Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: "Хронологическая канва истории Серышевской дивизии Дальней Авиации(1956 - 1998)"  (Прочитано 1004 раз)

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 42 510
  • Константин Борисович Стрельбицкий
2024 © К.Б.Стрельбицкий


ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАНВА  ИСТОРИИ
СЕРЫШЕВСКОЙ  ДИВИЗИИ  ДАЛЬНЕЙ  АВИАЦИИ
(1956 – 1998)


1956
73-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия Дальней Авиации Советских ВВС (в дальнейшем тексте – 73-я тбад; условное наименование – Войсковая часть № 23253) была сформирована в соответствии с директивой Начальника Генерального Штаба Вооружённых Сил СССР Маршала Советского Союза В.Д.Соколовского за № орг/4/40742 от 06.10.1956 (по другим данным – в соответствии с директивой Главнокомандующего Советскими ВВС Главного маршала авиации П.Ф.Жигарева от 05.01.1956).
Формирование 73-й тбад происходило на аэродроме «Украинка» (гарнизон «Серышево-2», Серышевский район Амурской области РСФСР) на базе подлежащей расформированию 99-й бомбардировочной авиационной дивизии Фронтовой (с 1956-го – Дальней) Авиации Советских ВВС, дислоцировавшейся здесь с 1953 года. Первой лётной частью 73-й тбад стал бывший 79-й бомбардировочный авиационный ордена Красной Звезды полк, первоначально – четырёхэскадрильного состава («строевые» 1-я, 2-я и 3-я эскадрилии – по штату на самолётах Мясищева (семейства «М-4 / 3М»), «тренировочная» 4-я – на «Ту-16»).
73-я тбад была по штату двухполковой и в соответствии с этим организационно включала в себя 40-й и 79-й ордена Красной Звезды тяжелые бомбардировочные авиационные полки (в дальнейшем тексте – соответственно 40-й тбап и 79-й тбап, Войсковая часть № 15499 и Войсковая часть № 64385). Кроме них, в состав 73-й тбад временно (только в 1958 году – см.ниже) входил так же 208-й гвардейский тяжёлый бомбардировочный авиационный полк (208 гвтбап; Войсковая часть № 55280).
Кроме трёх этих тбап, в истории 73-й тбад в её состав организационно входили ещё три лётные части:
- 124-я отдельная транспортная авиационная эскадрилия (Войсковая часть № 21207; с 1959 года – см.ниже),
- 251-я отдельная тяжёлая авиационная эскадрилия самолетов-заправщиков (пятизначный условный номер войсковой части не установлен; только в 1960 – 1969 годах – см.ниже),
- Авиационный отряд Управления 73-й тбад (порядкового номера не имел; Войсковая часть № 23253-А; только в 1957 – 1959 годах – см.ниже).
В состав 73-й тбад организационно входили так же различные дивизионные наземные части и подразделения обеспечения, в том числе – 460-я авиационно-техническая база (Войсковая часть № 62266), 651-я ремонтно-техническая база (Войсковая часть № 27835), 37-й отдельный батальон связи и радио-технического обеспечения (Войсковая часть № 49753), Дивизионные авиационно-ремонтные мастерские и др., а так же приданные ей части (в частности – «Н-ский» (порядковый номер не установлен) отдельный военно-строительный отряд из состава Инженерных войск Советской Армии, а не ВВС).
Всего в состав 73-й тбад за всю её историю, в 1956 – 1998 годах входило организационно 28 различных воинских частей
73-я тбад организационно вошла в состав 84-го бомбардировочного авиационного корпуса Дальней Авиации.
Первым командиром 73-й тбад (из 12 таковых в её истории – см.ниже) стал Герой Советского Союза генерал-майор авиации Фурс Павел Михайлович (1920 – 1981).

1957
07.02.1957 на аэродроме «Украинка» совершил посадку первый боевой самолёт 73-й тбад – стратегический бомбардировщик «М-4» 79-го тбап, пилотировавшийся лично командиром полка подполковником Н.П.Сидоровым, перегнавшим эту машину сюда из Энгельса. 
73-я тбад организационно вошла в состав вновь созданной 5-й воздушной армии Дальней Авиации (переформирована в соответствии с директивой Главнокомандующего Советскими ВВС Маршала авиации К.А.Вершинина за № 517209 от 09.07.1957 из 84-го бомбардировочного авиационного корпуса Дальней Авиации, в состав которого с момента своего формирования входила 73-я тбад).
40-й тбап был сформирован согласно директиве Главнокомандующего Советскими ВВС Маршала авиации К.А.Вершинина за № 01306 от 13.09.1957 на базе сокращаемого 581-го бомбардировочного авиационного полка 99-й бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации, первоначально – четырёхэскадрильного состава. Полк был вооружён стратегическими бомбардировщиками Мясищева (семейства «М-4 / 3М» - «строевые» 1-я и 2-я эскадрилии), а так же Туполева («Ту-16» - «тренировочная» 3-я эскадрилия), и военно-транспортными самолётами «Ли-2» (транспортная 4-я эскадрилия). (Из-за большого количества служивших в нём лиц татарской национальности 40-й тбап носил неофициальное название «Татарский полк», или «Татары».)
Авиационный отряд Управления 73-й тбад получил на вооружение стратегические бомбардировщики «Ту-4».

1958
В соответствии с директивой Главнокомандующего Советскими ВВС Маршала авиации К.А.Вершинина за № 305901 от 22.05.1958 на аэродром «Украинка» с аэродрома «Сеща» (Брянская область РСФСР) был передислоцирован 208-й гвардейский тяжёлый бомбардировочный авиационный полк (208-й гвтбап). Здесь он был передан из 11-й гвардейской тяжёлой бомбардировочной Орловско-Берлинской Краснознамённой авиационной дивизии Дальней Авиации, в состав которой организационно входил до этого, 73-й тбад, став единственной гвардейской частью в её истории и первой в дивизии, целиком вооружённой самолётами Туполева (стратегическими бомбардировщиками «Ту-4»). Сдав здесь эту свою материальную часть на слом и пробыв в составе 73-й тбад всего полгода, 208-й гвтбап 15.12.1958 был расформирован.

1959
02.01.1959 оба полка 73-й тбап «обменялись» каждый одной из своих эскадрилий с другим: из 40-го тбап в 79-й тбап перешла 3-я («тренировочная») эскадрилия на самолётах «Ту-16», а взамен неё первый получил от второго 3-ю эскадрилию самолётов семейства «М-4 / 3М».
Кроме того, так же в начале года транспортная, 4-я эскадрилия 40-го тбап (военно-транспортные самолёты «Ли-2») была выведена из состава полка, и на её основе 19.02.1959 в составе 73-й тбад была сформирована новая лётная часть, получившая официальное наименование «124-я отдельная транспортная авиационная эскадрилья» (124-я отаэ). В дальнейшем на её вооружение поступали самолёты «Ан-12» (с 1964 года – см.ниже), «Ан-24», «Ан-26», а так же «Ан-2». (Хотя все дивизионные транспортные эскадрилии в Дальней Авиации одинаково разговорно именовались «Тазики», в 1985 году, когда автор данного материала служил в составе 124-й отаэ, она неофициально называлась «Деревяга», а ранее (в частности, в 1980 – 1982 годах) – «Деревяшка».)

Продолжение следует!
« Последнее редактирование: 16 Марта 2024, 23:56:31 от исСЛЕДОВАТЕЛЬ »
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 42 510
  • Константин Борисович Стрельбицкий
1960
73-я тбад организационно вошла в состав вновь созданного 8-го отдельного тяжёлого бомбардировочного авиационного корпуса Дальней Авиации (переформирован директивами Начальника Генерального Штаба Вооружённых Сил СССР Маршала Советского Союза М.В.Захарова за № 71154 от 30.06.1960 и № 322034 от 01.07.1960 из 5-й воздушной армии Дальней Авиации, в состав которого с 1957 года входила 73-я тбад).
Вторым в истории 73-й тбад её командиром стал Герой Советского Союза генерал-майор авиации Козлов Михаил Данилович (1915 – 1991).
01.03.1960 обе 3-и («заправочные») эскадрилии обеих полков дивизии – 40-го тбап и 79-го тбап (ставших к тому времени по новому своему штату трёхэскадрильными) – были выведены из их состава и сведены в новую лётную часть 73-й тбад, получившую официальное наименование «251-я отдельная тяжёлая авиационная эскадрилия самолетов-заправщиков» (251-я отаэсз), носившую неофициальное наименование «Летучие мыши».

1961
25.12.1961 произошла первая в 73-й тбад (из восьми в её истории – см.ниже) авиационная катастрофа. В результате неё на аэродроме «Украинка» погибли 6 членов экипажа стратегического бомбардировщика «М-4М» из состава 40-го тбап:
1. Чувашов Дмитрий Михайлович – майор, командир отряда, командир корабля
2. Абдулкаримов М.Х. – капитан, старший штурман
3. Баринов Василий Михайлович – капитан, помощник командира корабля 
4. Петров П.С. – старший лейтенант, старший бортовой техник
5. Хрущ А.В. – старший лейтенант, штурман-бортовой оператор
6. Ткачук А. – рядовой срочной службы, старший воздушный стрелок-радист.
Так же в результате этой авиационной катастрофы на земле погиб член экипажа стратегического бомбардировщика «3М» того же полка:
1. Свешников В.А. – старший сержант сверхсрочной службы, командир огневых установок.
После этой катастрофы новым, третьим в истории 73-й тбад её командиром стал генерал-майор авиации Кротов Анатолий Сергеевич (род. в 1922 г.).

1963
08.03.1963 произошла вторая авиационная катастрофа, оставшаяся самой крупной во всей истории 73-й тбад. В результате неё в районе аэродрома «Украинка» в столкновении в воздухе были потеряны сразу 2 стратегических бомбардировщика «3М» из состава 40-го тбап и погибли 11 членов их экипажей:
Первый экипаж:
1. Середа Иван Николаевич – подполковник, командир авиационной эскадрилии, командир корабля
2. Потапкин В.К. – капитан, старший штурман
3. Свистухин Жорес Николаевич – капитан, помощник командира корабля
4. Анохин В.В. – старший лейтенант, старший бортовой техник
5. Стрекалов В.Е. – старший лейтенант, штурман-бортовой оператор.
Второй экипаж:
1. Гильмитдинов Н.Г. – майор, командир отряда, командир корабля
2. Маков А.С. – капитан, старший штурман
3. Соболев А.В. – капитан, помощник командира корабля
4. Ракецкий Н.А. – старший лейтенант, старший бортовой техник
5. Сорин З.Е. – старший лейтенант, старший воздушный стрелок-радист
6. Гайдай В.А. – лейтенант, штурман-бортовой оператор.

1964
На вооружение 124-я отаэ стали поступать первые в 73-й тбад машины Антонова – тактические военно-транспортные самолёты «Ан-12».

1965
Четвёртым в истории 73-й тбад её командиром стал полковник Болдинский Василий Иванович (1922 – 1965).
04.05.1965 в результате катастрофы в горах Джугджур (Хабаровский край РСФСР) стратегического бомбардировщика «3МД» из состава 79-го тбап погибли все 7 членов его экипажа:
1. Болдинский Василий Иванович – полковник, командир дивизии, в данном полёте исполнявший обязанности командира корабля
2. Севостьяненко Пётр Иванович – полковник, старший штурман дивизии, в данном полёте исполнявший обязанности штурмана-бортового оператора
3. Лопатин Андрей Яковлевич – подполковник, командир полка, в данном полёте исполнявший обязанности помощника командира корабля
4. Чепурнаев В.М. – подполковник, старший штурман полка, в данном полёте исполнявший обязанности старшего штурмана корабля
5. Саньков Василий Лаврентьевич – майор, бортовой техник-инструктор полка, в данном полёте исполнявший обязанности старшего бортового техника корабля
6. Лысенко И.И. – капитан, начальник Связи эскадрилии, старший воздушный стрелок-радист
7. Дроздов И.А. – старший сержант срочной службы, командир огневых установок.
Пятым в истории 73-й тбад (и третьим в 1965 году) её командиром стал генерал-майор авиации Марченко Анатолий Иванович.

1968
Шестым в истории 73-й тбад её командиром стал генерал-майор авиации Гончаренко Иван Иванович (1923 – 2016).
К этому году впервые относится такое разговорное «поименование» 651-й ремонтно-технической базы 73-й тбад, как «Глухонемые». Именно с того времени и именно из гарнизона «Серышево-3» этот термин распространится в дальнейшем на другие РТБ – сначала в одной Дальней Авиации, а затем – и по всем Советским ВВС в целом.

1969
Седьмым в истории 73-й тбад её командиром стал бывший в 1966 – 1968 годах командиром 79-го тбап генерал-майор авиации Субботин Константин Константинович (род. в 1931 г.), который будет занимать этот пост дольше всех комдивов-73 – семь лет, до 1976 года.
В 12.1969 251-я отаэсз была расформирована, а её самолёты-заправщики «М-4» – распределены между обоими полками 73-й тбад (так, например, 40-й тбап получил 10 таких машин, которые вновь образовали 3-ю, «заправочную» эскадрилию полка, получившую разговорное название «Нормандия»).

Продолжение следует!
« Последнее редактирование: 16 Марта 2024, 23:57:51 от исСЛЕДОВАТЕЛЬ »
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 42 510
  • Константин Борисович Стрельбицкий
1974
17.09.1974 в результате катастрофы в районе аэродрома «Чаган» (Семипалатинская область Казахской ССР) самолёта-заправщика «М-4-II» из состава 40-го тбап погибли 2 члена его экипажа:
1. Станиславский Л.Н. – майор, командир корабля
2. Угланов А.Ф. – рядовой срочной службы, командир огневых установок.

1976
Восьмым в истории 73-й тбад её командиром стал полковник Цырульников Г.М. (или Цирюльников Г.И. - ?). Он окажется единственным из комдивов-73, так и не получивших за всё время своего длительного (в течении двух лет, до 1978 года) командования дивизией штатного для этой должности звания «генерал-майор авиации».

1978
08.06.1978 в результате катастрофы в районе аэродроме «Украинка» стратегического бомбардировщика «3М» из состава 40-го тбап погибли 2 члена его экипажа:
1. Хамзин Р.М. – старший лейтенант, старший бортовой техник
2. Харченко А.А. – прапорщик, старший воздушный стрелок-радист.
После этой катастрофы новым, девятым в истории 73-й тбад её командиром стал генерал-майор авиации Калугин Игорь Михайлович.

Продолжение следует!
« Последнее редактирование: 17 Марта 2024, 00:00:55 от исСЛЕДОВАТЕЛЬ »
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 42 510
  • Константин Борисович Стрельбицкий
1980
В соответствии с приказом Министра Обороны СССР Маршала Советского Союза Д.Ф.Устинова за № 005 от 05.01.1980 и директивами Начальника Генерального Штаба Маршала Советского Союза Н.В.Огаркова  за № 314/1/00170 от 05.02.1980 и за № 314/7/00229 от 25.02.1980 73-я тбад организационно вошла в состав вновь созданной 37-й воздушной армии Верховного Главного Командования.

1982
Десятым в истории 73-й тбад её командиром стал бывший в 1974 – 1979 годах командиром 79-го тбап генерал-майор авиации Шабельский Леонид Сидорович (род. в 1941 г.).

1984
В этом году оба полка 73-й тбад полностью перешли на оснащение своих «строевых» эскадрилий (1-е и 2-е) стратегическими бомбардировщиками семейства «Ту-95» (начиная с «Ту-95» и «Ту-95М», «через» «Ту-95К» и «Ту-95К-22» и закончив «Ту-95МС») каждый. При этом 3-и эскадрилии обоих полков 73-й тбап оставались «заправочными», и на их вооружении продолжали состоять «воздушные танкеры» Мясищева (семейства «М-4 / 3М» - «М-4М», «М-4-II» и «3МС-2»).

1985
К 04.1985 все бывшие стратегические бомбардировщики Мясищева (семейства «М-4 / 3М») 73-й тбад на аэродроме «Украинка» были полностью утилизированы.
Имеющимися в нашем распоряжении фотографиями           документально подтверждена служба в составе 73-й бад в 1957 – 1984 годах 12 следующих самолётов семейства «М-4 / 3М»:
- «М-4М» - заводские номера «5300508», «5300710», «5301114», «6302528», бортовые номера в составе 73-й бад соответственно «62», «08», «04», «66»,
- «3М» - «7300502» и «6320401», соответственно «17» и «24»,
- «3МД» - «?301301» (бортовой номер не установлен), «0301804» и «30»,
- «3МН» - «8301004» и «56»,
- «3МН-2» - «6300301» и «58»,
- «3МС-2» - «7300605» и «7300805», соответственно «19» и «14»,
а так же точно не идентифицированных ещё 2 машин Мясищева, носивших в составе 73-й бад бортовые номера «16» и «36».
Начиная с 1985 года на вооружении 73-й тбад по штату состояли только турбовинтовые военные самолёты.
12.10.1985 в результате катастрофы в районе города Златоуста (Челябинская область РСФСР) стратегического ракетоносца «Ту-95К» из состава 79-го тбап погибли 6 членов его экипажа:
1. Шарнин В.Л. – майор, командир корабля
2. Харчук А.С. – старший лейтенант, старший бортовой техник
3. Белосвят Л.И. – лейтенант, помощник командира корабля
4. Петров В.В. – лейтенант, штурман-оператор
5. Телятников В.И. – старший сержант сверхсрочной службы, старший воздушный стрелок-радист
6. Власенков В.В. – рядовой срочной службы, командир огневых установок.

1988
В соответствии с приказом Министра Обороны СССР Маршала Советского Союза Д.Т.Язова за № 0018 от 25.02.1988 73-я тбад организационно вошла в состав вновь созданной 30-й воздушной армии Верховного Главного Командования.
20.07.1988 в результате катастрофы в районе аэродрома «Украинка» временного приданного 73-й тбад из состава 1225-го отдельного тяжёлого бомбардировочного авиационного полка Дальней Авиации стратегического бомбардировщика-ракетоносца «Ту-22М2» погибли все 4 члена его экипажа:
1. Масько Валерий И. – полковник, штурман-инструктор полка, исполнявший обязанности штурмана корабля 
2. Ашихмин Геннадий А. – майор, штурман-оператор радиотехнических средств корабля
3. Лесняк А.Н. – капитан, командир корабля
4. Колесников В.И. – старший лейтенант, помощник командира корабля.
Одиннадцатым в истории 73-й тбад её командиром стал генерал-майор авиации Пузанов Александр Иванович (род. в 1946 г.).

1989
Согласно «Плану укомплектования и перевооружения Дальней Авиации на 1989 год», 79-я тбад должна была иметь на своём вооружении по штату в целом 61 самолёт (только в строевых лётных частях, без учёта 124-й отаэ), в том числе – 46 «Ту-95К-22» (по 23 в каждом из двух своих полков), 14 «Ту-95К» (по 7 в каждом полку), а так же 1 «Ту-116» (в составе 40-го тбап). Фактически же в этом году 40-й тбап имел сверх данного штата 3 «Ту-95М», а 79-й тбап – ещё один, 24-й по счёту в этом полку «Ту-95К-22». При этом ещё один самолёт 40-го тбап – «Ту-95» (№ 203) – подлежал в том же, 1989 году списанию на слом, а 5 других самолётов дивизии – «отходу в ремонт»: в 40-м тбап ими должны были стать два «Ту-95К-22» (№№ «2203 (2)» и «2208 (6)») и единственный «Ту-116» (№ «780 (1)»), а в 79-м тбап – два «Ту-95К» (№№ «2103 (4)» и «2106 (8 )»).

Продолжение следует!

« Последнее редактирование: 17 Марта 2024, 00:03:17 от исСЛЕДОВАТЕЛЬ »
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 42 510
  • Константин Борисович Стрельбицкий
1992
Двенадцатым (и последним) в истории 73-й тбад её командиром стал генерал-майор авиации Винокуров Евгений Евгеньевич.

1998
К маю этого года, в результате проведения Министерством обороны Российской Федерации очередных «оргштатных мероприятий», направленных на «оптимизацию» Дальней Авиации ВВС РФ, 73-я тбад прекратила своё существование на 42-м его году. Её подразделения, материальная часть и личный состав, продолжая оставаться дислоцированными на аэродроме «Украинка», были переданы в состав 326-й тяжёлой бомбардировочной Тарнопольской ордена Кутузова авиационной дивизии Дальней Авиации ВВС РФ.

Окончание следует!

Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 42 510
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Приложение

Командиры лётных частей 73-й тбад в период 1956 – 1998 годов

Командиры 40-го тбап:
… (Первый/первые командир/командиры полка в период 1957 – 1961 годов не установлен/установлены)
Сычёв Геннадий Михайлович (1923 – после 1966 (?) ) – командовал полком в 1961 – 1962 годах
Червяков Владимир Иванович (1923 – 2017), Герой Советского Союза – в 1962 – 1963 гг.
Стежко Пётр Дмитриевич (1923 – после 1994 (?) ) – в 1963 – 1966 гг.
Абдулин Юдет Махмутович – в 1966 – 1969 гг.
Воротников Владимир Александрович (род. в 1929 г.) – в 1969 – 1972 гг.
Константинов Борис Афанасьевич (1937 – 1996) – в 1972 – 1975 гг.
Грушевский Леонид Фёдорович (1941 – 2013) – в 1975 – 1977 гг.
Некрасов Н.И. – в 1977 – 1982 гг.
Башкиров Михаил Михайлович (род. в 1947 г.) – в 1982 – 1985 гг.
Иванов Н.М. – в 1985 – 1988 гг.
Майоров А.З. – командовал полком с 1988 года.

Командиры 79-го тбап:
Сидоров Николай Павлович (1922 – 1976) – командовал полком в 1956 – 1959 годах
Матросов Михаил Васильевич (1921 – после 1979 (?) ) – в 1959 – 1963 гг.
Подольский Владимир Данилович (1928 – 2014) – в 1963 – 1966 гг.
Субботин Константин Константинович (род. в 1931 г.) – в 1966 – 1968 гг.
Муравлёв Василий Алексеевич – в 1968 – 1971 гг.
Тараканов Александр Иванович (род. в 1935 г.) – в 1971 – 1974 гг. 
Шабельский Леонид Сидорович (род. в 1941 г.) – в 1974 – 1979 гг.
Давыдов Владимир Иванович (род. в 1942 г.) – в 1979 – 1981 гг.
Колесников Ю.(или Д. - ?)Д. – в 1981 – 1984 гг.
Полегаев Владимир Иванович (1951 – 2022) – в 1984 – 1987 гг.
Шумский А.С.(или З. - ?) – в 1987 – 1993 гг.
Ерохин С.И. – в 1993 – 1995 гг.
Дегтярь Н.П. – командовал полком с 1995 года.

Примечания:
1. Все поименованные выше командиры 40-го тбап и 79-го тбап носили в период 1956 – 1998 годов штатные для этих должностей воинские звания «полковник».
2. Командиры остальных лётных частей 73-й тбад – 208-го гвардейского тяжёлого бомбардировочного авиационного полка (в 1958 году),  124-й отдельной транспортной авиационной эскадрилии (в 1959 – 1998 годах), 251-й отдельной тяжёлой авиационной эскадрилии самолётов-заправщиков (в 1960 – 1969 годах) и Авиационного отряда Управления 73-й тбад (в 1957 – 1959 годах) – не установлены, за исключением подполковника Токарева Владимира Николаевича (род. в 1938 г.), командовавшего 124-й отаэ в 1975 – 1978 годах.

Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 42 510
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемые коллеги!
Данный материал вошёл в подготовленный мной специально для Серышевского районного историко-краеведческого музея сборник материалов «ИЗ ИСТОРИИ  СЕРЫШЕВСКОЙ  ДИВИЗИИ  ДАЛЬНЕЙ  АВИАЦИИ  (1956 – 1998)».
Его «Оглавление»:
Вместо введения, или Фрагменты из воспоминаний о Серышево 1985 года будущего военного историка
Стрельбицкий К.Б. Хронологическая канва истории Серышевской дивизии Дальней Авиации (1956 – 1998)
Сторожук О.А.  Воспоминания о службе в Серышево в 1968 – 1970 годах
Тараканов А.И.  На Амурской земле (1969 – 1975 годы)
Стрельбицкий К.Б.  Авиапамятники Серышево / «Украинки»
Алфавитный список имён военнослужащих 73-й тяжёлой бомбардировочной дивизии Дальней Авиации (1956 – 1998 годы), упоминаемых в тексте сборника.
«Интернет-оригинал» воспоминаний О.А.Сторожука размещён в разделе «История. Холодная война» сайта Рунета «ВВС России: люди и самолёты» по Интернет-адресу http://www.airforce.ru/content/holodnaya-voina/2277-storozhuk-o-vospominaniya-o-sluzhbe-v-seryshevo-v-1968-1970-gody/ , электронный вариант книги А.И.Тараканова «В небе нет остановок. Из воспоминаний авиационного командарма» доступен во многих «Онлайн-читалках» Рунета, моя работа об авиапамятниках так же есть на нашем форуме. Открывающий же сборник текст специально написан мной для него, и ниже я приведу его полностью:

«ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ,
ИЛИ ФРАГМЕНТЫ ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ О СЕРЫШЕВО 1985 ГОДА БУДУЩЕГО ВОЕННОГО ИСТОРИКА

«… Утром одного из апрельских дней далёкого уже ныне 1985 года автор этих строк сошёл с пассажирского поезда на станции Серышево Забайкальской железной дороги, чтобы прибыть, согласно лежащему в кармане его форменного кителя воинскому предписанию, «для дальнейшего прохождения воинской службы» в местный авиационный гарнизон», – такими словами начинается текст нашей военно-исторической работы « «Моя» 37-я воздушная армия». И хотя в дальнейшем автор прослужит здесь, в составе 124-й отдельной транспортной авиационной эскадрилии 73-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации недолго, будучи через некоторое время переведён «в интересах службы» совсем в другой регион РСФСР, служба уже почти четыре десятилетия назад в гарнизоне «Серышево-2», на аэродроме «Украинка» останется в его памяти. Ныне он объединил все известные ему материалы по истории этого воинского соединения в данный сборник, специально составленный им для Серышевского районного историко-краеведческого музея.
Для любого военнослужащего, прибывающего в Сершевскую дивизию, она начиналась с местной железнодорожной станции на «главном ходу» Транссибирской магистрали (здесь же, на этой станции служба та у всех и заканчивалась – за исключением тех, весьма немногих, кто убывал отсюда с военного аэродрома). К 1985 году здесь уже давно стояло новое, типовой советской постройки одноэтажное станционное здание, «громко» именуемое «вокзалом». Между ним и станционными железнодорожными путями находился постамент с бюстом того, в чью память были названы после его смерти сам тот посёлок и эта станция – «СЕРЫШЕВ / СТЕПАН / МИХАЙЛОВИЧ / 1889 – 1928 гг.», как было указано на большой памятной доске. Ниже неё в постамент бюста была вмурована маленькая табличка с текстом о том, что за ней с 1968 года находится «капсула времени» с «Письмом комсомольцам 2018 года», которую надлежало открыть спустя 50 лет, в год 100-летия ВЛКСМ.
За самым дальним от станции магистральным железнодорожным путём начиналась однопутная ветка, ведущая в военный гарнизон. По ней с конца 1960-х годов несколько раз в день туда и обратно, на станцию Серышево ходил пассажирский поезд-«подкидыш». Так как эта ветка была, в отличии от основной железнодорожной магистрали неэлектрифицированной, то поезд тот водил «мотовоз» (тепловоз). К 1985 году старые (судя по их виду – ещё довоенного образца) пассажирские вагоны этого поезда были отведены в самый конец ветки, в гарнизон и там сброшены с рельс под насыпь (где их неоднократно видел автор, ежедневно проходивший мимо них на пути из казармы на стоянку самолётов своей эскадрилии и обратно), а их заменили на несколько новых пассажирских («сидячих») вагонов. 
Практически напротив здания «вокзала», по ту сторону станционных путей располагался комплекс зданий Серышевского элеватора, являвшегося самым высоким зданием района. В этот комплекс входил местный хлебозавод, выпекавший в 1985 году очень вкусный «солдатский» («серый») хлеб (во всяком случае, именно таким он запомнился автору, впервые попробовавшему его после нескольких месяцев употребления в солдатской столовой предыдущего, учебного ещё подразделения в Комсомольском районе Хабаровского края того, что там называлось «хлебом»).
«Центром общественно-политической и культурной жизни» любого советского военного городка всегда являлся «ГДО» – Гарнизонный дом офицеров. Разумеется, свой ГДО был и в Серышево, где он был введён в эксплуатацию в 1960 году. Местный ГДО был построен по типовому проекту 1950-х годов Дома офицеров для военных городков авиационных дивизий двухполкового  состава. Это было трёхэтажное здание «домиком», главное  внутреннее пространство которого занимал актовый (зрительный) зал. К основному зданию ГДО с его тыла вплотную примыкала пристройка, в которой размещался спортивный зал. За свою непродолжительную  службу в Серышево автору не довелось лично посетить местный ГДО, но впоследствии он не раз бывал в других таких же, типовых зданиях, десятки которых были разбросаны по всей территории бывшего Советского Союза, и поэтому он прекрасно представляет себе то, о чём сейчас пишет. Нынешним «выгодным отличием» Серышевского ГДО от других, однотипных ему, является то, что, во-первых, до настоящего времени это здание сохранило на своём фасаде «проектную», оригинальную советскую военную символику (лепнину в виде пятиконечной звезды с серпом и молотом, «обвитую» лавровым венком, на самом вверху, а ниже неё, между вторым и третьим этажами – шесть «розеток» с такими же звёздами), а, во-вторых, это здание уже седьмой десяток лет непрерывно продолжает выполнять свою первоначальную функцию – Гарнизонного дома офицеров. В самом военном городке в посёлке Серышево автор был лишь однажды – дома в гостях у своего старшины прапорщика Алексея Петровича Зябкина (1957 – 2023), о котором сохранил с 1985 года самые лучшие человеческие воспоминания.                 
 Автор прекрасно знает, что нынешняя авиабаза «Украинка» Дальней авиации ВКС России – действующая, и поэтому он здесь не будет ничего писать про Серышевский военный аэродром, а про местный гарнизон он вспомнит лишь следующее. На территорию гарнизона «Серышево-2» автор попал, естественно, через его Главный контрольно-пропускной пункт (КПП). Первым местом в гарнизоне для него оказалось здание Штаба дивизии, где он подал дежурному свои документы, включая упоминающееся в самом начале этого текста предписание. Довольно много времени здесь ушло на то, чтобы командование приняло решение, где именно будет проживать автор – в Советской Армии того времени уже начала остро ощущаться нехватка рядового состава призывных возрастов, и «расположение» 124-й отдельной транспортной авиационной эскадрилии, в которую автора направили из учебного подразделения автор, было просто закрыто из-за полного отсутствия там других солдат. В результате автор, в конце концов, был «определён на постой» в «расположение» личного состава Дивизионных авиационно-ремонтных мастерских (ДАРМ), размещавшееся в правой из двух основных солдатских казарм гарнизона, на втором её этаже (после подъёма туда по лестнице – слева). Из зданий гарнизона автор успел лично побывать так же в солдатской санчасти (двухэтажное здание за этой казармой) и, конечно, в солдатской столовой. Она размещалась в типовом для советских авиационных гарнизонов здании, состоящем из двух частей, в которых размещались «обеденные» залы¸ соединённые между собой так называемым «варочным цехом». На фасаде левого корпуса Серышевской солдатской столовой из кирпича была выложена дата её строительства – «1953 / сентябрь» – под пятиконечной звездой (на правом – один только тот год). Правее столовой, если стоять к ней лицом, в то время располагалось одноэтажное здание «Солдатской чайной» (именуемое солдатами гарнизона «Чипок»), в которой автор так же побывал.
Выше автор уже упоминал условное название военного гарнизона при аэродроме «Украинка» – «Серышево-2». При этом «Серышево-1» именовался военный городок в собственно посёлке Серышево, «Серышево-3» – так называемая «Ремонтно-техническая база» (РТБ) 73-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии, а «Серышево-4» – гарнизон при аэродроме «Орловка», где дислоцировался 404-й истребительный авиационный Таллинский ордена Кутузова полк ПВО, «прикрывавший» с воздуха «Украинку». Соответственно письма, которые в 1985 году адресовались автору на его службу в Серышево, имели следующий адрес: «676351, Амурская обл., Серышевский р-н, п/о Серышево-2, в/ч 23253-А, Стрельбицкому К.Б.».
Из событий, произошедших в период службы автора в Серышево, ему больше всего запомнилось отмечавшееся в военном гарнизоне 9 мая 1985 года 40-летие Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Утром этого дня, вскоре после завтрака на главной рулёжной дорожке аэродрома «Украинка» прошёл парад всех частей военного гарнизона «Серышево-2», в котором лично принимал участие автор. «Коробки» воинских частей были построены на «внешней» стороне «рулёжки» (ближней к главной взлётно-посадочной полосе аэродрома), после чего они прошли парадным маршем по её стороне уже «внутренней», перед зданием Командно-диспетчерского пункта (так называемая «Вышка»). Интересно отметить, что если все офицеры и прапорщики дивизии, принимавшие в этом участие, были одеты по случаю праздника в парадную форму, то солдаты участвовали в данном параде в своей повседневной форме – в пилотках, в «хэбэ» и в кирзовых сапогах. При этом среди офицеров дивизии выделялся тогдашний командир 37-го отдельного батальона связи и радио-технического обеспечения – как выпускник военного училища связи, он один-единственный был одет в парадную форму «общевойскового» образца («цвета морской волны»), в то время как все остальные офицеры были в синей парадной форме Советских ВВС. После окончания прохождения личного состава гарнизона над «рулёжкой» довольно низко пролетел стратегический бомбардировщик «Ту-95» (на которые в том, 1985 году была полностью перевооружена Серышевская дивизия). Говорили, что его тогда лично пилотировал сам «комдив-73» генерал-майор авиации Шабельский Леонид Сидорович (во всяком случае, именно его самолёт к этому, праздничному дню готовили, отмывая фюзеляж от копоти предыдущих полётов, солдаты ДАРМ). Одновременно с парадом частей гарнизона, праздничная демонстрация проходила и в районном центре Серышево. Учитывая 6-часовую разницу во времени с Москвой, солдаты уже после обеда смотрели по телевизору прямую трансляцию главного праздничного военного парада страны – с Красной площади столицы.
Таковы основные воспоминания автора о его непродолжительной службе в Серышево в 1985 году».

Весь текст сборника «ИЗ ИСТОРИИ  СЕРЫШЕВСКОЙ  ДИВИЗИИ  ДАЛЬНЕЙ  АВИАЦИИ  (1956 – 1998)» доступен для скачивания единым файлом по ссылке - https://disk.yandex.ru/i/zBPsGvQyI-s_UQ
С уважением – К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »