам ОБД и собственной поисково-исследовательской работы в АО ЦВМА на сегодняшний день мной установлены имена 11 из 64 погибших 31.05.1943 на гидрографическом судне "Чукча" Тихоокеанского флота, погибшем в Тихом океане в районе острова Парамусири (архипелаг Тисима-Рето, Япония; ныне - Парамушир, Курильские острова, Россия), в точке с координатами 50°29’с.ш., 156°28’в.д. - потоплено ошибочно (принято за японский грузовой пароход) американской подводной лодкой SS-139 «S-34».
Итак, на гидрографическом судне «Чукча» в мае 1943 года пропали без вести (изменено «на погибли вместе с кораблём 25.05.1943 (по неизвестной причине)») и официально исключены из списков личного состава Тихоокеанского флота 08.09.1943 «как погибшие при исполнении служебных обязанностей»:
1. Статовский Александр Кузьмич – старший лейтенант, командир судна, родился в 1915 году в Черкассах, ныне – Черкасской области Украины, украинец, кандидат в члены ВКП(б), из рабочих, холост, призван Смелянским районным комиссариатом тогдашней Киевской области УССР в 1937 году, ближайший родственник - отец Кузьма Ф. Статовский проживал по адресу: «станция Шевченко, улица Полтавская, дом 20» (по другим данным – «станция Бобринская Одесской железной дороги, посёлок Шевченский, улица Петровского, дом 20»)
2. Шарощенко Константин Дмитриевич – капитан, заместитель по политической части командира судна, родился в 1907 (по другим данным – в 1909) году в селе Подгородное, ныне – Торопецкого района Тверской области Российской Федерации, русский, из колхозников, член ВКП(б), призван Фрунзенским районным военным комиссариатом, был женат на Шарощенко Ксении Петровне, проживавшей по адресу: Приморский край, Владивосток, улица 25-го Октября, дом 43, квартира 7, мать Шарощенко Ольга Васильевна проживала по адресу: Приморский край, Владивосток, Дом начальствующего состава 1-й морской бригады Тихоокеанского флота
3. Быков Борис Михайлович – старший лейтенант, помощник командира судна, родился в 1918 году в неуказанном в документах населённом пункте нынешнего Красноярского края Российской Федерации, русский, из учащихся, член ВЛКСМ, на службе с 1940 года, холост, ближайший родственник – сестра, работавшая в Красноярске в редакции газеты «Сталинские внучата»
4. Волков Иван Константинович – младший техник-лейтенант, старший механик судна, родился в 1909 году в неуказанном в документах населённом пункте нынешнего Хабаровского края Российской Федерации, русский, из рабочих (по другим данным – из служащих), беспартийный, на службе с 1941 года, ближайший родственник – жена, проживавшая по адресу: Приморский край, Владивосток, улица Дзержинского, дом 10, квартира 2
5. Дерманов Александр Васильевич – старший инженер-лейтенант, механик судна, родился в 1916 (ошибочно – в 1915) году в Астрахани, ныне – Астраханской области Российской Федерации, русский, из учащихся из рабочих, кандидат в члены ВКП(б), призван Астраханским районным военным комиссариатом, выпускник Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф.Э.Дзержинского 1941 года, ближайший родственник – мать, проживавшая по адресу: Астраханская область, Астрахань, улица Бабушкина, дом 97
6. Донец Иван Иванович – младший лейтенант медицинской службы, старший фельдшер судна, родился в 1922 году в неуказанном в документах населённом пункте нынешней Днепропетровской области Украины, украинец (по другим данным – русский), из учащихся, член ВЛКСМ, выпускник Бакинского военно-морского медицинского училища 1942 года, холост, ближайший родственник – отец Донец Иван Андреевич, проживавший по адресу: «Станция Курдамир Ж.Д. П.Ч-10» (предположительно имеется в виду станция Кургамыс Павлодарской железной дороги, ныне – Щербактинского района Павлодарской области Казахстана)
7. Дементьев Леонид Александрович – лейтенант, командир 1-й (штурманской) боевой части гидрографического судна-сторожевого корабля «Полярный», находившийся на борту «Чукчи» в качестве пассажира, родился в 1920 году в селе Большое Загорено, ныне – Вачского района Нижегородской области Российской Федерации, русский, из учащихся, из крестьян, член ВЛКСМ с 1937 года, выпускник Высшего военно-морского училища имени М.В.Фрунзе 1941 года, ближайший родственник – отец, проживавший по месту рождения
8. Сериков Герман Валентинович – старший лейтенант, начальник Отделения кораблевождения 2-го отдела Гидрографии Тихоокеанского флота, приписанный к экипажу гидрографического судна-сторожевого корабля «Полярный», находившийся на борту «Чукчи» в качестве пассажира, родился в 1914 году в Санкт-Петербурге, ныне – Российская Федерация, из служащих, русский, член ВКП(б), на службе с 1939 года, холост, ближайшая родственница – мать, проживавшая по адресу: Москва, Никитский бульвар, дом 38, квартира 12
9. Долгих Валентин Васильевич – краснофлотец, командир отделения скрытой связи (шифровальщиков), родился в 1922 (ошибочно – в 1912) году в деревне Еловая-Первая (ошибочно – в селе Первое Ельцово), ныне – Пермского района Пермского края Российской Федерации, из служащих, русский, член ВЛКСМ, призван в 1942 (1941?) году тогдашним Оханским районным военным комиссариатом Пермской области, холост, ближайший родственник – отец Долгих Василий Семёнович, проживавший по месту рождения.
Остальные 55 погибших членов гражданской команды гидрографического судна «Чукча» являлись волнонаёмными, из которых известны имена лишь 2 человек:
Мазур Николай Григорьевич – «старший механик» (предположительно родился в 1913 году в неустановленном населённом пункте нынешнего Томашпольского района Виннинцкой области Украины, где проживала его мать Мазур Наталка Юст., на службе с 06.1941),
Астафуров Константин Григорьевич (предположительно - родился в 1914 году в селе Пермское, ныне – город Комсомольск-на-Амуре Комсомольского района Хабаровского края Российской Федерации, призван как сержант запаса Сталинским районным военным комиссариатом Красноярского края 07.02.1942, ближайший родственник – жена Астафурова Антонина Гавриловна).
Вечная память погибшим!
Буду дальше искать имена остальных 53 членов гражданской команды "Чукчи", в том числе - с помощью дальневосточных коллег.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Лана

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 814
ТОФ. Гидрографическое судно "Чукча"
« Reply #9 : 13 Июнь 2009, 16:29:18 »
Здравствуйте, Константин Борисович!

Ну и скорость у Вас в поиске!!!
Нашла ссылку, наверняка, она у Вас есть, но вдруг пригодиться:

http://navsource.narod.ru/list.html
http://navsource.narod.ru/index.html

С уважением.
Лана
Записан
С уважением, Лана.

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 22 349
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: ТОФ. Гидрографическое судно "Чукча"
« Reply #10 : 01 Июль 2016, 16:57:34 »
Уважаемые коллеги!
Благодаря помощи двух моих коллег (как принято писать в таких случаях, "пожелавших остаться неизвестными" :) ), я могу не только "возродить" эту тему нашего Форума, но и опубликовать в ней фотографию одного из её главных героев - командира гидрографического судна Тихоокеанского флота "Чукча" старшего лейтенанта Статовского Александра Кузьмича:





Подпись на обороте фото:
"Статовский Александр Кузьмич
Подпись: [автограф А.К.Статовского]
Личность и собственноручную подпись Статовского Александра Кузьмича заверяю: [автограф неустановленного лица, очевидно - из управления ВМКУ им.Фрунзе]
20.3.39 г.".
Данная надпись заверена фиолетовым оттиском круглой гербовой печати ВМКУ им.Фрунзе с текстом "НКО СССР. Военно-Морское Краснознамённое училище имени М.В.Фрунзе".
По сообщению моих корреспондентов (ещё раз им спасибо!), данный снимок выставлен на продажу на каком-то Интернет-аукционе. Исходя из типовой подписи на его обороте, а так же отпечатках штемпельной краски на самом портрете, речь идёт об официальной фотографии, "изъятой" тем Интернет-продавцом из личного дела А.К.Статовского, которое должно храниться в ФЦАМО (АВМФ) в Гатчине, то есть о торговле краденым... Но, так как в личных делах иногда содержится по несколько одинаковых фотографий офицера, то, если "изъявший" одну из них не был "пойман за руку" в момент совершения сего, то доказать факт такой кражи практически невозможно...
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Щербинин Сергей

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 273
  • Щербинин Сергей Владимирович
ТОФ. Гидрографическое судно "Чукча"
« Reply #11 : 01 Июль 2016, 17:35:26 »
Уважаемый Константин Борисович!

В РГА ВМФ хранится доступное для исследователей личное дело курсанта ВВМОЛКУ имени М.В. Фрунзе Статовского А.К. Его архивные реквизиты: РГА ВМФ, ф. р-322, оп. 2, д. 4822, на 37 листах.

Но эта фотография явно не из курсанского личного дела.  :)
Записан
С уважением - Сергей Владимирович

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 22 349
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: ТОФ. Гидрографическое судно "Чукча"
« Reply #12 : 01 Июль 2016, 18:17:09 »
Уважаемый Сергей Владимирович!
Вы пишете: "...эта фотография явно не из курсантского личного дела". Как видно, мы с Вами полностью сходимся во мнении насчёт происхождения этого фото и, очевидно - в выводах о её попадании на Интернет-аукцион - тоже...
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

картограф

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 921
  • Иван Юрьевич
Re: ТОФ. Гидрографическое судно "Чукча"
« Reply #13 : 01 Июль 2016, 18:40:01 »
Данная фотография сделана при выпуске из училища и заверена гербовой печатью училища  и подписью начальника строевого отдела (отдела кадров).
В личном деле храниться последняя фотография. Фотографии в личном деле меняются при получении наград и присвоении очередных воинских званий. Старые фотографии (из второго экземпляра личного дела, которое храниться в кадровом органе в/ч), как правило отдают военнослужащим.
 
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 22 349
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: ТОФ. Гидрографическое судно "Чукча"
« Reply #14 : 01 Июль 2016, 18:51:35 »
Данная фотография сделана при выпуске из училища и заверена гербовой печатью училища  и подписью начальника строевого отдела (отдела кадров).
Не зная, кто именно исполнял эту должность в училище в марте 1939 года, не могу делать такого однозначного вывода.

В личном деле храниться последняя фотография. Фотографии в личном деле меняются при получении наград и присвоении очередных воинских званий. Старые фотографии (из второго экземпляра личного дела, которое храниться в кадровом органе в/ч), как правило отдают военнослужащим.
Мой опыт именно по делам офицеров Советского ВМФ периода войны далеко не всегда подтверждает это...
Вы пишете, КАК ДОЛЖНО БЫТЬ с точки зрения начальника строевого отдела военного училища послевоенного периода, но в реальной жизни/службе далеко не всегда всё идёт "по Уставу"...
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

картограф

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 921
  • Иван Юрьевич
Re: ТОФ. Гидрографическое судно "Чукча"
« Reply #15 : 01 Июль 2016, 18:57:54 »
..... данный снимок выставлен на продажу на каком-то Интернет-аукционе. Исходя из типовой подписи на его обороте, а так же отпечатках штемпельной краски на самом портрете, речь идёт об официальной фотографии, "изъятой" тем Интернет-продавцом из личного дела А.К.Статовского, которое должно храниться в ФЦАМО (АВМФ) в Гатчине, то есть о торговле краденым... Но, так как в личных делах иногда содержится по несколько одинаковых фотографий офицера, то, если "изъявший" одну из них не был "пойман за руку" в момент совершения сего, то доказать факт такой кражи практически невозможно...
Стоимость такой фотографии 100-150руб.

Записан

vlad_vir

  • Никто не забыт, ничто не забыто
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1
Re: ТОФ. Гидрографическое судно "Чукча"
« Reply #16 : 13 Апрель 2019, 15:06:24 »
На судне "Чукча" погиб мой дед Кукурузов Иван Галактионович. Родился в 1915 году  в городе Краснодаре, о чем свидетельствует книга памяти. В 1940 году из Новороссийска вместе с женой уехал вольнонаемным во Владивосток. В Новороссийске было трудно с работой. В 1943 году судно "Чукча" пропало без вести. Никаких сведений не было. Только перед службой в армии моего отца вызвали в КГБ где проверяли перед отправкой на службу в Германию и сообщили что его отец погиб на судне "Чукча" при неизвестных обстоятельствах. Скорее всего потопили немцы. Но здесь я узнал все подробности. Константину Борисовичу от отца огромное спасибо! А вчера буквально я нашел и сведения об отце Ивана Галактионовича, моем прадеде Кукурузове Галактионе Матвеевиче 1892 года рождения. Он оказывается в то время лежал в госпитале после ранения. Служил в 267 стрелковом полку. Может быть у кого то есть сведения более подробные о нем? Известно только что его жена Мария Севастьяновна (Себастьяновна). Проживали в городе Краснодаре на улице Ярморочная 158.
« Последнее редактирование: 13 Апрель 2019, 15:15:50 от vlad_vir »
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 22 349
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: ТОФ. Гидрографическое судно "Чукча"
« Reply #17 : 26 Июль 2019, 12:19:05 »
Уважаемые коллеги!
На днях в Рунете появилась статья по теме под названием "Гибель «Чукчи»: зачем американцы убили 55 советских моряков в 1943 году" - https://russian7.ru/post/gibel-chukchi-zachem-amerikancy-ubil/
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »