Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Подводная лодка "М-10". Коптанов Константин Павлович  (Прочитано 4067 раз)

Платунов Евгений

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5 429
  • Платунов Евгений Владимирович
В ОБД нет Дополнительного 9-го тома Алтайского края. А может быть его туда и не надо? Уж больно противоречивую информацию я нахожу все больше на его страницах.

Вот, например, на стр. 190 (в списке Змеиногорского р-на):
Коптанов Константин Павлович, род. 1920, Алтайский край. Ст. краснофлотец. Погиб 1.03.1944 на подводной лодке "М-10".

Я понимаю, что составителям было не до справок по лодкам, но все же:

«М-10» (подводная лодка VI серии)

Заложена в начале 1933 года на заводе № 200 (по другим данным на заводе № 198) в Николаеве под стапельным номером 246. 24 августа 1933 года подводная лодка спущена на воду, а 18 февраля 1934 года по железной дороге отправлена на Дальний Восток, где на заводе № 202 (Дальзавод) во Владивостоке, была окончательно собрана. 5 июля 1934 года «М-10» вступила в строй, и 27 июля 1934 года под командованием Петрова Леонида Гавриловича вошла в состав Морских сил Дальнего Востока.

9 августа 1945 года подводная лодка встретила под командованием старшего лейтенанта Петрунина Олега Георгиевича в составе 2-го отдельного дивизиона ПЛ. С началом боевых действий против Японии «М-10» заняла назначенный район с задачей несения дозора на подходах к Владимиро-Ольгинской военно-морской базе, но встреч с противником не имела.

28 ноября 1950 года подводная лодка выведена из боевого состава ВМФ и переоборудована в рейдовое плавсредство.18 января 1951 года она передана аварийно-спасательной службе флота для тренировок водолазов, а 10 августа 1951 года исключена из списков плавсредств ВМФ и сдана на слом.
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 18 381
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемый Евгений Владимирович!
Согласно моей Компьютерной базы данных «Алфавитный список подводников Российского и Советского Военно-Морского Флота, погибших в 1904 - 2006 годах» (1998 - 2009 © К.Б.Стрельбицкий (Московский Клуб истории флота (МКИФ), Москва), про этого подводника могу сообщить следующее:
"Коптанов (так же в документах "КоптаЛов") Константин Павлович - старший краснофлотец, трюмный машинист, родился в 1920 г. в неназванном в документах «рабочем посёлке» на территории нынешнего Змеиногорского района Алтая, Россия, погиб 28.02.1944 на ПЛ М-108 Северного флота".
То есть составители 9-го тома КП Алтая, "потеряв" последнюю цифру в номере этой "малютки", превратили севеморскую подводную лодку в тихоокеанскую! А ещё считается, что ни одна "малютка" с Севера на Тихий океан не переходила:)
Кстати, не могли бы Вы уточнить, о каком именно "рабочем посёлке" в тогдашнем Змеиногорском районе идёт речь?
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Платунов Евгений

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5 429
  • Платунов Евгений Владимирович
Здравствуйте, уважаемый Константин Борисович! Спасибо за существенное уточнение к биографии земляка. Рабочий поселок во время войны (и в тех "границах" Змеиногорского района) был только один - Колываньстрой. После войны он к концу 50-х постепенно исчез (дороговизна добычи там вольфрама оправдывала себя только в военные годы). Ныне это территория Курьинского района.

С уважением,
Е.Платунов
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 18 381
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемый Евгений Владимирович!
Спасибо за уточнение места рождения Коптанову - сейчас внесу этот Колываньстрой в мою базу данных. Ну и названьице! Кстати, разъясните "неместному": а причём здесь на Алтае Колывань? Вроде бы она совсем в другой точке должна была находиться?
Насчёт земляков. Вас интересуют имеющиеся у меня данные по ВСЕМ погибшим подводникам с Алтая? Если да, то как Вам удобнее будет от меня их получить: через эту тему форума или по личному "мылу"? Только сначала разъясните мне, пожалуйста, сколько всё-таки Алтае в "новой России" - один или два (Республика Алтай и Алтайский край), и, если два - то как они между собой географический Алтай поделили?
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Платунов Евгений

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5 429
  • Платунов Евгений Владимирович
Здравствуйте, уважаемый Константин Борисович!

Попробую вкратце осветить довольно запутанные вопросы с административным нашим подчинением и разграничением - и прошлым, и нынешним.

Колывань - исконно нашу алтайскую (ту, где резали, например, вазы из Эрмитажа) - часто путают с Колыванью в Новосибирской области. Колывань - чудское слово, что-то вроде "более или менее округлого места, защищенного со  всех сторон". Рудознатское дело начиналось на Алтае в доисторические времена как раз с чудских рудокопов. А многие горные инженеры были в петровские времена немцами с прибалтийскими корнями, отсюда и название Колыванского озера, около которого возникла позже Колывань (т.е. это в какой-то мере побратим Колывани-Ревеля-Таллина). По странному совпадению у Колывани с конца XIX века селились и крестьяне-эстонцы!

Алтай в своем отдельном от Томской губернии виде - в виде горного округа (граница которого подступала на севере к самому Томску) начинался с деятельности Колывано-Воскресенских заводов. Руководство заводов одновременно руководило и Алтаем (и даже иногда те же люди были одноврменно Томскими губернаторами).

Алтаев сейчас два - Алтайский край (который "заканчивается" чуть дальше г. Бийска, если двигаться по воспетому Шукшиным Чуйскому тракту) потом по тракту начинается Республика Алтай (бывшая Горно-Алтайская автономная область). Проще будет назвать здесь те немногие районы, что входят в состав Республики Алтай (тогда все остальные - это в Алтайском крае): Кош-Агачский, Майминский, Чойский, Турачакский, Чемальский, Шебалинский, Онгудайский, Усть-Канский, Усть-Коксинский, Улаганский. Центр Республики Алтай - г. Горно-Алтайск. Раньше он назывался Улала, потом Ойрот-Тура (до и после войны). Отсюда военкомат - единственный там со статусом городского - в документах военной поры из-за сложносоставного названия писали как Бог на душу положит (даже "Аэротурский").

Я погибших не делю на своих "алтайцев" (из края) и не своих (из Республики). Занимаясь биографиями Героев Советского Союза убедился, что границу здесь провести невозможно (кто-то, например, родился у нас в пределах нынешнего края, уходил на фронт из Автономной области, а похоронен в г. Бийске).

Погибших в плену я тоже не делил по нынешним административным границам. Эти мученики назвали Алтай своей "малой родиной", и никогда не узнали, что с августа 1944 г. часть районов передали в Новосибирскую область. Поэтому все - в одном списке по алфавиту (из Республики, края, из тех районов, что теперь в НСО).

Поэтому, если будет возможность получить от Вас информацию о погибших подводниках, я точно так же не буду делить их. Ведь уходили они из общего тогда Алтайского края (с Ойротской Автономной областью в его составе). Данные погибших подводников с Алтая можно сбросить на "мыло". Тогда я, уточнив "географию" (ту и нынешнюю), с поправками Вам их позже верну (удобным для Вас способом).

Над Книгой Памяти в Республике Алтай в свое время работали очень основательно (этому поспособствовало и то, что население в Республике не очень большое - чуть больше нашего краевого Барнаула). И тем обиднее за них, что этот труд не был отсканирован для ОБД. Видимо, опять сыграло шутку то, что два нынешних Алтая посчитали за прежний один (край).

С уважением и благодарностью,
Е. Платунов, г. Барнаул
« Последнее редактирование: 23 Апрель 2009, 16:45:12 от Платунов Евгений »
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 18 381
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемый Евгений Владимирович!
Большое спасибо за разъяснение "Алтайского вопроса" (надеюсь, что это окажется полезным узнать не одному только мне!) и за "экскурс на Колывань Алтайскую". Как "морской человек" я до сих пор под Колыванью имел в виду только Ревель, который сейчас, как известно, TALLINN. Правда, русское название этого города в основном уже давно забыто, и погибшее в 1941-м здесь, на Балтике спасательное судно "Колывань" иногда в документах именовали ... "Колыма"! (Странно, с чего бы это такие ассоциации?).
Список погибших подводников-алтайцев сейчас отправлю по Вашему личному "мылу" для возможных уточнений.
Кстати, вы пишете насчёт Алтая, что "с августа 1944 г. часть районов передали в Новосибирскую область". Какие именно? Когда сообщите, проверю по своим данным - вдруг и оттуда Ваши земляки были...
Кстати, не нужно ли что-либо по другим алтайцам-морякам (не подводникам) проверить/подсказать/уточнить etc.? Не стесняйтесь, спрашивайте: чем (точнее "кем") могу - помогу!
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Платунов Евгений

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5 429
  • Платунов Евгений Владимирович
Здравствуйте, уважаемый Константин Борисович!

Еще раз спасибо Вам - за любезно присланный список погибших алтайских моряков-подводников.

13 августа 1944 года в состав Новосибирской области передали из Алтайского края следующие районы:
- Андреевский (образован 24.09.1924);
- Карасукский (второй, 10.04.1933 переименован из Чернокурьинского);
- Красноозерский (10.04.1933 переименован из Карасукского первого).

Еще ранее - 8.05.1939 - в Новосибирскую область "ушел" Кочковский район Алтайского края.

Проверяю постепенно присланные Вами данные. Может быть Вы уже ранее обращали внимание на эту странную запись в месте рождения Безус  Андрея Савельевича? -
Фамилия   БЕЗУС
Имя   Андрей
Отчество   Савельевич
Дата рождения   __.__.1918 («с. Горновое Писарь-Алтайского уезда Харьковской губ.» - ?)
Название источника информации   Книга памяти. Калининградская область. Том 21 (стр. 142) - http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/KPVS/01/KPKaliningrOblTom21/00000143.png

 
Записан

Платунов Евгений

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5 429
  • Платунов Евгений Владимирович
Здравствуйте, уважаемый Константин Борисович!

Задам Вам может быть очень глупый вопрос (как профан в военно-морских вопросах):
можно ли этого погибшего в море рулевого с базы ПЛ ЧФ считать подводником? Он земляк (на время призыва)Константина Павловича - того страшего краснофлотца, смерть которого дала название этой теме...

Фамилия   Фарафонов
Имя   Федор
Отчество   Матвеевич
Дата рождения   __.__.1921
Место рождения   Алтайский край, Змеиногорский р-н, Савушкирский с/с (правильно - Саввушкинский с/c)Место призыва   Барнаульский РВК
Последнее место службы   ЧФ, БПЛ
Воинское звание   краснофлотец
Причина выбытия   погиб
Дата выбытия   31.12.1942
Название источника информации   Картотека безвозвратных потерь
Источник   ЦВМА
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/TV/005/082/00002747.JPG
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 18 381
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемый Евгений Владимирович!
Согласно моей Компьютерной базы данных «Алфавитный список подводников Российского и Советского Военно-Морского Флота, погибших в 1904 - 2006 годах» (1998 - 2009 © К.Б.Стрельбицкий (Московский Клуб истории флота (МКИФ), Москва), про этого Вашего земляка-моряка могу сообщить следующее:
"Фарафонов Фёдор Матвеевич - краснофлотец, рулевой плавучей базы Бригады подводных лодок Черноморского флота, прикомандированный к экипажу подводной лодки Щ-212, родился в 1921 г. в селе Саввушкино, ныне - Змеиногроского района Алтайского края России, погиб 10.12.1942 на подводной лодке Щ-212".
В ОБД он упоминается трижды: в упомянутой Вами карточке и в двух машинописных копиях одного и того же документа по потерям личного состава Черноморского флота. Оттуда про него можно дополнить, что он был русскими, членом ВЛКСМ,из служащих, холост, проживал по месту рождения со своей матерью Фарафоновой А.З., призван Барнаульским ГВК в 1941 году.
Разумеется он является фактически подводником, так как погиб на борту подводной лодки. К тому же он служил на плавучей базе подводных лодок (точно не знаю на какой - их на Чёрном море было несколько, но предположительно, на "Эльбрусе"), личный состав которых комплектовался в первую очередь из прошедших Краснознамённый Учебный отряд подводного плавания имени С.М.Кирова в Ленинграде (не удивляйтесь, первоначально КУОПП готовил молодых подводников для ВСЕХ флотов, а не только для Балтики; пример - Владимир Путин-старший, окончивший его и направленный как раз на Чёрное море), не получивших сразу штатных должностей на подводных лодках, но полностью подготовленных к службе на них.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Платунов Евгений

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5 429
  • Платунов Евгений Владимирович
Спасибо, уважаемый Константин Борисович, за Ваш подробный ответ!
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »