Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: 31.05.1943. Гидрографическое судно "Чукча" потоплено американской подводной лодкой SS-139 «S-34»  (Прочитано 1420 раз)

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 18 355
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемые коллеги!
Ранее на нашем Форуме (http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=400.15) я уже сообщал о гибели от «дружественного огня» судна «Чукча» со всем экипажем.
Привожу эту информация в отредактированном мной виде в данной теме.
Гидрографическое судно "Чукча" Тихоокеанского флота погибло 31.05.1943 в Тихом океане в районе острова Парамусири (архипелаг Тисима-Рето, Япония; ныне - Парамушир, Курильские острова, Россия), в точке с координатами 50°29’с.ш., 156°28’в.д. Оно было потоплено ошибочно (принято за японский грузовой пароход) американской подводной лодкой SS-139 «S-34».
В этот день, в 19 часов её командир Роберт А. Китинг-младший при нормальном освещении выпустил по грузовому судну в 3000 т водоизмещения, прицеливаясь через перископ, 3 торпеды из надводного положения, 2 из которых поразили цель, которая была потоплена. Так как судно «Чукча» везло из Приморья на Камчатку груз морских мин и глубинных бомб, то оно и все 64 советских моряка на нём погибли мгновенно...
Потопление гидрографического судна «Чукча» советского Тихоокеанского флота подводной лодкой ВМС США является трагическим эпизодом Второй Мировой войны на море. Однако, с точки зрения международного морского право его потопление является «законным актом войны на море»: вспомогательное военное судно в военной окраске под военно-морским флагом (в данном случае – флаг гидрографических судов ВМФ СССР) с военным грузом на борту шло по театру военных действий без предварительного оповещения воюющих сторон и без обозначения «знаков нейтралитета». То есть для американских подводников «Чукча» являлся «законной военной добычей». Печально, но факт…
По материалам ОБД и собственной поисково-исследовательской работы в АО ЦВМА на сегодняшний день мной установлены имена 11 из 64 погибших.
Итак, на гидрографическом судне «Чукча» в мае 1943 года пропали без вести (изменено «на погибли вместе с кораблём 25.05.1943 (по неизвестной причине)») и официально исключены из списков личного состава Тихоокеанского флота 08.09.1943 «как погибшие при исполнении служебных обязанностей»:
1. Статовский Александр Кузьмич – старший лейтенант, командир судна, родился в 1915 году в Черкассах, ныне – Черкасской области Украины, украинец, кандидат в члены ВКП(б), из рабочих, холост, призван Смелянским районным комиссариатом тогдашней Киевской области УССР в 1937 году, ближайший родственник - отец Кузьма Ф. Статовский проживал по адресу: «станция Шевченко, улица Полтавская, дом 20» (по другим данным – «станция Бобринская Одесской железной дороги, посёлок Шевченский, улица Петровского, дом 20»)
2. Шарощенко Константин Дмитриевич – капитан, заместитель по политической части командира судна, родился в 1907 (по другим данным – в 1909) году в селе Подгородное, ныне – Торопецкого района Тверской области Российской Федерации, русский, из колхозников, член ВКП(б), призван Фрунзенским районным военным комиссариатом, был женат на Шарощенко Ксении Петровне, проживавшей по адресу: Приморский край, Владивосток, улица 25-го Октября, дом 43, квартира 7, мать Шарощенко Ольга Васильевна проживала по адресу: Приморский край, Владивосток, Дом начальствующего состава 1-й морской бригады Тихоокеанского флота
3. Быков Борис Михайлович – старший лейтенант, помощник командира судна, родился в 1918 году в неуказанном в документах населённом пункте нынешнего Красноярского края Российской Федерации, русский, из учащихся, член ВЛКСМ, на службе с 1940 года, холост, ближайший родственник – сестра, работавшая в Красноярске в редакции газеты «Сталинские внучата»
4. Волков Иван Константинович – младший техник-лейтенант, старший механик судна, родился в 1909 году в неуказанном в документах населённом пункте нынешнего Хабаровского края Российской Федерации, русский, из рабочих (по другим данным – из служащих), беспартийный, на службе с 1941 года, ближайший родственник – жена, проживавшая по адресу: Приморский край, Владивосток, улица Дзержинского, дом 10, квартира 2
5. Дерманов Александр Васильевич – старший инженер-лейтенант, механик судна, родился в 1916 (ошибочно – в 1915) году в Астрахани, ныне – Астраханской области Российской Федерации, русский, из учащихся из рабочих, кандидат в члены ВКП(б), призван Астраханским районным военным комиссариатом, выпускник Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф.Э.Дзержинского 1941 года, ближайший родственник – мать, проживавшая по адресу: Астраханская область, Астрахань, улица Бабушкина, дом 97
6. Донец Иван Иванович – младший лейтенант медицинской службы, старший фельдшер судна, родился в 1922 году в неуказанном в документах населённом пункте нынешней Днепропетровской области Украины, украинец (по другим данным – русский), из учащихся, член ВЛКСМ, выпускник Бакинского военно-морского медицинского училища 1942 года, холост, ближайший родственник – отец Донец Иван Андреевич, проживавший по адресу: «Станция Курдамир Ж.Д. П.Ч-10» (предположительно имеется в виду станция Кургамыс Павлодарской железной дороги, ныне – Щербактинского района Павлодарской области Казахстана)
7. Дементьев Леонид Александрович – лейтенант, командир 1-й (штурманской) боевой части гидрографического судна-сторожевого корабля «Полярный», находившийся на борту «Чукчи» в качестве пассажира, родился в 1920 году в селе Большое Загорено, ныне – Вачского района Нижегородской области Российской Федерации, русский, из учащихся, из крестьян, член ВЛКСМ с 1937 года, выпускник Высшего военно-морского училища имени М.В.Фрунзе 1941 года, ближайший родственник – отец, проживавший по месту рождения
8. Сериков Герман Валентинович – старший лейтенант, начальник Отделения кораблевождения 2-го отдела Гидрографии Тихоокеанского флота, приписанный к экипажу гидрографического судна-сторожевого корабля «Полярный», находившийся на борту «Чукчи» в качестве пассажира, родился в 1914 году в Санкт-Петербурге, ныне – Российская Федерация, из служащих, русский, член ВКП(б), на службе с 1939 года, холост, ближайшая родственница – мать, проживавшая по адресу: Москва, Никитский бульвар, дом 38, квартира 12
9. Долгих Валентин Васильевич – краснофлотец, командир отделения скрытой связи (шифровальщиков), родился в 1922 (ошибочно – в 1912) году в деревне Еловая-Первая (ошибочно – в селе Первое Ельцово), ныне – Пермского района Пермского края Российской Федерации, из служащих, русский, член ВЛКСМ, призван в 1942 (1941?) году тогдашним Оханским районным военным комиссариатом Пермской области, холост, ближайший родственник – отец Долгих Василий Семёнович, проживавший по месту рождения.
Остальные 55 погибших членов гражданской команды гидрографического судна «Чукча» являлись вольнонаёмными, из которых известны имена лишь 2 человек:
1. Мазур Николай Григорьевич – «старший механик» (предположительно родился в 1913 году в неустановленном населённом пункте нынешнего Томашпольского района Виннинцкой области Украины, где проживала его мать Мазур Наталка Юст., на службе с 06.1941),
2. Астафуров Константин Григорьевич (предположительно - родился в 1914 году в селе Пермское, ныне – город Комсомольск-на-Амуре Комсомольского района Хабаровского края Российской Федерации, призван как сержант запаса Сталинским районным военным комиссариатом Красноярского края 07.02.1942, ближайший родственник – жена Астафурова Антонина Гавриловна).
Вечная память погибшим!
Ранее я писал: «Буду дальше искать имена остальных 53 членов гражданской команды "Чукчи", в том числе - с помощью дальневосточных коллег». К сожалению, пока никаких новых находок здесь нет…
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
« Последнее редактирование: 24 Октябрь 2012, 08:37:07 от Sobkor »
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »