Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Военно-строительные структуры НКВД-МВД СССР  (Прочитано 65101 раз)

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 178
  • Ржевцев Юрий Петрович
Тема остается открытой.  На новой границе, на участке ПВ НКВД БССР, к началу войны, только в Белостокском выступе велось строительство до десятка современных по тем временам комплексов военных городков пограничных застав. По памяти, мне известно о завершенном к началу войны строительстве 4 пз, и незавершенном строительстве 12 пз 86 ПО.
Возникает ряд вопросов: кто руководил строительством, какими силами велось данное строительство в закрытой пограничной полосе?  Явно не вольнонаемным составом и не силами пограничных отрядов.
Еще один штрих к данной теме, у меня на учете есть офицеры-политработники, которые к началу войны значились в должностях «политрук 4-го строй. участка 88 ПО», «политрук строй. участка 86 ПО». При этом таких должностей в известных мне штатах погранотрядов нет. Следовательно были именно войсковые структуры руководившие строительством и приданные им подразделения.  Если существовал 4-й стройучасток, то должен быть и 1,2,3-й.  Не эти ли четыре роты (13-16), которые проходят по загадочной графе ЦММ и были им приданы?

От многоуважаемого историка спецслужб Сергей Леонидовича Чекунова (г. Москва):
- Возведением объектов для УПВ НКВД БССР занимался Белостокский окружной военно-строительный отдел, входивший в состав Военно-строительного отдела НКВД СССР. В его составе было шесть строительных участков. Штат «линейного» строительного участка - это начальник  и политрук участка. Упомянутые военнослужащие, это как раз из этих структур. Строительство осуществлялось местными силами…
Записан

nestor

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 103
  • Skype: v_sachkov
    • WWW
- Возведением объектов для УПВ НКВД БССР занимался Белостокский окружной военно-строительный отдел, входивший в состав Военно-строительного отдела НКВД СССР. В его составе было шесть строительных участков. Штат «линейного» строительного участка - это начальник  и политрук участка. Упомянутые военнослужащие, это как раз из этих структур. Строительство осуществлялось местными силами…
По Пивоварчику так и выходит. Он, можно сказать, прямо называет все 6 соответствующих объектов (аэродромов) и дает по ним общую раскладку по категориям занятых работников.
Записан
Будьте здоровы!

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 178
  • Ржевцев Юрий Петрович
От многоуважаемого историка спецслужб Сергей Леонидовича Чекунова (г. Москва):
- К строительству аэродромов Военно-строительный отдел и его подразделения никакого отношения не имели. Они занимались войсковым строительством: казармы, склады и т.п.
Записан

nestor

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 103
  • Skype: v_sachkov
    • WWW
От многоуважаемого историка спецслужб Сергей Леонидовича Чекунова (г. Москва):
- К строительству аэродромов Военно-строительный отдел и его подразделения никакого отношения не имели. Они занимались войсковым строительством: казармы, склады и т.п.

Положим, Пивоварчик, пользовавшийся, видно, источниками из белорусских архивов, здесь напутал.
Но дальше вопросов больше. По отчету ГУАСа на 15 июня 1941 г. в Белоруссии строилось всего 9 аэродромов.
Из доклада Пономаренко от 1 июня следует, что 18.
Пивоварчик в одной только Белостокской области насчитал (явно на основании документов) 6.
Так сколько же тогда их в Белоруссии набиралось?
Непонятно совсем.
Записан
Будьте здоровы!

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 178
  • Ржевцев Юрий Петрович
Положим, Пивоварчик, пользовавшийся, видно, источниками из белорусских архивов, здесь напутал.
Но дальше вопросов больше. По отчету ГУАСа на 15 июня 1941 г. в Белоруссии строилось всего 9 аэродромов.
Из доклада Пономаренко от 1 июня следует, что 18.
Пивоварчик в одной только Белостокской области насчитал (явно на основании документов) 6.
Так сколько же тогда их в Белоруссии набиралось?
Непонятно совсем.

Видимо, каждый считал, исходя из своего понятийного аппарата: вполне, возможно, что объектов было и вправду 18, но из них непосредственно боевых аэродромов с надлежащей инфраструктурой - 6: остальные – «прочая, но непременная мелочь» в лице взлётно-посадочных площадок, запасных аэродромов и ну т.д., и в том же роде. И возводилась это всё руками не только личного состава ведомственных стройбатов, но также руками польских военнопленных из Вяземлага да и просто обычных советских з/к. Плюс в массовом количестве привлекался труд местных колхозников, которые определённое количество трудодней в году, как известно, были обязаны бесплатно отработать на Главки НКВД типа ГУАС...
И ещё один момент: под Белоруссией в данном случае, наверное, всё-таки понимается территория ЗапОВО, а она, между прочим, включала в себя не только БССР, но и целиком тогдашнюю Смоленскую область, и частично - современные Псковскую и Брянскую области. И в этом контексте «в процесс» уже легко «вплетается» Вяземлаг с его спецконтингентом...
Но объективный ответ всё же, особо подчеркну, надо искать не в подобного рода воспоминаниях, на которые не всегда обоснованно опирается автор «Разгрома Западного фронта», а только и исключительно в текстах архивных документов ГУАС...

Записан

nestor

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 103
  • Skype: v_sachkov
    • WWW
Видимо, каждый считал, исходя из своего понятийного аппарата: вполне, возможно, что объектов было и вправду 18, но из них непосредственно боевых аэродромов с надлежащей инфраструктурой - 6: остальные – «прочая, но непременная мелочь» в лице взлётно-посадочных площадок, запасных аэродромов и ну т.д., и в том же
Нет, Юрий, все шибко хужее, сложнее. 9 аэродромов по отчету Вяземлага - в Витебской, Гомельской и Минской областях. Я даже точно знаю их названия и дислокации. Не в Белостокской. Прибавляем из Белостокской еще 6, получаем 15. До 18-ти, что называл в своем докладе Пономаренко, всего лишь трех не хватает. Д. Егоров приводит данные о строительстве в Гродненской. И это - разве все? Строили точно больше. На строительстве в общей сложности было занято более 100 тыс. только невоенного персонала.
Далее известна дислокация конвойных войск. Она с этой географией не вполне сходится. Кроме того, по моим прикидкам, конвойщиков на задействованный контингент не хватает. И кроме того спецохранники, которых не видно. Концы с концами не сходятся.
А тут еще в довершение ко всему еще и "непонятные" (теперь с ними понятно; спасибо за разъяснения) стройбаты НКВД. УРы и аэродромы с одной стороны, казармы - с другой. Значение объектов несопоставимо разное. Уж ли стройбатовцев на более важные объекты не привлекали? Если принять такое допущение, тогда арифметика и география сойдутся.
Записан
Будьте здоровы!

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 178
  • Ржевцев Юрий Петрович
Причём здесь Егоров с его данными, если эти данные не добыты им лично в архивах!? Забудьте об этой книге и не вспоминайте о ней всуе. Это – беллетристика на поверку, а не исследование. Давайте сами себя уважать!
Пока у нас с Вами нету на руках архивных материалов – не о чем собственно и говорить…
В отношении же стройбатов всё на самом деле понятно: они, судя по всему, являлись временными частями, сформированными всего лишь на сезон 1941 года, и находились в непосредственном подчинении региональных структур ГУАС и ГУШОСДОР...
Записан

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 178
  • Ржевцев Юрий Петрович
От многоуважаемого историка спецслужб Сергей Леонидовича Чекунова (г. Москва):
- Что касается строительства аэродромов в ЗапОВО, то подразделения ГУАС работали там на 61 площадке.
А работали там вот кто (по п. «б» включены и военнопленные):
«...10. Для обеспечения строительства аэродромов рабочей силой:
а) НКВД СССР направить на строительство аэродромов 400 тысяч заключенных (в том числе кассационных и исправтрудработников, осужденных к отбытию наказания по месту работы, на срок свыше 4-х месяцев);
б) разрешить НКВД СССР перенести на 1942 год сроки строительства дорог: Москва-Минск (200 км), Москва-Киев (30 км) и Петропавловск-Большерецк (25 км) и окончание строительства дороги Проскуров-Львов-госграница на октябрь месяц 1942 года, проведя в 1941 году работы по расширению земляного полотна до 11 метров (на участке Подволочиск-Львов), перебросив освобождающиеся в связи с этим оборудование, кадры и рабочую силу в количестве 25 тысяч человек на аэродромное строительство.
В соответствии с этим уменьшить план капитальных работ НКВД СССР 1941 года по этим стройкам на 195 миллионов рублей;
в) разрешить НКВД использовать на строительстве аэродромов в течение 1941 года 1400 студентов 4-го и 5-го курсов институтов Гушосдора НКВД СССР и 900 учащихся техникумов Гушсодора НКВД; сохранить за откомандированными студентами и учащимися техникумов дополнительно на один год предоставленные им права и льготы, а также отсрочить соответственно сроки окончания учебы;
г) для осуществления строительства аэродромов в ПрибОВО и в пунктах, близко расположенных к погранполосе БССР, УССР и Молдавской ССР, обязать Народного Комиссара Обороны т. Тимошенко С.К.: сформировать к 20 апреля 1941 года 100 строительных батальонов численностью по 1.000 человек каждый. Формирование батальонов произвести путем призыва командно-начальствующего состава запаса, младшего комсостава запаса 1 и 2 категорий 1-го разряда, рядового состава 2-й категории 1-го разряда из числа необученных.
Батальоны сформировать в округах по месту работ, кроме ПрибОВО, куда строительные батальоны завезти из ближайших военных округов. Военнообязанных призвать в своей одежде, обуви, с двумя парами белья.
НКО выделить для хозяйственного обслуживания строительных батальонов 2.000 лошадей и 1.000 парных повозок с упряжью.
Обязать НКО выделить на формирование строительных батальонов 60.000 больших саперных лопат без черенков, 20.000 неформенных кирко-мотыг и 20.000 плотничных топоров.
Разрешить использовать на строительстве аэродромов на Дальнем Востоке 15 батальонов из числа занятых в настоящее время на работах Главвоенстроя.
Размещение строительных батальонов производить средствами строительных организаций НКВД в землянках и фанерных бараках. Питание батальонов организовать распоряжением и средствами НКВД из временных кухонных очагов с применением чугунных котлов – за счет продфондов НКО, для чего выделить НКО дополнительные пайки.
Расходы на формирование и питание батальонов в период формирования произвести НКО за счет ассигнований на строительство аэродромов.
д) тов. Шаталину (ЦК ВКП(б)) и т.т. Обручникову и Круглову (НКВД) отобрать до 5 апреля 1941 года для Главного Управления Аэродромного строительства НКВД по его заявке 350 человек специалистов…»
...

« Последнее редактирование: 25 Март 2010, 21:19:59 от Sobkor »
Записан

nestor

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 103
  • Skype: v_sachkov
    • WWW
Причём здесь Егоров с его данными, если эти данные не добыты им лично в архивах!? Забудьте об этой книге и не вспоминайте о ней всуе. Это – беллетристика на поверку, а не исследование. Давайте сами себя уважать!
Не надо меня агитировать. Просто я по первому образованию филолог, очень люблю фольклор, в т. ч. белорусские народные сказки. У Егорова:
"Много эшелонов и составов с людьми было разбомблено на станции Волковыск. Как вспоминал бывший зенитчик из 219-го дивизиона ПВО А. А. Шицко, утром 22 июня одиноч­ный самолет противника нанес удар по городской базе ГСМ, но из пяти резервуаров загорелся только один. Огнем их бата­реи самолет был сбит, а когда объявили "дробь", комбат Бара­нов приказал нескольким красноармейцам сходить на стан­цию, узнать, в каком состоянии дивизионный склад. В это время в Волковыск с запада вошел горящий товарный состав, видимо, атакованный и подожженный при подходе к стан­ции; из теплушек доносились истошные крики заживо горящих людей.  В этой зенитной батарее служили сплошь "запад­ники", а Шицко вообще успел послужить в польской армии; участвовал в сентябре 39-го в боях за Варшаву, сбил самолет Люфтваффе, за что из рядовых был произведен в капралы, в Волковыск же вернулся в ходе обменов между германской и советской стороной - военнопленные белорусы могли возвращаться на Родину. Поэтому они быстро смекнули, кого ве­зут в составе. Конвойные НКВД попытались воспрепятство­вать, но не рискнули оказать вооруженное сопротивление ар­мейцам; они позволили им открыть вагоны, после чего все де­портируемые разбежались. "
По документам. Дело было не в Волковыске, а в Новогрудке. Вагоны подожгли не самолеты, а диверсанты белорусского "Штурмового взвода" полка "Бранденбург-800".
Нач. тюрьмы г, Новогрудок Крючков: "23 июня во время бомбардировки города, он всех заключенных из тюрьмы вывел и посадил в вагоны. На станции на конвой напали местные жители, ворвались в вагоны и освободили заключенных. Во время перестрелки с нападавшими его ранили в руку".
В этом как раз, не ведая, на подхвате у абверовцев, и оказался мемуарист.
Цитировать
Пока у нас с Вами нету на руках архивных материалов – не о чем собственно и говорить…
Дык. Я первым делом побежал проверять факт, сообщенный Егоровым, по опубликованным документам. Филологи к фольклору по-научному подходят. Так и со всем остальным.
Цитировать
В отношении же стройбатов всё на самом деле понятно: они, судя по всему, являлись временными частями, сформированными всего лишь на сезон 1941 года, и находились в непосредственном подчинении региональных структур ГУАС и ГУШОСДОР...
Каких стройбатов? НКО или НКВД? Насчет армейских понятно. Насчет НКВД - нет. Они существовали до запуска программы строительства УРов и аэродромов, во время нее и некоторое время поздней. С их функциями и предназначением уже разобрались.
Вопрос теперь сводится к следующему.
После воссоединения Украины и Белоруссии понадобилось строить новую границу. Это огромный объем работ, прямая обязанность именно этих (НКВД) стройбатов. За год с лишним с этим в целом справились. Стало быть, этой работы стало много меньше. Дальше запускается программа строительства объектов военного значения, в т. ч. в приграничье. Последнее - это УРы, куда никаких зэков, никаких пленных допускать не могли (погранзона, особый режим). В строительстве УРов стройбаты НКВД не участвовали. МОГЛИ (но совершенно не обязаны были) быть задействованы (частично?) на аэродромах. Вопрос: а как было на самом деле?
Записан
Будьте здоровы!

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 178
  • Ржевцев Юрий Петрович
nestor, в отношении стройбатов: там всё понятно как пятью пять. Если не понятно, - занимайтесь военным самообразованием, а не только изучением низкопробного фольклора. Я же до уровня ликбеза в отношении историка-профи опускаться не буду...
Тему, носящую условное название «Понятно-Непонятно», как и тему про «белорусский фольклор», объявляю неуместными и закрытыми: наш Форум военно-исторический, на котором ведущая скрипка за исследователями, сведущими в военном деле и военной истории – в частности…
Те, кто не сведущ, – читайте и штудируйте, но свои пять копеек вставлять не спешите…
Так что, коллега, прошу не засорять данную «ветку» неуместными «понимаю-не понимаю». Такими подобными причитаниями Вы уже выставили сегодня наш Форум на посмешище в глазах военных историков-профи. По крайней мере, в мой адрес потоком сейчас идут письма от коллег с вопросом, где я-де такого дремучего в вопросах военного дела автора выискал…
Этой мой монолог, nestor, Вам не в укор, но в назидание…
Записан

nestor

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 103
  • Skype: v_sachkov
    • WWW
Этой мой монолог, nestor, Вам не в укор, но в назидание…

Вот уж и дурака повалять нельзя, немного порезвиться. А вопросы действительно очень серьезные и совсем темные, неизученные. Ну, ладно.
Записан
Будьте здоровы!

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 178
  • Ржевцев Юрий Петрович
nestor, я Вас искренне и по-настоящему ценю как историка-профи. Но поймите и меня: дурака валять в военизированных структурах, к которым мы условно относим и наш Форум в силу его ярко выраженной военно-исторический направленности, не допустимо по определению...
Вы всего лишь поваляли дурака, но на всём постсоветском пространстве в глазах профессиональных военных историков дураком в результате выставили меня и моих соратников…
Записан

nestor

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 103
  • Skype: v_sachkov
    • WWW
И ещё один момент: под Белоруссией в данном случае, наверное, всё-таки понимается территория ЗапОВО, а она, между прочим, включала в себя не только БССР, но и целиком тогдашнюю Смоленскую область, и частично - современные Псковскую и Брянскую области. И в этом контексте «в процесс» уже легко «вплетается» Вяземлаг с его спецконтингентом...

Численность контингента и лагпунктов (а также расположение последних) Вяземлага на 15 июня 1941 г. - несколько более 14 тыс. на 12 объектах, в т. ч. 3 в Смоленской обл. и 9 - в Белоруссии. Дислокация лагпунктов в Белоруссии по контуру: Орша - Новый Быхов (Гомельская обл.) - Мачулище (немного к югу от Минска) - Бецкая (тоже немного южнее Полоцка) - Улла (юго-западней Витебска) - Каменка (ровно на полпути между Витебском и Велижем, сейчас это Белоруссия, а тогда считалось Смоленщиной) - Орша. А по трассе Орша - Минск такие аэродромы, как Приямино (строившийся), Болбасово (действовавший).
Основные места дислокации конвойных войск: Молодечно - Глубокое (5 батальонов), Минск, Гродненская, Белостокская, Брестская обл. Остальные разбросаны по разным местам по мелочам. Вохровцам работы тоже выше крыши хватает - они обслуживают работающих на строительстве заключенных тюрем.
Выходит, что Вяземлаг давал Белоруссии десятую часть рабсилы на постройку аэродромов. Из тюрем тоже набиралось не густо - возможно, в общей сложности в пределах 10 тыс.
Так что у конвойщикам в Белоруссии на этих объектах было полно работы.
Но как-то они странно распределялись...
Так, зэки с объекта Приямино попросту разбежались.
Непонятно все.
« Последнее редактирование: 25 Март 2010, 22:51:33 от nestor »
Записан
Будьте здоровы!

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 178
  • Ржевцев Юрий Петрович
Многих з/к с недостроенных в Белоруссии объектов ГУАС немцы отловили и направили в шталаги на правах обычных военнопленных. В разделе, посвящённом ВВС, я как-то выставлял ссылки на лагерные карты таких приравненных к военнопленным советских осуждённых...
Записан

nestor

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 103
  • Skype: v_sachkov
    • WWW
Многих з/к с недостроенных в Белоруссии объектов ГУАС немцы отловили и направили в шталаги на правах обычных военнопленных. В разделе, посвящённом ВВС, я как-то выставлял ссылки на лагерные карты таких приравненных к военнопленным советских осуждённых...
А по Каунасу они ходили толпами - жуть, что было.
Записан
Будьте здоровы!

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 178
  • Ржевцев Юрий Петрович
А по Каунасу они ходили толпами - жуть, что было.

Может быть и ходили, хотя вряд ли чтобы ходили именно славяне, ибо местные националисты налево и направо в те дни резали и стреляли евреев и всех "кровно" советских - от солдат Красной Армии до обывателей, прибывших сюда из СССР после лета 1940 года...
Записан

nestor

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 103
  • Skype: v_sachkov
    • WWW
А по Каунасу они ходили толпами - жуть, что было.

Может быть и ходили, хотя вряд ли чтобы ходили именно славяне, ибо местные националисты налево и направо в те дни резали и стреляли евреев и всех "кровно" советских - от солдат Красной Армии до обывателей, прибывших сюда из СССР после лета 1940 года...
Так они принимали в этой резне самое непосредственное участие и сразу же влились в ряды литовских фашистов (подавляющее большинство заключенных было местными литовцами).
Записан
Будьте здоровы!

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 178
  • Ржевцев Юрий Петрович
Вот и я о том же - о местных...
Записан

nestor

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 103
  • Skype: v_sachkov
    • WWW
Вот и я о том же - о местных...
О чем серьезно говорить, если Главное управление тыла Красной армии было создано только в сентябре 1941 г. А положение, существовавшее до того, описывает в своих воспоминаниях "На главном направлении" зам. командующего фронта по тылу Н. А. Антипенко:
"Командарм приказал мне возглавить все службы материального обеспечения, включая артснабжение, автомобильный транспорт, железнодорожный подвоз, то есть установить такой порядок, какой существовал в погранвойсках до войны. Это было необычным тогда совмещением обязанностей, ибо по схеме, принятой ранее, названные службы подчинялись разным начальникам снизу доверху. Не существовало тогда и должности начальника тыла, имелись лишь отделы и отделения при штабах, ведавшие организационно-тыловыми вопросами" (с. 56).
Насколько представляю, с охраной тыла в начале войны дело обстояло один к одному. Отсюда и все издержки - неудачи с эвакуацией заключенных, с разрушением построенных ими объектов, чтоб не доставались врагу, и т. д. На военный лад не смогли оперативно перестроиться, создать сразу эффективную структуру. Тут смена Серова на Лютого, двухмесячное "двоевластие" - один к одному...
« Последнее редактирование: 26 Март 2010, 00:00:24 от nestor »
Записан
Будьте здоровы!

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 178
  • Ржевцев Юрий Петрович
А причём здесь ОВТ и эвакуация заключённых? «Охранные» части находились сугубо в оперативном подчинении ОВТ и продолжали выполнять свои специфические функции.
И пример с Любым - вообще не уместный в данном контексте. И не было у него никакого двухмесячного двоевластия: одна его должность органично сочеталась с другой….
nestor, ещё раз взываю: возьмитесь за военное самообразование! Вы как ломали, так и продолжаете ломать дрова своей приверженностью к школе вшивых «гражданских историков». Надо исходить из военных канонов, а не изобретать на потеху всем нелепые версии…
Записан
Страниц: 1 [2] 3 4 5 6 7 8   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »