ВИЛЕНСКИЙ ОКРУГ ПОГРАНИЧНОЙ СТРАЖИ, в 1899-1914 гг. один из семи военно-административных округов Отдельного корпуса пограничной стражи Министерства финансов Российской Империи, но выполнявший служебно-боевые задачи по охране восточно-прусского участка российско-германской границы.
Правильное официальное наименование – 2-й (Виленский) округ пограничной стражи со штабом в городе Вильно (ныне – литовский Вильнюс).
Создан был Высочайшим Указом российского самодержца Николая II от 1 февраля 1899 года.
- 5-я Горждинская пограничная бригада со штабом в местечке Кретинген Гробинского уезда Курляндской губернии (ныне – литовский районный город Кретинга);
- 6-я Таурогенская пограничная бригада со штабом в местечке Тауроген Россиенского уезда Ковенской губернии (ныне – литовский районный город Таураге);
- 7-я Вержболовская пограничная бригада со штабом в посёлке Кибарты Волковышского уезда Сувалкской губернии (ныне – город Кибартай Вилкавишкского района Литовской Республики). Штатная численность - 1330 чинов и 441 голова конского состава. Организационно состояла из 4 отделов, 21 отряда и 69 постов. Общая протяжённость охраняемого участка границы с Восточной Пруссией - 139,5 версты;
- 8-я Граевская пограничная бригада со штабом в посёлке Граево Щучинского уезда Ломжинской губернии (ныне – одноимённый город Подлясского воеводства Республики Польша);
- 9-я Ломжинская пограничная бригада со штабом в губернском городе Ломжа (ныне – одноимённый город Подлясского воеводства Республики Польша).
Ближайшими коллегами личного состава 2-го (Виленского) округа пограничной стражи по взаимодействию являлись чины Вержболовского таможенного округа.
Историческая летопись 2-го (Виленского) округа пограничной стражи богата примерами высокой бдительности и подлинной верности долгу, которые в ходе своих повседневных будней демонстрировали его чины. Вот лишь некоторые из примеров, почёрпнутые из очерка «Часы императора. К 110-летию Отдельного корпуса пограничной стражи» доктора исторических наук генерал-майор в отставке Игоря Петрова (газета «Красная звезда» от 29 октября 2003 года): «9 июня 1903 года объездчик Творгского отряда Граевской бригады Иван Ковалёв заметил двух контрабандистов, но те, увидев его, бросились бежать в Пруссию. Ковалёв на коне поскакал вдогонку и одного задержал с шестью ношами. Ковалёв получил вознаграждение 25 рублей. О весомости этого вознаграждения можно судить по тому, что средняя цена коровы в то время была 4 рубля.
Унтер-офицер Эйгаевского отряда Таурогенской бригады Дудин 9 октября 1903 года получил сообщение с первой линии о следах, обнаруженных в районе Александровского отряда. Вместе с рядовыми Шмаковым и Захарчуком он отправился на розыск. Осмотром был обнаружен тайник контрабанды. Все участники задержания получили вознаграждение – 10 рублей.
Особенно активно борьба с контрабандой велась на границе с Пруссией. В начале ХХ века здесь были задержаны 330.332 контрабандиста, изъято контрабанды на сумму 6.077.388 рублей и 1/4 копейки.
Государственная граница, особенно на её восточно-прусском участке, была нередко местом задержания и вражеской агентуры.
Об этом, кстати, писал Валентин Пикуль в романе «Честь имею». Как раз о том участке Граевской бригады, где с 1908 по 1918 год служил мой отец Петров Илья Петрович, сначала вахмистр, а затем и прапорщик. Отец также часто рассказывал о своих задержаниях вражеских агентов, свидетельством чего были две его медали за отличие в службе.
- На участке моего поста ожидалось появление агента, интересующегося крепостью Осовец. В засаду я пошёл сам. Пришлось ожидать почти целые сутки, но мы не выдали своего присутствия. Как только лазутчик перешёл границу, он вышел прямо на нас, и мы его схватили. От неожиданности он выронил маузер из рук».
Архивные документы (РГВИА: д. 9. лл. 6-7 и 140-141) донесли до нас и имя другого бдительного военнослужащего 2-го (Виленского) округа пограничной стражи - ротмистра Степанова: в 1905 году в пассажире станции Линдварово, назвавшемся евреем Мовшей Столяром, он по приметам, которые содержались в ориентировке, поступившей накануне из Виленского жандармского охранного отделения, опознал скрывавшегося от правосудия революционера-террориста Овсея Таратуту.
В ходе обыска у задержанного были обнаружены и на правах неопровержимых улик изъяты три принадлежавших ему фальшивых паспорта (на имя Х. Этингена, И. Брозовского и Х. Яржомбика), а также в немалом количестве – пироксилин, являющейся, как известно, одним из основных химических компонентов бездымного пороха и динамитов.
Как следует из текста книги «Годовой отчёт по Отдельному корпусу пограничной стражи за 1905 г.» (СПб., 1906, стр. 61.), осенью 1903 года чинам 2-го (Виленского) округа пограничной стражи при содействии правоохранительных структур кайзеровской Германии удалось выявить и надёжно перекрыть хорошо отлаженный канал нелегальной поставки в Россию запрещённой большевистской литературы. Последний пролегал по маршруту: Берлин – Кёнигсберг (ныне – Калининград) – далее часть на Тильзит (ныне – Советск) и часть - на два других приграничных к Российской Империи города - Эйдткунен (ныне – посёлок Чернышевское Нестеровского района) и Ширвиндт (ныне – посёлок Кутузово Неманского района), откуда тропами контрабандистов «груз» мелкими партиями уже доставлялся непосредственно на российскую сторону границы. При этом сотрудникам полиции Восточной Пруссии удалось арестовать сразу нескольких участников данного «идеологического «наркотрафика» - ряд немецких социал-демократов и двух профессиональных контрабандистов, нанятых на деньги большевиков.
Однако из военно-исторической литературы известно, что чины 2-го (Виленского) округа пограничной стражи, помимо исполнения прямых служебных обязанностей, связанных с делом укрепления охраны Государственной границы, активно работали по заданиям русской военной разведки. В качестве иллюстрации - цитата из книги омского историка Н.В. Грекова «Русская контрразведка в 1905-1917 гг.: шпиономания и реальные проблемы» (М.: Московский общественный научный фонд; ООО «Издательский центр научных и учебных программ», 2000, а также на
http://militera.lib.ru/research/grekov/index.html): «Военное ведомство России регулярно отправляло офицеров с разведывательными заданиями в сопредельные страны. Активное участие в разведке принимали офицеры Отдельного корпуса пограничной стражи Министерства финансов. Официальные и неофициальные командировки русских офицеров за границу были настолько интенсивны и откровенны, что вызывали раздражение иностранных правительств. Например, в 1907 г. Турция официально высказала Петербургу свое недовольство беспрестанными поездками русских пограничных офицеров по её территории. В другом случае, по свидетельству начальника разведотделения Большого Генерального штаба, два русских офицера въехали верхом в Германию в военной форме, проделали большой маршрут, который им «подлежало совершить в случае мобилизации», и возвратились назад. В феврале 1908 г. Департамент полиции МВД России сообщил начальнику Генерального штаба: «Усилению надзора за русскими офицерами содействовало ещё и то обстоятельство, что чины нашей пограничной стражи во время своих отлучек в Пруссию слишком открыто занимаются съёмкой и разведкой». Говорят, в начале века выражение «русская наглость» вошло в обиход офицерских казино Германии».
В разное время в частях округа проходили офицерскую службу такие прославленные отечественные военачальники и общественные деятели, как генерал-майоры Дмитрий Николаевич Логофет (в 1911-1914 гг. - начальник 7-й Вержболовской пограничной бригады), Александр Алексеевич Толмачёв (в 1914 - начальник 6-й Таурогенской пограничной бригады) и Константин Оттович Эльснер (до августа 1902 года - на ответственных должностях в 8-й Граевской и -й Вержболовской пограничных бригадах), а также полковник Фёдор Фёдорович Тютчев (дважды – в конце XIX-го века, начиная с 1888, и в начале XX-го, начиная с июля 1906 года. В последнем случае – в рядах 6-й Таурогенской пограничной бригады).
Чины 2-го (Виленского) округа пограничной стражи одними из первых в русской армии вступили в боевые действия против кайзеровской Германии в ходе начавшейся 1-й Мировой войны. «На долю этих войск прикрытия и пограничников и выпала честь первых выстрелов и первой крови. Первыми убитыми русской армии в Мировую войну были 6-й Таурогенской пограничной бригады штабс-ротмистр Рамбиди и вахмистр Пристыжнюк», – указывается в книге военно-исторических очерков русского историка Антона Антоновича Керсновcкого «История русской армии» (см. на
http://militera.lib.ru/h/kersnovsky1/index.html).
Приблизительно в августе 1914 года в связи с началом 1-й Мировой войны ликвидирован, а его бригады переформированы в конные и пехотные пограничные полки действующей армии. (Подробнее - см. тему «Отдельный корпус пограничной стражи в ходе восточно-прусской операции 4(17) августа-2(15) сентября 1914 года».)
Последний по счёту начальник округа – генерал-майор (с 23 августа 1917 года - генерал-лейтенант) Пантелеймон Григорьевич Суханов – с 14 июня 1913 года и, предположительно, по осень 1914 года.
Юрий РЖЕВЦЕВ.