Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Боевой путь 1-го минно-торпедного авиаполка. "Над тремя морями."  (Прочитано 16079 раз)

unifex

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 42 120
  • Алюсов Алексей Михайлович
Над тремя морями
Хохлов П.И. 'Над тремя морями' - Ленинград: Лениздат, 1988 - с.240
Книга воспоминаний посвящена героическим будням 1-го минно-торпедного авиационного полка на Балтике в период Великой Отечественной войны. Автор, морской летчик, Герой Советского Союза, совершивший лично 192 боевых вылета, рассказывает о своих товарищах, о первых бомбовых ударах по Берлину в 1941 году, об участии в разгроме фашистских войск под Тихвином и в других операциях.


    *  О книге
    * Флагманы первых атак
    * На отпор врага!
    * Двинская эпопея
    * Земля - небо - море
    * На главную цель!
    * Бомбы падают на Берлин
    * За Ленинград!
    * Вынужденная посадка
    * Под гвардейским знаменем
    * Скрытое разящее оружие
    * Крейсерские полеты
    * Снова с Токаревым
    * На севастопольских трассах
    * Заполярье
    * Разгром
    * Пути-дороги


 Заведующий редакцией В. Г. Иванов
 Редактор В. В. Богатов
 Младший редактор Ж. И. Кавецкая
 Художественный редактор А. К. Тимошевский
 Художник А. В. Сергеев
 Технический редактор И. В. Буздалева
 Корректор Т. П. Гуренкова

Х    1304010000-022    109-88
M171(03)-88
      
ББК 63.3(2)722.78
Х86

http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000105/st000.shtml





1-й минно-торпедный авиационный полк ВВС Балтийского флота — авиаполк сил флота Вооружённых сил СССР в Великой Отечественной войне.

Полк сформирован в апреле 1938 года на базе 27-й отдельной авиаэскадрильи Балтийского флота. День части отмечается 25 апреля.
Принимал участие в Зимней войне. 3-я эскадрилья полка «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом доблесть и мужество» награждена орденом Красного Знамени.

В составе действующей армии во время ВОВ c 22 июня 1941 по 18 января 1942 года.

На вооружении полка находились 61 единица ДБ-3. На 22 июня 1941 года полк базируется под Ленинградом, 1-я и 2-я эскадрильи базировались в Копорье, 3-я и 4-я — на аэродроме Беззаботное, 5-я эскадрилья в Клопицах.

18 января 1942 года приказом Наркома ВМФ № 10 за проявленный героизм, мужество и высокое боевое мастерство преобразован в гвардейский. В это время полк базировался на аэр. Каменка, на вооружении были самолёты Ар-2 и СБ.

В начале 1943 года 6 экипажей полка убыли на СФ для переучивания на американские самолёты А-20В, пять машин были пригнаны в полк. Самолёты были испытаны и признаны непригодными на роль торпедоносцев, и переданы в 15-й отдельный разведывательный авиаполк. Но в марте этого года полк получил более совершенные A-20G.

По состоянию на 1 апреля 1943 года в полку имелось 10 Ил-4, 3 ДБ-3Б, 6 СБ, а также 5 A-20G. 29 сентября состоялся первый боевой вылет на самолёте A-20G.

С 17 января и по конец февраля 1944 года 1-й гв. МТАП принял активное участие в операции по полному снятию блокады Ленинграда, выполняя ночные бомбовые удары по аэродромам и железнодорожным узлам. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года полк был награждён орденом Красного Знамени.

28 мая 1944 года полку был вручён орден Красного Знамени, которым он был награждён в феврале.

В июне 1944 года самолёты 3-й АЭ полка участвовали в одной из самых необычных операций ВВС БФ, имевших место за время войны. Для обеспечения наступления советских войск вдоль восточного побережья Ладожского озера необходимо было разрушить плотину ГЭС на р. Свирь. Для решения этой задачи 20 июня 2 самолёта Ил-4 полка, совместно с «Бостонами» 51-го МТАП, под прикрытием 7 Як-9 21-го ИАП, сбросили 2 донные магнитные мины АМГ-1, переоборудованные в плавающие с часовым взрывателем. Плотина была успешно взорвана. В это время в полку три АЭ — 1-я и 2-я на A-20G, третья АЭ летает на Ил-4. Последние применяются в качестве постановщиков мин...

5 апреля 1945 года получает почётное наименование «Клайпедский», согласно приказу Верховного главнокомандующего.

Последний боевой вылет в Великой Отечественной войне полк произвёл 10 мая 1945 года...

1 июля 1960 года 1-й гвардейский минно-торпедный авиационный Клайпедский Краснознамённый полк, базирующийся на аэродроме Дунаевка, вместе с управлением 8-й МТАД Авиации БФ, был расформирован, в связи «с дальнейшим значительным сокращением ВС СССР».

В 1961 году почётные наименования, награды и Боевое Знамя 1-го гв. МТАП были торжественно переданы вновь сформированному на аэродроме Скультэ (Рига) 846-му минно-торпедному авиационному полку ВВС БФ, он стал 846-м огмшап
« Последнее редактирование: 25 Апреля 2025, 10:19:41 от АПО Память »
Записан
“По крупицам собирая данные
  О боях минувших и бойцах,
  С честью пронесем заветы славные
  В благодарных памятных сердцах”

unifex

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 42 120
  • Алюсов Алексей Михайлович
Как в августе 1941 года советские летчики заставили Берлин ощутить ужас ночных бомбежек?

В начале августа 1941 года Гитлер впервые отчитывал Геринга как провинившегося мальчишку. Рейхсминистру авиации возражать было нечего, его уверения, что ни одна бомба не упадет на столицу Рейха, оказались не более чем бравадой. Советские летчики заставили берлинцев почувствовать ужас ночных бомбежек, показав, что возмездие неотвратимо.

Удары по Берлину наносили летчики авиации Балтийского флота. Любопытно, что идея бомбежек столицы Германии родилась, как говорится, и снизу, и сверху. В двадцатых числах июля её впервые высказал адмиралу Н.Г. Кузнецову командующий авиацией ВМФ генерал-лейтенант С.Ф. Жаворонков. 26 июля Кузнецов с предложением о бомбардировках Берлина был у Сталина. Уже на следующий день было принято решение поручить нанесение ударов дальней авиации Балтфлота, так как только с её аэродрома на острове Сааремаа можно было достичь столицы Германии.

30 июля Жаворонков прилетел на Балтику в 1-й минно-торпедный авиаполк, которым командовал полковник Е.Н. Преображенский. Именно этому полку решили поручить нанесение ударов возмездия по Берлину. К удивлению Жаворонкова, после его слов об ответственном задании Ставки, командование полка сразу же представило карту предполагаемого маршрута, расчеты и список из 36 экипажей, предварительно отобранных для этой операции.

Оказалось, что идея нанесения ударов по Берлину родилась и у командования полка, уже подготовившего все необходимые расчеты. Такая инициатива летчиков значительно ускорила подготовку к операции. Уже 4 августа группа самолетов полка перелетела на остров Сааремаа и приступила к подготовке налетов на Берлин.

Стоит отметить, что остров к этому времени находился практически в тылу фашистских войск, к тому же его аэродром Кагул предназначался для базирования истребителей и имел 1300-метровую земляную взлетно-посадочную полосу, чего было явно маловато для тяжелых бомбардировщиков ДБ-3Ф. Но выбирать было не из чего, поэтому ставку делали на мастерство экипажей. А мастерство от летчиков и на самом деле требовалось немалое, им предстояло взлетать с короткой земляной полосы, имея на внешней подвеске почти по тонне бомб. Любая ошибка грозила гибелью самолета и экипажа.

Уже вечером 6 августа экипажи первой группы бомбардировщиков получили боевую задачу. Вести группу поручили командиру полка. Нам теперь трудно представить, какое воодушевление испытывали те, кому поручили нанесение первого удара, встретившие боевой приказ криками ура, что явно противоречило уставу. Летчики поклялись любой ценой задачу выполнить. И свою клятву сдержали.

Цитировать
Маршрут был сложен и на пределе возможностей самолетов. Лететь предстояло над морем, затем с поворотом на юг над Германией до Штеттина, а от него уже на Берлин. Длина маршрута в одну сторону составляла около 900 километров. Ошибаться нельзя. Всего 15-20 лишних минут полета, и самолетам не хватит топлива для возвращения на свой аэродром. Самолеты ДБ-3Ф (в 1942 г. их переименовали в Ил-4) грузоподъемны (до тонны), но тихоходны, поэтому вылететь решили в 21 час, чтобы вернуться с восходом солнца в районе 4 часов утра.

День прошел в усиленной подготовке, и вечером 7 августа тринадцать загруженных бомбами ФАБ-100 и листовками самолетов взяли курс на Берлин. Полет проходил более, чем успешно. Германская ПВО явно не ожидала такой наглости от советских летчиков, поэтому не обращала на них внимания, принимая за свои самолеты. Правда, до Берлина смогли долететь не все. К столице Рейха вышли пять самолетов, остальные вынуждены были отбомбиться по Штеттину, служившему морским портом Берлина, где их тоже не ожидали.


Цитировать
Берлин предстал перед нашими летчиками в море огней, были видны идущие по улицам машины и трамваи, составы на вокзалах, самолеты на аэродромах. Столица Рейха была уверена в своей безнаказанности, а зря. На центр города посыпались бомбы. Вспыхнули первые для Берлина пожары, взвыли сирены ПВО, город погрузился во тьму, в небо устремились лучи прожекторов, стали взрываться снаряды зениток. Но было уже поздно, бомбардировщики легли на обратный курс.

Успех был впечатляющий, самолеты не только нанесли удар по Берлину и Штеттину, вызвав пожары и панику, но и все вернулись на свой аэродром. Руководство Германии не могло поверить, что их столицу бомбили русские, даже листовки не убеждали. Немецкие радиостанции сообщили, что ночью была попытка прорыва к Берлину 150 английских самолетов, которую, естественно, успешно отбили. Только несколько самолетов смогли прорваться к столице, из них шесть было сбито, они-то и вызвали пожары.

Советское Информбюро 8 августа известило, что наша авиация успешно бомбила Берлин, что с ликованием было встречено в стране, подобные сообщения тогда были нужны как воздух. В этот же день вышел приказ наркома обороны № 0265, который отредактировал Сталин:
Цитировать
«В ночь с 7 на 8 августа 1941 года группа самолетов Балтийского флота произвела разведывательный полет в Германию и бомбила город Берлин. 5 самолетов сбросили бомбы над центром Берлина, а остальные на предместья города. Объявляю благодарность личному составу самолетов, участвовавших в полете, и выхожу с ходатайством в Президиум Верховного Совета СССР о награждении отличившихся. ...»

Последовали новые налеты, они стали намного труднее, ведь теперь наши самолеты в Германии ждали. Последний вылет был совершен 4 сентября. Всего летчики Балтфлота совершили 86 вылетов, 33 самолета бомбили Берлин, сбросив на него 21 тонну бомб, 37 самолетов не смогли выйти к столице Германии и нанесли удары по другим городам, 16 самолетов по различным причинам были вынуждены прервать полет и вернуться на аэродром. Во время осуществления налетов полк потерял 18 самолетов и 7 экипажей, причем, два самолета и один экипаж погибли на аэродроме, когда пытались взлететь с 1000-килограммовой и двумя 500-килограммовыми бомбами на внешних подвесках. Больше подобных экспериментов не проводили и взлетали со 100 и 250-килограммовыми бомбами. На немецкие города были сброшены и 34 агитбомбы с листовками.

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-27777/




« Последнее редактирование: 19 Сентября 2009, 09:22:06 от unifex »
Записан
“По крупицам собирая данные
  О боях минувших и бойцах,
  С честью пронесем заветы славные
  В благодарных памятных сердцах”

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 28 826
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
Получено письмо:
Цитировать
ПОИСК
RVP <*@inbox.ru>
сегодня в 18:42
Кому   Будаев Александр <may1945-pobeda@yandex.ru>

В августе прошлого года наша газета рассказала о лётчике Шуеве Николае Павловиче,
погибшем в 1941 году над Берлином. 70 лет прошло с момента гибели нашего земляка.
Сегодня не только родственники, но и читатели узнали его имя и о тех событиях,
сложных полётах, скрытых долгие годы пеленой секретности и неизвестности.
Однако в городе Калининграде на стеле, которая похожа на рвущийся в небо самолёт,
реконструированный и торжественно вновь открытый к 65-летию Победы,
есть имя Шуева Николая Павловича, но, к сожалению,
нет имени командира экипажа Финягина Ивана Петровича.
Записан
С уважением,  Александр

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 28 826
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
Получено письмо:
Цитировать
...
есть имя Шуева Николая Павловича, но, к сожалению,
нет имени командира экипажа Финягина Ивана Петровича.

Смотрите списки на сайте http://may1945pobeda.narod.ru/z-kc_r-n2av.htm

Именной список советских воинов фамилии, которых занесены на эпитафии памятного знака летчикам Балтики
Цитировать
533         ст. л-нт    Финягин Иван Петрович    1913    09.08.1941              т2    265
...
583         кр\фл-ц    Шуев Николай Павлович    1920    09.08.1941              т2    267

Там есть и ссылка на фото плиты

Записан
С уважением,  Александр

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 28 826
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
Ветераны ВВС ДКБФ подготовили вариант исторической справки полка:
Цитировать
На основании приказов Наркома ВМФ №0330 и №0331 от 25.04.1938 г. и №0036 от 20.08.1938 г., в составе ВВС КБФ, на базе 27-й минно-торпедной авиационной эскадрильи был сформирован 1-й минно-торпедный авиационный полк состоящий из трёх эскадрилий вооружённых самолётами ДБ-3б.
День рождения части считается 26 апреля 1938 года.
Первым аэродромом базирования полка считается село Беззаботное, находившееся в 6 км от населённого пункта Стрельны, под Ленинградом. Кроме новых самолётов ДБ-3б, в полку также имелось несколько самолётов Р-5, КР-6а, У-2 и УТ-1, доставшихся «в наследство» от 27-й мтаэ. Исполняющим обязанности командира полка был назначен майор Преображенский Е.Н.
Участие авиаполка в советско-финляндской войне.
Всего через год после своего формирования, 1-й мтап принял участие в боевых действиях в советско-финской войне. В его боевом составе насчитывалось 60 самолётов ДБ-3б (по 15 машин в четырёх эскадрильях). Полк, который создавал и возглавил выдающийся командир майор Преображенский Е.Н., принимал участие в Советско-финской войне, базируясь на аэродроме Клопицы.
30 ноября 1939 г., в первый день боевых действий, 3-я аэ, вооруженная бомбардировщиками ДБ-3, атаковала нефтяные хранилища в порту Хитаниеми на восточной окраине Хельсинки, часть бомб упала на густонаселенный район Хельсинки. По финским данным, погибли 91 человек, еще 236 были ранены. В последствии эта эскадрилья также активно участвовала в бомбардировках объектов на территории Финляндии, была награждена орденом Красного Знамени, а ее командиру, майору Токареву Н.А. присвоено звание Героя Советского Союза. 15 января 1940 г. полк перебазировался на аэродром около эстонского порта Палдиски и начал минирование фарватеров, ведущих в основные финские порты Турку, Ханко и Васа. 20 февраля 1940 года полк участвовал в бомбардировке Линии Маннергейма.  За время финской войны полк совершил 1064 боевых самолетовылета общим налётом 1833 часа.

       Боевая деятельность полка в годы Великой Отечественной войны.
 По состоянию на 22 июня 1941 г., в составе 1-го мтап числилось пять эскадрилий, вооружённых 34 ДБ-3б и 26 ДБ-3ф . Кроме них в полку имелось ещё 5 учебных и связных самолётов. Эскадрильи базировались на аэр. Беззаботное, Клопицы, Копорье под Ленинградом. В полку имелось 68 экипажей. 1-я и 5-я аэ были подготовлены к высотному торпедометанию, 3-я и 4-я аэ — к низкому торпедометанию, а 2-я аэ переучивалась на самолёт ДБ-3ф как высотная эскадрилья. Первый боевой вылет полка состоялся 24 июня, на бомбардировку немецкой ВМБ Мемель (ныне — Клайпеда). И это, пожалуй, стало символическим событием — впоследствии полк был удостоен почётного наименования «Клайпедский». 25 июня и в последующие дни объектами полка стали аэродромы и военно-морские базы Финляндии, которая воевала на стороне Германии. С 28 июня полк начал выполнять минные постановки в финских шхерах, на подходах к их военно-морским базам. На исходе первой недели с начала войны полк понёс большие потери. Только за 30 июня 1941 г. он потерял 13 самолётов ДБ-3 и 33 человека лётного состава, в ходе налётов на немецкие переправы через Даугаву в районе Двинска. В этот день свой подвиг — двойной таран, совершил экипаж ДБ-3ф 1-й аэ полка в составе: командир мл. лейтенант Пётр Степанович Игашов, штурман мл. лейтенант Дмитрий Григорьевич Парфёнов, стрелок-радист мл. лейтенант Александр Митрофанович Хохлачёв, стрелок-краснофлотец Василий Логинович Новиков. По свидетельствам очевидцев, над целью самолёт был атакован тремя истребителями противника и загорелся. Огнём стрелков бомбардировщика один истребитель был подбит. Другой истребитель начал набор высоты и оказался прямо перед ДБ-3ф. Бомбардировщик таранил его, после чего перешёл в пикирование и врезался в гущу войск противника.
 С 1 августа группа самолётов из 15 ДБ-3ф 1-го мтап была перебазирована с аэр. Беззаботное на аэродром Когул на о. Эзель Моонзундского архипелага (в послевоенный период часто использовалось название: аэродром Кагул на острове Сааремаа), для выполнения спецзадания Верховного Главнокомандования. Экипажи для этой авиагруппы отбирались как из 1-го мтап, так и из 57-го бап. 7 августа 1941 г. группа из 10 самолетов ДБ-3ф 1-го мтап под командованием полковника Преображенского Е.Н. совершила первый налёт на Берлин. За период налётов на Берлин лётчики 1-го мтап сбросили 311 бомб различного калибра, общим весом 36 050 кг, для сравнения, - англо-американская авиация за весь 1941 год сбросила на район Берлина 35 500 кг бомб.
 Нанесение первых бомбовых ударов по Берлину имело большое политическое и военное значение. Они поднимали моральный дух советского народа в тылу и на фронте, вселяли веру бойцов в собственные силы, в то, что наша страна обязательно победит врага, в то, что возмездие фашистам будет неизбежно. Вспоминая это событие, командующий авиации Балтийского флота Самохин писал: «В бомбовых ударах по Берлину все мы тогда видели не только оперативную цель, но и демонстрацию несгибаемой воли советского народа, его готовность выдержать любые испытания на пути к победе».
            К сентябрю общая оперативная обстановка в Прибалтике резко ухудшилась. 28 августа пал Талин и острова Моонзундского архипелага оказались в глубоком немецком тылу. Снабжение авиагруппы морским путем стало практически невозможным. Кроме того, немецкая авиация подвергала систематическим ударам аэродромы на о. Эзель. Так, 6 и 7 сентября при налётах самолётов Мессершмитт Bf-110 на аэр. Когул было потеряно 6 самолётов ДБ-3ф, по одному Ил-2 и МиГ-3, после чего командование Авиации ВМФ приняло решение о прекращении операции и перебазировании оставшихся самолётов в Новгородскую область на аэродром Новинки. За всё время «берлинских налетов» 1-й мтап потерял 17 ДБ-3 и 8 экипажей. За выполнение этого задания звание Героев Советского Союза было присвоено четырем лётчикам полка: Преображенскому Е.Н., Ефремову А.Я., Плоткину М.Н., Гречишникову В.А.  и штурману Хохлову П.И..
11 ноября 1941 г. звено из 3 самолетов ДБ-3ф 1-го мтап под командованием капитана Гарбуза И.Я. перелетело на Север, где вошло в состав 72-го сап, положив тем самым основу торпедоносной авиации ВВС Северного флота.
18 января 1942 г. приказом НК ВМФ №10, за мужество и героизм, проявленные личным составом в боях с немецко-фашистскими захватчиками 1-й мтап был преобразован в 1-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк. Он стал родоначальником крылатой гвардии флота. 21 февраля командующий КБФ адмирал Трибуц В.Ф.  и командующий ВВС КБФ генерал-майор авиации Самохин М.И. вручили полку Гвардейское Боевое Знамя части. Знамя из рук командующего принял командир полка полковник Преображенский Е.Н.. Личный состав на большом летном поле тылового аэродрома произнес гвардейскую клятву:
«Родина, слушай нас! Сегодня мы приносим тебе святую клятву на верность. Сегодня мы клянёмся тебе ещё беспощаднее и яростнее бить врага, неустанно прославлять грозную силу Советского оружия. Родина! Пока наши руки держат штурвал самолёта, пока глаза видят землю, стонущую под фашистским сапогом, пока в груди бьётся сердце и в жилах течёт кровь, мы будем драться, громить и истреблять врагов, не зная страха, не ведая жалости, призирая смерть во имя полной окончательной победы над фашизмом». Эту клятву летчики выполнили с честью. С началом весенней навигации на Балтике 1-й гв. мтап вновь стал действовать над морем и военно-морскими базами и портами противника. Кроме бомбардировок, он стал выполнять свойственные ему задачи: минные постановки, «свободную охоту» на корабли и суда противника и торпедометание. 20 января 1943 г. 6 экипажей полка, под командованием капитана Борзова И.И., убыли на Север для получения и сборки самолётов Дуглас А-20В «Бостон». 21 февраля 6 самолётов А-20В вылетели с аэродрома Ваенга-1 на аэродром Ягодник. К 11 апреля в полку имелось уже 15 «Бостонов», а к 17 апреля было пригнано ещё 10 машин. С 17 января 1944 г. 1-й гв. мтап принял активное участие в операции по полному снятию блокады Ленинграда. Вплоть до конца февраля полк наносил ночные бомбовые удары по железнодорожным узлам Красногвардейск (ныне — Гатчина), Луга, Мга и аэродромам противника Красногвардейск, Сиверская, Кресты.
22 февраля 1944 г., Указом Президиума Верховного Совета СССР, «за образцовое выполнение задач командования в борьбе с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество» в ходе операции по прорыву блокады Ленинграда, 1-й гв. мтап был награждён орденом Красного Знамени.
В марте полк вернулся к ведению боевых действий на Балтийском море. В ночь с 6 на 7 апреля 1944 г. состоялся первый вылет A-20G, оснащённого бортовой РЛС «Гнейс-2», пилотируемого командиром полка Борзовым И.И.. Несмотря на положительные выводы по поводу применения новой техники, больше вылетов с использованием РЛС в полку не производилось. В мае 1944 г. на вооружении полка остались только Ил-4 (11 единиц) и A-20G (9 единиц), а эксплуатация самолётов ДБ-3б была прекращена.
27 мая 1944 г. экипаж лейтенанта Евграфова В. добился на море 100-й победы, потопив очередной транспорт противника. 28 мая 1944 г. полку был вручён орден Красного Знамени, которым он был награждён в феврале.
 1 июня 1944 г. 1-й гв. мтап перебазировался на свой, ещё довоенный, аэр. Клопицы в 60 км юго-западнее Ленинграда, что приблизило его почти на 100 км к морским коммуникациям. В боевых вылетах днём самолеты полка прикрывали истребители 21-го иап ВВС БФ.
В июне 1944 г. самолёты Ил-4 3-й аэ полка участвовали в одной из самых необычных акций ВВС БФ, имевших место за время войны. Для обеспечения наступления советских войск вдоль восточного побережья Ладожского озера необходимо было разрушить плотину ГЭС на р. Свирь. Для решения этой задачи 20 июня пара Ил-4 полка, совместно с «Бостонами» 51-го мтап, под прикрытием 7 Як-9 21-го иап, сбросили 2 донные магнитные мины АМГ-1, переоборудованные в плавающие с часовым взрывателем. Задача была успешно решена. В результате повреждения плотины, началось обмеление водохранилища, что обеспечило наступление советских войск через р. Свирь.
7 августа 1944 г. 19 самолётов A-20G 1-го гв. мтап, вместе с 51-м мтап, 21-м иап и звеном 15-го орап, перебазировались на аэр. Порубанок, расположенный вблизи г. Вильнюс. 10 августа 1944 г., вслед за перемещающимся на Запад фронтом, полк, совместно с 21-м иап и 15-м орап, был перебазирован в Литву, на аэр. Паневежис. В октябре на этом аэродроме сосредоточилась вся 8-я мтад: 1-й гв. и 51-й мтап, 12-й гв. пбап, 14-й гв. иап и 21-й иап. Для восполнения понесенных потерь полк получил из 51-го мтап 9 экипажей (к сентябрю оттуда поступило еще 12 экипажей) на самолётах «Бостон». Они образовали новую 1-ю эскадрилью полка. Кроме нее, в полку 2-я аэ также была вооружена «Бостонами», а 3-я аэ — Ил-4. 21 сентября 1944 г. 5 экипажей 1-го гв. мтап перебазировались на аэр. Клопицы, для нанесения ударов по транспортам, эвакуирующим немецкие войска из Талина, но уже 26 сентября они вернулись к основным силам полка в Паневежис. 15 октября командир полка Борзов И.И.  выполнил вылет на «свободную охоту» в район Моонзундского архипелага на «Бостоне», оснащённом РЛС «Гнейс-2». Торпедным ударом был потоплен транспорт противника водоизмещением 8000 т.  За большой вклад, внесённый личным составом полка в освобождение г. Мемель (Клайпеда), 1-му гв. мтап было присвоено почётное наименование «Клайпедский». В это время полк базировался на восточно-прусском аэр. Кольберг (ныне — Колобжег в Польше).  Последний вылет в Великой Отечественной войне полк произвёл 10 мая 1945 г., но уже без применения оружия.
За годы Великой Отечественной войны 1-м гвардейским минно – торпедным авиаполком уничтожено: 216 кораблей и транспортов с боевой техникой и живой силой противника; свыше 21 тысячи солдат и офицеров; 676 танков; 300 самолетов; 1135 автомашин и фургонов. Бомбовыми ударами разрушено: 8 заводов; 60 железнодорожных узлов и станций; нанесены разрушительные удары по 51 вражескому порту.
Записан
С уважением,  Александр

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 28 826
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
Продолжателем полка был  846-й шап, его история по ссылке
...
Цитировать
В 1961 г. почётные наименования, награды и Боевое Знамя 1-го гв. мтап были торжественно переданы вновь сформированному на аэр. Скультэ (Рига) 846-му авиационному полку ВВС БФ (Основание: Директива Генерального штаба № орг/5/62233 от 8.12.1961 года)...
Записан
С уважением,  Александр
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »