Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: На дне Балтийского моря найдена русская подводная лодка "Акула"  (Прочитано 4978 раз)

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 40 781
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемые коллеги!
Как начали сообщать русскоязычные эстонские Интернет-СМИ, на дне Балтийского моря западнее острова Хийумаа (Западно-Эстонский архипелаг; остров Даго Моонзундского архипелага) 21 июня была обнаружена русская подводная лодка "Акула", погибшая в Первую мировую войну (на самом деле этот рэк нашли ещё в прошлом году, но обследовали и идентифицировали только сейчас). О находке смотрим по этим ссылкам:
http://rus.delfi.ee/daily/estonia/akula-v-estonskih-vodah-tak-chto-zhe-vodolazy-obnaruzhili-nedaleko-ot-hijumaa.d?id=68949771
http://rus.delfi.ee/daily/estonia/nepodaleku-ot-hijumaa-nashli-ostov-unikalnoj-rossijskoj-podvodnoj-lodki.d?id=68945709
http://rus.delfi.ee/daily/estonia/rossijskij-kontr-admiral-zatonuvshaya-podvodnaya-lodka-eto-mogila-a-na-mogilah-ne-plyashut.d?id=68959255
http://rus.delfi.ee/daily/estonia/eksklyuzivnye-kadry-na-dne-baltijskogo-morya-pokoyatsya-ostanki-rossijskoj-akuly.d?id=68955107
http://rus.delfi.ee/daily/estonia/kontr-admiral-v-otstavke-akula-ne-potopila-ni-odnogo-nemeckogo-korablya-no-eto-ne-brosaet-teni-na-rossijskih-moryakov.d?id=68958979
Ниже - мои данные по этой теме.
С уваженем - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 40 781
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемые коллеги!
Восемь лет назад, в 13-м выпуске альманаха «Подводный флот Отечества» была опубликована моя работа "Загадки последнего похода подводной лодки «Акула»" (2006, № 13, С. 40 - 47), в котором я собрал всё, что касалось обозначенной в заголовке темы, известное на тот момент.
Эта работа создавалась мной как "проблемая", и многое из упомянутого тогда мной там, после находки этого рэка уже, как принято говорить, "не соответствует исторической действительности". Своей главной заслугой, как автора того тогдашнего материала, я считаю публикацию в нём подробного списка последнего экипажа "Акулы".
Привожу весь этот материал ниже в том виде, в котором он был подан мной в редакцию "Подводного флота Отечества":

"1994 - 2006 © К.Б.СТРЕЛЬБИЦКИЙ
(Московский Клуб истории флота (МКИФ, Москва) -
специально для альманаха «Подводный флот Отечества»


ЗАГАДКИ   ПОСЛЕДНЕГО   ПОХОДА   ПОДВОДНОЙ   ЛОДКИ   «АКУЛА»


Вниманию читателей альманаха «Подводный флот Отечества» предлагается авторская переработка 2-й главы находящейся в работе книги «Мартиролог балтийских подводников Отечества (1904 - 1999)» - заключительной части 4-томника «Во имя России».

«Через три дня будет месяц,
как «Акула» вышла на первую постановку мин...
Все сроки прошли, и с болью в сердце приходится считать её погибшей...»
(Из дневника русского подводника. Декабрь 1915 года)

... Говорят, что быть первым - всегда трудно. А кто скажет, каково быть первым  погибшим на войне? Именно такая участь постигла 35 подводников - членов последнего экипажа подводной лодки русского Флота Балтийского моря «Акула», вставших на вечную вахту в морских глубинах поздней осенью 1915-го. Не они открывали своими именами длинный мартиролог российского подплава: до гибели «Акулы» в его истории были две сопровождавшиеся человеческими жертвами катастрофы «Дельфина», потопление своим броненосцем во время ночных учений «Камбалы», другие, отдельные случаи гибели русских подводников, общее число погибших среди которых к 1915 году уже вплотную приблизилось к полусотне. Но именно «Акула» своим именем и именами 35 служивших на ней военных моряков самых разных национальностей - сынов России, Украины, Белоруссии, Болгарии, Германии, Польши, Латвии, Эстонии - открыла мартиролог военных потерь отечественного подплава, последняя строка которого будет написана спустя лишь 30 лет, в августе 1945-го...

... Что же мы знаем сегодня об истории последнего похода и гибели этой подводной лодки? Изучив опубликованную специальную военно-морскую историческую литературу на русском языке, можно с уверенностью сказать - «До обидного мало и очень неопределённо». «Причины и место гибели лодки остались неизвестными», - сообщается в одной из фундаментальных работ, в которой, кстати, не говорится вообще ничего о дате гибели корабля. Но «Акула» погибла на войне, а это значит, что должны существовать мнения на этот счёт и «противной» стороны. Настоящий историк пишет свои исследования на основе, в первую очередь, архивных документов, и поэтому мы отправимся «в тишь и пыль» фондов главного хранителя Истории Флота Российского - Российского государственного архива ВМФ, что уже более века стоит на берегах Зимней канавки в морской столице Отечества - Санкт-Петербурге...
... Описываемая нами история берёт своё начало в 14 часов дня 9 ноября 1915 года. Именно в это время из Гельсингфорса в Ревель «по прямому переводу» была передана телеграмма № 858, подписанная начальником Штаба Флота Балтийского моря контр-адмиралом Николаем Митрофановичем Григоровым. Ровно через 50 минут телеграфная лента за № 690 с расшифрованным текстом этого сообщения, имеющим гриф «ВВО» («вне всякой очереди»), легла на стол Начальнику Службы связи Балтийского моря контр-адмиралу Адриану Ивановичу Непенину. Из Гельсингфорса ему сообщали, что Командующий Флотом Балтийского моря вице-адмирал Василий Александрович Канин «приказал (подводную лодку) «Акулу» выслать для постановки минного заграждения под берегом на пути (фарватере №) 55 Мемель (-) Либава, где (ей надлежит) поставить (минную) банку(,) определив первоначально возможно точнее курс непр(иятельских) судов и придерживаясь возможно ближе к Мемелю(,) в расчёте в будущем ставить к северу от первой ещё раз новые минные банки. ... По постановке заграждения «Акуле» вернуться в Ревель». Телеграмма заканчивалась традиционной для того времени, но столь непривычной для современных приказов «вежливой» формулировкой - «Благоволите дать необходимые сведения и сделать распоряжения о высылке».
Место предстоящей «Акуле» минной постановки «возможно ближе к Мемелю» оказалось самым южным, 14-мильным участком вдоль балтийского побережья Российской Империи. Он простирался между тогдашними прибрежными деревнями Бернатен и Паппензе (ныне - соответственно Бернати и Папесциемс, оба - Латвийская Республика) и ограничивался с севера навигационным знаком Бернатен (56°23’с.ш., 20°59’в.д.), а с юга - маяком Пограничный (56°09’с.ш., 21°02’в.д.). Именно здесь, на «крайних» водах России и предстояло выставить «Акуле» 4 принятых в Ревеле на борт морских мины конструкции лейтенанта Стефана Афанасьевича Калчева. Сам их создатель к этому времени «исправлял должность флагманского минного офицера Штаба начальника Отряда заградителей Балтийского моря», но был специально прикомандирован к экипажу «Акулы» на боевой поход, как гласит документ, «для постановки мин собственной конструкции». Речь в этом документе шла о так называемых «свободно плавающих минах Калчева» - «уменьшенного размера» «с электрическим прибором плавания», имевших обозначение «П-13» (или «Морская мина заграждения типа «П» (от слова «плавающая») образца 1913 года») и испытанных ещё два с половиной года назад, в мае того самого, любимого нашими статистиками 1913-го, но до сих по русским флотом ещё так и не применявшихся. «Из-за отсталости промышленности царской России мины этого образца изготовлены не были», - писал в 1951 году капитан 1-го ранга С.В.Рогулин, очевидно, не имея представления не только об описываемом нами «минном» походе «Акулы», но и реальном уровне развития «промышленности царской России» к 1915 году. Специальное устройство (палубные крепления) для транспортировки и постановки таких мин, названное балтийскими подводниками «кринолином», было смонтировано буквально только что, в ноябре 1915 года на надстройке «Акуле», за ограждением боевой рубки.
Из источника в источник кочует информация о том, что «Акула» погибла, якобы, в 17-м боевом походе. Откуда первоначально взялась эта цифра, нам неизвестно, зато из архивных документов нам удалось установить, что на самом деле до рокового ноябрьского похода «Акула» совершила не 16, а всего 9 боевых выходов в море, то есть описываемый нами последний был «юбилейным», 10-м. Он начался утром 14 ноября 1915 года, когда «Акула» под командованием капитана 2-го ранга Николая Александровича Гудима вышла из Ревеля (ныне - Таллин, Эстония) в море. Погода балтийской поздней осени отнюдь не способствовала походу: на следующее утро из-за её ухудшения - ветер превратился в снежный шторм - «Акуле» пришлось отстаиваться на якоре, укрываясь за берегом острова Даго (ныне - Хийумаа, Эстония). По данным подготовленной начальником Разведывательного отделения Штаба Командующего Флотом Балтийского Моря капитаном 2-го ранга Иваном Ивановичем Ренгартеном сводки № 29 (за период с 1 по 19 ноября 1915 года), в тот же день «вечером(, в) 20 ч(асов) неприятельские радиопеленгаторы запеленговали (русскую) береговую радиостанцию Гапсаля (ныне - Хаапсалу, Эстония), в момент, когда она вызывала подводную лодку «Акулу», находившуюся в море». За некоторое время до этого, ещё до наступления вечерней темноты 15 ноября «Акула» была «усмотрена» с сигнально-наблюдательного поста Службы связи Балтийского моря, расположенного на Нижнем Дагерортском маяке, установленном на западной оконечности полуострова Дагеорорт (ныне - Кыпу) - мысе Ристна, о чём было «доложено по команде». Как было написано в этой связи, «это - последние сведения, которые имелись о лодке»...".

Продолжение следует!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 40 781
  • Константин Борисович Стрельбицкий
"...Прошло ровно две недели с того дня, и 29 ноября в 11 часов 20 минут всё тот же адмирал Григоров отправил из Гельсингфорса телеграмму за № 988 - на этот раз во Псков, на имя Начальника Штаба Верховного Главнокомандующего генерала от инфантерии Михаила Васильевича Алексеева. Из «переданной прямым проводом» телеграфистом Службы связи Балтийского моря Линдгреном в 11 часов 55 минут телеграммы за № 1009 во Пскове узнали, что «Подлодка «Акула» должна была вернуться (в Ревель) около 20-го числа. Запас её (топлива, воды и продовольствия) определяет продолжительность крейсерства в 12 дней. Так как лодка не возвращается к назначенному сроку (уже) восемь дней (()при общей продолжительности пребывания вне портов 14 дней(),) то это обстоятельство и является основанием для предположения о её гибели(,) т(ак) к(ак) никаких других сведений (о её   судьбе) нет».
Так считали и сами балтийские подводники. Поэтому уже 1 декабря 1915 года из канцелярии Дивизии подводных лодок Балтийского моря в Штаб Командующего Флотом были высланы «именные списки Г.г. (господ) офицеров и нижних чинов, ушедших в поход на подводной лодке «Акула». Формулировка «Числится в списке, ушедших в последний поход на подводной лодке «Акула» была применена в этом документе в отношении 35 человек. Вот их имена:
36.    ГУДИМ Николай Александрович - капитан 2-го ранга, командир корабля, родился 11.06.1882 в селе Княвич, ныне - Жирятинского района Брянской области России
37.    КАЛЧЕВ Стефан Афанасьевич - лейтенант Российского Императорского флота (ранее - мичман 1-го разряда Королевского ВМФ Болгарии Калчев Стефан Атанасов), флагманский минный офицер Штаба начальника Отряда заградителей Балтийского моря, прикомандированный на боевой поход к экипажу «Акулы» «для постановки мин собственной конструкции», родился 02.02.1885 в Калофере, ныне - округ Пловдив, Болгария
38.    ФОН ГЕРСДОРФ Карл Павлович - лейтенант, старший и минный офицер, родился 05.08.1884 в неуказанном в документах населённом пункте на территории бывшей Курляндской губернии России, ныне - Латвия
39.    КОПЕЦ Константин Иосифович - лейтенант, штурманский офицер, родился 03.06.1885 в неуказанном в документах населённом пункте на территории бывшей Минской губернии России, ныне - Белоруссия
40.    ЧИСТОВСКИЙ Роман Алексеевич - мичман, вахтенный начальник, родился в 1894 г., место рождения в документах не указано
41.    ИСАКОВ Алексей Иванович - минный боцманмат (сверхсрочнослужащий), родился в 1884 г. в деревне Коросыльно, ныне - Макарьевского района Костромской области России
42.    ПАСТЕ Иван Янович - рулевой боцманмат, родился в 1892 г. в неуказанном в документах населённом пункте на территории бывшего Гробинского уезда Курляндской губернии России, ныне - Латвия
43.    СУЧКОВ Дмитрий Куприянович - рулевой боцманмат (сверхсрочнослужащий), родился в 1884 г. в селе Сокольные Горы, ныне - Мамадышского района Татарии, Россия
44.    АРХИПОВ Николай Максимович - моторный унтер-офицер 1-й статьи, родился в 1891 г. в деревне Вторая Потаповка, ныне - Ногинского района Московской области России
45.    МИХАЙЛОВ Пётр Александрович - моторный унтер-офицер 1-й статьи, родился в 1890 г. в Санкт-Петербурге, Россия
46.    СИДЕЛЬНИКОВ Василий Антонович - моторный унтер-офицер 1-й статьи, родился в 1893 г. в Аткарско-Пригородной слободе, ныне - город Аткарск Атакарского района Саратовской области России
47.    ФРОЛОВ Михаил Дмитриевич - моторный унтер-офицер 1-й статьи, родился в 1890 г. в деревне Красная, ныне - Гдовского района Псковской области России
48.    ЭРМАН Александр Иванович - моторный унтер-офицер 1-й статьи, родился в 1892 г. в неуказанном в документах населённом пункте на территории бывшей Вехмутской волости Вейсенштейнского уезда Эстляндской губернии России, ныне - Эстония
49.    БЕРСТЕНЁВ Сергей Петрович - электрик-унтер-офицер 1-й статьи, родился в 1891 г. в селе Высоцкое, ныне - Оршанского района Витебской области Белоруссии
50.    ТЯПКО Захар Наумович - электрик-унтер-офицер 1-й статьи (сверхсрочнослужащий), родился в 1888 г. в селе Великая Корогода, ныне - Радомышльского района Житомирской области Украины
51.    ЩЕРБАКОВ Константин Алексеевич - электрик-унтер-офицер 1-й статьи (сверхсрочнослужащий), родился в 1888 г. в деревне Старые Кривцы, ныне - Новозыбковского района Брянской области России
52.    ГОНЧАРОВ Иван Лаврентьевич - минно-машинный унтер-офицер 1-й статьи, родился в 1891 г. в Могилёве, ныне - Могилёвской области Белоруссии
53.    КОНДРАШКИН Василий Семёнович - минно-машинный унтер-офицер 1-й статьи, родился в 1891 г. в деревне Серковая, ныне - Михайловского района Рязанской области России
54.    НИКИФОРОВ Тарас Никифорович - машинный унтер-офицер 1-й статьи (сверхсрочнослужащий), родился в 1883 г. в деревне Александровка, ныне -Вяземского района Смоленской области России
55.    СЕМЁНОВ Григорий Семёнович - машинный унтер-офицер 1-й статьи (сверхсрочнослужащий), родился в 1883 г. в деревне Курдюки, ныне -  Юхновского района Калужской области России
56.    ШУБИН Фёдор Михайлович - машинный унтер-офицер 1-й статьи (сверхсрочнослужащий), родился в 1888 г. в деревне Павловская, ныне -  Шенкурского района Архангельской области России
57.    ТУРЧИН Филипп Трофимович - телеграфный унтер-офицер 1-й статьи, родился в 1889 г. в Ивангороде, ныне - Борзненского района Черниговской области Украины
58.    АВКСЕНТЬЕВ Авксентий Иосифович - машинный унтер-офицер 2-й статьи («из юнг набора 1914 года»), родился в 189? году в селе Субботинское, ныне - Александрийского района Кировоградской области Украины
59.    ДОРОНИН Филипп Михайлович - минно-машинный унтер-офицер 2-й статьи, родился в 1892 г. в селе Ревязено, ныне - Княгининского района Нижегородской области России
60.    ЛЕБЕДЕВ Василий Сергеевич - минно-машинный унтер-офицер 2-й статьи, родился в 1891 г. в деревне Дементьевка, ныне - Кинешемского района Ивановской области России
61.    ЛЕПА Вольдемар Эмильевич - старший электрик, родился в 1891 г. в неуказанном в документах населённом пункте на территории бывшей Кремонской волости Рижского уезда Лифляндской губернии России, ныне - Латвия
62.    МАУРИН Пётр Савельевич - минный машинист 1-й статьи, родился в 1889 г. в селе Ивашково, ныне - Одинцовского района Московской области России
63.    ЧВАНОВ Василий Васильевич - минный машинист 1-й статьи, родился в 1893 г. в селе Кватиха, ныне - Сенгилеевского района Ульяновской области России
64.    МОНАХОВ Фёдор Николаевич - рулевой 1-й статьи, родился в 1893 г. в селе Медяны, ныне - Пильнинского района Нижегородской области России
65.    ПАВЛОВ Владимир Иванович - рулевой 1-й статьи, родился в 1893 г. в селе Барское Городище, ныне - Суздальского района Владимирской области России
66.    МУХИН Григорий Сергеевич - машинный содержатель 1-й статьи, родился в 1889 г. в Орле, Россия
67.    ПАНИН Михаил Александрович - электрик 1-й статьи, родился в 1893 г. в деревне Староподгорная, ныне - Спасского района Рязанской области России
68.    ЮЩЕНКО Анисим Захарович - электрик 1-й статьи, родился в 1893 г. в селе Бреч, ныне - Городнянского района Черниговской области Украины
69.    РУМЯНЦЕВ Владимир Павлович - фельдшер 2-й статьи, родился в 1893 г. в деревне Козлово, ныне - Старицкого района Тверской области России
70.    АФАНАСЬЕВ Александр Андреевич - матрос 2-й статьи («запасной»), прикомандированный из «штата малой подводной лодки» на данный боевой поход к экипажу «Акулы» (в качестве строевого?), родился в 1887 г. в неуказанном в документах населённом пункте на территории нынешнего Кемского района Карелии, Россия".

Продолжение следует!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 40 781
  • Константин Борисович Стрельбицкий
"...Известный петербургский фотоколлекционер и любитель истории флота Дмитрий Михайлович Васильев любезно предоставил нам фотокопию всеподданейшего донесения Морского министра адмирала Ивана Константиновича Григоровича императору Николаю II. К сожалению, на этой репродукции документа «срезалась» точная дата его составления и осталась лишь надпись «...декабря 1915 г.», но сам текст документа мы можем привести здесь полностью: «Всеподданейше доношу Вашему Императорскому Величеству, что подводная лодка Балтийского флота «Акула», под командой капитана 2-го ранга Гудима, 14-го ноября сего года вышла в море и должна была вернуться 22-го Ноября, имея запасы до 26 Ноября, но до сего времени не вернулась, почему следует предполагать, что лодка погибла. Последний раз лодку видели 15-го Ноября. Кроме командира на лодке находились 4 офицера, число остальных чинов по табели: 2 кондуктора, 29 нижних чинов. Неприятелю, видимо, гибель лодки не известна, почему является желательным сохранить её гибель в тайне и объявление о смерти личного состава делать постепенно. Можно предполагать, что лодка погибла или взорвавшись на мине, или попала в неприятельские сети, или же, обледенев, перевернулась».
Тем не менее, спустя несколько месяцев, 5 апреля 1916 года из 2-го отделения Главного Морского Штаба в Морской Генеральный Штаб поступил запрос под сложным телеграфным грифом - «секретно(,) срочно по военным обстоятельствам» - и за № 219, в котором ГМШ просил МГШ «сообщить, можно ли считать погибшей подводную лодку «Акула». Означенное сведение необходимо для исчисления содержания нижним чинам флота как погибшим на ней, а не как находящимся в безвестной отлучке». Спустя 16 дней, 21 апреля в Генмор в Петроград поступил ответ уже из Штаба Командующего Флотом Балтийского моря: всё тот же адмирал Григоров «по прямому проводу» сообщал телеграммой за № 644/оп, что эту «лодку следует считать погибшей точка Сведение остаётся секретным до конца войны», то есть не подлежащем оглашению в прессе. Известно, что в целях сокрытия факта гибели «Акулы», «в течение ещё трёх последовавших (после её исчезновения) месяцев командир дивизиона в своих приказах распоряжался выплачивать Гудиму и другим офицерам «Акулы» причитающееся им месячное жалованье», но «через три месяца их фамилии в приказах больше не появлялись, а полученные на них деньги вернули в казначейство».
В свою очередь, «Его Императорское Величество» внял просьбе Григоровича и «желательную сохранность в тайне» гибели «Акулы» сохранял в течение всего оставшегося ему срока правления страной. Так что официально подводная лодка «Акула» была исключена из списков Российского - уже не Императорского, а Республиканского - Флота только 15 марта 1917 года, когда новые власть и командование флота поспешили объявить об успешно скрывавшемся до сего времени факте гибели этого подводного корабля. Впрочем, «противной стороне», очевидно, на завершающем этапе Первой Мировой войны было уже не до того: так в 19-м выпуске знаменитого своей немецкой точностью справочника «Taschenbuch der Kriegsflotten», составленного капитан-лейтенантом Кайзеровского ВМФ Бруно Вейером по данным «на конец января 1918 года», об «Акуле» говорилось, что она была потоплена ... ещё «22.5.15 в Балтийском море авиационной бомбой»!
Вскоре война закончилась, и о гибели «Акулы» стали писать открыто. Так в 1921 году в далёком от Балтики Тунисе вышла в свет первая «книжка» так называемого «Бизертинского Морского Сборника». Издатель альманаха, известный черноморский подводник периода минувшей войны Нестор Александрович Монастырёв открыл свой журнал «редакторской» статьёй «Наши подводные лодки во время войны». В ней по интересующему нас вопросу он писал следующее: «Во второй половине ноября 1915 г. подводная лодка «Акула» ((стандартное надводное водоизмещение -) 350 т), взяв с собой впервые на палубу 6 - 8 мин заграждения с особыми для того приспособлениями, вышла в район Данцигской бухты. Долго ждали её возвращения, но она не вернулась и судьба её оставалась неизвестной почти два года. Только после немецкой оккупации о её гибели были (русскими) получены первые сведения от самих же немцев. Во время своего пребывания в Данцигской бухте однажды она появилась перед самым городом: всплыла и из своей маленькой 37-мм пушки обстреляла город. И как раз в это время германская императрица посещала в городе госпиталя. Поднялся переполох, и началась погоня. Миноносцы, тральщики и гидропланы бросились на поиски русской лодки. «Акула» успела погрузиться и, уходя, встретив канонерскую лодку, утопила её миной. В течение нескольких часов шла погоня за «Акулой», она пыталась всплывать, но, будучи атакованной, должна была немедленно погружаться. В последний момент её видели всплывшей до половины с большим креном на левый борт. Вскоре она погрузилась, чтобы никогда больше не всплыть. Таковы германские источники о судьбе этой геройской лодки, на которой погиб один из лучших командиров-подводников капитан 2 ранга Гудим». Из уважения к неординарной личности Н.А.Монастырёва и его детищу - «Бизертинскому Морскому Сборнику» - мы, поступившись на мгновение долгом историка, никак не станем комментировать данную «историческую информацию»...
...С ней «широкий российский читатель» смог познакомиться лишь недавно - в 2003 году на страницах книги «Бизертинский Морской сборник 1921 - 1923: Избранные страницы», вышедшей в свет под редакцией покойного ныне капитана 2-го ранга в отставке Владимира Викторовича Лобыцына в московском издательстве «Согласие». В следующем, 2004 году этому редактору совместно с тем же издателем удалось выпустить в свет другую книгу серии - «Записки подводника 1905 - 1915». Автор опубликованных спустя более полувека после его смерти дневниковых записей - известный балтийский подводник периода Первой Мировой войны Василий Александрович Меркушов, ещё 13 декабря 1915 года сделал касающуюся судьбы «Акулы» обширную запись, первые строчки которой мы использовали в качестве эпиграфа к данному материалу. Этот текст стоит того, чтобы мы воспроизвели его здесь полностью - хотя для того, чтобы хотя бы немного почувствовать то, что, записывая эти строки, ощущал русский офицер-подводник, впервые за войну потерявший своих боевых товарищей. Итак - слово В.А.Меркушову: «Через три дня будет месяц, как «Акула» вышла на первую постановку мин у Виндавы. Все сроки прошли, и с болью в сердце приходится считать её погибшей... Это - первая жертва войны в Дивизии подводных лодок Балтийского моря. Если бы немцы утопили «Акулу», они давно расславили об этом по всему миру, потому, вероятно, никто и никогда не узнает, как, где и отчего она погибла. Наскочила ли на мину, запуталась ли в сетях, чему особенно способствовал кринолин у рубки для четырёх мин заграждения, или же случилась какая-то неисправность во время погружения - ничего не известно. Возможно, что «Акула» погибла от взрыва собственной мины (заграждения). (Однажды в Ревеле при погрузке у одной из мин начал действовать часовой механизм, и она стала опасной; её удалось обезвредить, но случай этот весьма показателен.) Быть может, на походе от качки и ударов волн как о борт «Акулы», так и непосредственно о ничем не прикрытые мины заграждения какая-либо из них пришла в опасное положение и при ударе о какой-нибудь плавающий на поверхности воды предмет взорвалась... А может быть и так, что крепление одной из мин не выдержало сильных повторяющихся ударов волн и сломалось или ослабло; мина выскользнула, пришла в опасное положение и, ударившись о борт лодки, взорвалась. Ещё можно предположить, что лодка попросту перевернулась, хотя во избежание этого (самодвижущиеся) мины Уайтхеда(, то есть торпеды) были взяты только во внутренние аппараты, а четыре наружных аппарата (системы) Джевецкого - Подгорного не были заряжены. Как бы то ни было, но, выйдя из Ревеля утром 16 ноября, «Акула» из-за шторма вынуждена была отстаиваться на якоре у маяка Нижний Дагерорт, после чего вышла в море и пропала без вести, унеся с собой четырёх офицеров и двадцать восемь человек команды - старых и опытных подводников... До вступления в строй новых подводных лодок программы 1912 года («Барс», «Гепард», «Вепрь») «Акула» была лучшей нашей подводной лодкой под командой одного из самых опытных командиров (-) капитана 2 ранга Николая Александровича Гудима. Старшим офицером был лейтенант (Фон) Герсдорф, штурманом - лейтенант Копец, вахтенным начальником - мичман Чистовский.  Ввиду малого знакомства личного состава с новыми минами заграждения в первую боевую постановке пошёл помощник изобретателя капитана 1 ранга (Николая Николаевича) Шрейбера(,) мой товарищ по выпуску (1905 года) из Морского корпуса лейтенант Стефан Калчев, болгарин по происхождению, в 1911 году перешедший на службу в русский флот. Этот же самый Калчев изобрёл особую дрейфующую мину, обладающую близкой к нулю плавучестью и предназначенную специально для (пролива) Босфора. По его мысли, ударная цилиндрическая мина свободно плывёт по течению на заданной глубине до тех пор, пока у неё хватает электрической энергии, то есть около недели, но срок плавания может быть сокращён до нескольких десятков минут. Брошенные в устье Босфора мины, никем не замеченные, уносились бы течением в глубь пролива, где должны были взорваться при ударе о подводную часть идущего или стоящего на якоре корабля, сети или набережной, топя суда, разрывая сети или разрушая береговые сооружения. Насколько продвинулась разработка таких мин, мне неизвестно, и будет ли она теперь закончена, кто знает? Благодаря надёжным механизмам, большому району плавания и сравнительно быстрому погружению «Акула» постоянно ходила к неприятельским берегам, неоднократно атаковывала германские суда, стреляла по ним (самодвижущимися) минами, но, несмотря на массу проявленной командиром энергии и выносливость личного состава, успеха не имела. Между тем, Николай Александрович (Гудим), вне всякого сомнения, был одним из лучших, достойнейших и талантливейших командиров наших подводных лодок. Он счастливо сочетал восьмилетний опыт непрерывной службы в подводном флоте с наклонностями и способностями к теоретической разработке тактических вопросов. При другом начальнике Дивизии подводных лодок Балтийского моря (имеется в виду «Командующий под брейд-вымпелом Дивизией подводных лодок Балтийского моря» капитан 1-го ранга Николай Люцианович (Константинович) Подгурский) капитан 2 ранга Гудим наверняка был бы переведён в Морской генеральный штаб, где его опыт, знания и наклонности могли проявиться в полной мере. С его гибелью мы потеряли офицера, который мог бы явиться творцом новой тактики подводных судов, по молодости подводного плавания ещё не существующей во флотах всего мира...». Повторимся: столь значительную и подробную запись сделал в своём военном дневнике боевой офицер-подводник, впервые за войну потерявший товарищей, не вернувшихся из похода к неприятельским берегам...
...Нельзя сказать, что отечественные историки оставили судьбу «Акулы» без внимания. В 1933 году в ленинградской «Военно-морской академии РККА им. тов. Ворошилова» вышел в свет 1-й том монографии «Операции подводных лодок», подготовленной «бригадой» в составе А.П.Александрова, И.С.Исакова и В.А.Белли. Как оказалось, её авторы были знакомы с процитированной выше «исторической информацией» из первой «книжки» «Бизертинского Морского Сборника». При этом «бригадиры» настолько творчески развили данные Н.А.Монастырёва о последнем походе «Акулы», что в результате у них получилось следующее: «В ноябре 1915 года «Акула», будучи впервые послана для постановки мин в Данцигскую бухту, из операции не вернулась. Командование флотом приписало гибель «Акулы» взрыву находившихся на ней мин и на этом основании отказалось на длительный срок, - до приспособления для постановки специальных лодок, - от дальнейших посылок лодок в заградительные операции. На самом деле, как это было с полной достоверностью впоследствии выяснено, «Акула» погибла от совершенно другой причины. Успешно поставив минную банку в назначенном месте, командир лодки, по собственной инициативе, решил обстрелять береговые сооружения Данцига (ныне - Гданьск, Польша). Когда лодка открыла огонь, не причинивший, впрочем, значительных повреждений, - она была обнаружена противником. Отход лодки был сопряжён с трудностями в связи с относительной мелководностью Данцигской бухты и не удался; лодка была уничтожена германским гидросамолётом. Пример «Акулы» показывает, что необдуманное решение командира, не предусмотренное планом операций, было не только нецелесообразным, - так как при наличной артиллерии лодки (1 - 37-мм орудие) можно было рассчитывать лишь на некоторый чисто внешний эффект, - оно повлекло за собой нарушение скрытности минной постановки, гибель лодки и, что самое главное, - оно привело к отказу командования от намеченного применения торпедных лодок для постановки мин, чему поход «Акулы» должен был дать первый опыт». Данная цитата также не нуждается в наших комментариях, так как ещё в 1939 году «бригадирам из Военно-морской академии» ответил капитан 2-го ранга А.В.Томашевич своей монографией «Подводные лодки в операциях русского флота на Балтийском море в 1914 - 1915 г.г.». Относительно судьбы «Акулы» он писал следующее: «Причины гибели лодки остались для русских неизвестными. Не известны они оказались и немцам», к чему следует авторское примечание: «Ролльман в «Войне на Балтийском море 1915 года» (Воениздат, 1933 г., стр. 303) приводит как вероятную причину, - взрыв лодки на минах в районе Люзерорта, при этом он указывает, что «Акулой» мины были поставлены в 15 милях на вест-норд-вест от Виндавы. Как видно из предписаний, «Акула» должна была поставить мины южнее Либавы. Мины же, на которые ссылается Ролльман, были поставлены русскими миноносцами в декабре 1915 г. В силу этого и гибель лодки на минах у Люзерорта маловероятна. Версия о том, что «Акула», поставив мины, обстреляла Данциг и была утоплена после этого немецким самолётом, германским историческим архивом опровергается». Сделав такое примечание, Томашевич делает следующий вывод: «Это заставляет думать, что лодка погибла, взорвавшись на одном из германских минных заграждений, вероятнее всего (-) на заграждении Н-1, через которое русские и английские лодки и до этого неоднократно проходили». Поясним, что автор имел здесь ввиду немецкое минное заграждение № 1 (Minensperre 1), состоявшее из 48 противолодочных мин и выставленное в ночь с 4 на 5 июня 1915 года кораблями 19-й полуфлотилии миноносцев Кайзеровского ВМФ примерно в 5 - 7 милях северо-западнее мыса Люзерорт (ныне - Овиши, Латвия). Из послевоенных авторов, писавших о судьбе «Акулы», здесь стоит отдельно отметить (и то в виде определённого «казуса») С.П.Моисеева - автора «хрестоматийного» справочника «Список кораблей русского парового и броненосного флота (с 1861 по 1917 г.)». На 186-й странице этой книги внимательный читатель найдёт следующую загадочную запись о судьбе «Акулы»: «Погибла в 12.5.1915 г. во время операции в районе Данцигской бухты. Причина гибели неизвестна». «Загадочную» потому, что ещё никто не смог объяснить, что означает авторская дата «в 12.5.1915 г.»! Не перечисляя всех ныне здравствующих (или ещё недавно бывших таковыми) авторов, писавших о судьбе «Акулы», сообщим нашим читателя, что к настоящему времени существует несколько основных версий гибели этой подводной лодки:
- подрыв на мине немецкого противолодочного заграждения;
- гибель корабля в шторм в результате аварии (вызванной предположительно потерей остойчивости из-за установленных на борту мин заграждения или обледения);
- и, наконец, «исчезновение без вести» по неким «неустановленным», «неизвестным причинам».
Отметим также, что практически все авторы, придерживающиеся данных версий, «не рисковали» при этом указывать точные дату и место гибели «Акулы». Данную неопределённость взглядов отечественных историков на судьбу этой подлодки автор книги «Взять море в свои руки» Б.А.Шалагин в определённой мере подытожил следующими словами: «Аэропланная ли бомба, случайная ли мина прервала путь «Акулы», осталось неизвестным»... ".

Окончание следует!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 40 781
  • Константин Борисович Стрельбицкий
"...Однако вернёмся к архивным документам. В «Книге исходящих радио(грамм) и телефонограмм в 1916 г.» (за период с 1 января по 22 июля) Балтийского подплава 12 мая записан следующий текст телефонограммы за № 539 на имя начальника 2-го дивизиона подводных лодок Аполлинария Николаевича Никифораки: «Прошу срочно сообщить вдове Гаевской(,) что необходимо для (решения) дела покойного Кавторанга Гудим(?)». Отношение этой некой «вдовы Гаевской» к последнему командиру «Акулы» нам помог уяснить ещё один архивный документ. Всё тот же Д.М.Васильев любезно предоставил нам следующую любопытную выписку из «Всеподдайнейшего доклада по Главному Морскому Штабу» морского министра генерал-адъютанта адмирала Ивана Константиновича Григоровича от 19 июня 1916 года: «Погибший на подводной лодке «Акула» осенью прошлого года капитан 2-го ранга Гудим оставил после себя всеподданейшее прошение с ходатайством обеспечить бракоразведённую жену капитана по адмиралтейству Надежду Гаевскую, с которой он жил 7 лет и на которой по получении ею развода с её первым мужем(, офицером подводного плавания Флота Чёрного моря капитаном по адмиралтейству Наполеоном Деонизиевичем Гаевским) капитан 2-го ранга Гудим намерен был жениться. Покойный капитан 2-го ранга Гудим погиб(,) не дождавшись окончания развода(,) и предполагавшийся брак таким образом не состоялся. Отзывы о Гаевской самые лестные: она была принимаема в морской среде как бы законная жена капитана 2-го ранга Гудима. В материальном отношении Гавевская совершенно не обеспечена. В виду заслуг капитана 2-го ранга Гудима и трагической его смерти на подводной лодке испрашивается». Девяносто лет назад документы даже в самые «высшие сферы» проходили почему-то значительно быстрее нынешних, и уже через два дня, 21 июня 1916 года на процитированном выше докладе Григоровича Император Николай II «собственноручно начертал» краткое «Согл.» (то есть «Согласен»), в результате чего им было «Высочайше соизволено: на назначение Гаевской в виде особой монаршьей милости и не в пример прочим единовременного из сумм Государственного казначейства пособия в размере 1200 руб(лей)». (Дальнейшая история российского и советского подплава, точнее - его трагедий и катастроф показала, что данное «высочайшее соизволение» до недавних пор исправно выполнялось всеми государственными и военно-морскими органами именно в отношении формулировки «не в пример прочим»...)...
...Биографии как самой Гаевской, так и Гудима, заслуживают отдельного иссследования, в то время, как история последнего похода подводной лодки «Акула», между тем, продолжает приносить кропотливому исследователю всё новые и новые загадки...
...Вернёмся в первые военные месяцы «Второй Отечественной», а именно в день 6 сентября 1914 года. Тогда, в ходе демонстрации во вражеских водах кораблей 4-й эскадры Кайзеровского ВМФ её «номерными» миноносцами был обстрелян русский маяк на острове Богшер, а личный состав здешнего поста Северного района Службы связи Балтийского моря был взят высадившимися на берег немцами в плен. В числе «пленённых неприятелем» оказался и телеграфный унтер-офицер 2-й статьи Иван Иванович Аксёнов, который через Международный Красный Крест смог установить переписку со своими родными в России. «В архивной пыли» нам удалось обнаружить копию его письма от 24 августа 1916 года, в котором он сообщал, в частности, о том, что вместе с ним в немецком лагере для военнопленных, «в отдельном отгороженном бараке» содержались, в числе прочих, «два (человека) подводного плавания», по его словам - служивших до пленения на Балтике и призванных на флот «из портовых городов России». «Какое же отношение письмо пленного русского радиста имеет к судьбе «Акулы»?» - спросит внимательный читатель. А дело здесь в том, что до ноября 1915 года балтийский подплав вообще не имел потерь в личном составе, что значит, что эти «два человека подводного плавания» могли быть только из последнего экипажа «Акулы»! Условно под определение призванных на флот «из портовых городов России» подпадают сразу 4 из перечисленных выше моряков «Акулы», а именно - рулевой боцманмат И.Я.Пасте, моторные унтер-офицеры П.А.Михайлов и А.И.Эрман, а так же старший электрик В.Э.Лепа. Итак, немцами с борта погибшей «Акулы» были взяты пленные русские моряки, которых затем, очевидно - в целях секретности те содержали (но не уберегли от глаз или ушей русского радиотелеграфиста) «в отдельном отгороженном бараке»? Как не невероятна такая версия, но всё же и она, на наш взгляд, имеет право на существование...
...И, наконец, ещё с одной, весьма неожиданной информацией, напрямую касающаяся судьбы «Акулы», мы столкнулись пару лет назад. В 2004 году в Москве в свет вышла «фамильная хроника» В.К.Рыкова под названием «Листая старые дела расстрелянного генерала». В ней, рассказывая о своих предках, автор сообщает, в частности, следующее: «...Юлия Сергеевна Рыкова была уже невестой одного болгарского офицера-моряка», но, получив затем от своего будущего мужа, Александра Николаевича Рыкова предложение, «немедленно отказала болгарину». «Злого рока, однако, не избежал никто. Ни он, ни она, ни болгарин, ни новая жена того несчастного болгарина, - продолжает автор книги. - Году в 1927, рассказывала дочь обоих Рыковых, ... к ним домой в Питере однажды пришла незнакомая дама в траурной вуалетке. Дама эта оказалась женой, вернее, вдовой того самого моряка-болгарина. Она ехала в Прибалтику, где должны были поднимать русскую подводную лодку, потопленную немцами в первую мировую войну. И по пути на похороны мужа решила поделиться горем со своей «счастливой» соперницей». Речь здесь может идти только о лейтенанте С.А.Калчеве, погибшем, как было показано выше, вместе с экипажем «Акулы», о планировавшемся подъёме которой и последующем захоронении останков погибших и говорится таким образом в этой «фамильной хронике»...

P.S. По итогам «дайверского» сезона 2006 года автору этого материала поступила информация о обнаружении на дне Балтийского моря у побережья Латвии сразу двух затонувших подводных лодок - в районах Вентспилса и Лиепаи. «Либавскую» лодку нам удалось идентифицировать практически сразу же, в то время, как о подобном в отношении «виндавской» говорить ещё рано - слишком мало имеется у нас о ней достоверной информации. Может быть именно она окажется «Акулой»? И тогда погибшая поздней осенью военного 1915-го героиня нашего сегодняшнего повествования, наконец, спустя 90 лет всплывёт из небытия?

При написании данного материала автором были использованы следующие документы из фондов Российского государственного архива военно-морского флота (РГА ВМФ, Санкт-Петербург): Ф. 92, оп. 3, д. 54; Ф. 227, оп. 1, д. 320; Ф. 418, оп. 1, дд. 389, 447, 479; Ф. , оп. 1, дд. 265, 329, 467, 683, 1084; Там же, оп. 2, дд. 747 - 750, 1022, 1024, 1224; Ф. 479, оп. 1, д. 265; Ф. 507, оп. 1, д. 73; Ф. Р-342, оп. 1, дд. 686, 785".

Такова была информация, имевшаяся в моём распоряжении 8 лет назад.
С появлением более подробных данных об обследовании "Акулы" можно будет сделать выводы о её гибели.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »