© А.Волков
Летом 1945г. по распоряжению Л.П.Берия, офицеры оперативного состава НКВД начали розыск известных немецких специалистов в области физики, радиотехники и металлургии - Альфреда фон Ардене, Густава Герца, Николауса Риль, Тиссона, Позе, Баера, Доппель и т.д. которым было предложено работать в Советском Союзе. Условия работы немецких ученых конкретно обговаривались с Завенягиным. Имущество и оборудование для вновь созданных лабораторий на территории СССР было вывезено из Германии Главным Трофейным управлением. Для выполнения специальных заданий ГКО в Германию неоднократно направлялся Максим Захарович Сабуров. В счет германских репараций в СССР было вывезено оборудование и имущество Физического института Общества Кайзера Вильгельма, ускоритель из Цоссена и другое оборудование из Дрездена, Штрассфурта и т.д. Ответственными лицами за поиск и вывоз трофейного оборудования были назначены П.Я. Мешик и И.К. Кикоин.
В 1948 г. были открыты месторождения урана на северных склонах Рудничных гор: Цобес, Шнеккенштайн и Берген. Потребовалось значительное количество рабочих рук. Число рабочих достигло 50 тыс. человек. В 1950 г количество рабочих и служащих на горном комбинате «Висмут» достигло 110 тыс. человек (в это число входили 11 тыс. советских специалистов и 10 тыс. военнослужащих).15 августа 1948 г. 9-е Управление МВД и все созданные ранее отделы НКВД-МГБ задействованные в САП, были включены в состав ПГУ (Постановление Совмина СССР №3091-1248 сс/оп от 2.08.1948г).Советские специалисты большое внимание уделяли безопасности производства. Чем дальше в глубь горной массы уходили проходчики, тем больше нарастала угроза высокой токсичности выделяемых из недр газов -радона и радия. По началу, с этим боролись быстрой ротацией проходчиков. Затем начали применять пылесборники и фильтры Петрянова, технологию «мокрого бурения» и орошение мест выработки водой. К началу 1949 г. на отдельных горизонтах глубина достигала 1200 метров, на других 1800 м. Температура в забое составляла 60-65 град. по Цельсию. Для обеспечения работ в срочном порядке были созданы установки для кондиционирования воздуха. Проводился постоянный мониторинг ионизирующего излучения. Во избежание облучения горняков постоянно меняли, переводя на другие безрудные забои. Согласно западным данным, добыча 1 тонны немецкого урана обходилась для Советского Союза в пять раз дороже, чем стоила 1 тонна урана на мировых рынках. После испытания первой советской атомной бомбы в 1949г многие ученые и специалисты, принимавшие участие в САП были удостоены звания Героя Социалистического Труда. Среди них оказались директор СГАО Висмут М.М. Мальцев и Главный инженер Р.В. Нифонтов ставший начальником Геологического управления СГАО «Висмут». При этом не были забыты немецкие ученые и специалисты. Многие стали лауреатами Сталинской премии I и II степени.
После открытия на территории СССР Уч-Кудукского уранового месторождения (с большим запасом урана) план добычи урановой руды СГАО был снижен. Количество советских специалистов было сокращено до 3,5тыс. человек.
1 января 1954г. бывший советский объект «Висмут» был частично передан под руководство правительству ГДР. Согласно подписанным документам SDAG «Wismut» был поделен в равной доле 50 на 50 между ГДР и СССР (само Соглашение будет подписано 7.12.1962 г.)
Объект «Висмут»
Немецкая сторона отнеслась к переданным объектам с особой тщательностью. Понимая значимость объекта, правительство ГДР приложило много усилий не только к обеспечению секретности предприятия, но и координальному (привелигированому) улучшению работы и жизни горняков и др. специалистов по сравнению с другими отраслями народного хозяйства. В городах входивших в зону отчуждения объекта была создана закрытая система снабжения, обеспечения товарами и т.д. и т.п.Многое было просто скопировано из советского опыта по жизнеобеспечению закрытых научно-промышленных городов Советского Союза. Попасть на объект без спецпропуска было невозможно. Еще при СВА округам Ауэ, Мариенберг, Шварценберг, Аннаберг был присвоен особый статус, жители этих округов получали спецотметки в личных документах дающих право находиться поблизости к объекту.
Созданный на немецких объектах в конце 1954 г. контрразведывательный отдел и охранный полк четко выполняли свои обязанности по охране периметра объектов. Первоначальный состав контрразведчиков насчитывал всего 20 человек действующих внутри 5-и комбинатов (всего комбинатов было 10, из них 5 были советскими) которые по периметру были обнесены рядами с колючей проволокой и защитными полосами.
В 1951 г. году в г. Карл-Маркс-штадт было создано Управление МГБ ГДР (с 1953 г. - статс-секретариата ГБ, с 1955 г. - вновь Министерства) для целостного обслуживания объекта, который включал в себя 6 городов - Йохангеоргиенштадт, Шнееберг, Обершлем, Аннаберг, Лаутер, Мариенберг. Начальником УМГБ был назначен Э. Зушке, с прямым подчинением министру МГБ ГДР Э. Волльвеберу. Эта традиция сохраниться и в дальнейшем. Все будущие начальники УМГБ Карл-Маркс-штадта будут напрямую подчиняться министру МГБ.
В начале 60-х годов по мере внедрения электронных систем сигнализации по периметру объекта численность охраны была незначительно уменьшена.
Наибольшую сложность по охране представляли объекты «Висмута» расположенные недалеко от границы с ФРГ и в Лихтенберге, где добыча урановой руды велась открытым карьерным способом с последующей доставкой урановой руды на комбинаты. СГАО «Висмут» нормально функционировало до 1990 г. и являлось самым крупным производителем урана в Европе, цены на который определялись совместно германо-советскими представителями. После 16 мая 1991 г. работа СГАО была прекращена согласно подписанным документам между СССР и ФРГ. За все время существования СГАО «Висмут» начиная с 1946 г. по 1990 г. было произведено 220 тыс. тонн уранового концентрата.