Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Привлечение на вспомогательные работы для строительства аэродромов  (Прочитано 989 раз)

nestor

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 103
  • Skype: v_sachkov
    • WWW
Записан
Будьте здоровы!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 22 361
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемые коллеги!
Ссылка весьма интересна, однако по прочтении у меня возник один-единственный вопрос: какое отношение тот рассказ имеет к тематике данной темы нашего Форума?
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

nestor

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 103
  • Skype: v_sachkov
    • WWW
Объясню. Из Смоленска в Новодугинскую в первые недели войны был успешно отправлен большой этап заключенных. Сужу по документированному большому числу конвоиров (документы и пр. см. в этом форуме в хронике действий 252 полка конвойных войск НКВД). Более ничего известного по этому эпизоду не имеется. Конечно, совсем не обязательно заключенные должны были строить там аэродром. Конечно, аэродром мог быть вполне построен с нуля после освобождения или немцами во время оккупации. Все это могло быть, но на 1944 г. есть основания признавать фактом, что он уже был. Причем не простой полевой, а для бомбардировочной авиации.
Отсюда правомерно задать и рассмотреть вопрос о действительном времени начала строительства. В документации ГУАСа-Вяземлага начала войны при тщательном ее изучении обнаруживаются относящиеся к теме аэродромы, существование которых ранее оставалось неизвестным. Только что здесь была выявлена пара таких случаев. Этот, возможно, третий. Пока достаточно это, не дискутируя, чтоб не плодить фантазий, просто на заметку принять.
Записан
Будьте здоровы!

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 185
  • Ржевцев Юрий Петрович
Объясню. Из Смоленска в Новодугинскую в первые недели войны был успешно отправлен большой этап заключенных. Сужу по документированному большому числу конвоиров (документы и пр. см. в этом форуме в хронике действий 252 полка конвойных войск НКВД). Более ничего известного по этому эпизоду не имеется. Конечно, совсем не обязательно заключенные должны были строить там аэродром. Конечно, аэродром мог быть вполне построен с нуля после освобождения или немцами во время оккупации. Все это могло быть, но на 1944 г. есть основания признавать фактом, что он уже был. Причем не простой полевой, а для бомбардировочной авиации.
Отсюда правомерно задать и рассмотреть вопрос о действительном времени начала строительства. В документации ГУАСа-Вяземлага начала войны при тщательном ее изучении обнаруживаются относящиеся к теме аэродромы, существование которых ранее оставалось неизвестным. Только что здесь была выявлена пара таких случаев. Этот, возможно, третий. Пока достаточно это, не дискутируя, чтоб не плодить фантазий, просто на заметку принять.

ГУАС НКВД СССР аэродромы строили не только руками заключённых, но, в том числе, и руками колхозников. В качестве примера - второй из двух наличных аэродромов "Шумовка". Он построен был в предвоенный период путём мобилизации чекистами на трудфронт местных колхозников...
Записан

nestor

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 103
  • Skype: v_sachkov
    • WWW
Конечно, использовали, есть документация по такому применению. Но данный случай довольно выдающийся. То был особенно крупный этап из документированных по 252 полку за лето 1941 г. Порядка нескольких сотен конвойных. И куда, и зачем, для чего? Никаких документов, отвечающих на эти вопросы, пока не находится. Новодугинская как пункт назначения, и все. А я воздерживаюсь от фантазий, хотя легко могу штук 10 насочинять.
Записан
Будьте здоровы!

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 185
  • Ржевцев Юрий Петрович
Конечно, использовали, есть документация по такому применению. Но данный случай довольно выдающийся. То был особенно крупный этап из документированных по 252 полку за лето 1941 г. Порядка нескольких сотен конвойных. И куда, и зачем, для чего? Никаких документов, отвечающих на эти вопросы, пока не находится. Новодугинская как пункт назначения, и все. А я воздерживаюсь от фантазий, хотя легко могу штук 10 насочинять.

nestor, вот когда у вас будут достоверные свидетельства "куда и зачем", вот тогда и высказывайтесь! А без этого ваши предположения, согласитесь, сродни домыслам...
Записан

Zenkov_Sergey

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17
ГУАС НКВД СССР аэродромы строили не только руками заключённых, но, в том числе, и руками колхозников. В качестве примера - второй из двух наличных аэродромов "Шумовка". Он построен был в предвоенный период путём мобилизации чекистами на трудфронт местных колхозников...

Можно ли уточнить источник информации?

В Белорусссии ситуация была несколько иной.

Там ситуация с рабочей силой была такова (ГАРФ, Ф.Р-8437, опись 1а, дело 60, лист 143):
Рабсила для выполнения работ в основном состояла из заключенных и строительных батальонов. Последних было 28.
Данных о количестве рабсилы на объектах не сохранилось, но можно констатировать, что фактически все объекты строительства были полностью обеспечены рабсилой, на каждом объекте было от 2000 до 3000 человек. Вольнонаемных было незначительное количество – примерно 100 – 200 чел. на объекте.


Местное же население в громадном количестве привлекалось на вспомогательные работы по снабжению строек песком, щебнем и камнем (там же, лист 132):
Так-же решением ЦК ВКП/б/ и СНК Белоруссии было обеспечено активное участие местного населения в строительных работах, особенно на заготовке каменных материалов и песка. На протяжении мая и июня месяцев на каждом объекте работало от 1000 до 3000 подвод в порядке платной трудповинности, а в июне м-це в среднем ежедневно на объектах УАС БССР работало 113000 подвод.
« Последнее редактирование: 30 Январь 2013, 19:22:07 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 185
  • Ржевцев Юрий Петрович
Можно ли уточнить источник информации

Прежде всего, это лично мною записанные воспоминания участников того строительства, ну а, во-вторых, это тот малоизвестный факт, что законодательно была установлена бесплатная трудовая повинность советских колхозников в пользу ГУАС и ГОШОСДОР НКВД-МВД СССР...
Записан

Zenkov_Sergey

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17
Строительство аэродромов, несмотря на большой объем земляных работ, одновременно требовало и массу квалифицированных кадров.

Нехватка квалифицированных кадров - постоянный компонент отчётности ГУАС.

Поэтому строительство исключительно силами местных колхозников представляется мне несколько невероятным событием.

Лагеря же являлись источником достаточно квалифицированной, дисциплинированной и организованной рабочей силы.

Сочетание слов "ГУАС" и "предвоенный период" однозначно определяет время строительства как весна-лето 1941 года. Об этом ли времени свидетельствуют ваши респонденты?
Записан

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 185
  • Ржевцев Юрий Петрович
Поэтому строительство исключительно силами местных колхозников представляется мне несколько невероятным событием.

Колхозники использовались как чернорабочие под руководством инженеров из органов НКВД. Точно так же по линии ГУАС использовались осуждённые, польские военнопленные и личный состав ведомственных стройбатов и рабочих колонн...
Глупо полагать, что строительством аэродромов руководили председатели колхозов. Последние только предоставляли рабочую и тягловую силу...
Записан

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 185
  • Ржевцев Юрий Петрович
Вот сканы со страниц подлинного архивного фотоотчёта о трудовой повинности калининградских колхозников в пользу Отдела ШОСДОРа УМВД по Калининградской области:
http://i53.fastpic.ru/big/2013/0130/f1/a594c0189e4a9c5736daee798440adf1.jpg

http://i53.fastpic.ru/big/2013/0130/df/f9c496a30e42662f0340b65061a4f6df.jpg

http://i51.fastpic.ru/big/2013/0130/69/d73e11994dcb6f54362d654c93b05c69.jpg

http://i54.fastpic.ru/big/2013/0130/82/e2fc0301c7ee8bcc90590fd318ac0b82.jpg
Записан

Zenkov_Sergey

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17
Дело в том, что в предвоенный период ГУАС строил только полосные аэродромы с качественными ВПП.

И на их строительстве использовалась масса различного оборудования - автомашин, тракторов, катков, камнедробилок и т.п.
Обслуживание этих машин требовало квалифицированной рабочей силы.

Непосредственное руководство рабочими осуществлялось десятниками - и, в частности, упоминается, что несмотря на в целом их достаточную квалификацию, опыта именно бетонных работ у них было мало.

Вот по каким причинам строительство только силами мобилизованных колхозников без привлечения заключенных кажется мне маловероятным.
Записан

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 185
  • Ржевцев Юрий Петрович
В доступных мне документальных источниках, в том числе в монографиях по истории УИС, иная информация: ГУАС строила всякие аэродромы, в том числе запасные. Всё зависело от условий заказчика (т.е. ВВС РККА) и размеров бюджетного финансирования...
Записан

nestor

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 103
  • Skype: v_sachkov
    • WWW
Вот сканы со страниц подлинного архивного фотоотчёта о трудовой повинности калининградских колхозников в пользу Отдела ШОСДОРа УМВД по Калининградской области

Какой примерно год?
Записан
Будьте здоровы!

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 185
  • Ржевцев Юрий Петрович
Какой примерно год?

Первые послевоенные...
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »