Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Лященко Николай Григорьевич, командир 73-й отдельной морской стрелковой бригады  (Прочитано 12175 раз)

murylev

  • Сын своего отца, Атеист & Перфекционист & COVID-диссидент (I am so sorry. I am not perfect, but aspire to be...)
  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8 151
  • Мурылев Андрей Анатольевич (Cat)
    • WWW


Осень 1944 года. Командир 90-й стрелковой дивизии генерал-майор Лященко Н.Г. среди офицеров и бойцов дивизии.
Записан
При использовании информации с данного Форума, ссылка на соответствующую страницу цитируемой темы обязательна
__
Ищу информацию биографического характера в отношении выпускников и представителей командно-преподавательского состава Ташкентского пехотного училища имени В.И.Ленина 1918-1958 гг.

murylev

  • Сын своего отца, Атеист & Перфекционист & COVID-диссидент (I am so sorry. I am not perfect, but aspire to be...)
  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8 151
  • Мурылев Андрей Анатольевич (Cat)
    • WWW


1943 год. Полковник Лященко Н.Г. в центре снимка среди офицеров.
Записан
При использовании информации с данного Форума, ссылка на соответствующую страницу цитируемой темы обязательна
__
Ищу информацию биографического характера в отношении выпускников и представителей командно-преподавательского состава Ташкентского пехотного училища имени В.И.Ленина 1918-1958 гг.

murylev

  • Сын своего отца, Атеист & Перфекционист & COVID-диссидент (I am so sorry. I am not perfect, but aspire to be...)
  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8 151
  • Мурылев Андрей Анатольевич (Cat)
    • WWW


1943 год. Удостоверение полковника Лященко Н.Г. - командира 73-й отдельной морской стрелковой бригады. Пребывал в этой должности с 9 марта по 27 мая 1943 года. За этот короткий срок ему удалось значительно поднять боевую выучку бригады, способность решать сложные задачи. Бригада вошла в число лучших соединений Ленинградского фронта.
Записан
При использовании информации с данного Форума, ссылка на соответствующую страницу цитируемой темы обязательна
__
Ищу информацию биографического характера в отношении выпускников и представителей командно-преподавательского состава Ташкентского пехотного училища имени В.И.Ленина 1918-1958 гг.

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 151
  • Ржевцев Юрий Петрович


1943-1944 гг. Ленинградский фронт. Командир 90-й стрелковой дивизии полковник Лященко Н.Г.

Полное наименование 90-й сд, но на момент окончания 2-й мировой: 90-я стрелковая Ропшинская Краснознамённая ордена Суворова дивизия...
Записан

murylev

  • Сын своего отца, Атеист & Перфекционист & COVID-диссидент (I am so sorry. I am not perfect, but aspire to be...)
  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8 151
  • Мурылев Андрей Анатольевич (Cat)
    • WWW
Всем привет.
Ниже высылаю выдержки из письма генерал-майора в отставке Брузгина Владимира Васильевича (выпускник Ташкентского ВОКУ 1972 года):


11 марта состоялось очередное собрание предполагаемых авторов книги (об училище - ТВОКУ) в Центральном доме ученых РАН РФ. Директор - наш выпускник 1961, п-к ГРУ в отставке (службу закончил в ШОВСЕ ОВС СВД), доктор педагогических наук, профессор, академик двух Академий - педагогических наук и художеств Шкаровский Виктор Степанович.

Встреча была в основном посвящена подготовке торжественного заседания исторической секции ЦДУ в мае с.г. Я проинформировал о нашей идее написать книгу и ее замысел, представил авторский коллектив. По советскому военному искусству в годы ВОВ и о противодействию фальсификации истории ВОВ на торжественном заседании докладчики - наши выпускники.

19 апреля будет еще одно заседание этой секции, а в середине мая - посвященное 100-летию Лященко Н.Г. Возможно обсуждение проектов глав нашей книги на заседаниях секции и их анонс в периодических изданиях ЦДУ. 
Высылаю некоторые материалы - информацию о заседании секции по подготовке к 100-летию Лященко (думаю, можно разместить на сайте) и некоторые другие.

Инициатор празднования 100-летия и создания фильма о Лященко, автор схем и прилагаемых фото - Милованов, нормальный парень, его п/адрес: 8-915-343-03-06@bk.ru.
Записан
При использовании информации с данного Форума, ссылка на соответствующую страницу цитируемой темы обязательна
__
Ищу информацию биографического характера в отношении выпускников и представителей командно-преподавательского состава Ташкентского пехотного училища имени В.И.Ленина 1918-1958 гг.

murylev

  • Сын своего отца, Атеист & Перфекционист & COVID-диссидент (I am so sorry. I am not perfect, but aspire to be...)
  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8 151
  • Мурылев Андрей Анатольевич (Cat)
    • WWW
Записан
При использовании информации с данного Форума, ссылка на соответствующую страницу цитируемой темы обязательна
__
Ищу информацию биографического характера в отношении выпускников и представителей командно-преподавательского состава Ташкентского пехотного училища имени В.И.Ленина 1918-1958 гг.

murylev

  • Сын своего отца, Атеист & Перфекционист & COVID-диссидент (I am so sorry. I am not perfect, but aspire to be...)
  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8 151
  • Мурылев Андрей Анатольевич (Cat)
    • WWW
Памяти Н.Г. Лященко.
29 января 2010 года в Центральном Доме Учёных РАН было организовано заседание секции истории по теме 100 летнего юбилея со дня рождения Героя Советского Союза генерала армии Н.Г. Лященко.
Среди выступавших были маршал Д.Т. Язов, генерал армии В.Н. Лобов, генерал полковник М.Д. Попков, дипломат генерал-майор М.М. Макарук, дочь маршала Р.Я Малиновского – Наталья Родионовна, порученец Лященко – полковник В.С. Крылов, историк Ташкентского военного училища из Общевойсковой академии полковник Ю.Н. Яровенко, представитель музея города Выборга (город, который брал Лященко в 1944 году) Л.В. Войтович, курсант Военного университета Максим, племянник Н.Г. Лященко и др. Собравшимся был показан фрагмент прижизненной (1994 г.) видеозаписи Н.Г. Лященко, любезно предоставленный Главным архивным управлением города Москвы.
Что было главным в образе этого боевого генерала? Лященко был генералом, генерирующем патриотизм и здоровый образ жизни. Равнение на Лященко!
В связи с приближающимся празднованием 65-летия Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне ведётся работа над созданием документального фильма о Герое Советского Союза генерале армии Николае Григорьевиче Лященко (1910 – 2000 гг.), 100-летие со дня рождения которого отмечается 16 мая 2010 года.
Фильм создается высокопрофессиональным коллективом Морской документальной видеостудии (г. Санкт-Петербург), выпустившим за прошедшие 18 лет более 70 фильмов на военно-исторические темы, в том числе: «Нарком флота» (о герое Советского Союза адмирале флота Н.Г. Кузнецове), «Битва за океан» (история «Холодной» войны, «Александр Маринеско» и др.).
Документальный фильм-трилогия о герое Советского Союза генерале армии Николае Григорьевиче Лященко (3 серии по 39 минут - общая продолжительность - 117 минут), о его участии в защите интересов России (Советского Союза) в разные периоды становления и развития государства, будет включать:
1 серия: рождение в Иркутской области, юность на озере Иссык-Куль, служба солдатом на Кушке, военное училище в Ташкенте, Омск, война 1937 – 38 гг. в Испании;
2-я серия: Великая Отечественная война: Украина, Сталинград, Ленинград, Выборг, Польша, Германия;
3-я серия: послевоенная служба, включая КНДР, участие в ликвидации последствий землетрясения в Ташкенте, создание Среднеазиатского военного округа, литературное творчество.
Показ фильма в кинотеатрах, а также по каналам центрального телевидения России, стран СНГ – республик бывшего Советского Союза, и стран дальнего зарубежья, послужит укреплению дружбы народов и воссозданию исторической правды (в противовес фальсификациям) о событиях Второй мировой войны.

Биографическая справка

Лященко Николай Григорьевич (1910 – 2000 гг), генерал армии (1968). В Советской армии с 1929. Окончил Военную академию имени М.В.Фрунзе (1941), Военную академию Генерального штаба (1948). С 1932 командир взвода, роты. Участник войны испанского народа 1936-39. С 1941 заместитель командира полка. В Великую Отечественную войну командир стрелкового полка, заместитель командира стрелковой дивизии, командир морской стрелковой бригады и стрелковой дивизии. После войны командир стрелковой и механизированной дивизии, в Дальневосточном, Московском и Северо-Кавказском военных округах с 1963 командующий войсками ряда военных округов: Приволжского, Туркестанского, Среднеазиатского. С 1977 в Группе генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР. Член Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза в 1971 – 81 (кандидат в 1966 - 71). Депутат Верховного Совета СССР 7 – 9 созывов. Награжден 19-ю государственными и 12-ю зарубежными орденами и многими медалями.

Н.Г. Лященко - образец русского богатыря, былинного воина с незаурядной судьбой. О полководце издано несколько книг, первая из них «Командир дивизии» в 1946 г., последняя - «Культурологические основы военно-патриотического воспитания молодежи, на примере жизнедеятельности Героя Советского Союза Н.Г. Лященко» - (диссертация) в 2005. Изданы его мемуары «Годы в шинели» в 1974, и «Время выбрало нас» в 1990 г.
Он активно участвовал в боевых действиях на территории Ленинградской области в 1943 - 44 гг. С марта 1943 года Н.Г. Лященко - командир 73-й отдельной морской стрелковой бригады на Ленинградском фронте. С мая 1943 года до конца войны командовал 90-й стрелковой дивизией в составе 2-й ударной армии на Ленинградском и 2-м Белорусском фронтах. В боях проявил личное мужество и героизм, несколько раз был ранен, умело руководил дивизией. В январе 1944 года дивизия Лященко отличилась в Ленинградско-Новгородской операции, в ходе которой ударом с Ораниенбаумского плацдарма прорвала строившуюся два с половиной года немецкую оборону, замкнула кольцо окружения вокруг группировки врага, освободив Синявинские высоты и населенные пункты Гостилицы, Волосово, Ропша и Гатчина. В июне 1944 года он отличился при штурме города-крепости Выборга, за что получил звание генерал-майора. Он был первым комендантом освобожденного Выборга.
Пройдя славный боевой путь прорыва блокады Ленинграда, через Эстонию и Польшу командир 90-й стрелковой дивизии Н.Г. Лященко принял участие в операции по взятию Берлина и закончил войну на немецком острове Рюген.

Материал предоставил В.И. Милованов, 8-915-343-03-06@bk.ru
Записан
При использовании информации с данного Форума, ссылка на соответствующую страницу цитируемой темы обязательна
__
Ищу информацию биографического характера в отношении выпускников и представителей командно-преподавательского состава Ташкентского пехотного училища имени В.И.Ленина 1918-1958 гг.

murylev

  • Сын своего отца, Атеист & Перфекционист & COVID-диссидент (I am so sorry. I am not perfect, but aspire to be...)
  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8 151
  • Мурылев Андрей Анатольевич (Cat)
    • WWW
Памятное фото с генералам армии ЛЯЩЕНКО Н.Г. во время его посещения Ташкентского ВОКУ, которое он в свое время также окончил. На фотографии курсанты третьего курса (период учебы 1986-1990). Осень 1988 года. Фотографировались в фойе клуба училища.
Справа от Лященко - начальник училища генерал-майор ЛЫСУХИН Александр Васильевич (командовал училищем в период с весны 1985 по 1991 год). Слева от Лященко - заместитель начальника училища по воспитательной работе полковник ЗЕМСКОВ Евгений Васильевич (в должности пребывал в 1986–1989 годы).
Записан
При использовании информации с данного Форума, ссылка на соответствующую страницу цитируемой темы обязательна
__
Ищу информацию биографического характера в отношении выпускников и представителей командно-преподавательского состава Ташкентского пехотного училища имени В.И.Ленина 1918-1958 гг.

murylev

  • Сын своего отца, Атеист & Перфекционист & COVID-диссидент (I am so sorry. I am not perfect, but aspire to be...)
  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8 151
  • Мурылев Андрей Анатольевич (Cat)
    • WWW
Образец русско-армянской дружбы.
«Спасибо за добросердечие», - говорят армяне, вспоминая о генерале армии Н.Г. Лященко (1910 – 2000 гг).
12 декабря 1988 г,. - через 5 дней после 10-бального землетрясения в Спитаке, генерал армии отправил по почте весь гонорар за изданную книгу - в фонд «Пострадавшим от землетрясения в Армении».

Представитель диаспоры Армении: «9 мая мы празднуем 65-ю годовщину совместной победы над фашизмом. В Великой Отечественной войне участвовали, наряду с другими народами СССР, и армяне. Свой вклад в общую победу внесли армянские солдаты, сержанты, офицеры и генералы. Среди армянских полководцев яркой фигурой выступает маршал И.Х. Баграмян (1897 – 1982 гг.). В 1942 г. он командовал 11-й гвардейской армией, в 1943 – 1-м Прибалтийским фронтом, а с 1945 – 3-м Белорусским фронтом. После войны был начальником Академии генерального штаба, заместителем министра обороны СССР по тылу.
Среди друзей маршала Баграмяна было несколько русских военачальников. Сегодня  хочется вспомнить генерала Николая Григорьевича Лященко – одного из лучших командиров дивизий Второй мировой, 100-летие со дня рождения которого отмечается 16 мая 2010 года».
После службы в армии генерал армии Лященко включился в военно-патриотическую работу с молодежью. Вот что он писал в своих мемуарах «Годы в шинели»:
«По выработанной годами службы в армейском строю привычке взялся за это новое для меня дело основательно. В этом мне помог Маршал Советского Союза И.Х. Баграмян – по натуре человек добрый, отзывчивый, уже несколько лет занимающийся работой с подрастающим поколением страны. В одном из разговоров Иван Христофорович заметил:
- Военно-патриотическое воспитание – хлопотливое дело, требующее сил, энергии, внимания, душевной теплоты. О важности его напоминать не приходится. В народе говорят: без прошлого нет будущего, грядущее вырастает на фундаменте истории. Так вот: наша  с вами задача пестовать у подрастающего поколения память героического прошлого. А сказать молодежи вам есть что – прошли путь от кузнеца до генерала армии».
И он был прав.
Н.Г. Лященко - образец русского богатыря, былинного воина с незаурядной судьбой. О полководце издано несколько книг, первая из них «Командир дивизии» в 1946 г., последняя - «Культурологические основы военно-патриотического воспитания молодежи, на примере жизнедеятельности Героя Советского Союза Н.Г. Лященко» (диссертация) в  2005.  Изданы его мемуары «Годы в шинели» в 1974, и «Время выбрало нас» в 1990 г.
29 января 2010 г Центральным домом учёных Российской академии наук (г. Москва) было организовано заседание секции истории по теме жизни, деятельности и боевой славы Н.Г. Лященко. На этом заседании участвовал и вёл фотосъёмку друг генерала армии Лященко полковник Газаров Мррик Андроникович.
Представитель диаспоры Армении: «Мое выступление посвящено многовековой дружбе русского и армянского народов. В трудную для армян минуту – 10-бального Спитакского землетрясения 7-го декабря 1988 г, - Николай Григорьевич Лященко проявил истинно дружеские чувства, не на словах, а на деле – 12 декабря 1988 г. выслал в фонд «Пострадавшим от землетрясения в Армении» 700 рублей – весь гонорар за изданную книгу мемуаров «Время выбрало нас».
Добрая ему память!».
Записан
При использовании информации с данного Форума, ссылка на соответствующую страницу цитируемой темы обязательна
__
Ищу информацию биографического характера в отношении выпускников и представителей командно-преподавательского состава Ташкентского пехотного училища имени В.И.Ленина 1918-1958 гг.

murylev

  • Сын своего отца, Атеист & Перфекционист & COVID-диссидент (I am so sorry. I am not perfect, but aspire to be...)
  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8 151
  • Мурылев Андрей Анатольевич (Cat)
    • WWW
Ляженко, Анатолий Иванович.

Культурологические основы военно-патриотического воспитания молодежи: На примере жизнедеятельности Героя Советского Союза Н.Г. Лященко
(диссертация кандидата исторических наук)
24.00.01 Краснодар, 2005.

Физическое описание: 267 стр.

Содержание
Введение...3
Раздел 1. Социально-культурная среда как фактор формирования готовности к подвигу...15
Раздел 2. Формирование нравственно-культурных воззрений в годы военных испытаний...51
Раздел 3. Организационная и культурно-просветительская деятельность по военно-патриотическому воспитанию молодежи...132
Заключение...180
Список источников и литературы...191
Приложения...229

Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что в современных условиях важной проблемой общества и государства стала проблема содержания воспитательной работы, обеспечивающей формирование высоких патриотических качеств у молодого поколения россиян. В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» определяются основные пути развития системы патриотического воспитания граждан, ее основные компоненты, позволяющие формировать готовность российских граждан к служению Отечеству. При этом учитываются опыт и достижения прошлого, современные реалии и проблемы, тенденции развития российского общества. Целью программы является развитие системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов .
Сегодня необходимо обратиться к опыту тех, кто создавал систему военно-патриотического воспитания молодежи и принимал активное участие в его осуществлении на различных исторических этапах развития Отечества. К личностям, вознесенным силой обстоятельств и личных качеств на пьедестал истории, можно отнести одного из военачальников, видного государственного деятеля, генерала армии, Героя Советского Союза Николая Григорьевича Лященко (16.05.1910-10.10.2000 гг.), который проводил большую работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи и внес существенный вклад в разработку системы патриотического воспитания в Вооруженных Силах.
Историко-биографическое исследование условий становления и жизнедеятельности личности позволяет погрузиться в социокультурную среду, а "...изучение биографии личности неизбежно становится историческим исследованием не только процесса ее воспитания и становления в определенных социальных условиях, но и эпохи, страны, общественного строя современников, соратников дел, времени и событий, в которые была вовлечена личность".
Актуальность избранной темы исследования обусловлена также:
во-первых, потребностью (через обращение к личности и деятельности Н.Г.Лященко) с современных научных позиций, проанализировать факты, исправить, углубить и дополнить имеющиеся представления по целому ряду проблем, военно-патриотического воспитания молодежи, которые не получили исчерпывающих разработок в Вооруженных Силах Российской Федерации на современном этапе;
во-вторых, потребностью анализа культурно-исторического опыта постановки кадровой и воспитательной работы в современных условиях с допризывной молодежью и служащими Вооруженных Сил РФ.
Степень разработанности проблемы. В обилии литературы и исследований по военно-патриотическому воспитанию преобладают работы, рассматривающие становление и развитие, содержание, формы и методы патриотического воспитания . Они представляют собой теоретическое или практическое рассмотрение основных проблем и почти не учитывают историко-культурное влияние среды и культуротворческую деятельность индивидов. Определенный интерес представляют труды и книги о жизнедеятельности выдающихся полководцев и военных деятелей (А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Ф.Ф. Ушаков и др.), воспоминания крупных военачальников , но в них преобладают исторические описания и фактография событий и судеб. Содержательными представляются книги о воинском воспитании и военном искусстве .
За последние годы гуманитарное знание выработало новые подходы к изучению истории общества и роли личности в его развитии: историко-культурный, гуманистический, культурологический - и это позволяет использовать историко-биографические рассмотрение жизнедеятельности во взаимосвязи с социокультурной средой и индивидуально-психологическими особенностями личности.
Анализ источников и литературы показал, что специального исследования боевой, общественной и организационно-воспитательной деятельности генерала армии Н.Г. Лященко не проводилось.
Источниковой базой исследования явились публикации и документы, освещающие события, в которых Н.Г. Лященко находился или принимал участие. Это период становления и развития государства, системы образования и культурно-просветительной работы, литературы и искусств как факторов формирования человека-героя. В диссертации использованы работы Н.Г. Лященко и публикации о нем, документы и материалы военно-научных библиотек Института военной истории МО РФ, библиографические указатели РГБ, Краснодарской краевой научной библиотеки им. А.С. Пушкина, Краснодарской библиотеки дома офицеров, библиотеки Краснодарского университета культуры и искусств.
Большой интерес для исследования представляют архивные материалы периода Великой Отечественной войны, содержащиеся в Центральном Архиве Министерства обороны РФ (ЦАМО).
В ходе работы были использованы воспоминания коллег и современников, кому довелось работать с Н.Г. Лященко. Считаем, что особую ценность представляют сведения, которые способствуют восстановлению отдельных моментов в жизнедеятельности Н.Г. Лященко, анализ его неизвестных трудов позволяет проследить эволюцию воззрений по многим проблемам государственного и военного строительства.
Диссертантом были использованы фактические материалы личных бесед с Н.Г. Лященко, что позволило ввести в научный оборот ранее неизвестные материалы и документы, раскрывающие военно-историческую, педагогическую, воспитательную деятельность Н.Г. Лященко.
В диссертационном исследовании нами использованы материалы личного архива, неопубликованные письма и авторские документы Н.Г. Лященко с 1929 по 2003 годы (в количестве 931 документ), а вместе с опубликованными в библиографическом указателе отражены 1191 документ.
Хронологически имеющиеся публикации о Герое Советского Союза генерале армии Н.Г.Лященко (130 источников) целесообразно разделить на группы.
К первой группе отнесены публикации 1930-х — 1960-х годов. Это газетные и журнальные статьи и книги, среди них: работы К. Дворникова, А. Борисова, А.К. Малышева, Ф.Т. Редкина, А. Шарылова, Н. Асанова, В. Дермана, Ф.Т. Радкевича, К.Ш. Зайнулина и других. Оценивая в целом работы этого периода, необходимо отметить, что все они носят общий характер. Это попытка дать анализ отдельных военно-исторических взглядов Н.Г. Лященко, содержащихся в его деятельности, высказываниях по вопросам воспитания, обучения и боевой подготовки воинов. Во всех работах этого периода просматривается жизненный путь: становление, рост и возмужание Н.Г. Лященко .

7
Ко второй группе отнесены публикации 1960 - 1980-х годов. Они представляются нам более насыщенными. В работах П.А. Жилина, Р.Я. Малиновского, А.А. Гречко, И.И. Федюнинского, И.Т. Замерцева, Д.Т. Язова и других отмечается участие Н.Г. Лященко в боевых операциях, его организаторские способности и талант полководца при исполнении поставленных задач армий и фронтов в годы Великой Отечественной войны.
Этот период связан с тем, что Н.Г. Лященко являлся командующим войсками ряда военных округов и проявил себя как зрелый военно-политический деятель. Военно-организаторская и общественно-политическая деятельность Н.Г. Лященко нашла свое отражение в мемуарах И.И. Федюнинского, П.А. Жилина, А.А. Гречко. Министр обороны СССР Д.Т. Язов упоминает о Н.Г. Лященко в связи со строительством музеев Боевой Славы, расширением поисковой работы и совершенствованием военно-патриотического воспитания молодежи.
О генерале армии Н.Г. Лященко писали 3. Насриддинов, Б Сагиндыков, В.Медынский, Б.В. Дзоциев, Ю. Кукушкин, А.Г. Комков, 3. Джаманкулов, Д. Оренберг, К. Перлов и другие . Однако публикации этого периода не дают полной и ясной картины о жизнедеятельности Н.Г. Лященко.
К третьей группе относятся работы с 1990-го по 2000-й год. В работах авторов и письмах данного периода прослеживается прямое отношение Н.Г. Лященко к ветеранскому движению и особенно военно-патриотическому воспитанию молодежи. В данном периоде нами были выявлены работы следующих авторов: С. Габова, Ю. Дмитриева, В. Васюка, В.В. Пучко, О. Суханова, П.Дунаева, Б.И Громова, В. Верстакова, С.С.Гагарина, Б. Сопельняка, М.И.Семеряга, Д. Мысякова, Ю.Кринова, Е.В.Земскова, А.Т. Лутошкина, И. Хисамова, П. Афанасьева, и других .
Представляют значительный интерес работы и письма ряда авторов, которые в 90-е годы прошлого столетия по 2000 год обращались к генералу армии Н.Г. Лященко, конкретно по проблемам военно-патриотического воспитания молодежи. Во всех этих работах содержится фактический материал, предложения, обращения к руководителям страны по реформированию Вооруженных Сил и военно-патриотическому воспитанию молодежи. Среди них мы выделяем работы следующих авторов: С. Коринев, В.А. Климакин., Н. Чеботарёв, Р. Ксиров, К.К. Крупица, В. Титов, Л.И. Булычев, А.А. Бухаров, А. Хорев, С. Коптилкин, О.А. Лосик, С.А. Гладыш, А. Кочуков, В.В. Криводед, А. Туинов, И. Пирогова . Работы этого периода не носят полного представления о жизнедеятельности Н.Г. Лященко — они эпизодичны.
Особое место в данном исследовании заняли проблемные работы Н.Г. Лященко, в которых он представлял материалы о Вооруженных Силах, строительстве музеев, памятников и военно-патриотическом воспитании воинов и допризывной молодежи, его обращения к руководителям страны по вопросам военно-патриотического и нравственного воспитания молодежи .
Однако в публикациях этих периодов жизнедеятельность Н.Г. Лященко представлена фрагментарно. Нами использованы воспоминания военачальников, таких как маршалы В.И. Петров, О.А. Лосик; генералы армии В.Н. Лобов, В.Л. Говоров, а также генерал-полковники К.В. Герчик, В.И. Попков и другие, которые целостно представлены в биобиблиографическом указателе. В процессе разработки биобиблиографического указателя Н.Г. Лященко нами были использованы труды и рекомендации таких ученых как Н.В. Здобнов, А.А. Мансуров, И.И. Михлина, И.И. Горлова, В.Н. Пазухина . Биобиблиографический указатель в законченном виде был издан в Краснодарском государственном университете культуры и искусств в 2003 году.
Таким образом, источниковедческий анализ проблемы показал, что военно-патриотическая деятельность Н.Г. Лященко еще не нашла самостоятельного, целостного, всестороннего и объективного отражения в отечественной историографии. Исходя из этого, целесообразно и необходимо провести комплексное исследование военно-патриотической проблематики и дать научную оценку роли и места Н.Г. Лященко как военачальника и военного историка; а также его деятельности по военно-патриотическому воспитанию молодежи.
Цель диссертационного исследования. Изучить и обосновать культурологические основы военно-патриотического воспитания молодежи на примере жизнедеятельности Героя Советского Союза Н.Г. Лященко, сформулировать и обобщить исторический опыт его жизнедеятельности по вопросам военно-патриотического воспитания молодежи. Для достижения цели нами поставлены следующие задачи:
- проанализировать влияние социокультурной среды и основные факторы формирования патриотизма у защитников Отечества;
- выделить нравственно-культурные основания патриотических чувств и взглядов, составляющих систему ценностей и убеждений личности;
- исследовать и раскрыть систему военно-организаторской и военно-патриотической работы с молодежью и роль субъективного фактора;
- раскрыть стиль и методы работы военно-политического деятеля и организатора патриотического воспитания молодежи на примере жизнедеятельности Н.Г. Лященко;
- ввести в научный оборот и систематизировать ранее не доступный исследователям массив источников и литературы, архивных источников и документов, связанных с деятельностью Н.Г. Лященко.
Объект исследования - исторические условия и события, обуславливающие значимость духовно-нравственного облика
военнослужащего, влияющие на военно-патриотическое воспитание средствами культуры.
Предметом исследования является военно-организаторская и военно-патриотическая работа Н.Г. Лященко по воспитанию молодежи на различных этапах российской истории.
Методологическая основа исследования опирается на историко-культурный подход к исследованию социальной обусловленности развития мировоззренческих взглядов и убеждений, составляющих содержание патриотизма, а также на гуманистический подход, синтезирующий положения философской антропологии и аксиологии, в центре которого живой, развивающийся человек с его внутренним миром, полным переживаний, размышлений, чувств и стремлений. Автор разделяет философскую концепция персонализма, признающую личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценность (Н.А. Бердяев, М.М. Бахтина, Э. Мунье, И.Г. Гердера, В. Виндельбанда, А.С. Богомолова и др.).
В исследовании использованы основные положения теории научного познания, теории и истории культуры, принципы исторического исследования, научность и объективность; общенаучные методы: исторический, логический, аналитический, сравнительного исторического анализа, описания и сопоставления военно-исторических документов. В исследовании использован также биографический метод для выявления факторов и условий, определяющих становление личности Н.Г. Лященко.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- обосновано влияние социокультурной среды и выделены основные факторы формирования патриотизма у защитников Отечества;
- культурологическим основанием патриотизма выступает система ценностей и убеждений личности, составляющих нравственно-культурные нормы и предписания, обусловленные историко-культурным развитием общества;
- показана военно-организаторская и военно-патриотическая работа с молодежью на различных этапах развития российского общества и ее влияние на становление личности военно-политического деятеля и организатора патриотического воспитания молодежи на примере жизнедеятельности Н.Г. Лященко;
- систематизирован и введен в научный оборот историко-биогрфический материл и архивные источники, материалы и документы, связанные с деятельностью Н.Г. Лященко.
Практическая значимость. Полученные в исследовании результаты, положения и выводы обладают теоретической значимостью в изучении проблем военно-патриотического воспитания молодежи. Материалы диссертации могут быть использованы в практике подготовки и проведения военно-спортивных игр и конкурсов юнармейского движения. Результаты исследования также могут использоваться в педагогических и воспитательных целях в Вооруженных Силах РФ.
Выводы диссертационного исследования . обладают практической ценностью в решении вопросов государственного управления - при принятии пакета законов по военно-патриотической подготовке допризывной молодежи и готовности ее к воинской службе.
Основные положения работы могут использоваться для аналогичных исследований, а также в учебном процессе общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации.
Научная новизна исследования. В работе реализуется авторский подход к изучению культурологических оснований военно-патриотического воспитания молодежи, посредством комплексного исследования жизнедеятельности генерала армии, Героя Советского Союза Н.Г. Лященко.
Автором подготовлена мультимедийная электронная версия материалов, раскрывающих деятельность Н.Г. Лященко в системе военно-патриотического воспитания (работы, документы, письма, рукописи). Содержание разработанного информационного продукта позволяет провести анализ, синтез и раскрыть детально научную новизну проведенного исследования.
На защиту выносятся положения:
- социокультурная среда оказывает определяющее воздействие, результатом которого выступают нравственно-культурные основания патриотических чувств и взглядов, составляющих систему ценностей и убеждений личности;
- система военно-организаторской и военно-патриотической работы с молодежью определяется субъективными и объективными факторами конкретного исторического этапа;
- формы и методы работы патриотического воспитания молодежи обуславливаются историко-культурным развитием общества, содержанием господствующей идеологии (общественного сознания);
- вводимые в научный оборот документы о военно-организаторской и военно-патриотической работе и деятельности Н.Г. Лященко имеют историческое, методическое и воспитательное значение.
Апробация результатов работы. Выводы исследования нашли отражение в выступлениях автора: в Институте военной истории МО РФ на конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Н.Г. Лященко (2000г.); в Центральном Доме Армии им. М.В. Фрунзе на конференции научного общества ветеранов космодрома Байконур, по подготовке к 40-летию полета в космос Ю.А. Гагарина (2000г.); в музее Боевой Славы 2 Ударной армии им. маршала Л.А. Говорова (2001г.); в Краснодарском гарнизонном доме офицеров на встрече с дочерью маршала Г.К. Жукова, с М.Г. Жуковой (2002г.); на научно-практических конференциях в Краснодарском государственном университете культуры и искусств (2003г.) и в Краснодарском военном авиационном институте им. Серова (2004г.).
Структура диссертации раскрывает замысел исследования и состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников, литературы и приложений.
Раздел 1. Социально-культурная среда как фактор формирования готовности к подвигу
При изложении в диссертационном исследовании биографии Героя Советского Союза, генерала армии Николая Григорьевича Лященко, нами были использованы методы анализа культуры, которые представляют возможности видеть не только форму отношений к событию, но и осмыслить содержание переживаний в целом жизни и мира героя. Герой - это человек, совершивший подвиг, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Герой - это тот, кто привлек к себе внимание, кто вызывает восхищение, подражание, удивление. Герой не существует сам по себе и просто так им не становится, для этого необходима среда, условие, и, самое главное, воспитание. Важным моментом в нашем исследовании является биофафия героя, так как биографические ценности играют очень важную роль.
В биографическом исследовании нами учитывались многие факторы и, прежде всего, следствие: эмоционально-волевая предметная установка героя, его познавательно-этическая позиция в мире настолько авторитетны, что можно видеть предметный мир только глазами героя и переживать только изнутри события его жизни.
Можно использовать другую точку зрения - это позиция к герою, при которой все его мировоззрение во всей его глубине, с его правдою и неправдою, добром и злом могло бы быть лишь "моментом конкретного человека, при этом центр исследования перемещается в прекрасную данность бытия героя. В этом случае будем иметь следующий результат: задний план, мир за спиною героя прописан предположительно неуверенно, изнутри самого героя, так как нам самим дан задний план нашей жизни. Поэтому, может получиться картина, которая предстанет перед нами следующим образом, как это видел философ-культуролог М.М. Бахтин «... движется живой человек на фоне мертвой и неподвижной "декорации жизни"» . При отсутствии органического слияния внешней выраженности героя с его внутренней познавательно-этической позицией - это дает нам героя, не повернутого к нам лицом, а его внутренний мир «реконструируется» нашими переживаниями.
И третий случай подхода представления биографического исследования - это когда герой является сам своим автором, осмысливает свою собственную жизнь в биографии, таков герой завершен и интересен. Форма героя в этом случае будет выражать только его самого, его душу. Герой сам порождает из себя свою форму, как адекватное выражение себя. Форма не исходит на предмет, но исходит из предмета, как его выражение, в предмете как его самоопределение. Форма приводит к внутреннему переживанию предмета.
Такого рода биографиям в средние века предшествовали своеобразные внутренне противоречивые формы самоотчета-исповеди. Автобиографии появляются в конце средних веков, которые не знали биографических ценностей, в раннем Возрождении. Так французский ученый, теолог и поэт Абеляр в XII веке в своей "Истории моих бедствий" представляет смешанную форму, где на исповедальной основе с несколько человеческим оттенком появились первые биографические ценности. Биографическая ценностная установка по отношению к своей жизни побеждает исповедальную у Петрарки "О тайном споре забот моих". Представлена объективная данность, не подлежащая переменам . Исповедальный тон часто врывается биографическое самодавление жизни и ее выражение в эпоху Раннего Возрождения.
Такое же столкновение, борьбу, компромиссы или победу того или иного начала мы наблюдаем в рукописях Н.Г. Лященко. Работы и письма бывают то исповедальными, то биографическими. Труды Лященко Н.Г. ранние - автобиографичные, а поздние - исповедальные.
Современный подход к исследованию биографических источников не ставит принципиальной грани между автобиографией и биографией, по М.М. Бахтину "автобиография это хронолого-исторический материал, а по содержанию может носить исповедальный характер, характер чисто объективного делового отчета или может быть биографическим рассказом (воспоминания в свете смыслового будущего - покаянные воспоминания). Всякая память прошлого эстетизована, память будущего всегда нравственна ".
Пока жизнь течет в неразрывно ценностном единстве с коллективом, она во всех моментах, общих с этим миром других, осмысливается, строится, организуется в плане возможного чужого сознания этой жизни и жизнь воспринимается и строится, как возможный рассказ о ней потомкам. Так в статье Алексея Хорева  "Комдив Лященко" он писал: "...не многим суждено удостоиться такой чести - попасть в энциклопедию еще при жизни. Это ведь памятник под стать тем, что из бронзы и мрамора - на века!" Николай Григорьевич Лященко из тех немногих, кто удостоен этой чести. В пятом томе Советской военной энциклопедии о нем даны скупые строки его заслуг и краткое биографическое изложение жизненных событий героя.
Задача исследования предполагает выстроить и представить в полном объеме жизнедеятельность генерала армии Героя Советского Союза Н.Г. Лященко как эталон для подражания молодежи.
Записан
При использовании информации с данного Форума, ссылка на соответствующую страницу цитируемой темы обязательна
__
Ищу информацию биографического характера в отношении выпускников и представителей командно-преподавательского состава Ташкентского пехотного училища имени В.И.Ленина 1918-1958 гг.
Страниц: 1 [2]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »