Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Штаты авиационных частей  (Прочитано 15236 раз)

Alex_mr

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 832
  • Миронов Александр Александрович
Штаты авиационных частей
« : 05 Ноябрь 2011, 00:49:51 »
Здравствуйте!

Имеется ряд вопросов. В частности интересует штат штурмового авиационного полка. Удалось найти в сети немного информации о штате ШАП.

«НАКАНУНЕ БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ

7 августа 1941 г. было принято решение ГКО № 423сс, а за ним, 10 августа, вышел приказ Командующего ВВС КА П.Ф.Жигарева № 057, согласно которому все штурмовые авиаполки должны были перейти на трехэскадрильный состав с 33 самолетами в каждом полку. Однако в связи с огромными потерями в самолетном парке и трудностями его восполнения в этот период войны эта организационно-штатная структура была пересмотрена. Приказом Наркома Обороны И.В.Сталина № 305 от 20 августа 1941 г. все штурмовые авиаполки, на вооружение которых поступали Ил-2, стали формироваться как двухэскадрильные по 9 самолетов в каждой эскадрилье и 2 самолета в управлении полка (машины командира и штурмана полка) - всего 20 самолетов в полку (штат 015/156).
…»
http://www.23ag.ru/html/il2_page_2.html


«РЕЗЕРВ ВЕРХОВНОГО
С целью обеспечения массирования действий авиации приказом Наркома Обороны от 26 августа 1942 г. началось формирование авиационных корпусов (истребительных, штурмовых и бомбардировочных) Резерва ВГК.
Одновременно с этим происходило переформирование в однородные смешанных авиадивизий и авиаполков.
Штурмовая авиадивизия (штат 015/ 145) теперь стала состоять из трех штурмовых авиаполков и одной отдельной штрафной штурмовой авиаэскадрильи.
Штурмовые авиаполки с 20-самолет-ного состава переводились на 32-само-летный состав (штат 015/282 - 3 эскадрильи, 32 пилота): по 10 самолетов в каждой эскадрилье и две машины в управлении полка (самолеты командира и штурмана полка).
Отметим, что принятые штаты штурмовых авиаполков оказались все же недостаточными и не в полной мере отвечали требованиям войны. Боевой опыт показал, что эскадрилья из 10 самолетов уже на 3-4 день боев "выдыхалась" (за счет "некоторого отхода летного состава и материальной части") и обычно могла работать только шестеркой, что не позволяло комсоставу полков должным образом организовывать борьбу с ПВО противника, а также с его истребительной авиацией.
По общему мнению, требовалось штат штурмовой авиаэскадрильи увеличить до 12 самолетов (3 звена по 4 машины, 1 самолет у командира эскадрильи и один - у штурмана эскадрильи), а штат полков - до 45 Ил-2, одного Ил-2У и одного самолета связи. В этом случае авиаэскадрильи из 14 самолетов в основном будут работать восьмерками. Кроме того, два командирских Ил-2 являлись как бы резервными, что позволяло командиру эскадрильи продолжительное время строить боевые порядки эскадрильи в зависимости от задачи и обстановки.
На 40-самолетный состав штурмовых авиаполков ВВС КА перешли только в 1944 г...»
http://www.23ag.ru/html/il2_page_12.html

Источник: Огромная, глобальная публикация в журнале АВИАЦИЯ И КОСМОНАВТИКА 5-6. 2001 «ШТУРМОВИК ИЛ-2». Авторы: Владимир Перов, Олег Растренин.
http://www.23ag.ru/html/il2_pub.html

Штат штурмового авиаполка №015/282 1942г (Word-файл):
http://www.vif2ne.ru/nvk/forum/files/T28/(110409101503)_shtat015_282.doc
От: Павел Войлов (Т-28А)
Взято здесь http://www.vif2ne.ru/nvk/forum/0/0.htm

На всякий случай приведу здесь:

Штат №015/282
Авиационного штурмового полка ВВС Красной Армии (военного времени)
1. Организация
Командование
Штаб
Начальники служб
Партполитаппарат
Техническо-эксплоатационная служба
Авиационное звено Управления полка
Авиационные эскадрильи
2. Личный состав         
Начальствующего состава   33
Младшего начсостава   123
Рядового состава   18
   174
3. Материальная часть
Самолетов боевых   32
Самолетов связи типа У-2 или УТ-2   1

Наименование должностей, мат.части и транспорта   Число должн., в/с   Военное звание   ВУС   Дол.окл.   Инд.арт.воор.   Лет.тех.обм.

         
Командир полка   1   Подполковник-полковник   1   2000   п,б,к   33
Военный комиссар   1   Ст.батальон.комиссар-полковой комиссар   5   1850/2000   п,к   33
      2
1. Штаб   
Зам.нач.штаба по оперативно-разведывательной части   1   Капитан   6   1600   п,к
Нач.связи – он же Пом.нач.штаба   1   Ст.лейтенант – капитан   4   1400   п,к
Пом.нач.штаба по спецсвязи   1   Лейтенант, ст.лейтенант   66   800   п
Писарь старший   1   Сержант адм.службы   123   -   -
      5
а) Отделение строевое и кадров
Начальник отделения   1   Лейтенант, ст.лейтенант   7   900   п
Писарь старший   1   Сержант адм.службы   123   -   -
      2
Итого в штабе   7
2. Начальники служб
Штурман полка (1)   1   Майор   2а   1700   п,к   33
Начальник воздушно-стрелковой службы   1   Капитан   3   1400   п,к   33
Начальник химслужбы   1   Ст.лейтенант, капитан   5   1300   п,к   -
Старший врач полка   1   В/врач 2 р.   49   1000   п   -
      4
3. Партийно-политический аппарат
Секретарь первичной парторганизации      По совместительству
Секретарь первичной комсомольской организации      По совместительству
4. Техническо-эксплуатационная служба
Старший инженер полка – он же пом.командира полка по эксплуатации   1   Инженер-майор   13   1400   п   35
Инженер авиавооружения   1   Инженер-капитан   15   1200   п   35
Инженер электроспецоборудования   1   Инженер-капитан   20   1200   п   35
Техник по фотооборудованию старший   1   Ст.техник-лейтенант   17   750   п   35
Укладчик парашютов – он же зав.складом   3   Сержант техсл.   75   -   -   35
Писарь старший по учету самолетов и моторов   1   Сержант адм.сл.   123   -   -   -
5. Авиационное звено управления полка
Механик авиационный   3   Ст.сержант тех.сл.   74   -   3кр№4   35
Моторист авиационный   2   Сержант тех.сл.   73   -      35
Мастер авиавооружения   2   Сержант тех.сл.   79   -      35
      7
Самолет боевой (2)   2
Самолет связи типа У-2 или УТ-2   1
6. Авиационные эскадрильи (в полку три)
Командир эскадрильи   3   Ст.лейтенант, капитан   1   1650   п,к   33
Военный комиссар   3   Политрук, ст.политрук   5   1550/1650   п,к   33
Зам.командира эскадрильи он же штурман (3)   3   Лейтенант, ст.лейтенант   1   1500   п,к   33
Адъютант   3   Лейтенант   6   850/1200   п   -
А. Авиационные звенья (в эскадрилье – два, в полку – шесть)
Командир звена   3   Старшина   72   -   п,к   33
Пилот старший   5   Ст.сержант, старшина   72   -   п,к   33
Пилот   12   Ст.сержант      72   -   п,к   33
   20
Б. Техническо-эксплуатационная часть
Ст.техник эскадрильи – он же пом.ком.эскадрильи по эксплуатации   3   Ст.техник-лейтенант   13   1100   п   35
Механик авиационный звена   6   Старшина тех.сл.   74   -   3кр№4   35
Механик авиационный   30   Ст.сержант тех.сл.   74   -   15кр№4   35
Моторист авиационный   24   Сержант тех.сл.   74   -   12кр№4   35
Техник авиавооружения   3   Техник-лейтенант   15   725      35
Механик авиавооружения   3   Ст.сержант тех.сл.   79   -      35
Мастер авиавооружения   12   Сержант тех.сл.   79   -      35
Стрелок авиавооружения   18   Красноармеец   79   -      35
Механик по радио   3   Ст.сержант тех.сл.   43   -   2кр№4   35
Механик электроспецоборудования   3   Ст.сержант тех.сл.   80   -   1кр№4   35
Мастер электроспецоборудования   3   Сержант тех.сл.   80   -   2кр№4   35
Механик авиаприборов   3   Ст.сержант тех.сл.   79   -   1кр№4   35
Мастер авиаприборов   3   Сержант тех.сл.   79   -   2кр№4   35
      114
Итого в эскадрильях   146
Самолет боевой   30
Всего в полку   174
Материальная часть
Самолет боевой   32
Самолет связи типа У-2 или УТ-2   1

                  
(1) Входит в расчет летных экипажей
(2) Командира и военкома полка
(3) Он же командир звена


Согласно штату №015/282 в эскадрильях авиационного штурмового полка при 32-х самолетном составе по штату должно быть 146 человек, т.е. 48-49 человек в каждой эскадрилье?

Как расшифровываются наименования последних 2-х граф (Инд.арт.воор, Лет.тех.обм.)?
Предположу, что Лет.тех.обм. – летно-техническое обмундирование, Инд.арт.воор – индивидуальное арт. (?) вооружение.
Как расшифровываюся значения этих граф (п, б, к, 1кр№4, 2кр№4, 3кр№4, 12кр№4, 15кр№4 в гр. Инд.арт.воор. и 33, 35 в гр. Лет.тех.обм.)?

Была ли в штате ШАП должность старший механик?
Если да, то когда эта должность была введена в штат?
« Последнее редактирование: 05 Ноябрь 2011, 18:00:52 от Alex_mr »
Записан
С уважением, Александр

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 209
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Штаты авиационных частей
« Reply #1 : 05 Ноябрь 2011, 09:10:22 »
Коллега, две последние графы вы расшифровали правильно.
Об остальных сокращениях: "п" - пистолет; "б" - бинокль. А вот "к" это, скорей всего, "компос"...
Записан

Alex_mr

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 832
  • Миронов Александр Александрович
Re: Штаты авиационных частей
« Reply #2 : 06 Ноябрь 2011, 20:51:53 »
Спасибо.

Еще вопрос:
Какие должности штата №015/282 относятся к «летным»?
Предположу, что это:
командир эскадрильи – 3;
военный комиссар – 3;
зам. командира эскадрильи он же штурман (он же командир звена) – 3;
командир звена – 3;
пилот старший – 5;
пилот – 12;
всего – 29,
но, самолетов боевых в эскадрильях по штату – 30. Что я пропустил?
Записан
С уважением, Александр

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 209
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Штаты авиационных частей
« Reply #3 : 06 Ноябрь 2011, 21:24:27 »
Спасибо.

Еще вопрос:
Какие должности штата №015/282 относятся к «летным»?

Правильно - лётно-подъёмный состав. Его представители - это все те, кто входит в состав экипажа воздушного судна: пилоты, штурманы, лётчики-наблюдатели, стрелки-бомбардиры, воздушные стрелки-радисты, бортовые техники/механики и т.д., а также лица в случае форс-мажора их в полёте заменяющие.
"Командир звена", "заместитель командира эскадрильи", "адъютант старший эскадрильи", "командир эскадрильи", а также летающие пилоты из числа политработиков и вышестоящие летающие командиры/начальники - должности, замещающиеся соответственно профессиональными пилотами или штурманами (летнабами, стрелками-бомбардирами)...
Записан

Alex_mr

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 832
  • Миронов Александр Александрович
Re: Штаты авиационных частей
« Reply #4 : 06 Ноябрь 2011, 21:59:46 »
И имею ввиду условную классификацию "летный"/"не летный" состав,
Я неточно сформулировал вопрос, уточню:
кто из представителей летно-подъемного состава были пилотами в эскадрильях?
Я насчитал 29 должностей (см. выше), а самолетов в эскадрильях - 30. Получается, один самолет "в резерве" (т.е., без пилота), или я упустил что-то?
Записан
С уважением, Александр

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 209
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Штаты авиационных частей
« Reply #5 : 07 Ноябрь 2011, 08:07:02 »
Давайте впредь без всяких "условных классификаций", а только принятые в военном деле термины! К этому обязывает статус нашего Форума!
В штурмовых авиаполках пилоты: "младший лётчик", "лётчик", а также представители командования эскадрильей, включая "штурман эскадрильи" и "военком эскадрильи". Плюс - первые лица полка из числа представителей лётно-подъёмного состава...
Записан

Alex_mr

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 832
  • Миронов Александр Александрович
Re: Штаты авиационных частей
« Reply #6 : 07 Ноябрь 2011, 21:51:00 »
Уважаемый Юрий Петрович!

Можно не использовать термины «летный», «не летный» [состав] в рамках нашего форума, но данные термины применялись среди представителей летно-технического состава в годы войны и встречаются в мемуарах и рассказах ветеранов ВОВ:

«Законы летной службы строгие, в наставлении по производству полетов они расписаны по параграфам. Один из них запрещал летчику брать в полет лица нелетного состава
Мемуары. Пальмов Василий Васильевич. Штурмовики над Днепром.
http://militera.lib.ru/memo/russian/palmov/05.html

Из краткой биографической справки адъютанта 3-й авиационной эскадрильи 144 гшап Егора Яковлевича Гудыри и из его воспоминаний:
«...
Находясь на излечении в госпитале, познакомился с майором авиации, который искал пополнение для своей части. Е.Я.Гудыря имел соответствующую подготовку, но не имел боевого опыта. Поэтому был переведен в 41 оутап, а потом в 144 гшап на нелетную должность адъютанта эскадрильи. Несмотря на это, Егор Яковлевич летал. По его рассказам количество самолетов и летчиков было не равным. Поэтому, получив задание, экипаж формировали тут же исходя из поставленной задачи и готовых к вылету самолетов: «Ты левым, ты правым, ты стрелком и т.п.». Таким образом летали практически все, кто был в полку, не обращая внимания «летный» или «не летный» человек. Егор Яковлевич летал стрелком. И каждый раз молился, чтобы их не сбили, т.к. рассказывать как он, «не летный», попал на борт выполняющего задание самолета или как он попал за линию фронта было бы сложно.
...»
Информация с сайта «Авиаторы Второй Мировой»:
http://allaces.ru/p/people.php?id=00000002438

Также в документах:
«…
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № ГКО-1251с
от 7 февраля 1942 г. Москва, Кремль

О делении летно-технического состава ВВС Красной Армии
по категориям

1. В целях поощрения летного и технического состава, регулярно выполняющего боевые задания Командования на фронте, ввести новую систему деления летно-технического состава ВВС Красной Армии на три категории, исходя из следующего:
1-ая категория – летный состав авиаполков, входящих в состав действующей армии, выполняющий регулярно боевые задания и обслуживающий эти авиаполки технический состав.
2-ая категория – летный состав авиаполков, входящих в состав действующей армии, но не имеющий постоянно закрепленных самолетов и обслуживающий эти авиаполки технический состав.
3-ья категория – летный и технический состав авиачастей и школ, дислоцируемых в тылу.
…»
http://teatrskazka.com/Raznoe/PostanovGKO/194202/gko_1251.html

Напрашивается вывод, термины «летный», «не летный» [состав, человек, должность] –  принятые в военном деле термины.

В штурмовых авиаполках пилоты: "младший лётчик", "лётчик", а также представители командования эскадрильей, включая "штурман эскадрильи" и "военком эскадрильи".
Я их перечислил уже выше. Всего по штату №015/282 указано в эскадрильях 29 должностей (пилотных). И 30 самолетов в эскадрильях… К тому, что количество пилотов не соответствует количеству самолетов в эскадрильях...
Есть предположение, что если в тексте нет опечатки, и все цифры верны (все же интересно было бы посмотреть скан документа), то 1 самолет в полку использовался в качестве учебного (тренировочного) для проверки и отработки навыков пилотирования вновь прибывших в полк летчиков. Прошу специалистов прокомментировать это предположение.

Плюс - первые лица полка из числа представителей лётно-подъёмного состава...
Все же командир полка, военный комиссар [полка] и штурман полка –  пилоты в авиационном звене управления полком, а не в эскадрильях… (согласно штату №015/282).

В штурмовых авиаполках пилоты: "младший лётчик", "лётчик"
Но в штате №015/282 указаны должности «пилот» и «старший пилот». Возможно младший летчик и летчик были в ранних или более поздних штатах шап? Юрий Петрович, Вы не могли бы указать, в каких штатах шап указаны эти должности? Было бы очень интересно ознакомиться с документом (документами).
« Последнее редактирование: 08 Ноябрь 2011, 07:12:49 от Alex_mr »
Записан
С уважением, Александр

Alex_mr

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 832
  • Миронов Александр Александрович
Re: Штаты авиационных частей
« Reply #7 : 07 Ноябрь 2011, 23:06:25 »
К вопросу о значениях графы Лет.тех.обм. (штат №015/282):

Летно-техническое обмундирование – специальная одежда для летного и технического состава, приспособленная для полетов и работы на авиационной технике.
Источник: Военно-авиационный словарь
http://www.flyingschool.ru/tesaurus/206/63171/

Следовательно, значениям в гр. Лет.тех.обм. соответствуют:
33 – специальная одежда для летного состава, приспособленная для полетов на авиационной технике.
35 – специальная одежда для технического состава, приспособленная для работы на авиационной технике.
Записан
С уважением, Александр

Alex_mr

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 832
  • Миронов Александр Александрович
Re: Штаты авиационных частей
« Reply #8 : 08 Ноябрь 2011, 20:57:28 »

В штурмовых авиаполках пилоты: "младший лётчик", "лётчик"
Но в штате №015/282 указаны должности «пилот» и «старший пилот». Возможно младший летчик и летчик были в ранних или более поздних штатах шап?

"...
Итак, по приказу комэска мы приступили к полетам. Первым справа от меня летел младший летчик Приходько. Он обладал хорошей техникой пилотирования, прилично знал самолет, мотор и оборудование.
В кабинное зеркало самолета мне хорошо была видна вся четверка ведомых: за Приходько летели пилоты Свиридов, Зыбнев, замыкал строй пилот Казенин.
Кстати, поясню, почему у них было звание «пилот», а не «летчик». Дело в том, что до 1931 года авиационные летные школы выпускали младших военных летчиков, командирское звание которых можно приравнять современному званию «лейтенант». С 1931 года часть летных школ стала выпускать не летчиков, а пилотов. Свиридов, Зыбнев и Казенин после окончания Одесской летной школы получили звание пилотов военной авиации.
..."

Каманин Н. П. Летчики и космонавты. — М., Политиздат, 1971. (О жизни и о себе).
http://militera.lib.ru/memo/russian/kamanin_np/12.html
Записан
С уважением, Александр

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 209
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Штаты авиационных частей
« Reply #9 : 08 Ноябрь 2011, 21:01:29 »
"...
Итак, по приказу комэска мы приступили к полетам. Первым справа от меня летел младший летчик Приходько. Он обладал хорошей техникой пилотирования, прилично знал самолет, мотор и оборудование.
В кабинное зеркало самолета мне хорошо была видна вся четверка ведомых: за Приходько летели пилоты Свиридов, Зыбнев, замыкал строй пилот Казенин.
Кстати, поясню, почему у них было звание «пилот», а не «летчик». Дело в том, что до 1931 года авиационные летные школы выпускали младших военных летчиков, командирское звание которых можно приравнять современному званию «лейтенант». С 1931 года часть летных школ стала выпускать не летчиков, а пилотов. Свиридов, Зыбнев и Казенин после окончания Одесской летной школы получили звание пилотов военной авиации.
..."

В данной цитате речь идёт о периоде, когда ещё не было воинских званий, а только должностные категории...
Записан

Alex_mr

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 832
  • Миронов Александр Александрович
Re: Штаты авиационных частей
« Reply #10 : 09 Ноябрь 2011, 21:48:47 »
Всего по штату №015/282 указано в эскадрильях 29 должностей (пилотных). И 30 самолетов в эскадрильях… К тому, что количество пилотов не соответствует количеству самолетов в эскадрильях...

Начальник воздушно-стрелковой службы имел летно-техническое обмундирование 33, следовательно, он также летчик, точнее летчик в одной из эскадрилий.
Тогда выходит соответствие, итого 30 самолетов в эскадрильях, и 30 летчиков в эскадрильях.
Записан
С уважением, Александр

Alex_mr

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 832
  • Миронов Александр Александрович
Re: Штаты авиационных частей
« Reply #11 : 10 Ноябрь 2011, 22:18:09 »
Как расшифровываюся значения ... 1кр№4, 2кр№4, 3кр№4, 12кр№4, 15кр№4 в гр. Инд.арт.воор. ...?

Было ли личное оружие у технического состава?
Возможно, индивидуальное вооружение механиков, мотористов - это некий комплект ремонтный №4, а предшествующие цифры - количество комплектов?
А ремонтные комплекты №1, 2, 3 - для автомобилей или другой техники? (см. приложение 2 в качестве примера):
http://www.oa-14.narod.ru/poslevoiny-7.htm
« Последнее редактирование: 10 Ноябрь 2011, 23:52:28 от Alex_mr »
Записан
С уважением, Александр

Alex_mr

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 832
  • Миронов Александр Александрович
Re: Штаты авиационных частей
« Reply #12 : 11 Ноябрь 2011, 22:22:58 »

Плюс - первые лица полка из числа представителей лётно-подъёмного состава...
Все же командир полка, военный комиссар [полка] и штурман полка –  пилоты в авиационном звене управления полком, а не в эскадрильях… (согласно штату №015/282).
следует уточнить, что, действительно, штурман полка входил в расчет летных экипажей (подтверждение - сноска (1))
(1) Входит в расчет летных экипажей

и назначался ведущим в группах. Т.е, по штату 30-й пилот в эскадрильях – штурман полка, а начальник воздушно-стрелковой службы входил в звено управления полком, но также назначался заместителем ведущего в группе и, иногда, ведущим группы.

«…Нужно было блокировать вражеский аэродром в районе Мелитополя. На задание вылетели четыре шестерки штурмовиков. Ведущим группы был штурман полка М.Степанищев, а его заместителем Заворызгин…»
Информация с сайта «Герои страны». Заворызгин Борис Сергеевич.
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=4084

Описание структуры и состава штурмового авиационного полка из воспоминаний Героя Советского Союза М.Я.Романова:

«Полк состоит из трех авиационных эскадрилий и звена управления. В авиаэскадрилью входят три авиазвена, состоящих, в свою очередь, каждое из четырех экипажей. В экипаж самолета входят два человека - летчик и воздушные стрелок. Кроме того, самолет обслуживают авиамеханик, авиамоторист, авиаоружейник. Все вместе они составляют боевой расчет, которым командует командир экипажа, обычно летчик младший лейтенант. Командир экипажа отвечает за воспитание своих подчиненных, за их боевую и политическую подготовку. В звене и эскадрильи имеются еще и узкие технические специалисты: по радио, по приборам и по другому спецоборудованию. Во главе технического состава звена стоит техник, обычно техник-лейтенант. Во главе технического состава эскадрильи стоит авиаинженер, обычно старший техник-лейтенант. Всего, вместе с летно-подъемным и техническим составом в авиационной эскадрильи насчитывается около 80 человек личного состава, в распоряжении которых находится, как правило, 12 боевых самолетов Ил-2. Эскадрильей командует летчик командир авиаэскадрильи. У него есть заместитель - штурман авиаэскадрильи. Звеном командует командир авиазвена. Кроме этого в каждом звене имеется еще летчик старший, который является ведущим пары самолетов.
Авиаполком управляет звено управления, штаб и политчасть. В звено управления кроме командира полка входят следующие его заместители: по политической части (летчик), по летной работе, по авиаинженерной службе, по штурманской подготовке (флагштурман полка, летчик), по воздушно-стрелковой службе (летчик), по авиасвязи, по оргвопросам (начальник штаба). У начальника штаба имеются заместители и помощники по оперативной части, по строевой подготовке и другие. В авиаэскадрильях штабную работу ведут адъютанты авиаэскадрилий. В политчасть полка входят кроме замполита парторг, комсорг, секретари партийных и комсомольских организаций авиаэскадрилий. Как видите, по своей структуре авиаполк является довольно стройной военной организацией, в которой предусмотрены все службы для нормального функционирования в любой обстановке.»

Документальная повесть летчика-штурмовика, Героя Советского Союза М.Я.Романова. 565 штурмовой. Воспоминания о войне
http://www.airforce.ru/history/ww2/romanov/memoirs/page_02.htm

Видимо, речь идет о 45-самолетном составе шап при 12 самолетах в каждой эскадрилье. Что же, уже в 1943 (летом?) был осуществлен перевод на новый штат, а не в 1944?
Записан
С уважением, Александр

Alex_mr

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 832
  • Миронов Александр Александрович
Re: Штаты авиационных частей
« Reply #13 : 27 Ноябрь 2011, 22:13:19 »
Интересуют должностные инструкции штата шап.
В сети нашел только
"Инструкция летчику по эксплуатации самолета Ил-2 с мотором АМ-38"
 http://www.airpages.ru/dc/il2_01.shtml

Учебный фильм "Инструкция летчику по эксплуатации самолета Ил-2 с мотором АМ-38":
http://rutube.ru/tracks/3362887.html?v=ffefb06d6b5876cf0b81e22

Интересует "Инструкция по техническому обслуживанию самолета Ил-2." [- М.: Военное издательство НКО СССР, 1942. - 158 с.]
В сети не нахожу...
Записан
С уважением, Александр

Alex_mr

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 832
  • Миронов Александр Александрович
Re: Штаты авиационных частей
« Reply #14 : 14 Декабрь 2011, 22:54:19 »
«…Приказом Наркома Обороны И.В.Сталина № 305 от 20 августа 1941 г. все штурмовые авиаполки, на вооружение которых поступали Ил-2, стали формироваться как двухэскадрильные по 9 самолетов в каждой эскадрилье и 2 самолета в управлении полка (машины командира и штурмана полка) - всего 20 самолетов в полку (штат 015/156).
…»
http://www.23ag.ru/html/il2_page_2.html

Сам приказ:
ПРИКАЗ О СОСТАВЕ АВИАПОЛКОВ, ВООРУЖЕННЫХ НОВОЙ МАТЕРИАЛЬНОЙ ЧАСТЬЮ**       
 
№ 0305 20 августа 1941 г.

Ввиду того, что новые самолеты, вроде Ил-2, Пе-2, Як-1 и т. д., являются грозным оружием против врага и необходимо их иметь на всех фронтах, тогда как промышленность пока не успевает удовлетворять потребности фронтов, приказываю:
Впредь все авиаполки новой материальной части формировать в составе 2 эскадрилий по 9 самолетов в каждой и 2 самолетов для командира полка и его заместителя — всего 20 самолетов в полку.

Нарком обороны И.СТАЛИН
ф. 4, оп. 11, д. 65, л. 393. Подлинник.

** Приказ был разослан командующим фронтами и армиями и командующим ВВС фронтов.
http://bdsa.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=286&Itemid=30
Записан
С уважением, Александр
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »