Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Донесение батальонного комиссара Вайсмана о гибели с/т "Сванетия"  (Прочитано 812 раз)

Щербинин Сергей

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 295
  • Щербинин Сергей Владимирович
Уважаемые участники Форума!

Предлагаю Вашему вниманию текст политдонесения военного комиссара Отряда санитарных транспортов Черноморского флота батальонного комиссара Иосифа Марковича Вайсмана о гибели с/т "Сванетия".

Филиал ЦАМО РФ (Архив ВМФ), ф. 2092, оп. 1, д. 127, лл. 206…213.

  " - 206 -

[вх. ПУ ЧФ № 2335сс от 12.05.1942 г.]

                                             Сов. секретно
                                             Экз. № 2

                                  Начальнику Главного Политуправления РК ВМФ
                                  Армейскому комиссару тов. Рогову

                       Копия: Начальнику Политуправления Черноморского флота
                                  дивизионному комиссару тов. Бондаренко

                                                        Политдонесение

                             Содержание: о гибели санитарного транспорта «СВАНЕТИЯ».

   Теплоход «Сванетия» возвратился 1 марта из г. Истамбули /Турция/, где он простоял с начала Отечественной войны. После прихода в Туапсинский порт теплоход был мобилизован и передан в отряд санитарных транспортов Черноморского флота.
   19 марта «Сванетия» была направлена в первый рейс с грузом и людьми из г. Туапсе через Новороссийск в Севастополь. В первые два рейса «Сванетию» конвоировали один лидер миноносцев, два эсминца и три СКА.
   14 апреля «Сванетия» вышла в третий рейс из Новороссийска в Севастополь, имея на борту 790 тонн продовольствия, боезапаса и около трех сот человек бойцов и командиров. Конвоировали транспорт э/м э/м «Свободный» и «Бдительный».
   16 апреля в 04 часа корабль прибыл к месту назначения и после выгрузки командир корабля старший лейтенант Беляев /бывший капитан «Сванетии»/ получил предписание согласно которого «Сванетия» под охраной одного эсминца «Бдительный» должна следовать в Новороссийск.
В 21 час 16 апреля «Сванетия» вышла из южной бухты, легла на Инкерманский створ в кильватер эсминцу «Бдительный», и развивали полный ход. Эсминец «Свободный» остался в Севастополе.
    Во время выхода корабля в море моральное состояние командира корабля было подавленное в следствии слабой охраны на походе.
   Я, и командир отряда капитан II ранга т. Андреус, находившиеся на корабле со дня его укомплектования для организации службы и партийно - политической работы, были также удивлены слабостью охранения на походе, однако еще до выхода корабля из Севастополя я принял все меры через командира и военкома корабля полкового комиссара т. Ефимова, чтобы обеспечить особо бдительное наблюдение и мгновенную готовность к отражению возможных нападений противника с моря и главным образом с воздуха.


Записан
С уважением - Сергей Владимирович

Щербинин Сергей

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 295
  • Щербинин Сергей Владимирович
                                                          - 207 -

    При выходе корабля из Севастополя на борту находилось:

Тяжело раненых бойцов и командиров ……………………….....………..240 чел.
Красноармейцев и командиров 154 Кав. полка ………………………..354 чел.
Пассажиров - военнослужащих …………………………………........………..65 чел.
Эвакуированных граждан с детьми ………………………........…………….50 чел.
Рабочих завода № 201 и Электромортреста …………………...…….…..10 чел.
Команда корабля ……………………………………………................…………..184 чел.
                                                                                            ___________________
                                                                 Всего:               893 чел.

    17 апреля в 07 час. 20 мин., идя рекомендованным курсом ОСТ /90 °/, наблюдатели обнаружили на Норд - Весте 3 самолета - разведчика противника. Эсминец «Бдительный» открыл огонь и начал ходить переменными курсами. С/т «Сванетия», меняя курсы, следовал общему движению эсминца. Самолеты удалились за предел досягаемости артогня и продолжали летать вокруг нас. Вскоре один самолет улетел, через некоторое время улетел второй. Оставшийся самолет на курсах Норд и Зюйд продолжал следовать за кормой «Сванетии» на высоте трех - четырех тысяч метров, временами скрываясь в облаках. «Сванетия» продолжала идти в кильватер эсминцу курсом ОСТ /90 °/,а затем по сигналу эсминца легла на курс 80 °. Состояние моря - штиль. Видимость полная. Небо к полудню стало безоблачное. Разведчики все время продолжали летать на горизонте.
     В 14 час. 28 мин. разведчик типа Юнкерс - 88 пролетел через «Сванетию» на высоте трех тысяч метров, стало ясно, что разведчик наводит  на цель ожидавшиеся самолеты противника. Мы приняли необходимые меры к усилению наблюдения по секторам, были выставлены и проинструктированы дополнительные наблюдатели. В связи с тем, что солнце находилось с правого борта за кормой, что мешало наблюдению за солнцем, откуда больше всего ожидали появления самолетов, мы отвернули вправо и продолжали вести корабль на траверз солнцу.
Вскоре увидели 12 самолетов - бомбардировщиков со стороны солнца, которые начали с разных секторов сбрасывать бомбы на корабль. Командир отряда отдал приказание положить влево руль и первая группа бомб упали в 10 - 15 метрах с правого борта.
     Продолжая наблюдение за пикирующими бомбардировщиками и моментами отделения бомб от самолета, в зависимости от полета бомб, командир отряда давал приказание рулевому  на изменение курса. Только благодаря правильному маневрированию все сброшенные бомбы на корабль (до 48 штук) падали в воду, за исключением одной зажигательной, которая пробила дымовую трубу, шлюпочную палубу и вылетела за борт, оставив в палубе отверстие диаметром около 300 мм.
Записан
С уважением - Сергей Владимирович

Щербинин Сергей

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 295
  • Щербинин Сергей Владимирович
                                                       - 208 -

    Около отверстия остались осколки /отливки/ стабилизатора. Все бомбы падали по 4 штуки и в каждой группе по одной зажигательной.
     Атаки самолетов следовали стремительно одна за другой; от взрывов вокруг корабля подымались огромные всплески; корабль накрывался водой; люди, находящиеся на мостике, были мокрые. Интенсивным огнем всех 5 - ти сорока пяти м/м пушек и двух крупнокалиберных пулеметов ДШК, находившихся на борту, один самолет был сбит, а другой поврежден и, уходя, продолжал снижаться.
     В 14 час. 48 мин. ушел последний бомбардировщик. В результате бомбардировки на корабле имелись следующие повреждения:
а/ Вышли из строя компасы.
б/ Сорвана вертушка лага.
в/ Выведена из строя телефонная связь.
г/ Выведен из строя трюмный насос.
д/ В надстройках выбиты все стекла.
е/ В помещениях разбита электрическая арматура.
ж/ Подводная пробоина с правого борта в районе главных дизелей. Пробоина была быстро заделана деревянным пластырем.
    Среди личного состава жертв не было, за исключением ранения осколком в ногу наводчика орудия № 4 краснофлотца Дуняшева.
     После бомбежки главные дизели продолжали работать  нормально и корабль продолжал идти полным ходом по своему курсу. Машины давали 161 - 162 оборота /16 миль/.
Во время налета бомбардировщиков эсминец «Бдительный» находился с правого борта «Сванетии» и после нашего семафора «Лаг и компасы не работают» «Бдительный» пошел в голову, поднял «единицу», показал курс 80° и мы пошли за ним в кильватер.
На наш запрос у командира «Бдительного» по семафору - запросил ли он усиления охранения, мы получили ответ «Ожидаем два самолета для прикрытия», но никаких наших самолетов в этом районе не появлялось.
      В 15 час. 55 мин. с Веста показались в общем строю 9 низко летящих торпедоносцев. «Бдительный» положил влево на борт на встречу самолетам. Торпедоносцы распределились на три группы по три самолета. «Сванетия» продолжала идти прежним курсом на Ост. Одна группа вышла влево по горизонту на Зюйд - Ост, вторая группа вышла на Норд - Вест, а третья группа держалась на Осте. Выйдя на указанные направления, торпедоносцы легли в строю фронта на курс сближения.
Записан
С уважением - Сергей Владимирович

Щербинин Сергей

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 295
  • Щербинин Сергей Владимирович
                                                                - 209 -

     Группа с Зюйд - Оста вышла на боевой курс на курсовых углах от 20 до 60° правого борта. Группа с Норд Веста вышла на боевой курс на курсовых углах «Сванетии» от 120 до 160° левого борта. Третья группа маневрировала на острых курсовых углах «Сванетии». «Бдительный» продолжал оставаться с левого борта.
     Несмотря на исключительно интенсивный огонь из всей зенитной артиллерии корабля, две группы самолетов с правого борта и с носа на расстоянии 6 - 7 кабельтовых выбросили 8 торпед с высоты не более 35 - 40 метров.
     Когда торпеды падали в воду командир отряда скомандовал: «право на борт; 90° от курса». Таким образом, уклонились от 5 - ти торпед, которые прошли в 5 - 6 метрах от правого борта. Одна торпеда взорвалась во время соприкосновения с водой метров 300 от правого борта. В 16 час. 10 мин. две торпеды попали в носовую часть корабля, одна с правого борта, а другая с левого борта. По расчету как торпеды падали в воду и маневрирования кораблем указанные две торпеды должны были пройти по бортам, но по мере сближения корабля с ними расстояние между торпедами начало сближаться, есть предположение, что эти две торпеды были контактными.
Взрыв от обоих торпед был одновременный, во время взрыва весь корабль накрывался водой. Взрывной волной многих выбросило с мостика на шлюпочную палубу и за борт. Командир корабля и командир отряда были выброшены на шлюпочную палубу. Я оказался в числе троих, уцелевших на мостике.
     Когда вода сошла с корабля, нос уже полностью был в воде и корабль получил большой дифферент на нос. Убедившись, что в носу имеются большие пробоины и передний ход может ускорить гибель корабля, было отдано приказание в машину дать задний ход и машины сразу отрабатывали «полный назад».
     Все орудия и пулеметы продолжали вести огонь по торпедоносцам. Один торпедоносец был сбит и затонул.
      После взрыва торпед среди пассажиров началась большая паника. Я отдал приказание краснофлотцам боцманской команды т. т. Данченко и Воронову спустить все шлюпки на воду. Военкому корабля приказал организовать чтобы надели на всех раненных спасательные пояса, однако быстрое увеличение дифферента на нос и появление большого крена на левый борт увеличило панику среди пассажиров. С обоих бортов плавали многие бойцы корабля и пассажиры, выброшенные взрывной волной. После спуска шлюпок с раненными и пассажирами, оставшиеся пассажиры начали бросаться за борт.
Записан
С уважением - Сергей Владимирович

Щербинин Сергей

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 295
  • Щербинин Сергей Владимирович
                                                           - 210 -

     Санитарки, мед. сестры и краснофлотцы выносили из уцелевших помещений раненых и спускали  в воду по левому борту, где вода уже доходила до верхней кромки борта.
Командир отряда, командир корабля и я опустились в воду, когда корабль начал уходить под воду. Во время нашего нахождения не больше метра от борта, корабль с исключительной быстротой носом с креном на левый борт пошел в воду и накрыл своим корпусом три шлюпки переполненные людьми и большое количество плавающих людей.
     В 16 час. 30 мин. сан. транспорт «Сванетия» скрылся под водой.
     Всего с момента попадания торпед до потопления корабль был на воде 18 мин.
Координаты гибели сан. транспорта «Сванетия»: 43 ° 00 мин. Нордовой широты. 36 ° 55 мин. Остовой долготы. Глубина 2130 метров.
      После потопления корабля все 9 торпедоносцев группами по - три сделали по три захода над плавающими людьми и с высоты 8 - 10 метров расстреливали из пулеметов и бросали бомбы на шлюпки. От этих зверских приемов фашистских извергов погибло очень большое количество людей.
     В это время эсминец «Бдительный» скрылся с видимости, отбиваясь и маневрируя от атак торпедоносцев. Около полутора часов люди плавали не видя миноносца и не зная, уцелел ли он от торпедоносцев.
     Послу ухода самолетов на горизонте появился силуэт «Бдительного»; быстро, полным ходом приблизился, спустил шлюпки и начал подбирать плавающих людей. 18 час. 25 мин. все плавающие люди, оставшиеся в живых, были подобраны.
     Всего подобрано 157 человек, из них 17 человек вскоре умерли на корабле. В живых осталось 140 человек, таким образом на сан. транспорте «Сванетия» погибло 753 человека.
     Из 184 человек команды «Сванетия» спаслось 72 чел.
     Из среднего командного состава корабля погибло:
- Помощник командира корабля старший лейтенант Лобанов;
- Грузовой помощник /без звания/ Синицын;
- Командир БЧ - 5 /без звания/ Бирюков;
- Политрук БЧ - 5 младший политрук Ананьев;
- Командир БЧ - 4 лейтенант Корнилов;
- Хирург, военврач II ранга Итин;
- Политрук сан. службы политрук Синделяев;
- Зубной врач военврач III ранга Тарасенко;
Записан
С уважением - Сергей Владимирович

Щербинин Сергей

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 295
  • Щербинин Сергей Владимирович
                                                             - 211 -

- Зав. аптекой старший военфельдшер Лаптий;
- Ординатор хирург старший военфельдшер Рябков;
- Уполномоченный особого отдела ст. лейтенант Бушин;
- Флаг - связист отряда ст. лейтенант Чайкин.
     Из партийной и комсомольской организации корабля погибло:
- Членов ВКП (б) - 9 человек;
- Кандидатов в члены ВКП (б) - 9 человек;
- Комсомольцев - 25 человек.
      Личный состав эсминца «Бдительный» героически работал во время спасения людей. Командир корабля капитан - лейтенант Горшенин и военком корабля старший политрук т. Возный проявили исключительную заботу по оказанию помощи спасенным. Весь личный состав эсминца принимал активное участие в откачивании людей, потерявших сознание и в натирании окоченевших в воде тел. Спасенным уступили все каюты и кубрики и с исключительной заботой ухаживали за всеми всю ночь до прихода эсминца в Новороссийск, т.е. до 08 час. 18 апреля.
Во время боя с самолетами противника личный состав сан. транспорта «Сванетия» мужественно и стойко боролся с врагом. Не считаясь со своей жизнью, бойцы отбивали вражеские атаки и защищали корабль. Даже после попадания торпед личный состав корабля не подавался панике, продолжая выполнять отдаваемые приказания, оставаясь на своих постах.
До последней минуты все уцелевшие пушки и пулеметы продолжали вести огонь по вражеским самолетам.
     Некоторые примеры мужества и отваги:
     Глав. старшина комендоров тов. Арсламбеков - чл. ВКП /б/ своим мужеством воодушевлял комендоров и давал точные данные стрельбы по самолетам. Когда торпеды попали в носовую часть корабля и весь боевой расчет орудия № 2 был выброшен взрывной волной за борт тов. Арсланбеков стал у орудия, без всякой прислуги и продолжал вести огонь. К нему на помощь подбежали санитарка - комсомолка Музыченко и старшая мед. сестра Бердичевская, которые подавали ему снаряды. Вода подходила к орудию, но т. т. Арсламбеков и Музыченко продолжали стрелять по фашистам и только тогда, когда вода затопила стоящий у орудия снарядный ящик тов. Арсламбеков прекратил стрельбу с криком «Товарищи, умрем за дорогого Сталина, за нашу любимую Родину» пошел в воду. Плавая, т. Арсламбеков подбадривал людей и помогал раненым спасаться. Тов. Арсламбеков погиб смертью храбрых.
Записан
С уважением - Сергей Владимирович

Щербинин Сергей

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 295
  • Щербинин Сергей Владимирович
                                                              - 212 -

     Командир орудия № 1 т. Пилецкий - чл. ВЛКСМ самостоятельно вел огонь по самолетам противника; его снаряды ложились в цель, сбивая вражеские самолеты с боевого курса. Не взирая на то, что возле борта падали бомбы, и осколки засыпали площадку орудия, однако тов. Пилецкий не прекращал вести интенсивный огонь. Его орудие замолчало только тогда, когда от взрыва торпед весь боевой расчет был выброшен за борт.
     Командир кормового орудия т. Парфилов -  канд. ВКП /б/, несмотря на то, что корабль уже начал спускаться под воду, продолжал вести огонь по торпедоносцам. Ему подносили снаряды мед сестра Дорошенко и санитарка Соколова, подавая снаряды т. т. Дорошенко и Соколова кричали «За любимого Сталина, за Родину». Когда корма поднялась в верх и корабль начал опускаться в воду, т. т. Парфилов, Дорошенко и Соколова крепко держась за орудие, громко запели «Интернационал». Т. т. Парфилов, Дорошенко и Соколова погибли героической смертью.
Главный боцман Анишкевич канд. ВКП /б/ и краснофлотец боцманской команды Федоров после взрыва торпед, когда вода хлынула в помещение 3 - го класса, где находились раненые, стали выносить их на себе и одевать им пояса, рассказывая им как вести себя в воде. Т. т. Анишкевич и Федоров спасли двух женщин, несмотря на то, что сами были ранены.
     Отлично работали бойцы и командиры боевой части 5. Во время боя командир БЧ - 5 т. Бирюков и политрук БЧ - 5 Ананьев мужественно руководили своим личным составом и организовали быстрое исправление повреждения от бомбежки. После торпедирования корабля, когда в машине погас свет, ни один боец не уходил со своего поста, а продолжали выполнять боевые приказания. Только после приказания оставить корабль личный состав БЧ - 5 оставил свои посты. Тов. Бирюков и Ананьев последними оставили машины. Из - за большого крена и дифферента корабля они стали выходить через дымоходную трубу. Будучи на вышке наружной части трубы, т. Ананьев дал три прощальных гудка и вместе с кораблем погрузился в воду. Бирюков и Ананьев умерли славной смертью большевиков.
      Отлично действовал командир отделения рулевых тов. Куренков. На протяжении 10 часов т. Куренков не отошел от штурвала. Своим мужеством во время бомбежки корабля и точным управлением рулем обеспечил маневрирование кораблем и не допущение попадания бомб. Тов. Куренков вместе с командованием корабля последним опустился в воду, помогая раненым бойцам спасать свою жизнь.
      Героически работали мед. сестры Ясинская, Ерохина, Бердичевская, Романова, Дорошенко, военврач III ранга Тарасенко, которые находились у раненых до последней минуты, они обес-
Записан
С уважением - Сергей Владимирович

Щербинин Сергей

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 295
  • Щербинин Сергей Владимирович
                                                       - 213 -

печили всех своих раненых спасательными поясами и помогали спуститься в воду. Только благодаря такому отношению к раненым эсминец «Бдительный» подобрал до 20 человек раненых, в том числе одного без кистей рук, а другого совершенно слепого. Т. т. Ерохина и Тарасенко погибли как верные патриоты нашей Родины.

                                                   Выводы.

     1. Личный состав сан. транспорта «Сванетия», несмотря на свою молодость и недостаточную сработанность, героически и самоотверженно дрался за сохранение корабля от нападения фашистской авиации, а также за спасение людей после его торпедирования.
     2. Командир и военком эсминца «Бдительный» сделали все от них зависящее для защиты охраняемого сан. транспорта «Сванетия». При наличии еще одного миноносца и двух - трех СКА в охранении, корабль мог бы выбраться из этой, хотя очень сложной обстановки.
     3. Гибель столь ценного корабля в такой короткий срок есть результат слабого внимания вопросу конвоирования судов в море и неглубокого извлечения уроков из новой тактики фашистской авиации.
     4. Учитывая, что потеря оставшихся единиц сан. транспортов поставит в тяжелые условия оборону Севастополя, считаю необходимым усилить зенитное вооружение на всех транспортах, выпускать их в море только с усиленным охранением, периодически прикрывать авиацией в дневное время.

                                          Военком Отряда сан. транспортов ЧФ
                                          Батальонный комиссар
                                          /И. Вайсман/                       подпись

21/IV - 42 г.
Отпечат. в 3 экз.
А.М."
Записан
С уважением - Сергей Владимирович

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 763
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемый Сергей Владимирович!
Благодарю Вас за размещение здесь столь подробного описания "из первых уст" гибели санитарного транспорта "Сванетия".
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 456
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
Сергей Владимирович, большое спасибо! Побольше бы таких находок в архиве!
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »