Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Торпедирование танкера «КУЙБЫШЕВ».  (Прочитано 1837 раз)

первачек

  • Орачев Василий Петрович.
  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 617
  https://pamyat-naroda.ru/dou/    Доклад  11.04.1942    Белоусов.


Командующему Крымским Фронтом Генерал-лейтенанту т. КОЗЛОВУ.
Копия: Командующему Черноморским Флотом Вице-адмиралу т. ОКТЯБРЬСКОМУ.

                     ДОКЛАД.


Доношу, что по Вашему приказанию, мною в период 6-8.4.42 произведено расследование обстановки и причин приведших к торпедированию танкера «КУЙБЫШЕВ» 2.4.42 в районе банки МАРИИ МАГДАЛИНЫ.
Обстановка для перехода.
На 2.4.42 для перехода из НОВОРОССИЙСКА в КАМЫШ-БУРУН были назначены:
Танкер «КУЙБЫШЕВ» с грузом:
Бензина авиационного  2437 тонн.
Керосина тракторного  1161 тонна.
Легроина  286 тонн.
Автола  120 тонн.
Транспорт «А.СЕРОВ» с грузом по плану и 22 танка (оперативные перевозки).
Транспорт «БЕРЕЗИНА» с грузом по плану и 18 танков (оперативные перевозки).
Канлодка «КРАСНАЯ АБХАЗИЯ» с грузом танков – 12 штук.
Для охранения транспортов на переходе морем командиром НОВОРОССИЙСКОЙ В.М.Базы было выделено:
Эсминец «НЕЗАМОЖНИК».
БТШ «ТРАЛ» (№11).
Девять СКА типа «МО».
Прикрытие перехода транспортов с воздуха из НОВОРОССИЙСКА до района БЛАГОВЕЩЕНСКОЙ производилось ВВС ЧФ (на 12.00 2.4. в боевом составе АНАПСКОЙ группы исправных истребителей находилось 13 самолетов).
Погода на переходе: ветер зюйд-вест 3 балла.
Море 2 балла.
Облачность 7-8 баллов.
Заход солнца 2.4.42 года в районе БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ 18 ч. 58 м.
Конец сумерок -  -  -  -  -  -  -  -  -  -  -  -  -  -  -  -  -  -  -  -  -  -  -  19 ч. 32 м.
Так как транспорта имели различную скорость от 6 до 12 узлов, выход производился рассредоточено в период с 13.00 до 14.30, с назначением для каждого транспорта кораблей охранения.
ПЕРЕХОД МОРЕМ.
В 13 час. 25 мин. Танкер «КУЙБЫШЕВ» снялся с якоря для следования рекомендованными курсами из НОВОРОССИЙСКА в КАМЫШ-БУРУН.
К 18.30 расположение транспортов, кораблей охранения и барража истребительной авиации было следующее:
а/. Танкер «КУЙБЫШЕВ» находился в 11 милях на вест от маяка Анапский, имея охранение: эсминец «НЕЗАМОЖНИК» в голове в расстоянии 7-8 кабельтовых, СКА -024 на КУ 50-60* левого борта, СКА -046 на КУ 50-60* правого борта в расстоянии 2,5 – 3 кабельтовых.
Курс 316*, скорость около 10 узлов.
б/. Транспорт «СЕРОВ» в расстоянии 20 – 25 кабельтовых от танкера «КУЙБЫШЕВ», имея охранение: БТЩ «ТРАЛ» (№11) в голове и СКА -044 с правого борта, и левого –СКА -084.
в/.  Транспорт «БЕРЕЗИНА» в расстоянии 30 – 40 кабельтовых от ТР «СЕРОВ», имея в охранении СКА -052 и 022 с правого и левого борта и СКА -0111 по корме.
г/.  Канлодка «КРАСНАЯ АДХАЗИЯ» в расстоянии 60-70 кабельтовых от ТР «БЕРЕЗИНА», имея в охранении два СКА.
Курс 315*, скорость 6-7 узлов.
д/. Барраж истребительной авиации в составе: трех самолетов «И-16» и двух самолетов «ЛАГ-3».
(Расположение кораблей показано на прилагаемой карте).

АТАКА КАРАВАНА САМОЛЕТАМИ ПРОТИВНИКА.

В 18.55 с кораблей охранения (эсминец, СКА -024, СКА -046, БТЩ) и транспортов были замечены самолеты противника, с курсового угла 15* - 20* левого борта от головного эсминца с дистанции около 60 кабельтовых.
Самолеты (3-5 штук) шли на высоте 20-40 метров на контр-курсе к каравану, в это-же время с БТЩ были замечены еще два самолета противника идущие от берега на высоте 15-20 метров, с правого борта курсом на танкер.
Самолеты были опознаны как самолеты противника, кораблями был открыт огонь ЗА и пулеметов и дано оповещение по каравану  о появлении противника.
Через 2-3 минуты после обнаружения, группа самолетов, идущая с левого борта разделилась: два-три самолета пошли на пересечку курса эсминца и танкера «КУЙБЫШЕВ», один самолет пошел на ТР «СЕРОВ».
Группа самолетов с правого борта продолжала идти не пересечку курса эсминца и танкера.
Атака самолетов противника отражалась ЗА и пулеметами не только кораблями охранения и транспортов, но и огневыми средствами с танков, находящихся на верхней палубе ТР. ТР. «СЕРОВ» и «БЕРЕЗИНА».
Пять истребителей, находившихся в барраже, вступили в бой с самолетами противника.
Торпедоносец, шедший на ТР «СЕРОВ» до дистанции торпедного залпа не дошел, отвернул на вест и был сбит нашим истребителем (самолет «Ю-88», по показаниям командира БТЩ, упал в воду, командир истребителя Майор БУХТИЯРОВ).
Самолет «ЛАГ-3» (командир – капитан ЧЕРНОПАШЕНКО) при атаке торпедоносцев, своего самолета из пикирования не вывел и врезался в воду, самолет и летчик погибли.
Подойдя на дистанцию 10-15 кабельтовых от эсминца и танкера, торпедоносцы сбросили торпеды (время сбрасывания 18.59- 19,02).
18.59 - Эсминец и танкер начали производить маневр уклонения от торпед – поворотом вправо.
В 19.01 эсминец уклонился от торпед, одна торпеда прошла по носу в расстоянии 20 – 25 метров, остальные прошли контр-курсом с правого борта, по эсминцу было выпущено 5-6 торпед.
По танкеру было выпущено две торпеды (показания капитана ).
Одна торпеда прошла по корме танкера, вторая торпеда, идущая ближе к носу, не доходя метров 300 выскочила из воды и стала описывать циркуляцию вправо, капитан пытался машинами ускорить поворот корабля, но уклонится не успел и в 19.03 – 04, торпеда ударила в левый борт, в район танка «11, заполненного бензином.
От взрыва бензин воспламенился, вырвался на высоту 60 – 80 метров, облил большую часть танкера, на корабле начался пожар.
С момента атаки каравана самолетами торпедоносцами, в воздух поднялось еще пять истребителей 62 АБ (с 19.02 по 19.05), в воздушном бою был сбит еще один самолет «Ю-88» - летчиком лейтенантом КАЛИНИНЫМ.
После  воздушного боя самолеты истребители произвели посадку на аэродромы в сумерках, последний самолет произвел посадку в 19.33, уже после окончания сумерок в темноте.

ДЕЙСТВИЯ ПОСЛЕ ТОРПЕДИРОВАНИЯ ТАНКЕРА.

Так как ликвидировать пожар на танкере, по заявлению капитана танкера, было невозможно – разлившийся бензин охватил большую часть танкера, пеногонная система не работала (вероятно получился разрыв магистрали во время взрыва), были приняты к спасению команды.
Спустить шлюпки с борта было невозможно (горел бензин разлившийся по воде) оставшаяся команда собралась на полубаке танкера и одев спасательные пояса, бросилась в воду, откуда и была подобрана катерами.
Машинная команда, оставшаяся на корме танкера, не могла пройти на полубак, и самостоятельно дала ход машинами назад (машины были исправны). Движением танкера назад пламя с кормы отклонилось в нос, с кормы была спущена шлюпка, на которой спаслось еще 8 человек команды.
После торпедирования танкера, БТЩ «ТРАЛ», СКА 024 и 046 пошли к горящему танкеру для спасения людей. Маневрируя в непосредственной близости от горящего танкера и горящего бензина на воде, кораблями было спасено плавающих в воде 22 человека и поднято два трупа и взято со шлюпки танкера 8 человек: из числа спасенных два человека умерло от ожогов на корабле, пять человек имели сильные ожоги, погибло на танкере 8-12 человек.
Шедшие в караване остальные транспорта и корабли охранения, после уклонения от атак торпедоносцев продолжали следовать по назначению.
Подошедшие в 20.30 к танкеру буксиры и сейнера из АНАППЫ никакой помощи оказать не могли, горящий танкер дрейфовало по ветру к берегу.
Танкер приткнулся к мели метрах в 500-600 от берега в районе БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ.
8.04.1942 пролетая на самолете «У-2» в районе стоянки танкера, видел танкер разломившегося пополам, пожар еще продолжался – было видно сильное пламя.

ВЫВОДЫ.

1.   Торпедирование транспортов «ФАБРИЦИУС» и «ВОРОШИЛОВ» в районе мысов УТРИШ и УТРИШОНОК при следовании в НОВОРОССИЙСК и танкера «КУЙБЫШЕВ» в районе банки МАРИЯ МАГДАЛИНА при следовании в КАМЫШ-БУРУН, почти в одно и то-же время суток – после захода солнца, дает основание утверждать наличие хорошей разведки и оповещения противника в этом районе.
Районы торпедирования находятся в расстоянии 12 – 15 миль от АНАПЫ (1,5 – 2 часа для перехода транспорта) и в расстоянии 270 км от аэродрома САКИ (где по данным РО противник базирует торпедоносную авиацию).
Если в районе АНАППЫ находится наблюдательный пункт, который коротким (условным) сигналом дает момент прохождения транспорта, то приход транспорта в районы торпедирования по времени совпадает с прилетом торпедоносцев в эти районы.
В районе ЖЕЛЕЗНОГО РОГА и СОЛЕНОГО ОЗЕРА неоднократно отмечалось наличие гидросамолетов противника, сидящих на воде, которые могли быть использованы противником как пост наблюдения и оповещения (через свою рацию) о движении наших транспортов, то-же наблюдалось и в районе ГБ (СЕВАСТОПОЛЬ) вблизи наших коммуникаций.

НЕОБХОДИМО:

а/. Организовать тщательную проверку населения в прибрежных районах, вблизи которых проходят наши коммуникации, на предмет выявления скрытых постов наблюдения и оповещения противника.
б/. При проходе караванов или отдельных транспортов организовать воздушную и корабельную разведку, на предмет поиска сидящих на воде гидросамолетов-постов наблюдения и оповещения противника и уничтожения их (район поиска вблизи наших коммуникаций  на дальность обнаружения транспортов с гидросамолета).
2.   При атаках транспортов, самолеты торпедоносцы производят сбрасывания торпед на дистанции 10-15 кабельтовых от объекта атак, а корабли охранения находятся на дистанции 2-3 кабельтовых от транспортов, что не позволяет использовать зен.средства кораблей охранения с максимальной эффективностью в моменты когда торпедоносцы подходят к точке залпа (велики дистанции).
Считаю целесообразным, в период времени, наиболее выгодный для атак торпедоносцев (сумерки, лунные ночи) кораблям охранения увеличивать дистанцию от охраняемого объекта до 10-12 кабельтовых.
3.   При необходимости перехода транспортов в светлое время суток, изменять линии коммуникаций, удаляя их от берега, особенно в тех районах, где возможна посадка гидросамолета и укрытие его береговой чертой (лиманы, прибрежные озера, обрывистые берега).
4.   Считаю необходимым изменить существующую систему деления в море, районов прикрытия истребительной авиацией, перехода транспортов, между ВВС ЧФ и ВВС Фронта в районе БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ, возложив организацию и ответственность за прикрытие на одно лицо, целесообразно на ВВС ЧФ, усилив его средствами истребительной авиации.
5.   Необходимо тщательно организовать и контролировать систему кругового наблюдения и оповещения кораблей охранения и транспортов в каждом конвое. При атаке торпедоносцев 2.4.42 г. все наблюдатели увлеклись группой самолетов, идущих в атаку с левого борта, а группа самолетов шедших в атаку с правого борта была обнаружена только с одного БТЩ –«ТРАЛ».
6.   Маневр уклонения от торпеды достигает положительных результатов только при быстром-решительном выполнении – действовать автоматически, считаю необходимым ввести в систему проверку капитанов и их помощников знания маневров уклонения от торпед и атак самолетов.
Дать оценку действий капитана танкера по маневру уклонения от торпед и организации борьбы с пожаром и спасения команды не имею возможности по следующим причинам:
а/. Капитан танкера т. САПКО лежит в госпитале и длительная беседа с ним сейчас не возможна.
б/. Не мог произвести обследования танкера на месте.
в/. Точно не представлялось возможным установить применял ли противник торпеды ВС или обыкновенные только с прибором «ОРБИ» (направления движения).
7.   В данном случае считаю, что организация прикрытия с воздуха и моря и количество средств охранения к моменту атаки торпедоносцев, исходя из фактического наличия боевых средств истребительной авиации и кораблей охранения, было достаточной.
8.   Считаю необходимость отметить прекрасную работу командования и личного состава БТЩ «ТРАЛ» и СКА -024 и -046, занимавшихся спасением личного состава танкера, проводя свою работу вблизи горящего  танкера с бензином и горящего бензина на воде.
Приложение: Схема маневрирования при атаке самолетов 2.04.42. Только к экз. №1.

Капитан 1 ранга /БЕЛОУСОВ/.
11.04.42.

Записан
......Никакой моей вины.....в том , что они -кто старше кто моложе.....
 Но все же, все же, все же....       А.Т.

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 19 465
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: Торпедирование танкера «КУЙБЫШЕВ».
« Reply #1 : 23 Январь 2016, 17:13:01 »
Уважаемый Василий Петрович!
Благодарю за этот интересный документ! Хорошо, если Вы выставите в этой теме также его сканы с "Памяти народа".
Согласно советским архивным документам, танкер "Куйбышев" числится потопленным немецким самолётом-торпедоносцем в 18.59 02.04.1942 в точке с координатами 44 градуса 57 минут северной широты, 36 градусов 58 минут восточной долготы.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 410
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
Re: Торпедирование танкера «КУЙБЫШЕВ».
« Reply #2 : 25 Январь 2016, 23:12:41 »
Как дополнение к тем событиям - https://pamyat-naroda.ru/dou/?docID=136691329
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »